Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей второй половины XIX века

Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению темы семейных ценностей в творчестве русских писателей второй половины XIX века.

В качестве объекта исследования выступают романы Тургенева «Дворянское гнездо», С. Щедрина «Господа Головлёвы» и Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Предметом исследования является тема и проблема отношений в семье и семейные ценности.

Апробация занятия по теме исследования проходила в Академическом лицее №1 при УзГУМЯ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и глоссария.

Annotation

This Graduate work is devoted to the theme of family values ??in the works of Russian writers of the second half of the XIX century.

As the object of research are Turgenev’s «The Noble Nest», S. Shchedrin «Golovlevs» and LN Tolstoy’s «Anna Karenina» novels.

The subject of research is the theme of the problem of family relationships and family values??.

Approbation classes on research held at the Academic Lyceum № 1 at University of World Languages??.

Graduate work consists of an introduction, three chapters, conclusion, table of authorities and glossary.

Annotatsiya

Ушбу мазкур битирув малакавий иш XIX аср иккинчи ярмидаги рус ёзувчиларининг ижодида оилавий ?адриятлар мавзуси кўриб чи?ишига ба?ишланган.

Тад?и?отнинг объект сифатида Тургеневнинг «Дворян уяси», Щедриннинг «Жаноб Головлёвлар» билан Л.Н. Толстойнинг «Анна Каренина» романлари хисобланади.

Тад?и?отнинг предмети оиладаги муносабатлар ва оилавий ?адриятлар муаммоси ?исобланади.

Тад?и?от мавзусини тасди?лаш бўйича синов маш?улотлар УзГУМЯ кошидаги №1 академик лицейда ўтказилди.

Мазкур битирув малакавий иш киритиш, учта боб, хулоса, кулланилган адабиёт рўйхати ва лугатдан иборат.

Заключение научного руководителя на выпускную квалификационную работу бакалавра

«Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей второй половины XIX века»

Рахимова Шахноза, студентка 403-RT группы.

Количество страниц вводной части в печатном экземпляре составило 3 страницы, общее количество страниц — 72 страниц (в печатном экземпляре), библиография насчитывает 33 наименований критической литературы и в том числе 7 Интернет сайтов.

В выпускной квалификационной работе Рахимовой Шахнозы предпринимается попытка анализа семьи и семейных ценностей в творчестве русских писателей 2-ой половины 19 века. В ходе исследования студенткой были рассмотрены вершинные произведения по данной теме. Во введении работы определены все необходимые научные параметры:

30 стр., 14722 слов

Особенности собирания и исследования устного народного художественного ...

... исследования устного народного художественного творчества в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Изучить и проанализировать литературу по теме курсовой работы. Проанализирова понятие устного народного творчество ... ценностей и нравственных заповедей. Поистине неограниченный аксиологический потенциал устного народного творчества, которое не утратило в веках своей ...

Актуальность: определяется значимостью творчества выбранных мною писателей, необходимостью дальнейшего исследования семьи и семейных ценностей, которые Тургенев И.С., Щедрин и Толстой Л.Н. создали в своих творчествах.

Новизна исследования: Тема семьи и семейных ценностей является широко используемой в творчестве многих писателей. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. Ведь мы знаем, что вся наша жизнь строится на основе семьи. Семья — это основа всего, это мир и гармония в душе. Каждый исследователь, обратившись к данной проблеме, сумеет отыскать новые оттенки смысла, новые грани раскрытия темы. Новизна нашего исследования заключается в попытке самостоятельного анализа темы семьи и семейных ценностей. В нашей работе мы поставили задачей рассмотреть самые главные аспекты семейных ценностей и отношений в семье, а также выделить характерные признаки поколения «отцов» и поколения «детей».

Объект данного исследования — творчество таких русских писателей 2-ой 19 века, которое затрагивает тему семьи и семейных ценностей. Мы остановились на творчестве следующих писателей: И.С. Тургенев, С. Щедрин и Л.Н. Толстой.

Предметом данного исследования является тема и проблема отношений в семье и семейные ценности.

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении и анализе семьи и семейных ценностей в произведениях выбранных нами писателей.

Данная цель определила следующий круг задач:

1- определить специфику темы «семейных ценностей» в русской литературе;

2- дать характеристику нормам нравственных отношений в семье;

3- выделить характерные признаки поколения «отцов» и поколения «детей»;

4- проанализировать образы представителей разных поколений.

Методологической основой данной квалификационной работы являются труды Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова: «Узбекистан на пороге достижения независимости», «Узбекистан на пороге XXI века», «Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности и уровня жизни народа — критерий и цель всей нашей деятельности», «Гармонично развитое поколение — основа прогресса».

Теоретической базой данной квалификационной работы являются труды таких видных ученых и литературоведов, как Кулешова Ф.И., Гродецкая А. Г., Туниманова В.А., Сабанеевой Е.А.

Практическая и теоретическая значимость темы выпускной квалификационной работы: Тема семьи и семейных ценностей на протяжении многих столетий остаётся актуальной. К этой проблеме обращались писатели древности, не могут избежать её и современники.

Эта тема представляется интересной не только в качестве объекта теоретического изучения, но и как материал для проведения занятий по русской литературе. Материалы данного диссертационного исследования могут послужить основой при разработке учебных занятий по истории русской литературы в школах лицеях и колледжах, а также для разработки спецкурсов в учебных программах филологических факультетов ВУЗов.

