Роль слуха в развитии музыкальных способностей велика .Развитие слуха происходит не только на уроках музыки ;всякая музыкальная деятельность способствует развитию слуха. Это сложное явление по характеру восприятия высоты звука разделяется на абсолютный и относительный слух. Большинство людей обладают относительным слухом. Относительный слух – это умение определять звуки после ладовой настройки или от нижнего звука своего диапазона голоса .
Основная цель преподавателя детской музыкально-хоровой школы- воспитание гармонически развитой личности посредством музыки. Комплекс способностей, которыми должна обладать развитая личность, должен включать в себя как общие, так и специальные музыкальные способности.
В результате обучения и воспитания, возникают и развиваются качества, обеспечивающие успешность выполнения одного специального вида деятельности. Тренировка специальных способностей влияет на развитие общих свойств и качеств личности. Специальным видам деятельности нередко глубоко взаимодействуют между собой и в процессе формирования усиливают и обогащают друг друга.
К специальным способностям можно отнести: музыкальный слух, память и воображение. Развитие слуха у детей начинается, как правило, со способности простейших различений отдельных звуков, в дальнейшем же музыкальный слух приобретает сложный и дифференцированный вид.
Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.
Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.
Перед преподавателями сольфеджио возникает нелёгкая задача развить музыкальный слух любого ребёнка, пришедшего в детскую музыкально-хоровую школу. Отсюда возникает необходимость нового подхода к обучению детей, развитию их музыкальных способностей. Этому способствует программа, созданная по методике В.В.Кирюшина и адаптированная для музыкально-хоровой школы Л. Галицкой.
Актуальность этой образовательной программы заключается в том, что в основу содержания заложено развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроты, слуховой быстроты, слуховой реакции, способности запомнить, удержать в памяти, воспроизвести музыкальный текст, обнаружить ошибки в исполнении знакомой музыки или в нотном тексте, реконструировать нотный текст сообразно стилю и многое другое, что выявляет навыки, управляемые профессионально развитым слухом.
Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе ...
... введения игры на инструментах в работе с музыкально слаборазвитыми детьми, для которых инструментальное музицирование является способом развития различных музыкальных способностей. Музыка есть эмоциональное познание, поэтому ... слух обладает способностью ощущать явление звука конкретно и вместе с тем он сознаёт каждое отдельное мгновение его». Развитое восприятие обогащает все музыкальные ...
Новизна заключается в применении современной методики воспитания слуха, продиктованной требованиями художественной практики современности. Концепция ее состоит: в формировании активного мышления, основанного на поиске нового. На преодолении слухового штампа; в использовании в методах и приемах работы результатов психологических исследований восприятия, памяти, мышления.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, весь материал даётся в интересной игровой и доступной форме, основанной на сказках, рассказах и песнях, специально сочинённых для каждого понятия, требующего запоминания.
Цель программы – интенсивное освоение материала, учет на занятиях конкретной исполнительской специфики и сближение сольфеджио с современной концертной практикой.
Задачи:
Образовательные:
- Изучение теории музыки.
- Научить умению применять полученные знания на практике.
Развивающие :
- Развитие моторики, координации.
- Развитие дикции.
- Развитие психологических и эмоциональных процессов.
- Развитие органов чувств.
- Развитие образного мышления.
- Развитие личностных качеств.
Воспитательные:
- Воспитание слуха.
- Воспитание внутренней культуры.
Приобщение к мировой художественной культуре.
Глава 1
Уроки сольфеджио в музыкальной школе –это система развития музыкального и ритмического слуха . Ладовое воспитание ,ритмическое воспитание ,развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти ,развитие мелодического ,гармонического и полифонического слуха. Учитывая специфику музыкально-хоровой школы «Апрель» г.Димитровграда ,возникла необходимость нового подхода в обучении детей музыкальной грамоте и развитии музыкального и ритмического слуха ,начиная с младшего возраста .
Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие ...
... особенностей внеклассной работы; выявление основной направленности музыкальной внеклассной работы; представление задач вокального воспитания детей в условиях внеклассной музыкальной работы; 4) описание способов музыкального творческого развития на ... образования детей или учреждением культуры центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, ...
Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха, при наличии которого учащиеся могут мысленно представлять музыкальные произведения или его часть во всех деталях.
Проблема заключается в том, что первый класс приходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на 2-х или 3-х звуках.
Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог использует различные приемы и формы работы для развития музыкального слуха. Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их художественное значение. Вот этот-то слух и необходим каждому музыканту. В том или ином виде музыкальный слух есть у каждого. Просто у некоторых он выражен очень ярко, а у других слабее. Но музыкальный слух можно развить, если очень хотеть и настойчиво добиваться этого.
Исходя из целей и задач программы, используются следующие методы и формы работы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстрированный (объяснение сопровождается использованием наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит задачу и вместе с детьми решает ее).
Кроме методов продуманы приемы, позволяющие решать задачи развития особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроты, слуховой быстроты, слуховой реакции и т.д.
Главное отличие от традиционных методов обучения — игровые ситуации на уроке, как естественная форма существования ребенка. Детей в этом возрасте привлекает именно игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую сферу деятельности. Как показывает практика, дети легко и быстро усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес.
- Работа по развитию мелодического слуха
Для развития мелодического слуха применяются следующие формы работы:
- Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней.
- Изучение интервалов и аккордов.
- Пение с листа одноголосных примеров (acapella или с сопровождением).
- Запись одноголосных диктантов.
- Сольфеджирование.
- Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.
- Развитие гармонического слуха
«Гармония» — в переводе с греческого означает «Связь, сплочённость».В музыке – это прежде всего звуки, стройно связанные в созвучия – аккорды, и их последовательность. Но звуки, не хаотически взятые, а принадлежащие определенному ладу.
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...
... -эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыть специфику театрализованной деятельности старших дошкольников. Рассмотреть роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников. Выявить в ходе экспериментальной работы целесообразность использования театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших ...
Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с первых уроков, когда разучиваются песенки, пропеваются примеры из учебников в сопровождении фортепиано. Гармонический слух так же формируется при пении двухголосия, интервалов, аккордов, при анализе на слух гармонических оборотов.
В своей работе я хочу обратиться к проблеме развития гармонического слуха у детей на уроках сольфеджио. Часто изучение теоретического материала, выполнение практических работ, сольфеджирование одноголосных номеров и пение интервалов отодвигает на второй план развитие гармонического cлуха
у учащихся, что в свою очередь отрицательно сказывается на общем процессе обучения.
