Говоря о таком понятии, как «языковая картина мира», невозможно не вспомнить о стереотипах, поскольку ни одна национальная культура не может обходиться без некоторых стереотипов, ей присущих. Именно стереотипы подготавливают людей к знакомству с индивидуумами из других этнических групп, а также, помогают нам лучше узнать окружающее многообразие культуры, ее особенности и важнейшие черты, снизив вероятность возможного культурного шока.
Стереотипы являются стабильными, эмоционально окрашенными, яркими выражениями, которыми пользуется огромное количество людей на планете. Стереотипы помогают снизить вероятность культурного шока и облегчить процесс восприятия окружающего мира.
Они значительно облегчают процесс коммуникации, если являются точными и проверенными временем, а также описательными, а не оценочными. Грубое оценивание, особенно, если оно не отражает реального положения дел, усугубит отношение вашего собеседника к вам.
Цель данной работы заключается в исследовании проблемы перевода стереотипных образов в английской и русской культуре, выявить национальные особенности этих культур в процессе перевода, изучить восприятие и понимание стереотипов в публицистических статьях.
В процессе работы предстоит решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие стереотипа, его функции и свойства, а также основные подходы к изучению и трактовке этого понятия
- изучить взаимодействие таких понятий как «национальный характер» и «стереотип»
- рассмотреть роль фоновых знаний в процессе перевода стереотипных образов
- проанализировать используемые переводческие трансформации в процессе перевода стереотипных образов
— рассмотреть и проанализировать стереотипные представления трех культур в процессе перевода
Актуальность исследования, Объектом исследования, Предметом исследования, Материалом исследования, Теоретической основой, Теоретическая значимость, Практическая значимость, Структура и объем работы, Во введении
Глава 1. Значение стереотипа в лингвокультурологии.
1.1 Понятие и сущность стереотипа
Наши представления о культуре и мире в целом всегда относительны и во многом зависят от среды, в которой мы росли и развивались, получая необходимые знания. Несомненно, люди иной культуры могут сильно от нас отличаться. Иногда, мы замечаем, что «чужаки» ведут себя так, как никогда не ведем себя мы. Для того чтобы понять, причину «неподобающего» поведения представителя «чужой» для нас культуры, нужно попытаться понять его восприятие мира, посмотреть на данную ситуацию его глазами и проанализировать его восприятие действительности.
Гендерные стереотипы в русских пословицах и поговорках
... Теоретическая значимость работы заключается в пополнении арсенала изученных и описанных гендерных стереотипов, нашедших отражение в паремиологических и фразеологических единицах русского языка. Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования в теоретических курсах ...
Небезосновательно полагать, что люди воспринимают и анализируют друг друга через призму уже устоявшихся стереотипных представлений. Вступая в контакт с человеком, который принадлежит другой культуре, мы невольно анализируем его поведение и повадки, опираясь на наши уже сложившиеся представления о его культуре. Например, многие иностранцы любят спрашивать русских людей про медведей и балалаек, а мы, в свою очередь, считаем всех англичан чопорными, а немцев до жути педантичными.
Часто бывает так, что неправильное понимание жестов, мимики, языка представителя иной культуры может способствовать неверному пониманию данных элементов поведения, что может привести к формированию антипатии, которая, в свою очередь, может вызвать следующие проявления: злость, агрессию, обиду, враждебность и настороженность. Можно составить ошибочное суждение и, таким образом, вступить в конфликт с представителем чужой культуры.
В процессе анализа поведенческой модели носителя иной культуры многое можно объяснить при помощи стереотипного подхода. Стереотипы представляют из себя устойчивые, сложившиеся представления об образе жизни, традициях, обычаях, предпочтениях, то есть, о системе этнокультурных свойств какого-то определенного народа. Они базируются на постоянно повторяющихся одинаковых жизненных ситуациях, которые запоминаются человеком в виде стандартных моделей и образцов поведения. Следует отметить, что стереотипы помогают людям «упростить» понимание окружающего мира, облегчить восприятие незнакомых нам людей.
