«Черты гражданской идентичности в России» материал

Я родился в 1978 году, в Стране советов. К сожалению, кроме советов, она действительно своим гражданам ничего не давала, обычно — в приказном порядке. Но речь не об этом, речь о том, что я абсолютно не ощущаю себя гражданином той страны, нет во мне еканья сердца при взгляде на башни Кремля, прозрачное журчание сибирских рек, неснежные уральские вершины. Скажу больше — я не ощущаю себя гражданином и сегодняшней России. И любой России в любое время. Мне кажется, что привязка человеческого тела и уж тем более его сознания к определённой геоточке настолько сомнительна, что даже кажется глупой, нам принадлежит гораздо больше, чем дают флаг и герб.

Возросшая возможность человеков перемещаться по земному шару благодаря скоростному транспорту, упрощению получения виз или вовсе их отсутствию, интернету, который манит великолепными видео- и фотоматериалами со всех уголков планеты, размывает границы государств, стирает их с политической карты миры, заставляя думать, что теперь доступен практически каждый квадратный метр поверхности суши и кубический — водных просторов. Я могу жить там, где захочу, любой может жить там, где захочет, разве это не здорово? Конечно, это все в будущем, но такое будущее поистине прекрасно.

Мой родной город — Уфа, люблю его безмерно, но мне так же становится близок любой город, в котором я нахожусь больше месяца. Может, я обладаю повышенными навыками ассимиляции и адаптации, но за два года, проведенных в Москве, я полюбил ее не меньше, а может, даже и больше. То же самое произошло с Альметьевском и еще парочкой поселений, в которых мне посчастливилось побывать в длительных командировках.

Мой отец — русский, моя мать — татарка. Но я не идентифицирую себя не русским и не татарином, мне как-то совсем все равно, не хочется принадлежать к какому-то клану, общности с неизвестными задачами, целями, я не понимаю, что дает национальность, плохого или хорошего, в чем ее ценность. Ведь мы уже давно избавились от графы в паспорте, в России и за ее пределами никто не видит во мне татарина или выходца из Башкортостана, пока я сам об этом не скажу. Национальность — это ограничение, рамки, ветхая раковина.

Более-менее прилично говорю только на одном языке — русском. Однако если обстоятельства заставят меня изучить еще один в таком же объеме или вообще отказаться от разговора, письма и даже мыслей на русском, то почему бы и нет? Я не стану от этого хуже или лучше, останусь тем же Артурчиком. Забыть его не получится, но если не будет нужды в его эксплуатации — зачем он нужен?

5 стр., 2173 слов

Что значит быть гражданином России 7 класс русский язык

... родился в России и за твоей спиной миллионы людей, а значит надежный тыл! Сочинение на тему Что значит быть гражданином своей страны ... в автобус. Быть гражданином — быть энергичным и активным молодым человеком. Сочинение Что значит быть гражданином России 7 класс русский язык Современная молодежь ... мы находимся в мире, думать и действовать. Мы живем с глобальными проблемами страны нас интересует как ...

Итак, мы видим перед собой безродного космополита, отцов не помнящего. Да, все так, все верно. Не вижу ни малейшей практической пользы в сохранении языков, народностей, территориальных объединений, политических и националистических рефлексий не приемлю и считаю дуростью. Мои потомки будут смуглыми или желтыми с косым разрезом глаз, говорить на английском или китайском или еще каком-нибудь воистину общем языке, обладать безграничной свободой перемещения, не иметь паспорта, не помнить про Уфу и одну пятую суши. Такими же, как и все Человечество. Уникальность и самобытность кроется в каждом человеке, внутри его мозга, а не в месте, где он родился и не в его крови.

Эссе на тему «Черты гражданской идентичности в России» материал по теме

Эссе на тему «Черты гражданской идентичности в России»

Гражданская идентичность — 1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл; 2) феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.

Гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью. Критерий гражданственности – целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.

Гражданственность выражает не этнические или этнокультурные, а общеродовые интересы человечества в конкретной национально-специфической форме.

Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданин принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин Гражданин, если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо. Гражданин – это тот, кто готов разделить ответственность за страну

Гражданская позиция – это действия человека, созданного государством, которые либо помогают, либо мешают этому государству.

Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.

Становление гражданской идентичностью определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства.

2 стр., 605 слов

Участника отборочного этапа олимпиады школьников Союзного государства ...

