Анализ эссе бродского полторы комнаты

Великолепное начало: фотография Оси у того окна, из которого виден

«… как венец, купол церкви…» (Пантелеймоновской).

Потому что «Полторы комнаты» – это ОСЯ. Иосиф (Джозеф) только вспоминает…

Твоё, Танюша, погружение в эссе И. Бродского «Полторы комнаты» и дало толчок

написанию одноимённого стихотворения, такого короткого и такого ёмкого.

Ты, отважная, решилась познакомить тех (в «ИЗБЕ»), для кого Бродский был

незнакомцем на их пути и вернуть редких (!) счастливцев, знавших его имя и поэзию,

к его истокам…

«Полторы комнаты» — самое откровенное и самое сентиментальное (на мой взгляд)

эссе одного из самых несентиментальных поэтов.

В центре Мира – Пространства полутора комнат – ПАМЯТЬ – единственное, что осталось у Бродского от родителей, людей, ради которых он мысленно (только мысленно!) покидает

Атлантическое побережье, чтобы вновь оказаться по когда-то родному адресу:

Дом Мурузи, Литейный проспект 24. Это здание в семидесятых годах XIX века стало архитектурной

сенсацией Санкт-Петербурга. А спустя годы сенсацией XX столетия стал Гениальный и Великий Поэт –

Иосиф Бродский, пришедший к нам из полутора комнат этого дома…

Твои «Полторы комнаты» метафорически (и только метафорически!) возвращают Бродского

(и нас вместе с ним) в Ленинград, потому что:

«…Ведь если может человек вернуться на место преступленья, то туда, где был унижен,

он прийти не сможет…»…

«Мнемозина, главнейшая из муз, является Богиней памяти»,- говорил Бродский.

И ваша общая с Бродским память помогла тебе воссоздать мелкие детали жизни и быта его семьи.

И «…зеркальности пол…, занавески и скатерти скромны…, три задумчивых,

старых окна…, двухэтажных буфетов каскад…». Ты только забыла ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ в этих полутора комнатах – родительскую кровать, которой (надо полагать) Ося обязан своему появлению на свет.

И ты понимаешь, что образ «памятной вещи» для Бродского чрезвычайно важен: «оттуда душевности тон…».

Нежно вспоминая о родителях, он ощущает свою вину перед ними.

«Я входил вместо дикого зверя в клетку…»,- таковым было житие Бродского в СССР.

Какая же вина? Его вышвырнули из дома, «предложив на выбор»: психушку или немедленную

эмиграцию, никогда не дав возможности увидеться с родителями,

4 стр., 1561 слов

Бродский: песни о покинутом гнезде

... и одиночества, связанное с невозможностью «смириться с разрывом уз». Тарковский воссоздает в дом своего детства — то же самое делает Бродский, заканчивая в 1985 году эссе «Полторы комнаты». ... Помножив краткость бытия на гнездышки и забытье»… В собрании стихов Бродского, составленном Сергеем Виницким, слово « ... стерли с онтологической карты всего самого нужного и любимого. И если человек скажет, что ...

этим отобрав у семьи элементарное право на общее ПРОСТРАНСТВО.

Но «Полторы комнаты» — это не только Память о ПРОСТРАНСТВЕ, РОДИТЕЛЯХ и ПОСВЯЩЕНИЕ ИМ.

«Полторы комнаты» — это камертон эпохи. Эпохи, о которой принято было больше молчать,

нежели говорить во всеуслышание.

«Полторы комнаты» — это ещё и ВЫЗОВ СИСТЕМЕ.

Бродский хотел хотя бы таким образом вернуть справедливость двум несчастным старикам,

умершим в полном одиночестве (так власти мстили Бродскому).

«Ни одна страна не овладела искусством калечить души своих подданных с неотвратимостью России»,- писал Бродский. Под этим могут подписаться миллионы замученных, убиенных и живых…

… Ты пишешь: «…две вороны поодиночке поселились за домом в роще…».

Жгуче черные, на которых Бродский старался не смотреть, а только незаметно наблюдал за ними…

И ты правильно поняла, что воспоминания Бродского – это ВЫЗОВ: «…на английском был прошлому вызов…».

«Писать о них по-русски значило бы содействовать их неволе, их уничижению…», — писал

Бродский. И он, конечно, был прав, хотя бы потому, что понимал, что напиши он по-русски – слова его не увидели бы света под русским солнцем.

… Написанное им в 1985 году эссе впервые увидело свет в России только в 1995 году…

А, кроме этого, любое издание ИЗГНАННЫХ (к которым принадлежал Бродский) за границей железного занавеса, приводило в ярость «власти предержащих». И в этом тоже усматривается его вызов.

«Полторы комнаты» — это отдельное государство, намного более справедливое и логичное,

нежели реальный советский (а сегодня – российский) мир,

государство, в котором уже не ОСЯ, а всемирно признанный Иосиф (Джозеф) Бродский

победил и время, и пространство…

Мой дорогой автор! Ты всё это поняла и эмоционально описала.

Разве можно «Полторы комнаты» «уместить» в ПРОСТРАНСТВО стихотворения?

Но ты постаралась.

… Ты же знаешь, что И. Бродский – один из моих кумиров.

И мне хочется от имени тех (немногочисленных) жителей «ИЗБЫ», которые поняли, о ком ты пишешь, и от имени тех, которые понятия не имеют о феномене Бродского (даже глядя на фотографию, не могут узнать его), поблагодарить тебя:

А вдруг и они захотят «познакомиться» с Великим Поэтом?

Спасибо, дорогая, поверь – тебе зачтётся. Нет, уже зачлось!

P.S.

28 января сего года исполнилось 17 лет со дня смерти И. Бродского.

А в полутора комнатах музей памяти И. Бродского так и не открыт…

Государству, лишившему «ОКОЛОЛИТЕРАТУРНОГО ТРУТНЯ» Пространства Полутора Комнат

не осилить Пространства (теперь уже!!!) ВЕЛИКОГО (!) РУССКОГО (!) ПОЭТА…

Вся инициатива в руках друзей и почитателей Бродского,

которые собрали ОГРОМНУЮ СУММУ ДЕНЕГ, дабы удовлетворить НЕНАСЫТНУЮ АЛЧНОСТЬ

«хороших соседей» семьи Бродского по коммунальной квартире,

в десяти (!) метрах которой обитал его талант…, пока не вырвался на просторы Вселенной…