Обучение русскому языку и литературе путём интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий

1. Презентация биографии Булгакова М.А., подготовленная учениками.

2. Слово учителя.

В курсе литературы мы с вами постоянно говорим о своеобразии художественного мира того или иного писателя. Обсуждали мы и художественный мир Михаила Булгакова, опираясь на прочитанные произведения, в частности на такие, как «Роковые яйца» и «Записки юного врача». Сейчас я хочу проверить, насколько усвоен этот материал вами. В течение 7 минут вы должны заполнить карточки.

Итак, переходим к работе с видеофрагментами фильма «Собачье сердце» («Энциклопедия литературы»).

3. Просмотр отрывков фильма с последующей записью вопросов для обсуждения.

а) «Новые люди» новой России. Кто они?

б) Почему профессор Преображенский не любит пролетариат?

в) Шарик — Шариков. Благое ли это превращение в ночь на Рождество?

г) Мировоззрение Шарикова. Что это значит: все отнять и поделить?

д) Почему профессор утверждает, что до конца жизни надо прожить с чистыми руками? А если рядом швондеры и шариковы?

е) Что значит быть человеком?

4. Итог урока.

5. Домашнее задание: написать эссе «Уроки эксперимента».

Вопросы и задания по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

1. В образной системе повести выделяются два оппозиционных лагеря. Каких?

2. Как вслед за действующими лицами делится пространство в повести?

3. Каким предстает внешний мир на первых страницах повести? Какие образы — символы заявляют о себе?

4. Что представляет собой образ председателя домкома Швондера? На примере текста покажите догматизм его мышления. С помощью какого художественного приема автор изображает членов домкома?

5. Используя подобранный дома цитатный материал, охарактеризуйте образ профессора Преображенского, его жизненные принципы и отношение к новой власти.

6. Что представляет собой конфликт между профессором Преображенским и Швондером?

7. Шарик как объект эксперимента. Почему так легко «новый человек» поддается влиянию домкома? Каковы результаты швондеровского воспитания Шарикова? Дайте общую характеристику «шариковщины» как социального и морального явления. Чем страшны шариковы?

8. Какие черты революционной эпохи находят свое отражение в повести? Что превращает трагедию в фарс?

9. Исследуйте речь персонажей и сделайте вывод: как речь человека помогает понять его характер?

4 стр., 1864 слов

Карточки-задания для развития письменной речи учащихся (по повести ...

... Филиппа Филипповича и её обитатели? Как автор относится к профессору, доктору Борменталю, Зине? Другой исследователь пишет: "Повесть Булгакова «Собачье сердце» построена как бы по принципу параллельных зеркал ... частях повторяются: выбор имени, приход домкома, безобразие, учинённое Шариком-Шариковым (расправа с совой и котом соответственно), обед, размышления профессора перед операцией, разговор с ...

10. Изучите приемы комического: сарказм, сатиру, юмор, иронию.Что из этих нам встретилось в повести?

Интегрированный урок, По страницам повести Пушкина, Барышня-крестьянка”

5 класс

ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА “БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА”, Оборудование урока.

Комплект репродукций картин

русских художников.

Комплект фотографий народного

крестьянского костюма.

Фонограммы произведений М. Глинки.

На столах детей – ножницы, клей,

краски, цветная бумага.

Предметы для сервировки стола.

Фрагменты худ. фильма “Барышня-

крестьянка”

Оформление доски.

Пушкина “Барышня-крестьянка”

Эпиграф урока:

… писать повести надо вот

эдак: просто, коротко и ясно.

А.С. Пушкин

Новые слова:

пейзаж, фасад, интерьер,

гостиная, дворянство.

План урока.

  1. Слово учителя. Характеристика пушкинской эпохи (первая половина 19 века.)

  2. Беседа на восприятие произведения.

  3. Анализ литературного отрывка.

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/po-literature-uroki-eksperimenta/

  4. Инсценирование отрывка повести.

  5. Анализ литературного отрывка.

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/po-literature-uroki-eksperimenta/

  6. Групповое задание. Нарисовать пейзаж к повести Пушкина.

  7. Слово учителя. Русский пейзаж на полотнах известных художников.

  8. Анализ литературного отрывка.

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/po-literature-uroki-eksperimenta/

  9. Слово учителя. Крестьянское платье на картинах русских художников и фотографиях.

