«Учить, чтобы учиться» материал

В Оргкомитет Муниципального конкурса

«Учитель года Республики Мордовия – 2020»

Эссе на тему «Учиться, чтобы учить».

Родина Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

СП МБОУ «Краснопольская основная

общеобразовательная школа»

в п. Красноармейский.

Торбеевского муниципального района

Республики Мордовия

Учитель – это не профессия, это особая миссия,

особый склад души и ума, это — ответственность,

самоотдача, терпение, приумноженное знаниями,

мастерством, творческим потенциалом.

«Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю

надо впитать целое море света», —

сказал мудрый В.А. Сухомлинский.

У каждого человека есть свой путь — путь, который он выбирает и следует по нему на протяжении всей жизни. Жизнь — это книга… Повествование с бесконечным количеством сюжетов и финалов. Каждая страница — кусочек души, частичка общего и очень важного. Того, что мы подразумеваем под «разумным, добрым и вечным»…

Учитель – профессия, самая главная на Земле. Она является источником радости, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее.

Профессия учителя — одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.

Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога.

5 стр., 2453 слов

Республика Мордовия

... района Республики Мордовия. Федот Сычков с раннего детства увлекался живописью. Он сталЗаслуженным деятелем искусств России иМордовии, Народным художником Мордовии, одним ... эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, ... стал учителем для тех, кто любил музыку. Ой, шумят сады вишневые, Лету ягодному быть. Сердцу близкую Мордовию Разве ...

Профессию можно выбирать, любить, гордиться ей или наоборот, тяготиться. А существуют и такие профессии, от которых зависят судьбы других людей. Профессия учителя – пример тому.

Передавать подрастающему поколению накопленные человечеством знания и тем самым вносить свой вклад в развитие цивилизации – призвание в высшей степени достойное. Учитель ведет учеников сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает им свои знания, вкладывает в них частицу своего сердца. Он помогает им найти свой путь в жизни.

Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком.

Мир стремительно изменяется, одни профессии безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени. Одна из них – учитель. Школьные годы оставляют в жизни каждого человека неизгладимый след. Давно покинут класс, много воды утекло, человек вырос, возмужал, а кое-кто и постарел, но все помнят своего школьного учителя, его добрый взгляд и мудрые слова.

В моей жизни мне встречались только хорошие учителя: умные, добрые, справедливые, хорошо знающие свое дело. Они учили меня не только школьным предметам, но и жизни. Самым главным учителем для меня была и остается моя учительница из моей второй школы. Она всегда была очень ответственным, знающим, совершенствующим свои знания учителем. Пользовалась огромным уважением и любовью учеников и их родителей.

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. Учитель — творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. «Новая школа». И в этой школе учитель XXI века — человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений — без этого будущее немыслимо. Настоящий учитель должен научить детей действовать, чувствовать, думать, гореть безостановочно. Эмоций должно быть много! Учитель должен быть Личностью. «Только личность может воспитать личность», — сказал Константин Дмитриевич Ушинский. А для этого учителю нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем, чтобы новое поколение чувствовало в нём человека, живущего их временем, их интересами.

Считаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для её формирования. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а, будучи рядом, вовремя подставить плечо, и тогда ребенок взойдет на вершину сам.

Я люблю школу. Люблю, учебные занятия; просто здание, эти стены, окна, парты. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю днем – собранную, шумную, деловую и веселую. Люблю вечером — немного уставшую, но довольную. Люблю длинные тени, которые ложатся на парты, стены, запоздалый звонок, который как-то обиженно прозвенел, как бы спрашивая: что, никого нет? Люблю уходить последней, выключать свет, думать о том, что завтра опять будет завтра…

8 стр., 3958 слов

Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах

... еще добавить? Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Современный учитель должен учиться быть счастливым. ... возраст служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была ...

Главная задача педагога – помочь обрести себя детям. Антон Семёнович Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И мои любимые история и обществознание мне в этом помогают. Снова и снова ищу, пробую, ошибаюсь и вновь нахожу новые формы работы… Я хочу показать ученикам, как красивы эти науки и как наполнена ими наша жизнь. Если ребенок в процессе обучения чувствует себя творцом, он мыслит, у него есть стимул двигаться вперед и быть счастливым.

Вместе с учениками растёт и сам учитель. У него много планов на будущее! Я думаю, самое страшное – поверить в то, что ты уже всё знаешь, всё умеешь, всё понимаешь. Но с каждым новым классом учитель по-новому открывает, казалось бы, знакомые истины. Он учится всю жизнь, не успокаивается на достигнутом, ищет новые ответы на старые вопросы, не устает находить необычное в обычном и обычное в необычном.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей детей, учить их самостоятельно мыслить и формулировать вопросы в процессе изучения материала, развивать индивидуальные склонности и дарования детей.

Учитель… Педагог… Современный педагог… Каков он? Каким он должен быть? Когда размышляешь над этими понятиями, холодок пробегает по спине. Иногда я со страхом думаю, что школа — последний оплот нравственности, островок надежды на лучшее будущее, который дает доброту, понимание и даже иногда спасает жизнь маленького человека.

Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему учить обучающихся?», соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Современный педагог выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощряет детей получать радость от приобретенных знаний для того, чтобы окончив школу, они нашли свое место в обществе.