Стереотипы служат зеркалом обобщенного опыта группы людей, ситуаций неоднократно повторяющихся в их повседневной жизни. Стереотипы образовываются в результате сплоченной деятельности группы людей при помощи того, что человеческое сознание отмечает и запоминает для себя те или иные качества, характерные явление окружающего мира, которые общеизвестны, видны или очевидны большому количеству людей. По своему внутреннему содержанию стереотипы являются концентрированным отображением этих самых характеристик, наиболее лаконично и доступно отражающих их сущность.
Порядок образования стереотипных суждений происходит при помощи умения человеческого сознания запоминать данные о повторяющихся событиях, фактах о жизни и окружающих людях в виде стабильных, точных образований. В головах людей данные однородные объекты запоминаются в конкретных образах, фактах и значениях, благодаря которым люди имеют шанс обмениваться знаниями, правильно понимать друг друга, выстраивать схожую систему ценностей, идти на контакт легко и непринужденно.
С точки зрения психологии, стереотипы появляются для минимизации наших физических и психических затрат в повседневной жизни. Данное явление подразумевает, что люди не реагируют на появляющиеся в их жизни явления по-разному, а распределяют их уже на знакомые им категории. Непрерывно изменяющаяся окружающая действительность с ее вечным притоком новой информации, просто перегружает человеческий мозг и психологически подталкивает его к классификации и распределению полученной информации в уже известные ему модели, которые и представляют из себя стереотипы. Если бы мы отказались от использования стереотипов, это заставило бы нас непрерывно напрягать свое внимание, учиться анализировать и понимать других людей, что повлекло бы за собой огромное количество ошибок в общении и в жизни в целом. Из этого следуют вывод, что стереотипы оказывают нам помощь, упрощая и систематизируя наше восприятие окружающего мира, иными словами, «наводят в нем необходимый порядок и уют».
Формирование сознания людей с помощью культуры
... Культура -- это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Глава 1. Формирование сознания человека 1.1 Сущность сознания, ... способностей". Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально- ...
Следует отметить тот факт того, что стереотипы рассматриваются как конкретные убеждения и «общественные знания» одного человека или народа, о других людях. Эти знания могут включать в себя характерные особенности как отдельно взятого индивида, так и целой нации, определенные ситуации, явления и факты. Это и служит объяснением тому, почему мы так часто используем стереотипы в нашей жизни и ачем они нужны. Отталкиваясь от характерных свойств объекта и его местонахождения в обществе, можно выделить несколько видов стереотипов: групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. Чаще всего, в качестве объектов стереотипизации используются обобщенные и упрощенные образы этих групп. Как правило, для этнического стереотипа, важнейшей особенностью может являться какая-либо броская или запоминающаяся черта внешности человека (цвет кожи или волос, телосложение, разрез глаз, форма губ, рост и т.д.).
Поведенческие особенности или черты характера могут быть «Сердцевиной». Например, экстравертные и интровертные проявления, сдержанность, скупость и т. п..
Наше собственное восприятие и отношение к объектам играют важную роль в трактовке стереотипов, поскольку в разных странах одно и то же поведение или действие получает различные отзывы и мнения людей. Те черты характера, которые у одного народа могут рассматриваться как проявление мудрости и житейской опытности, у другого народа считается проявлением хитрости и жеманности. То, что один народ называет настойчивостью, у других народностей расценивается как назойливость. Например, любого европейца неподдельно удивит манера общения японца, который способен говорить о не самых приятных вещах с улыбкой, например, таких как смерть или болезнь родственника. Естественно, если собеседник не имеет никакого представления о японской культуре, у него может сложиться стереотипное мнение о том, что жители этой страны весьма жестоки и бесчувственны. Но если познакомиться с японской культурой поближе, то можно узнать, что эта улыбка не имеет ничего общего с классической европейской улыбкой. Она несет в себе лишь уважение японца к своему собеседнику, желание огородить его от личных негативных переживаний. Так, неосведомленность о характерных особенностях какой-либо культуры, может привести не только к неправильному пониманию поведения собеседника, но и к негативному предубеждению о его личности, что далее в процессе беседы может привести к конфликту.
Но, несмотря на эту двойственность в восприятии стереотипов, все они – это важная часть культуры, независимо от того насколько они правдивы. Сам факт их существования влияет на наше поведение и отношение друг к другу, на наши контакты с представителями других культур, на наше первое впечатление о каждом новом контакте, которое появляется у нас на уровне подсознания. Без стереотипов невозможно представить современный мир и современный процесс коммуникации.
