Педагогическое «Воспитание культуры межнационального общения в практике педагога»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Ивана Нечаева городского поселения поселка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

«Гармонизация межэтнических,

межконфессиональных отношений и этнокультурного

развития обучающихся»

Педагогическое эссе по теме

« Многонациональная Россия – многонациональная Кострома»

(воспитание культуры межнационального общения в практике педагога)

«Нынче мы в ответе за Россию, за народ, за все на свете», — так сказал в свое время поэт А.Твардовский. Эти строки приобретают и в наше время глубокий смысл. В современном мире люди сосуществуют в многонациональном обществе. С одной стороны, это прекрасно, потому что дает возможность видеть представителей разных этносов, учить других своему родному языку, поражаться обычаям и традициям разных народов. С другой стороны, к сожалению, национальный вопрос иногда становится причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости, конфликтов и даже войн.

Многовековой опыт проживания представителей разных народностей на одной территории показывает, что этнокультурное многообразие – это залог единства России. Так как у нас Россия многонациональная, то все мы должны быть дружными и сосуществовать друг с другом. Это относится и к народам, проживающим в Костромской области. По данным Росстата за 2014 год национальный состав Костромской области разнообразен: русские – 96,60%,

украинцы – 0,88%, татары – 0,35%, армяне – 0,26%, азербайджанцы – 0,20%.

Следовательно, укрепление национального единства, мира и согласия среди народов, проживающих в Костромской области – задача каждого гражданина, болеющего душой за будущее России.

Я живу и работаю в поселке Чистые Боры Костромской области. Когда – то сюда со всех сторон нашей огромной страны приехали люди разных национальностей на строительство АЭС, поэтому у нас в небольшом поселке много межнациональных семей. Итак, в силу месторасположения поселка и целей проживания людей наша школа всегда была многонациональным учебным заведением. В школе обучались дети разных национальностей: русские, армяне, грузины, азербайджанцы, белорусы, чуваши. Я могу с уверенностью сказать, что у нас крайне редко бывали конфликты на национальной почве.

4 стр., 1663 слов

Образы «России», «русских» и иноэтнических соседей в песенном ...

... Материалы демонстрируют большое число упоминаний и разнообразие показа образов «России», «Сибири» и «русских» в песенном фольклоре семейский и достаточно незначительное по количеству и однозначное образа ... – лишь маркер далекого Забайкалья, «края каторги и ссылки» В фольклоре семейских, в одной из любовных песен, зафиксирован другой образ, этнически противопоставленный русским – карымы. Да ли ...

В школе создана система работы по формированию межнационального общения. Лично я, как учитель – филолог, вижу свою роль в том, чтобы на уроках русского языка и литературы, в различных внеклассных мероприятиях уделять внимание формированию толерантности, культуре общения учащихся разных национальностей. Думаю, что родители и учителя должны объяснить ребенку простые истины: представители разных национальностей отличаются друг от друга лишь внешними признаками, языком, а общечеловеческие категории неизменны для всех народов. Это не громкие слова. Наша задача как учителей и воспитателей будущего поколения создать в школе доброжелательную атмосферу, помочь ребятам разных национальностей наладить общение, показать детям, что все мы, несмотря на несколько разное восприятие мира, чувствуем одинаково, любим и страдаем тоже одинаково.

В данной работе я хочу рассказать о своем опыте воспитания культуры межнационального общения на уроках литературы и русского языка. Обратимся к урокам литературы. Наслаждаясь литературными произведениями, горячо обсуждая поступки героев, наши ученики при помощи учителя получают навыки межкультурного взаимодействия и межнационального общения.

Несомненно, что неиссякаемым источником воспитания нравственности и толерантности является поэзия Великой Отечественной войны. Независимо от своей национальной принадлежности, ученики со слезами на глазах слушают проникновенные песни и стихи А.Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь», К. Симонова «Жди меня», Расула Гамзатова «Журавли». Дети понимают, что победа в Великой Отечественной войне – это общая победа всех народов Советского Союза, воплощённая в песнях и стихотворениях военных лет.

