Элокуция. Данный этап в риторическом каноне так же, как инвенция и диспозиция имеет, особое значение для написания сочинений в 5-6 классах. Рассмотрим его более подробно. Элокуция отвечает за выразительность и эффективность речи. Особое внимание уделяется тщательному подбору слов и сочетаний, важны семантический, стилистический и даже звуковой аспекты.
Функция элокуции — выбор оптимальных средств выражения содержания и украшения текста. Приведем наиболее распространенную классификацию элокутивных средств.
Тропы и фигуры
«Фигура — это оборот речи, представляющий собой словесную конструкцию, оформляющую ход мыслей говорящего, способ придания выражаемой мысли особой формы» [87; 124].
Троп — использование слова или выражения в переносном значении, когда в сознании создающего речь и ее воспринимающего присутствуют одновременно два смысла слова — прямое и переносное.
Риторические же тропы — это не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют свою яркую образность.
Рассмотрим некоторые из тропов, на наш взгляд, наиболее важные для обучения написанию сочинений в 5-6 классе. Это метафора, метонимия (в том числе синекдоха) и ирония.
Троп метафора, Троп метонимия
С помощью метонимии часто называют предмет:
- по материалу, из которого он сделан («Янтарь в устах его дымился — А. Пушкин, речь идет о янтарной трубке);
- по свойству (радость моя, любовь моя, счастье мое — о человеке, который доставляет радость, вызывает любовь, дарит счастье);
- по продукту действия;
- содержимое по содержащему его предмету (чайник кипит, печь трещит);
- время по предмету (явлению), характеризующему это время (учиться до седых волос, любить до гроба);
- когда название существенной части предмета переносится на весь предмет целиком («Все флаги в гости будут к нам» — А. Пушкин)
Последняя метонимия в риторике называется синекдохой.
Троп ирония.
При удачном употреблении тропов и фигур текст наполняется образностью, оригинальностью. Такой текст способен ярче отразить замысел. При обучении написанию сочинений в 5-6 классах умение грамотно использовать тропы и фигуры позволит учащемуся создавать текст оригинальный, позволит мыслить нешаблонно.
По тексту Лактионова. Анализ сочинения по тексту Лактионова
... (По А.Лактионову) Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема верности истине. (Что значит быть верным истине?) 1. Верность истине означает готовность отказаться во имя неё от убеждений, ... ценным. 3. Проблема отличия фанатизма от преданности истине. (Чем отличается верность своим убеждениям от слепого фанатизма?) 3. Верность истине способствует нравственному развитию личности, а фанатизм ...
На уроках обучения сочинению в 5-6 классах целесообразно использовать следующие упражнения, основанные на использовании риторического канона как модели создания текста.
На этапе инвенции можно провести работу с топосами, что позволит ученикам ответить на вопрос: «С чего начать сочинение?», поможет развернуть тезис и развить содержательную часть повествования.
1. Работа с топосом «Определение».
Нужно понять простое значение тех или иных вещей, ответив на вопросы: «что есть что» и «кто есть кто». Особое внимание над работой с данным топосом уделяется креативности определения. Конечно, первоначально необходимо дать ученику схему работы с данным видом топа, указывая на то, что изначально стоит давать определение общепринятое (например, из словаря).
А уже далее развивать креативное мышление, развивая тему оригинально, метафорически, что позволит выявить своеобразное осмысление объекта.
Например, тема сочинения-описания: «Весна». Сначала ученику задается вопрос: «Что такое Весна?» Обратимся к словарю, чтобы выявить этимологию и общепринятое значение слова: «Весна — название времени года, сменяющее зиму и предшествующее лету» [32; 74].
Если же мы рассмотрим метафорические определения, то дети ответят на вопрос иначе. Они скажут: «Весна — это зарождение новой жизни», «Весна — это улыбки на лицах и веснушки», «Весна — это надежда», «Весна — робкая улыбка природы».
Конечно, оба типа определения могут использоваться при написании сочинений, но если в первом дается определение научное, то во втором развивается мышление, а значит, раздвигаются рамки, взгляд на тему становится шире.
Задание. Дайте по два определения понятиям по модели «что это такое, что есть что»:
Понятие (тема): утро, дружба, удача
При этом общепринятое определение дается через слово, относящееся к общеродовому понятию (стол-предмет мебели…; корова — животное…), второе понятие — образное, аллегорическое, метафорическое.
2. Работа с топосом «Имя».
Исходя из определенных свойств, качеств слова, данный топос позволяет привести доказательство. Это может быть произведено с помощью толкования этимологии слова. По-настоящему яркие тексты зачастую начинаются с характеристики понятия.
Например: При написании поздравительной речи, мы можем начать с приведения примера толкования имени именинника, так, например написание поздравления с рождением мальчика Ивана можно начать: Иван в переводе с еврейского — «дар божий».
Задание. У каждого человека есть имя, проверьте себя, насколько хорошо вам известна этимология имени ваших родных и близких. Опишите человека, который, по вашему мнению, «соответствует» своему имени.
3. Работа с топосом «Причина и следствие».
Для написания связного, логически верно оформленного текста имеет огромное значение топос «причина и следствие». Если мы формулируем какой-либо тезис, то нам необходимо обоснование и выявление, почему же именно это суждение верно. Именно активный поиск доказательств на вопрос «Почему?» дает нам ответ.
Задание. Ниже приведены тезисы, необходимо найти по три аргумента, почему данные тезисы верны.
- Весна — самое прекрасное время года.
- Весна — время перемен.
- Весна — начало зарождения новой жизни.
4. Работа с топосом «Сравнение».
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ
... младших школьников. Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1) дать характеристику описанию как функционально-смысловому типу текста; 2) рассмотреть текстовую работу ... описания природы, человека, трудового процесса. Ценность сочинений-описаний ... обучение, направленное на развитие речи младших школьников на основе работы ... что-либо, например весну, поля, горы, ...