1.2 Основные подходы к изучению и трактовке стереотипов
Сам термин «стереотип» произошел из типографской лексики, в которой оно часто употреблялось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков. В науке это понятие появилось благодаря американскому журналисту У. Липпману. Он использовал его в своем труде «Общественное мнение» (1922).
Стереотипы восприятия в межкультурной коммуникации
... и стереотипов культуры; выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении. Глава 1. Понятие и сущность стереотипа Человек, ...
Липпман называл стереотипами создаваемые культурой прообразы людей из других этнических общин.
Согласно теории Уолтера Липпмана, «стереотип» — это «упрощенное, заранее принятое представление о предметах и явлениях действительности, не вытекающее из собственного опыта человека, а возникающее на основе опосредованного восприятия» [У. Липпман]. Образование стереотипа проходит 3 этапа – 1 – «выравнивание», 2 – усиление 3 – ассимиляция. Вначале мы сталкиваемся с тем, что объект сводится нескольким простым признакам, затем им придается особая значимость, и наконец, выбираются некоторые «выровненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа. Стереотип, считал Липпман, содержит в себе оценочный элемент, это не просто упрощение, он «в высшей степени заряжен чувствами».
Цель стереотипов – растолковать поведение и взгляды на окружающий мир этих людей. Липман объяснял стереотипы как «избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки». [У. Липман «Общественное мнение» 1922].
Уолтер Липман выдели 4 основные характеристики стереотипов:
- любой стереотип всегда проще, чем реальная действительность;
- людям навязываются стереотипы, они не формируют их самостоятельно;
- в большинстве своем, стереотипы ложны;
- стереотипы очень живучи, их тяжело «истребить» и вывести из употребления, даже если они не отражают правды.
«Стереотип», как научный термин, изучается я не только в трудах лингвистов, но и социологов, этнографов, когнитологов, лингвокултурологов, психологов, этнопсихолингвистов. Представители каждой из этих дисциплин имеет свое собственное мнение о стереотипе, свою классификацию данного термина. Например, можно выделить социальные стереотипы, которые ведут себя как стереотипы мышления и поведения личности, или этнокультурные стереотипы — это обобщенное мнение о характерных чертах, присущих какому-либо народу. Немецкая педантичность, русский «авось», китайские церемонность, африканский темперамент, «горячность» итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, польская галантность – стереотипные представления о целой группе людей, которые распространяются на каждого ее члена.
Стереотип – это эмоциональное суждение. Он состоит из двух элементов – знания и отношения. Стоит отметить, что знание – это стандартная установка, а вот отношение – это субъективное и оценочное явление.
Стереотипы могут образовываться на различных уровнях сознания: на теоретическом уровне (в доктринах и постулатах), а также на практическом уровне (в средствах массовой информации в качестве пропаганды).
Часто бывает так, что стереотипы внедряются в нашу жизнь с самого детства: мы читаем о них в книгах и слышим по радио. Также, этому способствует школа, религия, семья, отношения, но, наибольшее влияние оказывает печать, телевидение и радио.
В современном мире стереотипы определяются как упрощенный и систематизированный набор устойчивых мнений и представлений, касающийся какой-либо социальной или этнической группы, а также, явлений с ними связанных. Так, И. С. Кон пишет: «стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую формулу или образ, характеризующие класс таких явлений»
Основные мышечные группы человека
... вызывая движения в тазобедренном суставе. Мышцы нижних конечностей принято разделять на две группы: внутренние и внешние. Внутреннюю группу образуют следующие мышцы: Подвздошно-поясничная мышца состоит из двух ... в движение ноги. Самые сильные мышцы — икроножные и жевательные. Самая длинная мышца человека — портняжная. По форме мышцы очень разнообразны. Чаще всего встречаются веретенообразные мышцы, ...
Существование стереотипов нельзя назвать однозначно положительным или отрицательным: их наличие носит двойственный характер. С одной стороны, стереотипы делают нашу жизнь и проще и облегчают процесс понимания и познания. А с другой стороны, стереотипы способствуют ложным суждениям и ограничивают нашу свободу познания.
