Особенности работы концертмейстера на х ритмики ( начинающего концертмейстера)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой

городского округа Тольятти

Особенности работы концертмейстера на уроках ритмики

(Эссе начинающего концертмейстера)

Составитель:

концертмейстер

Прохорова Анастасия Владиславовна

2018 г.

Цель эссе

Задачи эссе

1.Обратить внимание на значимость работы концертмейстера в процессе музыкального воспитания детей.

2.Обобщить основные требования к деятельности концертмейстера.

3. Показать пути решения проблем начинающего концертмейстера.

Очень жаль, что в музыкальном училище нет предмета «Концертмейстер хореографического класса и ритмики». Сейчас, в самом начале своей работы, я вижу, что это специфическая форма деятельности, требующая особых навыков и умений. При безусловном главенстве в классе педагога – хореографа, концертмейстер, в свою очередь, играет на уроке важную роль. Танец неотделим от музыки – он без музыки не существует, и это сразу чувствуют дети. И лица, и руки, и движения под музыку наполняются художественным содержанием.

Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях ритмики является музыкально-ритмическое воспитание. Не у всех детей сразу получаются упражнения: может быть недостаток внимания или координации. Здесь могут помочь преподаватель, концертмейстер в классе, и заинтересованные родители в домашних условиях.

Музыкально — ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

  • обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
  • способствует усвоению музыкальных знаний;
  • формирует умение подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.

Способы передачи содержания музыки. Средства музыкальной выразительности

Танцевальную базу учащимся дает преподаватель, а музыкальную – концертмейстер. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий для музыкального развития детей через игровую деятельность.

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музыкальной грамоты.

Содержание музыки передается совокупностью средств музы­кальной выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, ди­намические оттенки, ритм, размер, структура музыкального про­изведения.

4 стр., 1582 слов

Выявление музыкально-одаренных детей на занятиях музыки и методы работы с ними

... Киев, 1992 Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – 21 век, 2004 6.Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста. – М., 1994 Старчук М. ...

Мелодия является важнейшей основой музыкального сопро­вождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Раз­нообразие мелодии передается направлением мелодических ри­сунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непре­менно учитывается направление мелодии.

Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: дви­жением рук — поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисхо­дящую мелодию — принять упор присев. На волнообразный мело­дический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое — при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

Темп — это скорость исполнения музыкального произведения. Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для дви­жений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства общеразвивающих упражнений.

динамическим оттенкам музыки

Ритм это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нот­ными знаками. За единицу измерения принята целая нота. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается поло­винной нотой и длится два счета.

Ритмический рисунок, Музыкальный размер

Метром принято называть чередование сильных и слабых долей через рав­ные промежутки времени (через одну или две сла­бые доли).

Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, сто­ящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре (такте).

Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, то есть ритм.

С целью закрепления восприятия музыкального размера выде­ляют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцен­тированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой.

Структура музыкального произведения

Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы — на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение движения не совпадает с окон­чанием музыкальной фразы. Применять их не рекомендуется. Дви­жения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2, 4, 8 раз.

15 стр., 7293 слов

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях ...

... литературы, наблюдение, беседы и другие. Экспериментальная работа проводилась на базе специальной коррекционной школы - интернат 8 вида для ... упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования. Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании - это возможно ли использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике ...

Элементы музыкальной грамоты на начальном этапе усваиваются в лёгкой форме. Каждое понятие можно отработать в игре, где большую помощь преподавателю оказывает концертмейстер.

Какими навыками и умениями должен обладать концертмейстер ритмики? Эта специальность предъявляет высокие требования к музыканту, которые в самом начале работы пианиста без помощи опытных концертмейстеров кажутся слишком обширными и сложными.

