В российском обществе за последнее десятилетие ХХ столетия произошли глобальные изменения, связанные с переходом к новым социально-экономическим отношениям. Процессы трансформации не могли не затронуть средства массовой информации, поскольку СМИ, являясь необходимыми элементами жизнедеятельности общества, оказались практически в эпицентре социальных процессов. Переход от государственных медиа к независимым СМИ был сопряжён с процессами коммерциализации и монополитизации, так что положение журналистики в обществе, её содержание, функции и задачи подверглись серьезному пересмотру. Иными словами, вызовы переходного периода стали для существовавших прежде в СССР периодических изданий серьезным испытанием, которые оказались для одних газет неразрешимым препятствием и они были вынуждены прекратить свою деятельность. Между тем, было немало газет, которые в условиях переходного периода пытались найти оптимальные пути выживания и сохранения издания, его коллектива, аудитории. Более того, время 90-х годов помимо испытаний дало этим газетам возможность найти в новом медиапространстве свою нишу. К таким изданиям следует отнести старейшую республиканскую газету «Молодёжь Бурятии» — одно из ведущих изданий республики на протяжении семидесяти с лишним лет. Она выходит к своему читателю и по сей день, имеет достаточно устойчивый тираж — 10000 экземпляров, распространяется на территории республики Бурятия, коллектив насчитывает 6 человек. Состояние, в котором пребывает газета сегодня, а его нельзя назвать успешным, финансово-стабильным, является последствием того, что в переходный период 1991 — 2000-х годов редакция возможно не сумела до конца мобилизоваться, принять перемены и занять на медиарынке сове прочное место. Очевидно, что были необходимы серьёзные маркетинговые исследования, ребрендинг, чтобы сохранив прежнюю ситуацию, постараться обрести новый формат, постоянного читателя.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости проследить изменения в газете в переходный период с 1991 – 2000-й гг. с тем, чтобы выявить, могло ли издание выбрать другой путь дальнейшего развития и какой именно.
В работе использованы материалы газет, их тематическое и содержательное наполнение, всё это позволило в рамках данного исследования попытаться найти ответ на вопрос о возможности вывода газеты из затяжного кризиса.
Газета будущего 2013 год
... и началось все с указа от 2 декабря 1702 года об издании первой русской газеты. Вскоре появился первый экземпляр газеты «Ведомости». Газета писалась преимущественно от руки и предназначалась для прочтения ...
Цель дипломной работы – исследование контента газеты «Молодёжь Бурятии» в условиях переходного периода. В рамках данной цели необходимо выполнить задачи:
1. Изучить характерные черты переходного периода в журналистике России,
2. Исследовать систему формирования регионального информационного пространства в условиях трансформации российского общества,
3. Конкретизировать ключевое понятие исследования: «контент» в СМИ,
4. Выявить особенности газеты «Молодежь Бурятии» в условиях переходного периода в региональной журналистике,
5. Разработать специфику материалов газеты «Молодёжь Бурятии» (на публикациях газеты за 1991-2000-е гг. )
Объект исследования – материалы газеты «Молодёжь Бурятии».
Предмет исследования – исследование специфики контента газеты «Молодёжь Бурятии» в 1990 – 2000-е годы.
Методологической основой изучения является метод контент-анализа, позволяющий наглядно увидеть, каким образом отразился переходный период на газете «Молодёжь Бурятии». В рамках исследования использован метод наблюдения и описания, позволяющий познать отражение переходного периода на изучаемом издании во всей полноте и достоверности всех качественных особенностей. Также применён принцип историзма и системный подход как основа структурного изучения переходного периода в его развитии, а также хронологическо-проблемный метод, который позволяет выделять и анализировать определённые периоды трансформации общества.
В ситуации переходного периода необходимо исчерпывающее исследование путей дальнейшего роста СМИ как социального института. Имевшиеся по рассматриваемой проблематике работы не сумели в полном масштабе компенсировать пробелы в соответствующей дисциплине. До конца 90-х гг. XX века фактически не существовало монографий, где бы подвергалась анализу деятельность журналистики в состоянии трансформации социума и характер информационной политики локально. Специфика переходного периода и функционирование СМИ на государственном уровне исследовались в работах Б.Л. Радыгина, М.М. Махмудовой, Р.П. Овсепяна, Е.Л.Вартановой, Я.Н. Засурского, С.В. Корконосенко, В.В. Ворошилова, С.Г. Корконосенко и др.
Возникновение в период трансформации локальных средств массовой информации появившейся формации было упомянуто в работах Л.С. Любимова, Т.Б. Белозёрова, Л.Л. Реснянской, В.В. Тулупова и др. Тем не менее, в указанных работах по большей части исследуется функционирование индивидуальных средств массовой информации на региональном уровне и их становление в период трансформации.
Перечисленные труды образовали основу исследования. Значимость работ содержится в возможности соотнесения функционирования журналистики, как на федеральном, так и на региональном уровнях и образуют положения с целью обобщения и выводов согласно проблематике исследования.
Между тем, необходимо признать, что отдельные аспекты широких информационных процессов в нашем социуме и его регионах еще испытывают потребность в выводе, анализе и группировании в границах целостного подхода. В Республике Бурятия есть в наличии некоторое количество опубликованных работ, которые касаются данной проблемы. Это работы Б.Ц. Дондокова, А.В Бадмаевой, Т.Ж. Бальжировой, Э.Д. Дагбаева, С.С. Халтановой; коллективные монографии и сборники под редакцией Б.В. Базарова, Ц.Б. Будаевой, Л.В. Кураса, И.И. Осинского, Ц.Ц. Чойропова и др. Перечисленные авторы по преимуществу исследуют отдельные СМИ в формирующемся информационном пространстве в переходный период развития российского общества.
