В последнее время все стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Все больше людей пытается жить осмысленно, ставя перед собой цели и идя к ним. Это, конечно же, радует. Но как же стать Личностью? Как не затеряться в толпе?
Ответ хочу начать с вопроса: А вы, значит, считаете, что вы не личность? Если нужно личностью стать, значит на вы ею не являетесь. Как родилось такое мнение?
Если проследить ход мыслей человека, задавшего такой вопрос, становится понятным, что идея могла прийти только из внешних источников, негативного мнения, оценок окружающих. Целостному человеку, воспринимающему себя как индивидуальность, такая формулировка не придет в голову.
К вашему сведению, приведу определение из толкового словаря русского языка Ожегова. «Личность — человек, как носитель каких-нибудь свойств.» Исходя из этого определения, каждый является личностью.
Поэтому проблему задавшего вопрос человека можно переформулировать – как стать целостным, воспринимать себя личностью?
Изначально, мы рождаемся личностями. В процессе взросления, отказываясь от ценности своих мнений, своих желаний, принимая приоритетную правильность мнений взрослых, человек теряет целостность, ощущение себя ценной личностью. Конечно, ведь ему столько раз говорили, что он делает неправильно, плохо, что он решает с этим согласиться. В этот момент начинаются его будущие проблемы.
Пропустим период накопления неприятностей. Переходим сразу в момент задания первоначального вопроса: Что нужно, чтобы стать личностью? Отличный вопрос! Значит, вы уже готовы снова ею стать. Для этого нужно начинать становиться собою. Прежде всего НАБЛЮДАТЬ. За жизнью, за собою, за отношениями. Из наблюдений создавайте СОБСТВЕННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Мнения других, любая информация – только толчок к размышлениям и исследованиям.
Прислушивайтесь к себе и делайте то, что вы хотите. Не подавляйте, не ругайте себя. ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ СЕБЯ. Это очень трудно поначалу. Ведь сначала придется разобраться со всем накопленным грузом злости, нелюбви и стыда за себя. Когда почувствуете себя целостным, принимающим себя – тогда вы снова стали полноценной личностью. Удачи всем на этом пути.
Личностями не рождаются, личностями становятся
Прежде чем рассматривать, как человек становится личностью, нужно отметить, что существует два мнения по поводу того, каждая ли персона может ею стать.
1) Одни утверждают, что в процессе социализации и развития каждая живая единица становится личностью в той или иной степени.
Добрый человек — это какой? Как стать добрым человеком?
... которыми может обладать личность. Какими качествами обладает добрый человек? (319 слов) ... многих современных людей, они становятся не ... нашего времени. Каким должен быть современный человек Историк и ... Значит, этого человека украшают такие добродетели, как сострадательность, великодушие и деятельная любовь к людям. Таким образом, на примере литературных героев мы видим, что обладатель такого качества, ...
2) Иная группа специалистов свидетельствует о том, что есть круг лиц, которых личностью назвать нельзя. Такие люди в процессе своего развития не развиваются, а деградируют.
Личность не может сформироваться в момент рождения, она формируется в процессе социализации личности, т.е. постепенно. Всем известно, что младенцы не могут выражать свои мысли, так как их мозг еще не достаточно развит; не могут выражать свои взгляды и вкусы, не имеют моральных ориентиров. Их поведение поначалу подчинено инстинктам.
Ведь все наши взгляды, убеждения формируются постепенно, на протяжении достаточно продолжительного времени, а не появляются сразу после рождения.
Сам термин «личность» означает человека, его духовный мир (мнения, интересы, ориентиры).
Личностью человек становится в процессе такого явления как социализация. Под социализацией понимается процесс адаптации человека к общепринятым правилам поведения в обществе, его традициям и ценностям.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек становится личностью не в момент своего рождения, а постепенно, проходя процесс социализации.
То есть, по сути, становление личности – это процесс усвоения норм и ценностей, которые актуальны для того или иного общества.
Признаки личности
Есть ли определенные признаки, которые определяют человека как личность? Так, психологи выделяют следующие моменты:
- Открытость новому опыту.
- Личность постоянно пробует что-то новое, учится и развивается в новых для себя направлениях.
- Личности осознают возможности своего организма и полностью доверяют этому чувству.
- Личность знает меру во всем.
- Полноценная личность перестает искать одобрение или оценку со стороны.
Такие люди имеют так называемый внутренний локус, где и формируются личные оценочные суждения всего происходящего.