Задачи концертмейстера в классе ритмики

Для профессиональной работы в классе ритмики концертмейстеру необходимо:

  • иметь представление о методике преподавания ритмики, изучать пособия с музыкальными играми для развития чувства метра;
  • владеть обширным репертуаром русских и зарубежных композиторов, знать детские песни;
  • владеть импровизационным видом аккомпанирования, подбирать песни по слуху и транспонировать их в другие тональности;
  • уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;
  • уметь аккомпанировать с листа, одновременно воспринимая движения учащихся;
  • знать основы планирования работы и провести в случае необходимости урок ритмики самостоятельно с коллективом детей;
  • быть активным союзником и помощником преподавателя, стремиться к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
  • содействовать развитию музыкальных представлений учеников, воспитанию у них хорошего музыкального вкуса;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта и концертмейстера, обогащать свои знания, пополнять репертуар, учиться у коллег, использовать собственный накопленный опыт.

Молодому концертмейстеру приходится вникать во все перечисленные задачи. Причём, все они первостепенные. Сразу начинается изучение предмета ритмика, накопление музыкального материала. Большую помощь оказывает педагог. Он знакомит с планом и содержанием каждого урока, обсуждает музыкальное сопровождение. Много материала можно взять из интернета: посмотреть открытые уроки и презентации по урокам ритмики, послушать музыкальный ряд. Некоторые педагоги делятся своими наработками и предлагают сборники музыкальных произведений для оформления уроков.

Необходимо иметь рабочий блокнот, где можно записать различный материал, возникшие идеи и способы решения новых задач. Хорошо иметь отдалённое планирование уроков, чтобы заранее продумать музыкальное сопровождение игр и движений.

На концертмейстера ложится ответственность за настрой детей к уроку, музыкальное сопровождение урока и его окончание. Дети должны уходить с занятия в хорошем настроении. С самого начала уроков по ритмике необходимо приучать учащихся к слушанию музыки (небольшие, но яркие фрагменты художественных классических произведений); обращать внимание на характер музыки, звучание инструментов. Можно потом предложить детям станцевать под музыку свои композиции. Это развивает их фантазию, музыкальность и слух.

3 стр., 1268 слов

Статья по физической культуре «Музыка и движение,как средство ...

... фитнесе, гимнастике (в том числе и ритмической) задает темп и интенсивность движения. Музыка, от русских народных мотивов до современных мелодий и ритмов, и. безусловно, классические музыкальные произведения, приобщение к которым ребенка важно ...

Например: польская народная песня « Два кота». Онасостоит всего из двух звуков. При обычном разучивании может звучать монотонно и скучно. Можно её разнообразить. Преподаватель добавляет к ней движения, вызывающие интерес, а концертмейстер гармонически разукрашивает аккомпанемент, благодаря чему мелодия меняет свою окраску.

При подборе музыкального произведения учитываются возраст и подготовленность обучающихся. Для учащихся младшего и сред­него школьного возраста рекомендуются музыкальные произведения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего школьного возраста — произведения с более богатой мелодией и слож­ным ритмом.

Наиболее распространенными музыкальными произведениями на уроках иритмики являются песни и танцевальные мелодии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение од­них и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям.

К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по характеру музыкальное произведение. Музыкальные произведения подбираются преподавателем совмест­но с концертмейстером. При подготовке к уроку и в процессе его проведения преподаватель должен:

  • заранее ознакомить концертмейстера с содержанием заня­тий, с особенностями вновь включенных в урок упражнений;
  • строить группу и выбирать свое место так, чтобы занимаю­щиеся хорошо были видны аккомпаниатору;
  • показывать упражнения в нужном темпе, ритме, характере движений;
  • подавать команды своевременно, громко и четко.

Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героичес­ким. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.

Заключение

Роль концертмейстера на уроках ритмики велика. Важно уметь откликаться вовремя на все требования преподавателя-хореграфа, быть внимательным к движениям учеников, через игру передавать характер движения. Благодаря этому хореограф сможет спокойно, не отвлекаясь на посторонние задачи, следить за выполнением детьми различных движений, вовремя корректировать их, работать на хороший результат.

Очень важно для концертмейстера иметь хорошую память, высокую работоспособность и внимательность, находчивость в неожиданных ситуациях, которые довольно часто случаются в течение урока, а так же хорошую теоретическую базу.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/uchitelya-ritmiki/

1. Альбрехт Ю.А. «О рациональном преподавании пения и музыки в школах», — СПБ.,1989г.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

3. Михайлова М.А. «Поем, играем и танцуем в доме и в саду», — М.,1997г.

4. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.