В библиотеке руки сами тянулись к ней ( по повести Григория Бакланова «Навеки — девятнадцатилетние»)

В библиотеке руки сами тянулись к ней.

(Эссе по повести Григория Бакланова «Навеки — девятнадцатилетние»… ).

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

К вам, наравне с живыми, голос свой

Я обращаю…

Я люблю произведения о войне.

Во-первых, они задевают патриотические струнки моей души, а во-вторых, большинство книг о войне можно назвать учебниками по психологии.

Война – это экстраординарные, критические обстоятельства, которые позволяют человеку раскрыться, познать себя, отметить предел своих возможностей.

Но все народы во все времена мечтают избежать такой проверки своего духа. К сожалению, русским людям чаще других народов приходилось воевать, отстаивая свою независимость. Поэтому богаче, чем в мировой , описаны эти страшные события, созданы запоминающиеся образы патриотов. Вообще для литературы о Великой Отечественной войне слово «созданы» мне иногда кажется неуместным. Ведь эти характеры и придумывать было не нужно: столько примеров героизма русских людей!

Вот и повесть Григория Бакланова «Навеки — девятнадцатилетние»…

Ещё в библиотеке руки сами тянулись к ней. Разгадка этого притяжения в синтезе слов названия – навеки девятнадцатилетние. Но, несмотря на эту некоторую предсказуемость исхода, до последнего момента не верила, что Володя Третьяков может погибнуть, радовалась ранению, думала, что его увезут подальше в тыл и он уже никогда не увидит войны, и…ошиблась. Обернувшись вместе с санинструктором, не увидела ничего, кроме взрытой разрывом земли.

И начиналась повесть тоже со смерти, с останков советского солдата, найденного киноэкспедицией. Он, как и тысячи других, не вернулся домой, уже этот эпизод задаёт обобщённый характер повести. Вот и в названии – «девятнадцатилетние».

Володя Третьяков – один из многих молодых людей, ушедших на фронт после школы, раньше призывного срока (потому что отец незаслуженно обвинён и сейчас где-то далеко, а война идёт, и только он, так думает Володя, сможет оправдать отца своей храбростью и верной службой Родине).

26 стр., 12656 слов

Евгения карпова меня зовут иваном. Выпускное . Ломает ли война ...

... своих произведениях Евгений Карпов. ^ Чтение рассказа «Меня зовут Иваном». Беседа по прочитанному: -Что случилось с героем рассказа, участником Великой Отечественной войны? (Работа с текстом) (Главный герой рассказа ... навстречу сыну, она положила руки на плечи. «Слепой умолк». Пощупав руки женщины, он побледнел, хотел что-то сказать. Сеня, - тихо сказала женщина. Меня зовут Иваном, - сказал Семён ...

И вот он сидит на путях и ест купленный, впервые за многие дни войны купленный, паёк перед тем, как поехать на попутной машине на передовую Юго-Западного, а за плечами его уже Северо-Западный фронт, бои и выход из окружения. Всё как из биографии самого Григория Бакланова: попал в гаубичный артиллерийский полк на Северо-Западном фронте, затем был послан в артиллерийское училище (ускоренный выпуск), командовал батареей, сражаясь до конца войны на Юго-Западном фронте.

Фронт собирает разных людей. Одни, по выражению Третьякова, «больше всех хотят жить», так хотят, что не в силах вылезти из окопа, боясь смерти под очередью немецкого пулемёта, даже если от них зависит жизнь людей, раскиданных по полю в невозможности поднять голову – убьёт. Таким изображает Бакланов Суярова. И каждый из нас, читателей, понимает мысль писателя, что на войне «больше всех хотеть жить» — предательство. Но оказывается и не хотеть жить – как солдат с памятного Третьякову Северо-Западного фронта – преступление. Он застрелился из-за женщины на передовой, в разгар боевых действий, когда умирают миллионы, своими жизнями приближая победу. Автор утверждает, что забывать своё желание жить или не жить ради Родины, ради победы – вот что считается на войне нормой, а не трястись за свою шкуру, не «пускать её в расход» даже из-за любви, умереть, так унося с собой жизнь хотя бы одного неприятеля. И тысячи солдат были такими, именно поэтому мы гордимся ими, нашими предками.