4 стр., 1691 слов

О роли семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения статья

... нравственного развития. В современном мире проблема семейных отношений является наиболее острой. Глобальный цивилизационный кризис оказывает существенное влияние и на семейные отношения. Разрушаются прежние устойчивые отношения внутри социальных групп, в том числе семьи. ...

Теоретические выводы по работе могут послужить основой для дальнейшего исследования данной темы в последующих научно-исследовательских трудах, а также при подготовке научных статей и докладов.

Выпускница Рахимова Шахноза в соответствии с требованиями и довольно профессионально реализовала в своей выпускной квалификационной работе цели и задачи, определённые планом исследования, что даёт мне основание считать работу завершённой и рекомендовать её к публичной защите.

Научный руководитель д.ф.н., профессор А.С. Лиходзиевский.

РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Студентки Рахимовой Шахнозы

Группы 403-RT Факультета иностранных языков отделения русский язык и литература ТГПУ имени Низами

«Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей второй половины XIX века»

1. Общая характеристика работы. Оценка выполнения студентом поставленных целей и задач. Соответствие содержания работы утвержденному заданию:

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и глоссария. Исследование посвящено актуальной и интересной литературоведческой проблеме. В работе студентки Рахимовой Шахнозы чётко сформулированы цели и задачи исследования. Содержание работы и выводы соответствуют поставленной цели и полностью раскрывают тему исследования.

Актуальность данной темы заключается в том, что она принадлежит к так называемым вечным темам, характерным не только для художественной литературы, но и для общества в целом. К данной теме обращались в своё время писатели и древнерусской литературы. Тема семейных ценностей может быть понята и как проблема семейная, и как проблема поколений.

Новизна исследования: Тема семьи и семейных ценностей является широко используемой в творчестве многих писателей. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. Ведь мы знаем, что вся наша жизнь строится на основе семьи. Семья — это основа всего, это мир и гармония в душе. Каждый исследователь, обратившись к данной проблеме, сумеет отыскать новые оттенки смысла, новые грани раскрытия темы. Новизна нашего исследования заключается в попытке самостоятельного анализа темы семьи и семейных ценностей. В нашей работе мы поставили задачей рассмотреть самые главные аспекты семейных ценностей и отношений в семье, а также выделить характерные признаки поколения «отцов» и поколения «детей».

Объект данного исследования — тема семейных ценностей в произведениях Тургенева И.С., С. Щедрина и Толстого Л.Н.

Предметом данного исследования является проблема семьи и семейных отношений в творчестве рассматриваемых нами авторов.

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении и анализе семьи и семейных ценностей в произведениях выбранных нами писателей.

Данная цель определила следующий круг задач:

1- определить специфику темы «семейных ценностей» в русской литературе;

2- дать характеристику нормам нравственных отношений в семье;

3- выделить характерные признаки поколения «отцов» и поколения «детей»;

4- проанализировать образы представителей разных поколений.

23 стр., 11419 слов

Дипломная работа натюрморт

... написания эскизов к дипломной работе; выполнение выпускной квалификационной работы; написание пояснительной записки с необходимым теоретическим и методическим обоснованием. Объектом нашего исследования является обучение основам ... выполнения краткосрочных этюдов цветов. Кроме этого имеется серия живописных работ, натюрмортов цветов в различных гармоничных сочетаниях, которые участвовали в экспозициях ...

Методологической основой данной квалификационной работы являются труды Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова: «Узбекистан на пороге достижения независимости», «Узбекистан на пороге XXI века», «Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности и уровня жизни народа — критерий и цель всей нашей деятельности», «Гармонично развитое поколение — основа прогресса».

Теоретической базой данной квалификационной работы являются труды таких видных ученых и литературоведов, как Кулешова Ф.И., Гродецкая А. Г., Туниманова В.А., Сабанеевой Е.А.

Практическая и теоретическая значимость темы выпускной квалификационной работы: Тема семьи и семейных ценностей на протяжении многих столетий остаётся актуальной. К этой проблеме обращались писатели древности, не могут избежать её и современники.

Эта тема представляется интересной не только в качестве объекта теоретического изучения, но и как материал для проведения занятий по русской литературе. Материалы данного диссертационного исследования могут послужить основой при разработке учебных занятий по истории русской литературы в школах лицеях и колледжах, а также для разработки спецкурсов в учебных программах филологических факультетов ВУЗов.

Теоретические выводы по работе могут послужить основой для дальнейшего исследования данной темы в последующих научно-исследовательских трудах, а также при подготовке научных статей и докладов.

Исправления, внесённые после предзащиты: студентка учла замечания, сделанные оппонентом и членами кафедры во время предварительной защиты. В работе были пересмотрены выводы по второй и третьей главам. Переработке также подвергся список использованной литературы, который был дополнен Интернет-источниками.

2. Положительные стороны выпускной квалификационной работы:

Студентка Рахимова Шахноза в ходе работы над выпускным квалификационным исследованием продемонстрировала широкий литературный кругозор, умение работать с научно-критической литературой, применять на практике полученные теоретические знания. В работе чувствуются навыки исследовательницы в сфере литературоведческого анализа.

