Когда человек не знает к какой пристани он держит путь

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека.

В предыдущем выпуске мы поговорили с вами о важности ставить на первое место Самые главные задачи. Спасибо за ваш отклик и те шаги, которые многие из вас уже совершили. Но, тем не менее, даже понимая это, многие люди продолжают отдаваться бурному течению жизни, уповая, что их когда-нибудь случайно вынесет на остров под названием богатство, здоровье, успех! Но годы идут, а остров так и не попадается на пути. Давайте еще раз поднимем тему важности постановки целей. Человек без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на рифы. Человек, имеющий цель, подобен кораблю под управлением опытного капитана с помощью карты и компаса, знающего место назначения и ведущего корабль прямо в порт по своему выбору.

Последние исследования показали. Наш мозг содержит в себе механизм целеполагания, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на достижение целей. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно целеполагание и является главной проблемой для большинства людей.

Это означает, что все мы добиваемся поставленных целей — это факт. Вы – сейчас там, где вы есть, и то, чем вы являетесь, именно потому, что вы этого хотели. Ваши мысли, дела, поведение привели вас в нынешнее состояние. Если ваша цель — прожить день, вернуться домой и засесть перед телевизором, то вы ее достигнете. Если вы задаетесь целью хорошо себя чувствовать, быть здоровым и прожить долгую жизнь, то достигнете и этой цели.

Величайший враг вашего потенциала достижения успеха и свершений — ваша зона комфорта, ваше стремление застрять в колее и сопротивляться всем переменам, пусть даже и позитивным, которые пытаются вас оттуда вытолкнуть. Каждому свойственно бояться и избегать перемен. Мы хотим, чтобы все оставалось как есть, но одновременно и улучшалось. Однако любой рост, прогресс, развитие требуют перемен. Перемены неизбежны. Что бы вы ни делали, жизнь никогда не стоит на месте. Она всегда меняется в том или ином направлении. Ситуация становится то лучше, то хуже, но никогда не остается прежней. Потому что действует Закон причины и следствия. Цели — это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание — это следствия. Вы сеете цели и пожинаете результаты. Главная причина жизненных успехов — способность намечать цели и добиваться их. Именно поэтому люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Вывод напрашивается простой.

13 стр., 6093 слов

Значение денег в жизни человека. : Роль денег в жизни человека

... деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий. Во что превращается жизнь людей в ... деньги -- главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же -- это ... за деньгами ради эгоистических целей противоречит ...

Вы работаете для достижения либо собственных, либо чужих целей.

Давайте попробуем определить несколько причин, почему люди не ставят цели. Ведь кто предупрежден, тот вооружен, гласит древняя мудрость.

Первая причина, Вторая причина, Третья причина, Четвертая причина, Пятая причина, Шестая причина, Седьмая причина

Еще раз прочувствуйте слова великого Сенеки.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

С уважением и поддержкой, Андрей Ушков & Ко

Будьте с нами! Живите позитивно!

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

(Сенека)

Цель жизни — это некий моральный ориентир, к которому стремится человек, воплощение мечты, планов, идей. Планомерное стремление к своей цели придает человеческой жизни определенный смысл, рождает в душе вдохновение, формирует оптимистический взгляд на мир. Однако зачастую в жизни человека отсутствует такая цель, и тогда он становится несчастным, не может найти применение своим силам, способностям, не может реализовать свой личностный потенциал, по сути обретая статус «лишнего человека». Тип «лишнего человека» зародился в русской классической литературе. Так, «лишним человеком» становится Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина.

Достоевский заметил, что в романе «Евгений Онегин» Пушкин «самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути», создав образ «русского скитальца», бесприютной, несчастливой души 1 .

1 Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк // Светлое имя Пушкин: Проза, стихи, пьесы о поэте. — М., 1988. — С. 119.

Онегин — петербургский герой, дитя европейской культуры и цивилизации. Он воспитан французом-гувернером, читает лорда Байрона, деревенский кабинет его украшает «столбик с куклою чугунной» — статуэтка Наполеона. В начале романа герой предстает перед нами как обыкновенный столичный денди. Образ жизни Онегина, его занятия, интересы, увлечения — все это не выходит за рамки обыденной светской жизни. Балы, театр, прогулки на бульваре, интриги, романы и флирт — это все, что занимает ум и сердце юного философа. Жизнь его пестра и насыщенна, полна «блистательных побед», «вседневных наслаждений», но счастлив ли Онегин? На этот вопрос Пушкин отвечает: нет. Светская суета, балы, друзья и дружба, «кокетки записные» — все это быстро наскучило герою.

