Эссе «Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»
В нашем современном мире почти все спектры жизни связаны с движением вечного двигателя – прогресса. Мы хотим жить в комфорте и тепле.
И за всем этим движением прогресса, человечество не замечает, что в морях и океанах плавают кучи мусора, пластика (который разлагается не одно десятилетие), что на суше по всему миру с каждым днем растут многокилометровые полигоны мусора, которые также состоят в основном из полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок. Вся планета Земля, с ее многообразием растительного и животного мира, истощается с каждым днем от такого потребительского отношения человека к природе.
Я думаю, что уже в прошлом веке нужно было принимать меры по сохранению природы, но изменения необратимы, и уже сейчас в сознании наших детей необходимо заложить основы экологической культуры. Чтобы в будущем они хотя бы сохранили то состояние, в котором находится сейчас планета Земля. А формирование экологической культуры у детей, культуры природопользования, — это задача родителей, воспитателей, учителей и т.д.
В дошкольном возрасте (5-7 лет) у детей активизируется познавательный интерес, в этом возрасте они настолько любознательны, что задают очень много вопросов, интересуются всем, что их окружает.
В связи с этим возникает вопрос: какие формы и приемы использовать воспитателю при работе с детьми для успешного усвоения экологических знаний и начала формирования экологической культуры?
Если говорить о методах, то я считаю, что самый действенный метод – наглядный. Ничто так не заинтересовывает детей, как наблюдение за животными в живом уголке или на прогулке, они бурно обсуждают увиденное, задают вопросы, у них возникает желание поближе познакомиться с животным, погладить его. А наблюдение за ростом комнатных растений и семян, хорошо сказывается на понимании того, что человек способен влиять на развитие растений. В детском саду мы с детьми часто сажаем семена цветов, растений. У каждого ребенка имеется свое растение (горшочек подписан) и он сам ухаживает за ним. Таким образом я воспитываю в них бережное отношение к растениям. Наблюдения за природой легче организовать с помощью календаря погоды, можно купить готовые, а можно заняться творчеством и изготовить такие календари с детьми. В дошкольном возрасте дети с особым интересом рассматривают картины на экологическую тематику, с ними интересно обсуждать сюжетные картинки. Дети очень остро реагируют на неправильное поведение на природе, отраженное в картинках, осуждают действия персонажей. Как наглядный метод, еще хорош показ кинофильмов, мультфильмов на экологическую тематику. Тем более всемирная сеть Интернет и телевидение дают возможности для детей и в домашних условиях получать экологические знания, родителям достаточно найти познавательный канал, подходящий для возраста ребенка.
Опыт экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
... № 9 «Березка» г. Углич Ярославской области. Глава 1. Теоретические аспекты воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: цель, задачи, подходы к содержанию. Экология как наука существует несколько десятков ...
Практический метод применяется на занятиях, в ходе режимных моментов в виде опытов и экспериментов. Поэтому, помимо уголка природы, мы организовали в группе уголок – лабораторию, где представлены природный и бросовый материал, всякие баночки, колбочки для проведения опытов с водой, песком, природными материалами. Больше всего завораживают детей опыты с водой, у них возникают сразу много вопросов об удивительных свойствах воды. Ежедневное ухаживание в уголке комнатных растений (рыхление, полив, протирание листочков) и сезонное ухаживание за цветами в клумбах, деревьями и огородом на участке, все это с удовольствием выполняют дети дошкольного возраста.
Словесные методы экологического воспитания – это беседы, рассказы и чтение художественной литературы. Утром или вечером я рассказываю о тех или иных объектах природы, с применением иллюстраций из книг или картинок. Акцентирую внимание на важности охраны природы, того или иного объекта экологической цепочки. В уголке природы часто организовываю выставки животных, птиц, растений Красной книги. Люблю читать детям экологические сказки, в которых представлены негативные проявления человека к природе, прагматичные варианты неправильного природопользования. И всегда наблюдаю эмоциональный отклик детей на подобного рода рассказы, они осуждают неправильные действия людей, понимают, что такое экологическая катастрофа и кто в ней чаще всего виноват.
Экскурсии, как форма работы с детьми по экологическому воспитанию, очень любимы детьми, благо наш детский сад находиться рядом с болотом на окраине деревни, и мы можем круглогодично наблюдать за изменениями в природе (в лесу, на болоте), изучать растения, птиц, подлетающих к болоту при перелете в весенне — осенний период. Также в межсезонье мы наблюдаем за рекой Печорой, которая протекает рядом деревней.
Экологические проекты, особенно исследовательские, часто проводятся в нашем детском саду. Недавно я проводила проект в нашей группе «Провожаем птиц осенью». Дети углубили знания о птицах, мы накопили дидактический материал по данной тематике.
Закончить свое эссе я бы хотела очень красивым и пронзительным стихотворением:
«Птицы прилетели!». Перелетные птицы весной детям о птицах
... постоянно развивать устную и письменную речь детей. Учить ребёнка составлять связный рассказ, писать сочинения — это значит учить грамотно, ... проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении ... карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами. Составляем рассказ по картинке | Страница 1 ...
Берегите эти воды, эти земли.
Даже маленькую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя….
Автор: Хатанзейская Татьяна Михайловна, воспитатель МБОУ «ООШ»
д. Денисовка, г. Усинска, Республики Коми.