Проектная работа посвящена исследованию эссе как жанра сочинения.
Почему я выбрала именно эту тему?
Современные условия развития образования, в том числе и литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие «личности» ученика, деятельность же педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в нём возможностей.
Новые концепции современного литературного и языкового образования школьников, представленные в различных программах, также ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности.
В связи с этим уточняются и виды творческих письменных заданий, предлагаемых учащимся. В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление её внутреннего своеобразия, среди них – письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, отзывы, рецензии, эссе. Последний вид творческой работы в словесной культуре уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М.Монтень).
Следует учитывать и ещё одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников – его интегративное свойство, возможность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. Современная философия образования также вырабатывает стратегию предоставления школьнику возможности знакомства с различными формами описания мира и человека, выбора и осуществления собственного поиска. А разновидности эссе (философские, духовные, исторические, литературно-критические и др.) позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовной, научной, культурной. В более узком смысле – о связи художественной литературы, словесного творчества с философией, религией, историей, другими видами искусства и т.д.
Конечно, не каждый ученик, в том числе выпускник, способен писать в жанре эссе. Но его можно и нужно учить этому. Мы ни в коем случае не призываем отказаться от различных форм школьного сочинения. И тем не менее учитель должен быть готов к встрече с иными жанрами сочинения в качестве выпускного, в том числе с эссе. Тем более этот жанр должен найти своё место в работе с творческими детьми.
«Все люди мира – родственники? Братья?» Подготовка ...
... сочинения – рассуждения. Подобрать материал для работы. (Мотивация – успешная сдача ЕГЭ) 2. Выяснить, кому принадлежат слова и суждение о том, что все люди мира – родственники, братья. ... важно, чтобы люди всего мира, пусть и не считали себя родственниками и братьями, но относились ... происхождению, считает своими родственниками известных в мире людей, совершенно разных по национальной принадлежности? – ...
Объект исследования, Цель исследования, Задачи исследования
-
изучить жанр эссе;
-
проанализировать отличительные характеристики эссе от традиционного сочинения;
-
использовать эссе в процессе обучения на уроках русского языка, литературы, истории, а также при проведении классных часов.
В ходе исследования предполагается:
-
осуществить сбор нужной информации;
-
проанализировать и структурировать информацию;
-
сохранить информацию в виде презентации, справочника (памятки);
-
донести информацию до учащихся и помочь им научиться писать эссе.
Работа состоит из введения,
-
Теоретическая часть
-
-
Значение слова эссе
-
Рассмотрим значение слова эссе по словарям:
-
Значение слова эссе по Ефремовой Т.Ф.:
Эссе – очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной форме.
-
Значение слова эссе по Ожегову С.И.:
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
-
Значение слова эссе в Энциклопедическом словаре:
Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Вывод:
Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Эссе понятие о жанре 9 класс конспект
... редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 9 класс», памятки; карточки с текстом, лист самооценки. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. ... однородных членов, вводные слова. − Итак, ребята, вы составили памятку об особенностях жанра эссе. Что теперь необходимо сделать? ... ситуации, процессы, явления. Задача портретного очерка – рассказать о реально существующих людях. Герой очерка – это человек ...
-
-
Справка из истории жанра
-
Родоначальник жанра эссе — французский писатель и философ Мишель Монтень.
В английской литературе жанр эссе впервые использовал Фрэнсис Бэкон в 1597 году, английский поэт и драматург Бен Джонсон в 1609 году ввел слово эссеист.
Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Использовали жанр эссе Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен. В начале ХХ века эссе использовали Константин Паустовский, Юрий Олеша. Примеры эссе авторов приведены в приложении (см. Приложение 1).
Цель учителя – на конкретных примерах научиться определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, которые избирают те или иные авторы эссе, видеть оригинальность замысла писателя.
-
-
Зачем нужно эссе?
-
Духовное оскудение молодого поколения сегодня – повод для тревоги ученых и общественных деятелей России. Менталитетом потребительства, рыночными отношениями, навязываемыми средствами массовой коммуникации, агрессивной рекламой, сетевым маркетингом и пр. вытеснены духовные, нравственные ценности и идеалы.
