Семейные отношения и брачные ценности

семейный брачный китайский культура

Хороший брак покоится на таланте к дружбе. Ф. Ницше

На тему брака и семьи написано много трудов, проведено множество исследований. Разносторонне исследуют и рассматривают в самых разных аспектах этот вопрос педагоги, психологи, социологи, философы и другие ученые. О браке писали русские религиозные философы Н. Бердяев, В. Розанов. В настоящие время проблемой брака и семьи занимаются Ю. И. Семенов, М. А. Миллер, Д. З. Капустин, В. Н. Дружинин и другие.

Каждый человек какое-либо представление и свою позицию по отношению к вопросам брака. При более глубоком изучении этой темы возникает все больше дополнительных вопросов и проблем, различных взглядов, мнений, предположений. Наша повседневная жизнь противоречива и непредсказуема, поэтому и список рассматриваемых проблем нескончаем.

В энциклопедическом словаре брак трактуется как «семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям». В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления (регистрация) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам [1, с.1640].

Интересны рассуждения Прэнтиса Мюльдорфа, которые были высказаны еще в начале 20 века. « Более тонкое начало в природе — женское; более развитая созидательная сила — мужская. Душа и ум женщины составляют необходимую часть души и ума мужчины. Их слияние создает Единство. Женщина — не более слабый духовный сосуд, а только более тонкий. Можно молча передавать ценную мысль другому, не обменявшись с ним не одним словом. Именно женщина приносит мысли, она посланница небес, все создаваемое и есть ее работа. Всякие низкие, грубые, пошлые мысли вредны для другого и могут стать пагубными для обоих. Оба будут стараться возрастать в силе для блага людей. Истинный брак получается, лишь когда муж сознает, что женщина передает ему новые мысли, и ясные познания, а жена создает силу мужа осуществлять то, что она не может. Супруги начинают понимать истинную ценность их союза, когда их объединяет желание наделить друг друга духовным здоровьем, когда вся их жизнь направлена к достижению великой цели» [11, с.183-189].

Целитель М. А. Миллер сравнивает брак с природными явлениями. «Люди — что дождевые капли на морском стекле: они сливаются в семьи, прорастают один в другого, дают начало новой жизни…» [11, с.7]. по его мнению в основе брака лежит истинная любовь, не зависящая от материального или от образовательного ценза. Используя различные методы и приемы, целитель разбирается в причинах, которые делают жизнь человека невыносимой, в том числе и в браке. Он считает, что счастливый брак в том случае, если муж и жена находятся на одной и той же кармической энергетической фазе (БКЭ), если нет, тогда брак в опасности. Если «подобное уживается с подобным», то люди, то люди, обладая аналогичными или близкими кармическими энергетиками, находят понимание друг у друга, у них сходное мировосприятие и мироощущение, похожие интересы. Если БКЭ мужа и жены сходные и уровни социальной адаптации примерно одинаковые, то супруги не только прекрасно понимают друг друга, но и счастливы. При счастливом браке в доме, в семье тепло, уютно, спокойно, сытно, вкусно. Л. Н. Толстой совершенно прав, что все несчастливые семьи несчастливы по-своему. Семейное несчастье зависит от степени несовпадения БКЭ и уровней социальной адаптации. Поэтому еще до вступления в брак супругам необходимо как можно лучше узнать друг друга. «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга» (Оноре де Бальзак).

5 стр., 2051 слов

Семья, как социальный институт и малая группа

... Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную 1. Семья, как социальный институт и малая группа. 1.1 Семья, как социальный институт. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном ...

«Брак — это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С. И. Голод, А. А. Клецин).

Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности» [9, с.23]. следует отметить, что деторождение — не единственная цель брака. В супружестве муж и жена «есть плоть едина» [2, с.152].

1.2 Понятие семьи. История развития семейно-брачных отношений

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, с первых лет своей жизни, усваивающий нормы общежития, человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности. Моральных норм поведения. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от её культурного, социального и духового уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни — всё зависит от социальной политики государства, а от состояния семьи зависит состояние государства.

Основные понятия и актуальные социально-психологические вопросы семьи нельзя рассматривать без знания таких понятий, как личность, социум, общество, семья, брак, супружество [24, с. 29].

