Современная жизнь протекает в быстром темпе. Время на общение также укорачивается. Поэтому людям необходимо уметь структурировать и выражать свои мысли так, чтобы не затрачивать на это много времени и вместе с тем быть красноречивым. Вот почему сегодня актуальна тема красноречия. Обладая этой способностью, человек может не только ускорить процесс мышления, но и довести своё умение рассуждать до мастерства. Одним из известнейших высказываний о красноречии является афоризм французского писателя, философа-моралиста, Франсуа де Ларошфуко: «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно». Этим кратким выразительным изречением философ сразу поражает всех болтунов и пустословов и характеризует насущную проблему экономии времени. Однако следует разобраться в деталях этой глубокой мысли, чтобы не быть поверженным метким словом автора афоризма и не прослыть за упомянутых выше невежд.
Итак, позвольте представить трёх китов моего рассуждения: первый кит — что такое красноречие, второй — в чём заключаются особенности истинного красноречия и третий – как воплотить слова великого мыслителя в жизнь.
Прежде всего, определяя, что же скрывается за расплывчатым понятием «красноречие», обращусь к этимологии этого слова. Оно произошло от двух основ – «красный» — устар. «красивый» и «речь». Так, перед нами слово, обозначающее «красивая речь». Какой она является в моём представлении? Это стройная, не содержащая грамматических неточностей и «слов-паразитов» речь, наполненная цитатами, фразеологизмами, яркими образами… В толковом словаре С. И. Ожегова «красноречие» трактуется как дар хорошо и красиво говорить. Однако во втором значении – это то же, что и риторика. С этого момента мой первый кит перестаёт плыть по течению и берёт направление к ранее упомянутому слову. Риторика, согласно тому же словарю, в первом значении — теория ораторского искусства — наука о красноречии, которая зародилась ещё в Древней Греции, а во втором, переносном – напыщенная, бессодержательная речь – не имеющая глубокого внутреннего смысла. Здесь и выявляется связь с представленным афоризмом, соединяющая по цепочке толкование «риторики» (в переносном значении) со словами Франсуа де Ларошфуко «…сказать… больше, чем нужно»: пустословие, болтовня, длинная бессмысленная речь. Вот и обратная сторона медали: употребив словосочетание «истинное красноречие» в своём высказывании, философ тем самым дал нам понять, что существует ещё и, так сказать, ложное красноречие, в чем мы убедились, поведя исследование с лексическими значениями этого слова.
Служебные части речи. Их значение в русском языке
... рые образованы способом перехода слов других частей речи в служебную: благодаря маму — благо ... либо…либо) и двойные (как…так и, чем…тем). По синтаксической роли укажем союзы сочинительные и ... предложения. Местоимение Местоимение – это часть речи, указывающая на лицо, признак или предмет, не называя их. Местоимения подразделяются на: личные: мы, я, ты, вы, она, оно, ...
Так, значит, истинное красноречие, исходя из обратного, можно определить как красивую речь, каждая фраза которой имеет внутреннюю смысловую связь с другими её частями. Отсюда «умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно» значит донести свою мысль до слушателя, не растеряв её детали по дороге и не оборвав смысловую нить всего высказывания. Эврика! Вот оно определение истинного красноречия! Однако если подумать, становится ясно, насколько оно поверхностно. Поэтому путешествие моего первого кита ещё не завершается – теперь он погружается глубже и обнаруживает «подводный камень», речь о котором пойдёт дальше.
Итак, существует ещё один синоним «красноречия» — это красивое устаревшее слово «витийство», толкование которого также может быть противоположным. Оно не раз было использовано в произведениях русских поэтов. И именно из контекста можно увидеть грань между истинным витийством (или красноречием) и пустословием. Так, например, в стихотворении А. С. Пушкина «Деревня» звучит это слово,
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
В этом случае автор употребляет слово «витийство» в его прямом значении – искусство витии, красноречие. Лирический герой желает иметь способность словом «тревожить сердца» людей: поделиться тем, что гложет его душу и призвать их к тому, чтобы они не оставались равнодушными к общественным порокам и перешли к действию. В конкретной ситуации речь идет о необходимости отмены крепостного права именно «по манию царя»… Вряд ли великий русский поэт употребил бы в этом случае слово «витийство» в переносном значении, как это сделал А. А. Блок в поэме «Двенадцать» для характеристики представителя буржуазии с точки зрения красногвардейцев:
А это кто? — Длинные волосы
И говорит вполголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель —
Вития…
«Вития» здесь – пустослов, фразер — тот, кто любит прибегать к напыщенной речи, говорить много и бессодержательно – разглагольствовать. Более того, витией можно назвать человека, который, чтобы казаться красноречивым, наполняет свою речь ложными сведениями, придуманными им самим. В результате он слывёт невеждой, словам которого верят только такие же необразованные люди. Примером может послужить герой романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, Берлиоз, который «красноречиво» объяснял поэту Бездомному, что Иисуса Христа не существует, приводя в доказательство своему суждению изречения философов древности, которые на самом деле никогда на эту тему не высказывались. Тем самым этот герой продемонстрировал свою ложную образованность, и автор романа высмеял это.
Судебная речь жанр ораторского искусства
3 Судебная речь – жанр ораторского искусства. В судебных прениях по уголовному ... видом судебной речи является напутственное слово председательствующего в суде присяжных. Характеристика судебной аудитории. Аудитория, в которой приходится выступать судебному оратору, очень ... и правопорядку. Необходимо также иметь в виду, что судебная речь, как справедливо отмечают исследователи, это не просто уголовно- ...