3. Деловые качества студента, проявленные в процессе подготовки выпускной квалификационной работы (или их отсутствие):

За время учёбы и в процессе написания выпускной квалификационной работы студентка Рахимова Шахноза проявила такие качества, как дисциплинированность, добросовестность, ответственность, заинтересованность в учёбе. Студентка умеет объективно воспринимать критику.

4. Недостатки работы:

В работе были обнаружены следующие недостатки:

  • материал первой главы исследования очень обширен и мог быть свободно сокращён без ущерба для содержания исследования;
  • некоторые сноски не соответствуют нормам их написания.

Однако данные замечания в целом не умаляют достоинства работы.

5. Своевременность представления глав выпускной квалификационной работы. Качество оформления:

Работа была своевременно представлена для получения заключения оппонента. Оформление работы в целом соответствует требуемым нормам.

6. Оценка полученных результатов

Выпускная квалификационная работа Рахимовой Шахнозы соответствует всем требованиям, предъявляемым к исследованиям подобного рода, и может быть рекомендована к защите. Работа заслуживает положительной оценки, а студент присвоения академического звания «бакалавр».

8 стр., 3722 слов

Работа с ветеранами. Семейный досуг. Туризм

... Лексика по темам «Мое свободное время», «Мой досуг», «Развлечения» Сочинение по английскому языку на тему «Свободное время» может быть разнообразным. Ведь досуг объединяет в себе и ... 12 Список используемой литературы [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/moy-dosug-na-frantsuzskom/ ………………………………………….13 Введение «Всё время, остающееся между часами работы, сна и принятия ...

Рецензент к.ф.н., доц. кафедры русской и зарубежной литературы

Матенова Ю.У. ________________________________

(подпись)

« ______» ________________________ 2014 г.

Рецензия на выпускную квалификационную работу

Студентки факультета иностранных языков ТГПУ имени Низами группы 403-RT Рахимовой Шахнозы

«Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей второй половины XIX века»

Выпускная кавлиификационная работа студентки Рахимовой Шахнозы посвящена анализу достаточно широко представленного в литературоведении вопроса.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и глоссария. Во введении определены все необходимые для научного исследования параметры. Органично и грамотно использованы цитаты из трудов и выступлений Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, демонстрирующие широкий политический кругозор исследовательницы и её чёткую гражданскую позицию. Содержание каждой главы соответствует заявленному названию и раскрывается в нескольких параграфах. Главы завершаются соответствующими выводами, демонстрирующими умение студента делать логические заключения. В заключении работы подводятся общие итоги исследования и подтверждается выполнение поставленных во введении целей и задач. Список использованной литературы включает 33 источников, в том числе 7 Интернет источников. В глоссарии указано 50 ключевых понятий исследования и приведён их перевод на английский язык.

Определение научной новизны и актуальности исследования: сформулированные во введении параметры научной новизны и актуальности в достаточной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам ВУЗа. Чётко и точно указаны основания, позволяющие считать данное исследование актуальным и выявляющее его научную новизну.

Постановка цели и задач исследования: чётко и точно сформулирована цель научной работы. В работе поставлено четыре задачи, которые являются логическим следствием поставленной цели.

Терминологическая база исследования: в ходе написания выпускной квалификационной работы студентка широко привлекала терминологический материал. Все термины, использованные в работе, применены грамотно и демонстрируют научный кругозор студента.

Наличие цитатного материала: в работе достаточно широко используется цитатный материал, что позволяет судить об умении студента работать с художественным текстом и критической литературой. Каждая цитата из художественного произведения является иллюстрацией того или иного теоретического тезиса, высказываемого студентом. Подобная работа с художественным текстом свидетельствует о глубоких познаниях студента и навыках исследовательской работы. Все приведенные в работе цитаты должным образом оформлены в виде постраничных сносок.

Оформление работы: работа оформлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследованиям подобного рода.

Замечания по работе: в работе встречаются некоторые стилистические недочёты; оформление некоторых сносок требует доработки. Однако, все сделанные замечания не умаляют значимости исследования в целом.

Общий вывод по работе: Выпускная квалификационная работа Рахимовой Шахнозы соответствует всем требованиям, предъявляемым к исследованиям подобного рода, и может быть рекомендована к защите. Работа заслуживает положительной оценки, а студент присвоения академического звания «бакалавр».

4 стр., 1598 слов

Золотой век русской литературы (2)

... настоящей работы - исследование основных особенностей русской литературы 19 века. Объект исследования – русская литература 19 века. Предмет исследования – особенности русской литературы 19 века. Задачи исследования: 1) Рассмотреть направления русской литературы «золотого века». 2) ... деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли ...

Рецензент

Заведующая кафедрой русского языка

и литературы АЛ №1 при УзГУМЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/semeynyie-tsennosti-v-proizvedeniyah-rodnoy-literaturyi/

Вотинова Г.В

«19» мая 2014г.

Выписка

из протокола предварительной защиты выпускных квалификационных работ студентов от 19 марта 2014 года кафедра русской и зарубежной литературы

Присутствовали: заведующая кафедрой, доцент Матенова Ю.У., профессор Миркурбанов Н.М., доцент Чекулина Н.А., доцент Старцева И.А., старший преподаватель Авдонина Т.Г., старший преподаватель Морозова Ю.В., старший преподаватель Корзун А.В., преподаватель Половинкина Т. В., преподаватель Юнусова Х.Ю., студенты 403-RT, 401-RN, 402-RN групп.