  10. Художественная мастерская. Изготовление деталей крестьянского костюма.

  11. Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма.

  12. Слово учителя. Архитектура дворянских домов, поместий через анализ текста.

Ход урока.

1. Слово учителя литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/po-literature-uroki-eksperimenta/

В “Повестях Белкина” (и в повети “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.

Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы долго жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.

Обратимся сегодня к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.

4 стр., 1599 слов

Анализ повести Пушкина Барышня-крестьянка

... время повторяет слова: «Акулина!» «Акулина!» Автор не описывает подробно развязку. Он оставляет возможность читателю самому её обдумать. История «Барышня крестьянка» написана в жанре повести. Есть несколько ... девушка. Произведение Пушкина больше напоминает весёлый водевиль, где всё хорошо заканчивается, и все счастливы. Хочется просто порадоваться за героев этого шаловливого рассказа. Сочинение 4 ...

Что вы знаете о первой половине 19 века?

(-крепостное право, существует два класс: дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.

Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.

… Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца…

Деревня, 1812 г.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное.

2. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:

  • Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”? (беседа на восприятие произведения).

  • Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских).

  • Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).

  • Кто из героев вам понравился больше всего и почему?

  • Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

  • Какое чувство вызывает у вас финал повести?

3. Работа с текстом.

  • Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок.

  • Какие художественные средства использовал автор в описании.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

  • Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)

  • Что такое пейзаж?

Групповое задание (5-6 человек)

  • Нарисуйте пейзаж, который вы представляете себе благодаря слову Пушкина (работа выполняется на листах, прикреплённых к доске).

С остальной частью класс работает учитель литературы

  • Найдите и прочитайте описание крестьянского костюма, который приготовили крепостные девушки для Лизы Муромской.

    2 стр., 897 слов

    Проблема роли учителя в жизни человека (текст Г.А. Горышина)

    ... офицерском габардиновом кителе, с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном. (18) Новый учитель литературы, я хорошо это помню, ... Горышин (1931 —1998) — советский прозаик. Сочинение Примерный круг проблем 1) Проблема роли учителя в жизни человека. (В чём заключается роль учителя в жизни человека?) 2) Проблема роли семьи в ...

  • Назовите детали крестьянского платья.

  • Кто изготавливал крестьянскую одежду?

  • Как украшали крестьяне своё платье?

Беседу продолжает учитель ИЗО

Рассказ о крестьянском платье, демонстрация слайдов коллекции русского костюма 19 века из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Групповое задание (3-4 человек)

  • Изготовьте при помощи цветной бумаги, ножниц, клея и т. д. детали крестьянского женского костюма: головной убор, бусы, ленты, колечки и т.п.

Во время выполнения групповых заданий звучит музыка М.И. Глинки., Беседу продолжает учитель ИЗО

  • Подведение итогов групповой работы художников. Оценка работы.

  • Подведение итогов работы по изготовления деталей крестьянского костюма. .(лучшие работы используются для создания костюма Лизы).

4. Инсценирование отрывков повести.

(Настя отпрашивается в гости в Прилучино. Рассказывает Лизе об Алексее Берестове)

(Свидание Лизы и Алексея Берестова. Декорацией является пейзаж, нарисованный группой детей.)

Беседу продолжает учитель литературы

  • Найдите в тексте отрывок,где принимает Г.И. Муромский гостей – Берестовых, отца и сына.

  • Как выглядели гостиные в домах русских дворян? Какая мебель, что украшало залы (просмотр фрагмента фильма “Барышня-крестьянка”).

Беседу продолжает учитель ИЗО

(Рассказ об архитектуре и интерьере дворянской усадьбы 19 века. Демонстрация репродукции картины К.А. Зеленцова “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях” 1833 г.)

Учитель литературы дает лексическое значение слов “интерьер”, “гостиная”, “фасад”., Групповое задание (5-6 человек), Беседу продолжает учитель литературы, Групповое задание (2-3 человека)

  • Сервировка стола званого обеда в дворянском доме 19 века.

  • Инсценирование отрывков из повести “Барышня-крестьянка” (Берестовы на обеде у Муромских)

Итоговое слово учителя литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/po-literature-uroki-eksperimenta/

  • Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви ,счастья ,праздника).

  • Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).