Основной задачей в работе над гармоническим слухом является усвоение интервалов. Полезно использовать следующие формы работы:
1)пропевание интервалов в тональности двухголосно. Последовательность из 2-3х интервалов;
2) Пение музыкальных примеров на два голоса (с эпизодическим двухголосием), пение гамм в параллельных тональностях двухголоием;
3) Пропевание в двухголосных мелодиях одного голоса с проигрыванием другого на фортепиано;
4) К выученной мелодии подписать голос на терцию или сексту ниже. Дается понятие параллельное движение голосов;
5) Слуховой анализ-неотъемлемая часть в работе над развитием гармонического слуха.
- Ритмическое воспитание
Развитие ритмического слуха следует начинать уже в первом классе. Сначала эта работа будет осуществляться на уровне метро-ритмического восприятия. Для этого на уроке вводятся различные ритмические упражнения.
Здесь можно использовать следующие формы работы:
1. Учитель исполняет на фортепиано произведение, дети выстукивают доли, ритмический рисунок.
2. Ритмическое двухголосие:
а) Одна группа детей выстукивает ритм, другая доли.
б) Правая рука отстукивает ритм, левая рука — доли.
3. Ритмическая партитура: игра на инструментах шумового оркестра.
Воспитание ритмического слуха у детей охватывает три аспекта:
1. Воспитание четкого ощущения размера; 2. Воспитание четкого ощущения длительностей и их соотношения; 3. Воспитание правильного чувства темпа.
Глава 2
Музыкальный слух активно развивается в музыкально-практической деятельности, он предстает тонкой сонастроенностью разных психологических систем объединенных сотрудничеством или соподчинением, взаимодополнением или параллельным действием. На работу музыкального слуха накладывают отпечаток свойства личности, ее мотивы. Различают несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный, внутренний и др. Кроме того, существуют следующие формы слуха: метроритмический, звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний.
Формирование умения выразительного пения у детей пятого года жизни
... актуальность обучения детей выразительному пению обусловлена необходимостью разрешить возникшие противоречия между педагогическими требованиями, направленными на обучение выразительному пению с одной стороны, и отсутствием ориентации на выразительное пение ... чувства ритма и способности к слуховому представлению (т. е. способности воспроизводить мелодию по слуху). Теперь обратимся к понятию «пение» и ...
Остановимся более подробно на методах развития слуха:
2.1 Методы развития мелодического слуха
1. Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней.
В образовательной программе по сольфеджио пение гамм, ступеней, заучивание мелодий относится к разделу вокально-интонационных навыков, и в соответствии с этим изучение гамм ведётся от простого к сложному, а именно от количества ключевых знаков от 1 до 7, с первого по седьмой класс. На пение гамм и ступеней строится развитие интонационных навыков. В течение первого года обучения перед педагогом стоит задача научить детей слушать свой голос, слушать инструмент, слушать голос учителя и при этом самому петь.
Хорошо, если у ребёнка чистая интонация, хороший голос, т.е. он наделен природными способностями, а если нет, то понадобиться определенное время и большое терпение со стороны учителя и ученика, для достижения нужного результата.
В решении этой задачи может помочь программа, созданная по методике В.В.Кирюшина и адаптированная для музыкально-хоровой школы Галицкой Л.,:
Первоначальное знакомство с семью нотами начинается со « Сказки о мишке Егорке и добром дедушке Цезаре ». За каждой нотой закрепляется яркий персонаж сказки, который позволяет очень быстро ребёнку запомнить расположение каждой ноты на клавиатуре. По мере дальнейшего изучения теоретического материала, персонажи этой сказки со своими увлекательными историями помогают ребятам осваивать музыкальную грамоту. Ознакомившись с семью нотами, звукоряд До , а в дальнейшем это звукоряды от других нот, превращаются в сказочное королевство, где каждая ступень лада становится личностью. Всё королевство стоит на трёх устойчивых столбах 1- 3 – 5 ступенях.
I ст. и VIII ст. самые главные, на которых расположилась королева – Тоника и имеет два кабинета. Она очень красива и носит синее платье. Её помощник министр Доминант – 5 ст.
Он ходит в красном кафтане. У него тоже есть подчинённый, который живёт под ним это Субдоминант (4 ст.).
Т-S – Д – самые главные личности в королевстве. У Тоники есть свои прислуги. Они её окружают и водят, поэтому их назвали вводные звуки II и VII ст. И в последнюю очередь происходит знакомство с VI ст. Знакомство с отдельными ступенями и их взаимосвязь строится на самых разнообразных попевках, помогая закреплять все интонационные тяготения неустоев в устои.
2. Изучение интервалов и аккордов.
Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности у детей ...
... опыта работы; анкетирование; педагогический эксперимент; математические методы обработки результатов. Глава 1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития графических навыков у детей дошкольного возраста 1.1 Специфика изобразительной деятельности детей ...
Одной из самых распространенных систем развития музыкального слуха у детей является интервальная система .Она основана на пении интервалов от звука вверх и вниз и рассматривает мелодию ,как сумму интервалов .Ни ладовое положение ,ни структура при этом не осознаются и не являются ориентиром . Изучение интервалов начинается буквально с первых занятий и происходит на образном и слуховом уровне, т.е. каждый интервал его звучание, ассоциируется с образом знакомым, понятным и близким по «характеру», который имеет свою историю, рассказ.
Прима – птичка; секунда- крыса; терция- заяц; кварта- лягушка; квинта- медуза, ув4 и ум5- тритоны харитоны Фася и Сифа, секста- олень, септима-бегемот, октава-жирафа.
Интонационное освоение интервалов закрепляется на попевках и весёлых песенках. Позже вводятся более глубокие теоретические понятия по построению интервалов. Главная задача на начальном этапе – это выработать у ребёнка слуховое и интонационное представление о каждом интервале.
Параллельно с изучением интервалов начинается знакомство с аккордами . Для строения трезвучий используются кубики синего и красного цвета. Синий – м3, Красный – б3
-Мажорное трезвучие
-Минорное трезвучие
Уменьшённое трезвучие
-Увеличенное трезвучие
3. Пение с листа одноголосных примеров (acapella или с сопровождением).
В более старших классах ритм лучше прохлопывать левой рукой по столу, при этом читать или петь ноты упражнения, а правой — дирижировать.