Семья — ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Личность — феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Социум — это своеобразная социально -профессиональная община, жизнедеятельность которой протекает не в абстрактном, а в конкретном, как правило, условно ограниченном и замкнутом пространстве и всецело обусловлена характером доминирующих в ней межличностных, межгрупповых отношений и профессиональной деятельностью.

3 стр., 1011 слов

Отношение к жизни героев романа “Война и мир”

... которой Л. Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается “настоящая жизнь” в романе “Война и мир”. 1 votes, average: 5.00 out of 5) <meta itemprop="description" content="Отношение к жизни героев романа "Война и мир" "Война и мир" - это ...

Общество — понятие в основном политико-социологическое, характеризуется совокупностью сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья. А также социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

Супружество — это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Брак — исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой. Посредством которой общество упорядочивает их супружеские родительские права и обязанности. Ядром семьи не всегда являются брачные отношения. Семья — более сложная система отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких [3, с. 30 — 31].

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется параметрами конкретной семьи:

  • демографический — структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей;
  • полная или неполная;
  • бездетная, однодетная, мало — или многодетная);
  • социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
  • социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [12, с.

52 — 53].

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для неё:

  • наличие не одной, а ряда общесемейных ценностей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
  • наличие диады (супружеской пары), взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
  • включённость в неё представителей разных поколений гораздо больший срок близкого знакомства между её членами, чем в других группах;
  • несвязанность совместной производственной деятельностью [7, с.60].

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак — легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями семьи являются совместная деятельность и определённая пространственная локализация — жилище, дом, собственность как экономическая основа её жизни. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи [13, с. 99].

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племен, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономическому развитию общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, так как еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте).

8 стр., 3813 слов

Каково отношение базарова к природе. Базаров: отношение к природе. ...

... заходом солнца. И невольно не поддержал такое отношение Базарова к природе. Сочинение можно уже заканчивать. Роман о поляризации ... весьма внимательно читал роман «Отцы и дети». Отношение Базарова к природе, к жизни, к обществу вызвало интерес августейшей особы. Царь, ... судьбу. Павел Петрович прославляет патриархальность крестьянской семьи, религию. Базаров считает, что крестьяне невежественны ...

Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу-запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках [19, с. 44 — 45].

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком, как социально-регулируемым отношением между полами. (Табу были везде. Племенам ведда на Цейлоне — нельзя женится на старшей сестре, на младшей, на дочери — можно) [14, с. 8].

На ранней стадии первобытнообщинного строя, с появлением рода, возникает групповой брак. Эта форма группового брака была экзогамией — абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами других родов. Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети

2. жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями

3. таким образом можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения часто провоцировали эти конфликты [16].

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но такие браки еще не приводили к созданию семьи. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной. К тому же первобытные люди полагали, что муж не связан биологически с детьми своей жены. По их убеждению беременность происходит лишь по одной причине: дух — родственник женщины вселяет в ее тело духа — ребенка. (жители Тробриандских островов- вместо того, чтобы обвинить жену в измене, считавшейся среди жителей этих островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия) [16].

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество), когда женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. Джорж Мэрдок -1949г провел исследовал и выяснил, что в 145 обществах существует полигиния; в 40 — моногамия (брак между 1 мужчиной и 1 женщиной); в 2 — полиандрия [12].

Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других — другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространение полигинии среди оленеводов — чукчей в Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо отдельно и для каждого стада нужен один пастух, а ему нужно несколько помощниц — женщин. В Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе, она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену. Но и другие факторы играют заметную роль — например, социальные (Войны в Средней Азии, жители племен тодасов в Индии) [10].

2 стр., 507 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... Распрямились, расцвели В эти дни весенние Дети нежные земли – Всем на удивление… дети похожи на эти цветы Они все разные. Чтобы понять ... люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Я всегда считала, и считаю, что все должны иметь семью. Поэтому в ... видят наши проблемы и нам необходимо подготовить подрастающее поколение к жизни . А. С.Макаренко писал : «Воспитание есть процесс социальный ...

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки стали вытесняться парными браками. Моногамия привела к концу матриархата. Мужчина захотел передавать по наследству своим детям свою собственность. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако нарушение верности остается правом мужчины, в то же время от женщин требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род [12].