    8 стр., 3915 слов

    Демон в поэме лермонтова (образ и характеристика)

    ... https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/demon-v-poehme-demon-lermontova Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова» Пропустить и перейти к содержимому Поэму «Демон» Михаил ... проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил ... что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих ...

  • Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства.. Пушкин звал к этому.

Домашнее задание (вариативное)

  1. Сочинение “Мой читательский опыт после прочтения “Повестей Белкина”.

  2. Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.

  3. Подобрать музыкальное произведение, обосновать его выбор, к понравившемуся эпизоду.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОЭМЫ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН».

Цели урока:

1. Проследить этапы формирования поэмы как лиро-эпического жанра в творчестве М.Ю. Лермонтова.

2. Выяснить историю возникновения образа Демона в русском и европейском искусстве.

3. Проследить эволюцию образа Демона на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

4. Проанализировав художественные особенности поэмы, выяснить отношение автора к образу Демона и понимание этого образа художником М. Врубелем.

Ход урока:

Вступительное слово учителя

Сегодня на нашем уроке мы поговорим о художественных особенностях поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», об истории создания этой поэмы, о том, как вообще появляется поэма. Мы вспомним черты, свойственные романтической поэме, обратим внимание на то, как Лермонтов выстроил композицию своей поэмы, чтобы донести до нас её основную мысль.

Итак, поэма, как мы уже знаем, жанр особенный.

  1. ПОЧЕМУ?

(она сочетает в себе черты эпоса и лирики)

Верно. А потому она может не только описать происходящие события, но и донести до читателя отношение автора к этим событиям. Этот жанр уникален ещё и тем, что почти никогда поэма не возникает вдруг. Как правило, она определённый этап зрелости писателя, новая вершина его творчества. Так и Лермонтов писал «Демона» на протяжении всей своей жизни. 15-летним юношей он выводил первые строчки своей будущей поэмы. Уже в то время поэт представлял себе центральный образ – Демона, и очень скоро он появится в стихотворении «Мой демон».

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «МОЙ ДЕМОН» НАИЗУСТЬ.

Здесь Демон – это не только носитель зла, но и гордый дух, озаряющий ум поэта «лучом чудесного огня». Юный Лермонтов чувствует, что этот образ будет преследовать его всю жизнь и подсознательно угадывает, что именно в этом образе можно отразить черты человека современной поэту эпохи. Эпохи смелых дерзаний и страшных поражений, гордых порывов человеческого духа и отчаянных страданий человеческой личности. Лермонтов уверен, что именно в этом образе он сможет выразить протест против пошлости, консервативности государственных и общественных отношений, провозгласить любовь к свободе горячий порыв к познанию, глубокое отвращение ко всякой лжи и насилию. Именно через этот образ ему хотелось раскрыть и свои ощущения: чувство одиночества, преследовавшее его всю жизнь, потери надежд на взаимную любовь, бессмысленности существования всего его поколения.

29 стр., 14421 слов

Поэмы Лермонтова

... романтизм «есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». В романтических поэмах Лермонтова заключалась «сокровенная жизнь сердца» не только самого поэта, ... идейно-художественном пути нашли завершенное воплощение в последних романтических поэмах: «Мцыри» (1839, напечатанная в 1840) и «Демон» (1841 год). Оригинальность Лермонтова не сводится к переработке, хотя бы ...

Шли годы. Поэт мужал. Его духовный мир обогащался, но свой замысел он не оставлял и печатать свое любимое детище не спешил, а много и часто переписывал поэму заново. Именно так появились 8 известных на сегодняшний день редакций поэмы. 26-летним уйдёт Лермонтов из жизни, так и не увидев «Демона» напечатанным.

Образ этот не давал покоя многим поэтам, писателям и художникам. И для каждого Демон – свой. Сегодня на уроке мы увидим иллюстрации с картин художника Михаила Врубеля, болевшего темой демонизма, как Лермонтов, всю жизнь. / Демонстрация портрета М. Врубеля/

«ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕМОН, ДУХ ИЗГНАНЬЯ»

В этой строчке всё: начало и конец, величественный и обреченный мир, могучий порыв и его трагическое завершение.

ЕГО ЗОВУТ ДЕМОН. /Голова Демона/

Я просила Пашу к сегодняшнему дню поработать со статьёй толкового словаря Владимира Ивановича Даля, объясняющей значение слова «демон».

2. Пожалуйста, Паша, расскажи нам, кто же такой демон?

