Методика проведения декоративного рисования

Декоративное рисование — это рисование в декоративной манере. Оно существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с изображаемым объектом, но и внести некоторые условности.

Важнейшим выразительным средством в декоративном рисунке является линия, а многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет. Здесь линия имеет более отчетливый, чем в академическом рисунке, выверенный характер; она ведется четко и осознанно с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.

Основной принцип декоративного рисования — достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а во главу угла ставятся такие аспекты, как нарочитость — выявленная активность изображаемого, приукрашенность. При значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив.

В декоративном рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного образа. Выполнять работы в технике декоративного рисования можно достаточно разнообразно, в зависимости от вкуса и творческого потенциала автора.

Изучение предмета «Декоративный рисунок» помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в художественных решениях и пластических формах. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа окружающей действительности.

Декоративное рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают — стилизуют. Стилизация — это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор.

Образы народного искусства – это и наше культурное наследие, и живое развивающееся искусство, которое должно активно используется в образовательном процессе и представлено ежегодными международными и отечественными выставками и фестивалями, отражающими работу современных мастеров

Между рисованием с натуры и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе с натуры вы изображаете природные формы в разных положениях и с различными светотеневыми отношениями и цветовыми отношениями, то в декоративном рисовании эти формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива — условно, стилизованно.

22 стр., 10987 слов

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ...

... в детском саду; раскрывается программа, методика и содержание художественного воспитания и обучения на занятиях различными видами искусства. В 1939 г. Е.А. Флерина начала исследовать вопросы программы и методов обучения детей рисованию, ... стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают ...

Для развития творческих способностей и общего эстетического воспитания детей большое значение имеет их приобщение к изобразительному искусству, в том числе декоративно-прикладному и оформительскому. Декоративное искусство развивает художественное восприятие реальной действительности, фантазию, изобретательность, композиционное мышление.

Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности;
  • Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;
  • Формирование духовной культуры, укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы;
  • Приобретение учащимися практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе.

На занятиях во II и III классах сообщаются общие сведения о декоративном рисовании, учащиеся должны усвоить главные отличия декоративного рисования от академического, декоративной композиции от станковой. Мотивы, используемые для орнамента и композиции, могут быть геометрическими, а также являться результатом обобщения и переработки природных и анималистических форм. Наблюдая природу, ученики приучаются наблюдать и анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны и свойства. Природа не только подскажет ученикам сюжеты для их декоративных композиций, она явится для них источником эстетического наслаждения. Ведь именно из природы, из окружающей жизни художники черпали и продолжают черпать образы для своих произведений. Процесс стилизации натурных мотивов в декоративные сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения, силуэт, симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое единство и др. Чтобы учащиеся освоили этот материал, теоретические знания должны быть закреплены в несложных практических упражнениях. Программа II и III классов предлагает серию подобных заданий.

В IV классе основное внимание учащихся обращается на создание декоративной композиции, которая должна в первую очередь отвечать общим требованиям и законам композиционных построений:

  • Формат листа использовать полностью;

Уравновешенность композиции:

Наличие активного изобразительного центра.

В конце третьего года обучения учащиеся должны знать, что:

  • Декоративная композиция имеет плоскостную трактовку объема, предметы не изображаются в случайных ракурсах;
  • Предметы в декоративной композиции стилизуются с целью активизации выразительности;
  • Изображение в композиции насыщено декором, но не перегружено им, чтобы за декором не терялось изображение.

Основными материалами для декоративного рисования являются:

  • Тушь, перо;
  • Черная и цветные гелевые ручки;
  • Тушь, кисть;
  • Белая и тонированная бумага.

Основные понятия народного искусства

Народное искусство – это единство материальной и духовной культуры определенного народа, связанное с его трудовой деятельностью. В основе народного искусства лежит мифо – поэтическое видение мира. Оно развивается как коллективное творчество, на основе преемственности и традиций. Любой жанр народного искусства обладает высокой образностью, много вариантивностью, эстетичностью. Народное творчество как искусство, живет как материальная культура так и духовная. Одной из характерных черт народного искусства является его вариантивность, т.е. мастер не создает точной копии, а подходя к работе творчески, видоизменяет ее. Таким образом мастер не просто передает потомкам то, что взял от своих предшественников, но обогатил коллективный опыт своими личными творческими достижениями. В силу коллективного характера народного творчества на протяжении многих веков отрабатывались творческие приемы. Благодаря этому многие произведения народных мастеров достигли вершины художественного совершенства. Народное искусство – это связь современного поколения со своими корнями

3 стр., 1219 слов

Класс. -описание произведений народного творчества (2)

... На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места развития декоративно-прикладного искусства. Народные ... сочинению? (Да, даются темы сочинения) - Попробуем его конкретизировать. 10. Работа над планом сочинения – описания. Запись на доске и в тетрадях. 1. Произведение, какого художественного народного ... мастеров по плану. (слайд 9) 6. Работа над упражнением № 373 ( ...

Традиции народного искусства — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение взгляды, творческие устремления, вкусы, художественные достижения прошлого. Живое развитие искусства немыслимо в отрыве от его исторических корней, без опоры на творческий опыт, эстетические и духовно-нравственные представления предшествующих поколений. Как отмечает исследователь Т. Я. Шпикалова: «Школы закрепляют традицию и составляют основу ее развития…Функционирующие сегодня художественные традиционные промыслы — наглядный пример того, как коллективно разрабатываются тема, образ, форма, стиль в искусстве промысла в рамках школы, края или целого региона.»Стилизация- обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят перед мастером сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за. счет упрощения элементов. Выполняя задание по разработке узора, вы обязаны как бы забыть то, что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время декоративное рисование широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы декоративного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач — расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

37 стр., 18368 слов

Дипломная работа хохломская роспись

... Изучить понятия декоративно-прикладного искусства и декоративное рисование. 3. Проанализировать существующие методики работы с детьми дошкольного возраста (хохломская роспись). 4. Спроектировать и реализовать план работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись) и ...