Как изменить эти процессы? Каким образом донести до людей идеи о необходимости сотрудничества, толерантности, взаимопомощи, ответственности, гуманистической убежденности?
Мне кажется, что здесь главную роль должна играть технология формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения и написание сочинения в жанре эссе.
Главная цель эссе – побуждать к размышлению.
В эссе автор высказывает свои чувства, мысли, свое отношение к теме.
«…Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (О.Ванштейн).
-
Практическая часть
-
Отличительные характеристики эссе
-
У эссе и традиционного сочинения есть как общие черты, так и различия. Например, и в эссе и в сочинении используются такие художественные средства, как метафоры, сравнения, аллегории и т.д. Но есть и отличия: по структуре, цели, выбору темы, форме, роли автора. Например, в структуру эссе входят вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы и вывод. В сочинение же входят вступление, основная часть и заключение. Я попыталась сформулировать основные отличительные признаки эссе и традиционного сочинения и привела их в таблице (см. Приложение 2).
Таблица
Основные отличительные признаки эссе и традиционного сочинения
Эссе жанр википедия
... мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое. Своей цели авторы аргументационных эссе добиваются за счет рационального воздействия, опирающегося на непреложные истины, мнения авторитетов, ... или нескольких целей. Их успешное достижение зависит от умения автора правильно определить свою аудиторию. Хорошее эссе отличают самобытное мышление, чувство стиля и эффективная организация. ...
Вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, вывод
(В Т А А Т А А В)
Вступление, основная часть, заключение, Цель написания, Побуждение читателей к размышлению, Развитие навыков устной и письменной речи
Выбор темы
Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, освещающее широкий круг проблем не может быть выполнено в виде эссе.
Творческая работа на заданную тему
Форма
Форме эссе свойственно рассуждение с элементами анализа
Форма сочинения зависит от его типа: повествование, описа-ния, рассуждения, срав-нительной характерис-тики образов, анализа художественного текста
Правила написания
Творческое осмысление темы, личное видение проблемы, умение донести проблему, вызвать у читателя отклик
Изложение собственных мыслей логически, точность изложения и формулирования мысли, умение делать выводы
Использование различных художественных средств, Метафоры, афоризмы, сравнения, символы, аллегории,
олицетворение, сравнение, эпитеты, фразеологизмы, синонимы, антонимы
Объективный анализ художественного произ-ведения
Обобщаем первые выводы: с тех пор как эссе утвердилось в виде самостоятельного жанра, его отличает подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Это первое свойство жанра.
Однако наличие конкретной темы и вопроса к эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Это следующий признак жанра. Писатель характеризует явление с разных сторон, не охватывая при этом его полностью. В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой. Его можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них присутствует предлог «о», так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой рассуждения автора, или вообще не связано напрямую с тематикой эссе. Не случайно и наличие союзов «как» и «или».
Далее сообщаем, что эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. Таким образом знакомим учащихся с разновидностями эссе.
Следует учитывать и еще одну особенность этого жанра. В нём могут соединиться различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и религиозный. Например, философское эссе может содержать литературные и критические оценки, а литературно-критическое – философские проблемы.
Следующей особенностью эссе является то, что оно может воплощаться в различные литературные формы: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо, и слово, и др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе тем не менее сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.
Защита эссе творческой работы
... по желанию можно использовать веб-камеру Подготовка к защите ФОРМАТ ЗАЩИТЫ Защита Эссе проводится всеми Финалистами в формате онлайн конференции — ... на вопросы членов Жюри и других участников Защиты. ФАЙЛ ЗАЩИТЫ Для защиты Эссе Вам будет предоставлен план с вопросами для ... и всеми участниками без исключения. Участвовать в трансляции Защиты Эссе в качестве зрителей могут все желающие (при наличии ...
Обращаем внимание учащихся на то, что для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.
Таким образом, мы: 1) выявили специфику эссе как жанра и можем уточнить жанровые признаки: подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора (как существенный жанрообразующий фактор); свободное владение темой; открытость жанра, его «пограничность» и интегративность (включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах); 2) указали разновидности эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные и др.); 3) обратили внимание на средства художественной выразительности, используемые авторами.
