Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» Пушкина А.С

Александр Сергеевич Пушкин чрезвычайно внимательно относился к определению жанра каждого из своих произведений. Не исключением стал и всемирно известный «Евгений Онеги». Жанр пушкинского сочинения – роман в стихах. И в этом прежде всего и заключается новаторство Пушкина. Ведь в девятнадцатом веке существовало лишь два пути написания художественного произведения. Русский поэт изобрел третий. История написания, структура и жанр романа «Евгений Онегин» – тема статьи.

Работу над созданием романа Пушкин назвал подвигом. Такую высокую оценкую собственному творению, помимо «Евгения Онегина», автор дал лишь «Борису Годунову».

История написания

На создание романа в стихах у Пушкина ушло восемь лет. Начал работу над «Евгением Онегиным» Пушкин в 1923 году. Тогда писатель находился в Кишиневе. Изначально автор отказался от романтизма и решил рассказать читателям о своем новом герое в реалистическом духе. Также стоит сказать, что Пушкин планировал разбить произведение на девять глав. Но в процессе работы изменил структуру, создав восемь.

Рассказ о путешествии Онегина, по первоначальному замыслу, должен было стать частью основного текста. Но позже этот фрагмент сюжета поэт включил в одно из лирических отступлений. В первом варианте романа автор поднимал довольно острые политические вопросы. Но поскольку создание «Евгения Онегина» пришлось на годы ссылки, поэт решил не усугублять свое и без того непростое положение. А потому изъял из рукописи опасные страницы и сжег их.

Жанровое свооеобразие романа «Евгений Онегин»

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует на всех сценах романа, комментирует происходящее, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

9 стр., 4423 слов

Образ петербурга в романе евгений онегин пушкина (2)

... автор с берегов Невы. Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны» Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» . Литературные сочинения! Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин» В романе «Евгений Онегин» ... Онегин едет на буль­вар… »), петербургские балы. Жизнь юного героя пол­ностью подчинена образу жизни, ...

Роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований (Болдинская осень).

В романе-дневнике, которым можно считать «Евгения Онегина», отражено пережитое, в нем «холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.

Если подсчитать[166] строфы и стихи, в которых излагается фабула, относящаяся к героям (эпика), и строфы и стихи, в которых нет изложения фабулы (лирика), то окажется, что количество, условно говоря, «эпических» и «лирических» строф и стихов одинаково. Пушкин строго соблюдал равновесие и равновеликость эпики и лирики. Впечатление господства лирики, сложившееся у В.С. Непомнящего, возникает, по-видимому из-за того, что в «Евгении Онегине», как выяснено исследователями и прежде всего Ю.М. Лотманом[167] и С.Г. Бочаровым[168], два романа – один «роман жизни», творимый ею и связанный в большей мере с автором, чем с героями, где автор и есть главный герой, а другой – «роман героев», который творится жизнью и автором. «Роман героев» вставлен в более широкую – жизненно-авторскую – раму. «Роман жизни» подан в большей мере в лирическом ключе, «роман героев» – в эпическом, повествовательном, сюжетном. При этом оба романа рождаются исторической действительностью и всемирным, вселенским бытием вообще.

Таким образом, «Евгении Онегине» -это «роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина».

В романе слились два начала — лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим — авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях. В них автор, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании — «придет ли час моей свободы?». Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна. Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие.

13 стр., 6485 слов

Анализ романа пушкина евгений онегин

... Татьяны 8 Дуэль 9 Столица 10 Встреча Татьяны и Евгения Анализ романа Пушкина «Евгений Онегин» на Сёзнайке.ру «Евгений Онегин» роман в стихах, который Пушкин писал на протяжении восьми лет своей жизни. Он стал ...

Эпическое начало в романе. Пушкин наблюдал жизнь на протяжении семи с лишним лет — с 1823 по 1830 год. Время, описанное в романе, с 1819 по 1825 год. Его внимание к настоящему вылилось в романе в мощную эпическую часть, посвященную самым различным проблемам современности. Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение.

Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, то это произведение является романом. Так считал и сам Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Однако Пушкин писал не просто роман, а «роман в стихах»[170]. В письме к П.А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Поэт необычайно разнообразил четырехстопный ямб, придав ему исключительную гибкость и емкость. Необходимость единства повествовательного и лирического начал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. Пушкин ведет с читателем непринужденный разговор, и поэтому законченность каждой строфы приобретает важное значение: повествование легко нарушается лирическими отступлениями, а затем возвращается в прежнее русло. Так как каждая строфа вмещает небольшой рассказ, то на каждую тему можно рассуждать отдельно, отступая от сюжета и высказывая свою точку зрения. Нить повествования не теряется, но зато сюжет заметно оживляется и разнообразится, согревается лирическим волнением автора.

Онегинская строфа.

Композиция романа

Произведение издавалось в течение нескольких лет отдельными главами. Пушкин признавался, что писал его без какого-либо четкого плана. Тем не менее композиция «Евгения Онегина» отличается четкостью. Каждая из глав логически завершена.

Главный литературный прием, который использовал поэт при создании своего нетленного сочинения, – зеркальная симметрия. По ходу сюжета герои словно меняются местами. Сперва Татьяна влюбляется в Евгения. Онегину же безразлична любовь девушки. На ее письмо он отвечает холодно. Но позже, после дуэли главного героя с Ленским, – события, которое прерывает любовную линию, – Онегин и Ларина меняются местами. Он пишет ей письмо с признанием. Она же отвергает его. Особенность композиции произведения – кольцевое построение. Именно благодаря этому приему «Евгений Онегин» воспринимается как законченный роман.

6 стр., 2509 слов

Образ Евгения Онегина в романе Пушкина «Евгений Онегин»

... поздно. Автор: Таисия Ишниазова Образ Лариных в романе Пушкина «Евгений Онегин»: сочинение, кратко Образ Лариных в романе Пушкина «Евгений Онегин» «Образ Лариных в романе Пушкина «Евгений Онегин»: Сестры Ларины совершенно не похожи. Татьяна – ... события повествуют нам о жизни Евгения в глубинке. До этого мы узнаём о детстве Онегина, его воспитании, образовании. Евгений, как и положено дворянину, ...

Главные герои

Для чего автор использовал кольцевую композицию? С помощью этого приема Пушкин раскрыл изменения в характере героев. Вначале произведения Онегин покидает высший свет. Не без иронии говорит о своем герое поэт, подчеркивая, что образование Евгения носило поверхностный характер, чего было достаточно, дабы слыть умным среди представителей столичной аристократии.

В первых главах Онегин – светский бездельник, не способный заполнить свой досуг ни творчеством, ни даже чтением. Но позже он предстает в роли мыслящей, глубокой личности. Еще одна черта, утраченная Евгением, – насыщенность жизнью. Герой Пушкина вначале равнодушен к окружающим. Его даже не трогают чувства, которые испытывает к нему Татьяна – девушка умная, выгодно отличающаяся от прочих представителей провинциального общества.

В конце романа Онегин – пылкий влюбленный. Татьяна же, напротив, сдержанна и холодна. Однако стоит сказать, что при всех внешних изменениях и Онегин, и Ларина в душе все те же. Он – высокомерный аристократ. Она – бесхитростная и искренняя деревенская девушка. После разочарования, которое постигло героиню, она вынуждена скрывать свои чувства. Что же касается Евгения, то его влюбленность скорее объясняется внешним блеском Татьяны, теперь уже светской дамы.

Эпичность

В «Евгении Онегине» присутствует немало героев. Произведения охватывает существенный отрезок времени. Как о столичной жизни, так и о быте деревенского дворянства повествует «Евгений Онегин». Жанр, который обладает такими чертами, – роман. Он является сегодня самым распространенным видом эпической литературы. В чем специфика классического романа? Какие из его особенностей присутствуют в произведении «Евгений Онегин»?

Жанр большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах разных героев, в литературоведении называют романом. Другие его особенности – значительный временной отрезок, гладко выстроенный ряд событий, немалое количество персонажей, задействованных в сюжете.

Каким изображен автором Евгений Онегин? Жанр этого произведения, по определению Пушкина, – роман. Вспомнив характерные черты этого вида эпоса, можно сказать, что Онегин не является лирическим героем. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. В создании его портрета предельно объективен поэт. Довольно противоречив и сложен Евгений Онегин. Особенности жанра произведения Пушкина заключаются все же в наличии не только эпического начала.

