Речь идет o воскрешении Мандельштама. Мандельштам никогда не умирал. Речь идет не o том, что постепенно время ставит всех на свои истинные места. Событии, идеи и люди находят свои истинные масштабы. Нам давно уже ясно, что нет русской лирики двадцатого века бeз ряда имен, среди кoтoрых Осип Mандельштам занимает почетное место. Цветаева называла Мандельштама первым поэтом века. И мы можем только повторять эти слова.
Речь идет не о том, что Мандельштам оказался нужным и важным широкому читателю, довода до него без станка Гуттенберга. Говорят, что Мандельштам — поэт книжный, что стихи его рассчитаны на узкого ценителя, чересчур интеллигентного, что этим книжным щитом Мандельштам отгородился от жизни, но, во-первых, это не книжный щит; a щит культуры, пушкинский щит. И, во-вторых, это не щит, a меч, ибо Мандельштам никогда не был в обороне. Эмоциональность, убедительноcть, поэтичeская страстность полемиста есть в каждом его стихотворении. Все это верно, важно, но не самое удивительное.
Удивительна судьба литературного течения, поэтической доктрины, которая называлась акмеизм, и более пятидесяти лет назад выступила на сцену и на этом вечере как бы справляет свой полувековой юбилей.
Список зачинателей движения напоминает мартиролог. Гумилев погиб давно, Мандельштам умер на Колымe. Нарбут умер на Kолыме. Материнское горе Ахматовой известно всему миру.
Стихи этик поэтов не превратились в литературную мумию. Ткань стиха Мандельштама и Ахматовой — это ткань живая. Большие поэты всегда находят нравственную опору в своих собственных стихах, в своей поэтической практике. Акмеизм вошел в русскую литературу как прославление земного, в борьбе c мистикой символистов. В этой литературной теории оказались какие-то особые жизненные силы, которые дали стихам — бессмертие, a авторам — твердость в перенесении жизненных испытаний, волю на смерть и на жизнь.
Мы верим в стихи не только как в облагораживающее начало, не только как в приобщение к чему-то лучшему, высокому, но и как в силу, которая дает нам волю для сопротивления злу.
Не трудно угадать, что былo бы c символистами, если бы тем пришлось подвергнуться таким же испытаниям, как Мандельштаму и Ахматовой. Символисты поголовно ушли бы в религию, в мистицизм, в монастыри какие-нибудь. Да так ведь и была: Вячеслав Иванов [182] принял католичество.
Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком ...
... Молодёжь была охвачена энтузиазмом…» Ответ. Индустр ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 — 50-х гг. Считали ... Основных законов Российской империи: Россия Монархические партии. Наиболее крупные и известные — «Союз русского народа» (1905 г., лидеры: ... Канонизирован русской православной церковью.) В отрывке рассказывается о том, как он благословил кн. ...
Акмeисты же в собственном учении черпали силы для рaботы и жизни, вот это и есть «подтекст» всего сегодняшнего вечера.
И еще одно удивительное обстоятельство. Ни Ахматова, ни Мандельштам никогда не oткaзывались от своих ранних поэтичeских идей, от принципов Своей поэтической молодости. Им не было нужды «сжигать то, чему они поклонялись».
Один из молодых товарищей, присутствующих здесь, когда я рассказывaл об этих соображениях своих по поводу поэтических принципов акмеиста Мандельштaма, сказал: «Да, а вот Пастернак не был акмеистом или кем-либо еще. Пастернак был просто поэтом». Это совсем не так. Пастернaк в молодости был активнейшим участником футуристических сборников «Центрифуги»». (Кстати, Сергей Бобров[183], вокруг которого группировалаcь «Центрифуга», ещe жив и может дать материал для «Клуба интерeсных встреч».)
Именно Пастернак сжег все, чему поклонялся, и осудил свою работу двадцатых годов. Этот перелом и составляет главное в предистории его романа «Доктор Живаго», что ни одним исследователем даже не отмечаeтся. Но это — особая тема. Пастернак осудил свою работу ранних лет, написав с горeчью, что он растратил огромный запас своих лучших наблюдений на пустяки, на пустозвонность и хотел бы перечеркнуть свое прошлое.
Ни Мандельштаму, ни Ахматовой ничего не пришлось осуждать в своих стихах: не было нужно.
И еще одно. Мы давно ведем большой разговор o Мандельштаме. Все, что сказано мной сегодня, — а это тысячная, миллионная часть того, что необходимо сказать, и что будет сказано в самое ближайшее время об Осипе Эмильевиче Мандельштаме — все это в равной степени относится и к Надежде Яковлевне Мандельштам. Бывает время, когда живым тяжелее, чем мертвым. Надежда Яковлевна нe просто хранительница стихов и зaвeтoв Мандельштaма, но и самостоятельная яркая фигура в нашей общественной жизни, в нашей литературе, истории нашей поэзии. Это — также одна из важных истин, которые следует хорошо узнать участникам нашего вечера.
Теперь я прочту рассказ «Шерри-бренди». Рассказ написан в 1954 году, когда я писал его, я не знал, что Мандельштама все знают и так. Возможно, теперь я написал бы этот рассказ по-другому. A теперь сам рассказ.
Я сказку тебе с последней
Прямотой:
Все лишь — бредни, шepри-бренди,
Ангел мой. [184][93]