1.1. Народные промыслы России и история их возникновения

Слово «промысел» означает мелкое ремесленное производство – так отмечается в Словаре русского языка С.И.Ожегова Промысел в народном прикладном искусстве рассматривается как занятие каким-либо видом искусства на основе определенных эстетических представлений, традиций, передачи ремесла от родителей, более ранних поколений, от соседей.

Мастера каждого конкретного художественного промысла чаще всего проживают в одной местности по географическому названию которой называется сам промысел или центр народного ремесла.

Следующие народные художественные промыслы России включены в процесс формирования художественной культуры учащихся:

1. Русские художественные лаки: Палех, Федоскино, Холуй, Мстера.

2. Народная роспись по дереву: хохломская, городецкая, полхов-майданская, северодвинская.

3. Роспись по фарфору и фаянсу — Гжель.

4. Роспись по металлу — Жостово.

5. Русская матрешка: сергиев — посадская, семеновская, полхов-майданская, местных художественных центров.

6. Русская глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская, торжокская, скопинская, сапожковская, балхарская.

7. Вышивка и кружевоплетение: владимирская вышивка, нижегородская вышивка, рязанская вышивка, тарусская вышивка.

8. Резьба по дереву: абрамцево-кудринская, костромская. Богородская игрушка.

9. Художественная эмаль — ростовская финифть.

10.Скопинская художественная керамика.

11. Сергиев-посадская и холмогорская резьба по кости.

12. Художественная обработка металла: Великий Устюг, Кубачи.

13. Народный костюм.

14. Русская набойка: Павлов Посад, Иваново. Искусство создания шалей.

15. Художественное ткачество, ковроделие. Подмосковье, Рязанская область, южные и восточные районы.

16. Пряничные доски — разные губернии и уезды.

Создавалось народное искусство в основном трудовым крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые, занимаясь подсобными промыслами, не отрывались от сельского хозяйства. Рядом с народным творчеством сёл всегда соседствовало творчество посадское – жителей маленьких городов и их слобод: самобытное кружево, некоторые виды керамики, ковроткачество, ювелирное искусство, изготовление деревянной посуды. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли в последние десятилетие. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша Родина, нет ни в одной стране мира. Рассмотрим возникновение двух крупнейших промыслов, хохломского и Городецкого.

Городецкая роспись сложилась как народный промысел приблизительно во второй половине Х1Х века в деревнях по реке Узоле и получила свое название по месту сбыта изделий народных мастеров старинному селу Городец, основанному ещё в 1152 году Юрием Долгоруким. С ХVII века в этих местах получает развитие деревообрабатывающий промысел, основными изделиями которого стали : посуда, игрушки, колыбели, сани, домашняя утварь, орудия труда ( веретёна, прялки ).

Своим декоративным решением особенно отличались прялки и та их часть которая именовалась донцем. С давних времён и по сей день широко используются в оформлении городецких изделий растительные орнаменты из пышных, расцветающих прямо на глазах розанов с многочисленными лепестками и купавок — свёрнутых бутончиков, плавно стелящихся листьев, птиц с растопыренными крылышками и хвостами, а также и горделиво цокающих красавцев коней. Донца, веретёна, лубяные, расписные лукошки для пряжи, лубяные коробки для хранения мотков льна городецкие мастера продавали на Макарьевской и Нижегородской ярмарках, откуда они расходились по всей России. С 60-х годов ХХ века существует фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает расписные изделия: детские столики, стулья, качалки, скамейки, разделочные доски для кухни, солонки, расписные панно, блюда, тарелки. Городецкая роспись отличалась своей яркостью, пышностью, ликующей насыщенностью цветов, господствующими красками мастеров были красная киноварь, ярко-желтый хром, разбеленые тона розового, голубого, светло-зеленого. Отмечая особенности гаммы росписи, А.В. Бакушинский замечает, что введение белого и черного цветов «…здесь чужды графичности и имеют вполне живописную природу».

1 стр., 335 слов

Произведения народного декоративного искусства — (6 класс)

... над синей рекой. Можно перечислять еще много различных видов народного творчества: вышивка, лаковая миниатюра, иконопись. Все они появились в стремлении изобразить свою жизнь. ` Произведения народного декоративного искусства ... достаточно редко. Такую посуду иногда называют деревянным золотом. Жостовская роспись - это роспись подносов от руки, на черном фоне изображаются цветочные букеты. Городецкая ...

Хохломская роспись на протяжении многих десятилетий остается одним из наиболее популярных и любимых народных ремесел. Его истоки уходят своими корнями в далекое прошлое, изучение которого дало право А.В. Бакушинскому утверждать: «Как бы то ни было, но эта примитивная роспись самых дешевых сортов нижегородской ложки может быть признана одним из истоков росписи хохломской. Рядом с ложкарным делом в Нижегородской губернии, отчасти в южных частях Костромщины и Вятского края издавна существовал токарный и посудо-красильный промысел. Он и был колыбелью, главным руслом в развитии хохломского дела.» Исследователи отмечают уникальность промысла, заключающуюся в технике получения золотого цвета росписи. Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома — бывшего скупочного пункта изделий мастеров из близлежащих деревень и сел. Удивительную технологию росписи принесли в Поволжье в ХУ11 веке раскольники, которые спасались от царского гнета. Среди этих беженцев-раскольников были талантливые иконописцы, которые научили местное население «пламенной» росписи.