Средства массовой информации и культура речи
... речь газет и журналов, речь публичная, речь радио и телевидения. Изменения касаются разных уровней языковой практики. 2. Виды СМИ и их функции Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), ... и Всесоюзном радио к культуре речи дикторов и ведущих относились строго, был контроль над речью в эфире и ... языка такие периоды экспансии иноязычной лексики были и ничего ...
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что собранный в целях исследования материал может быть использован в практике преподавания основного и элективного курсов журналистики с целью углубленного изучения теории и практики средств массовых информаций и коммуникаций в вузах и средних специальных учебных заведениях Республики Бурятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
I Глава. Научно-теоретические основы изучения СМИ
России в переходный период
1.1. Методологические основы изучения переходного периода в журналистике России
Россия после распада СССР переживает социальную системную трансформацию общества. Это явление вызвало глубокие преобразования во всех сферах жизни общества и, по мнению Б. Л. Радыгина, автора книги «Переходная экономика» именно экономическая трансформация явилась определяющей, центральной, поскольку «успехи и неудачи экономических реформ в значительной степени определяют общественно-политическую ситуацию в целом» .
В ситуации системной трансформации общества и страны в целом роль средств массовой информации возросла многократно, при этом сами СМИ вступили в сложную полосу коммерциализации и монополизации. В свою очередь эти процессы напрямую отразились на положении журналистики в обществе, а также содержании печатных и электронных СМИ. Свобода печати становится серьезным вызовом для российских журналистов. Становится явным тот факт, что политическая свобода печати это не всегда возможность свободно выражать свои мысли. Все больше раскрываются экономические проблемы печати. Для свободного функционирования средств массовой информации необходима надёжная опора на экономическую базу.
Я.Н. Засурский в учебнике «СМИ постсоветской России» полагает, что «предпосылки для экономических трудностей прессы были заложены еще в советское время, когда печать была высокоприбыльной, но доходы от издания газет и журналов шли в кассу партии, в кассу профсоюзов, комсомола и других общественных организаций; наконец, в государственную кассу, но не вкладывались в развитие инфраструктуры средств массовой информации. Демократическая Россия оказалась без информационного капитала, оказалась информационно бедной и экономически незащищенной.
За десять лет все экономические проблемы свободы печати решить не удалось в силу того, что экономика России испытывала большие и серьезные трудности, которые, естественно, отражались и на средствах массовой информации» .
Отсутствие капиталовложений, высокие стоимость бумаги, процесс печати и доставка, препятствовали развитию прибыльной прессы. Медленным темпом развивается и рекламный рынок. Из-за расширения тиражей и попыткой догнать аудиторию, средства массовой информации ухудшили стандарты качества; возникло много развлекательной сенсационной информации. Таким образом, свобода печати вступила в противоречие не только с экономикой, но и с этическими нормами.
В.В. Ворошилов в учебнике «Журналистика» акцентирует внимание на том, что СМИ получив политическую сво¬боду, попали под жесткие условия рынка. «Воз¬никли и обострились проблемы конкуренции и экономической выживае¬мости СМИ. Если раньше средство массовой информации рассматривалось как полигон для реализации партийно окрашенного журналистского мас¬терства, то сегодня оно стало составной частью экономики, предприятием, торгующим таким товаром, как массовая информация» .
Порядок проведения творческого конкурса, для поступающих на направление ...
... вопросы: краткое представление; мои достижения; мои увлечения; мой опыт в журналистике; какого журналиста/журналистов считаю образцом профессионализма (ответ аргументировать); каким журналистом я ... мышления. Критерии оценки: общественная позиция автора; соответствие содержания выбранной теме: умение раскрыть тему, находить, отбирать факты действительности и осмысленно воспроизводить их; стройность ...
Закон установил запрет на цензуру. Но оказалось, что позиция — «свобода есть — ума не надо» весьма рискованна, так как реализация свободы тесно связана с ответственностью. Между тем, недостоверность информации в СМИ, её легковесность способствовали потери доверия к прессе со стороны значительной части читателей. Разочарование аудитории подпитывали кризис прессы. Тиражи газет резко пошли на упадок. Эти трудности выяснились уже в первые годы развития демократии в России.
Переходный период повлиял не только отрицательно, падение тиражей практически компенсировалось увеличением числа новых изданий, существенно выросло количество экземпляров местных газет. Количественный «взрыв» в развитии печати расширил возможности получения информации. Ситуация в России развивалась неравномерно и можно выделить несколько этапов развития.
Первые три года были заняты отстранением устоявшихся традиций. Печать, которая была орудием партии, после распада советской системы и запрещения КПСС стала свободной от внешнего давления. Этот период ознаменовался становлением нового журнализма и новой журналистики, основанной на плюрализме и независимости от государства.
Я. Засурский в учебном пособии «Средства массовой информации постсоветской России» выделяет в этом промежутке времени две модели журналистики. «Первая — перестроечная, связанная, прежде всего с именем первого и единственного Президента СССР М. С. Горбачева. В перестройку советская печать стала инструментом критики бюрократии, командно-административной системы, инструментом демократизации. Журналисты думали и писали свободно. Но вместе с тем сохранялась руководящая роль партии, и печать способствовала осуществлению демократизации сверху. Это была инструментальная модель журналистики; она отличалась от советской модели тем, что в руках Горбачева и его сторонников она была инструментом демократизации, но все-таки под управлением партии и государственников».
После закрытия коммунистической партии печать перешла в руки журналистов. Появилась новая модель журналистики: печать стала считать себя «четвертой властью». СМИ встали в оппозицию государству; они добивались независимости от государственных структур.