И всё-таки зададимся вопросом, какой из признаков считать ведущим? Существует, по словам австрийского писателя 20 века Роберта Музиля, та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдет только ей присущий «облик-выражение» и которая предполагает (как обязательное условие) непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления. Эссе – это непременно диалог, полемика, и прежде всего – с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора, замысловатыми узорами его рассуждений, пытается разгадать загадку эссе. Вот на поиск такой оригинальной идеи (даже на довольно традиционном материале) должен быть нацелен каждый, кто хочет раскрыть для себя этот жанр.
-
-
Создание памятки при написании эссе
-
Для успешного написания эссе надо точно представлять план действий. В помощь учащимся при написании эссе я создала памятку, которой советую им пользоваться (см. Приложение 3).
Памятка при написании эссе
-
Вступление.
-
Основная часть.
-
Определение проблемы, отношение к ней.
-
Подбор понятий, слов, опорных выражений.
-
Основные тезисы
-
Аргументация
-
Личное отношение к проблеме
-
Другие точки зрения
-
Заключение .
Объяснение выбора темы эссе, постановка проблемы, ее актуальность отражается во вступлении. Тема должна быть близка, понятна и интересна. Уч итель должен иметь знания по выбранной теме.
Урок развития речи по русскому языку в 9 классе. Работа с текстом. -рассуждение
... сочинение-рассуждение (рецензию). Задачи системы уроков Групповое изучение (анализ) текста. Подготовка к сочинению-рассуждению (рецензии) Формирование и формулирование собственного мнения учащихся (оценки) данного текста. Создание сочинения ... изменяющейся действительности. Прочитав текст Г. Смирнова, ... сочинения-рассуждения . Третьего урока – сочинение с собственным мнением (оценкой). Организация работы ...
В заключении подводится итог, делаются выводы по поднятой проблеме.
-
-
Использование дополнительных материалов при написании эссе
-
По литературной форме эссе можно написать в виде:
-
очерка
-
письма
-
странички дневника
-
статьи
-
речи
-
моральной проповеди и др.
В эссе можно использовать опорные фразы:
-
Я согласен с данным мнением…
-
Эта фраза заставляет задуматься…
-
Я не разделяю подобную точку зрения…
-
Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…
-
следует отметить…
-
с одной стороны…
-
с другой стороны…
-
например,…
-
во-первых,…во-вторых, …в-третьих,…
-
По моему мнению …
-
Недаром народная мудрость гласит …
-
Таким образом …
-
Итак …
-
Подводя общий итог…
Полезные советы при написании эссе
-
Эссе лучше писать на черновике, желательно с широкими полями, чтобы была возможность сделать дополнение или исправить текст.
-
Нужно соблюдать красную строку и выделять абзацы
-
Использовать опорные слова и выражения
-
Внесение необходимых исправлений и написание окончательного варианта
-
-
Написание эссе
5 стр., 2469 словУрок развитие речи во 2 классе «Пишем письмо Деду Морозу»
... оно случилось обязательно напишите с ребенком письмо Деду Морозу. Даже если ручка не слушается или ... Желаю, чтобы Владик Петров из параллельного класса начал со мной дружить. Пусть мама ... себя и за своего братика. Дед Мороз, я целый год скучаю по тебе! Как твое здоровье? ... работу, посетил нас и остался погостить. Мы будем очень рады. Такие письма точно не оставят равнодушными ни самого дедушку Мороза, ...
-
«Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя».
М.А.Рыбникова, ученый-филолог
Так, используя полученную информацию, опираясь на сделанную таблицу, памятку и дополнительные материалы, я попробовала заинтересовать учащихся данным видом работы. В результате учащиеся приняли участие в различных конкурсах муниципального уровня, ими были созданы презентации, используемые на уроках по обучению написанию эссе. Выдержки из некоторых работ приводятся в приложении 4. Во время написания работ звучит классическая спокойная музыка, что позволяет настроить учащихся на творчество.
-
-
Работа с учащимися
-
В ходе работы я провела анкетирование среди учащихся на тему: «Что такое эссе?» В приложении приведены образцы анкет учащихся (см. Приложение 5).
Результаты анкетирования я представила в виде диаграмм (см. Приложение 6,7).
