ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА
Дисциплина: фотожурналистика
С какого времени и почему фотография стала более широко
использоваться в периодических печатных изданиях, что, по сути, явилось началом журналистики?
Фотографии для журналов гравировали, это усложняло процесс тиражирования, именно поэтому их мало использовали в полиграфии. Лишь в конце 70-х, начале 80-х гг. XIX в., когда в полиграфии появятся новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография), порожденные самой же фотографией, фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.
Фототипия — Способ плоской печати со стеклянной или металлической зерненой пластины, покрытой светочувствительным слоем, на которую фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение. При печатании краской смачиваются только печатающие элементы. Второе значение — оттиск, полученный с такой пластины Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов..
Цинкография — Один из видов изготовления репродукционных форм высокой печати. Он позволяет полученные с изооригиналов, в том числе сделанных фотоспособом, негативы копировать на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину, а затем посредством травления кислотой незадубленных при копировании пробельных элементов получать цинкографские клише Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов..
2. Дайте определения информационным жанрам
фотожурналистики
К информационным жанрам журналистики относятся фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация:
Фотоинформация, Фоторепортаж, Фотоиллюстрация
3. Дайте определения публицистическим жанрам
фотожурналистики
К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.
Фотозарисовка
Фотоочерк — жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.
Специфические особенности и жанровая система фотожурналистики ...
... жанрах выведены их главные черты. Практическая значимость моей работы состоит в том, что данный информационный материал может быть использован при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Фотожурналистика», ... изучения материал. Завершает мою курсовую работу заключение, библиографический список, ... эти определения трудно отразить всю многогранность этого направления Итак, фотожурналистика, по- ...
Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж — это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате — синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.
4. Охарактеризуйте такие виды тиражирования фотоснимков, как
фотогравюра, фототипия, фотолитография
Фотолитография, Фототипия
Гравюра — (фр. gravure).
Вид графического искусства, в котором изображение является печатным оттиском выпуклого или углубленного рисунка, выполняемого различными приемами гравирования на поверхности пластины («доски»).
Второе значение — сама пластина или оттиск с нее. Нередко к гравюре относят и литографию («плоская» гравюра).
Фото-тинто-гравюра
5. Каковы были первые основные направления использования
фотографии?
Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивались по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых — включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым интенсивным образом светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета, а также, ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью, как альтернатива произведениям изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например, видовая фотосъемка географов, этнографов, репортеров-путешественников нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем становилась историческим документом. То же можно сказать об индивидуальных и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовых целях, но становящихся со временем научным и документальным свидетельством эпохи.
6. Назовите жанры фотожурналистики, ведущие свое
происхождение
а) от жанров изобразительного искусства;
- Живопись, в свою очередь, подразделяется на монументальную и станковую, а последняя — на станковую картину, пейзаж, портрет, натюрморт.
Графическое искусство имеет свои жанры — рисунок, плакат, карикатуру, книжную иллюстрацию, промышленную и оформительскую графику.
Фотоискусство при своем зарождении использовало не только принципы отображения действительности, веками складывавшиеся в изобразительном искусстве, но и его жанры. Есть в фотожурналистике и свои «монументальные полотна» — развороты в газетах и журналах, посвященные как социальной тематике, так и рекламно-развлекательной. Есть пейзажи, портреты, натюрморты.
б) от жанров литературы;
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/fotoiskusstvo-i-fotojurnalistika-obschee-i-osobennoe/
Интервью как жанр журналистики
... Объектом изучения в данной курсовой работе является система жанров журналистики, а предметом – жанр интервью. Целью данной курсовой работы является определение жанровой принадлежности интервью, построение классификации интервью и выявления его особенностей как жанра в печатных и электронных ...
В литературе как виде художественного творчества, виде деятельности, наиболее близком к журналистике, исторически определились и существуют такие жанры:
- рассказ, повесть, роман (относятся к эпическому роду);
- драма, комедия, трагедия (относятся к драматическому роду);
- поэма, баллада, элегия, ода, лирическое стихотворение (относятся к лирическому роду).
в) от жанров риторики и журналистики.
