Конкурсное эссе победителя проекта «Сельский учитель в большой России»
Кто он, сельский учитель? Каков он? Непростой вопрос. Чтобы ответить на него, мало рассказать о себе или о своем коллективе. Надо говорить о селе и менталитете его жителей, об уникальности сельских детей. Необходимо понять, чем является село в современной России, есть ли у него перспективы, сохранилась ли хоть отчасти та рубцовская и есенинская деревня, о которой школьники заучивают стихи.
Устраиваясь на работу в сельскую школу, я не могла предположить, что именно на эти вопросы мне придется искать ответы в первую очередь, чтобы определить тот путь, по которому вместе с детьми можно будет двигаться к целям, поставленным современностью.
Думается, мои размышления о сельском учителе неминуемо подчинятся хронологическому принципу, ведь эти мысли зарождались по мере моего погружения в мир села. Поэтому мне придется вернуться в прошлое и описать некоторые факты моей жизни, которые привели меня в село.
Окончив Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина в 1998 году, отучившись в аспирантуре при ТГТУ, я защитила диссертацию по русской литературе. Работала лаборантом, затем ассистентом кафедры русской филологии. Мы обучали иностранцев на факультете довузовской подготовки. Вьетнамцы и китайцы, монголы и арабы, множество студентов африканских стран, японцы – работа с этими замечательными студентами была необыкновенно интересной, соприкосновение с чужой культурой захватывало. Но каждый год, прощаясь со своими подопечными, сдавшими экзамены по русскому языку, я испытывала чувство, похожее на досаду. Студенты разъезжались по России, возвращались в свои страны. Что оставалась мне? Чувство выполненного долга. Предвкушение новой работы, встречи с новой культуры. Но вместе с этим – какая-то пустота. У моей работы не было продолжения. Каждый год я начинала все с начала.
Поэтому, когда я случайно узнала, что в сельскую школу неподалеку от моего города требуется учитель русского языка и литературы, я немедленно отправилась туда.
То лето 2010 года помнят, наверное, все. Аномальная жара. На термометрах сорок. Горят леса. В городах нечем дышать, люди ходят в масках, многие отсиживаются в квартирах.
Машина въехала в село Дмитриевщина Рассказовского района и остановилась у школы. Выйдя, я поняла, что хочу работать здесь. Передо мной простиралась огромная клумба у здания школы. Она дышала свежестью, прохладой. Огромные деревья выстроились перед входом в школу, вокруг которой зеленел пришкольный участок. Я увидела десятки, сотни сортов растений – цветы, овощи, декоративные растения. А навстречу мне шел высокий пожилой мужчина, крепкий, улыбающийся. Он нес в руке косу, видимо, работал на участке (потом я узнала, что он проводил в школе почти все свое время).
«Сельский учитель -мое призвание» материал
... учителя - одна из самых уважаемых и почитаемых на селе, но и самая ответственная на селе. Здесь учитель у всех на виду, всю жизнь живет как на ... школе. В селе жизнь тяжела. Тем ... достойных граждан России. «…Это не ... школой начинался сосновый лес. И зимой на лыжах мы ездили по этому лесу, любовались красотой заснеженных сосен. Как на картине великого художника! А потом на уроках литературы писали сочинения ...
Это был директор Евгений Петрович Черников.
Он встретил меня не как представитель администрации – как хозяин, отвечающий за все – за каждого ученика на уроке, за каждый выращенный кустик на участке, за каждого педагога, принятого им на работу.
Вот и первая особенность сельской школы и сельского учителя – погружение в работу стопроцентное. Нельзя просто провести урок, а потом сесть на автобус и уехать домой заниматься своими делами. Если ты учитель – ты часть школы, а школа – часть села. Здесь сосредоточена вся культурная жизнь. На концерт, который школа организует к 23 февраля или 8 марта, приходит все село. Дискотеки собирают весь район. А если удастся организовать встречу с писателями или выставку средневекового костюма (что нам удалось сделать благодаря помощи тамбовских клубов, о чем речь впереди), то на них уже подтягивается и телевидение из районного центра.
Все, что происходит на уроке, становится достоянием села. Первая заповедь сельского учителя не «Семь раз отмерь, а один раз отрежь», а «Семьдесят семь раз отмерь». Каждое слово должно быть четким и каждое высказывание – однозначным, а то досужие умы тут же исказят смысл, и на общешкольном собрании родители обязательно спросят, что это вы имели в виду. Кроме шуток, сарафанное радио до сих пор в селе работает без перебоев, несмотря на частое отключение электричества.
Плюсом для организации урока в селе является малое количество учеников. У меня обычно за партами сидит 8 – 12 человек (здесь пригодился опыт, полученный при работе с иностранцами, их группы были по 5 – 6 человек).
Класс, в котором 14 учеников, считается большим, ну а в этом учебном году приняли 19 первоклассников, огромный класс! Жду их с нетерпением, еще 3 года, и они придут на мои уроки.
Меня встретили как чужака. Присматривались, привыкали. Испокон веков здесь существует противостояние между «городскими» и «деревенскими».
Какими же я увидела сельских детей? Попробую назвать их основные качества.
Трудолюбие. Специфика сельской жизни предполагает постоянный труд. Это труд на приусадебном участке, в поле, на огороде, в доме. Дети трудятся постоянно, не задумываясь над тем, сколько усилий им требуется приложить. Это необходимо, так делают их родители. Без этого здесь не выжить. Они наводят порядок в классе, пропалывают клумбы, дергают морковку на пришкольном участке с удовольствием. При этом они часто устраивают что-то вроде соревнований – кто больше вскопает, кто лучше польет. Они гордятся тем, что могут сделать. Редко можно встретить тех, кто
отлынивает от работы, это считается стыдным, и другие дети будут высмеивать лодыря.
Любознательность. В селе немного новостей, поэтому все, что происходит, вызывает живейший интерес у сельчан, особенно самых юных. На уроках дети могут задать любой вопрос, часто не по теме, их интересует все – от политики до цен на городском рынке, от подробностей биографии Гоголя до подробностей моей семейной жизни. При этом дети не страдают от ложной скромности и могут озвучить любую проблему. От учителя ждут разъяснений. Как нигде, чувствую себя среди них источником знаний, причем знаний востребованных.
Творческое для конкурса, пороводимого Российским Союзом Сельской ...
... любимых деток отправить на каникулы и на выходные к бабушкам в деревню?! Я не считаю, что я или мой ребенок ущемлены в посещении развлекательных мероприятий. Есть музыкальная школа и разнообразные творческие ... чтобы на беды сельских глубинок обратило внимание наше руководство и начали возрождать село, без громких слов, а настоящими делами и поступками. Верю, что село возродится! Я верующий человек и ...
Честность. В селе не любят лжи. Конечно, в любом нормальном обществе ложь считается пороком. Но, к несчастью, иногда с ней мирятся, даже рассуждают о «лжи во спасение», «умолчании». Эти спекуляции для сельских детей неприемлемы. Они докапываются до правды со старанием профессиональных археологов. Надо говорить им правду – или уходить.
И еще одна важная особенность сельской жизни: здесь все очень любят детей. Никакой взрослый не пройдет мимо ребенка, играющего на улице. Поздоровается, перекинется парой фраз, спросит про родителей, погладит по голове. В селе Дмитриевщина, где я работаю, меньше 1000 человек, почти все знают друг друга.
В школе старшие дети с удовольствием играют с малышами. Самый отъявленный хулиган на переменах мирно катает на себе первоклашек или играет с ними в футбол. Обижать младшего нельзя, это табу, которое все соблюдают. Инциденты случаются между ровесниками, но обидеть маленького – позор.
Каким же должен быть учитель, работающий с такими детьми – трудолюбивыми, любознательными, честными, воспитанными в любви?
Необходимо проявлять те же качества в десятикратном размере! Именно поэтому мы вместе со своими учениками убираем парк и копаем грядки, сидим в интернете допоздна, соревнуясь, кто найдет больше информации к завтрашнему уроку, откровенно рассказываем обо всем, что знаем, делимся самым важным, иногда даже тем, что происходит в семье (они поймут, потому что любят)…
И любим их. Наверное, не только сельский ребенок может подойти к учителю прямо посреди урока и обнять его. Или рассказать о своей несчастной любви. Или пожаловаться на обиду. Во всех детях есть неисчерпаемый источник любви, которой они хотят поделиться и получить в ответ такую же любовь. Но сельский ребенок делает это чаще, искреннее и без сомнения. Если учителя приняли, он становится близким человеком. Удивительное наблюдение: в сельской школе учителям не дают прозвища. Никогда.
Почему я беру на себя смелость сравнивать городских и сельских детей? Во-первых, я училась в городской школе, и хорошо знаю, что считалось «круто» хамить, отлынивать от работы и придумывать клички учителям. Правда, это было в начале 90-х, когда в общественной морали произошли значительные сдвиги не в лучшую сторону. Но есть и более современные примеры. У меня трое детей, и две старшие дочери учатся в городской школе, а младшая ходит в детский сад. В роли родителя я каждый день изучаю особенности городской школы. Нет, она работает как положено, дети получают знания, организуют поездки и концерты. Но… Нет той душевности, близости, которая сохранилась в сельской школе. Дети настороженно следят за учителем. Ему доверяют до определенной степени, но он – из другого мира. Главная заповедь горожанина: «Будь осторожен». Дети это понимают. И даже в небольшом городке Рассказово, где живет 43 000 человек, они это понимают. Это не село, где каждый третий – родственник, пусть и дальний.