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем мужчина постепенно становится кормильцем детей, и возникает экономическая ячейка, меняется характер брака: его целью, наряду с регулированием половых отношений, становится также создание семьи, содержание и воспитание детей [21].

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал исходной общественной ячейкой: государство возникает в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проекте «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества, он предлагал введение общности жен, детей и имущества [21].

В древней Руси слово «брак» неразрывно связано с церковью, христианством. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Государство почти не вмешивалось во внутренний распорядок жизни семьи. Но предоставляя семье полную самостоятельность, государство все же оберегает ее прочность. Посягательства на разрыв супружеских связей всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались. Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, а католичество до сих пор не допускает никакого развода: «Что бог соединил, того человек да не разлучит». В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети — в распоряжение родителей. Например, согласно Уложению 1649 года в России убийство сына или дочери каралось лишь 1 годом тюремного заключения. В то же время дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей, которые не почитали родителей (родительское проклятие) [25, с. 51].

Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца — старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться — только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина — женщине — роль подчиненной.

Особенности взаимоотношений и воспитания детей нашли свое отражение в пословицах и поговорках:

«От плохой жены состаришься, от хорошей — помолодеешь»

3 стр., 1152 слов

Проблема отношения детей к пожилым родителям аргументы

... пожилым родителям. Поделись с другом в социальной сети Проблема отношения детей к пожилым родителям аргументы Табитуриент.ру запись закреплена Рубрика «Поможем, чем сможем!» Проблемы, аргументы и примеры для сочинения. 10. Проблема отношения к пожилым родителям. Позиция автора: Автор утверждает, что пожилые родители ...

«Отцов много, а мать одна»

« У кого детей много, тот не забыт от бога»

«Живы родители — почитай, померли — поминай»

«Детушек воспитать — не курочек перещипать» [10].

Вывод: Брак подразумевает определённую совместную психологическую работу, позволяющую приспособиться друг к другу и сохранить длительное время преобладающий позитивный настрой, необходимый для комфортного совместного проживания. Существуют многочисленные варианты положительного отношения друг к другу, от дружбы и симпатии до любви и страсти.

Семья является не только ячейкой общества, она является и своеобразной основой любого производства. В наше время постепенно уходит в прошлое взгляд на семью как на средство для рождения ребёнка, гораздо чаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека. Однако в условиях глобализации, ускорение темпов жизни семья часто рассматривается и как безопасный тыл, гарантия стабильности, иногда — как творческий или бизнес -союз.

Глава II. Характеристика семейно-брачных отношений

2.1 Основные формы развития семейных отношений

По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:

  • усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;
  • усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками — статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;
  • развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;
  • утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;
  • включение женщин в систему общественного производства, как следствие — изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;
  • развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей [6, с. 8 — 9].

Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип — нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам [6, с. 10]. Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:

1.нуклеарная малодетная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей;

2.нуклеарная многодетная семья, состоящая из родителей и 3 и более детей;

12 стр., 5578 слов

Роль мамы в жизни человека – Какова роль матери в жизни ребенка?

... публицист Иван Федорович Гончаров в своем тексте главной проблемой ставит роль матери в жизни человека. О на, бесспорно, является ... ребенка, независимо от его возраста. Самые популярные материалы декабря для 6 класса: obrazovaka.ru Мама в жизни человека сочинение???? Начнем ... лучше, естественнее обратиться ей к ребенку, чтобы перелить в него свои любовь и нежность. Материнство – это жизнетворчество, ...

3.бездетная семья, состоящая из мужа и жены;

4.многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды — дети -внуки) семья [22, с. 72].

Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Рассмотрим наиболее типичные современные модели семей:

  • моногамная семья состоит из брачной пары — мужа и жены;
  • полигамная — это брак одного с несколькими;
  • нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений;
  • расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трёх и более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков);
  • патриархальная (традиционная) семья является наиболее архаичным типом семьи: в ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников;
  • строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи;
  • неполные, материнские, «пустые гнёзда» (супруги, дети которых покинули родительскую семью), состоящие из двух человек;
  • альтернативные семьи: основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны, гетеросексуальные пары [6,с.

10 — 11].