Существует классический подход в трактовке стереотипов, выдвинутый У. Липманом. Его теорию, что все стереотипы – навязанные обществом «штампы», поддержали ученые Д. Катц и П. Брейли, чьи эксперименты в Принстонском университете (1933г.) стали первыми эмпирическими исследованиями социальных стереотипов.
Помимо вышеперечисленных исследователей, множество других ученых занималось проблемами трактовки стереотипов.
Например, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей».
Р. Таджури называет стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».
Г. Тэжфел попытался выделить главное в исследованиях в области изучения стереотипов:
- многие люди достаточно легко готовы характеризовать человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, а зачастую грубыми свойствами, которые не всегда правдиво отражают реальность;
- стереотипы могут меняться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне редко и медленно и не всегда закрепляется в социуме;
- стереотипы становятся более выявленными и очевидными, когда возникает напряженность или вражда между группами;
- стереотипы внедряются в жизнь детей очень рано и быстро, и используются ими задолго до возникновения объективных и самостоятельных представлений и мнений о тех группах, к которым они относятся;
- стереотипы не являются опасными или нежелательными, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но ими достаточно трудно управлять.
Им также были выделены четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом.
Индивидуальный уровень:
- Когнитивная функция (селекция социальной информации, схематизация, упрощение);
- Ценностно-защитная (создание и поддержание индивидуального положительного образа и впечатления).
Групповой уровень:
- Идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы);
- Идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового образа и впечатления).
Большой вклад в развитие исследований о стереотипах внес американский социолог К. Юнг. Он утверждал, что стереотип является «ложной классификационной концепцией, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы».
Экономико-статистический анализ урожая и урожайности по группе ...
... площадей зерновых культур; расчет показателей динамики посевных площадей под зерновыми культурами; выравнивание ряда динамики; проведение индексного анализа валового сбора зерновых культур; определение зависимости урожайности зерновых культур от ... отдельных единиц и наличием вариации. В нашем случае это группа однородных культур в сельском хозяйстве (зерна) на примере Государственного Унитарного ...
Швейцарский психолог В. Дааз выделил четыре уровня стереотипов:
- индивидуальные особенности формирования мнений конкретного индивида об окружающей его социальной среде;
- суждения, складывающиеся в ситуации межличностного общения;
- обобщенные суждения, формирующиеся в межгрупповых отношениях;
- идеология, которая образуется и распространяется под влиянием определенных исторических реалий данного социального общества.
Советский этнограф Ю. В. Бромлей определял стереотипы как облегченные и, как правило, неверные суждения одной группы о представителях другой. «Такие стереотипы в прошлом часто начинали складываться под влиянием первых путешественников, которые обычно обращали внимание на какие-то странные черти облика или поведения у встреченных им народов. Так, в широко распространенный в Британии стереотип африканского негра входят такие компоненты, как ребячливость, низкая умственная способность, неопрятность, аморальность, неприятный запах от тела; нетрудно заметить, что все эти компоненты, за исключением, может быть, ребячливости, имеют явно негативный характер…».
В последнее время широко используемым и распространенным становится понимание стереотипов как продукта нормального когнитивного процесса, а стереотипизации — как важнейшей части этого процесса. Этой точки зрения придерживались Р.Нисбет, М.Росс, Д.Л.Гамильтон, Н.Кэнтор, Дж.Форгас, А.Г.Миллер, К.Макколи, М.Сегал, К.Ститт, В.П.Трусов, В.Н.Куницына, П.Н.Шихирев, В.С.Агеев.
Независимо от различий в трактовке стереотипов, исследователи сходятся в определении стереотипизации как процесса приписывания индивидам характеристик на основании их групповой принадлежности, а стереотипов — как набора представлений о характеристиках (атрибутах) группы людей. Стоит отметить, что практически все ученые и исследователи утверждают, что стереотип может быть заведомо ложным и не следует воспринимать его как неподдельно истинное значение.
1.3 Функции и свойства стереотипов
Стереотипы следует охарактеризовать как эмоционально окрашенные образы, содержащие в себе социальный и психологический опыт взаимодействия групп людей и различных общностей. Следует отметить, что стереотипы имеют большое число отличительных характеристик: целостность, эмоциональная окраска, устойчивость, «приживаемость», эмоциональность, стабильность, «яркость».