Таким был и Третьяков, и, наверняка, был Бакланов. В произведении эти два человека – персонаж и автор – иногда сливаются в одно целое. И тогда появляются небольшие отступления от повествования, в каждом из которых бесценная и глубочайшая мысль.

И самое страшное для них – для прошедшего войну Бакланова и для лежащего в госпитале после ранения Третьякова – если выяснится, что война была напрасной, что её можно было предотвратить, избежать. Они понимают – бессмысленно думать об этом, когда враг в пределах твоей страны: нужно подниматься и идти в бой. Но потом, через много лет, может быть, через полвека люди смогут посмотреть на это как на факт и дадут ему оценку. И страшно, горько до нестерпимости, если даже и тогда, через много лет, выяснится, что человек мог не убивать другого человека, мог не идти под пули и мины, быть тем, кем хотел стать, но по чьей-то злой воле «не случилось».

Война ломает психологию человека, заставляет жить настоящим и отгонять от себя мысли о будущем, потому что каждый день, каждую минуту тебя может не стать, и мысли с желаниями мгновенно обратятся в пустоту. Но невозможно, кажется, не ждать, не надеяться. И здесь Бакланов переворачивает наше представление, переворачивает даже самые, казалось бы, непреложные истины. Молодой человек, по годам – ещё школьник, выросший в детдоме, один во всём свете. А тут война. И он радуется войне?! Именно здесь, на войне, он нужен Отечеству. Вот дело его жизни – защищать Родину! Но до фронта доехать не успевает, попадает под бомбёжку – контузия, убегает снова на фронт, но снова неудача – артналёт и новая контузия. Не находит он себе места в тылу, никто его не ждёт и некуда его выписывать, и, тогда кажется, его место, действительно, там, на войне, но останется его мечта о передовой, о выполнении долга, о боевых верных товарищах несбыточной…

9 стр., 4460 слов

Примеры сильного человека из жизни

... себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать ... можно считать сильным человеком. В жизни мы часто встречаем сильных людей. К примеру, паралимпийцы. Такими людьми можно только гордиться. Они смогли пережить жизненные трудности, научились жить с ...

Ужас охватывает меня, когда думаю о том, что можно мечтать воевать, убивать других людей, и только одно оправдание нахожу – святую к Родине любовь и желание отдать жизнь за её независимое будущее.

Люди смертны, лишь гении – вне времени. И неужели эти самые обыкновенные и при этом непохожие друг на друга люди, которые, может быть, погибнут завтра, телами выстроив стену на пути немцев, неужели они забудутся, канут в лету? А кто может ручаться, что среди них не было Пушкиных, Тургеневых или Пироговых, например? А может они, не будь этой войны, стали бы теми, кем они уже никогда не станут, архитекторами, конструкторами, учеными, может, это среди них погиб тот, кто мог спасти миллионы людей от заболеваний, или уникальный живописец, чьи полотна радовали бы потом человечество тысячелетия? В наше время мы постепенно привыкаем считать тела. И «из каждых ста, ушедших на фронт, с войны вернулось не больше трех» — для нас – только цифры. А если держать в памяти эти острые от точности и солёные от слёз ужаса вопросы, то мы сможем не превращать смерть в привычку, не делать из людей пушечное мясо, а взвешивать все свои дела, поступки и учиться отвечать за них. Может тогда и не будет новых Наполеонов, Гитлеров и Муссолини.

Разве это просто «книга о войне»? Разве эта повесть не актуальна в наши дни, не воздействует на наши чувства, не заставляет задуматься не только о прошлом, но и о настоящем и будущем? Могли бы мы сейчас, не будь тех, девятнадцатилетних, учиться, любить жизнь, родителей, друзей, радоваться наступлению нового дня, принимать участие в международных конкурсах и форумах, «сидеть» в Интернете, общаясь со сверстниками из разных стран?

Чтобы любить или не любить произведения, внутри которых заключён кусочек войны, нужно, по крайней мере, внимательно и вдумчиво прочитать одно из них от начала до конца. Может, стоит начать с произведения Бакланова «Навеки — девятнадцатилетние»?!