В чтении с листа, полученные знания, умения, навыки сливаются во едино., подчиняются одной цели. При этом выявляются разные свойства музыкального слуха. Степень владения навыками, полученными при комплексном походе на уроках сольфеджио, специальности, музыкальной литературы определяют в конечном итоге уровень развития музыканта, готовности его к самостоятельной работе. Для чтения с листа необходимо:
— уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента;
— интонировать простые интервалы;
— иметь навыки в чтении ритмических фигур.
Чтение нот с листа с точки зрения физиологии и психологии человека – сложный процесс, в результате которого зрительные раздражения должны переработаться в слуховые представления по схеме: «вижу» – «пониманию» – «мысленно представляю» — «воспроизвожу». Чтобы выработать устойчивые навыки чтения нотного текста с листа необходимы систематическая тренировка, а так же постепенность в наращивании трудности исполняемого материала. Перед пением с листа делаем анализ мелодий, т.е. проводим зрительный охват: движение звуков, ритмический рисунок, фразы (повтор, не повтор), тональность, размер. На начальном этапе хорошо помогает счёт. Ученику предлагается сказать: сколько нот на «раз и», «два и» и т.д., что позволяет не затягивать темп и видеть последующую ноту, осмысливать ритм и в целом комбинации любой сложности по долям.
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития ...
... и не приносит малышам радости. В результате многолетнего экспериментального исследования педагогом М. Трубниковой были доказаны возможность и необходимость обучения игре на детских музыкальных инструментах по слуху. ... раз при переходе к новой мелодии начинали с нуля. В результате игра на детских инструментах превращается в тяжелую работу, как для детей, так и для взрослых, ...
При этом особое внимание следует обращать на формирование внутренних слуховых представлений (звучание ступеней, интервалов, ритмов).
4. Запись одноголосных диктантов.
Диктант является ярким средством проверки всех полученных навыков. К этой работе приступают с первых уроков. Сначала это ритмические диктанты, затем устные диктанты, основанные на небольших мотивах, затем фразах, построенных на знакомых оборотах, устойчивых ступенях, вводных поступенных восходящих, нисходящих движениях и т.д. Когда ученики научатся определять звуки в тональности, овладеют техникой записи и приобретут достаточно развитый объем памяти, тогда приступают к записи диктанта.
На начальном этапе всеми учащимся проводится подробный анализ проигранной мелодии. Перед проигрыванием диктанта следует давать хорошую настройку в тональности, спеть тонико – доминантовые тяготения. Мелодии должны включать в себя знакомые обороты, построенные на пройденных попевках. На запись отводится 5-8 минут. По мере усложнения диктантов время увеличивается до 10-15 минут. Диктанты можно давать с гармоническим сопровождением.
Дома желательно пропевать диктант в разных тональностях, подбирать к нему аккомпанемент, выучивать наизусть.
Это наиболее трудная форма работы, и потому, что бы ученики не боялись необходимо их соответственно настроить. Прежде чем писать мелодический диктант, нужно научить ученика устно пропревать коротенькие мотивы из двух тактов, при этом запомнить мелодию и в дальнейшем спеть её нотами. С увеличением количества тактов (до 8) вводится понятие «период». На первых порах это период повторного строения из 2-х или 4-х фраз. Предварительно нужно обязательно проанализировать диктант: определить размер, с какой ступени (ноты) начинается, сколько тактов, какие повторяются, ритм, трудности, интонационные обороты.
На следующем этапе диктант полезно записывать графически, т.к. это способствует анализированию движения звуков: вверх, вниз, на одной высоте, по-порядку или скачком.
Диктант пишут разными способами. Одни ученики прослушивают мелодию несколько раз, запоминают её, а потом пишут. Другие – пишут ноты – кружки всего диктанта, затем проставляют ритм. Этот способ саамы длительный. Хорошо если ребёнок может писать диктант по тактам, при этом он выбирает повторяющиеся такты, например 1 и 5, т.е. начало первой фразы и второй. Если диктант неповторного строения, следовательно, его трудно запомнить, то можно предложить записать последний один такт или два, т.к. после проигрывания именно конец мелодии звучит в голове, когда начало уже забылось. Т.е. способов записи диктантов много. Каждый ребёнок сам приспосабливается к записи диктанта, находит оптимальный вариант и не нужно ему в этом мешать.
5. Еще одна форма работы над развитием музыкального слуха у детей – это сольфеджирование. Коме того, что при сольфеджировании объединяется рад навыков: умение определять лад и тональность, умение определять размер и особенности ритмического и мелодического строения, умение точно интонировать, соблюдая строй и равномерность дыхания, умение удерживать темп, точно выполнять ритм, опираясь на пульсацию, но и благодаря сольфеджированию происходит развитие внутреннего слуха детей. Важно, чтобы ребенок не отвлекался во время пения товарища, а следил по нотам, т.к. это равносильно активному участию: в этот момент работает внутренний слух, вибрируют связки. Они интуитивно сокращаются и происходит тот же процесс, что и у поющего вслух. Хорошее упражнение для развития внутреннего слуха, это пение мелодии по фразам, поочередно разными учащимися с соблюдением ровности движения и точности интонирования
Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре
... смешных клоунов. А что может исполнить ребенок под тяжелые ритмы рок- музыки? Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение ... создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений. Необходимым условием работы с детьми является тесное ...
6. Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения или периода, импровизаций мелодий, песен, интонаций.
Этим творческим видом деятельности нужно заниматься уже с первого класса. Ощущение устоя, тоники и умение допеть до неё – развивает ладовое чувство, а следовательно – мелодический слух в целом. Кроме того, этот вид работы интересен, он мобилизует ученика, заставляет его собраться и спеть простенькую мелодию из 2-5 нот. Допевать можно по звукам тонического трезвучия, поступенно вверх или вниз до тоники, использовать прием опевания, скачки ит.д. За каждый такой индивидуальный ответ нужно обязательно похвалить ученика, при этом проанализировать его, указать на ошибки, и поставить положительную оценку.
Музыкальная память — важный компонент, входящий в понятие «Музыкальность». Благодаря наличию музыкальной памяти мы можем удерживать в сознании мелодии песне, можем узнавать музыкальные произведения. У одних учеников работает активно зрительно-слуховая память, у других моторная. Такая память часто помогает ученику при разучивании нового произведения: привычные движения пальцев по клавиатуре способствую запоминанию, именно поэтому на уроках сольфеджио необходимо постоянно тренировать музыкальную память на высокохудожественном материале (народные песни, мотивы, темы из классической и современной музыки.)
