Организационная культура — это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами одной организации, которая задает людям ориентиры их поведения и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации — стиль поведения и общения, символику и традиции, стиль одежды.
В современной концепции управления важным элементом является признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации. Сегодня внимание обращается на человека как ключевой ресурс компании и на создание условий для реализации его потенциала и способности к эффективной работе. Корпоративная культура — одна из самых действенных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей — и здесь на первый план выходит организационная культура.
Краеугольным принципом её построения является создание общей психологии и единой цели сообщества людей, составляющих персонал компании. Фундамент организационной культуры закладывает и формирует руководитель компании, именно от его мировоззрения, профессионального опыта и жизненной позиции зависит атмосфера, царящая в коллективе.
Формируя корпоративную культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно. Можно лишь создать условия, в которых она будет развиваться. Очевидно, что культура поведения человека в высокой степени зависит от типа личности, точно также как организационная культура зависит от типа компании, она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.
Индивидуальность организационной культуры касается таких вопросов, как специализация фирмы, личность ее руководителя, индивидуальные особенности каждого
Управление организационной культурой компании
... организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура ... стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры организационной культуры компании «Сибнефть», анализ культуры и определение мероприятий по ее совершенствованию. 1.1 Понятие организационной культуры Организационная культура – это ...
Принято считать, что основным критерием наличия или отсутствия организационной культуры в учреждении является текучесть кадров. Атмосфера, царящая в компании, складывается из множества объективных и субъективных компонентов, но принципиально их принято разделять на четыре группы:
- профессионализм каждого сотрудника и высокая степень профессионального
взаимодействия внутри коллектива; - преданность и лояльность по отношению к фирме (преданность может быть истинной, прагматической и вынужденной);
- межличностные взаимоотношения внутри коллектива;
- материальные и моральные стимулы поощрения.
Одним из самых важных моментов является то, что сотрудник должен рассматривать цели фирмы как собственные цели и быть полностью вовлеченным в деятельность предприятия, а также видеть свои профессиональные перспективы и ощущать заботу о себе со стороны руководства. Позитивное отношение со стороны руководства, объективная оценка достижений сотрудника, предоставление возможности профессионального и карьерного роста, здоровый психологический климат в коллективе, ощущение важности выполняемой работы и собственной значимости в ее реализации, взаимопонимание с руководством и коллегами.
Хороший психологический климат и доброжелательное отношение позволяют людям более
Анализ состояния практики управления дошкольным образованием позволяет констатировать факт, что сегодня дошкольные учреждения перешли на научные основы проектирования, но, к сожалению, вопросу развития корпоративной культуры уделено в меньшей степени внимания, чем вопросам планирования, структурирования. Несмотря на все многообразие исследований в системе управления общеобразовательными школами, развития корпоративной культуры на предприятиях и фирмах, вопрос управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения еще не нашел полного освящения в науке и в практике. Главными причинами этого являются: рассмотрение путей становления дошкольного учреждения вне контекста общей проблемы управления; определение этих путей на уровне социальной регуляции; игнорирование потребностей конкретных образовательных учреждений — субъектов собственных преобразований при постановке задач развития образовательных систем; отсутствие общих подходов к определению путей обновления деятельности и системы управления дошкольным образовательным учреждением.
Актуальность выбранной темы определяется ещё и тем, что в 2010-11 годах дошкольные образовательные учреждения города Невьянска претерпели ряд изменений, реорганизаций. В результате МБДОУ д /с №12 «Белочка» с корпусом № 2 «Соболёк» было создано путём объединения двух разных детских садов — №12 «Белочка» и №47 «Соболёк», в которых существовали различные стили руководства, модели управления, направления деятельности и т.д. Для успешной деятельности объединённого учреждения необходимо выработать единые подходы, требования к сотрудникам, объединить два различных коллектива в один, обозначив одинаковые цели деятельности.
Чем сильнее и активнее корпоративная культура образовательного учреждения, тем эффективнее и результативнее образовательный процесс.
Корпоративную культуру, ориентированную, прежде всего на готовность к изменениям, необходимо принять всем сотрудникам ДОУ.
В связи с этим и возникла необходимость создания проекта
Тип
Управленческий
Участники
Заведующий ДОУ, зам. зав. по ВМР
Целевая группа
Педагогический коллектив ДОУ
География проекта
Г. Невьянск. МБДОУ д/с №12 «Белочка» с корпусом №2 «Соболёк»
Срок выполнения
01.01.2011г. – 31.12.2012 г.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить ряд противоречий:
- между уровнем развития теории управления и практическими подходами к системе управления образованием;
- между научными требованиями к организации
системы управленческой деятельности и реальным состоянием системы управления в практике функционирования дошкольного учреждения; - между требованием времени к развитию корпоративной культуры педагогов образовательного учреждения и реальной системой управления в дошкольном образовании;
- между управлением, обеспечивающим качество
деятельности дошкольного учреждения, и состоянием корпоративной культуры педагогов дошкольного учреждения, направленной на достижение целей деятельности.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования — какие условия в управлении обеспечат развитие корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения? Обосновать тему исследования — «Управление развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного учреждения».
Объект исследования: развитие корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Цель: Разработать технологию управления организационной культурой дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- определить миссию ДОУ, «Модель выпускника»;
- формулировать основные ценности ДОУ;
- организовать систему повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам корпоративной культуры и инновационной деятельности;
- разработать корпоративный кодекс ДОУ;
- разработать структуру управления ДОУ;
- сформировать единое информационное пространство;
- разработать фирменный стиль ДОУ.
Стратегия и механизмы реализации Стратегия реализации предполагается в 5 этапов: I этап — мониторинг корпоративной культуры предполагает оценку сложившейся корпоративной культуры. Необходимо ответить на вопрос: информированы ли педагоги о стратегии развития ДОУ; с чего начать формирование педагогического коллектива единомышленников, как сформировать потребность у сотрудников в таком коллективе. II этап — формирование единого информационного пространства. На этом этапе необходимо сформулировать миссию, выявить основные ценности ДОУ в настоящем, определить основные ценности в будущем. Необходимо сформулировать модель выпускника. Параллельно необходимо сформировать творческую группу по созданию корпоративного СМИ (Интернет – сайта, стенда), назначить руководителя. Также надо организовать работу творческой группы «Фирменный стиль ДОУ», назначить руководителя. III этап — создание корпоративных правил и стандартов (корпоративного кодекса) Проработка противоречий и разрывов между «реальными» и «идеальными» корпоративными ценностями. Описание целей, к которым стремимся, и правил, по которым движемся к ним в виде корпоративного кодекса. Издание кодекса. Привнесение правил кодекса в жизнь ДОУ. Использование кодекса при адаптации педагогов и выполнение кодекса педагогами и администрацией. IV Этап — укрепление лояльности педагогов Разработка и внедрение программы адаптации новых Привлечение педагога – психолога для проведения тренингов личностного роста педагогов; проведения тренингов, направленных на формирование коллектива ДОУ. Организация и проведение праздников, корпоративных конкурсов. Работа проблемной группы «Определение перечня необходимых инноваций»; введение инноваций в педагогический процесс ДОУ. V Этап — мониторинг корпоративной культуры и выработка новых задач Мониторинг корпоративной культуры и отношений внутри коллектива. Оценка предпринятых действий и сопоставление с поставленными задачами. Выработка задач для нового цикла. Критерии оценки эффективности: Качественные:
Количественные:
Трансляция проекта
|
|
1. Концепция организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры и её классификация
Менеджмент и культура организации взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом управление не только соответствует культуре организации, зависит от нее, но и оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой стратегии. Поэтому менеджер должен уметь управлять культурой своей организации.
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. д. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Организационная культура — это новая область знаний, целью которой является формирование в организации благоприятной внутренней среды для более продуктивного осуществления персоналом своих обязанностей. Она выделилась из сравнительно новой области знаний организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Организационная культура требует от организации сформировать ценностные установки личности, а также нормы, правила или стандарты в сфере
Организационная культура — это совокупность общественно-прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Организационные отношения — это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне ее.
Характеристика организационной культуры охватывает:
- индивидуальную автономность, т. е. степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
- структуру, т.
е. взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;