Слушали:

Заведующую кафедрой, доцента Матенову Ю.У.: Уважаемые коллеги, выпускники, сегодня у нас торжественный день — студенты представляют на предварительной защите свои выпускные квалификационные исследования. Предзащита проходит в соответствии с утвержденным графиком в течение двух дней: 18 и 19 марта с 9.00 до 12.20. По регламенту на выступление каждого студента отводится 7-10 минут. За отведенное время студент должен успеть представить свою работу и ответить на вопросы членов кафедры. Поэтому прошу вас четко излагать свои мысли, не вдаваться в излишние подробности и соблюдать установленный регламент. Сегодня предварительную защиту проходят 20 студентов из 403-RT, 401-RN, 402-RN групп. Итак, приступим к заслушиванию докладов студентов.

Выступили:

Рахимова Шахноза — 403-RT —

«Тема «семейных ценностей» в творчестве русских писателей второй половины 19 века»

Научный руководитель — профессор Лиходзиевский А.С.

(отчет прилагается)

Вопросы:

Проф. Миркурбанов Н.М.: Предусмотрена ли в работе методическая глава?

Ст. преп. Авдонина Т.Г.: Нужно более точно сформулировать названия глав.

Постановили:

1. Информацию научного руководителя и студента-выпускника принять к сведению.

2. Студента допустить к защите выпускных квалификационных работ.

3. Оппонентом назначить доцента Матенову Ю.У.

Заведующий кафедрой доцент Матенова Ю.У.

Секретарь Огай Т.О.

Введение

За прошедшие 20 лет постепенная демократизация общества затронула все сферы жизни общества, в т. ч. и образование. Это послужило толчком к формированию новых образовательных потребностей. Согласно новой парадигме, образовательная система должна готовить выпускников с новым типом мышления, не только обучать, но и формировать потребности в самостоятельном овладении знаниями в течение всей жизни. Президент Узбекистана Ислам Каримов отмечает: «Наряду с воспитанием подрастающего поколения в духе преданности добрым традициям нашего народа, мы должны создать все условия для глубокого и прочного усвоения ими достижений мировой цивилизации и культуры, овладения современными знаниями» Каримов И.А. Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности и уровня жизни народа — критерий и цель всей нашей деятельности. — Т.15 — Т.: Узбекистон, 2007. — С. 154.. А, как известно, воспитание подрастающего поколения начинается с семьи.

12 стр., 5999 слов

Такие разные семьи война и мир. семейные гнезда» в романе ...

... романа «Война и мир», толстовский идеал патриархальной семьи. 2. Уметь сопоставлять материал и делать выводы, пере сказывать материал близко к тексту. 3. Воспитать в студентах чувство уважения к семейным ценностям. ... «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в ...

Вся наша жизнь строится на основе семьи. Еще до рождения единственной ценностью человека является его семья. А главная цель семьи воспитание человека, именно в семье человек учится мыслить, у него складываются первые нравственные представления, формируется его мировоззрение. Семья выступает в роли школы любви, нравственности и является источником ценностей человека, учит правильному восприятию мира, свободы, духовности, уважения, верности. Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый по-своему понимает его. Но, пожалуй, человек по-настоящему счастлив, если у него крепкая и любящая семья.

К сожалению, в современном мире постоянно нарушаются трансляции семейных отношений, роли родителей в семье зачастую смешиваются, порой взрослые пытаются возложить воспитание младшего поколения на детские сады, школы, забывая о необходимости воспитания в семье.

Вот почему нам видится актуальным изучение творчества русских классиков, уделивших серьёзное внимание данной проблеме (И.С. Тургенев, С. Щедрин и Л.Н. Толстой).

Кроме того, тема «семейных ценностей» принадлежит к так называемым вечным темам, характерным не только для художественной литературы, но и для общества в целом. Она может быть понята и как проблема семейная, и как проблема поколений.

Объектом исследования является творчество русских писателей XIX века, затрагивающее тему семьи и семейных ценностей, но более обстоятельно мы останавливаемся на следующих произведениях: «Дворянское гнездо» Тургенева, «Анна Каренина» Л. Толстого и «Господа Головлёвы» С. Щедрина.

Предметом исследования является тема и проблема отношений в семье и семейные ценности.

Цель данной работы — анализ семейных отношений, образов старшего и младшего поколений, созданных в произведениях выбранных мною писателей, характеристика их жизненных установок. Данная цель определяет следующий круг задач:

  • определить специфику темы «семейных ценностей» в русской литературе;
  • дать характеристику нормам нравственных отношений в семье;
  • выделить характерные признаки поколения «отцов» и поколения «детей»;
  • проанализировать образы представителей разных поколений.

Методологической основой нашей квалификационной работы являются труды президента Республики Узбекистан И.А. Каримова: «Гармонично развитое поколение — основа прогресса», «Узбекистан на пороге достижения независимости», «Узбекистан на пороге XXI века», «Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности и уровня жизни народа — критерий и цель всей нашей деятельности»;

  • Теоретической базой являются труды таких видных ученых и литературоведов, как Кулешова Ф.И., Гродецкая А. Г., Туниманова В.А., Сабанеевой Е.А.

Новизна выпускной квалификационной работы заключается в попытке самостоятельного типологического сопоставления и анализа темы семьи в аксиологическом аспекте.