Но, если говорить о видовой и родовой сущности фотожурналистики (не фотоискусства!), она, конечно, ближе журналистике. А в журналистике есть еще и такие жанры, как информация, информационная заметка, репортаж, очерк, комментарий, эссе, фельетон, памфлет. И со всеми этими жанрами в прямой и непосредственной связи находится фототворчество, фотожурналистика.
6. Перечислите основные отличия жанрового воплощения
социально-экономических тем в советской и постсоветской фотожурналистике
Это знак времени — постоянная публикация подобных очерков в разного рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, самого его «дна», криминальных, асоциальных групп и личностей. Мотив скандала, эпатажа, насилия, «клубничики» в лучших (то есть худших) традициях буржуазной прессы, которые еще 10 лет назад нещадно критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более — в «желтых» изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.
Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума, политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп- и шоубизнеса, разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются «глянцевые» журналы, основная функция которых — рассказ об известных лицах и персонах, так называемых VIP (журналы «Профиль», «Караван истории» и др.).
8. Назовите известных отечественных и зарубежных мастеров
фоторепортажа
Фоторепортаж — более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий. Фоторепортаж может вылиться и в один, репортажный снимок. Репортаж может быть и серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой деятельности и недеятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.
Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России»
... что теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А есть вопросы, которые ... больше вопросов, чем ответов. Основная часть. Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать правоту. Это ... рассуждениями по этому поводу, то тему не раскроете. Сочинение должно ведь показать материал литературный, верно? Выход такой: ...
Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах в середине XIX века, — отмечает исследователь фотопублицистики Г. Чудаков (Г. Чудаков, 1988).
Их авторов называли «злободневными фотографами». Среди них самым известным был уже упоминавшийся в первых лекциях англичанин Роджер Фентон. Он прославился как светописец Крымской войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди, показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке.
В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала «Всемирная иллюстрация», затем иллюстрированных журналов «Стрекоза» и «Нива». Широко известным фоторепортером конца XIX — начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.
9. Каковы жанровые особенности фотоочерка?
Фотоочерк — жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.
Это знак времени — постоянная публикация подобных очерков в разного рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, самого его «дна», криминальных, асоциальных групп и личностей. Мотив скандала, эпатажа, насилия, «клубничики» в лучших (то есть худших) традициях буржуазной прессы, которые еще 10 лет назад нещадно критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более — в «желтых» изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.
Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума, политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп — и шоубизнеса, разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются «глянцевые» журналы, основная функция которых — рассказ об известных лицах и персонах, так называемых VIP (журналы «Профиль», «Караван истории» и др.).
Уличные музыканты как объект исследования фотожурналистики
... жанрами фотожурналистики. Вторая глава посвящена уличным музыкантам, их жизни, целям, мотивации, а так же правилам фотосъёмки. Актуальность и новизна проблемы «Лев Николаевич Толстой писал: «Седьмого июля 1857 года ... и иерархией. Данное дипломное сочинение состоит из трёх частей. ... публицистическому - фотокорреспонденция, фотоочерк и фотомонтаж. Функции информационных жанров: фиксация нового факта ...
Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен на жизнеутверждающей или драматической ноте, чем этот жанр сближается с произведениями литературы и искусства. Соотношение факта и образа в отражении реальности, использование при этом соответствующих изобразительных средств, особенно применительно и к жанру репортажа, и к жанру очерка.
Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же типологическая общность — многокадровый изобразительный ряд.
10. Дайте определение жанрам фотомонтажа и фотоколлажа,
назовите имена их основоположников
Фотомонтаж и фотоколлаж — это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже — синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.
Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания сообщениям о фактах и явлениях действительности, имиджам тех или иных непопулярных политиков, комического и сатирического эффекта. Основоположник и классик жанра фотомонтажа — Джон Хартвильд. Он разрабатывал преимущественно антивоенную, антифашистскую тематику. Основоположник жанра коллажа в изобразительном искусстве (с использованием фотографии) — художник Макс Эрнст.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/fotoiskusstvo-i-fotojurnalistika-obschee-i-osobennoe/
1. Диск ИДО РУДН: Хрестоматия версия 1 и 2.
2. Диск ИДО РУДН версия 2 и 3.
3. Интернет сайты: www.photographer.ru, www.photoweb.ru, www.photo.ru, www.goo.ru, www.torama.ru