2.2 Сравнительный анализ восточной и западной культур, Развитие брачных отношений в Индии

Развитие семьи в Индии невозможно представить без трех базовых составляющих: религиозного мировосприятия, кастовой системы и четырех периодах жизни индивида (ашрамы), окружающих формирование традиционной системы ценностей [10, с.17].

Можно сказать, и что и сегодня в индийской культуре традиции предопределяют формирование чувства любви. Чаще всего спутника или спутницу жизни выбирают родители либо старшие братья и сестры. Для этой цели в газетах, интернете помещают объявление, где указывается каста, религиозная принадлежность, дата и год рождения (для составления гороскопа, так как браки заключаются только после консультации с астрологами), образование, материальное положение и т.д. невеста обязательно обеспечивается приданным, размер которого зависит от статуса жениха. Чем больше он зарабатывает тем больше его родителям заплатят. Средний размер приданного составляет 10 тыс. долл. Кроме этого может быть куплена бытовая техника, мебель, машина в соответствии с требованиями родителей жениха. Вся эта тщательная материальная подготовка к брачной жизни говорит не культе потребительских, меркантильных интересов в индийской культуре, а о том, насколько серьезно, основательно все действующие лица относятся к созданию новой семьи [10, с.146].

Если все предварительные исходные данные совпали, то молодым людям показывают фотографии друг друга. При возникновении обоюдного интереса следуют короткие встречи будущих супругов, и в случае взаимного согласия через несколько месяцев проводится свадьба. В этот промежуток времени молодые могут созваниваться, встречаться в присутствии родителей, переписываться по электронной почте. До свадьбы девушка должна сохранить невинность, да и жениху рекомендуется воздерживаться от плотских утех. Главное — это семья, и надо беречь себя для счастливой семейной жизни. Целомудрие здесь приветствуется. И даже в кино актеры стараются не демонстрировать свои чувства при помощи поцелуев. Да и на свадьбе не принято обниматься и целоваться.

1 стр., 413 слов

Какова роль отца в жизни ребенка?

... бросают. Только отец может обезопасить свою дочку от таких молодых людей. Папы дарят любовь и дают пример, каким должен быть порядочный и любящий мужчина. ` Какова роль отца в жизни ребенка?

В западной культуре начало семейной жизни, как правило, связано с чувством любви, сильным взаимным влечением [10, с.148].

Брачные традиции в китайской культуре

Китайцев можно представить как самый любвеобильный народ. Ведь сегодня в мире насчитывается 1 млрд 300 млн китайцев, а это — 22% населения земного шара. В связи с этим, чтобы познать искусство любви, необходимо исследовать традиционную китайскую культуру. Правда, в последние годы волевым государственным решением в сознание людей внедряется ограничивающий свободу брачных отношений принцип: «одна семья — один ребенок». Более того, в современном Китае насчитывается 17 млн супружеских пар, которые сознательно не имеют детей. В китайском интернете активизировалась служба знакомств для людей, желающих создавать бездетные семьи [10, с.157].

Растет число разводов: по последним данным в Китае распадается до 25% семей, причем в больших городах по инициативе женщин. Все это свидетельствует о деформации традиционных основ китайской культуры [10, с. 158].

И все же традиционные установки пока еще противостоят противоречивым тенденциям современных глобализационных процессов. В силу доминирующей роли морали о достаточно влиятельного практицизма в повседневной жизни, феномену влюбленности для создания крепкой семьи в Китае отводилась явно второстепенная роль [8, с.89].

Главной задачей женщины после свадьбы было рождение ребенка. Бесплодие ставило ее в положение изгоя. Рождения сына в семье было большим праздником, а вот дочь оказывалась нежеланным ребенком [8, с.115].

Ценности семьи в Греции

Начиная с VIII века до н.э. одним из самых значимых духовных центров в мировой культуре становится Греция. Взаимодействие относительно благоприятных природных и социальных факторов оказало позитивное влияние на развитие душевных сил человека. Возвышение общества над природой, развитие творческих сил дали возможность не только осознать красоту космоса, но и увидеть новые грани человеческой красоты, пробуждающей любовь, существенно усилить роль личностного начала во взаимоотношении полов [10, с.183].

Пифагор первым осознал значимость всеобщей любви и согласия. Из учения Пифагора следовало, что человек рождается как физическое существо, но цель жизни — освободить душу от тела через ее очищения. Поэтому ставилась задача с помощью воспитания и обучения улучшить человеческую природу, пробудив в душе любовь. Слово «любовь» по Пифагору имело самый широкий спектр: оно охватывало отношение родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен, природу, животных [10, с.183 — 184].