Практическая ценность квалификационного исследования определяется возможностью использования его основных положений в учебном процессе, при подготовке общих и специальных курсов по истории русской литературы, спец. семинаров, посвященных изучению русской литературы второй половины XIX в. как в высших учебных заведениях, так и в школьных программах.

12 стр., 5554 слов

Характеристика семей в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

... семья наделена своими чертами. Поколение отцов и детей… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. (Просмотр 1-3 слайдов творческого проекта «Мысль семейная в романе «Война и мир» и запись темы урока в тетрадь). 2. Сообщение темы и ...

Структура нашей выпускной квалификационной работы обусловлена её содержанием. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и глоссария.

ценность семья личность роман

ГЛАВА 1. Мир семейных ценностей в мировой литературе

1.1 Проблема «семьи и семейных ценностей» в русской литературе

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской — в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»).

Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу — это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу! Восхищения достойна и семья главы русской старообрядческой церкви — неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие протопопа Аввакума»).

Вспомним, эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по «стране варварской» (в морозы и гололёд священник со своими домочадцами бредёт по Сибири в ссылку) протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» Несмелов А.И. «Стихотворения и поэмы ». Собрание сочинений в 2-х томах. Т.I: С. 96 И, услышав от него в ответ: «Марковна, до самыя до смерти!» Там же. С. 96, покорно говорит: «Добро, Петровичь, ино ещё побредём» Там же С. 97.

Говоря о русской литературе ХVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный и инертный дворянин Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом), а слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё — женить своё избалованное, невежественное, эгоистичное дитя на богатой девушке, и для этого, как нельзя лучше, подходит её дальняя родственница Софья, которую неожиданно вернувшийся из ссылки дядюшка обеспечивает большим приданым. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в дитяти в тяжкий момент единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана резкое: «Отвяжись, матушка, как навязалась!» Фонвизин Д.И. «Недоросль» М.: Изд-во «Правда» 1982 — С. 148 Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это «злонравия достойные плоды».

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»), напротив, должны, по мнению автора-сентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа — кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Заботясь о душевном состоянии Лизы, старушка-мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту. А когда девушка, подло брошенная возлюбленным, решается на самоубийство, она, прежде всего, думает о матери и просит «любезную подружку» Анюту о ней позаботиться.

2 стр., 502 слов

Мысль семейная в романе Война и мир, Толстой

... в период с 1805 по 1812 годы, и как это повлияло на исход войны. Друбецким и Курагиным противопоставляются Ростовы и Болконские. От семьи Безуховых в ... главное в семейных эпизодах – это неподдельное, живое общение, посредством которого мы узнаем о самых главных событиях романа. ... и в самые трудные моменты становятся на ее защиту. Андрей является ярым противником светского образа жизни и с началом войны ...

О тяжкой участи крестьянских семей, где мужчины-кормильцы вынуждены, нарушая христианские правила, работать на пашне по воскресеньям (в остальное время они трудятся на «помещика жестокосердного»), а вечно голодные дети в глаза не видели «барской еды» — сахара, упоминает в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

«Мысль семейная» широко прослеживается в литературе ХIХ века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, «мужа не спросясь». Эта патриархальная поместная семья, где исправно «хранили в жизни мирной привычки милой старины», а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов (простодушный отец, кстати, «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой») и наивной веры в «преданья простонародной старины, … сны, карточные гаданья и предсказания луны», вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир иной, он был искренне оплакан «детьми и верною женой чистосердечней, чем иной». Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, «долгами жил …, давал три бала ежегодно и промотался наконец», о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку «мадам», которую затем «месье … сменил». Именно отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской «смиренной девочки» Татьяны. Он, хоть и «живо тронут был», «получив посланье Тани», искренне уверен в том, что ему и Татьяне «супружество … будет мукой» Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Изд-во: АСТ, Астрель. 2004. — С.38, потому что сам долго любить не способен: «привыкнув, разлюблю тотчас». Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего «доброго приятеля» одиночеством и душевным страданием в конце романа.

А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени»).

Олицетворяющий «портрет пороков целого поколения», пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлекшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью «мирного князя» на позор, а позже на боль по погибшей дочери (глава «Бэла»).

Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно «кинуть в мирный круг честных контрабандистов», разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и «ундина» вынуждены уехать, опасаясь доноса на них «странствующего офицера», старуха обречена на смерть, а слепой мальчик — на страдания (глава «Тамань»).

Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, — единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Григорий Александрович Печорин — понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, «твердым голосом и с принуждённою усмешкою» говорит: «…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться» Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»).

М.: Изд-во «Художественная литература», 1987 — С.115 (глава «Княжна Мери»).

А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину во время совместного служения в крепости. Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»).

Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» Там же — С.200. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась «ровным путём без цели», «пиром на празднике чужом».

Путешествие главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Чичикова по одной из губерний России с целью проведения крупной аферы для быстрого обогащения — это знакомство с новыми людьми — чиновниками и помещиками, людьми, как правило, солидными, оседлыми, семейными. Среди них и губернатор, примерный семьянин, имеющий любимую дочку, которую, как, кстати, считает городская молва, собирается «увезти» от родителей с собой новоявленный «херсонский помещик»; и хлебосольный полицмейстер, заботящийся прежде всего о собственном благе и благе своей семьи и бессовестно обирающий купцов; и «прекраснодушный» мечтатель Манилов со своей дражайшей половиной и сыновьями Алкидом и Фемистоклюсом, и основательный, хозяйственный Собакевич, для которого семейный дом, материальное благополучие, покой — главное в жизни, и даже «прореха на человечестве» Плюшкин, теперь потерявший человеческий облик, но некогда любящий муж и отец, расчётливый, но гостеприимный хозяин, претерпевший, к несчастью, столь печальную метаморфозу.

А русская литература второй половины ХIХ века представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать «семейными». Это «Гроза» А.Н. Островского, где главные герои — члены семьи купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой, которая жесткой и властной рукой управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая «старые порядки», по верному замечанию Кулигина, настоящая «ханжа»: «нищих оделяет, а домашних своих заела совсем». В страхе держит своё семейство и «ругатель, каких поискать», «пронзительный мужик» Савел Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: «Голубчики, не рассердите» Островский А.Н. «Гроза». М.: Изд-во: Искатель. Серия: Библиотечка школьника, 2012 — С.25. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает молодая Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

«Семейным романом» можно назвать и произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых — боевом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из «крУжовника», Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Вероятно, во многом Аркадий Кирсанов, женившийся в финале романа на сестре Анны Сергеевны Одинцовой Кате, во многом повторит путь отца: ведь молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом («… сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход»), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают «старики Базаровы», души не чающие в ненаглядном «Енюшеньке» и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Евгений Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью (как жаль, что этот герой, полный сил и грандиозных планов, уходит из жизни совсем молодым, не оставив после себя потомства!) просит Анну Сергеевну Одинцову, позаботиться об отце и матери: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…» Тургенев И.С. Роман «Отцы и дети». М.: Изд-во «Художественная литература», 1979 — С. 53

С разными семьями, как крестьян, так и помещиков, знакомимся мы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: это и краткие упоминания о семье старухи, сокрушающейся, что ей «домой идти тошнее, чем на каторгу»; и эпизод с признанием крестьянина Вавилы в сердечной привязанности к внучке- «егозе», мечтающей получить от деда в подарок «козловые ботиночки»; и рассказ тянущегося к красоте Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Но прежде всего это семьи помещиков (главы «Помещик», «Последыш») и крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка»), о которых подробно говорилось в статье «Мысль семейная» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Драму семьи уволенного со службы чиновника Мармеладова, горького пьяницы, сознающего свой грех и ощущающего чувство вины перед близкими, раскрывает перед читателем Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Семейство Мармеладовых, живущее в нищете, не имеющее не только своего угла, но и лишней пары нижнего белья, — это представители мира «униженных и оскорблённых», которым нет места под солнцем, которые в большинстве своём погибают от голода, болезней, социальной несправедливости…Чтобы спасти родных от голода, вынуждена «пойти по жёлтому билету» кроткая, религиозная, добросердечная Сонечка. Сознательно бросается под колёса пролётки несчастный Семён Мармеладов, дошедший до той черты, «когда ему некуда идти». Гибнет от чахотки полубезумная Катерина Ивановна, произнося последние слова: «Уездили клячу, надорвалась…» Достоевский Ф.М. Роман «Преступление и наказание». М.: Издательство «Правда», 1974 — С.111 Вероятно, такая же трагичная судьба ждала бы и детей Катерины Ивановны, если бы им и Сонечке не помог убийца и растлитель малолетних Свидригайлов, в душе которого причудливым образом сочетаются добро и зло и который перед совершением самоубийства решает облагодетельствовать тех, кому причинил страдания. Однако такой благополучный исход — скорее исключение, чем правило, и сам Ф.М. Достоевский это понимает.

В романе — эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является «мысль семейная». Писатель утверждал, что «люди как реки»: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства — Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых, заложенные в них матерью — Натальей, — абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя, чем подчеркивается их близость, доверительность взаимоотношений. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: «Он — сама распущенная доброта». Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром «читать тайное» людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай — все они унаследовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы — настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь. Незаурядностью, непохожестью на большинство аристократических семей привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», ещё в молодости получивший чин генерал-аншефа, энергичен, деятелен. Он почитал только две людские добродетели — «деятельность и ум» и постоянно чем-нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитическим умом и обширными, глубокими знаниями. Старый князь искренне любит своих детей, а его требовательность к ним обусловлена заботой об их будущем. Праздность — источник людских пороков, считает Николай Андреевич. Гордостью, чувством собственного достоинства наделены и дети опального генерал-аншефа. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей. «Душевные сокровища» открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: «Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас» Толстой Л.Н. Роман «Война и мир». М.: Изд-во: Эксмо, 2008 г. — С. 430.