Процесс становления индивидуальности
Психологи предоставили два простых шага, которые иллюстрируют, как становятся личностью:
Шаг 1.
Нужно заглянуть себе под маску. То есть обнажиться перед самим собой, понять, кем человек на самом деле является, откинув все образы. Этот поиск и есть важнейший этап становления.
Шаг 2.
Переживание чувств – следующий этап. В моменты сильного эмоционального напряжения человек становится тем, кем он является на самом деле. Формирование правильного я в такие моменты – не менее важный этап.
Совет 1.
Важно осознать, что именно мы сами формируем свою жизнь. Для этого нужно научиться брать на себя ответственность. За все.
Окружающие люди лишь отражают нас самих, как зеркала. Даже, если мы этого не осознаем.
Совет 2.
Необходимо, признать свое право на ошибки. Все мы ошибаемся, никто не является идеальным. Главное признать ее и вовремя исправить. Не всегда наше мнение или наши поступки являются правильными в глазах других людей. И это факт. Нужно допускать возможность этого.
Совет 3.
Что значит – быть богатым человеком?
... не одну сотню занятных историй. Такие люди никогда не станут никем пренебрегать, тактично выскажут свое несогласие ... Сочинение на тему духовное богатство МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 4 Г. КРАСНОГОРСКА КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО ... человек – это личность, внутри которой находится целая Вселенная. Увидев такого человека в компании, сразу становится понятно, что ...
Следует понять — никто никому ничего не должен. Я могу любить кого-то, кому-то помогать по мере сил. И это только мой выбор. Я это делаю потому, что мне это нравится. Глупо требовать от других того же. Ведь это мой выбор. Иногда, правда, нужно уметь говорить НЕТ, а это бывает очень трудно.
Совет 4.
Не менее важно научиться жить здесь и сейчас. Прошлого нет потому, что каждый момент наступает настоящее. А будущего нет потому, что его еще нет. Оно формируется сейчас. Бывает трудно это осознать. К тому же привязанность к прошлому порождает много проблем, тревог за будущее и т.д. Она мешает видеть возможности сейчас.
Совет 5.
Избавьтесь от привычки кого-то критиковать. Человек, который сам не сделал ничего в жизни, даже не пытался, с огромным наслаждением критикует других. Даже если не разбирается в сути вопроса. Как Вы думаете, является ли личностью такой человек? Не думаю.
Еще раз повторюсь: нет. Поэтому постоянно приходится работать над собой, контролировать свои мысли, слова и поступки. Не для кого-то, а для себя, своей жизни. Да, это трудно, но необходимо.
Согласно , воспитать в человеке личность можно до 23 лет. Дальнейший рост и развитие зависит уже от самого человека и тех обстоятельств, в которые он попадает в течение жизни.
Что значит стать личностью в обыденном понимании? Прежде всего, это означает обладание . Личность не поддается никакому влиянию, имеет свою точку зрения на происходящее вокруг и в состоянии самостоятельно манипулировать окружающими. Когда человек становится личностью, он перестает зависеть от чьего-либо мнения, что, согласитесь, немаловажно.
Что нужно делать, чтобы стать личностью, а не оставаться объектом постоянных манипуляций? Для начала нужно развить в себе соответствующие качества:
1) Учитесь быть уверенными в себе.
Разложите по полочкам, какие комплексы мешают вам гордо смотреть перед собой и ничего не бояться. Тренируйте уверенный взгляд и походку.
2) Избавляйтесь от застенчивости и стеснения.
Громко читайте вслух, пока никто не видит. Отрабатывайте уверенный голос и четкую дикцию. Вас никто не начнет уважать, пока вы будете мямлить. Это один из первых шагов к тому, как стать интересной личностью.
3) Учитесь говорить людям правду в глаза и выражать личное мнение.
Готовьтесь отстаивать свою правоту перед окружающими.
4) Избавляйтесь от излишней самокритики.
Человек, который задумался, как стать сильной личностью, обязательно должен знать себе цену и не позволять окружающим ее занизить.
Самое главное – любите себя. Запомните – как вы сами к себе относитесь, так и остальные будут к вам относиться.
Как становятся личностью? Практические шаги
Как стать харизматичной личностью, если вам предстоит выступать перед большими аудиториями или просто взаимодействовать с большим количеством людей? В этом аспекте особого труда не требуется.
