Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на х музыки

Актуальность исследования: влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.

Развитие музыкальных способностей детей происходит в процессе разнообразных видов деятельности, среди которых всё большее признание получает инструментальное музицирование на уроках в общеобразовательной школе.

Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Профессор И.Г. Лаптев писал: «слух есть анализатор времени, т.е. слух обладает способностью ощущать явление звука конкретно и вместе с тем он сознаёт каждое отдельное мгновение его». Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. В музыкальном восприятии детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие детей. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид музыкальной деятельности служит средством, развития какой-либо музыкальной способности.

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов определил способности как индивидуально- психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.

Элементарное музицирование — один из видов детского исполнительства, обогащающий музыкальные впечатления ребенка, развивающий их музыкальные способности.

48 стр., 23720 слов

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...

... -эстетического развития детей дошкольного возраста. Раскрыть специфику театрализованной деятельности старших дошкольников. Рассмотреть роль театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников. Выявить в ходе экспериментальной работы целесообразность использования театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии старших ...

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе музицирования детей и чем раньше начать это развитие, тем больше вероятности достижения высоких результатов.

Проблема исследования заключается в обосновании значения детского исполнительства и выявления педагогических условий организации деятельности.

Объектом исследования является процесс развития музыкальных способностей средствами исполнительской деятельности в условиях начальных классов общеобразовательной школы.

Предметом исследования является организация инструментального музицирования как средства развития музыкальных способностей.

Целью работы является изучить особенности организации развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки.

Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:

  • процесс развития музыкальных способностей детей начинать с диагностики индивидуальных музыкальных способностей;
  • с учётом уровня развития музыкальных способностей детей разработать упражнения по развитию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приёмы и методы формирования музыкальных способностей.

Для достижения поставленной цели определены

1. Изучить психолого- педагогическую, музыковедческую и методическую литературу по теме исследования;

2. Выявить возможность развития музыкальных способностей детей в процессе инструментального музицирования.

3. Провести экспериментальную работу в условиях начальных классов общеобразовательной школы;

4. Разработать методические рекомендации и сформулировать выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические и практические методы:

Теоретические методы:

1. Теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы.

2. Изучение истории вопроса и опыта зарубежной и современной школы, вызванного их средствами обращения к исполнительской деятельности (элементарному музицированию).

3. Анализ учебных программ, методических пособий, целенаправленное наблюдение за процессом развития музыкальных способностей учащихся.

4. Разработка, проведение и анализ учебных занятий.

5. Анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдения.

6. Осуществление педагогического эксперимента и обработка методических рекомендаций.

Практические методы:

1. Метод наблюдения: наблюдение за элементарным музицированием детей младшего школьного возраста на занятиях, роль педагогических условий.

4 стр., 1532 слов

Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей

... аудиозаписей, дисков. 5 Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются ...

2. Метод сравнительного эксперимента: развитие у детей музыкальности путем педагогического воздействия.

3. Метод анализа: выявить, какие педагогические условия весьма оптимальны.

4. Обработка результатов эксперимента, формирование рекомендаций и выводов.

Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе:

1. Выявлено значение и роль инструментального музицирования в развитии музыкальных способностей младших школьников.

2. Создана определенная система работы с детьми младшего школьного возраста по развитию музыкальных способностей в процессе инструментального музицирования.

3. Проведена систематизация обучению инструментальному музицированию.

4. Разработаны определенные методические рекомендации.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования

1. 1. Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая проблема

Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, слушания музыки, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимся, дает рекомендации по психологической подготовке к концертно-конкурсной деятельности. Эта прикладная отрасль психологических знаний, являясь разделом музыкальной психологии, обогащает ее новыми материалами, поскольку психические процессы состояния и свойств личности в яркой и развитой форме выступают в условиях музыкального обучения.