Рис.2.1 Диаграмма
Рис. 2.2 Диаграмма
Проанализировав анкеты девятнадцати учащихся, я пришла к выводу, что половина учеников не знакомы с понятием «эссе». Написать эссе из девятнадцати человек могут только шесть. Поэтому я выступила перед своими учащимися, познакомив их с эссе, и предложила попробовать написать эссе на различные темы (см. Приложение 8). Большинство моих учащихся волнуют следующие темы: «О времени и о себе», « Прости меня, мама…», «Моя любимая профессия», «Природа просит помощи», «Есть ли у меня друг?» и др.
Заключение
В ходе работы над темой, я познакомилась с различными источниками по теме, использовала интернет ресурсы, словари, проконсультировалась с коллегами.
Я выступила на методическом объединении с проектом и предложила написать эссе тех учащихся, кого заинтересовала эта тема. Мы неоднократно возвращались к эссе, дорабатывали. Теперь на уроках истории, литературы учащиеся используют наработки и пробуют писать эссе.
В процессе работы в кабинете русского языка и литературы был создан уголок лучших творческих работ учащихся.
Использовать эссе можно на разных уроках.
Таблица. Темы эссе на разных уроках, Темы эссе для классных часов, праздников:
-
«Каким бы я хотел видеть наш мир?»
-
«Мой класс через 7 лет»
1 стр., 468 словЭссе л н толстой человек немыслим вне общества
... добро и зло и прислушиваться к своему сердцу, без взаимодействия с другими людьми , он бы не смог сделать это. Действительно, Толстой прав, говоря о том, что человек немыслим вне общества. ... часть материального мира, включающая в себя способы взаимоотношений людей и формы их объединения. Какое же влияние оказывает общество на человека ? Существуют определённые качества, которые приобретаются только ...
-
« Письмо из будуще го »
-
«Что я люблю и не люблю в людях, жизни, искусстве?»
-
«Моя любимая книга и я»
-
«Моя мечта»
-
«Смертная казнь или право на жизнь?»
-
«Человек есть украшение мира» (М.Горький)
Я считаю, что поставленные цели и задачи на данном этапе я выполнила.
Итак, данный проект может быть реализован на любой ступени образования старшей школы: дополнить уроки литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использован как самостоятельный спецкурс или факультатив по теме: «Эссе как жанр литературного произведения и как вид творческой работы».
Представленные для анализа образцы позволяют обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, публицистического, разговорного.
Круг авторов-эссеистов, чьи работы рассматривались или упоминались, — это те писатели, чьи произведения включены в программы литературного образования школьников для обязательного или самостоятельного чтения. Уроки, посвященные анализу эссеистики писателей, дополнят представления учащихся о многообразии жанровых и стилевых поисков художников слова.
Обращение к жанру эссе может быть связано и с внеклассной работой по литературе и русскому языку – участием школьников в различных видах творческого телекоммуникационного общения; в современных электронных версиях художественно-публицистических журналов, в конкурсах и викторинах, других телекоммуникационных проектах, где нередко преобладает эссе как ёмкий и мобильный жанр.
П л анируемый результат
п/п
Форма проведения
Средства
Дата
1.
Комплексный анализ текстов различных жанров (письмо, беседа) – 10 класс, Письмо И.С.Тургенева к Полине Виардо, Г.Гессе «Неотправленное письмо певице», Сентябрь 2016 г.
2.
Творческая работа «Письмо литературному герою» — 10 класс, Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», глава «Мальчики», Апрель 2016 г.
3.
Сочинение-эссе на тему: «Прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства» — 8 класс, В.Распутин «Уроки французского»
Март 2016 г.
4.
Работа с газетным и журнальным материалом на общественно-политические темы – 11 класс
Подшивка статей из газет и журналов: «Черновик», «Комсомольская правда», «Дагестанская правда», «Современник»
В течение учебного года
5.
Участие в современных электронных версиях художественно-публицистических журналов, в конкурсах и викторинах, других телекоммуникационных проектах – 10-11 классы
Класс. -описание произведений народного творчества (2)
... подсказки к вашему сочинению? (Да, даются темы сочинения) - Попробуем его конкретизировать. 10. Работа над планом сочинения – описания. Запись на доске и в тетрадях. 1. Произведение, какого художественного народного промысла вы будете ... богородские мастера? Опишите одно из изделий богородских мастеров по плану. (слайд 9) 6. Работа над упражнением № 373 (стр. 32-33). 1. - А теперь познакомимся с ...