1) запоминайте имена ваших собеседников.
Для человека нет звука приятнее, чем его собственное имя;
2) интересуйтесь людьми.
Самая любимая тема вашего собеседника – он сам. Поинтересуйтесь его делами, и вы обязательно обретете уважение;
К Итоговому сочинению»Человек становится человеком только ...
... места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!" Что же хотел М.Горький сказать этой притчей нам, читателям? Человек, разрушивший связь с миром людей, перестает быть таковым, и становится ... литературе. Какую опасность может нести личность, воспитанная вне общества? Что происходит с человеком, утратившим связь с людьми? Сможет ли он эту связь восстановить? На эти и другие вопросы ...
3) умейте слушать.
Каждому человеку нужно давать высказаться. Увидев в вас хорошего слушателя, к вам самим также начнут прислушиваться;
4) предлагайте помощь.
В редко приходится рассчитывать на окружающих. Подарите людям такую возможность и взамен вы получите море благодарности.
Даже если вы уже являетесь сильным и влиятельным человеком, не забывайте о своем внутреннем мире. В этом вам помогут советы, как стать гармоничной личностью:
1) Любите свое тело и все, что его окружает.
Заботьтесь о своем жилище, создавайте в нем уют и вовремя избавляйтесь от лишних вещей и предметов быта. Выражайте любовь к своему телу с помощью упражнений и правильного питания.
2) Питайте ваши чувства.
Смотрите фильмы, вызывающие бурю эмоций, делайте себе и любимым людям маленькие приятные подарки. Только человек, умеющий сопереживать и чувствовать, вправе называться личностью.
3) Создайте гармонию внутри себя. Умейте расслабляться.
Занимайтесь йогой, или медитацией, ведь порой нужно просто научиться расслабляться и слушать внутренний голос. Прислушивайтесь к своей интуиции, и она много раз выручит вас в трудную минуту.
Полноценная сильная личность включает в себя гармонию яркости, харизмы и внутреннего обаяния. Порой, чтобы этого добиться у многих людей уходит . Учитесь работать над собой, уважайте все, что заложила в вас природа. Будьте самими собой, и люди сами к вам потянутся.
Становление личности: что нужно?
Пришло время разобраться, как становятся личностью. Что же для этого нужно знать или уметь? Важно помнить, что главным в таком случае является наличие следующих моментов:
1) Самоощущение.
То есть то, насколько человек чувствует в себе силы и желание улучшаться, изменяться. Тут неотрывно следует такое понятие, как уверенность в себе (не самоуверенность, которая человеку как раз и мешает стать полноценной личностью).
Нужно понять, что за все свои действия человек несет ответственность сам.
2) Надо надеяться и рассчитывать только на себя, не ожидая помощи со стороны.
Личность – это независимый человек. Ни от иных людей, ни от обстоятельств.
3) Ну и главное, уметь признавать свои ошибки и быть гибким.
Принципы – это хорошо, но нужно уметь уступать, проигрывать.
4) Вспомогательные инструменты.
Это специализированные книги или иные издания, различные тематические тренинги. И конечно же, очень важно общение. Для этого можно обращаться за помощью к определенным специалистам, которые помогут совладать с данным процессом. Это может быть психолог, тренер или иной человек, который умеет правильно мотивировать.
Заключение
Каждый человек в глубине души считает себя личностью. Но так ли это на самом деле? Если оглянуться вокруг, то можно заметить, что большинство людей похожи друг на друга и едва ли выделяются среди общей массы окружающей их толпы.
Многие из них теряют свою индивидуальность еще в детстве, стараясь подходить под те нормы, что навязывают им родители и социальная среда, в которой они живут.
Другие же всячески стараются скрыть свою личность, стыдясь своих стремлений и желаний, боясь быть осмеянными близкими и родными людьми. Ведь гораздо проще быть таким как все. Именно этому нас учат с самого детства, а тот, кто предпочитает вырваться из серой массы, сразу же становится всеобщим изгоем, пока не станет вести себя так же, как и остальные.
«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть»
... человек приобретает личностные характеристики (то есть такие социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества). Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть ... Думают иные — те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и ... они вынуждены были вести чисто вегетативное существование, находясь где-то на грани ...
Но есть и такие, которые, не смотря ни на что, становятся самодостаточной личностью. Как оказаться среди этих счастливчиков? В первую очередь, нужно будет постоянно работать над собой и следить за тем, чтобы не прогибаться под мнение окружающих. Как это сделать, подробно описано в этой статье. Конечно, будет сложно отстаивать свое мнение и быть собой в любых обстоятельствах. Но оно того стоит!