1.2.Организация и методика проведения уроков декоративного рисования.

Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. В программу входят задания по составлению узоров, оформление альбомов, по декоративному оформлению помещений. Служит для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомление учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, овладевают навыками работы с акварелью, гуашью, тушью. Орнаментальное творчество – знакомит с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья, цветы, птицы, и как перерабатывать эти формы в своих композициях. Большое воспитательное значение имеет показ образцов народного орнамента. В начальных классах занятие по декоративному рисованию в основном ограничивается копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов, составление не сложных узоров из прямых и кривых линий. За тем следует комбинирование элементов народного узора по композиционной схеме, данной учителем. Завершают работы по декоративному рисованию заданиями на составление эскизов декоративного оформления, графические работы с введением шрифта. Народное искусство- это особая отрасль ДИ в которой творческий процесс протекает на основе потомственного передавания мастерами из народа целой системы традиций и худ. Принципов, канонов, образцов, сюжетов, орнаментальных мотивов. Народный промысел-это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой товарное производство художественных предметов широкого применения при обязательном использование творческого ручного труда

2 стр., 649 слов

МОЯ СЕСТРА ЗА РАБОТОЙ ( с элементами описания)

... сестрой, когда она работает. Она становится такой сосредоточенной и одухотворенной, ведь она не просто шьет очередное платье, а творит, вкладывая в работу ... по натуре очень спокойный и добрый человек. Когда же Настя остается довольна выполненной работой, она зовет всех домашних разделить с ... весь следующий год! 2 вариант У меня есть старшая сестра. Зовут ее Настей. Она с детства увлекается шитьем и ...

1.3.Народное искусство на уроках декоративного рисования.

Декоративным рисованием начинается курс обучения детей рисованию.

Рисование это связано с составлением детьми различных узоров и оформительской работой в школе.

При составлении узора в I классе может быть использован такой простой приём: вырежьте из бумаги или картона несколько одинаковых по высоте геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), окрашенных в различные цвета, например, квадрат — в красный, прямоугольник — в жёлтый, кружочки — в синий, треугольники -в зелёный (должно быть 3—4 фигурки каждого вида).

Прикрепите к классной доске в беспорядке вырезанные фигурки. Попросите одного из учащихся переставить фигурки в один ряд так, чтобы получился узор.

Дети быстро сообразят, что узор получится только тогда, когда одинаковые фигурки через определённые промежутки будут чередоваться между собой.

Продолжая дальше перестановку фигурок, можно убедить детей, что из одних и тех же элементов можно разнообразить узор по своему выбору.

Такой же опыт в дальнейшем можно проделать и с вырезанными листьями и цветами.

Таким образом, общий принцип составления узора — ритмическое чередование его элементов — будет наглядно усвоен детьми.

Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями. Для симметричной композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, очертаниям и т.п.

По элементам, входящим в состав узора, различают такие основные виды узоров:

1) геометрический, где элементы взяты из геометрических форм

2) растительный, где элементы взяты из растительных форм.

В эти основные формы вводятся элементы из животного мира, птиц, насекомых, включительно до фигуры человека.

Получается смешанный узор

По форме узор может тянуться в виде бесконечной полоски вправо и влево. Получим так называемый бордюр. Рисунки 20—22 дают представление о таком узоре. Форма узора может быть ограничена со всех сторон, получим замкнутый узор.

Наконец, узор может бесконечно распространяться во все стороны (узоры на обоях, материи и др.,)

8 стр., 3654 слов

С элементами практической работы. Предметная область: естествознание. ...

... нибудь следующее. На бересте, конечно, ничего затирать невозможно, но, тем не менее, форма сохранялась традиционной. Кстати, находили эти предметы гораздо раньше, чем берестяные грамоты, но никто ... слишком ценны эти хрупкие берестяные листы. 7. О чем писали в берестяных грамотах? Содержание берестяных грамот очень разнообразно. Среди текстов, на­пи­сан­ных на бересте, встречаются хозяйственные ...

Узоры имеют широкое применение в бытовых предметах: в посуде, в тканях, в различных украшениях на рамочках, шкатулках, полочках, шкафчиках и т. п.

Если мы обратимся к народному орнаментальному творчеству, то увидим замечательные образцы украшений, которыми оформляются бытовые предметы.

Сравните, например, украшения русские, украинские, белорусские, грузинские, туркменские и многие другие — вы увидите, что народ выражает в них свои национальные мотивы.

Ознакомление с образцами народного творчества, как русского, так и братских народов, несомненно, будет содействовать расширению художественного кругозора питомцев нашей советской школы.

1.4.Обучение школьников декоративному рисованию

Среди средств формирования эмоционально-эстетического восприятия мира, занятия декоративным рисованием находится на одном из ведущих мест, поскольку оно представляет собой эмоционально-красочную картину мира, связанную с народным декоративно-прикладным искусством, его духовно-нравственным стержнем, с современными эстетическими представлениями и потребностями.

Ученые прошлых веков А.С. Кайсаров, Г.А.Глинка, известные исследователи ХХ века Б.А.Рыбаков, А.Ф. Лосев, изучая мировоззрение древних славян, их верования, особенности быта, приводили в своих трактатах образы народного искусства, наполненные глубоким философским и общечеловеческим содержанием. Вышитые, вырезанные, написанные узоры были наполнены важным смыслом, отражали представления многих поколений об окружающем мире, выражали чувства, надежды.

