Этот удивительный мир природы

Удивительный мир природы…Он встречает нас морем запахов и звуков, тысячами загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, призадуматься…

Чувство природы врожденное, и есть оно у каждого человека, но чувство может и спать. Кто разбудит его в раннем детстве?

С годами все чаще и чаще я окунаюсь в воспоминания о своем детстве, о деревне, в которой я выросла:

Я стою на горе. Передо мной раскрывается картинка: речка со склонившейся над ней ивой, шаткий, деревянный мостик, огромное поле с колосящейся рожью, окаймленный гребеночкой лес…

Вот я спускаюсь с горки по дороге, ведущей в мою деревню. Я медленно иду по улице: мимо берез, которые стоят в ряд, словно невесты, махая своими ветвями, иду мимо деревянных домишек с крохотными оконцами, украшенными резными наличниками, мимо палисадников с сиренью или рябиной, с мальвами и золотыми шарами с человеческий рост, мимо купающихся в луже голубей…

Вот важно перешел дорогу петух со своей «семейкой» — курицей и цыплятами, замычала во дворе корова, загоготали гуси…

А вот и мой дом. Я открываю ворота, на которых листами осталась краска, поднимаюсь по скрипучим ступенькам, вхожу в дом.

Комната. Лучи солнца проникают сквозь строченные белые шторы. Один лучик солнца упал на вазу с полевыми цветами, словно дотрагиваясь до каждого цветка, давая им жизненные силы…

Я гляжу на эти цветы, и меня охватывает стойкое желание пойти в лес. Благо он рядом, стоит лишь перейти дорогу…

Вот я иду по лесной тропинке: под ногами шуршит трава, щекоча мои ноги.

Необыкновенно дурманящий запах лесных трав, цветов заставляет меня невольно остановиться, прислушаться, присмотреться: вот копошатся и шныряют муравьи, взбираясь на травинку; замер паучок на своей паутинке, божья коровка раскинула свои крапленые крылья, готовясь к полету; выстукивает на своей наковальне кузнечик, солнечно-желтый мотылек порхает от цветка к цветку, звенят фанфары комаров… Над ними шепчутся листья березы, осины, этот шепот то нарастает, то затихает.

Увидев все это, душа переполняется необыкновенным чувством, чувством радости, восторга, удивления. Чувства побуждают иначе взглянуть на жизнь, относиться с любовью к окружающему миру, заставляют быть добрее.

Я призадумалась: кто же пробудил во мне эти мысли? Конечно же, природное окружение, в котором я выросла, и моя добрая, мудрая бабушка, воспитавшая меня.

27 стр., 13319 слов

Тема разума и чувств в произведении ася. по направлению «Разум ...

... в душе этой девуш­ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль­шим мастерством художника-психолога раскрывает само­бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», - говорит ... виной которому был и он сам. Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке ...

Став педагогом, я пытаюсь передать эти чувства детям. Держа все в памяти, в условиях городского детского сада, я стараюсь стать для них доброй феей, чтобы раскрыть удивительный мир природы, открыть им тайны, загадки, которыми наполнен он.

Но как? Какими средствами? Ведь нет рядом леса с копошащимися муравьями, нет домашних животных, важно переходящих улицу, да и полевые цветы и колосящаяся рожь далеко…

Но я же фея! И у меня есть волшебная палочка и чудо-сундучок, до которого лишь стоит дотронуться палочкой, он раскроется, и тут же появятся мои удивительные помощники – дидактические игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Так год за годом, используя своих помощников – дидактические игры, мои дети обогащают свои знания, умения, они становятся добрее по отношению друг к другу, к окружающим и природе. Но как же восполнить их опыт? Снова беру волшебную палочку. Нужно только дотронуться ею до чудо-сундучка и опять появятся другие мои помощники – модельные схемы, которые позволяют обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Модель позволяет дать ребенку возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее приемлемы с детьми дошкольного возраста, так как ребенку легче представить предмет, выделить отношения между предметами, видя, их зрительно.

Так, раскрывая тайну деревьев, используя своих помощников – схематические модели, помогаю детям запоминать части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), узнавать, какую пользу они приносят человеку…

А после наблюдения за божьей коровкой, когда детям представляется модель строения частей, они легко усваивают, что это насекомое, такое крохотное с ноготок, имеет три части тела: голову, грудь, брюшко; 6 ног, крылья. (чего они во время наблюдения могли и не заметить).

А как мои удивительные помощники – схемы, модели помогают детям усвоить причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т.д.

И я, добрая фея, глядя на своих ребят, не перестаю восхищаться ими и радуюсь тому, что с помощью моих помощников (схем, моделей) дети научились думать, размышлять, видеть красоту окружающего мира, позволяют проникнуть им всей душой в этот удивительный мир природы, таящий в себе тысячу загадок и тайн.

Автор: Шиврина Светлана Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/ с общеразвивающего вида № 16 «Малыш» г. Омутнинска Кировской области. Стаж работы по специальности – 28 лет.

46 стр., 22789 слов

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ...

... вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше ... выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов ... такие проблемы, где важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, ... стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека. ...

Фото автора