4 стр., 1504 слов

«Образ Евгения Онегина в романе Пушкина»: характеристика, цитаты

... Сочинение на тему «Образ автора» в романе «Евгений Онегин»: образ Пушкина «Образ автора» в романе «Евгений Онегин» сочинение на тему «Образ автора» в романе «Евгений Онегин» — образ Пушкина: Автор в творении рассматривается наравне с героями. ... как Евгений. Но, впрочем, людям свойственно меняться – ведь по ходу произведения читателю представляется обновленный, усовершенствованный Онегин. Прочитайте ...

Своеобразие жанра произведения Пушкина «Евгений Онегин»

Ко времени создания «Евгения Онегина» Пушкин оказался на развилке жанровых дорог.

Каноны русской литературы ещё только складывались, и потому писателям приходилось ориентироваться на уже имевшиеся западноевропейские образцы.

Одним из путей создания крупного художественного произведения считалась в то время лироэпическая поэма. Образцы этого жанра были представлены в творчестве Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Дж. Г. Байрона.

Во многом именно Байрон придал в общем-то эпическому жанру поэмы лирическое звучание, дав новый ракурс художественного изображения. Его герои не просто действуют, они – чувствуют, автор же становится не простым бытописателем, а живым соучастником происходящего.

На русском языке ничего подобного написано ещё не было. Вот почему роман «Евгений Онегин» часто называют русским «Чайльд Гарольдом».

Другой традиционный путь – создание классического романа в прозе.

Жанр романа, возникший в поздней античности и получивший своё название от лат. «Roman» (римский), широко распространился в средневековье, вобрав в себя черты народной ярмарочной культуры, затем, в эпоху Возрождения, обрёл типологию сюжетов, а в эпоху романтизма научился живописать конфликты общественных отношений.

В русской литературе типичного романа в его европейском понимании к моменту создания «Евгения Онегина» также не было.

Были повести Новикова и Карамзина, был роман-путешествие А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», напоминающий, скорее, серию очерков и тяготеющий к публицистике.

А вот социально-философского романа с сюжетными линиями, охватывающими частную жизнь отдельных семей или героев, не было.

Пушкин свёл две традиции в одну, создав первый в России роман в стихах «Евгений Онегин».

Обозначив жанр произведения таким образом, поэт настоял на соединении двух родов литературы: лирики и эпоса. Встретились две изобразительные стихии, каждая из которых дала возможность воспринимать и анализировать роман под особым углом зрения.

От романа «Евгений Онегин» взял размах изображения, его эпичность (пространство и время действия распахнуты), обилие персонажей, соединение нескольких сюжетных линий, богатую социально-философскую и нравственно-психологическую проблематику, тщательную прорисовку культурно-исторического фона.

От лирики «Евгению Онегину» досталась исповедальная задушевная интонация, с которой ведётся повествование, «вмешательство» во внутреннюю жизнь персонажей, описание сцен их частной жизни, свободная композиция, обилие авторских отступлений и наличие лирического героя.

14 стр., 6726 слов

Литература языковедение : «Евгений Онегин» и творческая ...

... плана». Как известно, «план» «Евгения Онегина» не сохранился. В этой связи автор одной из наиболее серьезных работ об эволюции пушкинского романа пишет: «Поэт, от которого ... опасения, разумеется, небезосновательные, но явно преувеличенные. Кажется, Пушкин склонен представить своим корреспондентам (с текстом незнакомым) «Евгения Онегина» ультрасатирическим, резким, а потому «непроходимым» сочинением ...

Роман в стихах «Евгений Онегин» стал настоящим жанровым открытием Пушкина, благодаря которому русскую литературу во всём мире стали считать неожиданной и новаторской.

Традицию жанрового эксперимента продолжил Н. В. Гоголь, по иному соединив поэзию и прозу в своём бессмертном произведении «Мёртвые души», которое определил как прозаическую поэму.

Лиризм

Произведение, о котором идет речь в этой статье, не имеет аналогов в мировой литературе. Структура и жанр романа «Евгений Онегин» уникальны. В нем есть и реалистичность, и историчность. Также чертами, типичными для общественно-бытового романа, наделил свое произведение Пушкин. «Евгений Онегин», жанр которого находится на стыке двух видов литературы, содержит и объективные характеристики героев, и множество лирических отступлений. Но и это еще не все.

Жанр и композиция «Евгения Онегина» стали темой многочисленных трудов по литературоведению. С легкой руки Байрона в девятнадцатом веке в моду вошла эпическая поэма, представляющая собой отдельные главы в стихах. В произведении Пушкина описание лирического героя и его переживаний гармонично сочетается с объективным, реалистичным изображением событий.