Пифагор выступал против стихийного рождения детей. Он отмечал, что большинство людей не берет на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум, как попало, избегая разумного подхода. Пифагор утверждал, что при подготовке к деторождению требуется величайшая предусмотрительность, которая заключается в следующем: здоровый образ жизни супругов, отказ от избыточного, обильного употребления пищи, полный отказ от употребления вина [10, с. 187].

И все же какова роль семьи в древнегреческой культуре? В основе супружеских отношений здесь лежала не любовь, а чувство долга и, в первую очередь, рождение здоровых и красивых детей. Произведя на свет ребенка семья выполняла долг перед родом, ибо дети продолжали выполнение культовых обязанностей по отношению к предкам, отдавая традиционные почести умершим. И наконец, в старости родители обретали, а детях опору. Задача продолжения рода была настолько важной, что, например, в Спарте существовала такая традиция. Когда муж был значительно старше жены и детей у них не было, он должен был выбрать порядочного, крепкого, красивого молодого человека и позволить провести ночь во имя продолжения рода. Более того, если чья — либо жена была плодовитой и красивой, то другой мужчина по предварительной договоренности с ее мужем, мог жить с ней как со своей женой, пока не рождался ребенок. Появление на свет ребенка отмечалось как особое, торжественное событие. Когда рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а когда девочка — шерстяными нитями. Если отец по каким-то причинам не признавал ребенка, его просто выкидывали из дому [10, с. 188].

5 стр., 2282 слов

Семья — самое главное в жизни: семейные отношения и духовная связь

... жизни. Ведь дети порой бессознательно пытаются подражать, вбирают опыт старших. Ошибиться в ней может каждый. Важно уметь простить, сгладить вину. Впоследствии человек самостоятельно создает семью, в которой на основе опыта выстраивает отношения ... Все расходы делятся пополам. Наличия опоры, защиты и поддержки. Сочинение на тему Роль Семьи в жизни человека Каждый человек на нашей планете хотя ...

Следовательно, изначальный смысл института брака отражал скорее не романтический и даже не сексуальный, а скорее социально значимый смысл. Общественное мнение побуждало к женитьбе, к продолжению рода.

Брак и семья в жизненном пространстве Древнего Рима

С угасанием роли Древней Греции со II в. До н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура.

Противоречивый подход к феномену любви отразился и в работах самых известных представителей римской культуры. Сильная любовь воспринимается здесь нередко не как облагораживающее чувство, но как опасность, угроза, стихийное бедствие. Марк Тулий Цицерон в «Тускуланских беседах» полагал, что любовь скорее близка к безумию, так как из всех страстей она самая сильная. Вечные спутники любви — обиды, подозрения, насилие, блуд и даже инцест. Поэтому любовь — это болезнь которая нуждается в лечении [10, с. 192].

В начальный период развитии римской культуры семейные ценности играли важную роль. В семье безраздельно господствовал отец. В отношении своих детей он обладал правом жизни и смерти. Это значит, что по его приказу ребенка могли умертвить. Мужа для дочери выбирал отец. Для вступления в брак жениху должно было быть не менее 14 лет, и невесте — 12 лет. Брак рассматривался как общность всей жизни мужчины и женщины, соединение божественного и человеческого права. В канут свадьбы невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки. Далее шла подготовка к свадьбе. После свадьбы жена должна повиноваться мужу. Именно в повиновении они заслуживали похвалу и уважение. Но вот желание добиться власти позорит не только мужа, но и самих женщин. Справедливый муж должен считаться с чувствами жены, относясь к ней всегда благожелательно. Одним словом, муж должен так управлять женой, чтобы это приносило ей радость и удовольствие [10, с.192 — 193].

Римская цивилизация культивирует такой базой принцип семейной жизни как общность. Недаром, как отмечал Плутарх, римский законодатель запретил супругам обмениваться подарками. Основная цель этого запрета связана с тем, чтобы каждый из супругов не имел своего личного имущества и все считалось общим. Главные украшения хорошей жены не золото, изумруд, парпур, а скромность, честность, бережливость, услужливость, чистоплотность, строгость по отношению к другим, и нежность по отношению к людям.

