Обучать — значит вдвойне учиться

Эссе «Обучать – значит вдвойне учиться».

«Наука без доброго дела подобна семени,

брошенному в солончак».

Саади (ок.1181-1291гг.)

Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир растущего человека. И этой наукой учитель овладевает всю жизнь, потому что ребёнок всегда другой, сегодня не тот, что вчера, а завтра он желает найти ответы на более сложные вопросы. Поэтому воздействовать на детский ум, чувства, волю, убеждённость, самосознание можно только тем же – умом, чувством, волей, убеждённостью, самосознанием. Это и возлагает на учителя ни с чем не сопоставимую ответственность.

У обучения две стороны, как у медали, и одна без другой быть не может. Научить учиться и научить трудиться. Учиться — значит, думать, думать — значит, размышлять, а размышлять — значит, трудиться. Если ребёнок трудится, он развивается, потому что использует осознание процесса, чувства, активность и самостоятельность. У каждого составляющего своя роль, но работают они как целостный механизм, содержательно дополняя и пронизывая друг друга.

Осознание превращает знания в устойчивые убеждения. Чувства объединяются в мысли, а мысль находит словесное или образное выражение. Активность даёт возможность ученику сказать: я сам усваиваю новые знания, я сам исследую факты и делаю выводы, я сам контролирую свои умения, выявляю и исправляю ошибки, неточности, намечаю план новых действий по овладению открытиями. Самостоятельность формирует волю, настойчивость в достижении цели, уверенность в действиях, самооценку. Но существует закономерность, она и заставляет думать о перспективе: «Далеко не всегда можно ждать ростка уже завтра от зерна, посаженного сегодня».

Современная система образования убедительно расширяет спектр образовательных задач. Для их реализации рекомендуются новые развивающие образовательные технологии и методы:

1.Технология развивающего обучения

2.Технология критического мышления

3.Проектная технология

1)Проблема

3)Поиск информации

4)Продукт

5)Презентация

4.Интерактивное обучение

5.Модульная технология

6.Проблемное обучение

7.Технология формирования исследовательских умений

Безусловно, цель всех педагогических технологий – это научить мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, презентовать результаты своей работы. Эти навыки просто необходимы в жизни. Поэтому их можно объединить в короткое высказывание В.А.Сухомлинского: «В школе учатся жить».

2 стр., 759 слов

Сочинение что значит уметь учиться

... мной, как учителем, встаёт вопрос: « Достаточно ли только научить учиться, добывать знания и применять их в жизни?» А как же ... Думая над вопросами «кто, кого и чему учит?», я прихожу к выводу, что мы с учениками находимся на равных. Ведь для того, чтобы учить, надо учиться ... при этом важно помнить о том, что обучение – процесс обоюдный. «Обучать – значит вдвойне учиться». (Ж. Жубер) В настоящее время ...

Теперь о второй стороне медали. Несколько лет назад, планируя урок этики в 5 классе на тему «Как различают добро и зло», предложила детям домашнее задание – нарисовать сюжет пословицы о добре и зле. Многие справились с заданием и объясняли пословицы: «Краше человек не станет, а стать добрее, если захочет, сможет», «Никогда не делай другим того, чего не желаешь себе», «Добрым словом стену пробьёшь, а с плохим и в дверь не войдёшь», «Не зависит доброта от роста». А одна девочка, очень робкая, говорит: «Я тоже нашла пословицы о добре и зле, но не знаю, как нарисовать «Не делай добра, не получишь зла» и «От добра добра не ищут». Я и дети задумались. И тогда мне вспомнились поступки одного из учеников прошлых лет. В тетрадке по этике он «гордился своим поступком, когда перевёл бабушку через дорогу», а после уроков, соревнуясь среди мальчишек в меткости, бросал камни в памятник. Это и стало проблемой нашего урока. Свой план я отложила в сторону и началась дискуссия. Дети сами поставили вопросы и сами на них ответили: «Этот мальчик добрый или злой?», «Почему так противоположны его поступки?», «Как же различить, где добро, а где зло?», «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?», «А чем же тогда платить за добро?» Этот урок для меня тоже был уроком, потому что мы нашли ответы вместе: «За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром».

учите Доброте

Персидский поэт-моралист Саади (ок.1181-1291гг.) размышлял: «Два человека бесплодно трудились и без пользы старались: тот, кто копил богатство и не пользовался им, и тот, кто учился наукам и не применял их». Суть этого высказывания хочу продолжить, обращаясь к педагогам. Растите плоды, дающие пользу, трудитесь вместе с детьми, и не копите добро на «чёрный день», а щедро засевайте им детские души. Это тоже трудно. Но для этого у учителя вся жизнь. Поэтому мы и говорим: «Обучать – значит вдвойне учиться».

Очень трудно работать с детьми.

Часто слышишь: «…оставлю, уйду…»

Не спеши, подожди, научись

Превратить «не хочу» в «почему».

Очень славно работать с детьми,

Проживать с ними каждый свой час.

Не спеши, подожди, научись

Из добра строить мудрый рассказ.