... увлекался музыкой, философией, литературой. После окончания пансиона продолжал заниматься и музыкой, и литературой, стал известен как журналист и языковед. «Живая энциклопедия», «в совершенстве развитый человек» - так ... то, что в ней поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема добра и зла, благородства, бескорыстия, самопожертвования. Герой сказки – учёный, благочестивый муж. Он ...

Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы: 1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Средством обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности является система символов. Наличие «своей» символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ является материализованным носителем идеи (словесным, событийным или предметным), в данном случае идеи единства, целостности, отражает значимые для общности ценности и образы, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности является центральным символом гражданской идентичности, включающим в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним. Образ Родины не всегда включает в себя все выделенные компоненты, он, скорее, отражает наиболее значимые из них, позволяя фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.

Гражданское воспитание молодежи в современном России, формирование идентичности гражданина России позволят решить ключевые задачи развития нашего общества – обеспечить безопасность российского государства и общества, сохранить государственную независимость России; преодолеть мировоззренческий и нравственный кризис и кризис доверия к государственной власти; возродить уважение к государству, обществу, семье; отечественному историческому и культурному наследию.

Сложность решения задач гражданского воспитания личности в условиях современной России связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием прежнего единства духовных и идеологических установок.

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ , 60% россиян чувствуют, что «в них стало меньше патриотизма» (тогда как в 1992 году таких было 17%), 82% российских граждан «ощущают «малую и крайне малую» ответственность за происходящее в стране или не чувствуют ее вовсе». Значительная часть призывников не желают служить в Вооруженных Силах Российской Федерации, значительная часть молодежи выражает желание покинуть Родину и считает, что такие понятия, как «воинская честь» и «воинская доблесть» лишены смысла и ушли в прошлое. За последние 15 лет в общественном сознании обесценивались такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей, ослабление патриотизма в молодежной среде.

13 стр., 6235 слов

Формирование и развитие современной гражданской культуры в России

... качества и свойства, модели и образцы поведения. Особое место среди социальных факторов, формирующих гражданскую культуру ... и воспитания; ... России ... в стране, ... общности; она является единой для всего народа данного государства, и в итоге ее влияния на граждан формируются единые типичные для людей данного общества гражданские ...

Неопределенность стратегии развития общества, отсутствие единства взглядов на мировоззренческую и духовно-нравственную основу социального развития определяют актуальность и при этом особую сложность решения задач гражданского воспитания в современной России.

И основная задача сегодня состоит в повышении эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Необходимо усиливать воспитательную компоненту в образовании, использовать образовательную систему для привития молодежи патриотизма, нравственности, гражданственности, позитивного правосознания, приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры.

Необходимо более тщательно подходить к вопросу разработки образовательных и воспитательных стандартов духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, образовательных стандартов по русскому языку, литературе, историческим и обществоведческим предметам. Важнейшим аспектом в деле воспитания патриотизма является знание молодыми людьми собственной истории, память о ключевых для России событиях, победах российского оружия. К сожалению, многие из славных дат сейчас забываются, трактовка некоторых ключевых для России событий отдается для «внутреннего толкования» сопредельных государств. К примеру, день Крещения Руси (28 июля) в Украине о.

Важным моментом является воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации: флагу, гербу, гимну. Следует ввести в образовательные учреждения, как обязательную, церемонию поднятия Государственного флага Российской Федерации в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы России и в памятные даты России. Этот опыт давно и успешно реализуется в целом ряде стран мира.

Гражданско-патриотическая позиция не может быть навязана молодому человеку – она должна быть им осознана, прочувствована.

Россия нуждается в создании системы поддержки добровольчества, координирующей молодежные добровольческие центры, в которых молодые люди могут получить информацию о том, где и как они могут применить свои силы в добровольческом служении.

Таким образом, в настоящее время органам власти всех уровней в рамках осуществляемой ими молодежной политики требуется обеспечить создание: 1) условий для повышения эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; 2) действенного механизма пропаганды национального самосознания в молодежной среде; 3) условий для широкого и системного участия молодых людей в добровольческой деятельности, обеспечив надежные правовые основания и необходимую ресурсную поддержку.

3 стр., 1238 слов

Сочинения по обществознанию Я — гражданин и патриот России

... настоящие герои и патриоты своей страны. Таких у нас много, целая страна. Я безгранично рада, что родилась здесь, в России, я могу назвать себя патриотом своей страны и я горжусь этим. ... наш собственный труд приведет Россию к долгожданному процветанию. Сочинение «Хочу стать человеком, гражданином и патриотом России» Быть человеком, гражданином и патриотом своей страны в настоящее время является ...

