Анализ рынка спортивных новостных сайтов России студента V курса международного отделения О.О

Спорт издревле был надежным спутником человечества с древнейших времен. Хрестоматийный пример Олимпийских игр, зародившихся еще до нашей эры, и на время которых кровопролитные войны брали паузу, является неоспоримым свидетельством того, что почти всю осознанную историю человечества спорт занимал далеко не последнее место среди способов времяпрепровождения людей. Рыцарские турниры, соревнования по стрельбе или скачкам представляли собой увлекательную и полезную тренировку для воинов многие века. Однако рождение спорта как самостоятельной человеческой деятельности можно отнести лишь к началу XIX века, когда Промышленная революция охватила почти весь Европейский континент и Северную Америку. Именно тогда промышленный прогресс позволил людям больше времени отводить спорту как приятному времяпрепровождению, а постоянно растущие возможности перемещения людей по странам и даже континентам естественным образом расширяли географию спорта. Именно в XIX веке были разработаны первые правила футбола1, на которых основывается эта игра и в современном варианте, а Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертеном и стали проводиться на регулярной основе каждое четырехлетие, начиная с 1896 года. Разумеется, формирование правил видов спорта, учреждение первых официальных организаций, проведение первых серьезных спортивных соревнований привели к росту интереса публики к спорту, что сказалось на развитии Хант Крис Энциклопедия футбола. – М.: АСТ, 2008. — С. 10.

спортивной прессы. Однако бурное развитие различных видов спорта, последовавшее в следующие годы вплоть до наших дней, не привело к столь же бурному развитию спортивной журналистики. Так или иначе, и отечественная, и зарубежная спортивная журналистика прошли тернистый путь к сегодняшнему дню, но теперь, с интенсивным прогрессом онлайнСМИ, имеют все возможности для того, чтобы стать полностью самостоятельным и уважаемым жанром журналистики.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблематики развития отечественных спортивных СМИ до наших дней, недостаточно пристальным вниманием к спортивным СМИ и не совсем справедливым отношением к ним в течение длительного периода времени, вплоть до самостоятельного развития таких СМИ на интернет-платформе.

Вместе с тем, следует отметить, что спорт, и в качестве физической культуры страны, и в качестве профессиональном (так называемый “спорт высших достижений”) является одной из основополагающих составляющих жизни развитого государства. Так, еще в 2010 году на тот момент премьер-министр России Владимир Путин в ходе своей традиционной “горячей линии” отмечал, что количество занимающихся спортом россиян неукоснительно росло: “ Количество занимающихся спортом постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 21—23 миллиона человек. Однако этого недостаточно ”2. Стоит отметить, что в настоящее время возможности, которые предоставляет интернет для СМИ сложно переоценить, именно поэтому анализ рынка спортивных новостных сайтов России поможет оценить положение дел в современной отечественной спортивной журналистике, а также предугадать возможные перспективы развития.

11 стр., 5022 слов

История происхождения и тенденции развития спортивного бального ...

... цель курсовой работы, в которой я исследую актуальную тему истории спортивного бального танца и ее развития в современном мире. Цель: исследование истоков происхождения спортивной бальной хореографии, разновидностей спортивного бального танца и его развития на современном ...

Интервью Владимира Путина, Gazeta.ru URL:http://www.gazeta.ru/sport/2010/12/a_3468509.shtml (дата обращения: 15.05.2013).

Историография научных источников по спортивной журналистике не может похвастать изобилием. Безусловно, к сегодняшнему дню на эту тему написано немало книг, монографий и статей, но большинство из них носит явный публицистический характер, а не научный. Во многом такое положение вещей связано с тем, что спортивная журналистика долгое время не рассматривалась с научной точки зрения. Яркий пример тому – лишь недавнее создание специализации “Спортивная журналистика” в главной кузнице журналистов нашей страны, на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Таким образом, долгое время книги о спортивной журналистике писали сами действующие спортивные журналисты, предпочитавшие публицистический стиль научному. Действительно, нельзя сказать, что библиография спортивной журналистики России на данный момент бедна, но во многих случаях она представляет собой скорее прикладные пособия о том, как добиться того или иного уровня мастерства в данной области, исторические исследования тех или иных спортивных турниров и спорта вообще, биографии великих спортсменов и тому подобное. Книг, специализирующихся на теории и истории спортивной журналистики, чрезвычайно мало. Однако это вовсе не означает, что их нет.

Довольно известным является учебное пособие С.А. Михайлова и Г.А.

Мостова “Спортивная журналистика”, вышедшее в свет в 2005 году. Помимо этого спортивной журналистике посвящен ряд монографий, в том числе зарубежных, широкий пласт научных статей и материалов конференций.

Однако стоит отметить, что научных изданий, посвященных исключительно спортивной журналистике в интернете практически нет. И данная проблема обусловлена не столько определенными пробелами в научном корпусе спортивной журналистики, сколько стремительным развитием онлайн-СМИ.

В наше время интернет, а вместе с ним и онлайн-СМИ, развиваются с запредельной динамичностью, что затрудняет написание актуальной крупной научной работы о таком специфическом жанре как спортивная журналистика.

Новизна исследования обусловлена недостаточной изученностью рынка спортивных онлайн-СМИ России в сопряжении с историческим контекстом отечественной спортивной журналистики, а также динамично меняющихся трендов и тенденций современной спортивной журналистики в интернете.

Объектом исследования является современный рынок спортивной онлайнжурналистики, его развитие в сопоставлении с историей развития спортивной журналистики. Предметом исследования является непосредственно современный этап развития спортивных онлайн-СМИ, среднестатистический портрет таких СМИ, их особенности и акценты, продиктованные спортивной журналистикой как жанром, а также возможные перспективы развития спортивной журналистики в дальнейшем.

4 стр., 1546 слов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОНЛАЙН

... О.А., Ребязина В.А., Ветрова Т.В. Современные маркетинговые практики в России: результаты эмпирического исследования // Российский журнал менеджмента. - 2015. - № 1. - С. 3 - 26. Список литературы по маркетингу онлайн ... 2014. 272 с. 46. Чеглов, В.П. Институциональные формы и способы формирования и развития современного ритейла в России / В.П. Чеглов // Менеджмент в России и за рубежом. ...