Короче: русская хандра, Им овладела понемногу;, Он застрелиться, слава Богу,, Попробовать не захотел,, Но к жизни вовсе охладел.

Отвернувшись от общества, Онегин погружается в себя. Он пробует занять себя творчеством, но у него ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Пробует читать книги, но и здесь его ждет разочарование. И здесь Пушкин открывает в герое не типические, а индивидуальные черты, подчеркивает его оригинальность, своеобразие характера: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Онегин уже не похож на обыкновенного светского повесу — «условий света свергнув бремя», он сознательно выбирает одиночество:

8 стр., 3786 слов

Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина А.С

... свооеобразие романа «Евгений Онегин» Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, ...

Несносно видеть пред собою, Одних обедов длинный ряд,, Глядеть на жизнь, как на обряд,, И вслед за чинною толпою, Идти, не разделяя с ней, Ни общих мнений, ни страстей.

Исследователи отмечали, что затворничество Онегина в Петербурге и в деревне — это его негласный конфликт с обществом, своеобразный протест против пустоты светской жизни, духовных догм, подавляющих индивидуально-личностное начало в человеке. Скука, тоска пушкинского героя — это жажда природной гармонии, это острая духовная неудовлетворенность, неудовлетворенность русской души, поиски цели и невозможность обрести ее. Это вечная тоска по чему-то истинному, настоящему.

Как замечает В. Непомнящий, в основе жизни Онегина — пришедшая с Запада «философия потребления мира человеком», когда человек приравнен к Богу 1 . В основе же русского православного сознания всегда было смирение, добро, милосердие и любовь к ближнему. Русское сознание, воспринявшее и европейскую культуру, и образ жизни, и образ мысли, сразу же лишилось всех своих основ.

1 Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как проблемный роман // Москва. 1999. № 6. С. 148.

И тем не менее пушкинский герой не похож на героев Байрона, это чисто русский тип. Как замечает А. Григорьев, «мрачный сплин и язвительный скептицизм Чайльд-Гарольда заменился в лице Онегина хандрою от праздности, тоскою человека, который внутри себя проще, лучше и добрее своих идеалов, который наделен критическою способностию здорового русского смысла…» 1 . И в этом, думается, основной конфликт героя. В Онегине идет постоянная борьба между собственной натурой и усвоенной им жизненной философией, блужданием в лабиринте поведенческих стереотипов.

1 . Григорьев А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая // Светлое имя Пушкин: Проза, стихи, пьесы о поэте. — М., 1988. — С. 85.

Именно «идеалы» героя породили в нем чувство превосходства над окружающими, презрение к людям и чувство особого доверия к себе самому, собственной интуиции, уму, внутреннему голосу. «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей», — мимоходом замечает Пушкин. И далее читаем:

Мы почитаем всех нулями,, А единицами — себя., Мы все глядим в Наполеоны;, Двуногих тварей миллионы, Для нас орудие одно;, Нам чувство дико и смешно.

Волей судьбы Онегин попадает в деревню, и «перемена мест» порождает в нем надежду на изменение жизни. Здесь у Пушкина ощутим романтический мотив — бегство героя из мира цивилизации в мир природы. Также в поэме мы чувствуем противопоставление этих двух миров, за которыми стоят Онегин и Татьяна. Одним из первых этот мотив в пушкинском романе заметил Герцен: «Цивилизация нас губит, сбивает с пути… заставляет переходить от чудачества к разгулу, без сожаления растрачивать наше состояние, наше сердце, нашу юность… Мы занимаемся всем: музыкой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом, чтобы только рассеяться, чтобы забыть об угнетающей нас огромной пустоте» 1 .

13 стр., 6132 слов

Роман «Евгений Онегин» в оценке В.Белинского и Д.Писарева

... романа в реальную жизнь и, посмертно отомстив своему оппоненту, еще дальше увел пушкинистов от разгадки смысла романа. 1.1 Энциклопедический взгляд на роман Роман «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, ... В плане композиционном их можно рассматривать как две параллельные событийные линии: романы героев той и другой линии не состоялись. С точки зрения развития основного конфликта, ...

1 Герцен А.И. О Пушкине // Светлое имя Пушкин: Проза, стихи, пьесы о поэте. — М., 1988. — С. 65.