Топос «сравнение» позволяет насытить речь яркими новыми штрихами. Так применение данного топоса возможно в трех разновидностях:
- сходство (подразумевает сравнение одинаковых свойств предмета речи);
- противопоставление (подразумевает сравнение и выявление отличий одного предмета или явления от другого);
- количество (подразумевает сравнение численности предметов).
Мыслительная работа с данным топосом заключается в выявлении сходных характеристик у двух и более объектов либо в уподоблении или противопоставлении объектов. Однако креативная задача о работе с данным топосом все же в большей степени состоит в нахождении похожих характеристик.
Один из наиболее простых способов работы с данным топосом — нахождение сходства либо различия одинаковых предметов. Так, например красную ручку можно сравнивать с красным карандашом.
Задание. Применив знания о топосе «сравнение», продолжите приведенные ниже фразы. Начните с самых простых и далее расширяйте свои возможности.
Мокрый как… Мелодичный как… Холодный как… Талый как..
Робкий и тихий как… Журчание ручья как… Ранний как…
Прочтите полученные результаты и обсудите в классе. Напишите сочинение-миниатюру (5-10 предложений), используя наиболее понравившийся вам вариант сравнения.
Задание . При написании сочинения важно уметь находить неожиданные сравнения. Попробуйте найти неожиданные сравнения для описания частей лица.
Глаза — как океан, как блюдца, как зеркала, как ночь, как виноградинки, как омут, как весь мир и т.д.
Нос — Рот — Щеки — Уши — Голова…
Напишите сочинение-миниатюру (5-10 предложений) в жанре портретного очерка, используя наиболее понравившийся вам вариант сравнения.
5. Работа с топосом «Противоположности».
Зачастую в работе с текстом нам необходимо отобразить сущность предмета или определенного явления. Топос «противоположности» помогает с помощью метода «от обратного» выполнить данную задачу. Например, если нам необходимо убедить читателя в том, что важно уметь читать, то, используя топос «противоположности», можно говорить о том, как тяжело, когда ты не обладаешь навыком чтения.
Задание. Ниже приведены пословицы, построенные с использованием приема «противоположности». Покажите, какие предметы и явления противопоставляются, и объясните, с какой целью.
И стар, да петух, и молод, да протух. Глаза как плошки, а не видят ни крошки.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен. Счастье везет дураку, а умному Бог дает.
Сидя на колесе, гляди под колесо.
Сегодня пан, а завтра пал (пропал).
Сегодня полковник, а завтра покойник. Сегодня в порфире, а завтра в могиле. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
6. Работа с топосом «Условие»
При написании сочинения необходимо задавать вопросы, которые помогут сделать речь логичной и более выразительной. В нашем случае помогает топ «условия». Задав вопрос, при каких обстоятельствах / условиях данный тезис верен, мы можем создать доказательную базу, приведя необходимые аргументы.
Особенности сочинений по картине
... речь, опыты самостоятельного литературного творчества учащихся. По месту, способу выполнения и объему с дополнительными заданиями 1. Ответы на вопросы. 2. Сочинения по опорным словам – это сочинения на определенную тему, ... подготовки к написанию сочинения по картине. круг задач: 1. Рассмотреть и проанализировать наиболее известные определения "школьного сочинения", выбрать из них наиболее полное и ...
Задание. Придумайте и напишите доказательства тезисов, приведенных ниже, используя топос «Условие».
- Мудрые мысли приходят уже тогда, когда все глупости уже сделаны.
- В мире нет ничего ужаснее, невыносимее, как отсутствие желания действовать и ожидание.
- Время — лучший учитель, но, к сожалению, оно губит своих учеников.
Задание. Придумайте аргументы, доказывающие верность следующих суждений. При выполнении задания используйте топ «условие».
Если ты будешь много читать, то будешь много знать. Смелость города берет.
Доброе слово — половина счастья.
Подведем итог. Обучение школьников написанию текста на основе риторического канона, в частности, изобретению и распространению основной мысли на основе выработанных в риторике моделей (топосов) является очень эффективным методическим приемом. Овладев основами риторического канона, учащиеся 5-6 классов приобретают умение создавать замысел текста и развивать его основную мысль.
Кроме того, знание основных приемов диспозиции и элокуции позволяет учащимся продумывать композицию сочинения и подбирать наиболее уместные в конкретной речевой ситуации языковые средства.
Для того, чтобы обучить школьников 5-6 классов написанию сочинений, необходимо обладать знаниями в части методологии. Методика преподавания русского языка в школе активно изучается студентами педагогических ВУЗов.
Один из крупнейших методистов Т.А. Ладыженская говорила о том, что первоначально при обучении письменной речи стоит обучать детей правильному слушанию. Глобальное восприятие, по ее мнению, позволяет более глубоко осмыслить речь. Также стоит особое внимание уделить «критическому восприятию, которое основывается на глобальном и детальном восприятии» [16; 269].
Для того, чтобы наиболее эффективно развить умение слушать, существует ряд методов, например:
- повторение учащимися высказанной учителем установки-задания,
— запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д. запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения,
- составление набросков плана, более или менее развернутых,
- в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы, пересказывать, интерпретировать услышанное,
- конспектирование, составление тезисов,
- кодирование (символическое изображение) информации
- многократное прослушивание магнитофонной записи, предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку, как сути, так и формы изложения (в том числе его интонационного оформления) [16;
- 270].
Изучая методику преподавания русского языка в школе, студент всегда первым делом знакомится с риторикой, ведь именно с этой науки началось обучение речевой деятельности «в гимназиях и лицеях первой половины XIX в. [16; 266].