Формы работы над развитием музыкальной памяти могут быть следующие: диктант, попевки с последующим подбором на слух, запоминание хоровых партий. При этом нельзя не отметить тесную связь между предметами музыкальной литературы, хора, сольфеджио и инструмента.
Запись диктанта, заучивание мелодий наизусть больше направлены на развитие музыкальной памяти, а сочинение мелодий – творческого воображения. Однако эти компоненты в процессе обучения влияют друг на друга и должны идти в ногу, только тогда можно достичь высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
2.2 Методы развития гармонического слуха
При определение интервалов на слух, вопросу «что звучит?» должен предшествовать вопрос «как звучит?». Дети должны научиться анализировать гармоническое звучание интервалов, опираясь на слуховой опыт первого класса. В первом классе учащиеся уже знакомились с мягкими, резкими, мажорными и минорными созвучиями. Теперь это содержание облекается в форму, которая обозначается понятием интервал.
После того, как дети усвоят теоретическое понятие интервала, научаться его строить, петь и определять на слух, можно переходить к более сложной ступени изучения данного интервала, — музыкальному двухголосному диктанту. Конечно же диктанты должны соответствовать изучаемой теме и, сначала, содержать эпизодическое двухголосие.
Презентация по музыке «Два музыкальных посвящения»
... понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше: Чувства… - это получается от вдохновения свыше Формы. Forme значит ... трудом…» Описание слайда: Описание слайда: Курс повышения квалификации Курс профессиональной переподготовки Учитель музыки Курс повышения квалификации Общая информация Похожие материалы Вам будут интересны эти курсы:
Гармонический слух проявляется в способности воспринимать многоголосие. Основную роль в этом играют эмоциональные ощущения. Работу над развитием гармонического слуха начинают с раннего возраста .Полезно играть и слушать аккорды. В младших классах упражнение может быть таким: играется аккорд и нужно попросить спеть его без названия нот. Вторая форма, это участие в создании многоголосия: играется схема Т-Д64-Т и не объясняя значения и названия аккордов детям предлагается найти линию каждого голоса по слуху. Упражнение поется без названия звуков, а затем сольфеджируя. Следует активизировать творческую интуицию детей: предложить спеть собственную мелодию на слова или слоги, чтобы она уложилась в сыгранный заранее аккомпанемент педагога. Полезна гармонизация мелодии по слуху. Можно давать импровизировать второй голос к данному голосу. Нужно давать детям представление о функциональной связи между аккордами . Для слухового восприятия трезвучий также используются образцы близкие по окраске звучания каждого трезвучия.
Бз5 – ученик- отличник
Мз5 – ученик- двоечник
Увз5 – Дракон
Умз5 – Змея
В обращении Бз5 и Мз5 добавляется жёлтый кубик – чистая кварта.
- Мажорный секстакорд
- Минорный секстаккорд
- Мажорный квартсекстаккорд
- Минорный квартсекстаккорд
Каждое обращение трезвучия имеет свой образ.
Б6 – солдат на посту
М6 – солдат спит
Б64 – ковёр самолёт
М64 – худой ковёр, с дыркой.
Определяя на слух аккорды, ребята могут изображать условленными жестами каждый услышанный аккорд или строением из кубиков.
Увлекательное знакомство происходит с Д7 и его обращениями, где Д7 выступает уже в роли премьер – министра и своего кабинета министров – Д65, Д43, Д2. Каждый министр награждён за хорошую работу орденом б2 и у каждого свой характер. Д65- гордый, у него орден б2 в шляпе; Д43- любопытный. Он носит орден б2 на поясе; Д2- застенчивый и часто бывает грустный, орден б2 на сапоге.
Подготовительной формой работы по развитию гармонического слуха является достижение чистого унисона при исполнении попевок. На первых уроках учитель играет ту ноту, на высоте которой дети пропевают слова. Затем задание усложняется. Педагог гармонизует попевку.
Задача детей «удержаться» на заданном звуке.
Таким способом исполняются все попевки, заданные на дом. Интересные гармонизации попевок и прибауток представлены в сборнике «Азбука игры на фортепиано» для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ автора-составителя С.А. Барсуковой.
После того, как дети хорошо освоят длительности и ноты, можно переходить к мелодическому двухголосию. Например: учащиеся играют и поют «Андрей-воробей» в октаву, через звук, через два звука. Трудность заключается в том, чтобы добиться не только ритмического ансамбля, но и гармонического, т.е. интонировать на заданном звуке и не «перейти» на звук другого ученика. В этой форме работы следует опираться на природные данные ученика. У одних детей развит нижний диапазон у других верхний. Поэтому, чтобы ребенок справился с заданием, выбирается удобная для него тесситура. Хорошо выполненное задание стимулирует учащегося на дальнейшую работу. Дети очень любят подобные занятия, с удовольствием играют и поют. При этом нужно обязательно обговорить характер звучания. Через звук голоса звучат мягко, нежно, весело или грустно. Через два звука получается созвучие твердого, решительного характера, а в октаву голоса сливаются (дается понятие октавного унисона).
Сначала дети исполняют попевку на предложенных звуках, затем самостоятельно подбирают необходимый характер звучания. После изучения тем «Знаки альтерации», «Мажор и минор», учащиеся уже не методом подбора, а теоретически, повышая или понижая звук, находят требуемое созвучие. Домашнее задание может быть следующим: к данной попевке, исполняемой на одном звуке, подобрать нижний звук, чтобы голоса звучали мажорно, минорно, решительно и т.д.
В классе дети проигрывают варианты заданий. Правильно выполненное задание записывается на доске, затем исполняется попарно на инструменте и голосом.
Такие упражнения не только развивают чувство ансамбля, но и подготавливают слух учащихся к восприятию интервалов.
В первом классе, когда ученики освоят ключ, можно использовать новую форму работы, направленную уже на познание ладовых функций. Например: дети исполняют песню под аккомпанемент педагога, а один из учеников играет бас, предложенный педагогом. (Это I, IV и V ступени).
Со временем задание усложняется. Педагог записывает нужные ноты в басовом ключе, задача учеников по слуху выбрать ноты в определенном порядке. Когда дети хорошо освоят басовый ключ, можно записывать подобранный аккомпанемент и исполнять произведение следующим образом: а) учитель играет мелодию, ученик бас; б) ученик играет мелодию, другой ученик бас; в) играется только бас, дети поют песни со словами.
Процесс развития гармонического слуха будет более эффективным, если на уроках сольфеджио вышеуказанным способом исполнять произведения по специальности.