(демон – злой дух, дьявол, сатана, бес, чёрт, нечистый, лукавый. Сатана – тот, кто во лжи по кичливости духа. Дьявол – тот, кто во зле по самотности, демон – кто в похотях зла по любви к мирскому.

Как мы видим, все толкования связаны с церковной идеологией. И ни одно из них не близко к определению, которое дал Лермонтов.

3.Какой эпитет подобрал поэт к слову «демон»?

(печальный)

4. О ком можно сказать печальный?

( о человеке)

Конечно, печальный – это из области человеческих чувств, человеческих переживаний.

5. А теперь Алёша, у которого тоже было индивидуальное задание, расскажет нам об истории происхождения слова «демон». Пожалуйста.

( В древнегреческом языке было слово «демонион» или «даймонион». Оно связывалось с представлением о бесплотном духе. Грекам демоны представлялись то как боги, то как полубоги, то как духи – посредники между богом и людьми, то как человеческие души до рождения и после смерти. Это были очень странные и очень загадочные существа, которые обитали между небом и землей, между людьми и богами. А в Средние века представление о демонах очень резко меняется, переосмысливается церковью. Если в античной мифологии «демон» означало порыв к познанию, к свободе, к счастью, то в Средние века эти же качества как бы рассматривались со знаком «минус» Демонами стали называть философов, мыслителей, еретиков, вождей народных восстаний. Поэтому в религиозной литературе демон – это дух зла, сатана. А в художественной литературе «демон» часто звучит как синоним к сложной, яркой человеческой личности).

Да, пример тому трагедия «Фауст» Гёте, стихотворение «Мой демон» Пушкина и многие другие произведения.

Печальный Демон – это, несомненно, человеческая душа, избранная, исключительная натура, в чём-то близкая библейскому сатане, но не копия его.

Поэму «Демон», как и поэму «Мцыри», критики считают романтической.

6. Вспомните, какие черты присущи романтической поэме, и докажите, что критики правы?

(- исключительная натура в исключительных обстоятельствах;

  • его прошлое покрыто тайной;
  • он одинок и противопоставлен всему миру)

Вы правы, но печаль и одиночество Демона не изначальны. В прошлом он чувствовал всё по-другому. Эта память жива и не даёт ему покоя.

16 стр., 7975 слов

Тамара в поэме демон лермонтова

... Лермонтова сочинение Фольклорная основа лермонтовских произведений сочинение Взаимоотношения человека с природой в поэзии М. Ю. Лермонтова сочинение Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов) | Литерагуру Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно ... сам горячими слезами. Вера . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому ...

7. Что в прошлом у Демона? Найдите строки, рассказывающие о том, каков этот прежний мир? О чём он мучительно вспоминает?

(«Лучших дней….»

  • это был мир гармонии, чистоты;
  • мир, приближенный к природе;
  • мир любви ко всему, веры;
  • и в этом мире он знал, для чего живёт;)

Да, «тогда он верил и любил».

8.А какой художественный приём для описания этого прежнего мира использует автор и с какой целью?

  • анафора, чтобы передать эмоции, чувство потери.

9.Давайте посмотрим, как меняется интонация повествования дальше. Это строчки о том же мире? / На экране «Демон летящий»/

«Давно отверженный блуждал…»

  • нет, это совсем другой мир. Здесь злоба, здесь сомнения.

10. Чей это мир ?

  • мир Демона.

11. Как называет его автор?

  • «пустыня мира»

12. Как вы понимаете выражение «пустыня мира»?

  • что-то безжизненное.

13. Молодец! Ещё какие ассоциации с БЕЗ-?

  • бесприютная, безвременная, бесконечная, безнадежная.

14. Скажите, а какой художественный приём использовал автор при описании этих двух миров и почему этот приём был просто необходим?

  • приём контраста, чтобы показать, как много потерял

герой;

  • что он отвержен от мира добра;
  • показать, почему Демон так озлоблен;
  • Да, это мир Демона. Он изгнан с небес, но и никому не нужен в мире людей.

15. О каком мире пойдёт речь дальше? / на экране слайды «Вид Крестовой горы», фотография ущелья/

  • мире людей;

16. Найдите строки, описывающие мир людей. Что меняется в повествовании? Почему?

  • меняется интонация, потому что описывается мир

людей;

17. Какой он, мир людей? Найдите его описание в тексте.