Обращение к народному искусству на уроках декоративного рисования в начальной и средней школе, обусловлено в первую очередь эмоциональностью образов народного творчества, и тем важным моментом, что истоки выразительности художественной формы, исторически сложившиеся в народном творчестве, передают принцип красоты построения образов в достаточно простом, доступном детям виде. Красочность, звучность, ритмичность, эмоциональность декоративного рисования, его обращенность к народным традициям приводит детей к пониманию мира, добра, гармонии, как важнейших источников нравственных воззрений и эстетических идеалов человеческой жизни.

И кроме того, как отмечает автор популярного исследования специфики народного декоративно-прикладного искусства Л.Д. Рондели «у народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства как непроизвольность, непосредственность, простота, живость и богатство воображения, чувство радости, праздничности, наивность, сильно выраженная условность…»

Значительным этапом в творческом развитии ребенка в процессе занятия декоративной деятельностью является обучение художественной декоративной переработке природных форм, навыкам стилизации, которая может быть достаточно близкой детскому изображению. Необходимо провести анализ, т.е. рассмотрение предметов, существующих в реальном мире и того, что было перенесено сознанием народного мастера в его произведение. Обращение на данном этапе работы к таблице и сравнение живых и стилизованных форм способствует более осознанному выполнению декоративной работы и выработке навыков стилизации. На приводимых примерах можно увидеть, как живые предметы стали элементами декора произведений народных мастеров.

Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы. Декоративные композиции создаются, подчеркнуто выразительными линиями плоских силуэтов. Даже использование мастером отдельной детали предмета или его упрощенного стилизованного символа дает полное представление о предмете. Сюжеты сами собой возникают, если наблюдать жизнь и природу. Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление. Изображение, выступающее как символическое, не связано с передачей действия, а обозначает какую-либо идею, понятие, символ, аллегорию.

4 стр., 1987 слов

Народное декоративно-прикладное искусство

... он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение ... цвета фона или другие цветные элементы. Городецкая роспись Роспись в Городецком промысле появилась примерно ... элементы орнамента, оставляя матовым фон. Народные мастера хорошо знают и тонко чувствуют материал, в процессе работы ...

Декор в народном искусстве можно рассматривать как эстетическое решение и считать элементы росписи, резьбы, вышивки просто украшениями предметов быта. Однако более достоверным представляется подход к декору как к знаковому письму, с точки зрения выбора решения форм и цвета его элементов, взаимосвязи элементов в создании узора, украшающего вещи. Обращение к творческому наследию замечательного критика второй половины ХIХ века В.В. Стасова, исследовавшего как профессиональное, так и народное искусство, позволяет более полно осознать, что представляют собой народные узоры и как важно донести эти знания до подрастающего поколения

1.5. Система занятий по декоративному рисованию на основе образов народного искусства

Ознакомление с образами народного искусства осуществляется в процессе изучения фольклора на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, художественных образов народного искусства на уроках декоративного рисования.

Есть в методике проведения декоративного рисования цепочка состоящая из трех и более занятий, в которых идет постепенное развитие эстетических впечатлений, накопление знаний и умений, развивается художественная коммуникация. Эту логическую цепочку можно рассмотреть как схему, состоящую из ряда заданий.

Занятие 1.

Экскурсия на природу. Рассмотрение предметов природы-источника вдохновения народного мастера.

Побуждение к диалогу о красоте природы.

Рассмотрение интересных форм, сочетаний цветов.

Подведение итогов экскурсии.

Занятие 2.

Анализ, рассмотрение предметов в реальном мире и стилизованного, что изобразил народный мастер.

Включение учащихся в диалог.

Стилизация изображения ромашки учащимися.

Просмотр и обсуждение работ.

Занятие 3.

Информация – искусствоведческая справка, показ изделий, репродукций, слайдов.

Включение учащихся в диалог.

Изображение элементов: показ учителем, изображение элементов детьми.

Подведение итогов, просмотр получившихся элементов.

Занятие 4.

Повторение материала предыдущего урока в форме диалога.

Углубление понимания: введение музыкального и словесного ряда. Взаимодействие разных видов фольклора.

Анализ детских работ предыдущего урока.

Составление эскиза узора в полосе, круге, овале, по выбору.

15 стр., 7152 слов

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми начальных классов

... программ. Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности обучения декоративно-прикладного искусства батика и его воспитательное значение. Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человека культуры 1.1 Истоки и виды декоративно - прикладного искусства Декоративное искусство зародилось ...

Подведение итогов урока, просмотр и обсуждение эскизов.

Занятие 5.

Выражен6ие учащимися своих впечатлений об изученном. Диалог о художественной выразительности произведений декоративного искусства, их значимости в жизни человека.

Самостоятельное составление эскизов декоративного оформления.

Просмотр и обсуждение работ.

II. Методические основы изучения народных росписей2.1Формирование творчески развитой личности — одна из важнейших задач современного общества. Социальные условия нашей жизни: стандартизация в области техники и технологий, стереотипность поведения, шаблонность социальных ролей — чаще всего не располагают людей к реализации их творческой природы. «В гениальных людях никогда не было недостатка, — писал Н.Г. Чернышевский, — лишь бы только было открыто поприще для деятельности этим людям». Только тогда, когда массовое развитие творческих способностей становится неотъемлемым условием социального прогресса общества, творческая природа человека может проявиться у большого числа людей

Общество не нуждается так остро в педантах, формалистах, склонных к шаблону и стереотипной деятельности. Ему нужны смелые, ищущие личности, и долг учителя формировать такую личность, воспитывать творцов, способных не только овладеть накопленным общественным опытом, но и обогащать его. Творческая личность формируется творческой личностью. И поэтому лишь педагог-творец может формировать активного, созидательного человека.

