В школе я работаю по обновленной программе 2 год. В век высоких технологий меняются интересы детей, необходимо заинтересовать учащихся процессом обучения. Нужно шагать в ногу со временем. Потому я задумалась о том, что моя учительская деятельность должна измениться коренным образом. А для того чтобы это произошло необходимо учиться, чтобы усовершенствовать свою педагогическую практику.
(слайд 2,3)
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
* Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ
Виды рефлексии:
-
Рефлексия эмоционального состояния и настроения;
-
Рефлексия деятельности на уроке;
-
Рефлексия содержания учебного материала. (5 слайд)
Изначально у меня было, образное представление о понятии «Рефлексия», базовые знания об этом у меня были с колледжа, но после прохождения тренерских курсов, я обратила на это с другой стороны, появился новый взгляд, так как дети в первом классе, понятия не имеют что такое «Рефлексия ?», как нужно рефлексировать? Моей задачей было правильно научится проводить рефлексию, а самое главное научить детей «рефлексировать» , объективно оценивать свою работу на уроке, анализировать и делать выводы, но и самое главное это огромная помощь самому учителю, знать смог ли каждый ученик достичь цели в конце урока? Какие знания усвоил, после моего урока?
Для начала я начала использовать простые приемы.
1.Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:
-
Разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
-
карточки с изображением лиц;
-
цветовое изображение настроения.
А) Улыбающийся смайлик- все понятно на уроке. ( слайд 6)
Улыбка смайлика ровная- немного затрудняюсь.
Грустный смайлик- было трудно и непонятно на уроке.
Так как рефлексию можно использовать на любом этапе урока, такой прием можно применить в начале и в конце урока. С каким настроением ребенок начал урок и какое настроение у него оказалось в конце урока.
Развитие познавательного интереса младшего школьника на уроке музыки
... различных методов в формировании познавательного интереса младших школьников к уроку музыки. 3. Выявить дидактические основы развития познавательного интереса младших школьников ... — данное «чувственное положение, взаимосвязанное с реализацией познавательной работы и характеризующееся побудительностью данной работы»; Доктор педагогических наук Щукина Г. И. познавательной заинтересованностью ...
Б) Солнышко и тучка (слайд 7, 8)
Солнышко- моё настроение похоже на солнышко- я молодец, у меня всё получилось на уроке.
Солнышко с тучкой – мне было трудно на уроке.
Тучка- мне было не понятно, мне нужна помощь.
С) Интересный прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки синяя и зеленая. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. ( слайд 9)
2. Приемы рефлексия деятельности на уроке;, А) Прием «Яблоня
- Закрашивают три яблока- я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.
- Закрашивают два яблока- я могу работать лучше. У меня не все получилось на уроке.
(слайд 10)
Б) Прием «Три Звезды»
- Закрашивают три звезды- я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.
- Закрашивают две звезды- я могу работать лучше. У меня не все получилось на уроке.
(слайд 11)
«Острова».
( 12,13 слайд)
3. Прием рефлексия содержания учебного материала., А) Прием «Светофор»,
- Красный цвет- совсем не понятно.
- Желтый цвет- надо повторить ещё раз
( 14 слайд)
Б) Прием «?,!»
! знак- называют или записываются слова, понятия или термины, которые были известны, после прочитанного или усвоены во время урока.
? знак- непонятные слова, факты, требующие разъяснения.
(15 слайд)
С) Прием «Оценочные листы» ( 16-17 слайд)
Оценочный лист – инструмент универсальный, его можно использовать при оценке различных работ, в том числе и практических, во время групповой работы. Я составила несколько листов по литературе и использовала на уроке. Выбрала жюри. Первые впечатления девочки строже. Серьезнее и объективнее относятся к оценке своей работы, повышается уровень дисциплины и качество работы. Вместе с детьми мы составили и обсудили критерии по литературе. При оценивании жюри использует сигнальные карточки, оценивают в соответствии с критериями и комментируют. Также слушаем ответ и самого ученика, который выступает, учимся оценивать себя объективно.
В этом году я продолжаю проводить такую работу на уроках, также начали работать с учениками, используя приемы критического мышления «Ромашка Блума», кубик Блума, таблица «Тонких и толстых» вопросов.
Что же произошло со мной, моими учениками за это время?
Учащиеся изменили отношение друг к другу, стали более внимательными, доброжелательными, понимающими, благодаря диалоговому обучению, работе в команде, сплотились, раскрыли в своих одноклассниках положительные качества, которые не были видны при обычной деятельности на уроке. Дети легко воспринимают новшества, изменения, готовы к креативу. «Оттаяли» равнодушные , они уже «не в тени сильных учеников», благодаря использованию новых приёмов, они проявляли себя, выступали наравне с «сильными» учениками, поднимали свою самооценку.
Мое отношение к поступку лидии михайловны. «Мое отношение к поступку ...
... странице искали: почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником сочинение на тему Уроки француского Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки отзыв уроки французского распутин сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны «Уроки французского» (1973) ...
Рефлексия моей деятельности с учётом семи модулей позволила мне увидеть минусы в моей работе, а именно на моих уроках учащиеся редко выступали перед всем классом, мало внимания уделяли развитию речи.
Рефлексия помогает посмотреть на урок глазами детей с разным уровнем знаний, разного темперамента; узнать их оценку, предложения, настроение.
слайд 18)
Программа курсов и работа с тренером помогла мне разобраться в моих вопросах и взять лучшее, чтобы дети смогли плодотворно работать в паре, в групповой работе и индивидуально.