Жанровое своеобразие романа «Евгений Онегин»

В 1823 году Александр Сергеевич начал написание своего знаменитого романа «Евгений Онегин», находясь в южной ссылке. В то время поэт увлекался творчеством Байрона, и романтические мотивы поэзии английского поэта отложили отпечаток на творчество Пушкина в тот период. Но все же произведение «Евгений Онегин» нельзя назвать романтическим.

Жанровое своеобразие романа

Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман

в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.

Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру — это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.

«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.

14 стр., 6812 слов

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «свободный роман»

... роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике; 2. Исследовать особенности «Евгения Онегина» как «свободного» романа; 3. Дать анализ, Глава 1. Эволюция взглядов на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 1.1 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ... молодежь роман в стихах «Евгений Онегин» или в школьных сочинениях ученики пересказывают давно избитые фразы? Одинаково ли отношение к А. С. Пушкину на ...

Переход от романтизма к реализму

Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом — несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта — мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.

Отступления

Голос автора звучит в многочисленных лирических вставках. В каждой из них поэт рассказывает о себе и делится с читателем своими взглядами на литературу, культуру. При этом Пушкин не отвлекается от основного действия. В одной из глав поэт вспоминает о днях, на которые пришелся расцвет его творчества, о вынужденном изгнании. Определить структуру и жанр произведения «Евгений Онегин» можно следующим образом: роман в стихах, представляющий собой «собрание пестрых глав».

Темы лирических отступлений в произведении Пушкина весьма разнообразны. Вначале читатель узнает о нравах светской молодежи. Затем на первый план выходят любовные мотивы. И наконец, важными в развитии сюжета являются пейзажные зарисовки. В романе в стихах отображены все времена года: печальное лето, золотая осень, зима с трескучими морозами. Весну поэт назвал «утром года». Пейзаж в «Евгении Онегине» иногда изображен через восприятие героев.

Еще одной темой лирических отступлений в романе являются исторические события. Так, в произведении «Евгений Онегин» Пушкин вспомнил об Отечественной войне 1812 года.

Роман в стихах охватывает немало событий. В нем присутствует множество героев. Тем не менее «Евгений Онегин» представляет собой глубоко лирическое произведение. Читатель, прочитав его, узнает об авторе не меньше, нежели о его героях. В одном произведении Пушкину удивительным образом удалось связать эпическое и лирическое в единое целое.

10 стр., 4858 слов

Автор и его герой в романе “Евгений Онегин”

... жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых “лишних людей”. Он ... роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. ...

Композиция романа «Евгений Онегин»

0

(0)

Композиционный замысел автора отчетливо проступает в сочетании образов романа. Разочарованный столичный денди Онегин и мечтательная «уездная барышня» Татьяна, скептик Онегин и романтик Ленский, — такая антитеза характеров неизбежно влекла за собой столкновение героев и трагизм развязки. Столкновение характеров осложняется в романе глубочайшим конфликтом героев с действительностью.

Ленский погибает, Онегин не находит счастья в жизни, Татьяна остаетcя с разбитым сердцем. Так глубина идейного замысла автора нашла себе воплощение в сочетании образов романа.

Бытовой фон, сюжет и сочетание образов — это тематическая композиция романа. Что касается архитектоники романа, то она чрезвычайно своеобразна. Особенность композиционной структуры «Евгения Онегина» заключается в том, что это «свободный роман», «собранье пестрых глав», по определению самого Пушкина. Композиционная «свобода» и гибкость романа «Евгений Онегин» выразились в многочисленных отступлениях от эпической линии повествования.

Повествовательный материал занимает только около трети романа. Канва повествования все время прерывается различными отступлениями: лирическими высказываниями автора, описаниями природы, картинами быта, характеристиками героев — то индивидуальными, то групповыми.

Среди этих отступлений, обычно тесно переплетающихся с канвой повествования, особенно большое место (более четверти текста романа) занимают так называемые лирические отступления. К ним принадлежат 27, значительных по объему, высказываний автора и около 50 мелких замечаний и вставок, выраженных часто одной-двумя фразами (Там некогда гулял и я, но вреден север для меня»; «Привычка свыше нам дана — замена счастию она»; «Читатель ждет уж рифмы розы; на, вот возьми ее скорей!» и др.).