Теперь мы видим, что слова «красноречие» и «витийство» имеют два контрастных толкования. Только как же отличить одно от другого, истинное от ложного? Для этого стоит вернуться к пушкинской версии «витийства» и также обратить внимание на слово «жар» в этом стихотворении. Оно означает кипящую страсть, душевный порыв – одно из наиважнейших качеств истинного оратора, по мнению известного русского общественного и государственного деятеля, реформатора М. М. Сперанского, написавшего книгу «Правила высшего красноречия». Одно из этих правил, о «страстном слове», гласит: «Чувствуй, ежели хочешь, чтоб другие с тобой чувствовали» — поэтому страстное чувство в душе оратора или человека, стремящегося подействовать на окружающих, способно сделать его высказывания красноречивыми, исходящими от всего сердца. Однако М. М. Сперанский сравнил обычного человека, которого случайно поставили на место оратора, и древнегреческого мастера слова, Демосфена. Так, если первому, неподготовленному, но имеющему сильное патриотическое чувство, предоставить возможность излить душу, он передаст людям то же движение, «коим душа его потрясается» и оттого язык его будет убедительным. Но отличаться от великого непревзойдённого оратора Древней Греции он будет тем, что речь его будет бессвязной, рассеянной и невыдержанной — «без пощады для уха», потому что Демосфен прославился способностью сочетать свой природный дар красноречия со структурированием речи: он последовательно вёл мысль от пункта к пункту, подводя итоги по каждому озвученному тезису. Не соблюдая такого правила оформления речи, человек будет говорить «больше, чем нужно», но так к основной мысли может и не подойти. Выходит, что одной страсти, кипящей в душе говорящего, недостаточно для того, чтобы его слова можно было назвать истинным красноречием.
Так что же ещё нужно? Ответ на этот вопрос поможет дать современный российский телеведущий, журналист и писатель В. Р. Соловьев.
Здесь кит номер два отправляется в свободное плавание, так как я перехожу именно к особенностям истинного красноречия. В. Р. Соловьев на своих тренингах, посвящённых ораторскому искусству, в радио- и телепередачах даёт много ценных уроков красноречия, из которых начинающие ораторы могут почерпнуть необходимые знания в интересующей их области. Так, например, залогом успеха говорящего, по мнению В.Р.Соловьева, является умение слушать. Действительно, эта способность позволяет оратору не отклоняться от основной мысли и, конечно, убедить собеседника или публику, потому что именно так он сможет понять, в чём заинтересована эта сторона, чего она ожидает от его выступления. Ничто так не привлекает внимание людей, как их собственные проблемы, а также варианты, пути их решения, предложенные умелым слушателем. Пустив в ход такую хитрость, человек сможет сказать только то, что нужно, и не больше чем нужно.
Значит, формула истинного красноречия выведена? Чётко сконструировать мысль, переходить от пункта к пункту, обладать эрудицией и уметь оперировать достоверными фактами, вкладывать страсть в слова и верить в то, о чем говоришь, уметь прислушиваться к голосу публики… Но если я сумела легко найти эту формулу, то почему же в мире всё ещё существуют переносные значения слова «красноречие» и его синонимов? Почему не все желающие могут стать искусными ораторами, почему часто в речах говорящих содержится большое количество «воды» и они не оправдывают ожидания слушателей в получении ответа на какой-то проблемный вопрос, а только тратят их драгоценное время зря? Теперь третий кит отправляется в путь…
Отчёт о прохождении производственной практики (работа в стационаре)
... рекомендуемых амбулаторных лечебно-поликлинических мероприятиях. Для организации срочного вызова в больницу необходимых специалистов в приемном отделении имеется список врачей-специалистов с указанием адресов ... и номеров телефонов. Больные, поступившие в больницу, перед направлением в лечебно-диагностическое отделение проходят в приемном отделении полную санитарную обработку с ...
Формула, которую я вывела, – это теория, её можно знать в совершенстве, но не быть мастером красноречия. Практика – совсем иное дело. На что прежде всего мы обращаем внимание во время просмотра телепередачи с участием В. Р. Соловьева? Верно – на жестикуляцию. С помощью этого невербального средства общения телеведущий убивает сразу двух зайцев: во-первых, помогает себе не сбиться с мысли, во-вторых, заставляет зрителей лучше понимать его речь. Кроме того, В. Р. Соловьев обладает прекрасными навыками актёрского мастерства, которые дают ему возможность создать определённую атмосферу в студии, на сцене, расположить к себе публику. Жестикулируя, но не монотонно, а так, чтобы каждое движение соответствовало сказанному слову, включая в свою речь элементы актёрской игры, умелый оратор воплощает в жизнь теорию искусства слова.
Но если бы всё было так просто! Чтобы развить в себе способность к истинному красноречию, необходима практика, практика и ещё раз практика.
И вот все три кита воссоединились.
В заключение добавлю, что «умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно», высоко ценится с древнейших времён по сей день, а высказывание Франсуа де Ларошфуко в очередной раз доказывает, что краткость – сестра таланта. Время течёт одинаково с момента зарождения жизни на нашей планете, и человек не в силах остановить или ускорить его ход. Однако он способен задержаться в нем, лишь сказав или написав несколько мудрых слов, способных прорывать время и пространство и через годы, века, тысячелетия приносить пользу людям.