Электронные журналы, В течение учебного года
6.
Продолжить работу над программой спецкурса: «Эссе как жанр литературного произведения и как вид творческой работы» в 10-11 классах
Программа
В течение года
7.
Использовать на уроках русского языка творческие пятиминутки по написанию эссе на лингвистические темы
Материалы учебных пособий, В течение года
7.
Провести уроки, посвященные анализу эссеистики писателей: В.Набокова, В.Гроссмана, И.Бродского, С.Залыгина, А.Солженицына, Ф.Искандера и др.).
Собранный материал представить в виде презентаций и методических разработок к урокам литературы – 11 класс
В.Набоков «Пушкин или Правда и правдоподобие», «Кембридж», В.Гроссман «Сикстинская мадонна», И.Бродский «Как читать книгу», «Письмо президенту», С.П.Залыгин «Мой поэт», А.И.Солженицын «Слово о В.Распутине», Ф.Искандер «Слово о Пушкине»
В течение года
8.
Практическая работа. Эссе на тему: «Человек – есть украшение мира» (М.Горький) — 11 класс, М.Горький «На дне», Ноябрь 2016 г.
9.
Практическая работа. Эссе на тему: «Мои любимые поэтические строки» — 11 класс, По страницам поэзии Серебряного века, Декабрь 2016 г.
10.
Практическая работа. Эссе на тему: «Что сильнее: обстоятельства или чувства?», По страницам произведений А.П.Чехова
Май 2016 г.
Словарь терминов
-
Аллегория – образ, закрепленный традицией.
-
Анализ – детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-либо факта, явления, события.
-
Аналогия — сходство в каком-либо отношении между явлениями и предметами.
-
Аргументы — довод, основание, приводимые в доказательство.
-
Афоризм – краткое изречение, содержащее законченную мысль, философскую или житейскую мудрость.
-
Жанр — вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический жанры. Вокальные, хоровые жанры. Жанры пейзажа, портрета.
-
Исследование – научное сочинение, в котором исследуется какой-либо вопрос.
-
Композиция — строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
-
Метафора — перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства или контраста.
-
Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
-
Парадоксальный — нелепый, противоречащий здравому смыслу.
-
Презентация — публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
-
Проповедь — распространение какого-либо вероучения, идей, взглядов.
-
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность.
-
Субъективный — присущий только данному субъекту, лицу.
-
Тезис — положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.
-
Трактовать — истолковывать в соответствии со своим пониманием.
-
Эпитет – образное художественное определение. Образное определение предмета или действия.
-
Эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/poeticheskoeeto/
-
Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный — М.: Рус. яз., 2000.
-
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка – Москва, ООО «А ТЕМП», 2008. – 874 с.
-
Ванштейн О. Для чего и для кого писать эссе? Литературная учеба, 1985, № 3, с. 215-217.
-
Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. – М., 1999.
-
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Русский язык в школе. 2001. № 2.
-
Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Русский язык в школе. 1998. № 1.
-
Никитина Е.И. Эссе-воспоминание. Русский язык в школе. 1999. № 3.
-
Эпштейн М.Н. Эссе об эссе. Опыты. СПб.; Париж, 1994, № 1.
-
Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии 19-20 веков. М., 1998.
-
Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре. Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе. — М., 1997.
-
http :// kampk . ucoz . ru / publ / konkurs _ quot _ tvorcheskij _ uchitel _ quot / uchashhiesja _ nachalnykh _ klassov /9
Приложения, Приложение 1.
Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы старосветские помещики Гоголя, Фелиситэ в повести «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в Царство Небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите? Что бы мы ни говорили, развитый ум, прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире – творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми – умом сердца.
В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.
«Душа и ум»
Когда теченье наших дум И постепенно некий крен
Душа на истину нацелит, Уже довлеет над умами,
Тогда велик и малый ум, Уже с трибун или со стен
Он только медленнее мелет. Толпа толпе долбит: — Мы сами!, Душа есть голова ума, И разрушительный разбег
А ум – его живая ветка. Однажды мир передраконит.
