Самоопределение в профессии

Студенткa: Калюжина Алекандр Эдуардовна

655 группа

Петрозаводск 2014

Самоопределение человека в общем является, основой его жизни. Начиная наверное с детсадовского возраста мы начинаем заниматься тем, что будет в бедующем для нас основным видом деятельности. Но самое главное это определиться с бедующей профессии или специальностью когда заканчиваешь школу. В большинстве случаев, в школах нет, специально обученных людей которые могут направить и подсказать ребенку, куда ему надо идти дальше. И не все выпускники школ, четко и точно понимают куда они поступают и зачем.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии.

Проблема состоит в том что психологи не обязаны брать на себя этот труд. А других специалистов в школах просто нет.

Как показывает опыт профконсультационной работы, учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста-психолога. В каждом конкретном случае работа психолога будет строиться в соответствии с запросом ученика, педагога или родителей.

Во многих источниках пишут что работа школьного психолога должна быть включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе, и в настоящее время вопросам оказания действенной помощи школьникам в выборе профессии стало уделяться много внимания. Но на самом деле это не распространяется на деревень или школы небольших городов. Да даже и у нас казалась бы в столице в очень маленьком количестве школ есть такие специалисты.

13 стр., 6093 слов

Значение денег в жизни человека. : Роль денег в жизни человека

... потомкам и другим людям без прямого человеческого контакта. Второе - это деньги. Деньги создали возможность управления деятельностью человека и общества в плане обеспечения ... Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано с деньгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, ... соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали в качестве главного источника энергии что-то одно -- одну ...

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах. Вся работа, направленная на оптимизацию обучения и воспитания, в конечном итоге способствует активизации профессионального самоопределения школьников.

В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Экономисты подсчитали, что среднее время существования большого числа профессий приближается примерно к 8-10 годам. Действительно, в эпоху НТР многие профессии безвозвратно уходят в прошлое (например, требующие тяжелого физического труда).

Другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что, по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, повышения квалификации. Например, такая традиционная, старинная профессия, как ткач, совершенно меняется по содержанию с введением бесчелночных станков. Если раньше (да и сейчас в условиях работы на старом оборудовании) главными профессиональными качествами, которыми должен был обладать ткач, являлись моторные способности, сноровка, ловкость и т.д., то теперь они уходят на второй план, а следовательно, меняется система требований к профессионалу, его квалификации, системе обучения. Более того, появляются новые рабочие посты, во многом изменяющие наши привычные представления о профессии. Например, в медицине это реаниматологи, анастезиологи, рентгенологи и др. Так, в профессии реаниматолога связь между врачом и пациентом (для медицины она всегда являлась прямой и непосредственной) опосредуется многочисленными приборами, сообщающими врачу систему данных о здоровье и функционировании разных органов человека, на основе анализа которых он ставит диагноз и назначает лечение. Появился интересный психологический феномен, характеризующий нарушение этой естественной связи между врачом и пациентом. Врач-реаниматолог «получает» пациента в таком тяжелом состоянии, что не может общаться с ним. Как только наступает улучшение в состоянии больного, он «переходит» к другому врачу, и врачи-реаниматологи жалуются, что им не хватает живого общения с пациентом, недостает выражения с его стороны благодарного отношения к спасшему его специалисту.

Наряду с новыми рабочими постами возникают и новые профессии, не имевшие аналогов в прошлом, такие, как космонавт, оператор АЭС и др. Все эти перемены происходят в небольшие промежутки времени, буквально на наших глазах, и затрагивают Даже те профессии, которые казались нам «вечными». профориентационный педагогический склонность интерес

31 стр., 15054 слов

Профессиональное самоопределение: личностный аспект

... особенностей и условий целостного процес­са профессионального самоопределения: от формирования готовности к выбору профессии в школьном возрасте до этапа достижения ... способностей (ОТУС). Разработана программа развивающей профконсультации, которая может использоваться практическими психологами и работниками службы профориентации. Предложенная концепция профессионального самоопределения, ...

Из сказанного ясно, в каком тяжелом положении находится консультант, который должен как-то представлять себе требования огромного числа профессий и искать их соответствие со способностями и другими особенностями школьника. Даже будучи очень эрудированным, психолог вряд ли сможет иметь исчерпывающий перечень профессиональных требований существующих профессий. Еще менее понятно, какие требования к человеку будут предъявлять профессии, которые появятся в будущем. Ясно только, что профессии эпохи НТР предъявляют и будут предъявлять повышенные требования к общему умственному развитию и образованию молодых людей, поскольку еще более повысится уровень автоматизации, появится новая техника и технология.

Для психолога очень важно помнить, что молодому человеку, вступающему в жизнь, возможно, не раз придется сменить профессию либо пройти переподготовку в рамках выбранной, но сильно изменившейся профессии. При этом пока трудно предсказать, в каком возрасте это предстоит сделать. В нашей стране социально-экономическая ситуация сейчас такова, что происходит все более интенсивное перераспределение рабочей силы из одних областей профессиональной деятельности в другие.

Таким образом, строя работу по профориентации, психолог должен не только ориентировать учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показать, что высококвалифицированный специалист должен быть психологически готовым к смене специальности либо к постоянному повышению квалификации. Это остается актуальным и в случаях выбора относительно стабильных профессий, поскольку в нашей стране все более широко применяются коллективные формы труда (бригады, коллективный, семейный подряд и др.), когда становится необходимым владение несколькими специальностями, чтобы быть готовым заменить своего коллегу либо оказать ему квалифицированную помощь. Уже сегодня во многих случаях специалист одного профиля может заменить специалиста другого профиля, выполняющего свои обязанности в том же коллективе. Такое взаимообучение нередко происходит в самой производственной деятельности. Таким образом, еще одной новой тенденцией изменений в мире профессий является замена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Консультанту важно извлечь из этого вывод, о том, что психологические возможности человека нельзя оценивать применительно лишь к одной-единственной профессии.

Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность. Откуда же ждать соответствия диагностируемых способностей профессиональным требованиям?

Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации, и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора.

3 стр., 1237 слов

Выбор профессии-выбор будущего, или на кого пойти учится?

... застаревшими. Сочинение «Интересная профессия» на работы в конкурсе «Арт-Профи Профессия» программы «Арт-Профи Форум» (номинация Литературная презентация профессии «Гимн Профессии») 1. Название образовательной организации (полностью)* Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального ...

Самый существенный недостаток «диагностической» профкон-сультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

Делая выводы по изучению литературы по самоопределению в профессиональном мире, и ссылаясь на личный опыт могу сказать точно. Что в России наверное проблема с самоопределением не уйдет не когда. Потому что на обучение психологов в ввузах на это обращают очень мало внимания. Да и специалистов то у нас честно говоря хороших почти не. Потому, что все психологи это бывшие школьники, которые на всегда само поступая определились с точностью профессии, и половина из них просто выучилась и пошла работать в школу, не задумываясь и не имея того опыта и тех знаний которые нужны нашим школьникам. В итоге и получается замкнутый круг.