Хронология исследования, в основном, распространяется на современное положение вещей в отечественной спортивной журналистике в интернете, то есть затрагивает последнее пятилетие вплоть до сегодняшнего дня. Но, вместе с тем, анализ проблематики современных спортивных онлайн-СМИ невозможен без экскурса в историю развития спортивной журналистики.

Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что на протяжении истории своего развития отечественная спортивная журналистика не являлась передовым, уважаемым и самостоятельным жанром журналистики, а служила в качестве развлекательно-увеселительного жанра или идеологического инструмента, в то время как с появлением интернета у нее появилась возможность самостоятельно развиваться, а спортивные издания стали конкурентноспособны, используют новейшие технологии, самостоятельно зарабатывают деньги и имеют хорошие перспективы развития.

Целью и задачей работы являются подтверждение тезиса о трудном пути развития спортивной журналистики в прошлом, изучение кризисных моментов спортивной журналистики, а также отображение состояния современного рынка спортивных онлайн-СМИ, из которого можно будет сделать выводы о возможном дальнейшем его развитии и развитии спортивной журналистики. Для этого понадобится выявить жанровые особенности спортивной журналистики, отличающие ее от других жанров, особенности строения, дизайна и контента сайтов спортивных онлайн-СМИ.

Методом исследования является анализ развития отечественных спортивных СМИ, а также наблюдение и составление среднестатистического портрета такого онлайн-СМИ в наше время.

В качестве эмпирической основы исследования выбраны восемь современных спортивных изданий, имеющие представительство (то есть, собственный развитый сайт с учетом последних тенденций онлайнжурналистики) и большую популярность в интернете. Следует отметить, что главным при выборе эмпирической базы были критерии не только популярности и узнаваемости бренда того или иного СМИ, но и их во многом схожая система строения, позволяющая сделать общий вывод о картине современного рынка спортивных онлайн-СМИ России. Именно поэтому в число исследуемых сайтов не попали некоторые СМИ, имеющие несколько отличающиеся формат, концепцию и задачи от общей тенденции.

К примеру, довольно известный портал о футболе Bobsoccer.ru3 был исключен из данного списка по причине того, что является авторским и специализируется в большей степени на блоггинге, рисунках и искусстве, посвященным футболу, комиксам и обсуждениям спортивных событий, что существенно отличает данный портал от классической модели СМИ, акцент в которых сделан на быстроте, точности и объеме публикации информации, а не на развлекательном аспекте. К тому же, в данный список не были включены спортивные разделы популярных СМИ, специализирующихся не только на спорте. Такие СМИ как информационное агентство РБК4 или “РИА-Новости”5, безусловно, имеют развитые спортивные разделы, но, вместе с тем, в силу своей мультиплановости, не отражают всех элементов, присущих исключительно спортивным СМИ. Таким образом, можно отметить, что восемь спортивных онлайн-СМИ, взятые за эмпирическую основу, подобраны автором на собственный вкус для того, чтобы как можно лучше отобразить специфику именно спортивных отечественных СМИ в интернете. Предлагаем ознакомиться с каждым из них.

8 стр., 3593 слов

Развитие информационных технологий и их роль в спортивной журналистике

... звука на расстоянии (в том числе в реальном времени); проанализировать общее состояние спортивной журналистики, выявить основные тенденции и процессы в ее развитии; проследить качественные и количественные ... печатные СМИ. Несмотря на то, что термин «интернет-СМИ» и синонимичные ему «онлайн-СМИ» и «сетевое СМИ» за последние годы прочно вошли в лексикон медиаисследователей, ...

URL:http://bobsoccer.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://sport.rbc.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://ria.ru/sport/ (дата обращения: 15.05.2013).

“Чемпионат.com”6 – одно из лидирующих спортивных медиа на российском рынке. Количество просмотров страниц портала с начала 2013 года колеблется между отметками в шесть и восемь миллионов ежедневно, в то время как количество посетителей составляет чуть более 650 тысяч в день в среднем.7 Портал был открыт 12 марта 2005 года, принадлежит компании SUP Media8. Характерными чертами портала являются мультиспортивность (помимо основных разделов функционирует раздел “Другие виды спорта”, освещающий более 30 различных видов спорта), собственное спортивное телевидение и первая в отечественном интернете социальная сеть для любителей спорта на базе онлайн-СМИ9.

“Sportbox.ru”10 – один из ведущих отечественных медиа-порталов, посвященных спорту. Принадлежит российскому медиахолдингу ВГТРК (Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания)11, функционирует с мая 2007 года, ежемесячная аудитория – шесть миллионов человек.12 Портал специализируется на видеотрансляциях: во всеобщем доступе пять каналов, транслирующих самые разные виды спорта, начиная от матчей футбольной Английской Премьер-лиги и заканчивая горными лыжами. Примечательно, что в 2010 году ВГТРК подала иск против “Чемпионат.com”, обвиняя последних в краже видеоконтента именно с портала “Sportbox.ru”.13 URL:http://www.championat.com/ (дата обращения: 15.05.2013) URL:http://www.liveinternet.ru/stat/championat.ru/index.html (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.sup.com/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://fanat.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.sportbox.ru (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://vgtrk.com/#page/185 (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://news.sportbox.ru/about_portal (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.infox.ru/business/media/2010/02/03/VGTRK_obvinila___CHy.phtml (дата обращения:

15.05.2013).

“Советский спорт”14 – старейшая отечественная спортивная газета страны, основанная в 1924 году, имеет также свое полноценное представительство в интернете. Курируется издательским домом “Комсомольская правда”.

Среднее количество просмотров в сутки колеблется около миллиона15.

“Спорт-Экспресс” 16- ещё одно популярное печатное издание о спорте, успешно интегрировавшееся в интернет. Входит в число лидеров российского спортивного медиарынка, среднее количество просмотров за последний квартал составляет более шести миллионов просмотров в сутки.17 Имеет свое собственное телевидение, которое, тем не менее, специализируется на выпуске собственных передач, а не трансляции лицензионного спортивного контента.

“Sports.ru”18 – спортивный интернет-портал, начавший свою работу в 1998 году. Среднемесячная статистика – более 6 миллионов просмотров в сутки19.

16 стр., 7516 слов

Тема и герой в российском авторском документальном кинематографе ...

... и теме документального кино посвящено масса литературы, статей в научных журналах. Однако полноценного исследования темы и героя с 2010 по 2015 год нет. Таким образом, на стыке ране перечисленных тем, временных ...

Характерной чертой портала является хорошо развитый блоггинг. Блог на сайте может вести каждый желающий, причем бок о бок с ним свои блоги ведут журналисты, входящие в штат редакции, и известные спортсмены.

“Р-спорт”20 – относительно молодое (создано в феврале 2012 года) спортивное информационное агентство, находящееся под крылом “РИАНовости”. Несмотря на свой недолгий век существования, “Р-Спорт” URL:http://www.sovsport.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.liveinternet.ru/stat/sovsport/index.html ?period=month;total=no (дата обращения:

15.05.2013).

URL:http://www.sport-express.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.liveinternet.ru/stat/sports.ru/index.html ?period=month(дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.sports.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.liveinternet.ru/stat/sports.ru/index.html ?period=month (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://rsport.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

стремительно набирает аудиторию и на данный момент среднесуточное количество посещений сайта находится на примерной отметке в 100 тысяч.21 “Soccer.ru”22 – портал, созданный в 2006 году, но набирающий популярность в последние годы, посвящен исключительно футболу. Принадлежит компании “Nekki”, специализирующейся, тем не менее, на создании бразуерных онлайн-игр. “Soccer.ru” отличает то, что справляясь с информативной функцией, портал выбрал развлекательную концепцию. И стоит отметить, что такой подход весьма успешен – в мае 2013 года данный портал стабильно держался на пятом месте среди самых посещаемых отечественных электронных СМИ, посвященных спорту.23 “Спорт день за днем”24 – известная спортивная санкт-петербургская газета пока только обживается в своей электронной версии. Среднесуточное количество посещений (менее 30 тысяч в день25) этого портала пока не может сравниться с показателями лидеров.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности понять современный рынок спортивных онлайн-СМИ России, ознакомиться с основными жанрами и особенностями работы спортивного журналиста в таковых СМИ, а также проанализировать качества, требующиеся от современного спортивного журналиста в наши дни и в ближайшем будущем.

Кроме того, научно практическая значимость работы обусловлена уже URL:http://www.liveinternet.ru/stat/R-Sport/index.html (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.soccer.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.liveinternet.ru/rating/ru/sport/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.sportsdaily.ru/ (дата обращения: 15.05.2013).

URL:http://www.liveinternet.ru/stat/sportsdaily.ru/index.html ?period=month;total=no (дата обращения:

15.05.2013).

отмечавшимся скудным вниманием к спортивной журналистике с научной точки зрения.

– – –

Доподлинно неизвестно, когда и где вышла первая заметка в газете о спорте, но при желании к разряду материалов, посвященным, в том числе, и спорту, можно отнести творчество авторов Древней Греции, уделявших внимание борьбе и скачкам. Однако это можно отнести лишь к прообразу спортивной журналистики. Известно, что разовые случаи публикации статей о спорте были еще в XVIII веке. Например, Бенджамин Франклин писал о плавании, большим любителем которого являлся. Но появление разовых материалов на спортивную тематику продолжалось недолго, так как уже в следующем, XIX веке, интерес к спорту заметно вырос ( что обусловлено, в том числе, появлением новых видов спорта, ставших популярными в тех или иных странах).

44 стр., 21978 слов

«Бедный человек» в произведениях М. Зощенко 20-30-х гг

... диалог. Вольпе рассматривает эволюцию языка Зощенко (путь писателя от «сказа» к стремлению говорить «своим голосом») и его обращение в 30-40-х гг. к автобиографическим сюжетам как ... сознания в жизни человечества». Ценность работ Вольпе - в том, что он, в отличие от многих более поздних исследователей, рассматривал поэтику Зощенко и его систему персонажей, как ...

В 1822 году в Англии начинает издаваться газета Sporting Chronicle, посвященная конным скачкам26. В 1859 году об этом любимом виде спорте британцев создается еще одна газета – The Sporting Life27, просуществовавшая до 1998 года. Дальнейшее стремительное развитие периодической печати совпало не только с интересом к занятию спортом, но и к тому, что широкие массы стали интересоваться выступлениями профессиональных спортсменов. В США первые шаги к огромной популярности начали делать бейсбол и хоккей, в Европе стремительные обороты набирал футбол. Технический прогресс расширял возможности вело-, мото- и автоспорта. Разумеется, стали обращать внимание на спортивную журналистику и крупные издатели.

Небезызвестный Джозеф Пулитцер в 1893 году стал первым, кто отвел спортивной рубрике специализированную полосу в газете New York World. Разумеется, главный конкурент Пулитцера Уильям Рендолф Херст незамедлительно последовал этому примеру, и спортивная страничка появилась на страницах New York Journal.28 К 1892 году во многих американских крупных газетах уже были спортивные разделы, курируемые, между тем, спортивными редакторами (то есть в таких газетах был специализированный штат спортивных журналистов), первого из которых назначил опять-таки Пулитцер. После этих шагов спортивная журналистика начала активно просачиваться в периодическую печать, причем, не только в виде отдельной страницы в газете, но и в виде воскресных приложений. Добрую службу сослужили так называемые “пенни-пресс” – дешевые небольшие

URL: http://www.questia.com/library/communication/journalism/sports-journalism (дата обращения:

15.05.2013).

URL:http://en.wikipedia.org/wiki/Sporting_Life_(British_newspaper) (дата обращения: 15.05.2013).

Schultz Bradley Sports Media: Reporting, producing and planning. – London: Focal Press, 2005. – P.

21.