Если говорить о теме дома и семьи в творчестве А.П. Чехова, то можно вспомнить его рассказ «Ионыч», где, наряду с главным героем — земским врачом Дмитрием Ионовичем Старцевым, действуют такие персонажи, как отец, мать и дочь Туркины, на которых жители губернского города С. указывали «как на самую образованную и талантливую» семью. Автор говорит, что Туркины — добрые, гостеприимные, радушные люди, что в их доме часто собирается городская интеллигенция, что члены этой небольшой дружной семьи нежно привязаны друг к другу. Чехов отмечает, что у каждого члена этого семейства «был какой-нибудь… талант»: Иван Петрович упражнялся в остроумии, Вера Иосифовна писала романы и «охотно читала их вслух своим гостям», Екатерина Ивановна «играла на рояле». Однако тут же с грустной усмешкой автор рассказа поясняет, что романы хозяйки дома написаны «о том, чего никогда не бывает в жизни», звуки клавиш, которые извлекает Екатерина Ивановна, «шумные, надоедливые», и гостям хочется, чтобы они скорее прекратились, а юмор Ивана Петровича примитивен и однообразен, неизменен в течение нескольких лет. Впоследствии Екатерина Ивановна, уже не Котик, как ласково называли когда-то родители эту «худощавую, миловидную, …с детским выражением лица» юную девушку, побывавшая в Москве, попытавшаяся (неудачно!) поступить в консерваторию, многое узнавшая и понявшая, с горечью признаётся Старцеву, что она «такая же пианистка, как мама писательница» Чехов А.П. Рассказ «Ионыч» М.: Изд-во: Эксмо, 2008 г. — С. 235 , и обещает никогда в его присутствии не играть и не говорить о музыке. Чехов старается избегать прямых оценок своих героев, но, читая рассказ «Ионыч», невольно задаешься вопросом: если «самые талантливые» люди в городе так, в сущности, бездарны, то каковы же остальные? Но если в этом семействе отношения строятся на любви и заботе, то, например, в пьесах Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных — даже внешне — семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью — известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»).

Герои не могут, да и не стараются понять друг друга, а в порыве гнева способны дойти до прямых оскорблений: «скряга», «оборвыш». Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сёстры Прозоровы («Три сестры»), но суждено ли этой мечте сбыться? «В Москву! В Москву!» — эти слова, как заклинание, звучат в течение всей пьесы, но это лишь слова, а не действия. Действует же в семье только один человек — невеста, а впоследствии жена Андрея — Наташа, вздорная, наглая мещанка, прибравшая к рукам и безвольного мужа, забросившего занятия наукой, и весь дом — наследственное гнездо Прозоровых. Распадается семья Раневских-Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч «ярославская бабушка»), Раневская; получил место в банке её брат Гаев, хотя какой из него «банковский служака»; вынуждена пойти в сельское имение богачей Рагулиных «в экономки» приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от нового хозяина вишнёвого сада Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать младшая дочь Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что «забыли» в опустевшем доме больного лакея Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать. Грустно, грустно…

«Рождённые в года глухие пути не помнят своего. Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего» Блок А. Стих-е «Рождённые в года глухие» [Электронный ресурс] URL: www.kostyor.ru — так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но об этом в следующий раз.

1.2 Жанр романа — семейной хроники в мировой литературе

Как известно, семья символизирует нацию, которая прошла через многие трагические изломы, но не раскололась до конца, ибо скрепы, сдерживающие её, оказались сильней любых исторических катаклизмов. Подробное исследование писателями семейной темы выливается в создание особого типа романной прозы — семейной хроники, отличительной особенностью которой является движение (смена) поколений в контексте эпох. Эти произведения создаются писателями именно для того, чтобы возродить преемственность поколений — то есть доказать, что главные катаклизмы позади и жизнь продолжается, несмотря на трагические и драматические коллизии. Стоит отметить, что в семейных хрониках реализуются некоторые художественные принципы исторического романа, когда сочетаются «исторический, социальный и гуманистический подходы» Жачемукова Б.М., Бешукова Ф.Б. Худож. специфика жанра историч. романа Вестник Адыгейского гос. университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. № 1 (70).

С. 13-20., под гуманистическим подходом следует, на наш взгляд, понимать также и антропологически — аксиологический ракурс.

Однако историзм романа — семейной хроники своеобразен: крупные события, а порою и реальные исторические деятели, присутствующие в романе, как правило, не интересуют автора сами по себе, но они находят отражение как имеющие значение для данной семьи (формирование характера подрастающего или же изменение взглядов взрослого поколения).

Таким образом, авторы предлагают именно несколько иной взгляд на историю, как бы снижая её масштабы и очеловечивая её. Таким образом, семейная хроника (или «семейная сага», таков синонимический термин, бытующий в современном литературоведении) становится главным жанром, повествующий о распаде империи, упадке старого государства и рождении нового. Это вполне закономерно и объяснимо: смену доминирующих идеологий проще всего показать через смену поколений, конфликт отцов и детей; слом уклада лучше всего иллюстрируется распадом большого патриархального семейства. Для произведений этого жанра характерно: соблюдение принципа чёткой хронологии, господство линейного принципа, что текстуально оформляется датировкой событий («Буденброкки» Томаса Манн), обозначением действия глав («Поющие в терновнике» Колин Маккалоу), соотнесением событий романа и событий истории (русские образцы исследуемого жанра: «Хроника четырёх поколений» Всеволода Соловьева, «Господа Головлёвы» Михаила Салтыкова — Щедрина, «Дело Артамоновых» Максима Горького и другие), а также естественными принципами старения или взросления персонажей. Линейный принцип определяет семейную хронику как жанр, в то же время история поколений может быть представлена иными способами (ретроспекция и воспоминания, вставные новеллы, напрямую не связанные с основным сюжетом, как в романах В. Шишкова «Угрюм-река», Л. Улицкой «Медея и её дети», или у Дж. Стейнбека в «Гроздьях гнева»).