Демократизация общества и переход к рынку кардинально изменили значение журналистики и представления читателей о ней. В 1991-1992 годах при общем спаде увеличился разрыв в тиражах массовых газет. Повлияли не только экономические причины, но и «стремление найти свою газету, получать и читать её».
В 1991-1993 гг. журналистика почувствовала «золотой век» свободы, который завершился по экономическим причинам. Р.П. Овсепян в учебнике «История новейшей отечественной журналистике» утверждает что «резко возросли расценки на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку, печать все больше ощущала экономическую зависимость от правительства и коммерческих структур». «Исчезла пирамида, наверху которой был печатный орган ЦК КПСС «Правда», а в самом низу — районные газеты. Теперь каждая газета считала себя главной и не подчинялась чьим-либо прямым директивным указаниям».
М. Твен об американской журналистике («Журналистика в Теннеси», ...
... Рассказ имел бесспорный успех. Твен оставил поденную журналистику, совершил поездку на Сандвичевы острова и использовал ... он поступил репортером в "Территориэл Энтерпрайз" - газету в Вирджиния-Сити, куда уже посылал написанные ... очерки из жизни старателей. Твен быстро выдвинулся как фельетонист "Энтерпрайз". В это же время ... Бывало, что Твен приходил в отчаяние. "Если я не умру еще два года, - сказал ...
Капиталовложения в средства массовой информации стали более чем необходимы. Попытки государства поддерживать СМИ субсидиями на печать и бумагу были недостаточными. Вследствие этой причины, данная ситуация вынудила журналистов обратиться к возникшим к этому времени влиятельным банкам и корпорациям. В конечном счете, они стали контролировать преобладающее количество газет и журналов в России.
Сначала владельцы не давили на редакции. Но вскоре, перед президентскими выборами собственники крупнейших информационных концернов вступили в союз для поддержки Б.Н. Ельцина, и тогда вновь восстановилась авторитарная модель журналистики. Отличие было в том, что в данный момент средствами массовой информации распоряжались не Агитпроп ЦК КПСС, как в былые времена, а крупные бизнесмены. Появилась, так называемая, информационная олигархия, желающая привести на пост президента своего кандидата, которым был Б. Н. Ельцин.
Я.Н. Засурский в учебном пособии «Средства массовой информации постсоветской России» констатирует, что приватизация Связьинвеста разрушила единый фронт медиа корпораций и заставила их вступить в информационную войну. В конце концов, сформировались две мощные группировки: одна — вокруг Березовского и принадлежащих ему средств массовой информации, вторая — вокруг холдинга «Мост-Медиа». Таким образом, появилась еще одна, как бы складывающаяся из двух, модель журналистики: с одной стороны, был корпоративный бизнес, с другой — свободная от корпораций пресса, которая была в явном меньшинстве.
Накануне новых выборов президента в 1998-1999 гг. эта борьба настолько обострилась, и аппетиты олигархов настолько возросли, что Гусинский и Березовский пытались представить свои концерны как политические партии, которые хотели поставить на место президента своего человека.
После выборов 2000 г. новое падение авторитета средств массовой информации углубилось; оно было связано, с одной стороны, с очевидной их политизацией и, с другой — с коммерциализацией их. Администрация президента Путина выдвинула концепцию укрепления государственных средств массовой информации, и возникла новая модель средств массовой информации — подконтрольных государственных СМИ. Этому способствовало создание Министерства печати, телерадиовещания и массовой коммуникации, которое стало играть важную роль в укреплении консолидации контролируемых государством средств массовой информации. «Российская газета» была передана в ведение этого министерства. ВГТРК стала играть все более важную роль в управлении входящими в нее местными телевизионными и радиокомпаниями. В Интернете было создано информационное агентство «Страна.РУ», которое представляет официальные версии и, кроме того, располагает специальными отделами, посвященными семи федеральным округам. Под контролем государства остались также национальные каналы — первый и второй — РТР, а также «Культура» на пятом». Ты теперь чужая невеста, блин, на вопросы не отвечаешь
Эволюция рассматриваемой ранее модели стремилась зафиксировать вертикаль управления в стране. В это же время формировалась и другая модель журналистики в регионах, где СМИ разделились на два вида: частные издания и принадлежащие локальным властям. Они, в свою очередь, используя административный ресурс, тяготели к тому, чтобы средства массовой информации работали на их стороне.
Изучение контент-анализа как метода исследования
... контент-анализа как метода исследования . Задачи курсовой работы следующие: 1. Рассмотреть понятие «контент -анализа» 2. Изучить контент-анализ как метод анализа документов 3. Рассмотреть технику проведения контент- анализа ... анализа. Такой единицей может быть как одно слово, так и целый, законченный материал. В аудиовизуальных средствах массовой ... «нейтральная» информация) Исследования Э.Морен положили ...
Единовременно с высокополитизироваными моделями развивалась модель рыночных средств массовой информации, состоящей из «желтой» журналистики, которая отличалась высокой доходностью. Все эти сложности в совокупности выделили проблемы печати. Деятели СМИ оказались между необходимостью подчинения государству и его же давлением. Это привело к несостоятельности авторитета журналистов и журналистики в целом.
Несмотря на все препятствия, средства массовой информации внесли весомый вклад в развитие рыночной экономики. Темповый прогресс рекламного рынка СМИ стал значительным проявлением новой российской экономики.
Таким образом, вопреки отсутствию информационного капитала, начал развиваться информационный рынок, сформировалась медиапромышленность, которая содержала как пути доставки информации, так и промышленность, обеспечивающую их содержательной продукцией.
Были созданы мощные организации и, по мнению Я.Н. Засурского, автора монографии «Переход к рынку и кризис прессы» они делились их на три вида: «политически мотивированные, ориентированные на извлечение политического капитала и движимые исключительно коммерческим интересом». Изучение рентабельности СМИ показывает, что неполитически мотивированные средства массовой информации стали доходными, при этом политически мотивированные этой прибыли добиться не могут.