Чем отличается рассказ от сочинения
... предположения, риторические вопросы, фразеологизмы. Они придают речи автора стилистическую выразительность и экспрессивность. В заключительной части эссе не всегда содержится вывод. Теперь вы знаете, чем эссе отличается от сочинения. На ...
Таким образом, рассматривая методические подходы к обучению школьников написанию сочинения, нам следует обращать особое внимание на риторический подход.
Риторический подход к обучению написанию сочинений в 5-6 классе направлен, прежде всего, на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный подход выполняет важный социальный заказ — учит пониманию законов успешного общения, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем этот подход имеет самостоятельный учебный предмет, у которого свои задачи — обучение умелой, искусной, а точнее — эффективной письменной речи и эффективному общению посредством письменной речи. В это умение входит умение выразить и донести свои мысли и чувства, презентовать свою речь другим.
В риторическом подходе к обучению написания сочинений важное значение имеют:
- инструкции, определенные рекомендации;
- определенный круг понятий, их отбор и интерпретация.
Как говорил Аристотель, риторика — наука сугубо практическая, в основе которой лежит важная коммуникативная задача — убедить словом.
Именно поэтому так важно, чтобы школьники говорили и писали на уроках как можно больше самостоятельно.
Риторический подход к написанию сочинений подразумевает обязательное говорение [27].
Так анализ картины перед сочинением- описание лучше проводить коллективно, когда вслух высказываются суждения и впечатления школьников, анализируется произведение, будущие мысли проговариваются.
В 5-6 классах существует определенная практика, когда во время подготовительного этапа к написанию учениками сочинения всем классом пишется содержание, обговаривается построение и даже речевое оформление высказывания. А.В. Миртов, пишет: «Пока ученики не приобрели устойчивые навыки в орфографии и не познакомились с элементарной техникой построения сочинений, лучше писать коллективно» [49; 117].
С другой стороны, если писать сочинения только коллективно, ученики вряд ли смогут научиться самостоятельному письму, а то и вовсе потеряют интерес к данному виду работ. Пропадает возможность создавать «свой» оригинальный текст. Все сочинения становятся похожими. Также минусом является некоторое навязывание ученикам определенного содержания, особенно там, где требуются высказывания личного характера.
Распространенное в школе составление текста по опорным словам или с грамматическим заданием можно лишь условно считать сочинением. Такие упражнения имеют немаловажное значение для усвоения правописания слов, для овладения умением пользоваться определенными языковыми средствами, но в результате проведения только такого рода упражнений у учащихся не могут выработать достаточно необходимые умения по работе с высказываниями.
Можно выделить определенные общие умения, которыми должен обладать ученик. К ним относятся:
- нахождение, сбор необходимого материала
- составление плана
- обработка собранного материала
Затем учитель предлагает школьнику поставить цель: о чем и для чего (кого) ты хочешь это написать. Что ты этим хочешь сказать. Для примера, задание может выглядеть «Напиши девиз к своей работе».
Обучение третьеклассников письму сочинения по картине
... и С. К. Тивиковой «Сочинение по картине в начальных классах» представлены приемы и способы развития речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства, варианты бесед по картинам, уроков, сочинений детей, внеклассной ...
У нас был такой практический опыт, когда 5-классник при подготовке к конкурсу выбрал тему для написания сочинения «Медный всадник». Несмотря на то, что данное произведение изучается в более зрелом возрасте, он написал добросовестную искусствоведческую работу (рассказал, когда памятник был возведен, сколько весит камень, как он доставлялся в Петербург, как его воспел Пушкин; кроме того сопроводил рассказ иллюстрациями, сделанными самостоятельно), но долго не мог ответить на вопрос, зачем он все это написал, что он всем этим хотел сказать. То есть не мог составить девиз. В конце концов, в результате беседы и помогающих вопросов учителя он сформулировал девиз: «Наш город — очень красивый». В продолжение примера, другие дети использовали девизы: «Берегите природу» (в своих рассказах о природе и животных) и т.д.
Вступительное и заключительное слово учителя, а также беседа являются одним из важных методов при обучении написанию сочинений. Но при использовании риторического подхода, стоит обратить внимание на специфические приемы работы. Такие как:
- применение риторического анализа устных и письменных текстов в речевой ситуации;
- постановка грамотной риторической задачи;
- возможное проведение риторических игр.
Применение риторического анализа позволяет выделить компоненты речевой ситуации (кто, кому, когда, зачем, где) и ответить на вопросы:
- что сказал говорящий (пишущий);
- что хотел сказать (написать);
- что сказал (написал) ненамеренно.
При обсуждении данных вопросов, можно также выявить не только ЧТО и КАК хотел сказать автор, но и в какой мере у автора получилось решить/реализовать коммуникативную задачу.
Иными словами, если «девиз» автора был — «берегите природу», удалось ли ему достичь своей цели? Является ли произведение выразительным? Трогает ли за душу? (Один ученик сказал, что да, автору удалось достичь цели, потому что, прочитав произведение, ему хочется плакать).
При этом мы приучаем школьников проводить риторический анализ не только написанного кем-то текста, но и своего собственного текста.
Задания для проведения риторического анализа текста могут звучать следующим образом:
– Прочитав текст, попробуйте выявить «девиз», который автор вложил в основу данного текста, как, кому и что автор хотел сообщить, зачем он создает это произведение, какую ставит цель — из ранее перечисленных: убедить, обучить, развлечь…)?. Например, если цель «развлечь», и рассказ действительно смешной, то автор добился цели. Часто рассказы одновременно смешные и поучительные (например, рассказы Носова).
- Какие еще могут быть решения в реализации данной задачи
- Как ты себе представляешь автора текста
- После прочтения текста, какие дополнительные вопросы ты хотел бы задать автору текста (все ли понятно, достаточно ли информации)
Риторический анализ текста включает все значимые компоненты речевой ситуации:
- кто говорит — пишет (адресант);
- почему (причина, мотив);
- для чего, зачем (задача и цель высказывания);
- о чем (содержание высказывания);
- как (в каком стиле и жанре и т.д.);
- где (место написания, место описываемого события);
- когда (время написания произведения и время описываемого события, — сейчас, в прошлом…).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе в роль героя и в роль автора) и создать свой текст.
В риторических задачах по написанию текстов (сочинений) обычно предлагается описать близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются сюжеты и «более далекие». Для этого широко используются ролевые риторические ситуации, которые первоначально школьник проигрывает, а затем описывает в сочинении. Например, ученикам предлагается написать сочинение от лица литературного персонажа, от лица учителя, телеведущего, президента.
Реализовывая идею применения риторического подхода при обучении написанию сочинения в 5-6 классах, мы используем риторические задачи, которые ставились еще в школах Древней Греции. Они позволяют обучить детей уместному, гибкому речевому поведению, позволяют учитывать разные ситуации в письменной речи.
Помимо применения риторического подхода, школьника следует обучать законам логики и законам композиции.
Развитие законов творческой композиции представлено у кандидата педагогических наук, автора многочисленных методических пособий по обучению ребенка творческому мышлению В.В. Лубенко [53; 117].
По мнению В.В. Лубенко, самые первые законы творческой композиции были отображены в Библейских семи днях творения (то есть семь этапов создания нового).
В программе В.В.Лубенко представлена следующая последовательность:
1. Закон единства — при анализе произведения, или темы при написании сочинения на свободную тему этот закон конкретизируется в поиске главной мысли. Чаще всего главная мысль выражается в названии.
Образно говоря, это — главный герой сочинения, о ком пишется сочинение или от имени кого.
2. Второй закон — закон разности, или драматургия. Драматургия строится по принципу противоположности, контраста и по принципу дополнения. Главный герой оттеняется второстепенными персонажами, в отношениях с которыми начинает высвечиваться характер героя.
Если мы описываем картину, то «главным героем» картины на примере, представленном ниже (картина Саврасова «Грачи прилетели») — березы, грачи, весна. В зависимости от того, что школьники назовут «главным героем» зависит дальнейшее развитие композиции сочинения.
Итак, второстепенные детали (персонажи) помогают описать признаки, характер главного героя. По тому, как описывает «героя» автор, можно сказать о его отношении к нему.
3. Третий закон, на самом деле можно сказать, что он — первый — это закон формата (формы, или жанра — то есть того целого, что представляет произведение, и его границы).
Границы литературного произведения — завязка (с чего все началось) и развязка (вывод).
Это могут быть временные или территориальные границы.
Работа по написанию сочинения по картине в 5-6 классах позволяет использовать фрагментарно идеи разных методик, либо придерживаться строгого плана.
Одним из важных этапов в работе с картиной М.А. Мошкина считает рассматривание картины. В.В. Лубенко считает, что этот процесс должен быть дополнен анализом своих чувств и впечатлений. Особенно полезен коллективный анализ. Опыт показывает, что учащиеся не умеют анализировать картину.
Анализ художественного произведения строится с целью
1) выявления своего впечатления (то, что говорилось выше о подсознательном чувственном восприятии произведения);
2) выявления личностной позиции автора (проблемы, главной мысли);
3) на основе первичного логического инструмента «сравнение — сопоставление — вывод» формулирование своего отношения к обозначенной автором произведения проблеме. То есть сопоставляется индивидуальное понимание художественного образа школьником и изучение (понимание) нравственной позиции художника.
Приведем пример, как можно построить обучение написанию сочинений по картине, привлекая методику В.В. Лубенко. Для анализа и возможности применения разных методик в обучении написанию сочинения по картине в 5-6 классах возьмем картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Это сочинение-рассуждение или сочинение — описание. Оно является результатом обсуждения данного художественного произведения (изобразительное искусство, картина) на уроках литературы, т.е. результатом диалогового или полилогового общения. В результате полилога происходит обсуждение картины, учащиеся высказываются, обсуждают картину, делятся своими впечатлениями, обращают внимание на детали. В результате всего этого коллективного обсуждения:
1) школьник должен выработать свою точку зрения;
2) освоить форму ее доступного изложения (то есть риторический канон).
Для сочинения-описания описание картины подходит лучше всего, так как при восприятии изобразительных образов проще всего сформировать свою позицию: «что я вижу», «что я чувствую», «что более всего привлекает мое внимание». Кроме того, хорошая картина позволяет рассматривать как произведение в целом, так и его детали, то есть риторический канон (говоря словами В.В. Лубенко) здесь «наглядный», разложенный в пространстве. Теперь эти впечатления нужно разложить во времени, то есть последовательно, и этому также поможет риторический канон.
Кроме того при полилогическом обсуждении картины школьник должен научиться
3) услышать мнение других
4) понять замысел автора
Школьное сочинение-рассуждение строится на формах доказательной (или аргументирующей) речи. То есть необходимо овладеть простейшими логическими операциями: причина — следствие, общее — частное и т.д.
I этап. Изобретение содержания речи
1.1 Изобретение предмета речи — темы сочинения. В риторике не выделяется этап изобретения предмета речи, но он оказывается очень важным в работе над школьным сочинением. Учитель может сам задать тему, но тогда это уже не будет развитие творческой самостоятельности школьников, их мышления. Глядя на предложенную картину, учащийся должен сам сформулировать тему — по В.В. Лубенко, найти «главную мысль» картины, или «придумать название картины (дать название и есть найти «главную мысль»).