Но ум, порой, сходя с ума, …Вдруг отрезвевший человек,
-Я сам! – кричит, как малолетка, Схватившись за голову, стонет.
Своей гордынею объят, Сбирая камни, путь тяжел,, Грозит: — Я мир перелопачу! – Но ум, смирившийся погромщик,, И, как безумный автомат, Работает, как честный вол,, Он ставит сам себе задачу. Душа – надолго ли? – погонщик., Вопросы и задания:
-
Сравните небольшое эссе Ф.Искандера «Душа и ум» со стихотворением такого же названия.
-
Какие размышления автора нашли своё эссеистическое и поэтическое воплощение?
-
Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для эссе?
-
Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора?
-
Попытайтесь и вы поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.
А.Г.Алексин «Прости меня, мама…»
Мамы давно уже нет… А я всё еще мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал позвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?» Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. «В муках мы мать вспоминаем», — писал Н.А.Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдет…» — шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!» Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности. А то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама…
Вопросы и задания
-
Прочитайте эссе А.Г.Алексина и найдите один из признаков жанра – «решающую идею» автора.
-
Докажите, используя этот текст, что заголовок эссе полностью не исчерпывает его содержание. Как вы думаете, почему писатель выбрал такое название?
-
С чем это связано? Стало ли такое название для вас неожиданным?
-
На какие средства художественной выразительности, используемые в эссе, вы обратили внимание?
Сэй Сёнагон
То, что пролетает мимо
Корабль на всех парусах.
Годы человеческой жизни.
Весна, лето, осень, зима.
То, что далеко, хотя и близко
Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.
Отношения между братьями, сёстрами и другими родственниками в недружной семье., Извилистая дорога, ведущая к храму Курама., Последний день двенадцатой луны и первый день Нового года., То, что человек обычно не замечает, Дни зловещего предзнаменования., Как понемногу стареет его мать., То, что нельзя сравнить между собой, Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода., Старость и юность. Белое и чёрное. Любимый и ненавистный.
Он всё тот же. Но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека.
Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами.
Вопросы и задания
-
Прочитайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья» японской писательницы 11 века Сэй Сёнагон, чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока.
-
Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.
-
Попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя приём ассоциации. Возможные темы: «То, что близко, хотя и далеко», «То, что прекрасно», «То, что вызывает уверенность». Придумайте свои темы для аналогий.
Владимир Янушевский «Струя»
Питьё из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя царапает губы, язык, точно и не вода это вовсе — не напьёшься, а только измочишь лицо, забьёшь душной ледяной пузырящейся массой ноздри да пустишь себе на брюки веер брызг.
Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком сильные чувства не утоляют голода любви.
Вопросы и задания
-
Эссеистическая миниатюра целиком построена на необычной авторской ассоциации. Попробуйте написать свой вариант подобной зарисовки на темы: «Музыка», «Снег», «Мир вокруг» и др.
Василий Гроссман «Сикстинская Мадонна»
И эта картина говорит, как драгоценна, как прекрасна должна быть жизнь и что нет в мире силы, которая могла бы заставить жизнь превратиться в нечто такое, что при внешнем сходстве с жизнью уже не было бы жизнью.
Сила жизни, сила человеческого в человеке очень велика, и самое могучее, самое совершенное насилие не может поработить эту силу, оно может только убить её. Вот почему так спокойны лица матери и её сына – они непобедимы. В железную эпоху гибель жизни не есть её поражение.
Мы стоим перед ней, молодые и седые люди, живущие в России. Стоим в тревожное время…
Не зажили раны, еще чернеют пожарища, еще не устоялись курганы над братскими могилами миллионов солдат, ваших сыновей и братьев. Еще стоят опаленные, мертвые тополя и черешни над сожженными заживо деревнями, растёт тоскливый бурьян над сгоревшими в партизанских селах телами дедов, матерей, хлопцев, девчат. Еще заваливается, шевелится земля над рвами, где лежат тела убитых еврейских детей и их матерей. Еще стоит в доме плач по ночам в несмотном числе русских изб, белорусских и украинских хат. Всё пережила Мадонна с нами, потому что она – это мы, потому что сын её – это мы.