Во II классе на уроках сольфеджио дети осваивают понятие канона, поэтому пьесы по специальности должны соответствовать программе по сольфеджио, а в дальнейшем и по музыкальной литературе, т.к. только при комплексном обучении можно добиться хороших результатов.
Двухголосные каноны поются со словами, так дети легче усваивают мелодии, а сольфеджирование вызывает некую абстракцию, лишенную образного содержания. Пение со словами облегчает запоминание мелодии и делает исполнение более эмоциональным, а обучение увлекательным.
Слуховой анализ — неотъемлемая часть в работе над развитием гармонического слуха. Работа, определение на слух , ставит целью укрепление музыкальной памяти и развитие музыкального мышления. Эта работа ведётся по следующим разделам:
а) общий анализ упражнения или небольшого произведения. Определение художественно-выразительных средств (характер, темп, динамика), анализ формы произведения.
б) определение на слух звуков и тональности. Эти звуки определяются сначала по попевкам: устойчивые ступени, опевание устойчивых ступеней, вводные звуки, главные ступени, тяготение неустоев с разрешением в устойчивые звуки (попевки играются в разных регистрах, постоянно увеличивая темп).
в) определение интервалов, аккордов рекомендуется проводить в последовательности.
Сначала определять консонантность и диссонантность интервалов, аккордов, затем степень широты, окраски. Успешно этот материал усваивается детьми при сравнении интервалов аккордов с яркими художественными образами через сказки и рисунки.
Определение гармонических функций эффективно, когда закреплён цвет за каждой функцией. Т- красный
S- желтый
Д- синий
2.3 Метро — ритмический слух
Работа над метроритмом очень интересна для учащихся первых и вторых классов, т.к. дает возможность расслабить мышцы, встать на ноги, похлопать руками.
С первых занятий начинается очень серьёзная работа над развитием чувства ритма у учащихся . На уроках вводятся различные ритмические упражнения, которые включают в себя движение под музыку, игры на шумовых инструментах (ложки, барабан).
Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы связанные с каждой ритмической группой. Можно использовать ритмослоги по учебнику М. Картавцевой.
— та – шаг цапли
— ти — ти – шаг ежа
- ти — ри — ти — ри – маленькие ёжики
- таай-ти – хромой дедушка
- таай-ти-ри – хромая бабушка
- ти-тири – дедушка — ворчун
- тири-ти – девочки — воображалочки
- тим-ри – пунктир хромой
- ти-та-ти – синкопа
- нэ-нэ-нэ – триоли
Отрабатывая ритмические группы и их сочетания, за основу берётся метрическая пульсация равная четверти, т.е. шагу цапли и при помощи равномерного отстукивания рукой, одновременно проговариваются слоги различных ритмических групп.
1. Учитель исполняет на фортепиано произведение, дети выстукивают доли, ритмический рисунок.
2. Ритмическое двухголосие:
а) Одна группа детей выстукивает ритм, другая доли.
б) Правая рука отстукивает ритм, левая рука — доли.
3. Ритмическая партитура: игра на инструментах шумового оркестра.
Это занятие развивает у учащихся чувство ансамбля, знакомит с тембрами простейших инструментов и делает процесс обучения более эмоциональным и творческим.
Ритмическое воспитание имеет цель развивать у учащихся ритмическую координацию на основе ощущения метрической пульсации. За основную единицу пульсации берётся четверть. Пульсация отстукивается ладонью, а в это время ритмический рисунок воспроизводится голосом. В этой работе нужно использовать ритмические слоги.
Четкую ориентировку в размере надо воспитывать в единстве лада с ритмом и метром. Чуткое ощущение стиля музыки и ее фактических особенностей не позволяет ошибиться в определении размера произведения. Необходимо рассказывать учащимся о закономерностях двух и трехдольных размеров, подчеркивать жанровость трехдольного размера, объяснять разницу двух и четырехчетвертного размера (характер марша и песни ).Чтобы ученики хорошо воспринимали разные ритмы, нужно, чтобы они сначала не дирижировали ,а пульсировали ритмы.
Перед пением любого упражнения должен быть пустой такт: это знак ко вниманию, настройка темповая и метроритмическая. Особое внимание нужно уделять пропеванию последовательных звуков, не сокращать их, если они длинные. В целях воспитания хорошего ритмического чувства, нужно применять следующие упражнения:
а) пение звукорядов в различных размерах и ритмических схемах;
б) сольмизация мелодии (проговаривание нот без высоты звука);
в) ритмические диктанты;
д) определение размера и ритмических закономерностей в отрывках музыкальных произведений ;
г) угадывание на слух различных метро-ритмических групп, проигрываемых педагогом .
Основная задача предмета сольфеджио – всесторонне развитие музыкального слуха. Поэтому усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни. Сольфеджио – дисциплина практическая, поэтому правильнее весь комплекс умений, навыков и знаний назвать системой развития музыкального слуха.
Глава 3
Процесс развития музыкального слуха на уроках сольфеджио происходит на протяжении семи лет обучения. Программа рассчитана на 476 часов, по 68 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Форма проведения занятий – комплексная.
Дополнительная образовательная программа по сольфеджио построена с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Рекомендуемый возраст детей от 7 до 14 лет.
Программа предусматривает отслеживание результатов регулярно на каждом уроке: фронтально и индивидуально. В задания включаются такие формы как устный и письменный диктанты, проверка теоретических знаний с помощью интонирования, пение номеров, аккомпанемент, сочинения и т.д.
В конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки. Наиболее яркой формой проверки знаний учащихся является проведение олимпиад — конкурсов по сольфеджо.
Суть программы, по которой проводилось данное исследование – интенсивный курс обучения сольфеджио в младшем возрасте, когда дети за три года осваивают почти весь теоретический материал музыкальной школы. Свободно ориентируются в тональностях до семи знаков, определяя на слух и интонируя любые ступени лада как диатонические, так и хроматические; строят, интонируют и слышат все интервалы, кроме составных; четыре вида трезвучий и их обращения; осваивают самое разнообразные ритмические группы.
Данный курс сольфеджио является предметом, объединяющим различные виды музыкальной деятельности, активизирующим развитие музыкального слуха, памяти, мышления. На сольфеджио развиваются также и творческие способности учащихся (импровизация, подбор аккомпанемента и сочинения собственных мелодий).
- Формирование вокальных навыков.
- Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала.
- Метроритмическое освоение изучаемого материала и сольмизация.
- Теоретические сведения.
- Определение на слух.
- Диктант.
- Импровизация.