Учитель задает наводящие вопросы: что вы видите на картине? Что главное? Что сразу бросается в глаза? Что выделает на картине художник? То есть школьникам предлагается самостоятельно озаглавить картину, дать ей название.
Вот варианты, данные школьниками: «Весна», «Деревня», «Березы»,
«Прохладное утро», «Птичья семья» и другие. В ответах очень хорошо видно, как дети из всего изображенного выбирают что-то значимое для себя, личное. Все эти эмоции очень важны при обсуждении, учитель хвалит и приветствует каждое высказывание и всячески стимулирует их появление.
«А кто еще что-то заметил?», «У кого возникли еще какие-то чувства, которые не назывались?»
Затем, после сбора этого «эмпирического» материала учитель приступает к обсуждению, что же все-таки для художника главное. Ответ на этот вопрос лежит в ответе на вопрос, «Зачем, с какой целью художник написал эту картину». Это — очень важный вопрос. С него и начинается любое понимание и описание художественного произведения и в системе
В.В. Лубенко и системе риторических принципов (замысел).
Чтобы прийти к важности этого этапа, учитель может говорить школьникам: написание картины — это большой труд. А древние люди высекали художественные произведения из камня, для этого они трудились не один год, это физически очень тяжелая работа. Зачем же ее делает художник (тратит свое время, силы, выполняет этот труд)?
Дети отвечают: «Порадовать зрителей», «Передать какую-то мысль», «Рассказать свои чувства», «Поделиться», «Что-то показать, чему-то научить» и т.д. Размышляя над этим вопросом, дети начинают понимать функции искусства.
При выборе названия сочинения могут быть выявлены следующие принципы:
1) формулировка выдвигает на первый план тот или иной аспект восприятия:
- эмоционально-оценочный;
- проблемно-тематический;
- теоретический:
б) в качестве названия (темы) может выступить один из компонентов картины: сюжет, идея, проблема, композиция и т.д.
2) название может быть сформулировано через употребление того или иного топа (общего места): «определения»; «функции»; «сравнения»; «свидетельства».
Когда мы ищем «главную мысль», характер формулировки не так важен. Дети могут воспользоваться и повествовательной формой и вопросительной и восклицательной.
В помощь, как найти главную мысль, можно привлечь средства художественной выразительности изобразительного искусства. Учитель поясняет: самое главное художник обычно как-то выделяет. Или это самое большое, или самое светлое, или самое темное, или занимает центр композиции (центр полотна) и т.д. Что на ваш взгляд выделено таким образом?
Постепенно дети видят, что центр внимания и композиции сосредотачивается на птичьих гнездах. Если дети не приводят самостоятельные ответы, учитель может сразу спросить: «Художник назвал картину «Грачи прилетели» Как вы думаете, почему?» В ответе на этот вопрос учащиеся начинают строить причинно-следственные зависимости: весна — птичьи гнезда, весна — радость, обновление, прилет птиц — радость, весна. Кстати, дети не сразу определяют время года, весна не так очевидна, чем прилет птиц. Все это относится к развитию мысли в сочинении, подбору аргументов.
Размножение идей. При написании сочинения по картине возможно воспользоваться методом размножения идей, который позволяет задействовать другие воздействующие механизмы, такие например как чтение стихов, или прослушивание музыки.
Для размножения идей предлагается тщательно, детально рассматривать картину. Находить детали (освещение, солнечные лучи, цвет, колорит — подробное описание в приложении).
В данном месте используется риторический прием размножения идей (применение цитат, сравнений, примеров, своих переживаний и т.д.
Здесь учитель сообщает ученикам риторические знания (которые перекликаются с синтаксическими знаниями в русском языке):
- определения, их виды и способы (какой?)
- обстоятельства (где? когда? почему?) А также композиция:
- целое и части (что в целом, какие части, как они между собой связаны…- перекликается с частями речи и членами предложения, способом построения предложения)
II этап. Расположение изобретенного содержания
Школьное сочинение традиционно имеет трехчастную структуру: Введение, Основная часть, Заключение. Отдельно можно говорить о расположении содержания внутри этих частей. Об этом мы уже писали в 1-й главе. В качестве учебного упражнения учитель может предложить детям самостоятельно расположить найденные топы, используя трехчастную структуру. Затем варианты расположения детей анализируются. На этом этапе школьники обучаются составлению плана, понимают его значение.
III этап. Словесное выражение содержания
Как уже было сказано, в работе над сочинением, как и при описании картины и ее обсуждении, важной задачей является обогащение словаря. Способствуя этому, учитель может записать на доске:
ЭПИТЕТЫ — воды вешние, голосистые ручьи, быстрые птицы.
МЕТАФОРЫ — гонцы весны, вестники, предвестники весны (грачи);
- русские красавицы, белоствольные, стройные, сероглазые красавицы (берёзы);
- озорник, шалун (ветер), и тому подобное. Предложить детям самостоятельно подобрать эпитеты и метафоры. Наиболее удачные также записываются на доске.
Современная методика развития речи требует разграничения функционально-смысловых типов текста. Типы текста с риторической позиции различаются на первичные (стихийные) и вторичные (созданные для какой-то цели, по определенным правилам).
К первичному тексту можно отнести бытовое общение, в котором школьники сообщают о своих впечатлениях и переживаниях, а ко вторичному будет отнесено сочинение, в котором первоначально стихийно высказанное будет написано и оформлено по определенным правилам в соответствии с какой-то определенной формой, соответствующей жанру данного текста.
М.М. Бахтин, говоря о проблеме жанров, говорит о «проблеме трехмерного конструктивного целого» [90; 33] и считает, что в рамках определенного речевого жанра происходит любое использование языка.
Жанр является, по мнению М.М. Бахтина необходимым условием коммуникации.