И страшно, и стыдно, и больно – почему так ужасна была жизнь, нет ли в этом моей и твоей вины? Почему мы живы? Ужасный, тяжелый вопрос, — задать его живым могут лишь мертвые. Но мертвые молчат, не задают вопросов…
Вопросы и задания
-
В чем бессмертие Сикстинской Мадонны?
-
Всегда ли эссе актуально своей современностью? Как для вас звучит авторское обращение сегодня?
-
К какому виду эссе вы бы отнесли эту работу?
-
Какие другие литературные и внехудожественные формы включает эссе?
Приложение 2.
«Основные отличительные признаки эссе и традиционного сочинения»
Вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, вывод
(В Т А А Т А А В)
Вступление, основная часть, заключение, Цель написания, Побуждение читателей к размышлению, Развитие навыков устной и письменной речи
Выбор темы
Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, освещающее широкий круг проблем не может быть выполнено в виде эссе.
Творческая работа на заданную тему
Форма
Форме эссе свойственно рассуждение с элементами анализа
Форма сочинения зависит от его типа: повествование, описа-ния, рассуждения, срав-нительной характерис-тики образов, анализа художественного текста
Правила написания
Творческое осмысление темы, личное видение проблемы, умение донести проблему, вызвать у читателя отклик
Изложение собственных мыслей логически, точность изложения и формулирования мысли, умение делать выводы, знание произведения
Использование различных художественных средств, Метафоры, афоризмы, сравнения, символы, аллегории,
олицетворение, сравнение, эпитеты, фразеологизмы, синонимы, антонимы
Объективный анализ художественного произ-ведения, Приложение 3., Памятка при написании эссе
-
Вступление.
-
Основная часть.
-
Определение проблемы, отношение к ней.
-
Подбор понятий, слов, опорных выражений.
-
Основные тезисы
-
Аргументация
-
Личное отношение к проблеме
-
Другие точки зрения
-
Заключение
Приложение 4., Из сочинений-эссе
«О времени и о себе»
Ганапиев Арслан, 11 класс:
Что такое время? Медленная, спокойная река? Или бурный океан событий? На этот вопрос очень трудно ответить, но я попытаюсь.
Давайте будем откровенны: все уверены в том, что со временем человеческие ценности меняются, но есть ряд таких, которые остаются неизменными, то есть вечные ценности.
Время идёт, люди меняются, но это не мешает нам оставаться внутри такими, какими мы были раньше – я говорю о внутреннем мире человека. Он неизменен, не зависит от времени.
Но кто же тогда человек во времени? Маленький чёлн? Или большой корабль? Это зависит от того, каков человек не в социальном плане, а в духовном, насколько богат внутренний мир человека. О себе я могу сказать, что пока у меня небольшой жизненный опыт, время покажет, кто я.
Абдуллаева Зайнаб, 11 класс:
Есть много ценностей, которые существовали вне времени: доброта, любовь, вежливость, уважение, искренность. Но, к сожалению, сейчас многие из них утрачены людьми, а взамен приобретены неуважение, недоверие, угодничество.
Многие подростки хотят быть самостоятельными, но в большинстве случаев ничего не могут сделать сами, спорят с родителями, считая себя умнее всех. Многие не уважают старших, перестали быть вежливыми.
Но всё же среди нас много и таких, которые верят в доброту, любовь, искренность. Я думаю, что эти ценности останутся, они вне времени, иначе без них мир будет жестоким и лживым. Я надеюсь, что в скором будущем все отрицательные черты характера исчезнут, мир станет лучше.
«Прости меня, мама…»
Узданова Клара, 10 класс:
Лучшим другом человека должен быть человек. А кто же для нас является лучшим другом? Ответ прост – мама. О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали их слова, сколько подвигов совершено их отважными сердцами!
Мы с великим уважением должны относиться к своим матерям, мы должны гордиться ими, не причинять им боли, даже самой незначительной, ведь материнское сердце чувствует всё, оно пропускает через себя совершенно все…
Приложение 5.
Анкета
Ф.И.______________________________________________________________
Класс__________________________
-
Знаете ли вы значение слова эссе?
Да □
Нет □
-
Умеете ли вы писать эссе?
Да □
Нет □
-
На какую тему вы хотели бы написать эссе?
_________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6.
Приложение 7.