К основным свойствам стереотипов следует отнести:
- эмоциональная окрашенность;
- стабильность;
- высокий уровень приживаемости;
- распространенность повсеместно;
- интенсивность проявления;
- фиксированность;
- поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение — через гетеростереотип).
Обладая данными характеристиками, стереотипы могут явить различные функции. Например, к самым важным функциям можно отнести:
- передача относительно достоверной информации;
- ориентирующая функция;
- помощь в процессе коммуникации;
- защита от культурного шока;
- влияние на создание реальности.
Первая функция — функция передачи относительно достоверной информации базируется на процессах «глобального» обобщения, которые происходят, когда нам встречаются люди другой культуры, ведущие себя странно, необычно и крайне неординарно. Это факт, что попадая в среду обитания чужой культуры, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что что они ощущают, воспринимают и видят. Уже после первого взаимодействия с представителями чужой культуры, происходит некая классификация новой полученной информации и в голове у индивида формируется и складывается более-менее четкий образец поведения представителей данной культуры. Это, как правило, происходит при помощи упрощения и генерализации окружающей реальности, определения и выделения наиболее ярких и броских черт и характеристик данной культуры, которые тяжело не заметить любому человеку. Эти впечатления помогают создать характеристики чужой культуры и ее носителей. Например, в ядре стереотипов пунктуальности немцев или гостеприимства русских людей во многих случаях лежат реальные наблюдения за жизнью этих людей и анализ их поведения в повседневной жизни.
По культурологии «Массовая культура: функции и показатели»
... поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей. Одна из важных функций современной массовой культуры состоит в мифологизации общественного сознания. Произведения массовой культуры, ... концепции массовой культуры. I этап (середина XIX- начало XX веков) характеризуется ... навязывают духовной культуре соотетствующий низкий уровень. II этап исследований (20-е ...
Вторая функция — ориентирующая функция, которая подразумевает, что стереотипизация поможет создать некую упрощенную модель окружающего нас мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Это бы позволило достаточно быстро различать людей по группам на основе стереотипных признаков, которые мы хорошо знаем. Это позволило бы нам ждать от них определенного поведения, к которому мы были бы готовы; мы бы имели четкое представление о том, как себя стоит, а как не стоит вести. Например, если спросить у любого человека, для носителей какой этнической группы характерно гадать и предсказывать судьбу по линиям руки, то, скорее всего, человек воспроизведет в голове образ цыганки. И, наоборот, увидев на улице цыганку, которая пытается заговорить с людьми на улице, можно предположить, что она предложить свои услуги по гаданию. Увидев мужчину, представителя другой этнической группы, мало кто сможет предположить подобное о нем, если это не свойственно данной группе.
Функция влияния на создание реальности предполагает, что при помощи стереотипов получится четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация помогает произвести оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым отстоять и защитить то, что дорого своей группе – традиции, обычаи, взгляды, мнения и суждения. Поэтому, можно сказать, что стереотипы – это некий защитный механизм, помогающий защищать и оберегать свою культуры, отстаивать ее интересы. Такое разграничение можно также связать с понятием ингруппового фаворитизма, подразумевающего формирование более позитивного и совершенного образа своей культуры по сравнению с чужими. В данном случае, стереотипы, культивируя определенную реальную ситуацию, консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Например, в поговорках: «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть» можно вполне четко увидеть образы других этно-групп.
Также, можно выделить и другие различные функции стереотипов.
В книге «Социальная идентичность и межгрупповые отношения» (1982) Г. Тэжфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, а остальные – на групповом.
Стереотипы восприятия: русские глазами иностранцев (мифы и реальность)
... доброте, гостеприимстве, щедрости и хлебосольности русских. Знание стереотипов национального поведения дает возможность прогнозировать действия, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем стереотипы могут искажать реальную картину, ...
Функции стереотипа на индивидуальном уровне:
- когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение);
- ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»).
На групповом уровне:
- идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы);
- идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).
Исследование функций, реализующихся на групповом уровне, поможет, по мнению Тэжфела, создать теорию социальных стереотипов. Он также считает, что «социальной психологией, историей, культурантропологией и просто житейским опытом уже накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что на уровне группы социальные стереотипы действительно выполняют указанные функции». [стр 111].
