О роли семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения статья

Эссе

Воспитание «внутренней крепости»

Если я говорю языками человеческими

и ангельскими, а любви не имею, то я –

медь звенящая, или кимвал звучащий.

Апостол Павел

Мы живем в XXI веке, в котором произошли кардинальные изменения. Необычайно возросли уровень и качество жизни, изменились потребности, темпы технического развития. В современном обществе для большинства людей основой жизни постепенно становятся материальные блага, комфорт. Люди стремятся к успеху и независимости. Но вместе они ощущают неуверенность в завтрашнем дне, происходит падение нравственности.

Общество — сложная система различных отношений между людьми, где противоречия, конфликты являются естественным состоянием. Точно так же семья испытывает на себе все эти противоречия. В устойчивых семейных отношениях стараются решать проблемы, защищая интересы всех членов. Семья не только воспроизводит новое потомство, но и по-своему охраняет, помогает, дает уроки жизни, воспитывает. Поэтому индивид получает возможность духовного, нравственного развития.

В современном мире проблема семейных отношений является наиболее острой. Глобальный цивилизационный кризис оказывает существенное влияние и на семейные отношения. Разрушаются прежние устойчивые отношения внутри социальных групп, в том числе семьи. Мы видим, как в наше время в России и у нас в Калмыкии растет количество гражданских браков, детей-сирот при живых биологических родителях. Мы часто сталкиваемся с фактами морального, физического насилия над детьми. Как отмечает Оксфордская энциклопедия « Народы и культуры»: «Образ поведения и мыслей ребенок с ранних лет воспринимает в семье, взаимоотношения между ее членами определяют его психологическое развитие, поэтому семейные конфликты могут привести к тяжелым психологическим последствиям. В странах Западной Европы в последние годы наблюдается рост количества семей с одним родителем (неполных семей)- либо замужней матерью, либо с отцом или с матерью, оставшимся без партнера после его смерти или развода. Так же, как и общество, семья проходит свой цикл жизни, и большинство индивидов испытывают множество изменений в семейных ролях». Все перечисленные явления характерны для российского и калмыцкого общества.

5 стр., 2353 слов

Проблемы и опыт социальной поддержки семей одиноких матерей

... возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами за счет своих внутренних ресурсов. Субъектами социальной поддержки семьи одинокой матери могут выступать родственники, ... проблемы обсуждаются всеми членами неполной семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру; - семьи одиноких матерей, в которых основная масса усилий ...

Несмотря на существующие серьезные проблемы семейных отношений, есть уверенность в том, что семья будет продолжать выполнять ведущую роль в рождении, воспитании детей, оказании помощи всем своим членам. В семье по- прежнему человек получает первые сведения и мире, природе, человеке, о самом себе. С багажом этих знаний он идет в общество, к людям, которые тоже оказывают на него влияние. Ценности общества и семьи во многом совпадают и составляют основу существования социума.

В философском словаре дано такое определение ценности: «Ценность — это, то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П.Менцер) Ценностями любого общества являются социальные, политические, экономические и духовные достижения, приумножающие условия для полноценного развития ее членов, их семей. Семейные ценности тоже включают общественные, только акценты делают на тех, которые более всего признаются важными для данной малой группы. Я думаю, основными семейными ценностями являлись любовь друг к другу, детям и счастье.

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы стать счастливым. Каждый прожитый день — это ступень к счастью, говорят мудрецы. Что же такое счастье? Еще в древние времена были свои взгляды на толкование настоящего человеческого счастья.

Есть легенда о греческом царе Крезе, считавшим себя богатым и счастливым. Он пригласил к себе Солона, философа и законодателя, чтобы это подтвердить. На что Солон ответил: ни о ком нельзя сказать, что он счастлив, пока он жив. Крез, конечно, не ожидал такого ответа, потому что был уверен в вечности своего высокого и важного положения. Позже любимый сын Креза был убит, государство его разрушили, сам он попал в плен.

…Все преходяще в этом мире, кроме истинных ценностей: любви, детей, семьи, созидательного творчества. Понимание этих ценностей приходят к каждому человеку по-разному. Кто-то осознает это, если повезёт, рано, кто-то, к сожалению, только к концу жизни.