Но надеждам героя не суждено сбыться: ему по-прежнему нечем заняться: к природе он равнодушен, хозяйство и обычная жизнь помещика его не прельщают, интересы соседей, их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» кажутся ему пошлыми и бессодержательными. Он знакомится с Татьяной, она влюбляется в него, казалось бы, «счастье так близко…», но он не допускает самой возможности его.

Противоречивость натуры Онегина, его внутренний конфликт особенно отчетливо проявляются в его отношениях с Татьяной. Эта героиня в романе олицетворяет собой ту цельность мира, то истинное, подлинное, к чему так тянется его душа. И Онегин уже заметил, выдел ил ее из всех, указав Ленскому на ее оригинальность. Исследователи отмечали, что его любовь зародилась не вдруг, не в одночасье неожиданной встречи с Татьяной в Петербурге. Нет, отношения Онегина с Татьяной завязываются уже во время первой встречи, он допускает саму их возможность в разговоре с Ленским. Однако чувства Онегина здесь сталкиваются с моралью, признающей несообразность (а в чем- то даже и пошлость) для него обычного семейного счастья. Скептик и индивидуалист, превыше всего он ставит личную независимость, недавно обретенную им свободу от страстей, от общества в целом. «Как! он, перегоревший в страстях, изведавший жизнь и людей, еще кипевший какими-то самому ему неясными стремлениями, — он, которого могло занять и наполнить только что-нибудь такое, что могло бы выдержать его собственную иронию, — он увлекся младенческой любовью девочки-мечтательницы, которая смотрела на жизнь, как он уже не мог смотреть… И что же сулила ему в будущем эта любовь?» — так объяснял поведение Онегина Белинский 1 .

1 Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. — www .az .lib .ru

Оба героя (и Онегин, и Татьяна) здесь еще очень далеки от постижения внутреннего мира друг друга. Как Евгений не разгадал натуру Татьяны, увидев в ней лишь мечтательную провинциальную барышню, так и она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть», отождествляя Онегина с героями писателей-романтиков. И герой совершает трагическую ошибку, «о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная, «гениальная натура»… Он не ощутил… сколь глубоким, сильным и трагическим было чувство Татьяны… не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню на край гибели… Главное же — он не угадал, что любовь Татьяны — это дар судьбы, редкое счастье, ради которого стоило попытаться изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее» 1 .

1 Гуревич А.М. Сюжет «Евгения Онегина». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М., 2001.-С. 33.

Не выдержал герой и испытания дружбой. Онегин и Ленский были слишком «различны меж собой» для того, чтобы сосуществовать вместе. Непосредственным же поводом к ссоре послужили именины в доме Лариных, куда Ленский пригласил Онегина. Исследователи отмечали, что герой вновь попал в то общество, общения в котором он старался избегнуть. Тамбовский поэт «мосье Трике», «ротный командир», «уездный франтик Петушков», «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «Скотинины, чета седая», «отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут» — все эти люди в глазах Онегина, аристократа и светского денди, выглядели просто сбродом, он, вероятно, считал для себя оскорбительным свое вынужденное общение с ними. Кроме того, Татьяна при виде его едва не упала в обморок. Как отмечали исследователи, «эта «трагинервическая» сцена показалась ему пошлой и провинциальной» 1 . Именно поэтому Онегин «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить».

2 стр., 586 слов

Онегин – “лишний человек”, с цитатами из романа (9 класс)

... общества Парадокс такого уникального типа человека, как Онегин в том, что оторвавшись от своей бурной жизни физически (Евгений уезжает в провинцию, получив наследство ... лень, пресыщенность и отсутствие цели в жизни. “Упорный труд ему был тошен”- эта цитата даёт важнейшую характеристику образу Онегина: всё, за что ... 9 класса при подготовке к написанию сочинения на тему “Онегин – “лишний человек””.

1 Гуревич А.М. Сюжет «Евгения Онегина». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М., 2001.-С. 39.

Однако и поведение юного поэта здесь было неадекватным. Флирт Ольги с Онегиным, их танец он расценил как хитрость и измену, ведущую героиню к гибели. Исходом же этой ситуации явилась дуэль. Соблюдая светский кодекс чести, Онегин принимает вызов и убивает своего друга на поединке. Исследователи отмечали, что он не хотел смерти Ленского, винил «себя во многом»:

Всем сердцем юношу любя,, Был должен оказать себя, Не мячиком предрассуждений,, Не пылким мальчиком, бойцом,, Но мужем с честью и умом.