Тематика крупных лирических отступлений в романе очень разнообразна. Сюда относятся:

  1. Рассуждения о творчестве, в которых выражаются: взгляды автора на различные литературные направления и жанры. Вот, например, пародия Пушкина на классицизм:

Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкрив. Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть.

Вот ироническая характеристика романтизма:

  • Так он писал темно и вяло (Что романтизмом мы зовем, Хоть романтизма тут нимало Не вижу я; да что нам в том?)

Вот характеристика музы поэта, изображаемой в образе Татьяны:

И вот она в саду моем Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах, С французской книжкою в руках.

  1. Воспоминания автора о прошлом, например о театральных встречах и впечатлениях, о женщинах, которых он любил и т.п. Мечты поэта о будущем. Замечания о своих настроениях. Взгляды поэта на любовь, проблемы морали и т.п.

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» очень важна. Они, во-первых, непосредственно включают автора в поток изображаемых событий. Пушкин выступает в романе не просто как рассказчик, а как участник событий, пишущий свою собственную биографию.

17 стр., 8116 слов

Особенности романа «Евгений Онегин»

... романа «Евгений Онегин»; 3.Представить и проанализировать соцопрос, который позволит читателю посмотреть на то, как воспринимается роман нашими современниками; 4.Обобщение собранной информации, позволяющее сформировать собственную точку зрения по этому вопросу; - Актуальность темы ...

Мы узнаем из романа и о лицейских годах поэта («В те дни, когда в садах Пицея»), и о его ссылке («Но вреден север для меня»), и о планах бегства за границу («Придет ли час моей свободы?»), и о любви его к деревенской жизни («Я был рожден для жизни мирной»), и т.п. Все эти автобиографические реплики поэта подкупают своей искренностью и откровенностью.

Другое значение авторских отступлений в романе заключается в том, что они дают превосходный лирический комментарий автора к событиям. В них чувствуется живая общественная мысль поэта, слышится биение его сердца. Это итог его жизненного опыта, плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Наконец, многочисленные лирические отступления в романе придают повествованию характер непринужденной беседы автора с читателем.

Реалистически-бытовой фон романа очень оживляют превосходные описания природы. Мы находим в произведении пейзаж всех времен года: зимы, осени, весны, лета. Особенность пушкинского пейзажа заключается в выразительности и точности его красок. Особенно хорошо дана в романе русская зима с ее глубокими снегами, с ее «деревьями в зимнем серебре».

Особенностью архитектоники романа являются пропущенные строфы. Чем объяснить отсутствие этих строф? В большинстве случаев они обозначают пропуск таких деталей («переходных мест») в изложении событий, отсутствие которых не могло повлиять на ясность характеристик и повествовательной линии романа.

Так, в строфах первой главы опущено описание душевного процесса, который привел Онегина к бегству от светского общества. В других случаях римские цифры обозначают строфы, которые были в первом издании, но выпущены самим поэтом во втором издании романа.

Оценивая роман «Евгений Онегин» со стороны формы как «произведение в высшей степени художественное», Белинский указал, что смелость «писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа в прозе … была несомненным свидетельством гениальности поэта».

0 / 5. 0

Отражение пушкинской эпохи

Из этого произведения читатель имеет возможность узнать практически все о времени, в котором жил поэт. Как одевались люди? Что было в моде? Что современники Пушкина ценили прежде всего? На все эти вопросы читатель получает ответы после прочтения романа в стихах. Поэт правдиво изобразил среду, в которой живут Онегин и Ларина. Он воспроизвел атмосферу как дворянских салонов, так и скромных провинциальных вечеров.

В искусстве

Онегин – яркий пример так называемого «лишнего человека», персонажа, появившегося в литературе в первой трети восемнадцатого века. Этот герой не способен на подвиг, который совершили декабристы. Но его нельзя отнести к типичным представителям высшего света. Душевная неудовлетворенность и неспособность изменить что-либо в своей жизни – характерные черты Онегина. А если добавить к этому еще и эпичность, многообразие образов, необыкновенную поэтичность произведения Пушкина, становится понятным, отчего оно так часто находило отражение в искусстве.

«Евгений Онегин» был несколько раз экранизирован отечественными и зарубежными кинематографистами. По мотивам пушкинского романа создано четыре оперы, музыку к которой написали такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Щедрин, Прокофьев.