Я — сельский учитель

Конкурсное эссе победителя проекта «Сельский учитель в большой России»

Кто он, сельский учитель? Каков он? Непростой вопрос. Чтобы ответить на него, мало рассказать о себе или о своем коллективе. Надо говорить о селе и менталитете его жителей, об уникальности сельских детей. Необходимо понять, чем является село в современной России, есть ли у него перспективы, сохранилась ли хоть отчасти та рубцовская и есенинская деревня, о которой школьники заучивают стихи.

Устраиваясь на работу в сельскую школу, я не могла предположить, что именно на эти вопросы мне придется искать ответы в первую очередь, чтобы определить тот путь, по которому вместе с детьми можно будет двигаться к целям, поставленным современностью.

Думается, мои размышления о сельском учителе неминуемо подчинятся хронологическому принципу, ведь эти мысли зарождались по мере моего погружения в мир села. Поэтому мне придется вернуться в прошлое и описать некоторые факты моей жизни, которые привели меня в село.

Окончив Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина в 1998 году, отучившись в аспирантуре при ТГТУ, я защитила диссертацию по русской литературе. Работала лаборантом, затем ассистентом кафедры русской филологии. Мы обучали иностранцев на факультете довузовской подготовки. Вьетнамцы и китайцы, монголы и арабы, множество студентов африканских стран, японцы – работа с этими замечательными студентами была необыкновенно интересной, соприкосновение с чужой культурой захватывало. Но каждый год, прощаясь со своими подопечными, сдавшими экзамены по русскому языку, я испытывала чувство, похожее на досаду. Студенты разъезжались по России, возвращались в свои страны. Что оставалась мне? Чувство выполненного долга. Предвкушение новой работы, встречи с новой культуры. Но вместе с этим – какая-то пустота. У моей работы не было продолжения. Каждый год я начинала все с начала.

Поэтому, когда я случайно узнала, что в сельскую школу неподалеку от моего города требуется учитель русского языка и литературы, я немедленно отправилась туда.

То лето 2010 года помнят, наверное, все. Аномальная жара. На термометрах сорок. Горят леса. В городах нечем дышать, люди ходят в масках, многие отсиживаются в квартирах.

Машина въехала в село Дмитриевщина Рассказовского района и остановилась у школы. Выйдя, я поняла, что хочу работать здесь. Передо мной простиралась огромная клумба у здания школы. Она дышала свежестью, прохладой. Огромные деревья выстроились перед входом в школу, вокруг которой зеленел пришкольный участок. Я увидела десятки, сотни сортов растений – цветы, овощи, декоративные растения. А навстречу мне шел высокий пожилой мужчина, крепкий, улыбающийся. Он нес в руке косу, видимо, работал на участке (потом я узнала, что он проводил в школе почти все свое время).

3 стр., 1278 слов

«Сельский учитель -мое призвание» материал

... учителя - одна из самых уважаемых и почитаемых на селе, но и самая ответственная на селе. Здесь учитель у всех на виду, всю жизнь живет как на ... школе. В селе жизнь тяжела. Тем ... достойных граждан России. «…Это не ... школой начинался сосновый лес. И зимой на лыжах мы ездили по этому лесу, любовались красотой заснеженных сосен. Как на картине великого художника! А потом на уроках литературы писали сочинения ...

Это был директор Евгений Петрович Черников.

Он встретил меня не как представитель администрации – как хозяин, отвечающий за все – за каждого ученика на уроке, за каждый выращенный кустик на участке, за каждого педагога, принятого им на работу.

Вот и первая особенность сельской школы и сельского учителя – погружение в работу стопроцентное. Нельзя просто провести урок, а потом сесть на автобус и уехать домой заниматься своими делами. Если ты учитель – ты часть школы, а школа – часть села. Здесь сосредоточена вся культурная жизнь. На концерт, который школа организует к 23 февраля или 8 марта, приходит все село. Дискотеки собирают весь район. А если удастся организовать встречу с писателями или выставку средневекового костюма (что нам удалось сделать благодаря помощи тамбовских клубов, о чем речь впереди), то на них уже подтягивается и телевидение из районного центра.

Все, что происходит на уроке, становится достоянием села. Первая заповедь сельского учителя не «Семь раз отмерь, а один раз отрежь», а «Семьдесят семь раз отмерь». Каждое слово должно быть четким и каждое высказывание – однозначным, а то досужие умы тут же исказят смысл, и на общешкольном собрании родители обязательно спросят, что это вы имели в виду. Кроме шуток, сарафанное радио до сих пор в селе работает без перебоев, несмотря на частое отключение электричества.

Плюсом для организации урока в селе является малое количество учеников. У меня обычно за партами сидит 8 – 12 человек (здесь пригодился опыт, полученный при работе с иностранцами, их группы были по 5 – 6 человек).