Десять лет народовластия создали обстоятельства для развития свободной печати и медиа, нашли путь к новым технологиям, тем самым содействуя образованию многопрофильной информационной промышленности.
1.2 Формирование регионального информационного пространства в условиях трансформации российского общества
С дезинтеграцией СССР единое информационное пространство государства было разрушено. Бывшие союзные республики стали местом сосредоточения определённой доли информационных потоков. Вследствие этого число прежних центральных газет пошло на спад, укрепились центробежные направления в общественно-политическом формировании самой страны. Во-первых, стал очевидным факт уменьшения тиражей федеральных периодических изданий. Тем не менее, количество подписчиков на региональные газеты возросло, поскольку, безусловно, наметился сдвиг интересов аудитории с общефедерального на региональный уровень, ведь именно там реально решаются её жизненные проблемы. Этот факт подтверждает и подписной каталог “Роспечать”, где на 2-е полугодие 2010 года было зарегистрировано 143 региональные газеты. Кроме того, укреплению региональной прессы способствовал переход с вертикального на горизонтальный тип взаимоотношений СМИ в рамках региона. Именно приход системы периодических изданий в регионы, их взаимодействие между собой, предполагающее равенство сторон, и, как следствие, замена отношений субординации на отношения координации, региональный интерес как интегрирующий признак данной системы, плюрализм точек зрения, конкуренция за читателя – всё вместе внесло большое оживление в региональную медиасферу, реально повысив к ней интерес местной аудитории. Следует также отметить значительное расширение типологий изданий: это политические, информационно-рекламные, коммерческие, отраслевые, профсоюзные, религиозные, спортивные, детские, молодёжные и многие другие средства массовой информации.
Тематическая палитра современного интернет-издания (на примере ...
... информации по проблеме, обобщение, описание и контент-анализ. Степень разработанности проблемы: Эмпирическая база исследования: материалы новостного сайта ... всего издания в целом. Интернет-издание - это оперативность, которую технически невозможно реализовать в рамках печатного издания ... Мы рассматриваем интернет-издания и отмечаем, что совокупность сообщений интернет-газеты является интертекстом. Это ...
Характер публикаций также изменился. Так, известные экономические трудности заставили региональную прессу отдавать значительную часть площадей рекламе. Скрытая и открытая борьба изданий за читателя, в основе которой лежит стремление к экономическому выживанию, нередко приводит к дешёвой популярности, к удовлетворению низменных запросов потребителя информации. Именно на этой волне сочиняются сенсационные новости, раздуваются слухи и так далее. Всё это в конечном итоге вырастает в проблему достоверности информации в СМИ и доверия аудитории.
Многими редакторами было осознано обстоятельство, когда в условиях рынка отдельное издание обречено на поражение. Однако был найден достаточно эффективный путь совершенствования организационной структуры, обеспечивающий выпуск СМИ, — создание мощных информационно-издательских объединений типа концернов или холдингов (именуемые обычно корпорациями, финансово-издательскими группами, издательскими домами), что давало значительную экономическую выгоду, определённую независимость от местной власти и солидные тиражи.
Тем не менее, прекращение субсидирования районных (городских) газет из средств федерального бюджета нанесло значительный ущерб возможности их независимого развития. Это неоправданное с точки зрения интересов общества и государства решение о передаче финансирования местных СМИ региональным и муниципальным бюджетам в результате привело к резкому возрастанию зависимости этих изданий от территориальных органов власти, замкнув круг освещаемых ими проблем исключительно границами той или иной административной единицы.
Сегодня полностью за счет бюджета субъектов РФ существует большинство общественно-политических региональных газет. На эти цели региональные органы власти выделяют значительные средства. Так, в 2005 году на поддержку региональных СМИ в бюджете Ямало-Ненецкого АО было предусмотрено 390 млн. руб., в бюджетах Липецкой и Иркутской областей по 51 млн. руб., Волгоградской области – 147 млн. руб., Вологодской – 17 млн. руб., Республики Дагестан – 172 млн. руб., в Алтайском крае – 3,5 млн. руб., в Краснодарском крае – 328 млн. руб., в бюджете Москвы на 2008 год было заложено 697 млн. руб. на городскую периодическую печать, в республике Татарстан – 630 млн. руб., республики Башкортостан – 1 млрд. руб» .
Механизм подчинения региональных СМИ властным структурам за счет возможности финансирования “нужных” изданий хорошо описан в монографии омских авторов, раскрывающих механизм функционирования регионального медиапространства.
Важной проблемой, требующей разрешения с участием государства, является реформирование региональной прессы. Эта проблема была и остается особенно злободневной потому, что в населенных пунктах с населением до 250 тыс. человек в Российской Федерации проживают более 60% населения. Необходимость использования потенциала “малой” прессы очевидна, так как даже элементарный учет масштаба аудитории региональных газет зримо показывает далеко превосходящую численность читателей центральных сетевых изданий, что подтверждает табл. 1.
Таблица 1
Разовый тираж общественно-политических газет [1]
Становление и развитие татарской периодической печати на территории ...
... основных этапов возникновения, становления и развития местной печати на татарском языке. типологическая характеристика татарских изданий региона. — анализ жанровой структуры татарской журналистики региона в разные ... печати на территории современного Башкортостана.12 В материалах У. Гимадиева, опубликованных в пяти номерах газеты «Кызыл тан,» в 1968 году, дается достаточно емкий анализ состояния ...
Федеральные округа Сетевые издания Региональные издания Местные издания.