Супружеская измена, как и в любом патриархальном обществе, здесь каралась строго. По римским законам не муж, но отец имел право убить свою замужнюю дочь, замеченную в прелюбодеянии. Мужу убивать жену, совершившую прелюбодеяние, запрещалось. Он имел право убить любовника своей жены [10, с. 194].

Сравнительный анализ

Первый критерий — семья во времени. В данном аспекте рассматривается древняя семья (матриархальная) и современная (патриархальная).

Второй критерий — семья в пространстве.

При разделении по критерию пространства в определении семьи появляются такие понятия, как «семья на востоке» и «семья на западе». Эти понятия рассматриваются как противоположные. Если соотносить деления по обоим критериям (пространство и время), то можно сказать, что восточная семья идентична архетипической т.е. древней. Восточная семья может рассматриваться как вариант гарема, так и семьи, существующие в коллективистских обществах, в которых общество, это как одна большая семья с общим Отцом — монархом, императором, который «от Бога». Основная функция семьи здесь, пожалуй, — рождение детей. Воспитание, закладывание основ этики. Дети почти не являются реализацией отца и матери, а скорее являются реализацией всего общества. Общество же и диктует детям заботу о родителях, и специфику близости (по мнению китайского исследователя Хсю в традиционном Китае более ценны отношения отец-сын, а в традиционной Индии — между матерью и сыном).

Восточная семья может не бояться ошибок в воспитании детей, приводящих к девиантному поведению. А если асоциальное поведение ребенка и будет иметь место, то ответственность за это падет на все общество и лишь, отчасти, на семью. Пожалуй, понятие «ячейка общества» здесь и подходит больше всего, с точки зрения русского (отчасти коллективисткого) менталитета.

Западная семья же, наоборот, ответственность за воспитание детей берет на себя. Западная семья являет собой «островок безопасности» в хаосе западного мира. Хотя, это определенная иллюзия, ведь всякий родившийся ребенок в индивидуалистической культуре, тем не менее, находится под покровом патриархального мировоззрения. С одной стороны, на отца и мать возложена огромная функция первичного воспитания ребенка; с другой стороны, они сами оба несут в себе стереотипы современных семейных устоев. Уважение к старшим на Западе осталось от прежних времен, т.е. имеет восточное происхождение. Все восточное общество, а с ним и семья, — это как единый магический инструмент, обладающий внутренними, сакральными, синкретическими механизмами воздействия на своих членов. Поэтому, можно конкретно и ясно выражаться, если говорить лишь о западной современной семье.

Западная модель семьи — это скорее модель партнёрства. В Европе давно уже не считается обязательным официально регистрироваться, даже если ожидается рождение малыша. Все самостоятельные, самодостаточные, каждый молодой человек увлечён собственным бизнесом и погоней за благополучием. Да, семейные ценности активно пропагандируются и постоянно красиво описываются в современных фильмах, но на деле семейные отношения развиваются больше по модели делового общения. Мы стали жить вместе, чтобы легче было пробиться по жизни, мы уважаем друг друга, помогаем друг другу в сфере ведения домашнего хозяйства, но не претендуем на то, чтобы занять всё время и все мысли своего супруга. Современное звучание и понимание вопроса брачных отношений. Именно рассматривая брак как очередное (пусть и очень серьёзное) соглашение, молодожёны предпочитают сразу перестраховать себя заключением брачного контракта, по которому каждый знает, что с ним будет в том или ином случае. В финансовом отношении, конечно. Вот и получается, что брак для человека на Западе — это сделка, с той или иной степенью выгоды и длительности.

Восток всегда был и остаётся верен традициям. Здесь браки заключаются по любви — со стороны жениха. Или не совеем по любви, но уж с присутствием страсти однозначно. Неправильно полагать, что женщины Востока абсолютно бесправны и полностью подавляемы мужчинами. Просто они с детства воспитаны так, что мужчина для них — хозяин, покровитель, источник финансового благополучия. На мужчине лежит ответственность по обеспечению семьи во всех отношениях. Женщина традиционно занята хозяйством, воспитанием детей. Женщина Востока редко будет работать полную смену: для неё главное — создание семейного уюта. Никто в обществе не поймет, если жена будет не успевать готовить, но иметь успешную карьеру.