Класс, в котором 14 учеников, считается большим, ну а в этом учебном году приняли 19 первоклассников, огромный класс! Жду их с нетерпением, еще 3 года, и они придут на мои уроки.

Меня встретили как чужака. Присматривались, привыкали. Испокон веков здесь существует противостояние между «городскими» и «деревенскими».

Какими же я увидела сельских детей? Попробую назвать их основные качества.

Трудолюбие. Специфика сельской жизни предполагает постоянный труд. Это труд на приусадебном участке, в поле, на огороде, в доме. Дети трудятся постоянно, не задумываясь над тем, сколько усилий им требуется приложить. Это необходимо, так делают их родители. Без этого здесь не выжить. Они наводят порядок в классе, пропалывают клумбы, дергают морковку на пришкольном участке с удовольствием. При этом они часто устраивают что-то вроде соревнований – кто больше вскопает, кто лучше польет. Они гордятся тем, что могут сделать. Редко можно встретить тех, кто

отлынивает от работы, это считается стыдным, и другие дети будут высмеивать лодыря.

Любознательность. В селе немного новостей, поэтому все, что происходит, вызывает живейший интерес у сельчан, особенно самых юных. На уроках дети могут задать любой вопрос, часто не по теме, их интересует все – от политики до цен на городском рынке, от подробностей биографии Гоголя до подробностей моей семейной жизни. При этом дети не страдают от ложной скромности и могут озвучить любую проблему. От учителя ждут разъяснений. Как нигде, чувствую себя среди них источником знаний, причем знаний востребованных.

3 стр., 1238 слов

Творческое для конкурса, пороводимого Российским Союзом Сельской ...

... любимых деток отправить на каникулы и на выходные к бабушкам в деревню?! Я не считаю, что я или мой ребенок ущемлены в посещении развлекательных мероприятий. Есть музыкальная школа и разнообразные творческие ... чтобы на беды сельских глубинок обратило внимание наше руководство и начали возрождать село, без громких слов, а настоящими делами и поступками. Верю, что село возродится! Я верующий человек и ...

Честность. В селе не любят лжи. Конечно, в любом нормальном обществе ложь считается пороком. Но, к несчастью, иногда с ней мирятся, даже рассуждают о «лжи во спасение», «умолчании». Эти спекуляции для сельских детей неприемлемы. Они докапываются до правды со старанием профессиональных археологов. Надо говорить им правду – или уходить.

И еще одна важная особенность сельской жизни: здесь все очень любят детей. Никакой взрослый не пройдет мимо ребенка, играющего на улице. Поздоровается, перекинется парой фраз, спросит про родителей, погладит по голове. В селе Дмитриевщина, где я работаю, меньше 1000 человек, почти все знают друг друга.

В школе старшие дети с удовольствием играют с малышами. Самый отъявленный хулиган на переменах мирно катает на себе первоклашек или играет с ними в футбол. Обижать младшего нельзя, это табу, которое все соблюдают. Инциденты случаются между ровесниками, но обидеть маленького – позор.

Каким же должен быть учитель, работающий с такими детьми – трудолюбивыми, любознательными, честными, воспитанными в любви?

Необходимо проявлять те же качества в десятикратном размере! Именно поэтому мы вместе со своими учениками убираем парк и копаем грядки, сидим в интернете допоздна, соревнуясь, кто найдет больше информации к завтрашнему уроку, откровенно рассказываем обо всем, что знаем, делимся самым важным, иногда даже тем, что происходит в семье (они поймут, потому что любят)…

И любим их. Наверное, не только сельский ребенок может подойти к учителю прямо посреди урока и обнять его. Или рассказать о своей несчастной любви. Или пожаловаться на обиду. Во всех детях есть неисчерпаемый источник любви, которой они хотят поделиться и получить в ответ такую же любовь. Но сельский ребенок делает это чаще, искреннее и без сомнения. Если учителя приняли, он становится близким человеком. Удивительное наблюдение: в сельской школе учителям не дают прозвища. Никогда.

Почему я беру на себя смелость сравнивать городских и сельских детей? Во-первых, я училась в городской школе, и хорошо знаю, что считалось «круто» хамить, отлынивать от работы и придумывать клички учителям. Правда, это было в начале 90-х, когда в общественной морали произошли значительные сдвиги не в лучшую сторону. Но есть и более современные примеры. У меня трое детей, и две старшие дочери учатся в городской школе, а младшая ходит в детский сад. В роли родителя я каждый день изучаю особенности городской школы. Нет, она работает как положено, дети получают знания, организуют поездки и концерты. Но… Нет той душевности, близости, которая сохранилась в сельской школе. Дети настороженно следят за учителем. Ему доверяют до определенной степени, но он – из другого мира. Главная заповедь горожанина: «Будь осторожен». Дети это понимают. И даже в небольшом городке Рассказово, где живет 43 000 человек, они это понимают. Это не село, где каждый третий – родственник, пусть и дальний.