Плюсы

Опираясь на отзывы действующих граждан мира, мы собрали плюсы этого громкого статуса:

— Можно получить скидки в музеях и других туристических местах, где иностранцы платят больше, чем местные жители (если сможете, конечно, доказать, что вы гражданин и их страны тоже);

— Оставлять паспорт в качестве залога за аренду, например, авто или мопеда (вы турист из далёкой страны и доказать подлинность документа будет просто);

  • Попробовать вернуться на родину, если утерян паспорт вашей страны;
  • Получить деньги в банке, когда перевод осуществляется по имени и фамилии;
  • Удовлетворить любопытство полицейских, идентифицируя себя;

— Как сувенир. Наверное, это самое главное применение паспорта — выкладывать красивые фотки в «Инстаграм» с подписью «Я гражданин мира».

Безвизовый мир: реальность или миф?

Путешествие без визы по такому документу на самом деле очень сомнительно, хотя на сайте WSA перечисляются 183 страны, которые хотя бы раз поставили в такой паспорт свой штамп о пересечении по нему границы.

Однако эти случаи единичны, и никакой гарантии нет. На сайте WSA также не скрывают и происшествий: когда человека задерживали на границе за попытку путешествия по ложному документу. Кстати, сам основатель Гарри Дэвис был отправлен в тюрьму за незаконное проникновение в другую страну не менее десяти раз.

Есть только семь стран, которые отправили официальные письма в WSA о том, что они признают паспорт гражданина мира. Буркина-Фасо, Того, Эквадор, Мавритания, Танзания, Ватикан и Замбия. Письма, полученные от правительств этих стран, датируются 1954—1995 годами. Как вы думаете, что-то изменилось в Эквадоре за шестьдесят лет?

Сочинение на тему Что значит быть гражданином своей страны

Однажды мне удалось прочитать о древних Афинах и том, как там было устроено общество. Как говорят различные источники, Афины были независимым городом, который полностью сам себя обеспечивал и имел весьма четкую социальную градацию.

Основу города составляли граждане, которых было около десяти процентов от всего количества людей. Остальную часть составляли рабы, которые фактически пребывали в подчинении у граждан, а также в городе могли быть приезжие и подобные люди, которые тоже фактически гражданами не были. Гражданство в свою очередь позволяло не только владеть имуществом и рабами, но и участвовать в управлении городом.

Более того, каждый гражданин периодически занимал тот или иной значимый пост в правительстве города, но при этом всем гражданам нужно было голосовать. Не голосовать граждане Афин не могли, также как не могли и не придерживаться какого-то определенного мнения относительно значимых аспектов управления городом. Люди, которые не имели собственного политического мнения назывались идиотами и не как обзывательство, но просто был такой термин, который сейчас мы используем с немного другим значением.

4 стр., 1992 слов

Рассказ о своем городе окружающий мир. «мой любимый город». Мой ...

... город. Другие сочинения: ← Цирк↑ На свободную темуСказка собственного сочинения → Эссе «Территория моего мнения: я и город!» ... спокойный, тихий город. Мне здесь очень нравится. Мой любимый город Октябрьский. Наш город Октябрьский ... расту в самой лучшей в мире стране, которая называется Россия. Я могу ... городе нужно усиленно развивать волонтёрское движение в помощь социально-незащищенным группам граждан ...

К чему я веду такое длительное вступление-экскурс о древних Афинах? К разъяснению собственного понимания гражданина и гражданства. В моем понимании гражданин страны – тот, кто принимает активное участие в управлении собственной страной и всегда делает какой-то выбор относительно той или иной позиции.

Гражданин не может быть безучастным не в малом не в большом. Гражданские права могут в полной степени считаться собственной принадлежностью только, когда гражданин обладает собственной гражданской ответственностью и способен такую ответственность нести.

Именно поэтому, на мой взгляд, и сейчас не каждый является в действительности гражданином нашей страны. Хотя формально просто отметка в паспорте наделяет таким правом. На мой взгляд, гражданство нужно заслужить и иметь право пользоваться такой привилегией, доказывать данное право своим личным выбором и ответственностью.

Не имеет существенного значения какого гражданин придерживается мнения. Суть заключается в том чтобы мыслить не только собственными потребностями, но и исходить из потребностей своего сообщества, страны. Гражданин – активная часть общества.