Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни.
«Мой открытый урок»
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги», — говорил талантливый педагог-новатор А.С. Макаренко. Когда-то давно, ещё в школе, классный руководитель Мария Александровна подарила мне книгу Макаренко «Флаги на башнях». Именно эта книга помогла мне определиться с выбором моей профессии. С этой книги начался мой путь в педагогику. И только сейчас, когда я работаю учителем уже двадцать седьмой год, я понимаю, что наш замечательный классный руководитель знала меня лучше, чем я сама, а её книга в подарок определила мой жизненный путь. И теперь, когда прошло уже так много лет, у меня появился свой педагогический опыт, я точно знаю, что личность учителя, его знания, педагогический талант, умение понять и прочувствовать ребёнка – это то главное, что позволит маленькому человеку не потеряться в современном мире, стать личностью с большой буквы.
Профессия учителя – это самоотдача, ответственность, терпение, и в то же время, вдохновение, полёт фантазии, удивительные открытия. Каждый ребёнок уникальный, творческий и непохожий ни на кого другого человечек. К каждому нужно найти особый ключик, который бы открыл дверцу доверия к учителю. Только тогда учитель сможет вдохновить своих учащихся на новые открытия, творческий поиск и стремление к достижению высот.
Учиться, овладевать профессией мне было очень легко, а учить других, как оказалось, намного труднее. Уже на самом первом уроке я поняла, что для достижения успеха, мало иметь багаж знаний и разбираться в методике. Каждый урок непредсказуем, очень часто возникают ситуации, решение которых не описано ни в одной методической литературе, и учителю нужно самому быстро найти самое верное решение. Работа учителя – это спектакль без антракта. Каждое слово, мимика, каждый жест – это образец и пример для детей.
Перед учителем стоит трудная задача, максимально используя особенности предмета, помочь ребёнку наиболее эффективно организовать свою учебную деятельность, планировать и осуществлять свою работу, и в то же время не терять интереса к изучаемому предмету, видеть и осознавать необходимость получаемых знаний в жизни. Где, как не на уроке, можно реализовать все эти задачи? Каким должен быть современный урок? Что же надо сделать, чтобы урок был современным? Современный урок должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать восприятию ученика, захватывать внимание ученика, вызывать у ребёнка желание узнать что-то новое и применять полученные знания в жизни. Бесспорно, урок должен быть насыщенным эмоционально, призван помочь ребёнку испытать чувство удовлетворения от проделанной работы.
«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко
... учителю Максиму Горькому». Позднее он, также имея в виду «Педагогическую поэму», охарактеризовал изображенное в ней уже не просто как педагогический эксперимент, а как социальное явление. В руках А.С. Макаренко ... ё новые и новые люди. Почти все герои живут в «Поэме» интенсивной, напряжённой, сложной жизнью. Особенность композиции «Педагогической поэмы» заключается в том, что каждая из трёх е ...
Какие же можно предложить формы овладения знаниями на современном уроке? Урок нужно строить так, чтобы он был логически завершённым с использованием различных задач, где приобретается опыт индивидуального и совместного решения. Необходимо, чтобы урок включал парную и групповую работу, проблемное обучение, проектную деятельность. В проектной деятельности у детей вырабатываются нужные для жизненного опыта навыки, такие как, умение оценивать ситуацию, строить план деятельности, применять знания в новых условиях. В результате такой работы, ребята учатся выдвигать гипотезы, определять актуальность данной проблемы, ставить цель, определять задачи для достижения этой цели. Польза от таких проектных заданий очевидна:
-
в процессе работы обучающийся чувствует себя ответственным и самостоятельным человеком, способным принимать решения и их реализовывать, а это воспитывает его как личность;
-
публичная защита проекта придаёт уверенности и позволяет раскрепоститься ребёнку, у него исчезает чувство стеснения, робости.
Применение ИКТ также делает процесс обучения гораздо интереснее и эффективнее. Современный урок нельзя представить без новых технологий, способствующих развитию личности, учитывая особенности каждого ребёнка. Наша жизнь бурно и стремительно меняется, а значит, неизбежны изменения и в образовании. Поэтому важное правило современного учителя – идти в ногу со временем, постоянно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, идти вперёд, уважая старые традиции, и не бояться нововведений. На моих уроках ребята работают в компьютерной программе «Отличник». Использование этой программы помогает мне сэкономить время на уроке для опроса большего количества учеников, проверить усвоение уже изученного материала. А детям очень нравится выполнять задания в этой программе, так как их никто не торопит, есть время подумать, один на один с компьютером не страшно ошибиться.
Особое место в работе учителя занимают открытые уроки. Открытые уроки не могут быть стандартными, традиционными. Учитель на открытом уроке выступает не только как главное действующее лицо, но ещё и как понимающий и сопереживающий помощник для учащихся. Открытый урок должен волновать и удивлять учащихся своей новизной, непредсказуемостью, когда привычные для учащихся задания вплетаются в особую историю, разворачивающуюся на уроке для учеников и коллег. Поэтому для открытого урока педагог выбирает совершенно оригинальное содержание, средства, методы, формы, которые призваны сделать обычный урок интереснейшим и запоминающимся событием в жизни каждого ученика. При проведении открытых уроков в начальной школе педагоги часто используют игровые формы, что связано с возрастными особенностями школьников.
» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...
... формы обучения младших школьников на уроках литературного чтения; – провести опытно-экспериментальную работу. Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что урок в личностно ориентированном обучении в начальной школе способствует развитию личности младшего школьника ...
Конечно, на открытом уроке учитель делится с коллегами своими самыми лучшими эффективными методическими приёмами, но всё же открытый урок, в первую очередь, проводится для учеников. Ребята не должны чувствовать себя только средством для показа работы учителя. К сожалению, в последнее время учителя стали часто показывать «отрепетированные» уроки, на которых ученики со скучающим видом, без какого-либо интереса просто показывают свои заученные роли, отведенные им на уроке. Учителя можно понять, ведь открытый урок должен быть идеальным для аттестации, но на таком «отрепетированном» уроке нет удовлетворения ни для учителя, ни для учеников.
Я помню свой самый первый открытый урок. Это был урок обучения грамоте в 1 классе. Темой урока было знакомство с новой буквой. Мне казалось, что я очень хорошо приготовилась к уроку, всё предусмотрела в ходе урока. Конечно, я очень сильно волновалась, потому что на урок пришли опытные коллеги с большим стажем. И, хотя я закончила педучилище с красным дипломом, я очень сильно робела и смущалась. А сейчас я с большой благодарностью вспоминаю своих коллег, некоторых из них уже нет в живых, за то, что они поддержали меня и даже похвалили, очень тактично указали мне на мои ошибки, что воодушевило меня на их исправление, помогли советами. Тот же Макаренко говорит: «Ничто так человека не учит, как опыт». В работе учителя это немаловажно.
На всю жизнь запомнился мне ещё один мой открытый урок. Это был урок русского языка в 4 классе. Урок проводился в рамках муниципального конкурса «Учитель года» в другой школе в незнакомом классе, присутствовало строгое жюри. Готовилась я очень серьёзно. Конечно, было сильное волнение. С первых минут урока почувствовала, что дети очень доброжелательно ко мне относятся, стараются мне помочь. Это просто окрылило меня, волнение исчезло, и урок прошёл замечательно. Когда прозвенел звонок с урока, самой большой наградой для меня стало то, что дети неподдельно огорчились, что урок завершился. У меня остались ещё невыполненные задания, которые я приготовила, что называется «на всякий случай». Жюри, услышав, что дети интересуются, какие ещё есть у меня упражнения, разрешило продолжить нам заниматься, и мы ещё немного плодотворно поработали. Это было так приятно и трогательно, что совсем незнакомые мне дети так хорошо меня поняли. Поэтому всё же я считаю, что самым главным в работе педагога является признание учеников.
Итак, открытый урок. Вот она шокирующая запись в плане работы. И начинается мучительный поиск, обдумывание, планирование. Мысли тучами роятся в голове, какие задания выбрать: посложнее или полегче; какие приёмы и методы использовать, справятся ли ученики, поймут ли и поддержат ли мои идеи, хватит ли времени на уроке для того, чтобы показать всё самое интересное. И снова приходится искать, пробовать, ошибаться и менять задания, методы, чтобы каждый новый вариант урока был лучше предыдущего. Наконец конспект урока готов. Постоянно мысленно провожу урок, пытаюсь проанализировать возможные проблемы в ходе урока. И конечно понимаю, что урок может получиться, только если я смогу увлечь своих ребят, если в классе ни один ученик не останется равнодушным. Между учителем и учащимися должна образовываться нить доверия, взаимопонимания, уважения.
Урок русского языка в 9 классе аннотация заявление заметка в газету
... урока по русскому языку (9 класс) по теме Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:»Эссе» Скачать: Предварительный просмотр: Открытый урок ... заметка в газету с использованием сложных предложений». НПС. Определите средства связи в ... 3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, ... по карточке (в паре). Задание : определить, является ли сочинение ученицы эссе. ...
На открытом уроке я не только учу, но и учусь сама. Каждый открытый урок помогает мне находить новые интересные и необычные задания, знакомиться с новыми современными педагогическими технологиями, перенимать полезный опыт других педагогов. Теперь я понимаю, что наша профессия имеет столько разнообразных возможностей для саморазвития! «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» — говорит мой любимый педагог Макаренко. Самое главное, я точно знаю, чего я хочу достигнуть. Пусть не все мои ученики станут великими людьми, самое главное, чтобы из них выросли добрые, отзывчивые, трудолюбивые и честные люди. Я знаю, что ещё много открытых уроков мне предстоит провести, но я верю, что лучший мой урок ещё впереди, потому что нельзя останавливаться на достигнутом. Вся жизнь учителя – это и есть один большой открытый урок!
Для примера хочу представить конспект моего открытого урока математики в 4 классе.