Материал подготовлен Дилярой специально для сайт
Школа — прекрасное время в жизни каждого ребенка и подростка, который взрослеет и развиваается. Конечно, оно осложняется выполнением , одним из которых является написание сочинений и эссе. Данные работы чаще всего встречаются в выпускных классах (9-ом и 11-ом).
Поскольку многие ученики выбирают для сдачи ГИА или ЕГЭ обществознание , то подготовиться к эссе по этому предмету нужно обязательно.
Потому сейчас в центре нашего внимания одна из главных тем по обществознанию: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Чтобы справиться с написанием работы, необходимо тщательно изучить теоретическую часть вопроса, быть подкованным по всем понятиям и обладать умением аргументировать свои мысли. Давайте попробуем справиться с поставленной задачей.
Основные пункты, которые надо знать
Для начала вы должны знать главные критерии, по которым будет раскрыта тема. Эссе обязано содержать следующие пункты:
- Раскрытие смысла высказывания.
- Теоретическое обоснование.
- Использование аргументов.
- Вывод.
Систематизируя свое сочинение под эти 4 пункта, вы добьетесь высоких баллов за вашу работу.
Проблематика и смысл
Прежде всего вчитаемся в тему «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Проблема данной тематики — вот что нам необходимо выявить.
«Основной проблемой данной темы является развитие человека и его становление в обществе».
Также вы можете выразить данную мысль другими словами или же добавить что-то еще, однако выраженная проблема должна быть приближена к примеру. Самое главное, чтобы при работе с данной темой вы сами полностью понимали ее смысл.
Следующая наша задача — раскрытием смысла и теоретическое обоснование слов Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Основные понятия
Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо апеллировать обществоведческими понятиями, заданными в теме:
- Индивидуальность.
- Личность.
- Индивид.
Они и будут включены в само раскрытие смысла темы и должны быть гармонично вписаны, а не отдельными подпунктами.
В работе нет строгих ограничений по структуре, но вы должны понимать, что хаотично разбросанные части сочинения не помогут максимально раскрыть тему. Потому вы должны помнить, что каждая предыдущая часть должна быть логически связана с последующей.
Развитие человека (2)
... сочинения не связаны. Рекомендуется обратить внимание на употребление термина “человек” во втором предложении. В общеизвестном тезисе звучит слово “индивид”. “Индивидом рождаются, а личностью становятся”. Человек ... Еще не мало важное значение в становлении личности играет семья и окружающий её ... обществе появилась проблема, обусловленная тем, что человек стал ставить социальные потребности выше ...
Раскрытие смысла и теоретическое обоснование
Как говорил психолог Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». В чем разность этих понятий? Прежде всего, индивид — любой человек, который отличается от других существ более высоким развитием. Отсюда делаем вывод, что уже с рождения мы являемся индивидами. Это понятие свойственно каждому человеку.
С личностью же все иначе. Личность — это совокупность моральных, нравственных, умственных и социальных качеств, которые человек развивает в себе с процессом взросления.
Индивидуальность же — развития человека. Индивидуальностью можно назвать того, кто обладает множеством различных личностных качеств, человека, отличающегося от общей массы людей характером, уникальностью и интересами.
«Индивидом рождаются, отстаивают. Смысл этого высказывания в том, что все мы индивиды. Пока мы взрослеем, мы становимся личностями. А вот чтобы стать индивидуальностью, необходимо постараться и доказать то, что ты обладаешь своим характером, мнением и интересами и способен их отстоять».
Аргументирование
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» — сочинение, для которого не так просто подобрать аргументы. Но давайте попробуем.
«Почему каждый из нас является индивидом? Все просто — обратите внимание на новорожденного ребенка. Да, все детки имеют различную внешность и даже некоторые привычки и повадки, однако в остальном они все одинаковы. Малыши еще не умеют строить длинные логические цепочки, пока не способны выражать своим мысли словами — они лишь находятся на стадии развития. Другое дело — личность. Личностью становятся в абсолютно разном возрасте.
К примеру, юный Дмитрий Донской уже в 11 лет отправился в за ярлыком, и в этом возрасте начинал свою борьбу за звание князь Всея Руси. Действительно, уже к 11 годам мальчик обладал множеством личностных качеств».