Современный учитель – это мастер своего дела. Компетентность педагога определяется его профессиональной пригодностью, самоопределением, саморазвитием.

Современный учитель — это человек, который живет в ногу со временем. Умение и готовность постоянно учиться — то качество, которое лучше всего отражает нашу профессию. Мы живём в веке информационных и коммуникативных технологий. Поэтому учитель должен активно внедрять их в учебный процесс. Я считаю, что применение на уроках ИКТ повышает интерес детей к изучаемому предмету. Основное требование современных стандартов — научить ребёнка учиться. Для этого я создаю на своих уроках проблемные ситуации с целью вовлечения учеников в поиск решения учебной задачи. Использую нестандартные формы обучения: проектную и игровую деятельности. Моя тема по самообразованию: «Применение игровых технологий как одно из средств повышения познавательной активности на уроках истории и обществознания».

7 стр., 3292 слов

Вот она, мечта учителя! Быть нужным ученикам. Востребованным. Всегда

... учителе моей мечты. Это мой учитель английского языка. Её зовут — Ангелина Николаевна. Она высокообразованный и квалифицированный человек. Ангелина Николаевна любит свою работу и своих учеников. ... школы → ` Сочинение на тему Радуга Очаровательное спокойствие ... ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение. Каждый день я учусь специально и учусь ...

Я думаю, что я давно уже не работаю учителем – я им живу! Моя главная цель – не просто научить детей учиться, но и привить им любовь к учению. Убеждена: всё, что знаю, умею, чувствую, должна передать им. Они в этом очень нуждаются. И ни в коем случае нельзя предать, нельзя обмануть. Фразу о том, что ребёнок – «факел, который нужно зажечь», знают все. А как зажечь? Для этого необходимо только одно условие: педагог сам должен гореть!

Я, правда, не знаю, какой я учитель, ведь из педагогического опыта у меня только несколько лет работы в школе. Я только недавно впервые переступила порог кабинета в роли учителя и классного руководителя. Что чувствуют начинающие учителя в такой момент? В первые минуты я испытывала страх и любопытство одновременно, а в следующие 40 минут — вообще бурю чувств и ощущений. А еще на своем первом уроке понимаешь удивительно многое. Что я не имею права на ошибку: ни в решении задачи, ни в оценках, ни во взаимоотношениях с учениками. Что эта профессия требует выдержки, смелости в выражении и отстаивании собственного мнения; принципиальности.

Каждое утро я спрашиваю себя: что принесёт новый день? Нужно быть готовой ко всему: больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре и дракам в классе, бедам и огорчениям учеников, их радостям и достижениям.

Учитель. Для меня это не профессия, это образ жизни, а мастерство — не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачами и победами. В чем кроется успех учителя? На этот вопрос хочется ответить словами Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». И я верю, что успехов в моей жизни будет больше, чем неудач. Ведь признание приходит к тем, кто знает, чего он хочет, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

Каждый деть я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. Они многого ожидают от меня.

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно получать новые знания: читать профессиональную литературу, оканчивать курсы повышения квалификации и онлайн-программы. Особенно это касается тех, чья профессия — учить других. Мы живем в быстро развивающемся и конкурентном мире, учиться и изучать новые технологии нужно постоянно.

2 стр., 737 слов

Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?

... в работе сотрудника органов госбезопасности. Таким образом, я отвечаю на вопрос – можно ли выбрать профессию на всю жизнь – положительно. Конечно, можно, если с детства чувствуешь свое призвание, понимаешь нужность и ... Офицеры», которое мне очень нравится: «Есть такая профессия – родину защищать». И эта профессия, на мой взгляд, несмотря на все катаклизмы и изменения в обществе, никогда не потеряет ...

Я стараюсь идти в ногу со временем, и мне в этом очень помогают не только мастер-классы и форумы, но и интернет-ресурсы. А еще я активно пользуюсь Московской электронной школой — этот ресурс очень помогает в подготовке к урокам, благодаря обширной библиотеке электронных материалов и сценариев.

Свободного времени у меня практически нет, но если вдруг появляется, я посвящаю его спорту или чтению. Новые принципы системы образования помогают нашим детям достигать неплохих результатов . Конечно, многое зависит от учителя. Если педагог не продолжает сам учиться и развиваться после школы, училища или вуза, то и его ученики будут ограничены ровно тем, какие знания он получил во время учебы. Важно не только углубляться в свою профессиональную область, но быть развитым всесторонне, чтобы уроки были интереснее.

Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия.

Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.

Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.

Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь».

Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для своих детей. Я уверена, что моя мечта сбылась!

Собираясь на урок, я преследую цель: все должно быть понятно и интересно.

Самая большая награда для меня – это горящие глаза учеников на уроке!

Школа – это мой дом. Ей я отдаю своё время и силы. Жить по-другому, наверное, не хочу. А когда не остаётся сил, то вспоминаю горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день. Гляжу на своих учеников и хочу сказать им словами великого русского писателя и поэта:

«ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!

ОН КАК ДУША НЕРАЗДЕЛИМ И ВЕЧЕН».

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек, у меня замечательная семья, любимая профессия. И завтра я опять иду в школу.

«Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Я придерживаюсь того же принципа: раз учишь — учись сам.