В пятом классе на уроке внеклассного чтения по произведению Киплинга «Маугли» я обращаю внимание учащихся на толерантное поведение животных. Они воспитывают из человеческого детеныша достойную личность. При изучении басен знаменитого баснописца И.Крылова я обязательно останавливаюсь на проблеме несогласия между героями. Лебедь, щука и рак из — за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут закончить начатое дело. После изучения басен «Волк и ягненок», «Слон и моська» ребята понимают, что только согласие приводит к мирному отношению друг к другу.

В седьмом классе обращаемся к роману Г.Бичер – Стоу «Хижина дяди Тома», который весь проникнут христианской моралью. В романе поднимаются проблемы расовых предрассудков, дискриминации и унижения людей. В многочисленных откликах на эту книгу подчеркивалось, что чернокожие герои изображены в лучшем свете: они достойно представляют свою черную расу, а их сложная судьба вызывает сочувствие и уважение.

2 стр., 575 слов

Дианы Дилековой «Как родной, люблю язык я русский»

... родного языка, изучается русский язык. Конечно же, многие дети нашей школы, казахи или алтайцы, допускают ошибки при общении на русском языке, иногда мне становится неудобно высказывать свои мысли на русском языке, ... расширять свой словарный запас, обогащать свою речь, читать справочную и художественную литературу. Русский язык – не только государственный язык, но и язык межнационального общения. ...

Рассказ А.Платонова «Юшка» напрямую выходит к проблемам морали. Слабый, больной Юшка, страдающий от жестокости людей, несет в себе великую силу любви к жизни.

В русской классической литературе немало произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности. Об этом мы разговариваем с учащимися при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», повести М.Горького «Детство», романа Гончарова «Обломов», романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Позволю себе сделать вывод по всему сказанному: литература является проверенным средством воспитания гражданина, ее роль в формировании толерантного отношения к разным народам огромна. Русская литература и литература других народов России плодотворно взаимодействуют по таким проблемам: сохранение мира на земле, экология природы, сбережение духовных богатств, гуманизм социальных взаимоотношений.

На уроках русского языка мы с учащимися говорим о роли русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России.

Формирование культуры межнационального общения происходит и во внеурочной деятельности. Сейчас у нас в России проводятся интересные творческие конкурсы, олимпиады, в которых могут участвовать дети разных национальностей. Не сомневаюсь, что педагоги используют эту возможность для формирования толерантного отношения к другим народам.

Перечитываю все написанное. Что еще добавить? Конечно, необходимо остановиться и на роли личного примера учителя в воспитании культуры общения учащихся. Эту роль трудно переоценить. С точки зрения учащихся, наиболее важными качествами педагога являются те, которые демонстрируют заинтересованность и уважение к детям, общение с которыми не ущемляет их личного достоинства.

Подхожу к концу своей творческой работы. Много «сухих» слов : этнос, общество, национальный вопрос, представители разных народностей, этнокультурное многообразие, система работы, формирование межнационального общения. Но за этими фразами стоит наша многонациональная Россия, и как ее частичка – наша многонациональная Кострома. Так не будем же равнодушными к национальному вопросу, и как педагоги поможем в формировании культуры межнационального общения.

Мне очень нравится высказывание Ивана Ильина о характере русской государственности, им я и хочу завершить свою работу: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину – всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по – своему, трудиться по – своему, и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».

Нынче мы в ответе за это…

Соколова Л.К., учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ №1 имени Ивана

24 стр., 11834 слов

История общения в русской культуре

... служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации. Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий. ... на контроль высшей власти. Показательный пример - «Именной царский указ «Об урезании языка Проньке Козулину, если по розыску окажется, что он называл Демку Прокофьева царем ...

Нечаева г.п.п. Чистые Боры