Таким же образом вы можете продолжать рассуждать дальше по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе может содержать аргументы из истории, литературы, СМИ или личной жизни.
«Для того чтобы быть индивидуальным, необходимо это доказать. Примером индивидуальности может послужить великий художник Винсент Ван Гог, картины которого по сегодняшний день восхищают и завораживают, отбрасывая все сомнения в индивидуальности этой личности».
В своем эссе вы можете приводить и отрицательные примеры, если они вам более известны.
«Не каждый человек может стать личностью и индивидуальностью. В наши дни до сих пор существует множество преступников, которых нельзя назвать личностями, ведь у многих из них искажены и принципы. А человека без этих норм личностью назвать нельзя».
Каждый человек рождается для какого то дела
... года Хемингуэй застрелился, не оставив предсмертной записки. Светлана Самойлова Эссе «Я - воспитатель» «Каждый человек рождается для какого - то дела» воспитателем Прошли годы. Я вновь задумалась на эту тему и поняла, что ... «Прощай, оружие», который вышел в свет в 1929 году. Это талантливое произведение становится широко известно и за рубежом. В 1930 году Хемингуэй вернулся в США. ...
Не зная конкретных примеров, вы можете самостоятельно придумать их, приводя конкретные случаи.
Заключение
После того как вы соблюли все критерии по теме, смысл может считаться полностью раскрытым. Ученику остается подвести итог собственному эссе, сделать вывод и высказать вои мысли.
«Я считаю высказывание «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» верным. Я не раз за свою недолгую жизнь встречал людей, которые доказали свою индивидуальность и являются настоящим примером для подрастающего поколения».
Также вы можете изложить иную точку зрения: «Я считаю высказывание Асмолова не до конца верным. Да, все мы рождаемся индивидами, но каждый из нас уже обладает личностными качествами, потенциалом и способностями, а значит, и индивидуальностью».
Вывод
Таким образом, вы сможете полностью раскрыть проблемы и смысл своей работы по теме «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Эссе должно содержать примерно 150 слов — этого достаточно, чтобы изложить все необходимые мысли и аргументы, также вы можете приводить больше примеров, но не стоит превышать рамки в 350 слов. Если все сделаете правильно, вы получите за свою работу.
4 из 6
Оценка эксперта внизу
«Личностью не рождаются, личностью становятся», — писал Н. Леонтьев.
Смысл данного высказывания заключается в том, что личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Я полностью согласна с мнением и в доказательство этому приведу ряд аргументов.
Что же такое личность? Личность — это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.
Данное понятие неразрывно связано с социализацией. Социализация -это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека. Важными составляющими этого процесса являются агенты социализации — люди и учреждения, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Такими агентами могут быть семья, государство, , система образования, средства массовой информации и другие.
Многие произведения литературы затрагивают тему развития личности. Например, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» можно наблюдать процесс социализации главного героя Петра Андреевича Гринёва. Вспомним фрагмент, где молодой человек рассказывает о своей семье -агенте социализации. Он благодарен родителям за то, что они активно принимали участие в формировании его характера и развивали в нём доброту, трудолюбие, честность и целеустремлённость. Эти социально очень помогли герою на службе. В романе мы узнаем, как Пётр Гринёв проходит большой путь от избалованного и легкомысленного парня до сильного и мудрого мужчины. Следовательно, личностью не рождаются, а становятся.
Другой пример приведу из . В малоимущей семье К. родители воспитывали сына должным образом, старались дать ему хорошее образование и обеспечить все его интересы. Через некоторое время после окончания школы и института он стал директором фирмы. Теперь сын полностью обеспечивает пожилых родителей. Ведь именно они помогли сформировать его личность, развить социально значимые качества, благодаря чему он состоялся в жизни.
Процесс становления личности
... социализации: факторы, влияющие на социализацию, формы социализации. Проанализировать процесс становления личности, его стадии; Определить роль социализации молодежи для будущего России; Показать влияние субкультуры на социальное воспитание личности подростков, его формирование. Формирование личности человека ... разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной ...
Таким образом, формирование личности происходит в ходе социализации. Этот процесс длится всю жизнь, поэтому человек становится личностью постепенно, а не с рождения.