Современные дидакты (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) выделили пять основных методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Одновременно каждый из общедидактических методов определяет педагогическую сущность приемов и форм обучения.

Первым является восприятие (через рассказ, наглядность, ТСО и т. д.).

т путь отражает объяснительно -иллюстративный метод. Он состоит в том, что педагог всеми возможными средствами организует осознанное восприятие студентами учебного материала.

В высшей школе создание проблемньгх ситуаций путем включения наглядности следует считать одной из наиболее привлекательных форм развития творческой активности, так как это позволяет поставить проблему в историческом аспекте, т. е. рассмотреть ее в той ситуации, в которой она исторически возникла перед исследователями.

Приступая к изучению курса «Художественная роспись по дереву», большинство детей впервые слышат о таких промыслах, как урало-сибирская роспись, пермогорская роспись и др. В этом случае на начальном этапе обучения иллюстративный метод становится наиболее приемлемым, так как дает более полное представление о данных видах росписи.

Иллюстративный метод включает демонстрацию учебных плакатов или таблиц. При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над росписью, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая таблица должна показать ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы, а также последовательность и степень выполнения росписи.

2. Каждый этап работы должен охватывать сравнительно небольшой объем изучаемого материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица должна быть предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывать данный этап работы над росписью.

3. Последовательность этапов работы должна быть внимательно продумана учеником. Во-первых, надо выделить наиболее важные моменты написания росписи и, во-вторых, установить их очередность, чтобы в дальнейшем выработалась определенная система работы над росписью. Каждая таблица должна содержать предпосылки для последующей, а каждая последующая должна логически вытекать из предыдущей.

4. Изображения на таблице должны быть выполнены очень четко и яс-

но. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных мазков, которые затруднят выявление закономерностей построения росписи.

5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими надо пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но в то же время должны давать четкие указания обучаемому, как вести работу, на что в первую очередь обращать внимание.

6. В таблицах желательны заголовки, основную цель работы над росписью на данном этапе.

Задача методических таблиц — помочь начинающему художнику разобраться в тех трудностях, с которыми ему придется встретиться.

Вторым является репродуктивный метод. Он обеспечивает усвоение действий, формирует умения и навыки. В курсе занятий по художественной росписи по дереву он наиболее эффективен для овладения элементами росписи, изучения технологических приемов. Обучаясь искусству росписи и овладевая мастерством, студенты одновременно должны готовить себя к педагогической профессии. Но достигнуть успеха в этом направлении можно только с помощью специальных упражнений, которые должны соответствовать следующим требованиям, предложенным Н.Н. Ростовцевым* и предъявляемым для упражнений не только по рисунку, но и по любому другому виду деятельности, в том числе и по росписи по дереву:

1. Обучаемый должен ясно представлять себе, чего ему следует добиваться в результате упражнений: тщательности, аккуратности, легкости письма, скорости и т. п.

2. Студент должен знать, какого результата он добивается в каждом отдельном упражнении, чтобы почувствовать свои потенциальные возможности в освоении росписи, пцнимать, в чем его недочеты и ошибки и каковы пути их преодоления.

3. В первых упражнениях ученик должен стараться последовательно воспроизводить все те особенности, на которых останавливался педагог в своих объяснениях. По мере овладения навыками письма работа над упражнением пойдет легче и увереннее.

4. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, при его помощи и по его указаниям. Наилучший результат достигается, когда педагог сам показывает технику выполнения и специфику написания элементов. Чем дальше, тем более самостоятельным должен быть ученик.

5. Упражнения должны быть как можно разнообразнее. Не следует ограничиваться овладением только одним элементом или мотивом. Обучаемые должны знакомиться с самыми разными техническими приемами письма, это усилит интерес к изучаемому, углубит представления об орнаментальных мотивах вообще.

6. В сознании прочного и устойчивого навыка в росписи большое значение имеет количество упражнений. Чем сложнее навык, тем больше

требуется упражнений.

7. На образование устойчивого интереса и приобретение навыков влияет не только количество упражнений, но и верное распределение их по времени.

8. Упражнения не должны быть очень легкими, они должны включать элементы или мотивы с отработкой одного технического навыка. Не следует давать два или три сложных мотива. Прежде чем приступать к упражнениям на технику освоения сложных элементов росписи, надо хорошо усвоить те элементы, из которых складывается более трудный технический прием.

21.Традиционная методика обучения изобразительному искусству опирается в основном на механическую память, а следовательно, не развивает художественно-творческое мышление учащихся.

Творческая деятельность без решения проблем невозможна. Даже при репродуктивном усвоении какого-то ремесла возникают проблемы, и лишь тот, кто способен и хочет их решить, становится творчески развитой личностью. Поэтому наряду с объяснительно-иллюстративным методом и репродуктивным частично-поисковый и исследовательский методы создают наиболее благоприятные условия для активизации творческой деятельности.

При частично-поисковом (эвристическом) методе педагог ставит проблему, создает проблемную ситуацию, а ученик решают ее самостоятельно или с помощью педагога.

При исследовательском методе педагог Дает творческое задание, а ученик самостоятельно его выполняет, вычленяя проблему, определяя заложенные в ней противоречия, формулируя задачу и ища пути ее реализации. Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным видом проблемного обучения.

Разработке требований к проблемам и проблемным ситуациям в последние годы посвящено много работ. Наиболее полно этот вопрос был освещен М.И. Махмутовым, А.М. Матюш-киным.

2.2 Из истории урало-сибирской росписи

Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома.

Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путем. Прежде всего это было связано с тем, что с XVI- XVII вв. начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. В.А. Барадулин — исследователь, посвятивший свои работы изучению этого удивительного промысла, писал: «Если XVI- XVII века заложили основу культуры уральского крестьянства, близкую культуре русского Севера, Поморья, откуда были в основном первые переселенцы, то вXVIII — начале XIX века народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей

Урало-сибирская роспись:

На Урале прялки четко различались по конструктивному принципу. Были корневые, составные и токарные прялки. Прялки- корневушки делали сами крестьяне, проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями.

В Кургуре и его округе существовали корневые и токарные прялки. Они отличались стройностью пропорций и характерным рисунком верхнего края лопасти в виде гребня с тремя полукруглыми вырезами. Их росписи были разнообразными. В целом кунгурская роспись относится к живописному типу русских кистевых росписей. Особенностью ее были цветочные мотивы, плотно заполняющие поверхность. Композиции кунгурских прялок вписывались в вытянутую форму лопасти. Наиболее любимой и чаще всего используемой была композиция цветущего дерева с сидящими на нем птицами.

В уральской росписи предпочитали холодные тона, и в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зеленые цвета. В том случае, когда цвет фона был теплым, холодные тона мотивов сводили ощущение теплоты к минимуму.

В долматовских прялках сложилась своя разновидность живописи с размашистой манерой исполнения. Композиция этих прялок была сродни стенописям, с распространенным принципом панно и необязательной симметрией.

В горнозаводских селениях изготавливали токарные и составные прялки. Украшали их различными видами росписи — от «графической» росписи с тюльпанами, купавками и ягодами до «живописной» с тагильскими розами и простой окраской «под малахит». Росписи лучших горнозаводских прялок, благодаря опыту живописцев, занимавшихся украшением самых разнообразных предметов, отличались большой цельностью.

Наиболее самобытной разновидностью сельских росписей Урала являлась обвинская. Для нее был характерен единый принцип построения, в котором главную роль играл яркий контраст цветного фона с растительным орнаментом. В центре композиции на оси симметрии располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство. Обвинская роспись — особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приемов росписи. Сказалось влияние поволжских центров народной росписи, в которых были сильны графические элементы.

Обвинской росписи был свойственен холодный колорит, как и в целом на Урале. Но иногда использовалась теплая гамма росписи. Графичность мотивов и лаконичность окраски создавали особую декоративность росписи. Художники добивались в своих вещах значительного цветового эффекта, рассчитанного на привлечение внимания в базарной сутолоке. Для этого применяли контрастные цвета, что усиливало впечатление насыщенности каждого отдельного цвета и всей росписи в целом. На оранжевом фоне они прописывали голубые листья, а «разживку» писали желтой. Если роспись велась по зеленому фону, то в орнаменте обязательно преобладал красный цвет.

Для обвинских прялок характерно традиционное композиционное построение, когда три цветочные группы располагаются на оси симметрии, хотя встречались и непривычные живописные приемы, что было связано с индивидуальным творчеством мастеров. Все варианты обвинской росписи объединял образ необычного дерева или куста. Крестьяне по-разному понимали мотив растущего дерева. Для одних это было дерево жизни, для других — символ райских садов. По-разному проходил этот мотив в различных крестьянских росписях XVIII — XIX вв. Но он всегда был основой содержания этого искусства, придавал глубокий смысл росписям уральских прялок.

Наряду с утварью, на Урале было принято расписывать жилища. «На формирование вкусов заводского и крестьянского населения, особенно на Среднем Урале и в Сибирском Зауралье, большое влияние оказали горнозаводские живописные промыслы. Именно здесь, в Сибирском Зауралье получила распространение живописная декорация жилища, здесь были найдены стенописи, характеризующие это искусство на протяжении 80-100 лет», — писал В. А. Барадулин*. Он же в своей книге обосновывает появление этого обычая с середины XIX в., объясняя это тем, что в конце XVIII в. избы еще нередко топились по-черному. Да и черную крестьянскую избу вряд ли украшали росписью. Этот обычаи мог распространиться только с появлением «белых изб» у богатых, зажиточных крестьян, имевших деньги, чтобы позволить себе такую роскошь.

Формированию целостного стиля уральской домовой росписи способствовало то, что данный промысел отличался большой подвижностью. Профессиональные крестьяне-художники переезжали из волости в волость, расписывая избы. 4 Свою живопись они подчиняли вкусам местного населения. Помимо внутренней части интерьера художники расписывали и домашнюю утварь. Во второй половине XIX — начале XX столетия на Урале работали мастера из различных частей России. Однако чаще всего на Урал приходили вятские и карматцкие красильщики. Большое развитие получили отхожие промыслы после реформы 1861 г., когда уменьшилась занятость рабочего населения на казенных заводах и рабочему люду приходилось искать вольных заработков.

Первым делом художники расписывали входные двери и голбец. На них рисовали красивый куст, а рядом людей и зверей-охранителей. Затем печь — символ жизни в доме. Ее украшали особенно тщательно, так как по поверьям «в подполье под печкой жил домовой — доброе существо, охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной. «Изба делилась на «углы»: прихожая — пространство под полатями; середа — место у печи, где работала женщина-стряпуха; сама изба с «красным углом» — столовая и место приема гостей.