Большинство задач на уроках решается в процессе пения, поэтому педагогу следует помнить о возрастных особенностях детей. Успешное освоение программы по сольфеджио поможет учащимся по специальному инструменту, хору, музыкальной литературе.
Уже в конце первого года обучения учащиеся умеют:
- владеть элементарными вокальными навыками;
- петь несложные песни и подбирать выученные от разных звуков;
- петь поступенное движение мажорного и минорного звукорядов по тетрахордам в восходящем и нисходящем движении;
- петь поступенное движение звукоряда с повторением отдельных звуков;
- петь мелодии по звукам трезвучия;
- петь попевки на развитие ощущения тяготений всех диатонических ступеней в натуральном мажоре и миноре:V-I; II-I; VII-I; III-II-I; IV-III-I; VI-V-I; VI-VII-I; I-IV-V-I; II-I-IV-III-VI-V-VII-I; VII-II-I; II-IV-I; IV-VI-V;
- альтерировать неустойчивые ступени в мажоре;
- петь б2 м2 вверх и вниз от звука;
- петь от звука мажорное и минорное трезвучия вверх и вниз с названием знаков альтерации;
- петь звукоряды мажорный и минорный в натуральном, гармоническом и мелодическом виде (тональности С, G, F.d, а, е);
- владеть метрической пульсацией; владеть группировкой и дроблением долей с применением метрической пульсации;
- владеть пунктирным и синкопированным ритмом;
- уметь записать ритм стиха, используя размеры 2/4; 3/4; 4/4;
определять на слух
- мажорный и минорный лады в натуральном, гармоническом и мелодическом видах;
- мелодические обороты, включающие в себя поступенные ходы, повторность звуков, движение по звукам тонического трезвучия, по звукам главных функций в тональности Т, S, Д, терцовые ходы в мелодии, опевание устойчивых ступеней;
- плагальный, автентический и полный обороты;
- интервалы: секунды, септимы, терции, сексты, кварты, квинты, примы, октавы, увеличенные кварты, уменьшённые квинты;
- трезвучия: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшённое;
- сильных и слабых долей.
- сделать нотную запись штриховкой на нотоносце с правописанием штилей, ключевых знаков, обозначением размеров, тактовой черты;
в устной форме:
- повторить мелодический рисунок на нейтральный слог, аритмический рисунок путём отстукивания или пропевания его на одном звуке;
- повторить знакомые мелодии с ритмическими слогами;
- пропеть знакомые мелодии с названием звуков с проигрыванием знакомых мелодий на инструменте;
в письменной форме:
- записать мелодии, диктуемые с названием звуков или ритмических слогов в медленном темпе;
- записать ритмический рисунок;
- звуковысотно и ритмически оформить данную мелодию в пройденных тональностях на 4-8 тактов с размером 2/4; 3/4; 4/4;
- странспонировать диктант;
- подобрать простые песни с исполнением тоники и доминанты в аккомпанементе;
- завершить мелодически предложенное начало фразы с закреплением тоники на слог и с названием нот;
- завершить ритмически предложенное начало фразы хлопками;
- сочинить мелодию на заданный ритм, со стихотворением, используя знания и навыки освоенного материала.
- записать штриховкой на нотоносце
Осознанная ребенком и эмоционально наполненная игровая форма является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении, способствующим тому, что предмет сольфеджио становится доступным, понятным и дарит радость общения детей с педагогом и самим предметом, а самое главное даёт хороший результат.
Заключение
Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания педагога — сольфеджиста, влияя на все формы работы. Еще полвека назад А.Островский в своих «Очерках» сформулировал принципиально важные условия успешной работы сольфеджиста: «Педагогическое мастерство необходимо для преподавания сольфеджио (…) ввиду непременной обязанности возбудить у учащихся интерес к занятиям. интерес к занятиям. Разумеется, составляет благоприятные условия по любому предмету. Однако следует подчеркнуть важность интереса учащихся к занятиям по сольфеджио. Никогда не удавалось еще добиться значительных результатов там. Где царили скука и формальное прохождение сольфеджио. При этом надо обеспечить верную направленность всего процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые практически- действенные навыки. А не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике».
Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей чрезвычайна. М.Глинка отмечал, что следует «обращать больше внимания на верность, а потом на непринужденность голоса», то есть, прежде всего, слышать, а потом правильно формировать звук. Можно привести множество различных высказываний, в которых утверждается, что в основе деятельности музыканта лежит слышание, слуховое осознание музыки. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Развитый музыкальный слух дает возможность музыканту воспринимать и осознавать музыку, переживать ее. Эти задачи являются конечной целью музыкального образования, им подчинен комплексный учебный план в музыкальных учебных заведениях. Музыкальный слух активно развивается в музыкально-практической деятельности, он предстает тонкой сонастроенностью разных психологических систем объединенных сотрудничеством или соподчинением, взаимодополнением или параллельным действием.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/razvitie-muzyikalnogo-sluha-u-detey/
1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио». Москва 1982г.
2. Алексеева Л.Н. «Игровое сольфеджио для малышей». Москва 1998г.
3. Барабошкина А. «Сольфеджио. Пение с листа I – IV классы». Санкт-Петербург «Советский композитор» 2007г.
4. Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе». Москва 1963г.
5. Белянова Г. «Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа». Ленинград «Музыка» 1990г.
6. Брейтбург А.М. «Значение физиологического учения академика И.П. Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства». Москва 1954г.
7. Быканова Е., Стоклицкая Т. «Музыкальные диктанты I – IV классы». Москва «Советский композитор» 1979г.
8. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки». Москва «Музыка» 1996г.
9. Вахромеев В.А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе». Москва 1966г.
10. Ветлугина Н. «Музыкальная азбука». Москва 1972г.
11. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». Москва «Музыка» 1969г.
12. Давыдова Е.В. «Методика преподавания музыкального диктанта». Москва 1962г.
13. Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио». Москва 1975г.
14. Дадиомов Л.Е. «Начальная теория музыки». Москва «Музыка» 2003г.
15. Драгомиров П. «Учебник сольфеджио». Москва «Музыка» 1991г.
16. Залина Е., Синяева Л., Чустова Л. «Сольфеджио». Учебное пособие:Издательство: «Классика XXI» Москва 2004г.
17. Зебряк Т. «Играем на уроках сольфеджио». Москва «Музыка» 1986г.
18. Измайлова Е. «Воспитание музыкальных навыков в детских играх». Москва 1964г.
19. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». Методическое пособие для ДМШ. Москва 1989г.