Однако натура Онегина вновь оказалась в плену стереотипов светского поведения. Мы понимаем, что внешняя свобода не помогла ему обрести свободу внутреннюю.

Сам герой воспринимает эту дуэль как убийство и тяжело переживает случившееся — «окровавленная тень Ему являлась каждый день». Покинув свое селение, Евгений отправляется в путешествие, но и в этом он не находит для себя спасения. Неприятие жизни доходит в нем до крайности — Онегин не принимает уже и самого себя:

Питая горьки размышленья,, Среди печальной их семьи,, Онегин взором сожаленья, Глядит на дымные струи, И мыслит, грустью отуманен:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,, Как этот бедный откупщик?, Зачем, как тульский заседатель,, Я не лежу в параличе?, Зачем не чувствую в плече, Хоть ревматизма? — Ах, создатель!, Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска, тоска!..

«Вот оно, страдание истинное, без котурна, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. Спать ночью, зевать днем, видеть, что все из-за чего-то хлопочут, чем-то заняты: один деньгами, другой женитьбою, третий — болезнию, четвертый — нуждою и кровавым потом работы, — видеть вокруг себя и веселье и печаль, и смех и слезы, видеть все это и чувствовать себя чуждым всему этому, подобно Вечному жиду… это страдание не всем понятное, но оттого не меньше страшное…» — писал Белинский 1 .

Убийство Ленского становится для Онегина огромным нравственным испытанием. Именно после этих событий открывает он в своей душе любовь к Татьяне. Однако счастье героев уже невозможно, потому что время невозможно повернуть вспять.

8 стр., 3549 слов

Жизнь человека — рассказ Леонида Андреева

... совей драме задается целью показать жизнь Человека вообще, жизнь всякого человека, лишенную примет эпохи, страны, социальной среды. Андреевский человек-схема, обще человек, во всем подобен другим людям, с неотвратимой ... Андреев делает свой Рок безликим. Он, словно, знает все, он "чтец, с суровым безразличием читающий книгу судеб". Он - не злая воля. Он - судьба. Он - весь причина, целей ...

Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», так как светская жизнь развила в нем эти качества, не дав реализоваться природным задаткам его. Герцен, Достоевский, Мережковский утверждали пагубное влияние на пушкинского героя цивилизации. Однако Пушкин, мотивируя характер Онегина «типическими обстоятельствами», требует от своего героя большего, прежде всего честности в отношениях с самим собой, великодушия, сердечности. И в этом смысле ««Евгений Онегин» — подлинный «акт сознания для русского общества, великий шаг вперед для него» 2 .

Таким образом, финал романа невольно вызывает в памяти слова Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

1 Белинский В. Г. Указ. соч.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным Сенека

Вы уже знаете как важно ставить перед собой цели. Но, тем не менее, даже понимая это, многие люди продолжают отдаваться бурному течению жизни, уповая, что их когда-нибудь случайно вынесет на остров под названием богатство, здоровье, успех! Но годы идут, а остров так и не попадается на пути. Давайте еще раз поднимем тему важности постановки целей. Человек без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на рифы. Человек, имеющий цель, подобен кораблю под управлением опытного капитана с помощью карты и компаса, знающего место назначения и ведущего корабль прямо в порт по своему выбору.

Последние исследования показали. Наш мозг содержит в себе механизм целеполагания, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на достижение целей. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно целеполагание и является главной проблемой для большинства людей.

Это означает, что все мы добиваемся поставленных целей — это факт. Вы — сейчас там, где вы есть, и то, чем вы являетесь, именно потому, что вы этого хотели. Ваши мысли, дела, поведение привели вас в нынешнее состояние. Если ваша цель — прожить день, вернуться домой и засесть перед телевизором, то вы ее достигнете. Если вы задаетесь целью хорошо себя чувствовать, быть здоровым и прожить долгую жизнь, то достигнете и этой цели.

Величайший враг вашего потенциала достижения успеха и свершений — ваша зона комфорта, ваше стремление застрять в колее и сопротивляться всем переменам, пусть даже и позитивным, которые пытаются вас оттуда вытолкнуть. Каждому свойственно бояться и избегать перемен. Мы хотим, чтобы все оставалось как есть, но одновременно и улучшалось. Однако любой рост, прогресс, развитие требуют перемен. Перемены неизбежны. Что бы вы ни делали, жизнь никогда не стоит на месте. Она всегда меняется в том или ином направлении. Ситуация становится то лучше, то хуже, но никогда не остается прежней. Потому что действует 3акон причины и следствия. Цели — это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание — это следствия. Вы сеете цели и пожинаете результаты. Главная причина жизненных успехов — способность намечать цели и добиваться их. Именно поэтому люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Вывод напрашивается простой.