Тамма росписи была ограничена несколькими цветами красных, желтых, синих, зеленых оттенков, редко пользовались темно-коричневым цветом. Но обязательно присутствовал белый — для моделировании форм и черный — для приписок графических элементов.

Сама техника росписи была очень простой. После предварительного определения размера мотива и композиции прописывали подмалевок, которым обозначали основные пятна цветов, листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалевок» был цветной, или какой-либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приему, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв, создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

В процессе развития росписи моделировку «белильными оживками» заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край – краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые, не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности.

Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном.

Изобразительные мотивы в уральской росписи были разнообразны: это и цветочные орнаменты, и изображения птиц и зверей.

Мастера, изготовлявшие предметы быта, изучали явление природы, её естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии.

Уральский крестьянин объяснял по-своему смысл растительного орнамента. Он для него был достаточно ясен и понятен. Например, деление на ярусы крестьянин объяснял как деление на поколения: прародителей, родителей, детей. (Растительный орнамент домовой росписи часто дополняют птицы, звери и фигурки людей. И, в зависимости от присутствия этих элементов, содержание композиции получало свой особый оттенок.

Поэтический язык растительного орнамента, метафорические изображения птиц, много говорящие посвященному, не могли отразить сущности изменяющегося мира. В замкнутое пространство сельской жизни входили новые явления. Растительные композиции стенописей пополнялись новыми мотивами, включаемыми народными мастерами в еще целостную систему, полную иносказаний. Фигурки людей стали свидетельством изменения художественного мышления крестьянства. Но сама суть миропонимания продолжала оставаться цельной, и новое, входившее в традиционную структуру, не изменяло ее.

Появление сюжетов говорит о повышенном интересе крестьянства к окружающей жизни. Изображались свадьбы, свидания, прогулки, сватовство и даже военные действия. Непременными элементами композиций свадебного цикла были цветущее дерево и конь. Костюмы персонажей походили на городские: женщины в длинных юбках, с непокрытой головой, мужчины в сапогах, пиджаках и картузах. Тяготение к свадебным сюжетам подтверждает большое значение для крестьянства этого события и говорит о стойком сохранении в его сознании их положительного содержания, обещающего благополучие в семье.

В многочисленных искусствоведческих исследованиях раскрыта специфика изобразительного языка, роль и значение мотивов, поэтическая структура произведений народного декоративного искусства, показана историческая многослойность этого языка, устойчивость сохранения древнейших мотивов, не потерявших своей смысловой содержательности и по сей день, эволюция в понимании этих мотивов.

Особым в этом плане является осмысление образа птицы. С глубокой древности человечество связывало изображение птиц с мыслью о небе, считало птицу посредницей между землей и небом, между облаками, дарующими дождь, и земной поверхностью. Это способствовало осмыслению птицы как символа жизни. Древнейшие мифы раскрывают значение птицы как символа солнца.

Произведения народного декоративного искусства, создававшиеся в прошлом столетии, убеждают в жизненности этих .древнейших истолкований. Анализ характерных для уральской росписи композиций говорит о том, что изображения птицы прочитывались по-разному в зависимости от места, где они были помещены, от роли той вещи, которую они украшали, и от сочетания с другими мотивами. Птицы могут парить над многоярусным букетом, поставленным в вазу, сидеть на вершине цветущего дерева, располагаются по сторонам ствола у корня.

Симметричная композиция, состоящая из дерева с парным изображением птиц, содержит пожелание благополучия. И если в росписях прялок добропожелательный мотив обращен к женщине, к хозяйке, то в домовой росписи — ко всей крестьянской семье.

Золотые птицы на белых закрученных ветках верхнего яруса древа, в соседстве с окруженным сиянием цветком — изображение солнца с его золотыми вестниками. Такая же композиция, написанная на входной двери, выполняла благожелательную функцию. Трактовка образа некоторых птиц (например, петуха), ассоциировавшаяся с образом солнца, определила их место в картине мира, отображенное и в домовой росписи. Они, как правило, размещены в верхней части среднего яруса или в верхней его части.

Содержание мотива птицы на дереве очень широко. Наряду с символом солнца, оно может быть и своеобразным символом смерти: «В темном боре на дубу сидит птица, всяк ее боится, никто от нее не уйдет: ни царь, ни царица, ни красная девица, ни рыба в море, ни заяц в норе»*.

В уральских росписях выделяют несколько иконографических типов птиц, созданных с разными оттенками содержания композиции. Чаще всего встречаются петушки и курочки, написанные в быстрой маховой манере в два-три приема, с четко очерченным силуэтом, или павлины и павы в более торжественной позе, которых рисуют около дерева, тогда’ как сов и филинов пишут на его ветвях. Петухов и курочек иногда усаживают на отдельной веточке. Эта условная опора подчеркивает некоторую независимость их от древа

Обобщенный образ птицы — символ счастливой жизни — воплотился в динамических петушке и курочке сибирского Зауралья, лирической жар-птице Прикамья, пышных, торжественных павлине и паве Среднего Урала. В стенописях Прикамья, помимо жар-птицы, часто встречались совы и филины в классической композиции с деревом, где они сидят на верхушке в паре с той или другой птицей, в зависимости от района бытования.