20. Кирюшин В.В. Библиотека музыкального мифа. Москва 1992г.:
21. Колмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио» I – II части. Москва «Музыка» 1978г.
22. Котляревская – Крафт М. «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ». Москва «Музыка» 1995г.
23. Ладухин Н. «1000 примеров музыкального диктанта».
24. Леонова Е. «Полифоническое сольфеджио». Ленинград «Музыка» 1990г.
25. Максимов С. «Основы гармонического сольфеджио». Москва «Музыка» 1972г.
26. Металлиди Ж., Перцовская А. «Музыкальные диктанты для ДМШ». Ленинград «Музыка» 1982г.
27. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Москва 1989г.
28. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».
29. Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио». Ленинград 1962г.
30. Привано Н. «Хрестоматия по гармонии». Ленинград «Музыка» 1967г.
31. Русяева И. «Музыкальные диктанты 5 – 8 классы ДМШ». Москва «Советский композитор» 1976г.
32. Русяева И. «Одноголосны диктанты». Вып. I. Москва «Советский композитор» 1992г.
33. Русяева И. «Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио». Москва «Советский композитор» 1980г.
34. Русяева И. «Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио». Учебно-методическое пособие. Москва 1993г.
35. Сборник статей под редакцией А.Л. Островского «Вопросы методики воспитания слуха». 1967г.
36. Сиротина Т. «Ритмическая азбука».
37. Скрябова О.Л., Скрябов С.С. «Хрестоматия по гармоническому анализу». Москва «Музыка» 1978г.
38. Фридкин Г. «Музыкальные диктанты». Москва «Музыка» 1973г.
39. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Москва 1968г.
40. Хвостенко В. «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки». Москва «Музыка» 2001г.
Приложение 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ КЛАСС.
№ |
№ темы |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
компл.занятие |
резерв |
|||
1. |
1.1. 1.2. 1.3. |
ВВОДНАЯ ТЕМА: звук и его разновидности. Звук музыкальный, шумовой. Высота звука, регистры; Тембр звука. |
1 час |
||
2. |
2.1. 2.2. |
Знакомство с клавиатурой. Нотный стан. Музыкальные ключи Скрипичный и басовый. Расположение и правописание нот штриховкой. |
1 час |
||
3. |
3.1. 3.2. 3.3. |
Мелодия и её строение. Мотив, фраза, предложение. Динамические оттенки, характер, темпы в музыке. Штрихи: легато, стаккато, маркато и нон легато. Творческие задания: сочинения, подбор на слух, импровизация. |
0,5 часа
|
2,5 часа |
|
4. |
4.1. 4.2. 4.3. |
Мажорный звукоряд. Тетрахорды. До мажор Соль мажор Фа мажор |
1 час |
2 часа |
|
5. |
5.1. 5.2. |
Устойчивые ступени I, III, V. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
1 час |
2 часа |
|
6. |
6.1. 6.2. |
Вводные звуки: вводный тон II – I и вводный полутон VII-I. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
1 час |
2 часа |
|
7. |
7.1. 7.2. |
Главные ступени I, IV, V. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Транспонирование. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
8. |
8.1. |
Опевание устойчивых ступеней. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
2 часа |
||
9. |
9.1. 9.2. |
Неустойчивые ступени с разрешением в устойчивые. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Транспонирование. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
10. |
10.1. 10.2. |
Знаки альтерации диез, бемоль, бекар. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
11. |
11.1 11.2. 11.3. 11.4. |
Трезвучия и их разновидности: Мажорное, минорное. Увеличенное и уменьшенное. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. |
0,5 часа |
2,5 часа |
1 час |
12. |
12.1. 12.2. 12.3. 12.4. 12.5. 12.6. |
Минорный звукоряд: натуральный, гармонический, мелодический. Ля минор. Ре минор. Ми минор. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
1 час |
4 часа |
1 час |
13. |
13.1. 13.2. |
Тоническое трезвучие и его обращения. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
14. |
14.1. 14.2. |
Субдоминантовое трезвучие. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
15. |
15.1. 15.2. |
Доминантовое трезвучие. Транспонирование. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
16. |
16.1. 16.2. 16.3. |
Главные трезвучия и обороты: полный, плагальный, автентический. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
0,5 часа |
2,5 часа |
1 час |
17. |
17.1. 17.2. 17.3. |
Метр. Пульс. Ритм. Длительности нот. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. Творческие задания: сочинения, подбор на слух, импровизация. |
0,5 часа |
2 часа |
|
18. |
18.1. 18.2. |
Паузы, их разновидности: целая, половинная, четвертная, восьмая. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
19. |
19.1. 19.2. |
Затакт. Сильная и слабая доли. Размеры 2/4 3/4 4/4 Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
20. |
20.1. 20.2. 20.3. 20.4. 20.5. 20.6. 20.7. 20.8. 20.9. 20.10. |
Интервалы ч1 – ч8 строение от звука и интонирование б2 – м2 строение от звука вверх и вниз и интонирование б7 – м7 б3 – м3 слуховое б6 – м6 образное ч4 – ч5 знакомство ув4 – ум5 Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, сольмизация и пение музыкальных номеров. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. |
2,5 часа |
5,5 часа |
2 часа |
ВТОРОЙ КЛАСС.