газеты, идеально служивших в качестве информационного листа (то есть могли оперативно поведать читателю о том, как завершился тот или иной матч), а кроме того, получившие широкую популярность.29 Пионером на ниве спортивной журналистики в России можно считать “Еженедельник для охотников до лошадей”, издаваемый известным общественным и военным деятелем П.И.Цорном в Москве, начиная с 1823 года. В Москве же, начиная с 1842 года, берет старт другой журнал, связанный с конным спортом – “Коневодство и конный спорт”. В скором времени собственное издание получили уважаемые элитой шахматы. Газета “Шахматный листок” стала выпускаться в Петербурге в 1859 году.

По словам Бориса Ивановича Есина, профессора, заведующего кафедрой истории русской журналистики и литературы факультета журналистика МГУ, дореволюционная спортивная журналистика была слаборазвитой и имела скудное представительство. Она была тесно связана с экономическо-хозяйственной жизнью. “Даже Олимпийские игры освещались слабо. Внимание в основном уделялось тому, что имело прикладной характер. К примеру, лошадь в те времена была основной рабочей силой, поэтому была популярность журналов о конном спорте. Тоже самое можно сказать и об охоте, и о силовых видах спорта. Спорт – был продолжением хозяйственной деятельности.

5 стр., 2155 слов

Развитие спортивной журналистики в системе СМИ России на примере канала

... спорта, предоставлять их в режиме "онлайн", отражать спорные моменты. Корпус журналистов, специализирующихся на спортивной журналистике растет. Как правило, за спортивное ... В силу этого акта аккредитация применяется для регулирования работы журналистов в рамках какого-либо государственного органа, общественного ... это все допинг-пробы на протяжении последних трех лет. Поэтому они у меня все есть и все ...

И такое положение вещей продолжалось практически до 1917 года.

Правда, стоит отметить, что несколько оживили нашу спортивную журналистику технические виды спорта. Например, довольно популярным был журнал “Циклист”, который писал и о велосипедном Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – С. 33.

спорте, и о мотоциклах, и немного об авиации. То есть можно понять, что журналистика развивалась и шла бок о бок с промышленностью, потому что чистого спорта у нас не было”.30 И действительно, за редким исключением (тот же пример “Шахматного листка”) спортивная пресса дореволюционного периода была сконцентрирована на занятиях лишь отчасти называемых спортом.

Охота, конный спорт, авиация, велосипеды и мотоциклы, борьба имели в большей степени прикладное, житейское значение, чем просто спортивно-эстетическое. Более того, спортивная журналистика развивалась во многом благодаря меценатству и частному капиталу.

Так, например, журнал “Самокат”, давший старт своим выходом в 1894 году отечественной автомобильной журналистике, существовал благодаря видному деятелю тех времен Александру Ивановичу Орловскому. Он опекал это издание и поддерживал, то есть журнал “Самокат” в наши дни считающийся легендарным, был полностью зависим от человека, который был просто энтузиазмом автоспорта.

Разумеется, из-за таких частных случаев интереса говорить о полноценном и всестороннем развитии спортивной журналистики не приходилось. Борис Есин как пример этому приводит судьбу другого знаменитого журнала – “Циклиста”: “Издание журнала уже в дореволюционные времена упиралось в то, что журналистике требовалось солидное финансирование. Для хорошего журнала требовалось 35 тысяч серебряных рублей. По тем временам это были большие деньги. Почему у нас в конце девятнадцатого столетия появились спортивные издания по типу “Циклиста”? Потому что Семенков О. Интервью с Б.И. Есиным – См. приложение.

видные предприниматели, к примеру, П.П. Рябушинский, реально сами делали автомобили, закупали их в Европе, устраивали всевозможные соревнования ”.31 В советское время спорт превратился в инструмент идеологии. Физическая культура и спорт культивировались как показатель здорового образа жизни, который должен был быть неизменным атрибутом человека, живущего в стране развитого социализма. Профессиональный же спорт так и вовсе имел политический подтекст – выступления спортсменов на международных соревнованиях рассматривались ни как исключительно спортивные, а как борьба разных систем. Все это очень мешало развитию спортивной журналистики как жанра. “Спорт быстро приспособился к советской идеологии, к советской действительности, – рассказывает Б.И. Есин – И в месте с ним под революционными лозунгами, под лозунгами борьбы с капитализмом начала развиваться и печать. Спортивная печать получила идеологическое направление. Бурно развивается спорт, связанный с обороной, в то время как “аристократические” виды спорта, например, теннис, находились в тени. Зато стрельба и кросс были довольно популярны, так как имели прикладное значение. Ведь вся печать при Советской власти очень быстро стала орудием хозяйственного строительства. Идеологически она обслуживала строительство социализма, а все другие функции журналистики опять-таки ушли в тень. И спортивная журналистика еще не нашла свою общечеловеческую платформу. Думается, следы этого до сих пор довлеют над спортивной журналистикой, она еще не совсем ощущает себя самостоятельной отраслью человеческого существования ”.32 Семенков О. Интервью с Б.И. Есиным – См. приложение.

5 стр., 2052 слов

Физическая культура и спорт как интегрированные социальные феномены

... нравственного здоровья и прогрессивного мышления нации. II.Физическая культура и спорт как взаимодополняемые социальные феномены Современный спорт - это довольно сложное и полифункциональное социальное ... обучения. Следовательно, для плодотворного освоения подрастающим поколением программ спортивных школ, необходимо как коллективное совершенствование физического потенциала человека, так и ...

Семенков О. Интервью с Б.И. Есиным – См. приложение.

Однако это далеко не все, с чем пришлось столкнуться спортивной журналистике на пути своего нелегкого пути развития. В конце концов, начальный путь прессы во многих случаях держался на частном интересе и капитале, а то, что пресса являлась идеологическим инструментом (и даже в первую очередь неспортивная) — вполне естественная ситуация на пути развития человечества. Многие виды спорта до сих пор напрямую зависят от частного интереса влиятельных людей. К примеру, российские футбол, биатлон, фехтование, стрельба курируются олигархами не первый год.