В послании апостола Павла говорится: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится». Созвучна этим словам простая калмыцкая поговорка: «Дурн уга — кюн уга» т.е. если нет любви, то нет и человека. Я думаю, что такое мировосприятие подчеркивает глубинные качества личности как способность любить и творить.

Я на небольшом социальном опыте хорошо усвоила, что «любовь долготерпит, милосердствует». В нашей большой семье добрые слова, забота друг о друге заложено бабушкой. Бабушка для всех нас, родных — маленький «пассионарий», который направляет будущее семьи по определенному руслу. Л.Гумилев, автор теории о пассинариях, указывал, что «эти люди могут быть добрыми и злыми, умными и глупыми, нежными или грубыми. Это не важно; главное, что они готовы жертвовать собой и другими людьми ради своих целей, которые часто бывают иллюзорными» Для нас, членов нашей малой социальной общности эджа- это самый добрый и умный , нежный человек, без которого невозможна жизнь в настоящем и будущем. Мы любим ее отношение к жизни, всегда с интересом слушаем рассказы о довоенном, военном времени, горестных годах ссылки калмыков и волнующем возвращении на родную землю. Для нас, маленьких детей эти рассказы были первым воспитанием историей, определением добра и зла, истины.

2 стр., 534 слов

Воспитателя детского сада «Любовь к детям как основа воспитательного ...

... также открытие индивидуальности каждого малыша. Как раз любовь к детям открывает каждого ребенка, позволяет раскрыть его возможности. Хочу отметить, что любовь к детям и сыграла огромную роль в выборе будущей ... время читаю литературу для овладения педагогическим мастерством. Посещаю занятия воспитателей. Хочу всю жизнь отдать этой профессии. Я считаю, что выбранная мною профессия — самая интересная ...

Почти в каждой семье хранят фотографии прошлых времен как реликвии, ценности. Это понятно, если учесть, что много калмыков погибло во время войны, в Сибири, во время ссылки. В нашем семейном архиве есть довоенные реликвии, которыми дорожит бабушка. Это фотографии ее брата – Зургана Батаевича Баянова. В старинной калмыцкой песне говорится: «Красивее всех птиц утки, что плавают в нашем пруду. Братья среди других красивее всех». (Нур дунд нуһсн сәәхн, нутг дунд ахнр сәәхн).

Так и бабушка считает брата самым дорогим и идеальным человеком на свете. Он и на самом деле был очень интересным мужчиной. Играл на саратовской гармони, на калмыцкой домбре, любил читать. Друзья его любили за веселый и добрый нрав. В 1939 году Зурган был призван в Красную Армию, стал офицером. В его письмах, в которых он обещал вернуться, просил помогать его жене и маленькому сыночку. Однако этому не суждено было сбыться. Он был тяжело ранен в бою под Новороссийском; скончался, не приходя в сознание в госпитале. Его молодая жена и ребёнок умерли во время ссылки в Сибирь. Такова короткая и трагичная история одной калмыцкой семьи.

Я часто думаю о дедушке Зургане, его родных. Война застала его совсем молодым, полным сил и здоровья. Я думаю о том, какие у него были планы, о чем он мечтал? Может, они вместе с женой мечтали о том, как будут любить и воспитывать не только своего сына, но и будущих детей, о том, какой счастливой и радостной будет завтрашняя жизнь. Но война изменила все. К сожалению, нам мало известно обо всем боевом пути дедушки. Похоронка на погибшего и другие документы не сохранились во время ссылки в Сибирь. Времени на сборы давали очень мало. Необходимо было быстро собрать вещи и продукты для маленьких детей, помочь старикам. Эджа очень жалеет, что не смогли уберечь документы. Очень трудное испытание выпало на долю старшего поколения: суровые военные будни, потеря близких, погибших на фронте, холодные сибирские годы депортации, тяжелый труд спецпереселенцев, болезни, страдания и смерть родственников вдали от своей родной степи… Сама бабушка с болью рассказывает о годах депортации. Она вспоминает, какие унижения пришлось испытывать оттого, что калмыков называли предателями. Калмыки в массе были верны Родине, воевали на фронтах войны! так почему их наказали так жестоко? Это было несправедливо. Надо всегда помнить о невинных жертвах, погибших во время депортации. Нация потеряла свою элиту, молодежь. Некоторые из чувства страха потеряли естественную гордость за принадлежность к калмыцкой национальности. Происходила потеря национальных ценностей, которые веками скрепляли этнос. Сегодня эджа говорит нам, что мы должны уметь защитить себя от произвола, не допустить того, что пришлось пережить им.