2 стр., 929 слов

Голос Ребенка 2018г «Совет государственному человеку»

... тринадцать с синим поясом, делает шаг вперед и кричит детям «Сенсей-ни-рэй!», дети синхронно поворачиваются к учителю и как один кричат «Осс!!!». Я как завороженная наблюдала ... Ноябрь 2017 год, мы едем в г. Арзамас на Первенство и Чемпионат SKIF. Огромный зал, несколько сотен человек. Моя категория 6-7 лет. Мама с папой ...

И в такой камерной обстановке требуется от сельского учителя тесная связь с учеником, готовность к ней. Не каждый способен раскрыться. В педагогическом институте готовят к проведению уроков, дают методику, дают факты, а здесь приходишь в школу – и весь на виду. Попробуйте провести урок, зная, что за вами наблюдает 1000 человек. Надо иметь определенную силу духа, чтобы выйти к доске, несмотря ни на что.

Сила духа. В чем она выражается? Может быть, в дисциплине? Конечно, необходима внутренняя дисциплина, необходимы границы урока, четкая цель, видение результата. Но это ли главное?

Может быть, сила духа в способности быть лидером, в харизме? Вести за собой детей, направлять, строить. Но ведь учитель – не генерал, а дети – не солдаты…

Может, сила духа в отсутствии сомнений? «Учитель всегда прав!» — кто не слышал эту фразу?.. Но разве может человек быть всегда во всем прав?

Нет. В поисках ответа, какой мне нужно стать, чтобы быть хорошим учителем для моих учеников, я поняла, что главное – не дисциплина, не харизма, не правота. Просто человечность.

Можно отвлечься от темы урока и ответить на вопрос, не предусмотренный планом урока. Не направлять – а идти за ними, подстраиваясь под их потребности, помогать – или попросить о помощи. Они могут и хотят помогать. Можно поделиться сомнениями, не утверждать, а предполагать, искать ответы вместе. Не бояться быть слабой. Сочинять, придумывать, соревноваться – только по-настоящему, не играть в поддавки. Быть искренней. Если обидели – обижаться, просят прощения – прощать. Не капризничать, не кричать – а иногда и покапризничать и покричать, а потом посмеяться над собой. Это так трудно – не искать, какую маску на себя натянуть, чтобы играть роль учителя, а просто быть собой.

Эти правила родились не сразу. Были ошибки и разочарования, и бессонные ночи, и много напрасно потраченных усилий. Но когда дети наконец смогли объяснить мне, чего они хотят от учителя – вернее, когда я стала способна слышать их – все оказалось очень просто.

Одна девочка, Алена Матвеева, тогда еще восьмиклассница, сказала мне: «Я прихожу на ваши уроки отдыхать». «Как, — удивилась я, — бездельничаешь, что ли?». – «Нет. Просто отдыхаю. Мне тут так спокойно, хорошо, я перестаю волноваться». Эта девочка в 9 классе показала лучшие результаты на экзамене по литературе. Спокойно, без напряжения получила «5». Вот к чему надо стремиться, подумала я тогда. Чтобы дети были на уроках спокойны, приходили ко мне отдыхать. В спокойной обстановке, комфортно, открывались для знания. Не случайно же слово «школа» переводится с греческого как «досуг», «отдых»!

Сельские учителя, которые проработали 20 – 30 лет, вызывают у меня не просто уважение – восхищение. И не только потому, что каждый день два раза проходили пешком по 5 – 6 километров, когда автобус еще не ходил до школы. И не только потому, что выучили несколько поколений, и выпускники приводят к ним своих деток. Не только потому, что совмещают труд учителя с ведением домашнего хозяйства, доят коров, ухаживают за птицей и работают на огородах.

Все мои коллеги – не случайные люди в школе. Они работают по призванию и с полной самоотдачей. Они проводят открытые уроки, учатся на курсах, по ночам шьют костюмы для школьных праздников, копают грядки на пришкольном участке, возят детей на экскурсии – и бесконечно любят своих воспитанников. Разнимают драчунов, собирают помощь для тяжело больных родителей, занимаются с отстающими – и продолжают их любить. О своей работе говорят с энтузиазмом. Всегда готовы помогать. Не так-то просто было переключиться с иностранцев на наших деток, и что я делала бы, если бы меня не принял и не поддержал коллектив! Эта сплоченность – тоже черта сельской школы. Поодиночке не выживешь, надо объединяться.