9 стр., 4460 слов

Примеры сильного человека из жизни

... через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно ... духа. Кто он – сильный человек? Во-первых, сильный человек – это тот, кто может несмотря на все жизненные невзгоды продолжать путь вперед, к намеченной цели. Согласитесь, что это ...

Вы работаете для достижения либо собственных, либо чужих целей.

Давайте попробуем определить несколько причин, почему люди не ставят цели. Ведь кто предупрежден, тот вооружен, гласит древняя мудрость.

Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто несерьезны. Они предпочитают слово делу, хотят добиться больших успехов, улучшить свою жизнь, но не желают при этом приложить требуемых усилий. Им не хватает «огня», подстегивающего жгучее желание изменить себя, превратить собственную жизнь в нечто большее, лучшее, интересное.

Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они до сих пор не осмеливаются взять на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, пока человек не принял на себя полную ответственность за свою жизнь и все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже один шаг к постановке цели. Безответственный человек — это тот, кто все еще ждет, когда начнется настоящая жизнь. Такой человек использует всю свою творческую энергию на придумывание затейливых отговорок по поводу своей неспособности добиться прогресса, а затем покупает лотерейные билеты и отправляется домой смотреть телевизор и пить пиво.

Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Человек, выросший в специфическом окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает, вряд ли способен ставить серьезные цели.

Четвертая причина отсутствия целеполагания состоит в том, что они не сознают их важности. Если вы выросли в семье, где родители не ставят целей, а вопрос достижения целей не является темой семейных разговоров, то есть вероятность стать взрослым, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте.

Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они просто не знают, как это делается. В нашем обществе, к сожалению, невозможно получить диплом по предмету постановки целей, и это при том, что изучение данной дисциплины куда важнее любого другого предмета, когда-либо изучаемого вами.

Шестая причина отказа от целеполагания — это всего лишь страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе, постановке целей в течение всей жизни.

Седьмая причина, по которой люди не ставят цели, — это страх поражения. Боязнь неудачи — величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо. Боязнь усваивается в раннем детстве в результате критики и наказания. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу. Вот почему люди не ставят цели.

21 стр., 10012 слов

Рассуждение деньги. Значение современных денег в жизни людей

... нужным человеку? Деньги или материальные блага? Они, конечно, человеку нужны и греют его... Сочинение на тему: Роль денег в жизни человека Демокрит Какую роль играют деньги в жизни человека? Насколько сильно человек ... получая максимум выгоды от сотрудничества с другими людьми. Мы должны понимать, что деньги – это средство достижения целей, но не сама цель. Поэтому сводится к пониманию нами того, с ...

Еще раз прочувствуйте слова великого Сенеки.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека.

Вы уже знаете как важно ставить перед собой цели. Но, тем не менее, даже понимая это, многие люди продолжают отдаваться бурному течению жизни, уповая, что их когда-нибудь случайно вынесет на остров под названием богатство, здоровье, успех! Но годы идут, а остров так и не попадается на пути. Давайте еще раз поднимем тему важности постановки целей. Человек без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на рифы. Человек, имеющий цель, подобен кораблю под управлением опытного капитана с помощью карты и компаса, знающего место назначения и ведущего корабль прямо в порт по своему выбору.

Последние исследования показали. Наш мозг содержит в себе механизм целеполагания, безошибочно направляющий и ориентирующий нас на достижение целей. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы добиваемся любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы — достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно целеполагание и является главной проблемой для большинства людей.

Это означает, что все мы добиваемся поставленных целей — это факт. Вы – сейчас там, где вы есть, и то, чем вы являетесь, именно потому, что вы этого хотели. Ваши мысли, дела, поведение привели вас в нынешнее состояние. Если ваша цель — прожить день, вернуться домой и засесть перед телевизором, то вы ее достигнете. Если вы задаетесь целью хорошо себя чувствовать, быть здоровым и прожить долгую жизнь, то достигнете и этой цели.