Существуют различные формы семьи, эти формы между собой отличаются. Отличаются также и семейно-брачные отношения в странах Запада и Востока. В целом можно сказать, что семьи разных стран отличаются друг от друга лишь особенностями социально-экономической ситуации, менталитета, законодательства, традиций и обычаев в своей стране. Поэтому на Западе молодые пары значительно смелее решаются на заключение официального брака, нежели в других странах.

Заключение

Изучены и проанализированы основные формы семейно-брачных отношений в истории культуры. Цели достигнуты. Представлено и разобрано определение понятия семьи, изучена история семейно-брачных отношений, рассмотрены виды и формы семьи, сделан сравнительный анализ восточной и западной культур. Задачи выполнены.

Итак, рассмотрев результаты исследований разных авторов, проведенных ими в разные периоды времени, можно сделать вывод: Основным мотивом вступления в брак и установление брачно-семейных отношений, является любовь, деторождение и ведение общего семейного хозяйства. Этот аспект жизни меняется в соответствии с изменениями социальной жизни общества, что привносит в семейную жизнь свои коррективы. Отношения к семейной жизни меняется в соответствии с изменениями в жизни общества.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу.

Семья занимает очень важное место в жизни каждого из нас. Нужно с большей ответственностью относится к формированию семьи. Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, ещё до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (ей).

И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Однако, стабильная благополучная семья может функционировать только при определённой подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Нужно узнать, хорошо изучить друг друга, чтоб в последствии для вас не открывались какие -то нежелательные черты характера.

Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже самим собой. Поэтому семья должна основываться на взаимной любви и понимании. Мы должны принимать людей такими какие они есть, видя в каждом наилучшие качества. Взаимопонимание, уважение, и любовь на мой взгляд, является залогом счастливой семьи.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/struktura-semi-v-zapadnyih-i-vostochnyih-kulturah/

1. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. — Минск : Пропилеи, 2000.

2. Архимандрид Николаос Эмм. Аркас. Брак и деторождение: современные проблемы. М.: Русскій Хронографъ, 2000.

3. Бердникова, Ю. Семейная жизнь на 5+: книга / Ю. Бердникова. — Спб.: Наука и техника, 2008.

4. Бэшем, А.Л. Чудо, которым было Индия / А.Л. Бэшем. — 2-е изд. — Антология гендерных исследований. Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. — Минск : Пропилеи, 2000.

5 . Владин, В.З., Капустин Д.З. Гармония брака; Кент, М. Как победить соперницу. Мн.: Парадокс, 1999.

6. Зацепин В.Н. Семейная жизнь как условие человеческого счастья, — Киев, 1975.

7. История семейно-брачных отношений [Электронный курс] http://murzim.ru/26274-istoriya-semeyno-brachnyh-otnosheniy.html

8. Китайский эрос. Научно — художественный сборник / сост. и отв. редактор А.И. Кобозев. — М.: СП «Квадрат», 1993.

9 . Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. Для студентов средн. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2000.

10. Мартынов В.Ф. Культура любви и семейных отношений / В.Ф. Мартынов — М.: курс лекций, 2011.

11. Миллер, М.А. Карма семьи и брака. 2-е изд. М.: Рост — книга, 2000.

12 . Особенности семьи [Электронный курс]

13. Платонов К.К. О системе психологии. — М.: 1972.

14. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Селяевой. М.: Издат. центр «Академия», 2002.

15. Разумихина, П.П. Мир семьи: книга / П.П. Разумихина. — М.: Просвещение, 1986.

16. Семейно-брачные отношения [Электронный курс] http://xreferat.ru/84/1341-1-semeiyno-brachnye-otnosheniya-istoriya-i-sovremennost.html

17. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

18. Священник Василий Середа. Размышления православного священника о браки и воспитании детей // Православное чтение. 2001.

19 . Семенов Ю.И. Брак и семья // Follow. 2002.

20. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М.: АСТ, 2002.

21. Харчев А.Г. Семья как объект социального и философского исследования. — М., 1975.

22. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003.

23. Шахматов В.П. Законодательство о браке и семье (Практика

применения, некоторые вопросы теории).

— М.,1981.

24. Школьный философский словарь / Т.В. Горбунова [ и др.]. М.: Просвещение; АО «Учеб. Лит.» 1195.