4 стр., 1881 слов

Образ учителя в классической и современной литературе

... в русской литературе») указывает на национальное своеобразие русской литературы, неразрывную связь литературы с проблематикой учительства. Цель реферата - рассмотреть образ учителя в классической и современной литературе. 1. Образ учителя в ... Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей - сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаё ...

Информационные технологии вроде бы должны были стереть последнюю грань между городом и деревней. На уроках я прошу детей не отключать мобильные телефоны. Мы выходим в сеть и ищем факты о писателях и поэтах. Соревнуемся, кто быстрее найдет значение непонятного слова – Артем в сетевом словаре или Маша в бумажном. Выкладываем в соцсети свои фотографии с фестивалей и конференций. Мы смотрим фильмы по произведениям классиков и слушаем музыку на стихи русских поэтов.

Но, как ни удивительно, в то время, как психологи пишут массу рекомендаций по спасению школьников из виртуального мира, мои ученики предпочитают реальную жизнь. Они играют в лапту и казаки-разбойники – об этих играх в городе начали забывать. Закапывают клады, ищут клады, с удовольствием возятся с животными. У каждого есть питомец – птица, кролик, а о кошках и собаках можно и не говорить. Самые восторженные сочинения – не о Пушкине, а о Шарике, которого выкормил и дрессирует сам.

Сам, сама! Не просто увидеть – а сделать так же, не услышать – а попробовать также, надо ко всему прикоснуться, везде пролезть, все примерить! Это стало девизом моих учеников.

Наверное, поэтому такой успех имела интерактивная выставка, которую мы организовали совместно с тамбовским военно-историческим клубом «Средневековье», в котором я состою уже много лет. Мы привезли реконструкцию оружия и одежды, и все это можно было померить и подержать в руках. Бусы, венчики, костюмы жителей Тамбовщины 9 – 11 веков. Мечи! Копья! Все было изучено детьми досконально. История и древнерусская литература заняли их умы надолго, ведь это была живая история. Жизнь во всех ее проявлениях, кипение жизни – вот что их привлекает.

Встреча с местными писателями? Да! С рассказовским литературным клубом? Да! А давайте устроим День поэзии? 21 марта – Всемирный день поэзии, празднует вся планета, как же без нас, дмитриевщинских школьников? В течение месяца они учили стихи ходили на репетиции аккуратнее, чем на уроки. Зато как мы встретили гостей! А кто порадовал больше всех? Не отличники, не наши начинающие поэты (хотя и они тоже).

Данила Заливин, троечник, никогда ни одного стихотворения по литературе до конца не выучил, а тут со сцены прочитал Тютчева!

На все мои предложения они отвечают «да!» Хотите поехать на конференцию? Провести социологическое исследование? Стать журналистами – по-настоящему, писать статьи на Информационный портал ТВОЛК http://tvolk.ru? Да, да, да!

И вот мы выступаем на конференции школьников в ТГУ им. Г.Р.Державина, побеждаем в областных и всероссийских конкурсах, освещаем жизнь школы, села и всего района в интернет-СМИ. Учась в 8 и 9 классах, две девочки (Алена Матвеева и Аня Кобзева) становятся внештатными сотрудниками интернет-портала, публикуют более 20 статей. У нас получается! Разве это не счастье?

2 стр., 895 слов

«История российского кино в моей жизни» — Сайт-портфолио ...

... смотрю фильмы, и какую роль они играют в моей жизни? Ответ на такой вопрос нельзя дать однозначный. Одно бесспорно: хорошее кино дает возможность ощутить положительные эмоции, помогает многое ... сказок я пересмотрела в детстве: и о Чуде-Юде-поганом, и о царевиче добром, и о Водохлебе-13, сколько разных приключений я с удовольствием переживала с ...

Да, родители их работают в городе, да, многие из них тоже мечтают жить в городе, да, они проводят праздники в областном центре и с удовольствием посещают Москву и Санкт-Петербург. Но они – сельские. Они ощущают себя носителями народных традиций. Они ощущают ответственность за жизнь, которую им предстоит построить.

Да, я живу в городе, там учатся мои собственные дети. Да, я дитя XXI века – провожу немало времени в сети, делаю перепосты и лайкаю фото, я отвечаю на вопросы учеников в личке, потому что после уроков мало времени на разговоры. Но я – сельский учитель. И я тоже чувствую ответственность за сохранение уникальной ментальности села, за то, чтобы на образ мышления этих детей не повлияли все негативные новомодные тенденции – крайняя индивидуализация, эгоизм, разобщенность.

Село живо. Жива земля. И рожь колосится, и стада пасутся на лугах, и подрастает на полях наша знаменитая тамбовская картошка.

Дети – будущие хозяева этой земли. А я, учитель, — их помощник в освоении этого мира, сложного, противоречивого, но прекрасного.