2.3. Организация уроков декоративного рисования по изучению народного искусства Хохломского и Городецкого промыслов

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, считает русский исследователь Д.С.Лихачев [2, с.12]. И подчеркивает, что приобщение подрастающего поколения к народной культуре позволяет формировать «общекультурный интеллект личности» [2, с.66]

Обучающие и развивающие возможности народного искусства, художественная выразительность, их духовность позволяют ориентировать процесс обучения и воспитания подрастающего поколения на осознание духовно-нравственных ценностей, способствующих познанию мира, самого себя, своих возможностей и потребностей, помогающих разобраться во взаимосвязи прошлого и настоящего, увидеть перспективу на будущее.

В методике изучения народных промыслов есть взаимосвязь, в которой идет постепенное накопление знаний и умений от первого до пятого классов. Проследим последовательность изучения русских народных промыслов Хохломского и Городецкого на уроках декоративного рисования согласно тематическому планированию

Цель уроков: организация работы по усвоению новых знаний, понятий; сформировать представления о возрождении художественных промыслов России.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с художественными промыслами России;
  • активизировать познавательную активность;
  • раскрыть типичные черты;
  • сформировать систему знаний.

Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; эстетическое воспитание.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами, схемами и т. д.По представленным работам учеников при изучении русского народного искусства на уроках декоративного рисования, мы проследили взаимосвязь, в которой идет постепенное накопление знаний и умений с первого по пятый классы.

Ежегодно в школе я организую выставку-конкурс декоративно-прикладного творчества «Вдохновение», которая наглядно показывает творческий рост учащихся.

Мои ученики каждый год принимают участие в конкурсах детского творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народное искусство богатейшая сокровищница красоты. Оно является неиссякаемым источником творческой фантазии. Человек живет среди вещей. Он создал не только нужные, полезные, но и красивые вещи. Ему необходим красивый предметный мир, для этого нужен развитый художественный вкус. Поэтому роль народного декоративного искусства в художественном воспитании детей просто неоценима.

Формирование художественной культуры подрастающего поколения является результатом обучения и воспитания. Воспитывать умение видеть, ощущать, представлять, воображать представляется возможным в процессе работы с образами народного искусства в учебно-воспитательном процессе всех звеньев школы.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в дополнительных занятиях (кружках) для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого ученика, достижениям всего коллектива. Все это создает основу для воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Народное декоративно-прикладное искусство создает возможности для формирования здорового художественного вкуса учащихся, способствует развитию творческих качеств личности.

Одно из современных стратегических направлений образования – сохранение культурного наследия решается через развитие эстетической культуры подрастающих поколений, через освоение учащимися образности народного искусства, его эмоциональной выразительности, красочности и многообразие форм.

Дети должны вдумчиво смотреть на отечественное культурное наследие, относиться к нему бережно, изучать и сохранять его в городских и школьных музеях, на улицах, в храмах, в домашних коллекциях, школах.

Проблема творческого развития человека стала актуальной проблемой совершенствования духовной культуры нашего общества. Нет сомнения, что творчество является ведущей силой общечеловеческого процесса и развития каждого индивидуума, что в творчестве заключены созидательные начала науки, техники, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений.

Наши дети живут сейчас в условиях потока информации несущие западные идеалы: философские, эстетические, нравственные. Народные русские сказки, песни, предметы быта стали уходить из быта наших семей. Нарушается связь между поколениями. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к русской самобытной культуре, народному творчеству. Поэтому тема приобщения детей к национальной культуре, народному искусству и обучение мастерству русской художественной росписи очень актуально сегодня и направлено на возрождение исконно русского искусства.

Современная педагогическая наука как одну из ведущих целей обучения выдвигает передачу подрастающим поколениям основ социального опыта, накопленного многими поколениями, в частности опыта творческой деятельности. Изучение народного декоративно-прикладного искусства, наполненного образной выразительностью и красочным восторгом способствует пониманию подрастающими поколениями особенностей мировосприятия наших дедов и прадедов, через знания подвигает к обереганию, сохранению нашего культурного наследия

Необходимость подготовки будущих учителей, проявляющих творческие способности, вытекает не только из сущности и особенности современного научно-технического прогресса, но и из самой учительской профессии, созидательной по своей природе. Изучая характер творческой активности студентов в процессе изобразительной деятельности, можно сказать, что эта активность определяется двумя зависящими друг от друга компонентами: творческим отношением студента к данному виду деятельности и результатом творческого процесса, выраженного в продуктах деятельности.

Недопустимо забывать какую бы то ни было символику народного искусства. Специфика содержания декоративного искусства проявляется в его способности к обобщениям самого широкого плана и отражению сложных представлений, подчиненных единой концепции утверждения значимости жизни и важности всего того, что помогает человеку- концепции жизнелюбия.

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/metodika-provedeniya-uroka-dekorativnogo-risovaniya/

1. Шадриков В.Д. Способности человека. В.: 1997.

2. Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Л.: 1985.

3. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам. Народное искусство и народное творчество: учебно-методическое пособие. М.: 2000.

4. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып..4.М.: 1991.

5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: 1983.

6. Бурадулина В.А.Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школ. М.: 1979.

7. Соколова Н.М. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие. М.: 2000.

8. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. М.: 1981.

9. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. М.: 1985.

10.Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР. М. 1982.

11.Емельянова Т.И. Золотые травы России. Г.: 1973/

12.Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М.: 1988.

13.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: 1984.

14.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс. М.: 2013.

15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2класс. М.: 2013.

16.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1класс. М.: 2014.

17.Кузин В.С. изобразительное искусство. 4класс. М.: 2014.

18.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное и искусство в жизни человека. 5класс. М.: 2014.

19.Организация и методика провидения уроков рисования…20.StudFiles.ru›preview/2549109/page:2/kopilkaurokov.ru›ИЗО›Уроки›…-iskusstvo-na-urokakh…