Эссе по стихотворению Анны Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью»
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911 год
Три строфы, 12 строк, однако как много вместило в себя это, казалось бы, короткое произведение… Просто шедевр любовной лирики… Я не знаю ничего равного этому стихотворению.
В нём говорят три человека, дана их прямая речь, что уже для такого короткого стихотворения решение очень большой задачи. Эту речь троих даже нельзя обозначить глаголом «говорят». Неизвестная собеседница ( я не думаю, что это собеседник ) встревожена бледностью подруги, её внутренним состоянием.
Герой также произносит всего одну фразу и не поймёшь, с какой интонацией: забота ли это или ирония, обида… Вряд ли забота, коли уж так у него «искривился мучительно рот».
Более всего речи вслух отдано героине, её смятению и отчаянию: это и ответ-пересказ на вопрос подруги, как вели себя двое после какой-то тяжёлой для них сцены в доме, и крик о «шутке» и невозможности перенести произошедшего разрыва.
Стихи наполнены стремительным движением героев: Он быстро пошёл к воротам, и, видимо, покидает этот дом навсегда, Она выбежала за ним на крыльцо и, не касаясь перил, сбежала по ступеням и ещё бежала до ворот ( эти детали показывают нам расположение дворянской усадьбы ), так бежала, что стала задыхаться. Движение и в её крике отчаяния, и в дующем ветре, на который указывает герой. Значит, выбежала из дому к тому же, даже не захватив накидку.
Движение и в переносе крика в другую строку ( это уже мастерский приём,»анжамбеман», автора стихов):
Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...
... фронтальные занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам ...
- ………………. Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру»
И начинается стихотворение движением сжатых рук под «тёмной вуалью», передающее страдание души героини. Вуаль — это и часть головного убора, сетка, прикреплённая к шляпе и закрывающая лицо, и лёгкая прозрачная ткань. Тёмный цвет этой ткани словно траур по умершей любви.
Или вот эти деятельные строки:
«Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.» В стихах современника Ахматовой, А.Блока, мы часто встречаем тему опьянения, но всё же в прямом, а не в переносном смысле (» Я пьян давно, мне всё равно…») А здесь «печаль» отрава, а не «вино», что делает поэтессу новатором в сфере изображения чувств.
Хочется обратить внимание и на контраст в поведении героев: Молодой человек, судя по всему, быстро успокоился, уже дойдя до ворот, способен улыбнуться, хотя и «жутко». Она же словно остолбенела от той точки, которую он поставил своей репликой «не стой на ветру». Вообще не стой больше передо мной в моей жизни — так надо понимать.
Тяжёлая, конечно, сцена, но молодая женщина справится с данной ситуацией: вот она уже способна рассказать об этом событии и, ещё немного, и — написать гениальные стихи.
04.01.2021
Иллюстрация из Интернета