Эссе на тему: «Семья, как среда воспитания и общения».
Главное условие семейного воспитания Л.Н. Толстой видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми.
Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.
Нет ничего нового в мысли о том, что семья является одним из главных аспектов воспитания ребенка. Мир семьи, это определенная индивидуальная система ценностей. Ребенок всегда копирует поведение родителей и только они могут заложить в него начальные сведения о том, как же необходимо вести себя в обществе, как строить взаимоотношения с окружающими и как стремиться к тому, чтобы жизнь была яркой, а человек всегда оставался востребованным в обществе.
Семья для ребенка это первая культурная ниша. Именно она включает в себя все, что окружает его, с первых дней жизни. Это и события, и поведение, и информация. Родители создают условия, в которых ребенок развивается полноценно. Важно обеспечить всесторонне развитие, начиная с элементарных игрушек, покупаемых с самого раннего возраста и заканчивая примерами личного поведения, отношения к окружающим и конечно личные взаимоотношения родителей.
Именно от того, как организуется эта среда воспитания, и зависят методы воздействия на ребенка и их эффективность. Например, обезопасив ребенка, исключив из его окружения предметы представляющие опасность, тем самым родители исключат возможность окриков, предупреждений, которые не лучшим образом отражаются на детях, делая их порой нерешительными.
Атмосфера семьи, ее социальные ценности, станет той воспитательной средой, в которой и происходит самореализация и саморазвитие ребенка. Не стоит забывать, что семья это достаточно замкнутая общность людей, которые, прежде всего, воспитывают друг друга, применяя те способы, которые передавались им из поколения в поколения.
Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
... необходимы детям. Вариант 2. Что важнее для детей: советы родителей или их пример? Над этим вопросом часто задумывались не только родители, но и те, кого волнуют проблемы воспитания подрастающего ... литературе. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает о семье Ростовых. Глава семьи – Илья Андреевич Ростов, человек добрый, бескорыстный, порядочный. Он никому не может ...
Традиции и обычаи, формы общения и взаимоотношений, все это откладывается в сознании ребенка с первых дней и до момента его вступления в самостоятельную жизнь. Поддерживая в ребенке стремление к самостоятельности, давая ему, простор для действий, семья формирует личность, способную принимать ответственные решения, так необходимые в дальнейшей жизни.
Современные родители часто задаются вопросом о том, как разнообразить досуг для своего ребенка. Многие из них останавливают свой выбор на мультфильмах, которые позволяют отвлечь малыша на несколько десятков минут, обеспечивая для родителей время для решения своих проблем. Но современные мультипликационные компании выпускают огромное количество различных лент, поэтому выбор можно поставить в тупик даже опытных взрослых. Главным правилом в этом случае будет то, что герои картины должны обеспечивать пропаганду положительных качеств. Ребенок должен получать наставления о том, как правильно вести себя, а также о пользе доброго характера. На собственном опыте я поняла, что в основной своей массе дети не знакомы с добрыми, хорошими мультфильмами, фильмами….
Такая же ситуация складывается и с чтением. В 7-10 лет ребята не знакомы с самыми традиционными сказками, стихами, рассказами. В семье родители детям не читают книг, не учат стихи, не прививают интерес и любовь к музыке, живописи, чтению и т.д. А ведь ребенок может и должен развиваться разносторонне. Он, как губка, впитывает информацию¸ запоминает ее, способен выбрать занятие по душе.
Конечно, при современной занятости многие родители возлагают ответственность за воспитание детей на сад, школу, нянь.., но воспитание , которое исходит от семьи, родителей не заменит никто.
Воспитатель или учитель могут много раз сказать, что переходить дорогу необходимо согласно определенным правилам, но если родители будут поступать иначе, то слова педагогов не будут восприниматься серьезно.
Это относится и к вредным привычкам, поведению в обществе и т.д.
Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства.
Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще.
Влияние родителей на становление личности ребенка
... Влияние семьи: семья осуществляет социализацию личности; семья обеспечивает преемственность традиций; важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. Роль семьи в формировании личности Родители в жизни ребенка ...
Я считаю, что в воспитание детей между родителями должно быть единство взглядов. Если и родители спорят о воспитании детей, смотрят по-разному на проблемы, то это необходимо делать без присутствия детей. Нельзя, чтобы кто-то был добрым, кто-то злым. Отношение к детям и проблемам должно быть одинаковым. Надо учиться искать компромиссы.
Святитель Филарет, митрополит Московский говорил, что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним. И он прав. Дети не должны быть предоставлены сами себе, воспитание происходит ежеминутно.
Подвести итог хочу стихотворением
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.