Актуальные проблемы на уроках английского языка и пути их решения.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Развитие экономической и социокультурной ситуации обеспечили огромный спрос на знание иностранных языков, что повлияло на мотивацию изучения английского языка в стране. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость, возможностей для их изучения предостаточно, не говоря уже о методиках преподавания.
Тем не менее, при изучении данного предмета очень часто у учеников могут возникать различные сложности и проблемы. Сегодня я бы хотела осветить основные проблемы, с которыми я столкнулась во время преподавания английского языка в школе.
Одна из сложностей в изучении английского языка заключается в том, что мы думаем на русском и только потом переводим слова на иностранный язык, сопоставляем с правилами грамматики, потом говорим предложение. В начале обучения этот процесс является слишком утомительным для ребёнка. Поэтому необходимо учить его мыслить и говорить на английском сразу. Именно так учатся говорить на родном языке дети, они буквально впитывают в себя язык. А ведь никаких грамматических правил, они не знают. Теорию они будут постигать намного позднее. На этом принципе основаны многие современные методики изучения иностранных языков.
Другой не менее важной проблемой является низкий уровень технической оснащённости учебных заведений. Ряд школ нуждается в улучшении материальной базы, техническом оснащении для проведения занятий по аудированию и говорению. Во многих школах имеются кассетные магнитофоны, но недостаточно технических средств воспроизведения видеоматериалов.
В эпоху стремительного развития всех сфер общественной деятельности нельзя обойти стороной и лингвистические изменения, которые происходят в иностранных языках, особенно в английском языке. Ежегодно в Европе выпускаются словари, которые публикуют новые слова, вошедшие в лексикон в данном году, а также в словарях встречаются пометы об изменении произношения и расширении значения многих слов. Отечественные авторы учебников по иностранным языкам не успевают следить за этими изменениями, и весьма часто учащиеся учат лексику и грамматические явления, которые уже давно не употребляются в данном языке. К примеру, в словарях 1995-2000-х годов слово to pick on дается в значении «выбирать», «останавливаться». Однако в современных словарях к этим значением добавили перевод «приставать», «дразнить». Отсюда возникает сбой в межкультурной и межъязыковой коммуникации.
Типы лингвистических словарей
... типа словарей по их содержанию: энциклопедические и лингвистические. Объект описания в энциклопедическом словаре и энциклопедии — различные предметы, явления и понятия; объект описания в лингвистическом словаре — единица языка, ... лексикологическим справочником для изучения русского языка XIX в. и последующего времени. После выхода первого издания «Толкового словаря» появляются рецензии, отзывы ...
Недостаточная степень усвоения предполагаемого учебного материала также является важной проблемой на сегодняшний день. В данном вопросе большую роль играет актуальность и продуктивность предлагаемых учебных материалов (в особенности учебников), а также профессиональная и деловая компетенция преподавателя. Здесь нужно отметить, что некоторые учебники на основе ФГОС требуют дополнительных занятий, либо дошкольной твердой базы.
Заинтересованность учащихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой и это не удивительно. Предмет для ребят новый, интересный и перед преподавателем стоит задача поддержания ее путем широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса. Однако здесь мы можем столкнуться с психологическими трудностями. У учеников иногда возникает боязнь не понять речь собеседника, боязнь ошибиться.
Для эффективной реализации учебных задач и решения некоторых проблем на уроках английского языка, мною были выбраны следующие пути решения этих проблем:
- укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;
- интеграция образовательной, научной и практической деятельности учащихся и учителей;
- увеличение учебных часов в базовом учебном плане на изучение иностранного языка в начальной школе;
- использование современных методик и технологий в преподавании иностранного языка;
- выбор стиля и способов педагогической коммуникации;
- поощрение (словесное и оценками) и мотивация к обучению английского языка.
Конечно, помимо указанных проблем существует ряд других, чтоговорит о том, что система преподавания иностранных языков требует доработки.