Обновлено: 2017-07-20
Оценка эксперта:
По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г
29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл)
29.2 Теоретическое содержание раскрыто частично. (1 балл)
Правильно раскрыты понятия социализация, личность; названы : моральные и культурные нормы, ценности, социальные роли; раскрыто понимания такого явления как агенты социализации, без называния термина
Надо было:
29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (1 балл)
Теоретические положения приведены в связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод
29.4 Фактические аргументы – (1 балл)
Фактические аргументы приведены корректно, но из источников, которые засчитываются как один: литература и жизненный опыт.
Основание: Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках в образовательной организации , в семье или в процессе самообразования. (см. критерии оценивания зад.№29 по демоверсии ЕГЭ 2020г.)
Можно было
Личностью не рождаются
познавательный час с воспитанниками 8 класса
Цель:
- познакомить воспитанников с понятиями «личность», «индивидуальность»;
- показать неповторимость, уникальность личности;
- дать представление о путях формирования личности.
Ход занятия
Вступление
Сегодня на нашей беседе мы с вами поговорим о человеке. Ещё в древности людиговорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Знаменитый философ Диоген 2 500 лет назад расхаживал с фонарём по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, полны людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами и торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы. Сегодня мы узнаем, каким же образом становятся личностями, может быть, ими рождаются? Тема нашего занятия так и называется «Личностями не рождаются».
Повторение- Ребята, о чём шла речь на прошлом занятии?
- С какими профессиями вы познакомились?
Личность и её формирование
О каждом из нас можно сказать многое, но прежде всего каждый – это личность, то есть человек, наделённый особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определённое место среди людей. Понятие слова «личность» в разных источниках трактуется по-разному. Внимание на экран.
Личность – человек, как носитель каких-нибудь свойств. (С.И. Ожегов, русского языка);
Личность и общественное мнение в коллективе. Личность в группе ...
... что социальная психология расс- матривает поведение и деятельность "социально-детерминиро- ванной личности" в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина ... ёт для проявления луч- ших сторон в личности и торможения того,что в ней есть худ- отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпо- рации, ...
- Личность – лицо, самостоятельное, отдельное существо. (В.И. Даль, толковый словарь)
Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, член общества. (Большой энциклопедический словарь)
Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности – это довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью, человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
Основными институтами становления личности являются: семья, , школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общность людей, в которых протекает процесс становления личности или другими словами социализации человека.
У каждого из этих институтов своя миссия, свои функции, свои нелёгкие задачи.
- Какой, на ваш взгляд, из перечисленных институтов играет особо важную роль в социализации личности?
1. Бесспорно, особо важную роль в становлении личности, играет семья, та первичная малая группа, в которой живёт и воспитывается человек с момента рождения.
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остаётся комнатным растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рожденияСила, стойкость, жизненность растения.
С.Я. Маршак
- Прочитайте стихотворение С.Я Маршака. Как вы его понимаете?
В первый период жизни ребёнка он взаимодействует с обществом только через семью. Профессия родителей, их культурный уровень и общественные связи определяют социальный статус ребёнка и дают ему чувство социальной принадлежности. Родительские любовь и забота, психологическая зависимость ребёнка от родителей создают в раннем возрасте оптимальные условия для передачи и усвоения знаний и навыков.
При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребёнка.
В семье ребёнок знакомится со всеми возможными типами человеческих взаимоотношений, приобретает опыт сотрудничества и разрешения конфликтов. Здесь у него есть своя роль, свои обязанности в её хозяйственной жизни. Взаимодействуя с взрослыми, участвуя в досуге семьи, у ребёнка развивается способность к общению.
- Подумайте, каким образом происходит социализация личности в современной российской семье?
- Всё ли так благополучно и безоблачно, как хотелось бы нам?
Современная российская семья испытывает влияние целого ряда неблагоприятных факторов, не способствующих развитию личности:
отсутствие в семье одного из родителей,
жизнь на почти символическое социальное пособие,
безработица,
задержки с выплатой заработной платы,
отсутствие в самого необходимого для нормальной жизнедеятельности.
В этих условиях, по моему мнению, может произойти одно из двух – либо формирующаяся личность созреет для решительных шагов, чтобы навсегда покончить с полунищенским состоянием, либо ещё в детстве смирится с полунищенским существованием и уже никогда не захочет и не сможет добиться успехов в чём-либо.
Жизнь, однако, полна примеров того, как откуда-нибудь из далёкой глубинки, вопреки неблагоприятным условиям существования, пробивался самородок, добивавшийся больших высот в сфере профессиональной, чаще – художественно-творческой деятельности.