«М.М. Бахтин определяет речевой жанр как тип высказывания, который вырабатывается определенной сферой использования языка» [26; 126]. Из коммуникативной сущности речи вытекают также и такие ее признаки как «целенаправленность, целостность и завершенность» [26; 127]. Жанры речи обозначаются единством трех компонентов: тематического содержания, композиции и стиля.
По М.М. Бахтину речевые жанры делятся на:
- «первичные, или простые тексты, которые возникают в условиях непосредственного общения.
- вторичные или сложные, которые складываются в условиях более сложного культурного преимущественного письменного общения: общественно-политического, научного, художественного, и т.
п. Романы, драмы, научные исследования относятся к вторичным речевым жанрам, они вбирают в себя и перерабатывают жанры первичные» [26; 127].
Бахтин указывал, что каждый жанр соотносится с определенной сферой человеческой деятельности
Все сказанное должно проиллюстрировать мысль, что обучение риторическому анализу вторичных текстов обязательно должно затрагивать герменевтические и литературоведческие изыскания, то есть культуроведческий анализ. А обучение школьников написанию сочинений по литературным произведениям — умению проводить культуроведческий анализ (читать об авторе, об истории создания произведения, понимать исторические границы произведения и актуальные вопросы того времени), то есть дать понятие об историческом подходе и герменевтическом круге.
С другой стороны задачи риторического анализа конкретизируют искусствоведческий анализ, который часто не очень понятен 5-ти — 6-ти класснику: зачем изучать годы жизни автора, или даты создания произведения и т.п. Ему больше интересно свое сегодняшнее впечатление.
Но это нужно, чтобы лучше понимать мысль автора, в том числе ответить на вопросы:
- что сказал говорящий (пишущий);
- что хотел сказать (написать);
- что сказал (написал) ненамеренно.
Ниже в таблице 3 представлены источники материала для сочинений.
Таблица 3
I. Освоение собственного опыта, круга личных переживаний |
II. Освоение (понимание, анализ) текстов, созданных другими |
|
— непосредственные наблюдения над явлениями природы; |
— прочитанные печатные произведения; |
|
— наблюдение общественной жизни и деятельности людей; |
— произведения живописи; |
|
— кинофильмы; |
||
— собственный опыт межличностных отношений, учебной и общественной деятельности |
— радио- и телевизионные передачи; |
|
— театральные спектакли; |
||
— музыкальные произведения |
||
Первый тип сочинений, представленный в таблице, — это те сочинения, которые опираются на личный жизненный опыт учащегося и на непосредственные наблюдения, которые могут быть специально организованными (исследование, наблюдение, эксперимент) или случайные. Это, например, наблюдения за явлениями природы (пробуждение природы весной, закат солнца в горах, в поле), и окружающей общественной жизни и деятельности людей.
Второй тип — сочинение- повествование. Сочинение-повествование
- это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация- развязка.
Жанрами сочинений здесь могут быть размышление, впечатления, воспоминания.
Например, общеизвестная тема «Как я провел лето» — с одной стороны воспоминание, с другой стороны может быть выполнена и как рассказ о событии (повествование), и как размышление (анализ).
Сразу можно заметить, что если повествование может придерживаться простой хронологической последовательности, то анализ уже должен иметь предмет анализа и какой-то инструмент (как математик для измерения имеет предмет, например, парту, и инструмент — линейку).
В таблице 4 приведена классификация жанров школьных сочинений, востребованных на уроках русского языка в 5-6 классах.
Таблица 4
Традиционные жанры школьных сочинений
Функционально-смысловые типы текста |
||
Традиционные школьные жанры |
Сочинения, близкие к речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике |
|
– описания, – повествования (в том числе, портретная характеристика), – рассуждения, рассуждения с элементами повествования и т.д. Каждый из трех названных видов текста имеет свои особенности и способствует получению, накапливанию и активизации тех или иных умений. |
– письмо, – доклад, – рассказ |
|
Речевой жанр — это дидактическая единица, которая включает в себя:
- изучение признаков определенного жанра;
- опредление особых черт жанра с позиции области применения, адресата, связующих задач и т.д.;
- анализ критериев и речевого оформления имеющегося жанра;
- создание некоторых обособленных фрагментов текста определенного жанра.
Ниже представлен разработанный нами конспект урока с применением знаний о риторическом каноне с целью создания текста определенного жанра.
Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»: создание текста экскурсионной речи
Класс: 5 класс
Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с жанром экскурсионной речи
— рассказать об особенностях текста написанного в жанре экскурсионной речи
- обсудить с учениками историей создания картины;
— формирование умения понимать авторский замысел картины;
- с помощью применения риторического канона сформировать умение подбирать подходящие для описания картины слова, словосочетания, синонимы
- формирование умения составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств в рамках экскурсионной речи;
Развивающие:
- при использовании топосов обогатить словарный запас учащихся,
- развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать,
- развитие творческого воображения;
Воспитательные:
- воспитание любви к родной природе, к русскому языку, к искусству.
Оборудование: эпиграф, написанный на доске, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», презентация к уроку, диск с записью музыкальных произведений, листы — помощники для учащихся, объяснение значений слов.
Эпиграф к уроку:
«Этот мартовский снег, этот прозрачный воздух, эти берёзки и эти грачи… Весной пахнет от вашей картины! Истинной весной!» П.М. Третьяков
Ход урока
1. Организация начала урока
Учитель русского языка:
Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с Вами ожидает непростой урок. Мы отправимся в путешествие по музею. И музей этот — Государственная Третьяковская галерея. Кто-нибудь ранее уже посещал этот музей? Что Вы там видели? Какие картины произвели на Вас особое впечатление?
Хорошо, раз в нашем классе столько искусствоведов, наше путешествие окажется еще более интересным.