Величайший враг вашего потенциала достижения успеха и свершений — ваша зона комфорта, ваше стремление застрять в колее и сопротивляться всем переменам, пусть даже и позитивным, которые пытаются вас оттуда вытолкнуть. Каждому свойственно бояться и избегать перемен. Мы хотим, чтобы все оставалось как есть, но одновременно и улучшалось. Однако любой рост, прогресс, развитие требуют перемен. Перемены неизбежны. Что бы вы ни делали, жизнь никогда не стоит на месте. Она всегда меняется в том или ином направлении. Ситуация становится то лучше, то хуже, но никогда не остается прежней. Потому что действует Закон причины и следствия. Цели — это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание — это следствия. Вы сеете цели и пожинаете результаты. Главная причина жизненных успехов — способность намечать цели и добиваться их. Именно поэтому люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Вывод напрашивается простой.

Вы работаете для достижения либо собственных, либо чужих целей.

Давайте попробуем определить несколько причин, почему люди не ставят цели. Ведь кто предупрежден, тот вооружен, гласит древняя мудрость.

6 стр., 2507 слов

Деньги — не средство, а цель жизни

... Деньги превратились в цель и смысл жизни масс, так как они давали физический комфорт, свободу и общественный статус. Тем не менее, в ... денег он “тварь дрожащая”. Деньги превратились из средства для жизни в ее цель, а для ее достижения все средства хороши. Достоевский недаром ... они были не нужны, у новых хозяев жизни были другие интересы и другие ценности. Традиционная культура была аристократичной, ...

Первая причина, Вторая причина, Третья причина, Четвертая причина, Пятая причина, Шестая причина, Седьмая причина, Еще раз прочувствуйте слова великого Сенеки.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека.

Предисловие

Целеполагание подростков рассматривается как целостный сложно организованный процесс представленный:

целепорождение

целереализацией

целерефлексией

ситуации заинтересованности

Использование приемов способствует созданию эмоционального климата, особенностями которого являются ровные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, осознание возможностей в достижении успеха и преодолении трудностей, положительные эмоции от столкновения с эмоциогенным материалом, способствующим активному включению в деятельность целеполагания.

Постановка целей

Существенной частью любой формы занятий, или оказания помощи подросткам, является определение целей работы. Привлекая подростка к постановке целей, педагог увеличивает мотивацию и уверенность подростка в себе. Подросток будет упорнее работать над целями, если это касается его собственных целей; если он видит и слышит, что действительно что-то изменяется; если он замечает, что может влиять на самого себя и на окружение.

Прежде чем формулировать цели, необходимо выяснить характер и величину проблем поведения, а также факторы окружающей среды, вызвавшие это поведение и способствующие его сохранению.

На что надо обращать внимание при постановке целей:

Цели можно обсуждать и оценивать. Формулируйте контролируемые конечные цели. На основе этого впоследствии можно будет судить, есть ли прогресс. Подростку и педагогу таким образом яснее, над чем точно они работают. Это увеличивает шансы на успех;

Различайте цели на короткое время и цели на более длительное время;

описывайте реальные цели. Старайтесь так ставить цели, чтобы их можно было достичь за короткое время. Это действует стимулирующе как на подростка, так и на педагога;

Описывайте цели по возможности в терминах увеличения компетенции. Задача педагога вместе с подростком найти позитивно сформулированные изменения или формы поведения, которых хочет достичь подросток;

Цели, которые могут быстро дать результаты, должны находиться в равновесии с целями, для достижения которых подростку надо потрудиться;

Лучше много четких целей, чем ограниченное количество глобальных;, Цели должны соответствовать интересам/правам ребенка.

В принципе, вначале цели согласовываются с тем, что является самым важным для подростка. Иногда интересы окружения перевешивают, и вначале поставленные цели отражают эти интересы. При установлении приоритетов важны следующие моменты:

Степень трудности (работайте по принципу от легкого к трудному);, Эффективность (способствуют ли они увеличению компетенции подростка);, Важность (насколько подростка беспокоят определенные проблемы);, Реализуемы ли цели и за какой срок;, Соответствие сильным сторонам подростка.

При выборе цели, над которой подросток сам хочет работать, педагог может воспользоваться разными вспомогательными средствами: карточками желаний, линией жизни, целевыми карточками.

ПРАКТИКА

Карточки желаний и линия жизни

Карточки желаний и линия жизни — это увлекательные методы, имеющие отношение к планам подростка на будущее и его идеалам. К этим методам можно прибегать, если педагогу нужно получить больше информации о подростке. Планы на будущее и идеалы нередко дают толчок к определенным тренировочным упражнениям, таким как, например, поиски работы, поиски жилья, знакомство с симпатичной девушкой, выбор образовательного учреждения, занятий по интересам.