Проблема спортивной журналистики ко всему прочему заключается в ее специфичности и некоторой недоступности самого спорта. В этой связи очень показательна ситуация с транслированием спорта на общедоступном телевидении. Знаменитая фраза Владимира Путина (“они там намутили чтото с футболом” 33) про то, что Российский футбольный союз в 2007 году продал права на показ матчей отечественной Премьер-лиги коммерческому каналу НТВ+, тем самым лишив рядовых болельщиков бесплатного просмотра футбола, возымела действие – благодаря указу первых лиц государства чемпионат страны был возвращен на общедоступное телевидение. Однако в скором времени все пришло к тому, к чему и должно было прийти. Рейтинги футбольных трансляций даже самых знаковых матчей были настолько низки, что телеканалы сами отказывались от футбола.

Неудивительно, что в ситуации, когда финал Лиги чемпионов обладает меньшей популярностью, чем программа “Битва экстрасенсов” или “Давай поженимся”34, спорт уходит на платные каналы. С одной стороны, это справедливо. Ведь среднестатистическому зрителю не нужно иметь особых знаний и умений для того, чтобы посмотреть фильм или развлекательную передачу, в то время как, например, следить за трехчасовым теннисным матчем без знания правил, терпения и любви к теннису, попросту URL:http://www.fontanka.ru/2007/03/07/060/(дата обращения: 15.05.2013).

URL: http://broadcasting.ru/newstext.php?news_id=77879 (дата обращения: 15.05.2013).

невозможно. Мы сталкиваемся с замкнутым кругом. С одной стороны государство вкладывает большие деньги в развитие спорта, общество понимает значимость и пользу спорта, с другой стороны сам спорт в большинстве случаев недосягаем (для того же тенниса требуется корт, ракетки, мячи, форма), а спортивная журналистика непопулярна.

Сама спортивная журналистика еще при своем рождении была обречена стать несерьезным жанром. Она не освещает того, что беспокоит каждого жителя той или иной страны. В ней нет множества скандалов, расследований и “жареных” тем, которые так любят широкие массы. Спортивная журналистика слабо связана с политикой и экономикой, которые так или иначе касаются каждого. При всей своей важности спортивная журналистика

  • вещь в себе. Именно об этом пишет британский журналист Реймонд Бойл во введении к своей книге “Sports Journalism: Context and issues”:

“Спортивная журналистика во многом напоминает парадокс. В иерархии профессиональной журналистики она традиционно уничижительно рассматривалась как “игрушечный жанр”, оплот простоты, замызганной журналистики и “мягких” новостей. До недавнего времени спортивная журналистика была обделена вниманием журналистского образования. А, между тем, с коммерческой точки зрения спортивная журналистика всегда имела значение для обычных газет и специфических спортивных изданий ”35.

12 стр., 5625 слов

Проектирование спортивных сооружений

... первенствах и олимпиадах, так и просто чувствовать себя лучше, занимаясь любимым видом спорта. Полноценное спортивное сооружение - это больше, чем просто здание или площадка. Это место встречи людей ...

А известный спортивный российский журналист, телекомментатор НТВ+, главный редактор портала “Чемпионат.com”, Александр Шмурнов, отвечая на вопрос не обидно ли ему, что многие коллеги-журналисты из других жанров журналистики считают спортивную низкой отраслью, отмечал: “Нет.

Boyle Raymond Sports Journalism: Context and issues. – London: SAGE, 2006. – P. 1.

Мне обидно, что так считает слишком много людей в стране. Нас, увы, слишком долго учили, что пошлее спорта может быть только погода”36.

Действительно, в послевоенный период, спорт в СССР стал набирать немыслимые обороты, но толчка к дальнейшему развитию спортивной журналистики (в первую очередь печатной) не последовало. Такой парадокс отчетливо виден на фоне блестящих побед советских спортсменов, успешно стартовавших на международных соревнованиях в 1952 году на Олимпийских играх в столице Финляндии Хельсинки. В дальнейшем спортивная история страны была обогащена многими победами. В 1960 году сборная СССР становится чемпионом Европы по футболу, а ее вратарь Лев Яшин до сих пор считается лучшим голкипером в истории (к тому же, единственным стражем ворот, удостоившимся “Золотого мяча” – приза лучшему игроку мира за конкретный год).

Параллельно семимильным шагами развивается советская школа хоккея, благодаря которой национальная сборная неоднократно становилась чемпионом Олимпийских игр и победителем чемпионатов мира. И это далеко не полный список громких побед наших спортсменов. Однако это вовсе не приводило к росту спортивных газет и журналов. Согласно книге Е.А. Войтик “Информационные технологии в спортивно-массовой коммуникации” “Ограниченное число спортивных изданий продержалось вплоть до начала 1990-х гг. (по статистическим данным «Союзпечати», в 1986 г. на спортивную тему издавалось 13 газет на 11 языках народов СССР разовым тиражом свыше 5 млн экз. и свыше 20 журналов-еженедельников (научнотеоретического, информационного, методического, общественнополитического характера) разовым тиражом около 2 млн экз.), когда URL:http://www.peoples.ru/sport/football/shmurnov/ (дата обращения: 15.05.2013).

произошли политическая и социально-экономическая модернизация общественной жизни в нашей стране”37.

Однако было бы несправедливо не отметить развитие в СССР спортивной телерадиожурналистики. Первые репортажи со спортивных событий появились в начале 30-х годов, когда прямые эфиры с футбольных матчей вел корифей спортивной журналистики, известнейший комментатор Вадим Синявский. Из-за недостаточной развитости телевещания (это касалось как и качества “телекартинки”, так и того, что телевизор был далеко не у каждого жителя СССР), радиорепортажи получили большую популярность. Именно голосу Синявского принадлежит и первый репортаж с матча международного уровня – речь идет о футбольной встрече сборных СССР и Турции в 1935 году. Однако систематически радиорепортажи стали выходить в эфир только в 1936 году, когда проведение национального чемпионата по футболу стало регулярным (стоит отметить, что в данном случае прогресс самого вида спорта привел к развитию спортивной журналистики).