ЦФО 2 315 456 1 958378 10 816751
СЗФО 1 122 110 2 225 032 2 573 095
ЮФО 1 137 628 913 043 1 853 454
ПФО 1 903 011 1 976 929 3 175 143
УФО 668 271 626 062 1 475 706
СФО 938 908 1 380 285 2 389 427
ДФО 486 076 575 753 536 259
Всего: 8 571460 9 655482 22 819835
Осознавая важность и проблемность процессов, происходящих с региональными СМИ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при поддержке Медиа Союза 19-20 мая 2006 года организовало в г. Вологде Всероссийское совещание редакторов районных и городских газет “Роль муниципальных печатных СМИ в реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и приоритетных национальных проектов”. В резолюции, принятой по итогам совещания, указывалось, что региональные газеты являются основой информационного пространства России и залогом его цельности. Исключительно важно, чтобы региональная печать не только сохранилась на существующем уровне, но и поступательно развивалась в будущем. На совещании была поднята важная проблема эффективности использования государственных средств, отчисляемых на поддержку СМИ. Стремление регионов оказать такую поддержку средствам массовой информации расценивалось учредителями совещания позитивно, что естественно способствовало их развитию. Однако механизм финансовой помощи в этом случае должен быть предельно прозрачен. Проще говоря, все средства следовало бы распределять исключительно с применением конкурсных процедур, как того, кстати, требует действующее законодательство.
Во многих субъектах РФ именно так и обстоит дело. Так, поддержка СМИ в виде целевых грантов, выделяемых на конкурсной основе, осуществляется в Алтайском крае, а в Саратовской области дотации газетам распределяются по конкурсу в рамках местной целевой программы “Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со СМИ”. Благодаря региональным грантам СМИ Псковской области в 2006 году реализовывались проекты по освещению деятельности областного Собрания депутатов, обладминистрации, а также мероприятий общероссийского и областного значения. В форме реализации государственно заказа поддерживались СМИ в Калужской области и ряде других регионов.
Но практика выделения средств региональными бюджетами на конкурсной основе и в виде конкретных госзаказов — скорее исключение, нежели правило (например, в Москве в 2005 году без всякого конкурса на финансирование муниципальных газет было потрачено 326,5 млн. рублей).
К сожалению, и сегодня проблема избирательного оказания финансовой поддержки СМИ по принципу “свой” — “чужой” из региональных бюджетов остаётся актуальной. Однако следует отметить, что по мере расширения количества региональных периодических изданий намечается тенденция их консолидации в объединения под эгидой местных властей. В этом плане позитивным является опыт руководства Алтайского и Красноярского краёв, которые отстояли свои законы “Об экономической поддержке СМИ”. Дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла региональный закон о СМИ, регулирующий взаимоотношения органов государственной власти и средств массовой информации. На основании этого закона к концу 2006 года все медийные и полиграфические организации, учрежденные окружными властями, объединены в издательский дом.
Медиаобраз музыканта-селебрити в печатных СМИ (на примере образа ...
... материала из окружающей действительности, вымысел, обобщенность и типизация категорически не приемлемы для журналистских публикаций. ... ориентиров, потеря идентичности, виртуализованность сознания. Так, медиаобразы, будучи симбиозом объективной действительности и авторского ... анализу их места в информационно-коммуникационной системе общества, следует заметить, что журналы и газеты ... Работа состоит ...
Многие периодические издания активно прибегают к финансовой помощи спонсоров. В качестве спонсоров чаще всего выступают государственные предприятия, коммерческие структуры и общественные организации.
По своим тиражам российские региональные издания уступают федеральным – практически половина из них имеет тираж до 10 тыс. экземпляров. Следует также отметить многоязычность региональной периодики – газеты и журналы выходят на 77 языках народов России, Европы, Ближнего и Дальнего Востока.
В большинстве регионов издаются, прежде всего, общественно-политические газеты. Однако чрезвычайная политизация региональных СМИ привела к тому, что многие газеты и журналы перестали выполнять не только информационное назначение, но и присущие им культурные, научные, просветительские и другие функции.
Таким образом, развитие региональных СМИ, и в частности прессы, остаётся актуальной задачей, которая должна быть возведена в ранг государственной политики, стать основой современной демократической структуры общего информационного пространства России. Регионализация СМИ – одна из характерных черт современной российской журналистики. Процесс этот набирает силу, отражая стремление к самостоятельности отдельных субъектов Российской Федерации, что, безусловно, является предметом дальнейшего тщательного исследования.
1.3 Разработка понятия «контент в СМИ» в отечественной науке
Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
Объектом контент-анализа может выступать содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.
Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.
Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг).
Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.
После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.
Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).
Исследование методом контент-анализа (качественно-количественного анализа содержания) конкретного органа информации (желательно в сопоставлении с исследованиями аудитории и ориентаций журналистов) с целью корректировки тематической программы.
Применение метода контент-анализа можно использовать при анализе документов, публикаций своего (например, для обзора на летучке) и чужого издания, теле- и радиопрограмм, редакционной почты и т. П
контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов. В журналистике могут анализироваться публикации в прессе, на ТВ и РВ, в Интернете, фотографии и видеоряд, звуковая информация.
Основные требования к контент-анализу:
- систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),
- измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т.
п., согласно проведенной кодификации).
Виды контент-анализа
По функциям:
- поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;
- контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.
По характеру:
- направленный, когда точно известно, что нужно измерять;
- ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.
Основные направления контент-анализа в журналистике
Первое направление – это саморефлексия редакционного коллектива.
1. Анализ содержания изданий, передач ТВ и РВ для саморефлексии редакционного коллектива и корректировки своей деятельности.
2. Изучение характеристик текстов с позиций их соответствия составу, потребностям, интересам, запросам конкретной аудитории.
3. Установление степени соответствия содержания материалов СМИ заявленной программе, намерениям учредителей и журналистов.