Сделать карточку желаний — это значит расспросить подростка о его желаниях на короткий и длительный период.

Что бы ты хотел изменить в своей жизни?, Что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время?, Представь, что ты волшебник и все можешь. Какой бы ты хотел видеть свою жизнь?, Что бы ты хотел в ней изменить?, Каковы твои планы на будущее?, Ответы записываются в карточку желаний.

Некоторым подросткам трудно формулировать свои планы. У них нет планов на будущее, они не хотят изменять свою жизнь или не видят возможностей внести изменения в свою ситуацию. Чтобы как-то помочь им нарисовать в воображении картину будущего, можно с вызовом поставить на обсуждение линию их жизни.

Педагог проводит на доске горизонтальную линию и слева направо отмечает годы (например 0, нынешний возраст, 50 и 80 лет).

Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, спрашивая подростка, как он себе представляет свою жизнь в конкретном возрасте. Так, двигаясь в обратном направлении, педагог вместе с подростком далекие планы на будущее постепенно переводит на язык желаний более близкого времени.

Пример. «Элла, представь, что тебе 50 лет. Какой ты видишь свою жизнь в этом возрасте? Ты все еще живешь с родителями? Ты все еще ходишь в школу? И каждую субботу на дискотеку? Нет?.. Тебе это смешно?.. А как ты себе это представляешь?»

Пошаговое целеполагание:

1. Четкая формулировка цели;

2. Записать эту цель;

3. Продумать и записать план действий, для достижения цели;

4. Сделать шаг первый, по плану;

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем;

6. При достижении цели, обязательно отметить и поощрить себя, Подробнее о каждом шаге:

1. Четкая формулировка цели:

Главным и первостепенным является — определение цели, для этого нужно выделить время для себя, взять ручку и бумагу, сесть и записать витающие в голове мысли-желания, цели, чтобы было можно разобраться с приоритетной.

Потом возьмите и разделите лист бумаги пополам, вверху листа напишите все направления и сферы вашей жизни, которые влияют на ваше ощущения и понимание гармоничной жизни. Например — семья, здоровье, учеба, хобби, деньги, т. д., но напишите не более 8 сфер.

В нижней разделенной части — нарисуйте круг и разделите его на сектора, по сферам, которые вы написали выше, которые следует подписать. На каждую линию, которая очерчена сфера — нанесите деления от 0 до 10. Поставьте оценку удовлетворенности на сегодняшний день, по 10 бальной шкале, на соответствующей линии. Затем соедините линии, посмотрите, что получится. Получился ли у вас равномерный круг или колесо вашей жизни? Теперь осталось придумать конкретную формулировку цели, со сроками, в позитивном русле.

2. После этого, как цель определена, запишите её. Всё, что вы не записали — так и останется в голове — мечтой, где она будет также далека, как и звезда. Обязательно записать!

3. Следующий шаг целеполагания — продумать и записать план действий, для достижения цели. Понадобится календарный план , в который вы впишите план, и в дальнейшем все остальные планы также.

4. Есть план, привязанный к срокам и календарю, необходимо сделать первый шаг. До тех пор, пока человек его не сделает, имеется в виду, конкретное действие, то можно считать, что человек, к своей цели не идет, а все еще пытается стартовать. Здесь важно запомнить, что пусть будет несколько фальц — стартов, чем человек погрязнет в усовершенствовании плана до бесконечности.

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем

6. И наконец-то, когда цель будет достигнута, человеку обязательно нужно отметить и поощрить себя, чтобы закрепился положительный эффект. Коллаж мечты.

ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

кандидат психологических наук, доцент

РВУЗ Крымский гуманитарный университет (г. Ялта), Цель предлагаемого тренинга – развитие умения определять цели и действовать в соответствии с ними., Тренинг проходит в три этапа:

1. Актуализация цели (целеанализ).

2. Овладение целью (целесинтез).

На первом этапе участникам группы предлагается выполнить рисунок «Мой портрет в лучах солнца» с заданием:

напиши свое имя, а вдоль лучей напиши все хорошее, что ты о себе знаешь.

Упражнение 1.

1. Раздать каждому участнику копию рисунка «Карта моих целей» (Рис. 1).

2. Объяснить назначение «Карты целей».