В 1950 году свой первый репортаж с футбольного матча провел Николай Николаевич Озеров, считающийся и поныне одним из лучших спортивных журналистов страны.

Параллельно с радиовещанием развивалось и телевидение. Причем, первый “спортивный” эксперимент на телевидении был проведен еще в начале 30-х годов, когда знаменитый режиссер Александр Разумный записал на пленку футбольный матч, а известный футболист Валентин Гранаткин прокомментировал происходящее на поле. Однако это, разумеется, был не полноценный репортаж, а скорее фильм (ведь по телевидению игра была показана в записи, равно как и озвучена она была не в режиме прямой Войтик Е.А. Информационные технологии в спортивно-массовой коммуникации. – Томск, 2006.

URL:http://edu2.tsu.ru/html/1732/ (дата обращения: 15.05.2013).

трансляции) с комментариями. Однако уже в 1949 году футбольный матч между московскими клубами “Спартак” и “Динамо” не только передавался по телевидению, но и сопровождался комментариями Вадим Синявского. С этого времени спорт становится заметным гостем на телевидении: уже в 1956 году зрители могли увидеть трансляцию с Олимпийских игр в итальянском городе Кортина-Д’ампеццо.

Вместе с тем, дальнейшего прогресса не последовало. В то время как начиная с 80-х годов прошлого столетия в западных странах начинают в большом количестве появляться платные кабельные каналы, посвященные исключительно спорту, отечественное спортивное телерадиовещание не может похвастать регулярно растущими объемами трансляций.

Появление демократического общества в 90-е годы сулило спортивной журналистике новые перспективы. Во всяком случае, падение монополии, которая господствовала в спортивном сегменте отечественных спортивных СМИ, давало возможность этим самым СМИ развиваться самостоятельно. На волне общего энтузиазма начали появляться новые спортивные издания, однако, спустя время многие из них были вынуждены прекратить свое существование из-за финансовых проблем – меценатов, горящих желанием вкладывать деньги в спортивную журналистику, практически не оказалось.

Тем не менее, именно в 1991 году была основана одна из самых популярных спортивных газет современности – “Спорт-Экспресс”. 14 журналистов ведущей и по сути единственной серьезной спортивной газеты страны “Советский спорт” в результате конфликта с главным редактором в массовом порядке написали заявлении об увольнении и решили создать альтернативное издание. Примечательно, что по одной из версий38, конфликт произошел как раз таки из-за того, что главный редактор “Советского спорта” Валерий Кудрявцев не имел желания перестраиваться согласно требованиям нового рынка, а продолжал политику редакции по советским лекалам, что не устроило часть журналистов издания. В подтверждение этой версии говорит судьба главной спортивной газеты страны, последовавшая в ближайшие годы. К 1994 году газета “Советский спорт” значительно потеряла в весе – уменьшились объемы тиража, количество полос, уменьшалось финансирование. Разумеется, речи о том, что спортивная журналистика будет развиваться в стране, где государство вынужденно сокращает главное спортивное общенациональное издание страны до четырех полос, речь не велась. Поэтому долгое время конкуренцию оживающему “Советскому спорту” составлял именно “Спорт-Экспресс”, который, между тем, не имел широкой географии распространения в России.

Во многом столь тяжелое положение спортивной прессы было связано с тем, что и потенциальные рекламодатели не горели желанием воспользоваться площадкой спортивных СМИ. Так, генеральный директор компании “Индепендент Спорт”, владеющей журналом “ProСпорт”, Василий Дмитриев отмечал, что немногочисленные спортивные издания испытывали трудности при поиске потенциальных рекламодателей: “Если обратиться к статистике по сборам рекламы, начиная с 90-х годов, можно увидеть, что до последнего времени (дата публикации интервью – 9 мая 2005 года – прим. автора) динамика объемов рекламы в спортивных СМИ представляла собой почти горизонтальную прямую. То есть, издания выбрали к 2000 году определенную сумму рекламных поступлений рынка и уперлись в “потолок”.

При этом к спортивным СМИ традиционно относили две газеты – “Советский спорт” и “Спорт-Экспресс”. А по сути, отечественная спортивная URl:http://www.kommersant.ru/doc/63(дата обращения: 15.05.2013).

пресса фактически и исчерпывалась этими двумя изданиями”.39 Не менее интересны слова, сказанные в одном из интервью главным редактором газеты “Советский спорт” Игорем Коцом: “У нас в стране две крупные спортивные газеты – “Спорт-Экспресс” и “Советский спорт”. В развитых странах их по десять, по пятнадцать. Рынок спортивной журналистики в нашей стране, как мне кажется, совершенно не развит”40. Любопытно, что эти слова главный редактор главной спортивной газеты страны произнес в 2005 году, когда тяжелая экономическая ситуация в России была уже позади. Тем не менее, государство фактически игнорировало тяжелое состояние спортивной прессы в стране. Это видится странным еще и потому, что практически через год – в июне 2006 года Россия всерьез включилась в гонку за право проведения главного мирового спортивного события – Олимпийских игр. Как известно, позднее Россия получила это право – местом зимней Олимпиады 2014 года был выбран город Сочи. Таким образом, государство обозначило, что готово вложить немалые средства из бюджета страны в спорт, в то время как жанр журналистики, непосредственно освещающий этот самый спорт, находился в состоянии, далеком от идеального.

Положение дел в российском спортивном телевидении, практически вытеснившим радиорепортажи, также нельзя было назвать благополучным. В 1997 году появился исключительно спортивный канал НТВ+, который, как уже отмечалось, был и остается платным, да к тому же требует установки специального оборудования. В 2002 году начинает вещание телеканал 7ТВ, который будучи бесплатным, транслировался далеко не по всей территории России. А в 2010 году руководство канала, очевидно, посчитав спорт для Новости СМИ. – 2005. — № 9(182).

– С. 48.

Там же.

себя более непривлекательным, изменило концепцию сетки вещания на развлекательную. Однако этот пробел был быстро восполнен: в скором времени заработал федеральный телеканал “Спорт” (с 2010 года носит название “Россия-2”).