Василий Шукшин, Валерий Золотухин, Александр Панкратов-Чёрный, братья Юрий и Виталий Соломины – все они родом из малоизвестных российских деревень, из простых крестьянских семей.
Но сколько одарённых, талантливых юношей и девушек не сумели или не могли «выбиться в люди» только потому, что родились и выросли в неблагополучных семьях.
2. Другой сферой развития личности является , включающая общеобразовательную школу, среднее и высшее профессиональные учебные заведения , учреждения дополнительного образования и др.
Как отмечают учёные, образование имеет целью передачу социально необходимых и профессиональных знаний. Предъявляя ко всем единые требования, образовательная система добивается минимума знаний от каждого учащегося.
3. С перед детьми и подростками, а позднее – студентами, военнослужащими срочной службы , молодыми рабочими самых разных профессий открывается ещё одна возмсожность целенаправленного формирования и развития личности. Речь идёт о включении молодёжи в систему социально-культурной деятельности.
Социально-культурная сфера – это среда, находясь в которой дети, подростки, юноши и девушки приобретают возможность компенсировать то, чего по тем, или иным причинам не в состоянии дать ни семья, ни или даже высшая школа , ни средства массовой информации с их многолетним охватом населения.
В социально-культурной сфере молодой человек не только выслушивает чьи-то назидания, не только наблюдает за поведением людей в реальном и/или в виртуальном мире, но имеет возможность общаться на равных со сверстниками и старшими по возрасту, а главное – включается в социально-полезную деятельность.
Досуговые занятия, именуемые в системе социально-культурной сфере как любительские, издавна способствовали обогащению личности, создавали предпосылки для развития разнообразных талантов, позволяли любителям (непрофессионалам) делать удивительные открытия в науке и технике.
Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антони ван Левенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амёб, жгутиковых и инфузорий.
Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрёл телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.
Итак, занятия любительские, а в – включены в систему социально-культурной деятельности для нашего юного современника – это благо.
Уникальность и неповторимость личности
На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим. Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большее и значительное.
Упражнение «Никто из вас не знает, что я …»
— Каждый из вас, ребята, должен закончить фразу: «Никто из вас не знает, что я …». Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто не знает, например: «Никто из вас не знает, что я отлично разбираюсь в машинах» или совершил какой-то добрый поступок.
Мы с вами убедились, что человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Но эту неповторимость и уникальность не следует скрывать, не надо бояться её проявлять, не надо бояться иметь своё мнение.
Упражнение «Индивидуальность и личность»
На листочках, ребята, напишите своё имя. А напротив имени напишите качества, присущие только вам, которые начинаются с букв, имеющихся в вашем имени. (Например, ВАДИМ – вежливый, активный, добрый, интересующийся, мягкий).
- Зачитайте свои записи.
- У кого качества совпали?
- Как вы думает, почему у большинства из вас качества записаны разные?
ВЫВОД: Люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам, они проявляются в своеобразии личности.
Итог занятия
Закончить наше занятие я бы хотела притчей.
Мудрец поселился на вершине горы. Все к нему приходили, и всем он помогал советом. Но одному человеку стало завидно. И он сказал: «Я всем докажу, что никакой он не мудрец. Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня в руке. Если он скажет: «Бабочка» — я спрошу: «Живая она или нет?». Если он скажет: «Живая», — я сожму ладонь и убью бабочку, а если он скажет – мертвая – разожму ладонь, и она улетит. Пришли к мудрецу. Завистник спрашивает: «Что у меня в ладони?». «Бабочка» — отвечает мудрец. «А живая она или мертвая?» — спросил завистник. Мудрец прищурился и ответил: «Сожмешь ладонь – будет мертвой, а не сожмешь – останется живой. Все в твоих руках».
Личностью не рождаются – личностью становятся. Так вот, ребята, какой вы станете личностью, зависит только от вас самих.
- Кто мне скажет, что же такое личность?
Личность – целостная психическая организация человека, объединяющая в себе проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов, убеждений и ценностей.
- В чём состоит индивидуальность и неповторимость личности?
Эссе по обществознанию (социология)
Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся».