4. Анализ содержания СМИ в качестве способа управления и самоуправления социума.
5. Определение места своего издания в ряду других изданий при помощи контент-анализа.
6. Выявление характеристик авторов публикаций в СМИ.
7. Изучение писем в редакцию, их тематики, мотивации обращения, ожидаемых от редакции реакций, социально-демографического состава авторов и т. п.
8. Анализ анкет, в частности опросов, предпринимаемых редакцией.
Второе направление – изучение документов, необходимых для создания журналистских публикаций.
1. Анализ различных документов, которые используются в публикациях: официальных, в том числе юридических документов, протоколов собраний, вопросов на читательских, зрительских конференциях, библиотечных формуляров, театральных, концертных и киноафиш, звуковой и видеопродукции, рекламных роликов и слоганов, даже надписей и рисунков на заборах, как носителей ориентаций определенных групп массового сознания (как это практиковал в заданиях стyдентам факультета журналистики МГУ на семинаре Б. А. Гру¬шин) и т. п.
2. Реконструкция по текстам событий и процессов, которые происходили и происходят (так называемой внетекстовой реальности) в том случае, когда непосредственное наблюдение их невозможно или затруднено. Это особенно важно для исторических или сравнительных исследований.
3. Выявление характеристик текстов как носителей социальной информации о разных типах социальных общностей.
4. Определение картины мира (знаний, ценностей, норм, распространяемых различными субъектами общественной жизни).
Для этого важно знать основную терминологию контент-анализа как метода.
1. Категории анализа – это сферы анализа, совокупность признаков, которые подлежат анализу. Например, если мы анализируем прессу, это может быть тема, жанр, тип автора и т. п.
2. Признаки анализа – это анализируемые элементы категорий. Например, в категории «тема» будут следующие признаки: политика, экономика, спорт, культура и т. п. В категории «жанр» признаками будут заметка, интервью, репортаж и т. п.
3. Единица анализа – тот текст, фрагмент текста, в которых мы ищем эти признаки, например, публикация, рекламный ролик, телесюжет.
4. Единица счета – единица измерения признаков текста.
II Глава. Становление контента газеты «Молодёжь Бурятии» в переходный период с 1991 — 2000 гг.
История газеты «Молодёжь Бурятии»
2.2 Программа исследования газеты «Молодёжь Бурятии»
в переходный период с 1991-2000 год
16 февраля 1924 года была основана газета «Бурят-Монгольский комсомолец», позже она поменяла своё название на «Молодёжь Бурятии».
Газета «Молодёжь Бурятии» одно из старейших изданий республики. Она была основана 16 февраля 1924 года как «Бурят-Монгольский комсомолец», но позже поменяла своё название и стала именоваться — «Молодёжь Бурятии». В разные годы в ней работали такие мастера слова как Исай Калашников, Иван Ожегов, Владимир Бараев, Евгений Голубев, Герман Языков и многие другие.
Для того чтобы проследить, каким образом отразился переходный период на газете «Молодёжь Бурятии» необходим такой метод исследования как контент-анализ. С помощью этой методики отчётливо проявятся числовые закономерности, которые потребуют последующей содержательной интерпретации. При оценке материалов выбранного издания явно видно, что разнотипные формальные и содержательные составляющие обрисованы в них в разных категориях, отчасти поддающихся измерению: их мерой служит то место, которое они занимают в общем объеме, или частота их встречаемости. Более того, подобно тому, как в мире механики мы ощущаем не скорость, а ускорение, так и при восприятии текста мы особенно хорошо осознаем именно динамику содержания, например – изменения тематической направленности, её аспектов, характера и форм публикаций.
Наша цель — систематизировать модификации газеты «Молодёжь Бурятии» в переходный период, т.е. с 1991-2000 год, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора текстовых свидетельств, на которых эти изменения основываются.
Итак, генеральной совокупностью является 446 номеров исследуемой газеты, полученное число вышло из общего количества номеров с 17 августа 1991 по 31 декабря 2000г.
Выборочной совокупностью является 60 номеров издания. Метод выборки – трёхфазный, т.е. будут изучаться 20 номеров начала переходного периода (1991 год), 20 номеров его пика (1995 год) и столько же на завершающей стадии (2000 год).
Единица измерения в контент-анализе – это количество исследуемых материалов.
Интерпретация результатов контент-анализа
Контент-анализ показал, что процентное число нежурналистских материалов варьировалось от 25% – 35% от общей площади материалов, размещённых в исследуемых номерах. Среди материалов, размещаемых в газете, можно выделить:
1. Анонсы статей на первой полосе газеты
2. Рекламные полосы
3. Комиссионная страница
4. Кроссворды и прочие объявления
Результаты исследования журналистских материалов в категории тематической направленности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Тематическая направленность 1991 1995 2000
Работа выборных органов 14 59 30
Деятельность администрации 63 21 50
Финансово-коммерческая деятельность 28 33 41
Промышленность, экономика, строительство 13 14 30
Сельское хозяйство 1 0 0
Деятельность правоохранительных органов 12 53 40
Общественные движения, партии 84 6 2
Официальные материалы 16 0 0
Культура, литература, искусство 28 31 41
Образование, просвещение 43 7 42
Социальное обеспечение 6 18 10
Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт, городское хозяйство 31 38 8
Здравоохранение 8 7 90
Досуг, отдых, туризм 15 26 39
Религия, церковь 21 2 0
Краеведение, воспоминания о войне 17 0 0
Личная жизнь, семья, быт 12 19 12
Природа, экология 30 9 3
Происшествия 0 36 11
Данные таблицы 1 показывают, что тематическая направленность имела изменчивый характер, это объясняется сменой интересов аудитории, вследствие перемен, происходящих в обществе. В начале переходного периода преобладает количество материалов с тематикой общественных движений и партийности. Данная тема в этот промежуток времени была архиактуальна. Расследовались причины развала СССР, искали виновных, часто размещались обращения к читателям от властных структур, приходили письма в редакцию с насущными вопросами, публиковались статьи о митингах и забастовках. В 1995-2000 годах количество материалов, посвящённой этой теме пошло на резкий спад. Общество примирилось с обстоятельствами, произошедшими ранее, социум стало волновать другие вопросы.
