Педагога музыкальной школы

Эссе на тему: «Рождение балетного спектакля»

Автор:

Буторина Елена Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край.

Описание материала:, Цель работы

Задачи:

  • способствовать всестороннему развитию личности;
  • развивать эрудицию, образное мышление;
  • воспитывать интерес и положительное отношение к музыке как виду искусства.

В мире музыки есть немало произведений, безмерно любимых широкой публикой, трогающих за душу своей необычайной искренностью и силой эмоций, над которыми не властно время. Среди таких произведений по праву можно назвать оперу Жоржа Бизе «Кармен».

Отдельные номера оперы являются по сей день непревзойденными шедеврами музыкального искусства. Мелодии Бизе стали благодатным материалом, заимствованным композитором Родионом Щедриным для создания балета «Кармен-сюита». Главную роль в этом спектакле танцевала Майя Плисецкая, выдающаяся балерина и жена композитора. К слову сказать, Родион Щедрин написал все свои балеты именно для нее.

Тем, кто еще не видел эту постановку, советую посмотреть фильм-балет с Майей Плисецкой в главной роли — получите огромное удовольствие! А пока позвольте рассказать вам историю создания «Кармен-сюиты».

Рождению одноактного балета предшествовал ряд событий: во время гастролей кубинского национального балета в Москве в конце 1966 года произошло знакомство Майи Плисецкой с талантливым балетмейстером Альберто Алонсо, в результате которого давняя мечта балерины станцевать Кармен стала реальностью.

Из воспоминаний М. Плисецкой: «Как-то я оказалась на концерте Кубинского балета, гастролировавшего в Москве, и увидела танцевальные номера, поставленные Альберто Алонсо, – рассказывала журналистам Майя Плисецкая. – И, хотя, казалось бы, ни один номер по сюжету не отвечал моей мечте о Кармен, я сразу подумала: вот этот балетмейстер с его талантом, темпераментом может осуществить мое давнишнее стремление. В антракте я подошла к Альберто Алонсо и спросила: не думал ли он о «Кармен» на балетной сцене? Он сразу загорелся, почувствовав свою тему. Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто балета, и начались репетиции. Наконец сбылась мечта всей моей артистической жизни – Кармен! Я дождалась своего балета. Не каждая балерина может сказать такое, это редкое артистическое счастье».

12 стр., 5527 слов

Использование фольклорных традиций в русских и советских балетах ...

... Александра Горского. А как блистала Галина Уланова в балете "Жизель", Мая Плисецкая в "Лебедином озере" ! И какую грацию Мая Плисецкая сохранила до значительного возраста - в 74 быть моделью, ... роли фольклора в музыке, на примере балета "Каменный цветок " С.С. Прокофьева. Глава 1. Исторический облик русского балета ХХ 1.1 История русского балета Впервые 17 февраля 1672 года на ...

Создание либретто балета по новелле Проспера Мериме легло на плечи Альберто Алонсо: по замыслу акцент был сделан на взаимоотношениях трех главных героев – Кармен, Хозе и Эскамильо (Тореро).

В отличие от грандиозной по масштабу оперы, балет состоит из одного акта (13 номеров).

Продолжительность балетного спектакля – около 45 минут, смотрится на одном дыхании.

В основу балета вошли самые яркие музыкальные номера оперы, которые композитор Родион Щедрин использовал, сделав блестящие оркестровые транскрипции. Так началась работа над балетом, а первые репетиции хореографических номеров проходили под звуки рояля. По словам Майи Плисецкой, Щедрин написал партитуру балета в рекордные сроки – всего за три недели.

Премьера «Кармен-сюиты» состоялась 20 апреля 1967 года в Москве, в Большом театре. В отличие от представителей руководства страны, присутствовавших на премьере, публика встретила балет с оглушительным восторгом. В премьерной постановке были задействованы непревзойденные мастера русского балета того времени: Кармен — М. М. Плисецкая, Хозе — Н. Б. Фадеечев, Тореро — С. Н. Радченко, Рок — Н. Д. Касаткина.

Именно такой дерзкой, красивой, темпераментной я запомнила Майю Плисецкую в образе Кармен. С момента открытия занавеса, с появления на сцене, балерина очаровывает, завораживает зрителя, и нет сил и желания отвлечься от действия ни на миг.

Я лично не перестаю восхищаться «Кармен-сюитой» и рекомендую всем посмотреть замечательный фильм-балет с Майей Плисецкой в главной роли, который доставит каждому необыкновенное удовольствие.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент «Кармен-сюиты» с Майей Плисецкой — знаменитая Хабанера:

Спасибо за внимание! Всего вам доброго!

Рекомендуем посмотреть: