«Особенности проектной деятельности на х литературного чтения»

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению. Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей. Для ознакомления детей с тем или иным литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, уметь методически грамотно организовать восприятие того или иного вида литературных произведений. [1]

Современные условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности. Задача сегодняшнего дня — создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский и др.).

Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П.Р. Атутов, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.).

Современные исследования показывают, что метод творческих проектов наиболее полно проявляет свои позитивные характеристики в рамках технологически обогащенной образовательной среды. Вместе с тем, в педагогической теории не выявлены содержательные особенности проектной деятельности, педагогические условия и способы ее организации, обеспечивающие успешное внедрение ее на уроках чтения в начальной школе. [ 2]

Особенности организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе»., Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Задачи исследования:

  1. провести анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;

    15 стр., 7105 слов

    » Развитие творческих активности младших школьников. Особенности ...

    ... учебной деятельности начальной школы. Объект исследования - учебные проекты. Предмет исследования– процесс формирования применения учебных проектов младшими школьниками на уроках. Гипотеза исследования: формы и методы проектной работы на уроках благоприятно окажут воздействие на процесс формирования творческой, познавательной активности младших школьников, если: - созданы педагогические ...

  2. изучить историю развития и сущность проектной деятельности (метода проектов) в системе образования;

  3. рассмотреть типы проектов и этапы проведения проекта;

  4. проанализировать реализацию проектной деятельности в программе по литературному чтению (УМК «Школа России»);

  5. проанализировать содержание и результаты опытно-практической работы по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения.

Методы исследования, База исследование:, Глава 1. Проектная деятельность учащихся в контексте образовательной концепции

1.1 История развития и сущность проектной деятельности (метода проектов) в системе образования

Используемое в современной терминологии в области педагогики и психологии понятие «проектная деятельность» стали применять совсем недавно. В содержание данного понятия вкладываются основы метода проектов. История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. [4]

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году универсализация метода проектов была осуждена в Постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. [2]

4 стр., 1827 слов

Саша-творческий проект ночная сорочка

... Ночная сорочка Функциональное назначение Одевать на время сна Пользователь Человек любого возраста Единое или массовое производство Единое производство Требование к изделию Должно соответствовать формам хозяина Метод ... следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. Следить за правильной установкой положения терморегулятора. По окончании работы выключать утюг. ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ ...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [5]

Понятие «проектная деятельность школьников» находит своё отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин — педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и её психологического содержания.

В педагогической литературе проектная деятельность рассматривается в двух аспектах:

как педагогическое проектирование (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, О.С. Орлов, В.В. Сериков и др.), т.е. деятельность, направленная на разработку образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях;

как проектная деятельность учащихся, реализуемая в системе основного и дополнительного образования.[3]

Включение учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта. По определению И. Д. Чечеля, «современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования).

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение ...

Активное включение школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде».[7]

Процесс создания проекта называется проектирование. Дж. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование — вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» В широком смысле проектирование — это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной).

Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. В. С. Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций. В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к первоначальному уровню знания.[6]

Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Для уточнения особенностей и условий организации деятельности учащихся попробуем разграничить понятий «проектная деятельность учащихся» и «исследовательская деятельность учащихся»

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. [9]

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку правильно организованная, она способна активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся. Однако проектная и исследовательская деятельность - это не одно и тоже. Е.Л. Ерохина в своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение ...

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» подразумевает неявное расширение — «технический проект». Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает — бросание вперед. Так характеризует понятие «проект» Е.С. Полат: «Проект — это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях — план, замысел какого-либо действия».[11]

По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» Н.В. Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны .

По К. М. Кантору проект — это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конституирующей всякий трудовой процесс.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

  • анализ проблемы;

постановка цели;

выбор средств ее достижения;

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оценка полученных результатов и выводов.

«Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

Творчество младших школьников можно разделить на т.н. составные: рисование, музыка, конструирование, литература. Словесное (литературное) творчество занимает одно из главных мест в жизни школьника.

По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников — это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.

Принципы организации проектной деятельности:

проект должен быть посильным для выполнения;

создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

10 стр., 4727 слов

Петр I: освещение его деятельности в работах В. Ключевского, ...

... Петра и его реформы по-разному и со своей точки зрения. 1. Петр I: освещение его деятельности в работах В. Ключевского Оценка ... границы благоразумия". Вообще, текст "Записки" Карамзина более эмоционален. Более эмоциональный, по сравнению с Ключевским, подход к проблеме виден ... что Карамзин писал о царях до Петра, а Ключевский - о России, в каком состоянии она досталась Петру. Такое различие вполне ...

вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь младшему школьнику при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;

2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5) контрольно-регулятивная — реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7) креативная — генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности. [9]

Таким образом, мы видим, что со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного и критического мышления. В работе мы предлагаем опираться на такое определение понятия «проектная деятельность обучающихся» – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.[10]

11 стр., 5430 слов

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей ...

... сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект». Определить особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Выявить подходы к организации учебного проекта в начальной школе. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ...

1.2 Типы проектов и этапы проведения проекта

Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту. Проектная деятельность, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности. Проектная деятельность младших школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослыми, так и со сверстниками. [9]

Проектная деятельность, как и любой другой вид деятельности, содержит анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения,

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез, оценка полученных результатов и выводов.

Погружение в учебный проект можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества. Этап организации учебной деятельности, как полагает Н.Ю. Пахомова, представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования, а это не что иное, как подготовка к решению. На этапе осуществления деятельности учащиеся «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию результатов. А проверка результатов необходима и учащемуся и учителю для оценки и соответственно самооценки.

Исходным этапом работы является, так называемый, предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.

Работа над проектом включает четыре этапа:

планирование;

аналитический этап;

8 стр., 3816 слов

Балетмейстерская деятельность в создании хореографического произведения

... видение, мышление, творчество, создание новых по замыслу художественных ценностей путем применения специфического комплекса выразительных средств танцевального искусства. Танцевальное движение ... дневное, искусственное, полное, частичное, цветное и т.д.). Проект танцевального костюма должен отвечать характеру лексики танца, ее ... неделимое целое. 4. Работа над пространственным строением танца. Мизансце

этап обобщения информации;

-этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

I. Планирование. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов младших школьников; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные).

Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Аналитический этап-этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:

уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами, а также сведения, полученные из специальной литературы, Интернета;

  • анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным. Более точное описание работы на аналитическом этапе при выполнении проектной деятельности размещено в Приложении.

III. Этап обобщения информации осуществляется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.).

22 стр., 10895 слов

Культурно-досуговая деятельность

... деятельности в жизнедеятельности челове­ка Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и моти­вы своего досуга, ... и др. содержанием досуговой деятельности непосредственные переживания, впечатления и ... досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. 1.4 Субъекты культурно-досуговой деятельности ...

Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации. Учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе).

Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. [ 12 ]

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально-творческая игра.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.[15]

Типологические признаки.

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно выявить следующие типы проектов.

  • Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

  • Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.

  • Ролевые, игровые . В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные ). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.

  • Практико-ориентированные (прикладные ). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.) [ 10]

По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить следующие два типа.

. Монопроекты, Межпредметные.

По характеру организации проекты могут быть:

с открытой

со скрытой

По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:

  • краткосрочные проекты – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

  • среднесрочные проекты – это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;

  • долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более. [ 16]

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. [19]

Глава 2. Обучающий и развивающий потенциал проектной деятельности в системе обучения литературному чтению

2.1 Реализация проектной деятельности в программе по литературному чтению (УМК «Школа России»)

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной

Авторами УМК «Школа России» в учебниках нового поколения проектная деятельность определена по учебным курсам и темам. Проектная деятельность может быть организована в рамках конкретной темы. Так, в теме «Жили-были буквы» (Климанова Л.Ф. Литературное чтение, 1 класс) проектная деятельность предполагает создание музея «Город букв». Дети учатся определять цели, план деятельности, способы реализации проекта (создание поделки, рисунка), презентацию результата деятельности. Основой проекта являются различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта. Достоинством такого подхода является наличие ориентировочной основе деятельности: ребенок понимает цель своей деятельности и средства ее достижения, недостатком является то, что познавательная проблема задается извне: авторами учебника. [17]

Основой проекта может стать и конкретное произведение, прочитанное на уроке. Для этого, анализ художественного произведения направлен не только на характеристику героев, определение темы и идеи произведения, но и на возможность выявления проблемы или круга проблем, которая может быть решена в проектной деятельности ребенка, группы детей или класса. Анализ сказки «Теремок» позволит увидеть проблему: теремок не подходит для проживания в нем животных, о которых говорится в сказке, поэтому он и был разрушен. Тема проекта может быть сформулирована так: «Расчет площади теремка». Решение проблемы: изучение строения теремка как вида жилища, изучение особенностей жизни зверей в природе, определение способов расчета площади, конструирование модели теремка привело к возникновению новых «творческих затруднений». Во-первых, если рассматривать животных в отрыве от содержания сказки, то они являются антагонистами и жить совместно не могут; во-вторых, если учитывать эту особенность, то возникает нравственная проблема: проблема дружбы между животными. Решение данного круга проблем можно решить в процессе следующих видов деятельности: поисковой (поиске различных вариантов сказки), художественно-прикладной (конструирование модели теремка), литературной (придумывании сказки, в которой конструировались отношения между животными на основе дружбы).

Презентацию проекта можно осуществить в форме выступления перед одноклассниками с демонстрацией модели и участия в Интернет-конференции «Мир моих увлечений». [19]

Данный пример показывает, что проектная деятельность в начальной школе, организованная на уроках литературного чтения может иметь безграничные возможности: от обучения формулирования проблемы (познавательной, духовно-нравственной, прикладной) до организации различных видов деятельности (художественной, исследовательской, поисковой, литературной) и форм презентации (представление результатов перед одноклассниками, участие в конференциях).

Основой проектной деятельности может являться не конкретное художественное произведение, а характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и литературных сказок, прочитанных на уроке литературного чтения. Так в теме «Сказки, загадки, небылицы» дети узнают загадки и потешки о кошках. А в теме «О братьях наших меньших» авторами учебника представлены художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к кошкам. В этих произведениях о кошке рассказывается по-разному. Темой группового исследования становится «Кошки в жизни и творчестве человека». В первой (исследовательской) части исследования раскрывается нравственная проблематика тема: как нужно относиться к кошкам? Выявляется значение кошек в жизни человека, отношение к кошкам одноклассников, составляются памятки по уходу за кошками. Во второй – создается образ кошки в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях).

[22]

Данный пример показывает, что в проектной деятельности в первом классе образ литературного героя может быть представлен детьми различными способами, что расширяет понятие образа в представлении ребенка, раскрывает его творческие способности при создании своего художественного образа.

В обобщенном виде технологию опыта можно представить следующим образом:

— анализ учителем художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;

— определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;

  • определение примерного плана проекта;

— планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);

— организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);

  • организация презентации проекта и его рефлексии.

Проектная деятельность в рамках литературного образования может быть представлена в виде перечня различных тем читаемых и изучаемых произведений.

Тема: Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки).

Проекты:

  • Создание сборника пословиц и поговорок;

  • Создание сборника побасенок;

  • Создание сборника загадок;

  • Викторина

  • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: Сказки

Проекты:

  • В мире волшебной сказки;

  • Герои сказок в рисунках и в лепке;

  • Создание костюмов для сказочных персонажей;

  • Создание спектакля по мотивам одной из сказок;

  • Создание собственных сказок;

  • Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками»

Тема: Произведения русских поэтов XIX века

Проекты:

  • Создание коллажа по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарование! »,

  • Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов;

  • Создание сборника стихов русских поэтов XXI века;

Тема: Никто не забыт, ничто не забыто.

Проекты:

  • Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто»;

  • Малая конференция:

Обсуждаемые вопросы:

  • Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

  • В каких из этих произведений рассказывается о детях?

  • Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг.

  • Как складывается судьба этих героев?

  • Что вы знаете об авторах этих произведений?

  • Создание сборника произведений о войне;

  • Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»

Тема: Моя Родина

Проекты:

  • Сборник произведений о Родине;

  • Создание коллажа « Моя Родина »;

  • Подготовка читательской конференции:

Темы выступлений:

  • Образ родины в картинах художников.

  • Образ родины в произведениях прозаиков и поэтов;

  • Образ родины в произведениях композиторов

Тема: Былины

Проекты:

  • Создание выставки книг;

  • Создание сборника былин;

  • Подготовка аудиоальбома.

Тема: Любимые писатели, герои, произведения

Проекты:

  • Подготовка к параду живых героев;

  • Викторина по произведениям любимых писателей;

  • Драматизация лучших фрагментов книг;

  • Создание сборника любимых произведений.

Таким образом, в результате обучения

2.2 Содержание и анализ опытно-практической работы по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения

Опытно-практическая работа по теме исследования «Особенности организации проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальных классах» проводилась на базе 3-4 класса МБОУ «Чендекская СОШ» филиал «Нижне-Уймонская НОШ».

На конструирующем этапе было проведено анкетирование для учителей и учащихся.

Цель анкетирования для учителей: определить степень использования учителями проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Анкета для учителей состояла из пяти вопросов, в анкетировании участвовало десять учителей (Приложение 1).

На первый вопрос: «Знакомы ли Вы с методикой проектного обучения?», ответ был положительным (100%).

На второй вопрос: «Считаете ли Вы эффективным использование проектного обучения в учебно-воспитательном процессе? Почему (да/нет)? -все учителя ответили: «Да», они считают, что данный метод позволяет систематизировать определенные знания, дает возможность детям больше проявлять инициативу, самостоятельность; учащиеся находят выход для решения какой-либо проблемы. Метод проектного обучения сплачивает коллектив детей, он позволяет детям усвоит материал, привлекает внимание, а значит, повышает эффективность обучения.

На третий вопрос: «Используете ли Вы метод проектного обучения? На каких предметах? В каких классах? Ответ оказался положительным (100%), все учителя считают, что использование метода проектного обучения очень хорошо подходит для 3-4 классов, так как возрастные особенности детей данного периода позволяют достаточно легко освоить данный метод. Также ответы сошлись и в вопросе о предмете, на котором можно использовать метод проектного обучения — это литературное чтение, окружающий мир и технология.

На четвертый вопрос: «Учащиеся каких классов принимают участие в создании проектов?» — и здесь педагоги указали на 3 и 4 класс, что вполне приемлемо, так как в программах по литературному чтению по новым стандартам в этих классах предложено очень много тем для учебных проектов.

Цель анкетирования для учащихся: выявление степени участия и заинтересованности детей в учебных проектах.

Анкета для учащихся состояла из шести вопросов, в анкетировании принимали участие 10 учеников из 3 и 4 классов (Приложение 2).

На первый вопрос: «Участвовал ли ты в учебных проектах?»-100% учащихся ответили положительно. Дети из этих классов уже принимали участие в проектах.

литературному чтению

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literaturnogo-chteniya/

На третий вопрос: «Умеешь ли ты работать в группе? В паре с другими учащимися? Почему?» -8 ребят (80%) ответили положительно, эти дети написали в ответе, что совместная работа объединяет, вместе работать намного интереснее, есть с кем посоветоваться и просто на много легче и веселее. Два ребенка (20%) — это те же дети из 3 класса, ответили отрицательно, никак не комментируя свой ответ.

На четвертый вопрос: «Нравится ли тебе выступать перед другими, рассказывая о своих рисунках, читать стихотворения?» — также двое из десяти дали отрицательный ответ, остальные же 80% детей дали ответ «Да», их не сковывает выступление перед другими, они не боятся «показать» себя и свои коммуникативные способности.

На пятый вопрос: «Умеешь ли ты искать нужную информацию по школьным предметам в энциклопедиях, Интернете? По каким предметам?» — только трое(30%) из десяти учеников ответили: «Да, умею», эти дети приезжают в школу из другого населенного пункта. Так мало положительных ответов связано с тем, что в населенном пункте, где находится школа, нет сети интернет. Остальные семь детей ответили «нет», они же написали, что чаще всего берут информацию из учебников, различных энциклопедий и все ответы касались только окружающего мира и литературного чтения.

На шестой вопрос анкеты: «Какой школьный предмет тебе нравится? Почему?» — ответы были разные, трое ответили, что им нравится математика, они любят решать задачи и находить ответы, четверо указали, что им нравится литературное чтение, и пояснили, что «там можно прочитать много интересного». Один ученик ответил, что любимый предмет — окружающий мир, другой ответил, что ему нравится изобразительное искусство, а еще одному ученику нравятся «все» предметы.

На формирующем этапе нами проводилась работа над проектом по теме «По страницам детских журналов» (Приложение 3).

Сейчас культура чтения периодических изданий в семьях потеряна. Мало кто из родителей знает о существовании журналов для детей. Младший школьник учится концентрировать свое внимание, логически мыслить, ему интересно все, что происходит вокруг, важно, чтобы в его голове возникали сотни «почему?» и «зачем?». Детские журналы помогают развивать и обучать ребенка непринужденно и занимательно, в игровой форме. А разнообразная тематика позволит каждому выбрать чтение по интересам. Проект даст возможность детям ближе познакомиться с различными детскими журналами, поможет ориентироваться в их тематике и структуре.

Цель формирующего этапа: формирование понятия о творческой проектной деятельности, ее содержании на примере учебного проекта по литературному чтению; формирование умения творческого подхода к решению поставленной задачи; развитие коммуникативных навыков работы в группе; развитие умения выступать перед аудиторией.

Продолжительность работы над проектом: четыре учебных недели., Цель проекта:

  • Пробуждение интереса у обучающихся к детским журналам (печатная продукция и виртуальные журналы-детские интернет порталы);

  • Расширить кругозор чтения в сфере детской периодической печати;

  • Создать условия для проявления творческих способностей и выражения интересов через создание проекта собственного журнала.

  • Познакомить с техникой создания журналов, развивать творческие способности учащихся, формировать правильный тип читательской деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Учащиеся смогут ориентироваться в разнообразной детской периодике;

  • Познакомятся с профессиями, участвующими в создании журнала;

  • Смогут ориентироваться в рубриках детских журналов;

  • Получат представление о ценности детских периодических изданий для развития кругозора, логики, ума и творческих способностей;

  • Смогут проявить свои творческие способности и познавательные интересы в процессе создания проекта собственного журнала;

  • Дети получат положительный эмоциональный опыт от понимания полезности продукта своего труда для окружающих.

Класс был разделен на три группы.

На первой неделе нами была проведена беседа с учениками, я познакомила их с особенностями и этапами работы над учебным проектом. Приступив к выполнению проектов на тему «По страницам детских журналов», учащиеся получили индивидуальные задания по группам, распределили обязанности межу собой. Первая группа должна была приготовить презентацию о детских журналах, вторая группа — викторину по содержанию детских журналов, третьей группе было дано задание создать макет своего детского журнала с указанием рубрик.

Работу детей организовывали подготовленные мной вопросы, из которых основополагающий вопрос касался всех групп: «Можно ли одновременно развлекаться и учиться?»

Первой группе были даны такие вопросы:, Проблемный вопрос:

  1. Учебный вопрос: Какие детские журналы знаете?

  2. Учебный вопрос: Какие виды детских журналов выпускают?

  3. Учебный вопрос : Как «прочитать» журнал по обложке?

Вторая группа получила такие вопросы:, Проблемный вопрос:

  1. Учебный вопрос : Какие рубрики бывают в детских журналах?

  2. Учебный вопрос: Что можно узнать, читая журналы?

  3. Учебный вопрос: Чему можно научиться, читая журналы?

Третья группа отвечала на такие вопросы:, Проблемный вопрос: Почему так говорят: «Семь дел в одни руки не берут»?

  1. Учебный вопрос: Что такое редколлегия?

  2. Учебный вопрос: Люди, каких профессий участвуют в создании журнала?

  3. Учебный вопрос: Как создать свой журнал?

На второй неделе я провела встречу с каждой группой и выявила, как протекает их работа над проектом, узнала, что смогли найти дети (информация, фото, рисунки, тексты, дополнительный материал) в течение этого времени для выполнения учебного проекта и какие затруднения у них возникли. Мною была оказана помощь первой группе в подборе информации к созданию презентации и третьей группе в оформлении макета журнала. Вторая же группа справилась замечательно со своим заданием, им моя помощь не понадобилась.

На третьей неделе мы совместно с учениками договорились о сроках завершения учебного проекта, обсудили форму его защиты. В итоге, первая группа должна представить и защитить свою презентацию за 10 минут, каждый участник группы должен принять участие в защите проекта. Презентация должна включать в себя 10-15 слайдов. Вторая группа — провести викторину для остальных учащихся класса письменно, она должна содержать примерно 20 вопросов. Участники второй группы после проведения викторины сообщают ее результаты, и таким образом выявляется знаток детских журналов. Позже проходит награждение этого ученика. Третья группа представляет для всего класса макет своего журнала, она должна объяснить, почему выбрано такое название, такие рубрики и рисунки, как была придумана именно такая обложка? Также макет детского журнала должен быть интересным, красочным и запоминающимся.

Четвертая неделя-это неделя защиты учебного проекта. Как и планировалось, защита прошла в срок и в той форме, о которой мы договаривались с детьми. В ходе защиты презентации первой группой, ребята доступно объяснили и рассказали материал, который она содержала. Участвовали в защите все участники группы. Презентация оказалась яркой, увлекательной, материал был подобран понятный и познавательный для учащихся.

Вторая группа представила нам викторину. Вопросы викторины были интересны, содержательные, выявили внимательных читателей и соответствовали возрасту учеников. Детям очень понравилось отвечать на вопросы, они старались ответить верно. Многие ребята ответили правильно на все вопросы. Но все же был выявлен «Знаток детских журналов», который ответил правильно на все 20 вопросов, мальчик был награжден грамотой. Остальные дети порадовались и поздравили его.

Защита макета детского журнала третьей группой также удалась, участники представили замечательную обложку журнала, журнал был красочным, ярким и необычным. Название журнала «Лисенок» ученики третьей группы придумали сами, подобрали множество красивых рисунков, что, конечно, привлекало внимание.

Были представлены рубрики «Спорт», «Кулинария», «Загадки», «Ребусы», «Кроссворды», «Почитай-ка», подборку которых дети объяснили так: «Мы любим заниматься спортом, кушать вкусную еду, поэтому решили включить именно эти рубрики в свой журнал, а загадки, ребусы и кроссворды вообще нравятся всем, они интересны и увлекательны, так же нам очень нравится читать и узнавать что-то новое, мы считаем, что всем остальным это тоже нравится». На мой взгляд, защита учебного проекта прошла успешно. Все участники групп были задействованы, в классе царила дружеская, спокойная обстановка, и все дети получили много положительных эмоций за урок.

Напомним, что каждая группа перед началом работы получила проблемный вопрос и серию учебных вопросов. Мнения по этим вопросам мы обсудили на завершающем этапе нашего занятия. Первая группа выяснили, что такие журналы как: «Непоседа», «Миша», «Веселые идейки», «Ежик» — это почти самые распространенные журналы для детей, которые имеются в детской сельской библиотеке. По видам детские журналы можно разделить на познавательные, юмористические, развивающие и т.д. Обложка детского журнала играет огромную роль, то, какое название имеет журнал, то, что изображено на обложке, какие сделаны надписи — это очень важно. По этим данным можно легко догадаться, о чем будет идти речь в журнале, какие рубрики он содержит. Красочная, яркая обложка сразу привлекает внимание, журнал хочется посмотреть и прочесть. При ответе на проблемный вопрос учащиеся сделали вывод: человек всегда производит впечатление на других людей именно своим внешним видом, люди дают ему оценку, какой он, как одет, как преподносит себя, аккуратен ли он. А провожают по уму, это значит, что позже окружающие его люди смотрят уже не на внешние данные и одежду, а на то, что в душе у этого человека, узнают его характер, его мысли, оценивают его ум.

Вторая группа выяснили, что в детских журналах повторяются такие рубрики, как: спорт, рассказы, игры, ребусы, загадки, комиксы, кроссворды, «Почитай-ка», «Страна знаний», «Сделай сам» и многое другое. Читая детские журналы, можно узнать много полезного и интересного для себя, узнать о разных животных и птицах, узнать, как и где живут другие дети, что можно сделать своими руками. Детские журналы не дадут скучать, в них содержатся множество советов, различных загадок и ребусов, головоломок и кроссвордов, что очень занимательно. Научиться можно многому, читая детские журналы, например: смастерить самому игрушку, поделку и подарить ее маме, бабушке или сестре. Можно научиться вязать, создавать красочные рисунки, участвовать в различных конкурсах среди ребят со всей России.

При ответе на проблемный вопрос ученики сделали вывод: детские журналы стоит читать, они приносят только пользу, развивают логику, мышление, предоставляют много полезной информации.

Третья группа участников учебного проекта выяснили, что редколлегия — это опытные редакторы, которые оказывают помощь в выборе и подготовке произведений для журналов и газет. Журналисты собирают информацию по заданной теме; писатели сочиняют согласно жанру рассказы, подбирают стихи; фотокорреспонденты должны сделать «фотографии», а дизайнеры разработать эскиз обложки и страниц. Художники же подбирают необходимые для зарисовки материалы. Свой детский журнал можно создать очень просто, для этого нужно иметь желание и выносливость, определиться с какой целью создается журнал и для какого возраста, придумать его название, обложку, включить необходимые рубрики, подобрать информацию, рисунки и фотографии. Конечно, нужна сплоченная команда, где каждый будет иметь свои обязанности и тогда все получится. В ходе создания самодельного журнала мы узнаем много нового и интересного сами, подбирая тесты, загадки, зарисовки и многое другое. Можно запомнить различную информацию, чему-то научиться. При ответе на проблемный вопрос учащиеся сделали выводы: «лучше сделать качественно одно дело, чем семь, но плохо», «один человек может сделать хорошо только одно дело», «сначала нужно сделать одно дело, а уж потом браться за другое», «человек не сумеет качественно выполнить семь дел сразу».

На основополагающий вопрос ученики ответили положительно (100%), они считают, что учебу и отдых-развлечение можно легко совместить, сделать учебу интересной, увлекательной и также добиться определенных знаний и умений.

На контрольном этапе было проведено анкетирование для учащихся.

Цель: на основе сравнения результатов анкетирования для учащихся на контрольном и конструирующих этапах определить уровень понимания детьми особенностей проектной деятельности, выявить отношение учащихся к учебному проекту после участия в нем.

Анкета для учеников состояла из восьми вопросов (Приложение 4).

На первый вопрос: «Было ли тебе интересно участвовать в учебном проекте? Почему?» — все ребята ответили положительно (100%), утверждали, что это очень интересное и занимательное занятие. Ученики, участвовавшие в создании макета детского журнала, говорили о том, что им понравилось придумывать, какие рисунки можно расположить на обложке и как изобразить их, какое будет название, какие рубрики будет включать их журнал. «В создании презентации, так же было много интересного: подобрать картинки, нужную информацию и представить все это другим ученикам в увлекательной, интересной форме», — ответили ребята первой группы. Ребята, составляющие викторину, сказали, что они узнали много нового для себя, когда выполняли задание. Всем участникам понравилось выступать и при защите проекта.

На второй вопрос: «Какой цели тебе нужно было добиться при работе над учебным проектом?» — участники группы правильно и достаточно подробно указали цель и задачи работы над учебным проектом.

На третий вопрос: «По каким этапам выполнялась ваша работа?» — ребята дали такие ответы: «Для начала нужно сходить в библиотеку, посмотреть детские журналы, подобрать нужную информацию, картинки, придумать, как и где это правильно расположить, после приступить к выполнению самого проекта и представить его на защиту».

На четвертый вопрос: «Какие важные знания и умения ты приобрел, работая над учебным проектом?» — несколько мальчиков ответили так: «Я узнал, какие рубрики можно встретить в детских журналах, о чем бывают журналы, люди каких профессий работают над созданием журналов». Были и ответы такого рода: «Я научилась лучше рисовать», «Я научился составлять презентацию», «Мне стало легче выступать перед другими ребятами», «Я стала лучше ориентироваться в содержании журналов и находить нужную информацию», «Мы узнали, что такое виртуальные журналы».

На пятый вопрос: «Какая работа вызвала у тебя затруднения?» -учащиеся ответили: «Мне было немного сложно разобраться в составлении презентации», «Сложность в том, что мнения ребят в нашей группе расходились».

На шестой вопрос: «Кто помогал тебе при работе над учебным проектом?» -дети ответили так: «Мне помогал учитель», «Помощь при работе мне оказала мама, папа», «Мне помогали участники моей группы».

На седьмой вопрос: «Трудно или легко тебе было работать в группе? Почему?» — мнения учеников разделились. Трое учеников ответили, что им было трудно считаться с мнениями других детей, из-за этого у них возникли споры. Семь человек из десяти сказали, что для них работа в команде, это лучше чем работать одному, им было легко и весело выполнять задания вместе. На восьмой вопрос: «Хотел бы ты еще принимать участие в учебных проектах? По каким предметам?» — учащиеся третьего класса единогласно ответили «Да». Мнения разошлись только по предметам, одни писали, что хотели бы принимать участие в проектах по технологии и литературному чтению, другие, что можно попробовать свои силы в математике и русском языке.

Результаты работы и впечатления детей от участия в учебном проекте «По страницам детских журналов» позволяют нам сделать вывод, что работа прошла успешно. Выбранный нами групповой тип проекта, формирует навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели. Групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удается.

Организация учебного проекта на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности позволила выявить также затруднения, созданные с его реализацией:

-длительность выполнения учебного проекта по времени заставляет на каждом этапе мотивировать и стимулировать деятельность учащихся;

  • затруднения в оценке вклада каждого члена группы в общую деятельность;

— у учащихся недостаточно сформированы учебные умения и навыки, которые необходимы для выполнения проекта (создание презентаций, умение находить нужную информацию, подготовить выступление и т.д.); данная проблема решалась в совместной деятельности с ребенком, выполнение деятельности по образцу, по плану;

— трудности публичного выступления и представления работы (для преодоления этого использовались репетиции и выступления).

Следуя из этого можно подвести итоги: дети 3 и 4 классов активно принимают участие в учебных проектах. В среднем это 80% детей из десяти опрошенных. Отсюда следует, что им нравится участвовать в чем-то новом, работать в группах, проявлять инициативу и показывать себя как личность. Они активно защищают свои проекты и им это заметно нравится. По эмоциям детей можно сказать, что они гордятся своими проектами, как новым достижением.

Но есть дети, которым не понравилось участие в проекте. Они старались оставаться в стороне и не участвовать. Эти дети выполняли небольшую работу своей группы и никак не проявляли инициативы. Как показывает анкетирование, они также не принимали участия и в предыдущих проектах по другим предметам. Это всего скорее зависит от особенностей самих детей, их учебной мотивации.

Таким образом, можно сказать, что технология учебного проекта имеет огромные воспитательные возможности: воспитание у школьников нравственной, коммуникативной, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности.

Заключение

Опираясь на анализ педагогической и методической литературы по теме исследовательской работы, мы увидели, что метод проектов позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, связывая обучение с его личным интересом в каком-либо знании. Использование метода проектов на уроках литературного чтения должно учитывать как общепедагогические требования к этому виду деятельности, так и частнометодические особенности.

Проектная деятельность может быть организована и по отдельному художественному произведению, и после изучения целого раздела жанровой или тематической направленности. При этом необходимо, чтобы исследуемый материал касался проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, но также давал новые знания, которые предстоит приобрести. При планировании проектов по каким-либо темам учитель (а впоследствии и дети) должен видеть результат, продукт проектной деятельности. Выполнение проекта нужно организовывать после анализа художественного произведения на этапе вторичного синтеза, когда учащиеся смогут творчески интерпретировать авторский замысел, связать художественное произведение, его проблематику, художественные образы с другими видами искусства, обнаружить значимость межпредметных связей при решении какой-либо проблемы. Среди видов проектной деятельности на уроках литературного чтения могут использоваться чаще всего творческие проекты, что обусловлено самой природой литературных произведений; исследовательские проекты уместны при анализе жанровой специфики произведения, истории его создания, поиске биографических сведений, важных для понимания авторского замысла и решение проблемы, поставленной в проекте.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-literaturnogo-chteniya/

  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст] : учебник для студентов СПО / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 3-е изд., испр. — Москва : Академия, 2013. — 464 с.

  2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст] : учебник / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 7-е изд., стереотип. — Москва : Академия, 2011. — 576 с.

  3. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. — Краснодар, 2001. 178 с.

  4. Библиотека: Интернет-издательство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.magister.msk.ru/library/ (дата обращения: 17.03.2019)

  5. Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 11.03.2019)

  6. Господникова М.К, Н.Б. Полянина Проектная деятельность учащихся 2013 г. — 131 с.

  7. Детская литература [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [Е. О. Путилова, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова [и др.]] ; под ред. Е. О. Путиловой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Академия, 2014. — 432 с.

  8. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум [Текст] : учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова [и др.]] ; под ред. Т. В. Рыжковой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2014. — 320 с.

  9. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, №3, 2003, с . 20-24

  10. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. — М., 2000. — С. 32-33.

  11. Издательство «Дрофа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: www.drofa.ru (дата обращения: 11.04.2019)

  12. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. —- М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

  13. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учебное пособие для студентов ВПО / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 8-е изд., стереотип. — Москва : Академия, 2013. — 464 с.

  14. Методика обучения литературному чтению [Текст] : учебник для студентов ВПО / [М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева [и др.]] ; под ред. М. П. Воюшиной. — 2-е изд., испр. — Москва : Академия, 2013. — 288 с.

  15. Методика обучения русскому языку и литературному чтению [Текст] : учебник и практикум : учебник для вузов / [Т. И. Зиновьева и др.] ; под ред. Т. И. Зиновьевой ; Моск. гор. пед. ун-т. – Москва : Юрайт, 2016. — 468 с.

  16. Орлова Л.А., Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе // Начальная школа, №3, 2007.

  17. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: (дата обращения: 11.04.2019)

  18. Педсовет.org [Электронный ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://pedsovet.org/ (дата обращения: 11.04.2019)

  19. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / — М.: Просвещение, 2011. — 192 с. — (Работаем по новым стандартам).]

  20. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] : в 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2011. — 400 с.

  21. Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работ. общеобраз. учрежд. — М.: АРКТИ, 2007. .