Например, таким образом: эта карта может помочь составить план достижения своих целей. Представьте себе, что цель – это место куда вы стремитесь. «Остановки» на карте – это те места, которые вам придется посетить на своем пути.

3. Разбить участников на пары и попросить их обсудить, что бы они хотели получить в результате изменения своего поведения. Пусть каждый запишет это вверху рисунка рядом со словом «цель».

4. Собрать группу участников и спросить каждого, какую цель он себе выбрал. Когда они будут рассказывать об этом, помогите им определить, какие остановки необходимо сделать на пути к главной цели. Попросите их нанести эти остановки на карту целей и обсудите способы, которыми они будут отмечать свое продвижение к финишу.

Упражнение 2.

Постарайтесь не ставя себе никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти. Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы выводите их с поля, удаляете с ринга.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах;

2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, какое

на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем лучше оно задействует ваш мозг для достижения цели;

3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигните своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто вас будет окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился;

4) важно сформулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;

5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим

Упражнение 3.

1) Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддерживают и помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, вашей энергии на конец времени, которым вы располагаете, и т. д.

2) Попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из перечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще эта была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешно.

3) А теперь опишите, каким человеком вы должны были быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

4) Сформулируйте в нескольких тезисах, что мешает иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает?

5) На этом этапе надо для каждой из выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает иметь все то, к чему вы стремитесь. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизится к__ достижению вашей новой цели.

Упражнение 4.

Важна не только сама расстановка приоритетов. Этот процесс заодно сэкономит ваше время, деньги и нервы, поскольку некоторые цели должны быть достигнуты раньше других.

Теперь рассортируйте оставшиеся цели то трем категориям: долгосрочные, промежуточные и ближайшие. Обратите внимание на то, что промежуточные и ближайшие цели протягивают день за днем цепочку к вашей долгосрочной, может быть, жизненной цели. Они определяют дела на каждый день и действия, которые вы можете совершить на этой неделе.

Ближайшей целью может быть все, требующее для достижения от одного дня до одного месяца., Вашей промежуточной целью может быть все, требующее для достижения от месяца до полугода., Долгосрочной целью может быть все, требующее для достижения от полугода до года

Теперь, перечислив ваши цели и установив их очередность, вы приступаете к составлению эффективного плана действий

Описание цели

негативные предубеждения, ваши собственные внутренние сомнения и т. д. Первое правило при любых затруднениях – хорошо изучить проблему. Установив, в чем камень преткновения, вы сможете выработать стратегию.

Стратегия . Выйдите на релаксационное расслабление, используйте свое воображение и творческие способности для выработки стратегии преодоления каждого препятствия, которое может вам повстречаться.

Конечная дата., Личное вознаграждение

Установите пусковой механизм. Подберите пусковое слово, фразу или действие, которое будет напоминать вам о маршруте.

Текущий отчет

Сохраните заполненную таблицу успеха и просматривайте ее каждый раз, когда вам понадобится повысить уверенность в себе или повысить мотивацию, добиться нового успеха. Достигая цели, отмечайте события. И вспоминайте свои успехи. Все будет о-т-л-и-ч-н-о. Празднуйте и наслаждайтесь своими достижениями.

Анкета достижения успеха, Установление маршрута, Препятствия, Предполагаемая дата завершения, Личное вознаграждение, Пусковой механизм, Текущий отчет, Дата завершения, Дневник целеустремленного человека

Записывайте, когда и что произошло, благодаря кому и чему цель была достигнута, какие черты вашего характера

способствовали этому.

Формируйте уверенность в себе, которая вырабатывается за счет успешного выпонения трудных задач. Начать можно и с небольших дел, постепенно поднимая планку. Первым делом надо, конечно, решить, чего вы хотите добиться Выберите три цели, которых вы хотели бы достичь в течение ближайшего месяца. Пусть эти цели будут конкретными и выполнимыми.

После того, как первый шаг успешно сделан, наградите себя комплиментом, походом в кино, мороженым – тем, что вы, по вашему мнению, заслужили.__ Затем приступайте к следующему шагу. И так далее, пока не будет достигнута главная цель.

Насладитесь ощущением успеха. Громко похвалите себя за сделанное дело. После этого обратитесь к следующей цели, можно также подразделить ее и приступить к выполнению. Все, чего вы хотите в жизни, может быть разбито на более мелкие задачи и осуществлено шаг за шагом.