Музыкально-педагогическая психология имеет много общего со всеми разделами музыкальной психологии и другими науками, в первую очередь с музыкальной педагогикой, которая формирует принципы, исследует формы и методы музыкального обучения и воспитания.

Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального воспитания.

Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки. На основе внимательного прослушивания происходит внутренний словесный анализ музыкального материала, приводящий к мысли о красоте музыки и о величии человека, написавшего её. Надо заметить, что без предварительной беседы педагога о конкретном музыкальном произведении трудно говорить о его эмоциональном восприятии и воспроизведении. Предварительная беседа будит мысль учащегося при прослушивании, мысль пробуждает эмоциональный отклик.

Б.М. Теплов подчеркивает, что в музыке через эмоцию мы познаем мир. Согласно его концепции относительная слабость какой – либо одной способности на определённом этапе может компенсироваться другой, в данный момент более развитой. Данное положение подтверждает актуальность введения игры на инструментах в работе с музыкально слаборазвитыми детьми, для которых инструментальное музицирование является способом развития различных музыкальных способностей. Музыка есть эмоциональное познание, поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу — эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку [15].

16 стр., 7506 слов

Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие ...

... курсовой работы: «Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие общего музыкального развития детей». 4 ЦЕЛЬ работы – выявить специфику внеклассной музыкальной работы на примере студии «Гармония». Идея создания музыкальной студии «Гармония» заключается в развитии ... школы. При этом дети в студии занимаются дети разного возраста, и имеющие разные стартовые способности. В ...

Музыкальные способности могут формироваться путём усвоения навыков игры на элементарных музыкальных инструментах, творческого применения усвоенных навыков в процессе инструментального музицирования. По мере творческого развития происходят качественные изменения психики, дети открывают для себя что-то очень важное, ранее неизвестное им в мире музыки, совершается переход от простейших творческих проявлений к более сложным.

Психологические данные говорят о том, — писал Б.М. Теплов, — что… раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимаемую» деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребёнка и вполне отвечает его потребностям и возможностям» [15,с.12].

Формирование музыкальной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики. Основной задачей музыкального воспитания подрастающего поколения является, как говорил Д.Г. Кабалевский, «…воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». [15,с.12].

В начальной школе на уроках музыки дети, как известно, слушают музыку, поют песни, импровизируют, иногда играют на простейших музыкальных инструментах. Игра на элементарных музыкальных инструментах формирует музыкальные способности, развивает навыки, умение выразительно исполнить на инструменте мелодию песни, музыкальную фразу, услышать вариант инструментального сопровождения к песне или пьесе, сыграть импровизированную мелодию.

Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблеме развития музыкальных способностей младших школьников позволили педагогам и исследователям рекомендовать создать в классе дифференцированные группы. При создании таких групп возникает потенциальная возможность индивидуального развития музыкальных способностей детей на основе состояния коллективной объединённости: одни дети поют, другие играют на музыкальных инструментах. Происходит своеобразная интеграция музыкальных возможностей, творческое взаимодействие всех учащихся, предварительно распределённых по уровню музыкальности. В основном уровень музыкальности идентифицируется с уровнем индивидуальной певческой интонации. С. Брандель рекомендует «делить класс на пять интонационных групп». А.П. Попов предлагает «деление на три интонационные группы с подгруппами». А.Н. Конев, применяя методику электроэнцефалографии, делит «класс на две группы по принципу преобладания процесса торможения или возбуждения» [15].

Наиболее оптимальным вариантом является условное деление по уровню развития музыкальных способностей на четыре группы, где IV группа смещена вниз до очень низкого уровня, имеющего место в начальных классах общеобразовательной школы.

45 стр., 22126 слов

» Развитие музыкального слуха и ритма у детей» методическая разработка

... проблеме развития гармонического слуха у детей на уроках сольфеджио. Часто изучение теоретического материала, выполнение практических работ, сольфеджирование одноголосных номеров и пение интервалов отодвигает на второй план развитие гармонического cлуха у учащихся, что ...