(А. Н. Леонтьев)
В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль, исполняемую актёром в древнегреческом театре. Затем оно стало обозначать самого актёра и его роль – «персонаж». Древние римляне слово «persona » использовали для обозначения социальных ролей и функций человека. Прошли столетия, и значение этого термина в современном обществознании полностью изменилось. Сегодня личностью называют человеческого индивида, выступающего в качестве субъекта сознательной деятельности и обладающего совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в общественной жизни. Удивительно, что и сегодня философы, психологи и социологи продолжают исследовать процесс превращения человека в личность и по-прежнему спорят о важности становления характерных социальных признаков в отдельном человеке как субъекте отношений и сознательной деятельности между индивидом и обществом. Я полностью согласна с высказыванием Алексея Николаевича Леонтьева – выдающегося советского психолога, который выдвинул общепсихологическую теорию деятельности и провёл цикл , раскрывающих механизм формирования личности. Биологическая наука доказала, что человеческий детёныш рождается беспомощным и удивительно беззащитным, ему необходима теплота и забота его родителей, долгий процесс воспитания в обществе, чтобы он стал мыслящим человеческим существом, способным самостоятельно осуществлять свободный выбор в сознательной общественной деятельности .
Меня всегда интересовал вопрос: «Как и когда рождается личность в человеке?» Очевидно, что к новорождённому ребёнку термин «личность» не приложим, хотя наука доказала, что в каждом младенце уникально, неповторимым образом запечатлены: физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью и близкими людьми, специфические условия жизни. С точки зрения социальной психологии человек в процессе социализации проходит несколько стадий в своём развитии. Вначале он, как и все человеческие существа, характеризуется понятием «индивид», то есть становится конкретным, единичным человеком, рассматриваемым в качестве биосоциального существа. Подрастая и взрослея, человеческое существо проявляет свою индивидуальную неповторимость – совокупность своеобразных черт, как биологических, так и психологических. Мы все принадлежим к роду человеческому, всю свою жизнь доказываем ярко выраженную неповторимость, но вот личностью становимся не все. Почему же так трудно стать личностью? Какие специфические условия необходимо создать в социальной среде, чтобы все рожденные младенцы превращались в творческие существа, называемые талантливыми личностями.
Мне особенно импонирует точка зрения выдающегося немецкого философа Иммануила Канта, который утверждал, что человек становится личностью, лишь осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других людей. Наличие самосознания в виде такой формы самоиндентификации, как «Я», позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону, лежащему в основе социальности.
Сегодня понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность стала характеризоваться как сильная и слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная (по духовным компонентам), открытая или закрытая. Так мы говорим обыденным языком, пытаясь выразить собственное отношение к другому человеку. Ну, а как же ? Что предлагает она нам в определении сущности личности? Обратимся вначале к науке социологии. Социологи рассматривают личность как представителя определённой социальной группы , как социальный тип, как продукт общественных отношений. Их интересует включённость личности в общественные отношения и его системные качества, проявляющиеся в совместной деятельности и общении.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, точный слепок образца, столь необходимого для социальных нужд самого общества, но, прежде всего, настоящая личность – это активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.
В под личностью понимается индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. Такими неповторимыми личностями, безусловно, являются Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Владимир Ульянов-Ленин.
Современная доказала, что становление и развитие личности осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Человек в процессе своей жизни приобретает социальные качества, получает социальные роли и статусы, исполняет важнейшие функции социального мира. В становлении личности участвует не только общая социальная среда в виде семьи, но и различные социальные институты: государство, система образования, институт брака, сложившееся законодательство. В процессе социализации личность проходит несколько этапов приобщения к нормам коллективной жизни. Любой представитель общества усваивает правила общежития, находит своё место в системе социальных ролей, учится творческому взаимодействию с другими людьми и всем социальным миром . Когда человек проходит все эти стадии, то постепенно он превращается из индивида в личность.
На протяжении всей сознательной жизни человеку предстоит решать главное противоречие: осмысленно выбирать своё место в мире, разрешать постоянно возникающие альтернативы, чтобы, с одной стороны, сформировать в себе социальные характеристики, свойственные обществу, в котором он существует. А, с другой стороны, взрастить своё индивидуальное неповторимое «Я», способное обогащать свой и воздействовать на социальную среду , преобразуя её по собственному усмотрению. Безусловно, личность – это понятие социальное, она выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического. Поэтому личностью никто не рождается, ею становятся те из нас, кто способен осуществлять важнейшие общественные функции, отвечать за свои решения и поступки, самостоятельно действовать по законам нравственности, чтобы преобразовать мир человеческих отношений на основе красоты и гуманизма.