Львиная доля публикаций принадлежит тематике деятельности администрации. В число этих материалов входят аналитические статьи о работе руководства республики. Ярко выделяется особенность – журналисты прямо и вероятно без последствий могли выпустить материал о председателе, отмечая его за прогулы и безответственность.
Значительное внимание уделялось теме образования и просвещения, Писали об открытии коммерческих школ, о новых системах обучения. Цель данных статей — усвоение читательской аудитории духовных, нравственных и культурных ценностей; приобщение ее к ценностям национальной и мировой культуры.
В каждом номере непременно размещались публикации экологической направленности. Это были материалы о выбросах в Уду фенола, промышленных отходах, губящих экологию и здоровье населения. Трансформация нашего общества, реформы, приведшие к ослаблению государственного контроля, активизировали экологическую тематику. Примером федерального уровня стала авария на Чернобыльской АЭС, беспрецедентная по своим масштабам, ряд других менее масштабных экологических катастроф сыграли также значительную роль.
Торговля, бытовое обслуживание, общественный транспорт и городское хозяйство также были одними из главных вопросов, остающихся, и по сей день актуальными. Газета публиковала информацию о проблемах с ЖКХ, об изменениях транспортных маршрутов, о талонах на продукты и бытовую химию.
Информационное наполнение трансформируется в легковесные сведения. Вследствие запрета на цензуру, тематика и заголовки статей становятся скандальнее: «Был ли Гитлер импотентом?», «Девочка, хочешь пойти на аборт?». Меняется и внешний вид газеты.
На пике переходного периода широко освещалась тема работы выборных органов, это связано с тройной выборной кампанией, а именно – выборы Президента Республики Бурятия, депутатов народного Хурала и органов местного самоуправления. В 1995 году в материалах отражалось явное скептическое отношение к Борису Ельцину, что и сыграло немаловажную роль на результатах федеральных президентских выборах. Часть публикаций была посвящена отчётам о голосованиях.
Не без основания появилась тема работы правоохранительных органов. Причиной явно послужила неблагополучная социальная ситуация в стране. Начальный период экономических реформ в России сопровождался весьма значительным возрастанием показателей зарегистрированной преступности. В криминально-уголовную деятельность вовлекалась всё большая доля населения. Возрастало число проявлений таких особо опасных преступных проявлений, как организованная преступность, коррупция и терроризм. Об этом свидетельствует популярная тематика происшествий. Преобладающее число таких материалов поступало из правоохранительных ведомств и составляло целую рубрику под названием «Криминальная хроника». Появление таких публикаций свидетельствует о склонности газеты к бульварной периодике, первая полоса стала напоминать титульную страницу «жёлтой газеты». В это же время «Молодёжь Бурятии» наполняется астрологическими гороскопами, которые порой заполняли всю полосу, расписаниями молитв и обрядов, также были размещены объявления о предоставлении услуг гадалок. Начали публиковаться рубрика «Видеоклуб» с содержанием фильмов, которые показывали в прокате кинотеатров, а также хит-парад «Европы плюс».
На стадии завершения переходного периода самой популярной тематикой стало здравоохранение, ей посвящено чуть меньше сотни материалов. Это были публикации о народных методах лечения заболеваний, о характере симптомов венерических болезней, предупреждающие статистические материалы о ВИЧ, сифилисе и туберкулёзе. Данная тематика целиком и полностью отражала ситуацию здравоохранения в стране.
В два раза меньше в «Молодёжь Бурятии» встречалась проблематика административных вопросов. Основную их часть составляли отчёты с различных сессий и лишь немного — аналитические материалы.
На третьем месте по популярности стоит тема досуга, отдыха и туризма. С 1996 года возникла тенденция к различным розыгрышам и лотереям от коммерческих организаций, это была своего рода скрытая реклама, вместе с этим возрастает число авторских материалов рекламного характера. Примерно в это время в газете появляются две развлекательные рубрики: «Дом советов» и «Интим-клуб». Обе рубрики по типологическим характеристикам предназначались для женской аудитории, наполнением стали рецепты, полезные хозяйственные советы и материалы интимного характера, раскрывающие ранее замалчиваемую в СССР сексуальную жизнь. «Интим-клуб» занимал почти всю полосу и пестрил огромными фотографиями обнажённых женщин. Публикации такого рода характеризует направление в сторону «жёлтой прессы».
Результаты исследования журналистских материалов в категории аспекта темы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Аспект темы 1991 1995 2000
Нормативно-правовой 42 15 31
Информационный 56 91 63
Производственно-экономический 41 2 13
Финансово-экономический 35 37 34
Политико-управленческий 54 53 49
Духовно-идеологический 105 3 0
Научно, познавательный, культурологический 59 24 40
Нравственный, семейно-бытовой 73 50 38
Международный 4 2 1
Криминально-уголовный 0 58 20
Развлекательно-юмористический 1 3 33
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что наибольший перепад в количестве материалов произошёл в духовно-идеологическом аспекте. Причиной стала дезинтеграция СССР, для аудитории этот вопрос был очень актуальным. Развалу страны было посвящено огромное количество публикаций с разных точек зрения. Журналисты стремились оказать влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории. Большая доля статей была о ГКЧП, об августовском путче и ещё о других событиях, сопровождавших распад. Буквально через год эта тема утихла.