  22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — 3-е изд., перераб. — Москва : Просвещение, 2016. — 47 с.

  23. Щербаков А.В., Кисляков А.В. Научно- методический журнал «Классный руководитель» №1 — 2012.]

  24. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 11.04.2019)

Приложение, Приложение 1, Анкета для учителей начальных классов

  1. Знакомы ли Вы с методикой проектного обучения?

  2. Считаете ли Вы эффективным использование проектного обучения в учебно-воспитательном процессе? Почему?

  3. Используете ли Вы метод проектного обучения? На каких предметах? В каких классах?

  4. Есть ли у Вас в школе научное общество для обучающихся?

  5. Учащиеся каких классов чаще всего принимают участие в создании учебных проектов?

Приложение 2, Анкета для учащихся: « Ваша заинтересованность в учебных проектах?»

  1. Участвовал (а) ли ты в учебных проектах?

  2. Хотел (а) бы ты принимать участие в учебном проекте по литературному чтению.

  3. Умеешь ли ты работать в группе? В паре с другими учащимися? Почему?

  4. Нравится ли тебе выступать перед другими, рассказывая о своих рисунках, читать стихотворения?

  5. Умеешь ли ты искать нужную информацию по школьным предметам, в энциклопедиях, в интернете?

  6. Какой школьный предмет тебе нравится? Почему?

Приложение 3, Группы отвечают на вопросы викторины «По страницам детских журналов», Третья группа создают журнал «Лисенок»

Приложение  1

Приложение  2

Награждение детей за участие в викторине «По страницам детских журналов», Приложение 4, Анкета для учащихся: «Ваше

  1. Было ли тебе интересно участвовать в учебном проекте? Почему?

  2. Какой цели тебе нужно было добиться при работе над учебным проектом?

  3. По каким этапам выполнялась ваша работа?

  4. Какие важные знания и умения ты приобрел, работая над учебным проектом?

  5. Какая работа вызвала у тебя затруднения?

  6. Кто помогал тебе при работе над учебным проектом?

  7. Трудно или легко тебе было работать в группе? Почему?

  8. Хотел бы ты еще принимать участие в учебных проектах? По каким предметам?

Приложение 5, Литературное чтение, 3 класс, УМК «Школа России», Тема проекта:, Цель и задачи проекта

создать условия для формирования умения самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь;

рассмотреть образ «матери» через анализ различных произведений искусства;

способствовать развитию умения высказывать свои мысли, развитию творческих способностей, мышления, обогащению словарного запаса;

способствовать воспитанию уважения к маме, желания помочь ей; воспитанию толерантности, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Содержание проекта

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

Подготовка к восприятию. Мотивация. Определение темы. Постановка учебных задач.

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё, самое доброе и ласковое сердце. В верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.

— Мама… Что обозначает это слово? Растолкуйте его смысл.

— Прочитайте пословицы:

На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

Лучше матери друга не сыщешь.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Без матушки родной и цветы цветно не цветут.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

— Как вы понимаете их смысл? (Мама всегда поможет, выручит в любой беде – она лучший друг. Когда мамы нет, мы без нее скучаем, и нам все не в радость. Когда тебе грустно, у тебя неприятности, мама тебя успокоит, развеселит).

— Какие произведения о маме мы читали на уроках чтения? («Посидим в тишине» Е. Благининой, «Еще мама»)

— Какая главная мысль этих произведений? (Мама очень много для нас делает. Надо беречь здоровье мамы, помогать ей, давать отдохнуть)

— Какова тема нашего урока?

— С помощью стихотворений и рассказов поэты и писатели передают свое отношение к матерям, свои чувства, эмоции, любовь к ней.

через краски

с помощью музыки

— В чем проявляется ваша любовь к маме?

— Подумаем над этим, и попробуем создать проект на тему: «Моя мама лучшая на свете».

— Ребята, а что такое проект? Давайте вспомним! (план, замысел)

Запомните:

— Подумайте, какие продукты вы можете создать по теме «Моя мама лучшая на свете».

— Вспомним, как поэты, писатели выражали свою любовь к мамам?

— Художники с помощью красок выражают свою любовь к мамам, композиторы – с помощью музыки, поэты пишут стихотворения, певцы могут с помощью песен.

Разделение на группы

Я

Поэт, писатель

Художник, иллюстратор

Исполнитель, певец

— Каждый из вас получил свою роль, выберите главного в группе. Подумайте, что нужно сделать, чтобы создать продукт к проекту на тему «Моя мама лучшая на свете».

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

Выполнение проектной работы осуществлялось в течение 4 учебных дней, работа была организована по группам .

Защита проектной работы

План

  • Название работы проекта.

  • Почему выбрали именно эту форму представления проекта?

  • Какие мысли и чувства вложили в результат своей работы?

  • Чья это была идея (кто был самый активный)?

  • Кому бы вы хотели показать этот проект?

Рефлексия

  • Чей проект понравился больше всего?

  • Кому бы вы хотели дать советы, рекомендации? Какие?

  • Как оцениваете свою работу над проектом? Почему?