№ |
№ темы |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
компл. занятия |
резерв |
|||
1. |
1.1. 1.2. 1.3. |
Закрепление строения и интонирования мажорных и минорных гамм в тональностях до трёх знаков в ключе. Пение и определение на слух в них устойчивых ступеней, главных, вводных и VI ст. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
1 час |
8 часов |
1 час |
2. |
2.1. 2.2. 2.3. |
Буквенное обозначение тональностей Музыкальные диктанты: устные, ритмические, письменные. Определение на слух ступеней, интервальных и аккордовых последовательностей. Читка с листа. Пение номеров, одноголосных и двухголосных. Сольмизация примеров на основе пройденного материала |
0,5 часа |
3,5 часа |
|
3. |
3.1. |
Закрепление Т35 и его обращений. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
2 часа |
||
4. |
4.1. 4.2. 4.3. |
Строение от звука вверх Б3 М3 Ув3 Ум3 со знаками альтерации. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
5,5 часов |
1 час |
5. |
5.1. 5.2. |
Строение и пение вверх мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда от звука со знаками альтерации. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
4,5 часа |
|
6. |
6.1. 6.2. 6.3. |
Строение и пение вверх мажорного и минорного квартсекстаккорда от звука со знаками альтерации. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
4,5 часа |
|
7. |
7.1. 7.2. |
Строение и пение вверх от звука Д7 с разрешением в мажорной и минорной тональности. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
4,5 часа |
|
8. |
8.1. 8.2. 8.3. |
Строение и пение от звука вверх и вниз интервалов: ч1, м2, б2, м3, б3, ч4, ч5; ув4, ум5; б6, м6; б7м7ч8. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов и слуховой анализ мелодии. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
1 час |
6 часов |
1 час |
9. |
9.1. 9.2. |
Строение и пение интервалов в тональности и их разрешение. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
3 часа |
||
10. |
10.1. |
Обращение интервалов. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
2 часа |
||
11. |
11.1. 11.2. |
Закрепление ритмов. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
3 часа |
1 час |
|
12. |
12.1. |
Переменный размер. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
2 часа |
||
13. |
13.1. 13.2. |
Темпы. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
14. |
14.1. 14.2. |
Динамические оттенки. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Творческие задания: сочинения, подбор на слух, импровизация. |
0,5 часа |
2,5 часа |
|
15. |
15.1. 15.2. |
Музыкальная форма: период. Творческие задания: сочинения, подбор на слух, импровизация. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
2 часа |
1 час |
ТРЕТИЙ КЛАСС
№ |
№ темы |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
компл. занятие |
резерв |
|||
1. |
1.1. 1.2. 1.3. |
Строение и интонирование мажорных и минорных гамм в тональности до 4-х знаков в ключе. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
1 час |
6 часов |
1 час |
2. |
2.1. 2.2. 2.3. |
Д3 и его обращения. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
1 час |
4 часа |
1 час |
3. |
3.1. 3.2. 3.3. |
S3 и его обращения. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
1 час |
6 часов |
|
4. |
4.1. |
Побочные трезвучия. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
1 час 1 час |
||
5. |
5.1. 5.2. 5.3. |
Строение и пение Д7 от звука и в тональности с разрешением. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
1 час |
4 часа |
1 час |
6. |
6.1. 6.2. 6.3. |
Строение и интонирование вверх и вниз мажорного и минорного секстаккорда от звука со знаками альтерации и определением тональности. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
4,5 часа |
1 час |
7. |
7.1. 7.2. 7.3. |
Строение и интонирование вверх и вниз мажорного и минорного квартсекстаккорда от звука со знаками альтерации и определением тональности. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
4,5 часа |
1 час |
8. |
8.1. 8.2. 8.3. |
Натуральные тритоны. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
0,5 часа |
4,5 часа |
1 час |
9. |
9.1. |
Гармонические тритоны. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
4 часа |
1час |
|
10. |
10.1. 10.2. 10.3. |
Закрепление строения и интонирование в тональности и от звука пройденных интервалов. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
6 часов |
1 час |
|
11. |
11.1. 11.2. 11.3. 11.4. |
Гармонические обороты: полный Т-S –Д – Т Проходящий Т35 — Д64 – Т6; Т6 — Д64 –Т35; S3 — Т64- S6; S6 — Т64 – S35 Вспомогательный Т35 — S64 — Т35; Т35 — Д6 — Т35 Прерванный Д7 — VI35 Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух ладов, интервалов, аккордов. Читка с листа, пение одноголосных и двухголосных примеров. Сольмизация примеров на основе пройденных длительностей. |
1 час |
6 часов |
1 час |
12. |
12.1. 12.2. |
Темпы: vivo , presto, vivace, lento. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Творческие задания. |
0,5 часа |
2,5 часа |
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
№ |
№ темы |
Наименование темы |
Количество часов |
|||
теория |
компл. занятие |
резерв |
||||
1. |
1.1. 1.2. 1.3. |
Строение и пени гамм в тональностях до 6 знаков в ключе. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
1 час |
5 часов |
1 час |
|
2. |
2.1. 2.2. 2.3. |
Закрепление главных трезвучий и их обращений. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
4 часов |
|||
3. |
3.1. 3.2. 3.3. |
Обращения Д7 и строения их от звука и в тональности с разрешением Д65 Д43 Д2 Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
1 час |
5 часов |
1 час |
|
4. |
4.1. 4.2. 4.3. |
Хроматические звуки проходящие и вспомогательные. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
0,5 часа |
3,5 часа |
||
5. |
5.1. 5.2. 5.3. |
Хроматическая гамма в мажоре и миноре. Музыкальные диктанты: устные, ритмические, письменные. Определение на слух ступеней, интервальных и аккордовых последовательностей. Читка с листа. Пение номеров, одноголосных и двухголосных. Сольмизация примеров на основе пройденного материала |
0,5 часа |
4,5 часа |
||
6. |
6.1. 6.2. 6.3. |
Хроматическая секвенция. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
0,5 часа |
3,5 часа |
||
7. |
7.1. 7.2. 7.3. |
Характерные интервалы ув.2 и ум.7 Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
0,5 часа |
3,5 часа |
1 час |
|
8. |
8.1. 8.2. 8.3. |
Характерные интервалы ув.2 и ум.7; ув.5 и ум.4. Музыкальные диктанты: устные, ритмические, письменные. Определение на слух ступеней, интервальных и аккордовых последовательностей. Читка с листа. Пение номеров, одноголосных и двухголосных. Сольмизация примеров на основе пройденного материала |
0,5 часа |
5,5 часа |
1 час |
|
9. |
9.1. 9.2. 9.3. |
Побочные трезвучия и их обращения Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
0,5 часа |
3,5 часа |
||
10. |
10.1. 10.2. 10.3. |
Вводный септаккорд в мажоре и миноре. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
2 часа 2 часа 1 час 1 час |
|||
11. |
11.1. 11.2. 11.3. |
Закрепление натуральных и гармонических тритонов. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
0,5 часа |
3,5 часа |
1 час |
|
12. |
12.1. 12.2. 12.3. |
Закреплении интонирования пройденных интервалов в восходящем и нисходящем движении. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Определение на слух интервальных цепочек и функциональных аккордовых последовательностей в тональности. Читка с листа, пение номеров и сольмизация примеров на основе пройденного материала. |
3 часа |
1 час |
||
13. |
13.1. 13.2. |
Ритм. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. Творческие задания. |
2 часа |
|||
14. |
14.1 |
Закрепление триольного дробления доли. Размер 6/8. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
2 часа |
|||
15. |
15.1. |
Музыкальные формы: фуга, соната, двухголосная инвенция. Музыкальные диктанты: ритмические, устные, письменные. |
0,5 часа |
1,5 часа |