ЦИТАТА.

  • здесь живые краски, здесь жизнь.

18. Посмотрите, пожалуйста, какими средствами автор создаёт эту красочную картину?

  • метафорические эпитеты: счастливый край, звонко-

бегущие ручьи,

  • метафоры: дыхание растений, биение жизни;
  • звукопись при описании течения Терека.
  • предложения присоединяются при помощи союза И,

как бусинки на ниточку.

19. Молодцы. Если говорить о композиции поэмы, то как можно назвать ту часть, о которой мы только что говорили?

  • предыстория; А точнее?
  • экспозиция; /начинаем рисовать график композиции поэмы/

20. Итак, перед нами мир людей. Какой он? Всё ли в нём гармонично, красиво?

  • да, очень красивая природа;
  • нет, дом Гудала большой и богатый, но он построен

трудом рабов, на их слезах.

21. Автор даже говорит «рабов, послушных с давних пор». Получается, что Земля – это обитель злого и ничтожного человека?

  • нет, не все люди плохи. Среди них есть, например,

прекрасная Тамара, добрая нежная.

ЦИТАТА.

  • нет, земля не идеальна: здесь есть рабство, смерть,

Тамару должны выдать замуж, её ждет, как говорит

1 стр., 419 слов

Трагизм Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

... трагизмом. Но в чем именно состоит трагизм главного персонажа? Для начала следует отметить, что Демон является существом из ... а произведения близки к литературному направлению романтизм. В поэме «Демон» читатель знакомится с героем-изгнанником, а может и ... отравленным поцелуем Тамару. Демон желает завладеть душой убитой девушки, но Ангел противиться этому и забирает Тамару в рай. В своей борьбе ...

Лермонтов, судьба рабыни.

Я думаю, что обе точки зрения имеют право на существование. И Лермонтов не просто так показывает мир людей с разных сторон, потому что именно здесь произойдет завязка сюжета.

22. А в каком эпизоде это произойдёт? / На экране «Танец Тамары»/.

«И Демон видел…»

23. Какие чувства испытывает, Демон, когда наблюдает за Тамарой?

  • новые мечты;
  • приятную грусть;

24. Можно ли считать эти чувства признаком возрожденья?

  • с одной стороны, да, потому что нет коварных

мыслей, но, с другой стороны, он не забыл своей

обиды, своего изгнания, ему не дано забыть

«Да он и не взял бы забвенья…»

Почему Демон не взял бы забвенья? /слишком гордый/

Да, изгнан с небес на грешную землю, обречён на вражду с небесами, с Богом, со всем прекрасным. Но он бывший ангел и, конечно, он не мог не чувствовать красоты. Эта встреча с красотой, с Тамарой перерождает Демона. Он теперь не хочет приносить зло.

25. И тем не менее, он становится косвенным виновником гибели человека.

Вспомните, кто погибнет, искушённый Демоном, и как это произойдет?

/ иллюстрация «Синодал на коне»

  • он погиб вроде бы от врагов, но и потому, что не сот-

ворил молитвы, не попросил у Бога защиты.

26. Когда же впервые в поэме появляется этот злой дух? Каким он видится Тамаре?

  • появляется он тогда, когда Тамара плачет по

убитому жениху;

  • он жалеет её, обещает открыть ей такой мир, где

она обо всём забудет;

27. Какие чувства в душе Тамары пробудила песня Демона?

  • зарождение любви, смятение;
  • душа рвёт оковы, она как бы проснулась ото сна.

28.Найдите строчки, в которых дается портрет Демона. Каким его видит Тамара?

«Пришлец туманный…» / на экране портрет Демона/

  • неземная красота, любящий, грустящий;
  • она не может решить для себя, кто он: сила зла

или добра;

  • он загадка, он её манит и пугает;

29. Что меняет эта встреча в судьбе Тамары?

  • она не хочет идти замуж, но и не может разобра-

ться в своих чувствах, от этого она сомневается и

страдает; она ищет спасения в монастыре, но меч-

тает о настоящей любви и боится её.

В монастыре происходит вторая и самая важная сцена объяснения Демона и Тамары. / на экране «Демон и Тамара»

30. Найдите строки, повествующие о том, как ведёт себя Демон в монастыре? Почему?

« И долго-долго он не смел…»

  • он не смеет войти к ней в келью, потому что боится

принести горе Тамаре, но и не может отказаться от

любви; он здесь похож на человека; он так страдает,

что его слеза даже прожигает камень.

