Бродский: песни о покинутом гнезде

Бродский: песни о покинутом гнезде 1

Иосиф Бродский (1940–1996)

День памяти кого-то великого — это день и нашей памяти тоже: возможность поблагодарить ушедшего — и понять, за что именно. 28 января — день памяти , который покинул этот мир четверть века назад. Поговорим о нем и о Тарковском , о разоренных гнездах и о том, чему учит долгий опыт неприкаянности.

Бродский у каждого свой. Кому-то милее образ замкнутого человека в пальто, стоящего на берегу Финского залива, кому-то нравится университетский интеллектуал, разрешающий студентам курить прямо на занятии, а кто-то сохранил в сердце задорный облик поэта со сложенными по-кошачьи кистями рук.

Но что образ, что облик — все это — маски, персоны, служащие для удобства каталогизации известной личности в чужих головах.

Целиком феномен Иосифа Александровича Бродского зафиксирован не на сувенирных значках, а в многочисленных автопортретах — поэтических, художественных и исполненных в жанре эссе. Я же, не претендуя на мифическое «абсолютное прочтение», не утверждаю, что поняла Бродского лучше, чем он сам и его ныне живущие друзья и коллеги — моей задачей будет попробовать передать, что в его строках ранило меня достаточно глубоко, чтобы вообще садиться за этот рассказ.

«В той или иной мере всякое дитя стремится к взрослости и жаждет вырваться из дома, из своего тесного гнезда. Наружу! В настоящую жизнь! В широкий мир. К самостоятельному существованию… В чем природу не обвинишь, так это в открытии им того, что его собственные достижения, реальность его собственной выделки менее обоснованны, нежели реальность покинутого гнезда. Если некогда и существовало что-либо настоящее в его жизни, то это именно гнездо, тесное и душное, откуда ему так нестерпимо хотелось бежать».

«Полторы комнаты»

Он был киноманом, но не любил Тарковского. Однако у обоих (и Бродский, и Тарковский — задиристые модники, выросшие на хороших западных фильмах и «музыке на костях») есть нечто общее, куда более важное, чем эксцентричное поведение и любовь к : чувство покинутости и одиночества, связанное с невозможностью «смириться с разрывом уз». Тарковский воссоздает в дом своего детства — то же самое делает Бродский, заканчивая в 1985 году эссе «Полторы комнаты».

29 стр., 14124 слов

Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)

... американского тома эссе Бродский переработал свою публичную лекцию о русской прозе ХХ века ("Катастрофы в воздухе"), прочитанную в 1984 г. в рамках цикла, ... на перевод он давал, главным образом не желая обидеть друзей. Читатель увидит в содержании тома несколько раз слова ... днем и т.д., и т.д., и т.д." Специальные ежемесячные бизнес-журналы для руководителей крупных предприятий России и СНГ В ...

Бродский: песни о покинутом гнезде 2
Кадр из фильма Андрея Тарковского «Зеркало»

Трагедия блудного сына конца 70-х годов такова, что он давно уже нагулялся, не промотал, а во много раз приумножил семейное состояние и готов подарить ликующему отцу собрание своих сочинений и пару трофейных блоков «Кэмела».

Но самого дома уже нет, его снесли, подожгли, вселили туда других людей или еще как-нибудь стерли с онтологической карты всего самого нужного и любимого. И если человек скажет, что это несправедливо, ему нужны ступеньки, чтобы на них сидеть, или хотя бы перегороженная надвое комната в коммуналке, он получит ответ: все равны в нищете, гражданин. Что вы жалуетесь?

Если и существует подлинное равенство между людьми, оно состоит в этом сиротливом ощущении оторванности от всего, что составляет корень жизни и ее теплый материальный покров.

Проблема не в инфантильном желании поскорее расквитаться с густонаселенным домом и ругающимися из-за получки родителями — а в том, что туда нельзя вернуться, чтобы посмотреть на вещи по-настоящему. На расстоянии мы понимаем совершенно восхитительные истины о метафизике и любви — но роскошь прийти в конкретную точку, а не ее символическое обозначение, нам недоступна. Даже если сама квартира все еще значится в списке подлежащих коммунальному обслуживанию, это совсем не то место и время.

« Ох, гнезда, гнезда, гнезда. Стук умерших / о теплую траву, тебя здесь больше нет», «С позабытым яйцом висит гнездо над крыльцом с искаженным лицом…», «Помножив краткость бытия на гнездышки и забытье»…

В собрании стихов Бродского, составленном Сергеем Виницким, слово «гнездо» использовано 48 раз. Это всегда либо «остатки гнезда», его «разорение», либо, напротив, обещание уюта и покоя, которые, правда, вряд ли исполнятся: «гнездо, в котором ты родился и в котором умрешь». Это обещание — какая-то невероятная милость, потому что после восьмого переезда на съемную квартиру перестаешь верить, что так вообще можно.

«Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет», — надеется полузабытый ныне драматург и писатель Юрий Казаков.

«Когда новая реальность изучена, когда самостоятельность осуществлена, он внезапно выясняет, что старое гнездо исчезло, а те, кто дал ему жизнь, умерли. В тот день он ощущает себя неожиданно лишенным причины следствием. Чудовищность утраты делает оную непостижимой», — спокойно парирует Бродский.

3 стр., 1319 слов

«Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Характеристика Лаврецкого и Лизы Калитиной

... нравственную свободу. Эти идеи очень отчетливо прозвучали в роман «Дворянское гнездо». Среди «тургеневских девушек» Лиза Калитина занимает особое положение. ... Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна». «Дворянское гнездо» несет в себе явный отсвет славянофильских идей. Славянофилы считали ... кричит Лаврецкому его друг, Михалевич,— ты мог бы что-нибудь делать — и ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом ...

Сегодня — двадцать пять лет с того дня, когда сам Бродский перестал быть следствием и оказался причиной: рождения дочери, этого текста, множества филологических конференций и интереса молодых людей к и сложной речи с протяжными интонациями.

Бродский: песни о покинутом гнезде 3
Кадры из фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»

Что можно сделать в 2021 году, если прогуливаться по Васильевскому острову и заходить в американский кабинет на Литейном уже стало вашей тихой январской традицией? Вспомнить, в каких отношениях вы находитесь со своим гнездом. Был ли у вас кодовый замок на двери или проникнуть в дом мог любой желающий, а другой желающий имел право выйти в халате и тапках и шумно начать выгонять первого. Озадачиться механизмами памяти и выудить оттуда что-нибудь незначительное — не ради подражания любимому Бродским Прусту, а чтобы немного покрутить в голове и отправить на свободу, не мучая речной камешек романом из семи глав. Посмотреть фильм «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», если вы еще не. А потом пойти жить собственную жизнь с ее фотопленкой и разными объективами: это Иосиф Александрович, смею предположить, одобрил бы.

Желание горькое — впрямь!

свернуть в вологодскую область,

где ты по колхозным дворам

шатаешься с правом на обыск.

Все чаще ночами, с утра

во мгле, под звездой над дорогой.

Вокруг старики, детвора,

глядящие с русской тревогой.

За хлебом юриста — земель

за тридевять пустишься: власти

и — в общем-то — честности хмель

сильней и устойчивей страсти.

То судишь, то просто живешь,

но ордер торчит из кармана.

Ведь самый длиннейший правёж

короче любви и романа.

Из хлева в амбар, — за порог.

Все избы, как дырки пустые

под кружевом сельских дорог.

Шофер посвящен в понятые.

У замкнутой правды в плену,

не сводишь с бескрайности глаза,

лаская родную страну

покрышками нового ГАЗа.

Должно быть, при взгляде вперед,

заметно над Тверью, над Волгой:

другой вырастает народ

на службе у бедности долгой.

Скорей равнодушный к себе,

чем быстрый и ловкий в работе,

2 стр., 861 слов

Анализ эссе бродского полторы комнаты

... стал Гениальный и Великий Поэт – Иосиф Бродский, пришедший к нам из полутора комнат этого дома… Твои «Полторы комнаты» метафорически (и только метафорически!) возвращают Бродского (и нас вместе с ним) в ... русским солнцем. … Написанное им в 1985 году эссе впервые увидело свет в России только в 1995 году… А, кроме этого, любое издание ИЗГНАННЫХ (к которым принадлежал Бродский) ...

питающий в частной судьбе

безжалостность к общей свободе.

…За изгородь в поле, за дом,

за новую русскую ясность,

бредущую в поле пустом,

за долгую к ней непричастность.

Мы — памятник ей, имена

ее предыстории — значит:

за эру, в которой она

как памятник нам замаячит.

Так вот: хоть я все позабыл,

как водится: бедра и плечи,

хоть страсть (но не меньше, чем пыл)

длинней защитительной речи,

однако ж из памяти вон, —

хоть адреса здесь не поставлю,

но все же дойдет мой поклон,

куда я его ни направлю.

За русскую точность, по дну

пришедшую Леты, должно быть.

Вернее, за птицу одну,

что нынче вонзает в нас коготь.

За то что… остатки гнезда…

при всей ее ясности строгой…

горят для нее как звезда…

Да, да, как звезда над дорогой.

Предание.ру, Яндекс.Дзен