В разы увеличилось число развлекательно-юмористических материалов, это снова свидетельствует о склонности к тенденциям «жёлтой» прессы. Утратили своё значение публикации в нравственном и семейном аспекте, если в 1991 году в каждом номере было 3-4 материала, написанного в рассматриваемом
Результаты исследования журналистских материалов в категории жанра публикаций представлены в таблице 3.
Таблица 3
Жанры, виды публикаций 1991 1995 2000
Заметка 126 130 218
Отчёт 22 43 19
Репортаж 55 23 20
Интервью 56 14 11
Корреспонденция, комментарий, статья 51 28 68
Обозрение 6 12 10
Очерк, зарисовка 49 13 0
Письмо в редакцию 23 7 9
Круглый стол, дискуссия 15 16 7
Анализ таблицы 3 показывает, что подавляющее число материалов во все 3 периода трансформации создаётся в виде заметок. Такая форма подачи используется как для облегчения восприятия газеты, так и я для повышения её информативности. Из таблицы можно заметить тенденцию к увеличению числа заметок, это объясняется нехваткой времени вследствие динамичности жизненного процесса. Читатель, прежде всего, нуждается в ясной лаконичной новости.
На ступеньку ниже расположились аналитические жанры – корреспонденция, статья и комментарий. Их преимущество состоит в нацеленности не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих ситуаций, этот жанр был и сейчас является необходимым, он позволяет разложить событие по частям, синтезировать и анализировать.
Формы публикаций газеты отображены в таблице 4.
Таблица 4
Форма публикации 1991 1995 2000
Текст 329 189 260
Текст с фото или рисунком 140 139 151
Данные предложенной таблицы свидетельствуют, что на раннем этапе переходного периода количество материалов без фотографий или рисунков преобладает над числом публикаций с иллюстрациями. В 1991-1992 году были популярны шаржи и карикатуры на социальные, политические, бытовые явления. Далее величина статей с фото увеличивается. В этот нелёгкий для издания промежуток времени читательская аудитория теряла доверие к публикациям в газете, вследствие публикуемых «жёлтых» материалов. Фотография стала доказательством достоверности информации.
Характеры публикаций газеты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Характер публикаций 1991 1995 2000
Фактографический 175 147 142
Позитивный 77 35 60
Положительный, с элементами критики 23 6 41
Критический 63 29 42
Проблемный 153 98 132
Анализ данных таблицы показывает, что наибольшее количество материалов подаётся в фактографическом ключе, свидетельствующем об объективности и беспристрастности журналистов. Чуть меньше статей проблемного характера. Их величина утверждает наличие трудностей в переходный период. Данные публикации рассматривали актуальные политические и идеологические проблемы. Для неё характерно: постановка, обсуждение путей решения проблемы, вопросов общественной жизни.
В таблице 6 приведены данные, характеризующие героев публикации газеты.
Таблица 6
Герои публикаций 1991 1995 2000
Представители партий, общественных организаций 91 35 23
Представители администрации 63 34 91
Рабочие 13 2 4
Интеллигенция 42 6 19
Работники правоохранительных органов 1 16 21
Работники банков, бирж 4 2 22
Работники сельского хозяйства 8 15 9
Представители искусства, литературы, культуры 43 50 33
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/metodyi-issledovaniya-v-diplomnoy-rabote-po-jurnalistike/
Работники сферы обслуживания 1 22 12
Школьники, стyденты 16 18 2
Военнослужащие 7 13 12
Религиозные деятели 14 1 10
Предприниматели 21 45 26
Спортсмены, тренеры 3 2 4
Пенсионеры, домохозяйки, инвалиды 24 23 20
Криминальные элементы 0 21 8
Герой – не человек 71 16 61
Героя трудно определить 35 7 2
Анализ данных таблицы 7 показывает, что в 1991 году часто встречался в роли героя публикации — представитель партии, это связано опять же с развалом СССР. Искали виновных, часто размещались обращения от властных структур, аудиторию интересовали вопросы о партийности, о её дальнейшем существовании. На пике трансформации общества представители партии в 3 раза реже встречались на полосах «Молодёжь Бурятии» в роли героев публикации.
Результаты исследования локальности материалов в таблице 7.
Таблица 7
Локальность 1991 1995 2000
Россия 91 63 87
Бурятия 161 105 127
Улан-Удэ 182 119 56
Города, сёла, посёлки Бурятии 49 14 10
Локальность трудно определить 1 3 87
Исходя из данных таблицы, можно выявить, что за всё время трансформации российского общества приоритет отдаётся событиям, происходящим в Улан-Удэ и в республике. Для региональной аудитории более актуальной информацией являются локальные новости, так как они в первую очередь касаются каждого читателя. Далее интерес переходит на события федерального характера.
С модификациями рассматриваемых характеристик изменялся и тираж газеты. Это связано с принятием закона о цензуре. Почувствовав, что оковы запрета на цензуру сняты, журналисты стали публиковать сомнительную и порой недостоверную информацию, что способствовало потере авторитета серьёзного общественно-политического издания и разочарованию читателей. Также одним из значительных факторов упадка числа газет стало отсутствие капиталовложений, высокие стоимость бумаги, процесс печати и доставка. На заре переходного периода, а именно в 1991 году, тираж газеты составил 70241 экземпляр, в 1995 году в 2,5 раза меньше, в 2000 – почти в 4 раза. Результаты исследования тиражей издания «Молодёжь Бурятии» в таблице 8.
Таблица 8
Годы Количество экземпляров
1991 70241
1992 67495
1993 40180
1994 38133
1995 28000
1996 25000
1997 23000
1998 24000
1999 19500
2000 18000