Лауреата конкурса «Учитель года — 2011» Татьяны Гончаровой

Эссе лауреата областного конкурса «Учитель года — 2011»

Татьяны Николаевны

учителя начальных классов первой квалификационной категории

Мои впечатления о конкурсе

Участвовать в конкурсе «Учитель года» мне предложила директор нашей школы С. В. Смородова еще в прошлом году. Подумав, я согласилась, т. к. была уверена, что без поддержки педагогического коллектива школы я не останусь. И с осени этого года не прошло ни одного дня без мыслей о конкурсе. Я, педагог со стажем, не могла себе представить тех масштабов знаний, которые получу в течение этого полугода, изучив много педагогической литературы. Поэтому участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года» сначала на муниципальном уровне, а потом и на областном стало для меня незабываемым событием.

Что было самым сложным для меня? Пережить ту огромную ответственность, которую я чувствовала перед своей школой и городом. А конкурсы — это, конечно, напряженная борьба на всех этапах. С самого начала мы, учителя начальных классов, знали, что нас больше всех, значит и конкуренция выше. Но все оказались доброжелательными и готовыми прийти тебе на помощь. Мы помогали друг другу на методическом семинаре, родительском собрании, мастер-классе. Оказалось, у всех приехавших на конкурс, одни и те же проблемы в работе с детьми, родителями и в школе. Это людей и объединило.

У многих конкурсантов персональные сайты появились недавно, в том числе и у меня, в этом мне помогли коллеги. На его создание, меня подвигнул конкурс, я сейчас этому очень рада. Я поверила в свои силы, чего ранее не могла о себе сказать и даже представить. Исчез страх перед компьютером, сняты многие личностные комплексы неуверенности в себе, т. к. я многому научилась и пообщалась с разного рода аудиторией.

Каждый этап конкурса требовал усиленной подготовки, огромного вложения сил, а ведь была еще и своя работа. Поэтому главную трудность составляла нехватка времени. Но когда я вошла в незнакомый третий класс, мне представилось, что они похожи на моих учеников, и вся усталость, боязнь, волнение прошли, а «Беседа с учениками» удалась. Мы с ребятами быстро нашли общий язык по теме «Когда нужны детям деньги?». Двадцать минут пролетели на одном дыхании. Эти же дети мне помогли и на конкурсном мероприятии «Урок в незнакомом классе». Идея этого урока родилась накануне ночью. Третьеклассники, у которых я проводила этот урок, оказались очень понимающими и смышлеными детьми. Мне легко, как мне показалось, удалось с их помощью показать элементы технологии проблемно-диалогического обучения, по которой я работаю.

4 стр., 1752 слов

«Я – учитель» на конкурс «Учитель года-2019». методическая разработка

... современного подхода к образованию. Каждый раз, создавая урок, учитель задает себе ряд вопросов: как пробудить ... час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. ... душу, а, напротив, помочь обрести свое собственное «я». Но самое главное в работе учителя – любить ... развития личности. Для реализации поставленных задач, на мой взгляд, наиболее актуальными являются принципы ...

Этап конкурса «Беседа с родителями» предполагал, что учителю, прочитавшему педагогическую ситуацию по билету, мгновенно придется импровизировать. И если ты считаешь себя хорошим педагогом, то должен правильно понять ситуацию, суметь оценить свои силы в общении с родителями, смочь организовать общение всех участников мероприятия между собой, совместно найти верное решение. Хорошо, что члены жюри постоянно провоцировали участников, лично мне это только помогало.

К «Методическому семинару» я, как впрочем и все, была готова. Мне доставляло удовольствие отвечать на грамотные вопросы по моей теме председателя предметной комиссии З. В. Бродовской. Так, я достойно выдержала первые два конкурсных дня. Следующим испытанием стал «Мастер-класс» по проблемному диалогу. Но, видимо, перегорела, где-то не срослось, сказалось усилившееся волнение. Я очень благодарна сопровождающему меня методисту Ю. В. Лисиной, которая поддержала меня в ту минуту. Мне довелось поучаствовать в других очень достойных мастер-классах конкурсантов. Это действительно запоминающееся мероприятие.

В беседе с жюри за круглым столом в присутствии зрителей я волновалась как на экзамене. Участие в круглом столе приняли только финалисты. Разговор получился откровенным, всем дали высказаться. Мне еще раз удалось рассказать министру образования, науки и инновационной политики Новосибирской области В. А. Никонову проблемы нашей маленькой школы, которая находится в приспособленном помещении, а не в здании для школы, соответствующем требованиям ФГОС.

По итогам второго и третьего тура я поняла, что мне не хватает опыта публичных выступлений, иногда эмоции и волнение переполняли меня, не давая сосредоточиться. Но тем конкурс и хорош, что понимаешь, над чем еще надо работать, планируешь свое дальнейшее развитие.

Теперь уже все позади. Безумное эмоциональное перенапряжение, волнение, переживание, промахи, неудачи со временем сгладятся. Но навсегда останется чувство сопричастности к большому делу, к признанию учительского труда обществом. Каждый учитель, так или иначе, ждет подтверждения своего профессионализма, своей значимости, полезности. Очень важно, что меня оценили не только как хорошего человека, но и как профессионала. Этот конкурс позволил мне поверить в свои силы. Менее всего конкурс мне теперь представляется как шоу — это труд. Учитель — это человек, который как никто другой всю жизнь учится, развивается, совершенствуется как интеллектуально, так и профессионально. А любое развитие — движение вперед — заслуживает усилий!

Самое трудное — принять решение об участии в конкурсе. Но очень важно было ощущать, поддержку моей семьи, близких, коллег, без этого я бы не добилась такого результата. А пройти все конкурсные мероприятия, полуфинал, финал, и наконец, стать лауреатом — это дорогого стоит.

2 стр., 980 слов

«Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии ...

... и быте в Египте, Англии, Франции… Истинное уважение к профессии учителя истории пришло ко мне на уроке в ... учитель, и именно его олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания. Я тот самый проводник в изучении истории и формировании уважения к предмету. Проводник к неизведанному, к ... поддержки, понимания. Когда на уроках я с уважением отношусь к их убеждениям, то они открывают мне ...

Хочу пожелать Оргкомитету конкурса в лице В. С. Барсуковой, С. А. Лобковской и всем коллегам сердечного тепла, радости от общения с детьми, успехов во всех начинаниях, личностного роста и самореализации.

Эссе лауреата опубликовано в номере 3 (2011 г.) научно-методического журнала «Сибирский учитель»