2 стр., 576 слов

О роли молока в жизни человека «Пейте дети молоко — будете здоровы!» ...

... ни одна биохимическая реакция в организме человека . Молоко необходимо во все периоды жизни человека , но особенно для детей, пожилых и больных людей. В организме человека белки исполняют роль пластического строительного материала. ... витамина В, который преобразует углеводы в энергию. Так что о пользе молока можно писать поэмы . С детства я помню, как у нас дома жила наша кормилица ...

Я считаю, что рассказы бабушки о брате, его семье, бережное отношение к тому, что осталось от него – фотографиям – помогли мне понять, что такое любить своих родных, нести ответственность перед родителями, сестрами и людьми. Любовь бабушки, радость передались и нам. Мне тепло от мысли, что этот человек — мой дедушка. Иногда я задумываюсь о том, что знают ли мои ровесники о своих родственниках, истории своей семьи в годы войны, депортации. Мы часто общаемся в контактах со своими одноклассниками, ровесниками из Англии или США, но не находим время для своих дедушек и бабушек, которые много могут рассказать.

Недавно мы обсуждали тему человеческого счастья. Какое оно, счастье? Чем оно соизмеряется? Я сразу впоминаю старинную калмыцкую легенду о каплях счастья, которую нам рассказывала наша эжа (бабушка) В ней говорится о горе родителей, потерявших маленького сына. Мальчик, попав на небеса, не мог спокойно видеть страдание родителей, оставшихся на земле. Желая хоть как-то уменьшить их земные страдания, он одарил их каплями: богатства, славы, любви. Но счастье не наступало. Где же оно? Моя маленькая сестра спросила: «Почему не стали счастливыми родители мальчика? Он так старался для них!» Бабушка ответила, что каждый человек должен сам понять и осознать, какое это счастье. Измеряется ли оно чем-то? Для каждого из нас понимание того, что составляет цену счастья, приходит по-разному. Кто-то осознает в юности, а кто-то, к сожалению, только к концу жизни.

На уроках обществознания мы изучали вопрос о духовных ценностях современного человека. Насколько необходима ему семья, дети? В европейских странах семьи постепенно отказываются от желания иметь детей. Воспитание детей, их обучение в школе, колледжах являются дорогостоящими расходами, требующие от родителей моральных и физических, финансовых усилий. Удобнее жить для себя, пользоваться полноценно всеми благами, жить в комфорте, не тратя время на других. Ученики разделились во мнениях. Одна группа считала, что главным в жизни человека являются материальный достаток, возможность удачно устроиться на работу, иметь высокий доход. Поэтому семья – не столь актуальна для современников. Другие же доказывали то, что каждый человек, помимо успешной карьеры, стабильного дохода должен получать любовь, внимание и признание ценностей его жизни, что помогает преодолевать трудности, барьеры в жизни. Сегодня известно, что если человек недополучил этого в жизни, то он будет во многом ограничен в способности понимать других, свободно выражать свои личностные качества, культуру.

Я счастлива и благодарна, что мне в решении этой дилеммы помогают наставления эджи. Его святейшество Далай-лама 14, духовный лидер буддистов в своей книге « Этика для нового тысячелетия» подчеркивает, что мировосприятие личности зависит от того, насколько полноценной его жизнь была в семье, которая окружает ребенка заботой и любовью. Такой человек способен иметь мировоззрение подобное «внутренней крепости», помогающей преодолевать жизненные барьеры. Я думаю, что такая гармония сердца и ума способна будет останавливать зло и агрессивность, хитрость и коварство.

2 стр., 787 слов

Сочинение что нужно человеку для счастья

... жизни моих родителей. Конечно, достаточное количество денег дают определенную свободу человеку. Здорово, когда у людей есть возможность помочь другим людям. И для ... успехам, я понимаю, как мы дороги для нее. Ведь это счастье для бабушки – видеть своих внуков, частичку самой ... мужчина, немногословен. Но я все-таки выяснил, что такое счастье для него. Оказалось, что его сердце наполняет радость, когда ...