Голос Ребенка 2018г «Совет государственному человеку»
... тринадцать с синим поясом, делает шаг вперед и кричит детям «Сенсей-ни-рэй!», дети синхронно поворачиваются к учителю и как один кричат «Осс!!!». Я как завороженная наблюдала ... Ноябрь 2017 год, мы едем в г. Арзамас на Первенство и Чемпионат SKIF. Огромный зал, несколько сотен человек. Моя категория 6-7 лет. Мама с папой ...
И в такой камерной обстановке требуется от сельского учителя тесная связь с учеником, готовность к ней. Не каждый способен раскрыться. В педагогическом институте готовят к проведению уроков, дают методику, дают факты, а здесь приходишь в школу – и весь на виду. Попробуйте провести урок, зная, что за вами наблюдает 1000 человек. Надо иметь определенную силу духа, чтобы выйти к доске, несмотря ни на что.
Сила духа. В чем она выражается? Может быть, в дисциплине? Конечно, необходима внутренняя дисциплина, необходимы границы урока, четкая цель, видение результата. Но это ли главное?
Может быть, сила духа в способности быть лидером, в харизме? Вести за собой детей, направлять, строить. Но ведь учитель – не генерал, а дети – не солдаты…
Может, сила духа в отсутствии сомнений? «Учитель всегда прав!» — кто не слышал эту фразу?.. Но разве может человек быть всегда во всем прав?
Нет. В поисках ответа, какой мне нужно стать, чтобы быть хорошим учителем для моих учеников, я поняла, что главное – не дисциплина, не харизма, не правота. Просто человечность.
Можно отвлечься от темы урока и ответить на вопрос, не предусмотренный планом урока. Не направлять – а идти за ними, подстраиваясь под их потребности, помогать – или попросить о помощи. Они могут и хотят помогать. Можно поделиться сомнениями, не утверждать, а предполагать, искать ответы вместе. Не бояться быть слабой. Сочинять, придумывать, соревноваться – только по-настоящему, не играть в поддавки. Быть искренней. Если обидели – обижаться, просят прощения – прощать. Не капризничать, не кричать – а иногда и покапризничать и покричать, а потом посмеяться над собой. Это так трудно – не искать, какую маску на себя натянуть, чтобы играть роль учителя, а просто быть собой.
Эти правила родились не сразу. Были ошибки и разочарования, и бессонные ночи, и много напрасно потраченных усилий. Но когда дети наконец смогли объяснить мне, чего они хотят от учителя – вернее, когда я стала способна слышать их – все оказалось очень просто.
Одна девочка, Алена Матвеева, тогда еще восьмиклассница, сказала мне: «Я прихожу на ваши уроки отдыхать». «Как, — удивилась я, — бездельничаешь, что ли?». – «Нет. Просто отдыхаю. Мне тут так спокойно, хорошо, я перестаю волноваться». Эта девочка в 9 классе показала лучшие результаты на экзамене по литературе. Спокойно, без напряжения получила «5». Вот к чему надо стремиться, подумала я тогда. Чтобы дети были на уроках спокойны, приходили ко мне отдыхать. В спокойной обстановке, комфортно, открывались для знания. Не случайно же слово «школа» переводится с греческого как «досуг», «отдых»!
Сельские учителя, которые проработали 20 – 30 лет, вызывают у меня не просто уважение – восхищение. И не только потому, что каждый день два раза проходили пешком по 5 – 6 километров, когда автобус еще не ходил до школы. И не только потому, что выучили несколько поколений, и выпускники приводят к ним своих деток. Не только потому, что совмещают труд учителя с ведением домашнего хозяйства, доят коров, ухаживают за птицей и работают на огородах.
Все мои коллеги – не случайные люди в школе. Они работают по призванию и с полной самоотдачей. Они проводят открытые уроки, учатся на курсах, по ночам шьют костюмы для школьных праздников, копают грядки на пришкольном участке, возят детей на экскурсии – и бесконечно любят своих воспитанников. Разнимают драчунов, собирают помощь для тяжело больных родителей, занимаются с отстающими – и продолжают их любить. О своей работе говорят с энтузиазмом. Всегда готовы помогать. Не так-то просто было переключиться с иностранцев на наших деток, и что я делала бы, если бы меня не принял и не поддержал коллектив! Эта сплоченность – тоже черта сельской школы. Поодиночке не выживешь, надо объединяться.