Посмотрите пожалуйста на доску, Вы видите эпиграф — это слова, которые однажды основатель Государственной Третьяковской галереи сказал, увидев картину, речь о которой пойдет сегодня у нас.
Как Вы думаете, что это за картина? Какие слова в высказывании Павла Третьякова помогли Вам определить это?
- (Ученики называют картину «Грачи прилетели», опорными словами являются: грачи, мартовский снег, березки, весна)
Хорошо. Ребята посмотрите в окно: светит яркое солнце, небо чистое, голубое, настроение у всех замечательное. А почему, ребята? Правильно, пришла весна, весна преобразила природу и подняла нам настроение. Именно такую весну изобразил у себя на холсте в 1871 году русский художник Алексей Саврасов.
Ещё морозец поутру,
Ещё не слышен звон капели,
Но мы поверили в весну — Грачи сегодня прилетели
Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Сегодня, ребята, каждый из Вас сможет почувствовать себя экскурсоводом и сможет создать свою уникальную экскурсионную речь, обращенную к этой картине. Итак, давайте перенесемся в здание музея.
Звучит музыка Чайковского «Март». Ребята, как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы написать экскурсионную речь по картине? (Ответы учащихся).
Конечно, познакомиться с историей картины.
2. Работа по теме урока
Учитель:
— Посмотрите на экран, перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», по которой вы будете писать сочинение. С биографией Алексея Кондратьевича мы ознакомились на предыдущих уроках. И сейчас вместе с … мы вспомним немного о детских годах художника.
Ответ ученика:
Алексей Саврасов — второй сын небогатого купца — родился весной в 1830 году в Замоскворечье. Талант будущего художника начал раскрываться еще в детстве. Мальчик познал искусство написания картин гуашью, карандашом и акварелью. В духе купечества. Он начал продавать свои произведения будучи 12-летним мальчуганом. Первые его работы были модные заморские картинки. В семье творческие начинания сына не имели благотворного отклика со стороны отца, за что Леше доставались подзатыльники. Глава семейства желал видеть его процветающим купцом, а не нищим художником.
В 14 лет Алексей поступает в Училище живописи, но ввиду болезни матери и трудного экономического положения семьи он оставляет учебу. Лишь в 1848 году юноша вернулся в лоно учеников-художников в пейзажный класс. Его талант заметили сразу.
Учитель:
Действительно. Талант юного художника не мог быть не замечен, и вскоре Саврасов становится знаменитым художником — пейзажистом. Сегодня перед нами — картина — одна из тех работ, которые принесли художнику наибольшую известность. Писать картины художник любил в разных местностях. Будучи художником-передвижником, Саврасов решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. В этот весенний день художнику захотелось посмотреть вблизи на старую церковь, и он отправился на окраину села. Что же увидел художник?
(Ученики предполагают разные ответы, связанные с картиной).
Верно, он увидел то, ради чего проехал столько верст. Он остановился и решил сделать несколько набросков. Один из которых в последствии перерос в эту замечательную картину. Картина возымела большую популярность, и Саврасову пришлось писать копии. Никто не знает, сколько копий этой картины создал сам автор. Но одна из картин перед вами. Ребята, а теперь посмотрите внимательно на эту картину и ответьте на мои вопросы.
Беседа с учениками
1)
2)
3) Какими красками/цветами написана данная картина? (Много темных, холодных красок, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета, голубые, белые, серые и чёрные).
4) Ребята, посмотрите на картину, как Вы думаете можно ли услышать, погрузившись в нее, звуки? Давайте обратим внимание на верхнюю часть картины. Что вы видите? Что помогло автору создать ощущение присутствия звуков на картине? (Стая грачей шумят, они хлопотливы, суетятся около своих гнёзд: ремонтируют старые и строят новые. Птицы находятся в движении).
5) Саврасов придавал большое значение мелким деталям картины. Рассмотрим нижнюю часть картины. Что мы здесь видим? (Трудолюбивый грач нашёл веточку для гнезда. На снегу лежат сломанные ветки. Снег грязный, видны рыжие пятна. На снегу заметны следы от лапок грачей.)
3. План
Учитель:
Сочинение мы будем писать необычное, наше сочинение- это текст для проведения экскурсии. Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладает данный текст? (Ответы учеников)
Верно. Экскурсионный рассказ-это речь экскурсовода, который сообщает историю написания картины и помогает обратить внимание на детали картины, эти пояснения дают экскурсионной группе более полное понимание. В речи экскурсовода должны выполняться две задачи:
а) экскурсовод комментирует, поясняет, дополняет увиденное
б) помогает воссоздать то, как создавалась картина.
Для того чтобы наше сочинение по картине получилось цельным, красивым, последовательным, мы будем пользоваться планом.
1. Вступительная часть. Мы с Вами сможем погрузиться в условия экскурсии.
2. Основная часть. Рассказ об истории написания картины, о том, что может увидеть участник экскурсии сейчас на картине.
Описание картины. Обращение внимания на детали:
а) Передний план картины: снег, деревья, грачи, пруд.
б) Задний план картины: поля, горизонт, церковь, колокольня, постройки.
в) Воздух и небо на картине
г) Цвета, использованные художником
д) Каким настроением проникнута картина?
3. Заключение. Моё отношение к картине
4. Поэтапная работа
Итак, с чего начать сочинение? Первая часть — это вступление. Это может быть слово о художнике, о весне, можно использовать информацию, полученную сегодня на уроке. Продумайте начало сочинения (даётся пять минут, зачитываются работы).
Рассмотрим передний план картины. Что называют передним планом? (То, что художник расположил на картине ближе к зрителям).
Что художник изобразил на переднем плане картины? Выделите главные детали переднего плана (деревья, снег, пруд, грачи).