Немецкий ученый У. Квастгоф отмечает, что «все функции стереотипов подобны двуликому Янусу. Каждая из этих функций, определяемая как когнитивная, аффективная или социальная, не только в определенной степени безобидна, но и необходима. Нормальная переработка информации, нормальная внутренне-психологическая стабилизация, нормальное социальное сосуществование, безусловно, не были бы возможны без стереотипов» [Ethnozentrische Verarbeitung von Informationen: Zur Ambivalenz der Funktionen von Stereotypen in der interkulturellen Kommunikation // Wie verstehen wir Fremdes? Aspekte zur Klärung von Verstehensprozessen. München, 1989. S. 37–62].
1.4 Классификация стереотипов и социокультурное взаимодействие
Термин «стереотип» описывается не только в работах лингвистов, но и в трудах социологов, этнографов, психологов, этнопсихолингвистов. Каждая из этих дисциплин трактует понятие «стереотипа» по-своему, дает ему свое определение и свою классификацию. К примеру, можно отметить социальные стереотипы — стереотипы мышления о личности или явлениях, ей свойственных, или этнокультурные стереотипы — представление о чертах, свойственных конкретному народу. Немецкая педантичность, русское гостеприимство, китайские церемонии, африканский темперамент, «горячность» итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, английская чопорность – стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя.
Выделяют также и автостереотипы – мнение представителей конкретной этнической группы о самих себе, а также, гетеростереотипы — образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. К примеру, то, что у своего одной этнической группы считается проявлением живого ума, у другой этнической группы это будет считаться наглостью. В качестве примера приведем стереотипные представления об англичанах, немцах и французах.
Англичане:
Любовь к чаю.
Да, англичане действительно любят чай, причем в разных вариациях: с молоком, с лимоном. Они могут пить чай целыми днями, угощать им гостей и близких.
Любят говорить о погоде.
Англичане действительно стараются заполнить неловкое молчание в диалоге разговорами о погоде.
Вежливость.
Подавляющее большинство жителей Туманного Альбиона – крайне вежливые люди, которым не свойственно хамское или грубое поведение. Они милы и вежливы, разговаривают с любым человеком как с добрым и старым знакомым.
Проблемы с алкоголем.
Влияние культуры на поведение
... влиять на поведение человека? Поиском ответа на эти вопросы и посвящена эта работа. Прежде всего, мы попытаемся дать определение понятию Культура, чтобы понять, что это за феномен и как он влияет на ... на «поведение, общее для членов общества». Джеффри Горер говорит: «... культура, в антропологическом смысле слова, [есть]... общие для членов общества паттерны (стереотипы) научаемого поведения...». ...
Да, проблемы с алкоголем – отнюдь не миф. Можно сказать, что это национальная проблема, плавно перетекающая в катастрофу.
Любовь к очередям.
Это кажется немного странным, но, англичане действительно любят стоять в очередях и делают это спокойно и без капли осуждения.
Неизысканная кухня.
Это правда, что английская кухня донельзя проста. Зато, англичане уделяют особое внимание качеству продуктов. Они обязательно должны быть свежими, а приправы естественными, дабы не изменить вкус пищи, а лишь приукрасить его.
Плохие зубы.
Этому стереотипу уже много тысяч лет, никто не может вспомнить, где он берет свое начало, но это абсолютная ложь.
Нашествие телефонных будок, кэбов и мужчин в котелках на каждой улицах Великобритании.
Это такой же стереотип, как и медведи, играющие на балалайках в шапках ушанках на просторах России.
Шикарные особняки.
После просмотра многочисленных фильмов, многим кажется, что англичане вульгарно богаты и живут в шикарных особняках. Это не правда. Большинство из них теснятся в съемных однокомнатных квартирах вместе с друзьями.
Немцы:
Жадность.
Мнение о том, что немцы ужасно жадные бытуют уже очень давно. Но, на самом деле они не жадные – они просто не расточительны. Среди жителей Германии не принято покупать самые дорогие машины и одеваться по последнему писку моду. Они достаточно скромны и практичны.
Негостеприимность.