Стоит отметить, что создание спортивного канала на общедоступном телевидении было чуть ли не продиктовано со стороны властей.41Учитывая, что “Россия-2” принадлежит ВГТРК, то есть государственной компании, проблем с финансированием, несмотря на скепсис аналитиков относительно рейтингов42, быть не могло. Но уже в 2010 году концепция канала была частично изменена. Теперь на “шестой кнопке” помимо спортивных передач и трансляций, показываются художественные фильмы и развлекательные передачи.43 О проблемах с рейтингом эксперты говорили еще восемь лет назад и, по-видимому, за последние годы ситуация кардинальным образом не изменилась. К примеру, первый заместитель генерального директора ООО “Гротек” Владимир Вараксин сравнивал популярность спорта в России и США: “Интересно сравнить рейтинги национальных программ в США и России. У американцев в первую пятерку телепередач стабильно входят баскетбольные и футбольные матчи, трансляции бейсбола. У нас же в первой десятке передач общего формата (не важно, ОРТ, РТР, или НТВ их транслирует) либо бразильские сериалы, либо новости, либо концерт неталантливой звезды… Сейчас в России спортивные передачи, даже бесплатно предлагающиеся на федеральных каналах, обладают низкой популярностью у телезрителей ”44. Об удивительной двойственности интереса России к спорту говорит и президент Евразийской технической ассоциации телевидения и радиовещания Станислав Буневич:

“В нашей стране создалась парадоксальная ситуация. С одной стороны (как мне говорили в федерациях спорта и в Олимпийском комитете России), URL: http://newsru.com/russia/12feb2002/deputat.html (дата обращения: 15.05.2013).

URl: http://www.novayagazeta.ru/society/19998.html (дата обращения: 15.05.2013).

URL: http://www.kommersant.ru/doc/1246957 (дата обращения: 15.05.2013).

Буневич С. Парадоксы отечественного спортивного вещания // Панорама недели. – 2005. — №9.

  • С. 77.

количество международных соревнований, проводимых на территории РФ, возросло. В тоже время число показов этих соревнований падает, потому что сегодня ни одна крупная компания федерального распространения (какими являются ОРТ, РТР, НТВ и другие) серьезно в спорте не заинтересована. Их представители объясняют это положение тем, что рекламодатели предпочитают давать свою рекламу в музыкальные программы, поэтому-то спорта на экранах российских телезрителей немного”45.

Появление новых – электронных – медиа в такой ситуации стало очень кстати, ведь спортивная журналистика, разочаровавшись на просторах новой России, получила еще один шанс встать в один ряд с другими жанрами СМИ, а не оставаться на задворках. Разумеется, процесс перехода на новую платформу не был легким и быстрым. Уже в 1998 году, как уже отмечалось, был создан сайт “Sports.ru” в те времена, само собой, никаким серьезным новостным порталом не являвшийся. Тогда он назывался “Спорт сегодня”, обновлялся раз в неделю, и о соперничестве с прессой и телевидением речь не велась хотя бы из-за небольшой доли жителей страны, которые имели доступ к интернету. Однако фундамент был заложен. Постепенно и ведущие спортивные газеты страны обзавелись своим представительством в интернете. Шагнув в новое столетие, человечество неимоверно быстро начало осваивать интернет. Темпы прироста пользователей увеличивались с каждым годом, что, безусловно, играло и играет на руку СМИ. Спортивный сектор журналистики начал расцветать. Этому способствовало многократное расширение аудитории (ведь за исключением “Советского спорта” география распространения спортивной прессы и даже телеканалов было очень скудным), а также заметное сокращение расходов на производство. Больше Буневич С. Парадоксы отечественного спортивного вещания // Панорама недели. – 2005. — №9.

  • С. 72.

не нужно было в обязательном порядке отпечатывать большие тиражи в типографиях, беспокоится о доставке и распространении газеты в дальних регионах страны. Более того, спортивные СМИ наконец-таки получили свою законную нишу на рынке. Формировавшаяся аудитория интернета получила большую свободу выбора, быстрый доступ к интересующим новостям.

Спортивные СМИ наконец-то избавились от трудностей, связанных с телевизионными рейтингами. Безграничные возможности интернета заметно шире, чем сетка телеканала, а это значит, что объемы спортивной информации не занимали место более рейтинговых передач, фильмов, сериалов. Теперь пользователь мог выбирать, что ему смотреть самостоятельно и прямой конкуренции с другими жанрами журналистики и просто развлекательными сайтами, которую спортивная журналистика не могла выдержать, практически не стало. Во всяком случае, существование одних не мешало существованию других.

Естественно, кроме доступности и простоты, спортивная журналистика в интернете подкупала свою аудиторию еще и тем, что была и остается поныне во многих случаях бесплатной. Трудно поверить, что даже ярый любитель спорта покупал бы каждый день пять разных спортивных газет (даже если бы они не просто существовали в России, а были информативными и развитыми), в то время как в наше время можно при желании следить за новостями на десятке спортивных СМИ. Дополнительным интересом для аудитории так же стало расширение спортивной тематики в интернете. Ведь мир спорта настолько велик, что даже в случае появлении общенациональной спортивной газеты на сорок полос, ежедневно освещающей последние события, вряд ли удалось бы уделить достаточного внимания многим матчам, партиям и соревнованиям.

Кроме того, сформировавшаяся аудитория спортивных новостных сайтов оказалась интересна рекламодателям. С одной стороны, спортивными событиями интересуется широкий социальный, гендерный и возрастной круг, что существенно увеличивает диапазон характера возможных рекламных объявлений. Однако несмотря на неоднородность аудитории, ее немалый процент составил “лакомый” с точки зрения рекламодателей сегмент – мужчины в возрасте от 18 до 44 лет, то есть самая платежеспособная часть населения. Учитывая, что технические возможности современных спортивных порталов позволяют сделать рекламный ролик, баннер или просто объявление на самом высшем уровне, при этом учитывая индивидуальные пожелания разместителя, доходы от рекламы в сравнении с газетными спортивными СМИ выросли многократно.