Как мы можем описать:
Берёзы — старые, кривые, искривлённые ветром, белоствольные с чёрными прошлогодними (старыми) гнёздами, голые тонкие ветви тянутся к солнцу; берёзы окунули в воду свои стволы, отразившись в ней молодо и радостно.
Снег — талый, рыхлый, пористый, весенний, голубоватый, в рыжих и серых пятнах; темно-сиреневый, серый, грязный, синеватый, вокруг берёзовых стволов тёмные проталины.
Грачи — вестники весны, перелётные птицы, неугомонные, крупные, важные, драчливые, крикливые, шумные. Обживая гнёзда, хлопочут на деревьях чёрные птицы. Они суетятся над своими гнёздами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни.
Пруд — оттаявший, с тёмной холодной водой, с отражающимися облаками, маленький прудик освободился от снега.
Что художник изобразил на заднем плане? (Задний план
Церковь — из-за стволов берёзы видна небольшая сельская церковь, старинная, обветшалая.
Колокольня — белая, звонкая Постройки — старые, сельские
Поля — далекие, невспаханные, бескрайние, покрытые снегом, Воздух — прозрачный, лёгкий, наполненный живой силы весны.
Небо — низкое, облачное, местами грязно-серое; ближе к горизонту оно становится серым.
Как вы думаете, ребята, каким настроением проникнута картина? (Несмотря на серое небо, тёмный снег, картина проникнута настроением ожидания, пробуждения. Радостно, светло, немного грустно.)
Какие краски использовал художник в написании картины? (Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета, голубые, белые, серые и чёрные).
Каково ваше отношение к картине? Близка ли она вам? Хотели бы Вы посетить вновь Государственную Третьяковскую галерею и увидеть ее вновь?
5. Словарная работа
Какими синонимами можно заменить фамилию художника в сочинении. Чтобы избежать повторения? (художник, автор картины, живописец, местоимение он, имя — отчество Александр Кондратьевич)
6. Написание сочинения
Итак, ребята, теперь, когда мы с Вами обсудили историю создания данной картины, и узнали как стоит писать сочинение в жанре экскурсионной речи, наступило время творчеству. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).
8. Краткий анализ нескольких (или одной) работ учащихся
9. Домашнее задание
Домашним заданием будет самопроверка и работа со словарем. По орфографическому словарю нужно будет проверить написание слов, вызвавших сомнения.
10. Итоги урока. Что нового мы узнали на этом уроке? Чему научились?
Проведя урок в 5 классе, я заметила, что сочинения учеников все очень интересны и непосредственны. Тем не менее, писать сочинение в жанре экскурсионной речи оказалось интересным мероприятием, особенно ученикам, понравилось зачитывать и обсуждать написанное, предлагать все новые и более яркие идеи для написания экскурсионной речи.
Ниже приведен пример работы ученицы 5 «В» класса Вяземской Ирины.
Перед вами картина замечательного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Это одна из лучших его работ. Как Вы думаете почему?
Потому что однажды, в 1871 году, когда автор картины приехал на север Костромской губернии и решил посмотреть на старую церковь поближе, он создал шедевр, который мы видим с вами.
Посмотрите внимательнее на картину. На переднем плане мы видим снег. Он почти растаял. Стал серым и грязным. На нем видны следы птиц и каких-то животных. Старые, кривые березы на картине стоят в воде. Их ветви совсем еще голые. Листья еще не распустились. Но если присмотреться, то среди изогнутых веток мы увидим черные гнезда. Эти гнезда были свиты уже давно, и сейчас птицы их пытаются восстановить. Птицы эти-грачи. С приходом весны они вернулись из теплых стран и сейчас шумно летают. Некоторые из них ищут прутики для гнезд. Справа от березок мы видим небольшой пруд, в нем еще плавают кусочки льда.
На заднем плане мы видим бескрайние поля, и старую сельскую церковь с колокольней. Именно ее красоту и простоту хотел отобразить художник.
Небо на картине покрыто белыми облаками. Сквозь них пробиваются солнечные лучи и наполняют все вокруг светом и теплом.
Картина написана темными, холодными красками. Но нам не становится грустно. От картины веет настроением надежды и ожидания, что скоро станет тепло, и придет весна.
Существует мнение, что у этой картины много копий. Когда Алексей Саврасов привез ее в Москву, она на многих произвела такое же впечатление, как и на нас с вами сейчас.
А мы с вами переходим к следующей картине в этом зале.
Подведем итог. Жанровый подход к обучению школьников сочинению основан на понимании речевого жанра как устойчивой разновидности текста, создаваемой и интерпретируемой в определенной ситуации общения. Обучаясь созданию текстов определенного жанра (с учетом жанровых особенностей), учащиеся осваивают подлинную текстовую деятельность, учатся эффективному письменному взаимодействию.
1. Традиционно в методике преподавания русского языка выделяются специальные уроки развития речи, в рамках которых, осуществляется, в частности, обучения сочинению.
2. В данной главе проведен анализ УМК по русскому языку и представлена систематизация сочинений, создаваемых учащимися 5-6 классов.
3. Нами доказано, что обучение школьников написанию текста на основе риторического канона является очень эффективным методическим приемом. Овладев моделями речепорождения, представленными в риторическом каноне, учащиеся 5-6 классов приобретают умение создавать замысел и развивать основную мысль текста. Знание основных приемов диспозиции и элокуции позволяет учащимся продумывать композицию сочинения и подбирать наиболее уместные в конкретной речевой ситуации языковые средства.
4. Эффективным в методике обучения школьников сочинению является жанровый подход, который основан на понимании речевого жанра как устойчивой разновидности текста, создаваемой и интерпретируемой в определенной ситуации общения.
Заключение
В настоящей работе была предпринята попытка разработать эффективные методы обучения школьников 5-6 классов сочинению на основе риторического подхода.