В отличии от русских, у немцев не принято вывалить на стол всю имеющуюся еду, чтобы угодить ненасытным гостям. Немцы ходят в гости, чтобы пообщаться, поэтому, вам не стоит надеяться на пышный стол, но, чипсами и стаканчиком сока вас точно угостят.
Аккуратность.
Известный стереотип о том, что немцы все поголовно являются жуткими аккуратистами, успешно развенчала полька Юстина Поланска, в течение двенадцати лет работавшая уборщицей в немецких домах. Она выпустила книгу «Под немецкой кроватью», в которой подробно написала о том, чего только не приходилось ей вычищать под немецкими кроватями: от выпавших зубов до фантиков от конфет.
Французы:
Консервативность.
Жители Франции очень консервативны. Всю жизнь они покупают круассаны в одной и той же пекарне и ходят в одни и те же супермаркеты.
Заносчивость.
Французы шутят, что мир вращается не вокруг Солнца, а вокруг Парижа. И они действительно так считают. Иностранцы считают французов заносчивыми и высокомерными, а им все равно – они также предпочитают говорить все чаще на французском, чем на английском и расхваливать свою прекрасную страну.
Лень.
Французы ленивы. «Жизнь — это не только работа. Чрезмерный труд доводит до безумия», сказал в своё время президент Шарль де Голь. И французы полностью с этим согласны. Они почти не работают по выходным, а супермаркеты в будние дни закрываются уже в 6-7 часов.
Любовь к еде.
Говорят, французы живут, чтобы есть. Они все заядлые поклонники гастрономии. Любая домохозяйка не закупается на неделю вперед, а каждый день заходит в магазин за свежей выпечкой и сочным мясом.
Ученые, занимающиеся этнокультурными стереотипами, отмечают, что нации, находящиеся на высоком уровне экономического развития, выделяют у себя такие качества, как ум, предприимчивость, целеустремленность, а нации с более отсталой экономикой – сердечность, терпение, понимание. В пример можно привести исследование С. Г. Тер-Минасовой, согласно результатам которого, в английском обществе больше цениться деловитость, целеустремленность, профессиональные навыки, а в русском – коммуникабельность, доброта и аккуратность.
Следуя трудам Павловской, [Павловская 1998: 96] стереотипы можно разделить на две категории: поверхностные и глубинные.
Поверхностные стереотипы – это мнение и представления о той или иной этнической группе, которые обусловлены исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Стереотипы могут меняться в зависимости от политической ситуации между странами. Срок действия их употребления напрямую зависит от общей стабильности общества.
Глубинные же стереотипы остаются неизменными. Они не меняются в течение времени и в зависимости от обстоятельств. Глубинные стереотипы обладают крайней устойчивостью, и именно они представляют интерес для исследователя особенностей национального характера этнических групп.
Среди глубинных стереотипов в отдельную группу выделяются внешние, связанные с атрибутами жизни и быта народа. К примеру, самовары, пряники, баня, матрешки считаются важнейшей составляющей частью жизни русских людей уже на протяжении многих лет, хоть и уклад быта менялся уже неоднократно.
Способы формирования стереотипов, а также их популяризации разнятся. Например, в Великобритании некоторые стереотипы сформировались благодаря определенным историческим изменениям, происходившим в стране. Происхождение английского этноса из субстрата, составленного разными германскими племенами и их существование в течение длительного времени на острове определили основные черты их стереотипов поведения.
В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека выступают как врожденные, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определенным этносом, определенной культурой и осознавать себя их элементом. Следует отметить, что нас повсюду окружают стереотипы, которые нам навязала культура мира и бытия.
Стереотип поведения – важнейший стереотип. Данные стереотипы имеют много общего с обычаями, культурой, традициями, особенностями, мифами. Все эти неотъемлемые части жизни этнических народов не раз становились объектом исследования этнографов. Это не случайно, ведь именно в стереотипах таится многообразие быта и мировоззрения народов. Набор стереотипных форм поведения, вырабатываемых в каждом обществе, естественно, не ограничивается сферой обряда и обычая. Определенные модели поведения характерны для многих других сфер деятельности, и, прежде всего – этикета, межличностного общения, социализации индивидов, технологических процессов (трудовые приемы и навыки), игрового поведения, профессиональных сфер.
1