Отличительной чертой этих произведений является то, что их действия не протянуты во времени и составляют меньший временной отрезок, чем в семейных хрониках, последовательно (линейно) отображающих бытие нескольких поколений одной семьи. Протяжённость действия семейных хроник составляет обычно 50 и более лет.

Художественное время в семейной хронике представлено жизнью 2-4 поколений и занимает значительный период в истории общества, что формирует ещё одну специфичную черту жанра — соотношение истории страны с историей семьи. Основная проблематика семейной хроники — проявление бытия личности в микросреде семьи, а также бытие семьи (как отображение истории отдельного класса) в социуме.

Обычно семейные хроники отражают историю выживания семьи в драматическую пору, когда само существование семьи ставилось под угрозу. Например, кризис Германии породил «Будденброков» в творчестве Томаса Манна, кризис британской империи ? голсуорсовских «Форсайтов», перерождение российской в советскую ? «Дело Артамоновых» М. Горького. Кризис сталинизма породил «Журбиных» Всеволода Кочетова; отчётливый упадок уже советской империи вызвал к жизни жанр семейной хроники в творчестве Г. Маркова («Строговы»), А. Иванова («Вечный зов»), Проскурина П. («Судьба» с двумя продолжениями).

На гибель СССР успел отреагировать один Василий Аксёнов: «Московская сага» была одновременно и пародией на семейноисторический роман, и первой пробой многих современных приёмов. В конце 90-x проницательные литераторы ощутили некоторую стабилизацию и необходимость осмысления нового бурного периода. Пионером в этом жанре в новом периоде истории русской литературы стал Дмитрий Вересов, написавший романы «Чёрный ворон» и «Летописец», а поскольку в советской истории много иррационального, он стал одним из первых, кто создал мистический (фактически оккультно-языческий) колорит на семейном материале.

Тенденция отображать историю семьи проявилась и в творчестве других современных писателей. Например, Елена Арсеньева издала в «Эксмо» серию романов «Русская семейная сага» ? «Несбывшаяся весна», «Зима в раю», «Осень на краю», «Последнее лето». В них отобразилась история русского дворянства и интеллигенции от начала двадцатого века до 1960-х годов. Последовательное изложение судеб трех поколений раскрывает то, как история проходит через жизнь простых людей, коверкая и искажая их судьбы. Однако, несмотря на сложные исторические обстоятельства, герои сохраняют себя и культурное наследие своего сословия.

В таком контексте стоит отметить и произведения Александра Лапина «Русский крест» и Елены Колиной «Сага о бедных Гольдманах». В этой статье нам хотелось бы выделить роман Семёна Малкова, представителя технической интеллигенции, авиаконструктора. Телесериал «Две судьбы», созданный по мотивам (с имением сюжетных линий) романов Малкова, стал очень популярным, также большим тиражом разошлись и книги. В основе сюжета две женские истории. В начале 60-х годов деревенские подруги Вера и Лида молоды, красивы, впереди у них целая жизнь. Тугой узел конфликта развязывается совершенно непредсказуемо, срывая маски, обнажая истину, вовлекая в водоворот событий всё новых и новых персонажей. Сквозь многие годы проносят героини свои мечты и любовь. Их личные жизни развиваются на фоне непростой судьбы страны столь же драматично, сколь и неожиданно. Cегодня критики сравнивают новый роман Семёна Малкова с лучшими образцами русской эпической прозы. Основное достоинство книги, чёткая расстановка нравственных акцентов. Тонкий психолог — автор не пытается выгораживать «плохих» героев, придавая им отрицательное обаяние и наделяя страдающей душой, равно как и не добавляет лишних непривлекательных черт героям положительным. Само название семейной хроники «Две судьбы» можно трактовать как два пути, которые выбирают для себя люди. Трудный путь честности, любви, верности идеалам, или удобный путь лжи и себялюбия. И так происходит на протяжении трёх поколений семьи, нравственный выбор встаёт и перед дочерьми Веры и Лидии, в предперестроечное время, Петром Юсуповым, внуком Веры и его другом — врагом Кириллом Слепневым в эпоху «лихих девяностых» и начале нового тысячелетия. Решение этических проблем поддается как пример читателям книги и зрителям фильма.

После успеха романа «Две судьбы» Семён Малков создаёт роман «Вертикаль жизни». Новая трилогия также написана в жанре семейной хроники. В основе книги сложная, насыщенная ярчайшими эпизодами история жизни ученого Артёма Наумова и его родных. Время, в которое происходят события первого тома этой семейной саги, — одно из самых интересных и сложных в нашей истории: начало Второй мировой войны и середина 50-х годов. В финале «Вертикали жизни» описано последнее десятилетие ХХ века: политические бури, финансовые пирамиды, незаслуженное возвышение одних и нищета других. Время, когда родные дети становятся чужими, а чужие — прирастают к сердцу. Семья академика Артёма Наумова волею судьбы оказывается на острие бытия, но у героев достаточно сил, чтобы не просто выжить, но и сохранить нравственное и духовное наследие рода. Другие семейные хроники («Дети Ванюхина» Григория Ряжского, «Московская сага» Василия Аксенова) известны широким массам наших соотечественников в основном благодаря экранизациям, более, или менее, удачным.