Еще одним шагом к популяризации спортивных СМИ и шагом вперед в развитии стало появлении конвергенции. Теперь спортивный портал представляет собой не только электронную версию газеты, а настоящую информационную платформу с большим обилием не только “газетного” контента, но и веб-телевидением. Некоторые спортивные СМИ имеют не только свой телеканал, выпускающий авторские передачи на оригинальную тематику, но и устраивают прямые трансляции спортивных состязаний.

Стоит отметить, что для мира спорта телевидение, и особенно прямой эфир, играют колоссальную роль. В конце концов, “Прямую линию” с президентом страны не обязательно смотреть в прямом эфире – она слишком длительна, а спустя некоторое время в СМИ будут опубликованы отчеты с самыми важными вопросами и выводами. Многие неспортивные новости и передачи можно показывать зрителю в записи, не теряя при этом интереса аудитории.

Однако в спорте, который во многом построен на интриге, показ матча в прямом эфире и в записи даст совершенно разные рейтинги не в пользу оффлайн показа, ведь мало кто пожелает тратить два часа жизни на просмотр матча, результат которого известен, а сама игра уже разобрана “по косточкам”. Соучастие в процессе спортивного события и неизвестность, непредсказуемость финала – “конек” спорта, двигающий вперед спортивное телевидение.

Таким образом, мы видим, что преодолев непростой путь от недоразвитой отрасли к полноправному участнику на рынке СМИ, спортивная журналистика впервые в своей истории имеет и использует возможность развиваться в условиях, когда ей не мешают внешние факторы.

– – –

На сегодняшний день рынок спортивных новостных сайтов в интернете является достаточно развитым, а значит, имеет свои собственные нюансы и отличия не только от других СМИ, но и от печатных изданий посвященных спорту. В виду того, что динамика развития спортивных онлайн-СМИ высока, а научной базы, посвященной ее изучению, почти нет, наилучшим способом понять мир спортивных СМИ в интернете сегодня является непосредственное изучение означенной выше эмпирической основы, начиная уже с главной страницы спортивных новостных сайтов.

Главная страница

Главная (она же – домашняя) страница любого сайта является не просто его “лицом”, но и несёт важнейшую функцию по привлечению пользователей – газетное правило “потенциальный читатель судит по обложке” по-прежнему в силе. А уж если речь идёт о профессиональных онлайн-СМИ, то руководители подобных изданий даже не скрывают, что безусловной задачей в их работе является не только забота о сформировавшейся аудитории, но и привлечение как можно большего количества новых пользователей.

Разумеется, это касается и сферы спортивной журналистики. Более того, изза своей специфики, оптимизировать данный процесс спортивным СМИ далеко непросто. Именно поэтому предлагаем изучить среднестатистический портрет главной страницы российского спортивного Интернет-издания.

Главная страница портала “Чемпионат.com” Главная страница портала “Sports.ru” Главная страница “Советского спорта” Главная страница “Спорт-Экспресса” Главная страница портала “Soccer.ru” Главная страница агентства “Р-спорт” Главная страница портала “Спорт день за днём” Главная страница портала “Sportbox.ru” Итак, первое, что должно броситься в глаза при первом, даже незначительном, взгляде на главную страницу каждого из приведённых примеров – это, конечно же, сам бренд. Под логотип издания, которое должно быть всегда на глазах у пользователя, чтобы тот не забывал, в гостях у какого СМИ он находится, отводят, как правило, самое заметное место.

Обратите внимание на удивительное единодушие концепций сайтов российских спортивных СМИ (за частичным исключением “СпортЭкспресса”) – логотип издания находится в левом верхнем углу. Подобная солидарность объясняется довольно просто. Дело в том, что психологически человек предрасположен к тому, что его первый взгляд падает в левый верхний угол, так как именно оттуда мы веками начинали читать книги – слева направо. Несмотря на то, что логотипы расположены вверху, нельзя сказать, что читателю приходится устремлять взгляд в самый угол: названия СМИ находятся на уровне глаз.

Вместе с тем, образовавшееся пространство в самом верху страницы в большинстве случаев используют для коммерческих баннеров, равно как и другую важную, но отнюдь не назойливую для посетителя зону главной страницы – правый нижний угол.

Чуть ниже мы можем видеть строку, с помощью которой читатель без труда может перейти с главной страницы в интересующий его раздел. Как правило, переход в разделы формируется по популярности того или иного вида спорта

– если внимательно изучить представленные выше скриншоты главных страниц, то без труда можно заметить, что, как правило, самое почётное место, слева, занимает футбол – наипопулярнейший вид спорта, а после футбола слева направо идут разделы по строгой иерархии – начиная от хоккея и заканчивая вкладкой “другие”, “остальное” – здесь помещаются новости и статьи о тех видах спорта, которые не удостоены собственного раздела. Например, хоккей c мячом или спортивная гимнастика. Отметим, что строка разделов отнюдь не постоянна, а напрямую зависит от проходящих на данный момент времени спортивных событий. Так, для удобства пользователей футбол уступает своё место лидера во время чемпионатов мира по хоккею или Олимпийских игр.

Разумеется, большое внимание на главной странице уделяется результатам – ведь многие любители спорта, особенно если они не являются постоянными пользователями того или иного СМИ, посещают спортивные сайты с целью узнать фактическую информацию: когда начнётся тот или иной матч, либо как он закончился, кто забил победные мячи, принимал ли в отчётной встрече участие их любимый спортсмен. Мир спорта – это во многом язык цифр и точной информации, ошибок в которой допускать просто непозволительно. Задачей руководителей спортивных онлайн-СМИ является как можно проще донести до своего пользователя огромный пласт цифр, имён, фамилий, результатов, стран.

Именно поэтому результаты или календарь главнейших спортивных событий зачастую выносится на главную страницу, так как эта информация является наиболее востребованной в первую очередь потому, что неподготовленный человек, впервые посетивший спортивный сайт, должен практически в два клика получить то, что он хочет видеть, ведь в противном случае он может обратиться к конкурентам, которые, разумеется, так же пытаются разместить подобную информацию в наиболее доступных местах.