Образ учителя в классической и современной литературе
... в русской литературе») указывает на национальное своеобразие русской литературы, неразрывную связь литературы с проблематикой учительства. Цель реферата - рассмотреть образ учителя в классической и современной литературе. 1. Образ учителя в ... Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей - сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаё ...
Информационные технологии вроде бы должны были стереть последнюю грань между городом и деревней. На уроках я прошу детей не отключать мобильные телефоны. Мы выходим в сеть и ищем факты о писателях и поэтах. Соревнуемся, кто быстрее найдет значение непонятного слова – Артем в сетевом словаре или Маша в бумажном. Выкладываем в соцсети свои фотографии с фестивалей и конференций. Мы смотрим фильмы по произведениям классиков и слушаем музыку на стихи русских поэтов.
Но, как ни удивительно, в то время, как психологи пишут массу рекомендаций по спасению школьников из виртуального мира, мои ученики предпочитают реальную жизнь. Они играют в лапту и казаки-разбойники – об этих играх в городе начали забывать. Закапывают клады, ищут клады, с удовольствием возятся с животными. У каждого есть питомец – птица, кролик, а о кошках и собаках можно и не говорить. Самые восторженные сочинения – не о Пушкине, а о Шарике, которого выкормил и дрессирует сам.
Сам, сама! Не просто увидеть – а сделать так же, не услышать – а попробовать также, надо ко всему прикоснуться, везде пролезть, все примерить! Это стало девизом моих учеников.
Наверное, поэтому такой успех имела интерактивная выставка, которую мы организовали совместно с тамбовским военно-историческим клубом «Средневековье», в котором я состою уже много лет. Мы привезли реконструкцию оружия и одежды, и все это можно было померить и подержать в руках. Бусы, венчики, костюмы жителей Тамбовщины 9 – 11 веков. Мечи! Копья! Все было изучено детьми досконально. История и древнерусская литература заняли их умы надолго, ведь это была живая история. Жизнь во всех ее проявлениях, кипение жизни – вот что их привлекает.
Встреча с местными писателями? Да! С рассказовским литературным клубом? Да! А давайте устроим День поэзии? 21 марта – Всемирный день поэзии, празднует вся планета, как же без нас, дмитриевщинских школьников? В течение месяца они учили стихи ходили на репетиции аккуратнее, чем на уроки. Зато как мы встретили гостей! А кто порадовал больше всех? Не отличники, не наши начинающие поэты (хотя и они тоже).
Данила Заливин, троечник, никогда ни одного стихотворения по литературе до конца не выучил, а тут со сцены прочитал Тютчева!
На все мои предложения они отвечают «да!» Хотите поехать на конференцию? Провести социологическое исследование? Стать журналистами – по-настоящему, писать статьи на Информационный портал ТВОЛК http://tvolk.ru? Да, да, да!
И вот мы выступаем на конференции школьников в ТГУ им. Г.Р.Державина, побеждаем в областных и всероссийских конкурсах, освещаем жизнь школы, села и всего района в интернет-СМИ. Учась в 8 и 9 классах, две девочки (Алена Матвеева и Аня Кобзева) становятся внештатными сотрудниками интернет-портала, публикуют более 20 статей. У нас получается! Разве это не счастье?
«История российского кино в моей жизни» — Сайт-портфолио ...
... смотрю фильмы, и какую роль они играют в моей жизни? Ответ на такой вопрос нельзя дать однозначный. Одно бесспорно: хорошее кино дает возможность ощутить положительные эмоции, помогает многое ... сказок я пересмотрела в детстве: и о Чуде-Юде-поганом, и о царевиче добром, и о Водохлебе-13, сколько разных приключений я с удовольствием переживала с ...
Да, родители их работают в городе, да, многие из них тоже мечтают жить в городе, да, они проводят праздники в областном центре и с удовольствием посещают Москву и Санкт-Петербург. Но они – сельские. Они ощущают себя носителями народных традиций. Они ощущают ответственность за жизнь, которую им предстоит построить.
Да, я живу в городе, там учатся мои собственные дети. Да, я дитя XXI века – провожу немало времени в сети, делаю перепосты и лайкаю фото, я отвечаю на вопросы учеников в личке, потому что после уроков мало времени на разговоры. Но я – сельский учитель. И я тоже чувствую ответственность за сохранение уникальной ментальности села, за то, чтобы на образ мышления этих детей не повлияли все негативные новомодные тенденции – крайняя индивидуализация, эгоизм, разобщенность.
Село живо. Жива земля. И рожь колосится, и стада пасутся на лугах, и подрастает на полях наша знаменитая тамбовская картошка.
Дети – будущие хозяева этой земли. А я, учитель, — их помощник в освоении этого мира, сложного, противоречивого, но прекрасного.