Ребята, слеза – это, вообще, ключевой символ поэмы, потому что мы плачем, когда страдаем, и он здесь , как человек, плачет и страдает. В нем проснулись человеческие чувства. И это самый напряжённый момент.

Самый напряжённый момент это?

  • кульминация;

31. Что дальше? Осуществится ли мечта Демона? Соединятся ли их с Тамарой судьбы?

  • нет;
  • Нет, вы правы.

Дальше, как ни странно, новая завязка и новый конфликт: столкновение Демона и Ангела. / на экране — «Ангел»/

12 стр., 5671 слов

Критика о поэме “демон” лермонтова: отзывы современников и критиков

... как я сажусь в очередной раз перечитывать эту бессмертную поэму. Михаил Лермонтов “Демон” (1839) Мы любим прозаиков, но обходим стороной поэтов. ... один аспект, который привлек меня, как девушку – это романтические чувства Демона. Ах, как красив он в этом своем амплуа, как ... Тамарой. «И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора» Чувство ...

32. Как ведет себя Демон при встрече с Ангелом?

  • в нем пробуждаются те чувства, которые он до

этого хотел забыть;

33. Посмотрите, какими эпитетами характеризует Лермонтов в этой сцене Демона и как ведет себя Демон?

  • до этого он – гордый дух, изгнанник, отверженный,

А теперь он – дух беспокойный, дух порочный.

34. Посмотрите, а изменилась ли лексика Демона? Ведь это тоже средство характеристики персонажа.

«Она моя…!

Я владею и люблю…!»

Демон побеждает Ангела, но это не последняя битва за душу Тамары, хотя именно эта встреча посеяла сомнения в Демоне: а возможно ли счастье для него? Демон понимает, что добро запрещено ему Богом, что он может нести только гибель, но уже не может остановиться. Он обречен и уже не боится причинить зло любимой. Рядом с любовью в его сердце теперь ненависть. Это заметно в его диалоге с Тамарой. Обратите внимание, монологи Демона здесь длинны: автор дает право своему герою высказаться, и звучит не просто монолог, а исповедь.

И это характерно для чего?..

  • для романтической поэмы.

Послушаем сцену объяснения Демона и Тамары.

«О, кто ты? /выразительное чтение учащихся/

Я тот…»

35. Скажите, а какой Демон в своей исповеди?

  • он гордый, могучий, обаятельный, честный, кажется

беззащитным;

36. Отвечает ли ему Тамара взаимностью?

  • да: перед ним невозможно устоять;

37. Что требует она от него?

  • клятвы в том, что он не принесёт людям зла;

38. Найдите, на ваш взгляд, самые яркие строки в клятве Демона. Что обещает он ей?

«Я дам тебе всё, всё земное…»

39. Он обещает ей и небо, и земное счастье. А не лукавит ли он с Тамарой?

  • и да, и нет: ему очень хочется верить, что он все сможет;
  • И это, ребята, новая кульминация, а за ней — трагическая развязка.

40. В какой сцене?

  • сцене поцелуя.

Сцена поцелуя очень символична. Вспомните сказки, где поцелуй пробуждал к жизни мертвых и спящих принцесс. И здесь это очень интригующий момент. Так хочется верить, что страшное проклятие отступит. Но все идет своим чередом, и поцелуй Демона – гибель.

В финале поэмы, после смерти Тамары, происходит новое столкновение Демона и Ангела, который несет на руках душу Тамары.

41. Вспомните, кого выбирает Тамара и что у неё впереди? /рай/

42. А что впереди у Демона? /пустыня мира/

«И проклял демон…»

43. Каким он видится вам теперь?

Сильный, но бездействующий, беспомощный,

подавленный, никому не нужный;

Впереди у него бесцельное, бессмысленное

существование;

44. Посмотрите, каким увидел Демона в этот момент художник Врубель?

ИЛЛЮСТРАЦИЯ « ДЕМОН СИДЯЩИЙ»

Смотрите, как связаны конец поэмы с её началом. Это кольцо, замкнутый круг. И Демон опять обречен на одиночество и бесприютность.

В эпилоге все, как и вначале поэмы: баланс между небом и землей восстановлен. Есть мир неба и мир земли. Всё так, как и должно было бы быть.