Благодаря такой форме представления видеоматериала учащимся создаются более комфортные условия процесса обучения в сравнении с групповым просмотром или использованием видеотеки. Возможность просматривать видеоматериалы, размещенные в рамках электронного курса на сервере платформы электронного обучения, позволяет студентам выбирать удобное время просмотра, индивидуальный темп, возможность повторения нужных фрагментов, а благодаря инструментам взаимодействия, сохраняется элемент причастности к групповой работе, позволяющим создать аналог обсуждения просмотренного материала в классе. Преподаватель может управлять открытой дискуссией, формулируя опорные вопросы (3,12).
В процессе профессионального обучения практическим профилирующим дисциплинам, к которым можно отнести классический танец, народно-сценический танец, русский народный танец, историко-бытовой танец и другие хореографические дисциплины, видеоматериалы выступают как вспомогательные инструменты. В случае эталонного показа изучаемых элементов исполнителями высокого уровня их содержание может способствовать: формированию правильной механики, амплитуды и динамики движений, разучиванию последовательности движений танцевального класса; разучиванию хореографии танцев и формированию представлений об общем рисунке танца при разучивании групповых танцев.
Методические видеоматериалы по практическим дисциплинам в рамках подготовки художественных руководителей хореографических коллективов могут быть направлены на формирование правильных представлений о технике исполнения в виде эталонного показа или специально подготовленных фрагментов, детально фокусирующихся на нюансах исполнения тех или иных движений
Если рассматривать использование методических видеоматериалов в рамках курса «Искусство балетмейстера», то их содержание может включать учебные этюды и готовые танцевальные номера, соответствующие текущей рассматриваемой теме, выполненные предыдущими курсами, а также примеры использования принципов построения хореографического материала в сценических хореографических композициях. Наличие видеозаписей учебных работ предыдущих курсов на сходную тему поможет избежать повторного использования одного и того же лексического материала, позволив сосредоточиться на создании новых выразительных форм.
Преимущества технологий электронного обучения не ограничиваются использованием технологий цифровой видеозаписи для просмотра уже готового материала. Благодаря развитию мобильных устройств возможность записи видеороликов в достаточно высоком качестве присутствует в большинстве современных моделях сотовых телефонов, распространенность которых, особенно в молодежной среде, является повсеместной. Если рассматривать возможность применения технологий записи цифрового видео в рамках курса «Искусство балетмейстера», то записанные с помощью мобильного телефона видеоролики могут использоваться в качестве формы промежуточного контроля процесса подготовки танцевальных номеров. Отснятый на репетиции файл публикуется в рамках электронного курса, где его можно просматривать и обсуждать, получая, таким образом, консультацию педагога и помощь со стороны других учащихся. В случае использования устройств видеозаписи, позволяющих записывать видео в более высоком качестве, например, бытовую цифровую видеокамеру, возможна публикация отснятого материала в рамках электронного курса в качестве итоговой формы контроля выполнения задания. Способ контроля выполнения итогового задания на основе публикуемых обучающимися видеоматериалов позволяет предоставить лучший вариант исполнения. Он может быть всесторонне оценен, учитывая уже описанные преимущества использования технологий цифрового видео – возможность многократного просмотра в удобное время, что позволяет преподавателю сохранить чистоту восприятия, которая может снижаться при оценке множества работ показываемых подряд на экзамене (12).
Танец: понятие и явление
... социокультурных практик в современной России. В работе представлен теоретический анализ данного танцевального направления, а также дано обоснование возможностей хип-хоп танца по созданию и ... по танцевальному направлению «хип-хоп». Практическая значимость: материалы работы могут использоваться в практике преподавания хип-хоп танца в общеобразовательных учреждениях дошкольного и школьного образования ...
В последнее время при обучении классическому танцу часто используют такие современные технологии, как модернизированная цифровая видеотехника, и это также является нововведением. Видеоматериалы могут использоваться и как своеобразная иллюстрация к словам преподавателя. С помощью видеоматериалов преподаватель может проводить теоретический и методический анализ изучаемого на данный момент материала. Аудиовизуальные средства учебной информации — кинофильмы, кинофрагменты из балетов классического наследия и современного репертуара рекомендуется использовать для лучшего усвоения пройденного материала. Особенно эффективно применение в учебном процессе видеозаписей уроков классического танца. На просмотрах видеозаписей преподаватель совместно с учащимися проводит методический разбор исполнения движений, это могут быть также просмотры уроков параллельных классов, уроков старших курсов и государственных экзаменов, концертов профессиональной практики. Таким образом, в результате учащиеся еще и знакомятся с творчеством крупнейших мастеров русского и зарубежного балета.
Известно, что разучивание движений кардинально отличается от процесса обучения, где учащиеся получают только теоретические знания. Если при усвоении теоретических знаний важна логика и логическое мышление, то при изучении движений у учащихся должны быть развиты дополнительные виды самоконтроля. В современной педагогике классического танца техника и методика исполнения движений экзерсиса у станка, на середине зала, а также техника исполнения прыжков и вращений подробно разработана. Но невозможно научить классическому танцу только по учебникам, потому что существуют сугубо исполнительские моменты, которые невозможно описать в методических разработках (28, 75).
Особую ценность представляют современные образовательные технологии для повышения хореографического мастерства, предоставляя возможность увидеть свои репетиции на видео, вовремя исправить ошибки в танцевальных движениях. Особенно ценны в народной хореографии просмотры постановки изучаемой народности в исполнении профессионалов, которые доносят до зрителя манеру исполнения хореографического произведения.
Хореографическое наследие Адыгеи (на примере деятельности государственного ...
... и творческой деятельности хореографического коллектива: 2. Условия для организации работы и творческой жизни государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи. 3. Историческая справка о государственном академическом ансамбле 4. народного танца Адыгеи" Нальмэс" ...
Применение информационных технологий мотивируется тем, что они способствуют совершенствованию более качественных умений и навыков, позволяют эффективно организовать творческую самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к занятиям хореографией, активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Следовательно, использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе является эффективным средством активизации творческой, познавательной, рефлексивной деятельности обучающихся.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото — и видеоматериалы коллектива (27).
Портфолио . В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения нового стандарта в образовательных организациях, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих достижений. Таким инструментом является портфолио — портфель индивидуальных образовательных достижений.
Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому ученику или студенту увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свое портфолио (8).
Использование проектных педагогических технологий дает возможность развивать у обучающихся комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые повышают у обучающихся интерес к хореографическому искусству, обеспечивает интеграцию хореографии с такими гуманитарными дисциплинами, как история, литература, музыкальное искусство, мировая художественная культура.
Возможны следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов, постановка хореографического номера, разработка системы упражнений в соответствии с задачами обучения, подготовка рефератов, микроисследований, учебных проектов, создание компьютерных презентаций к разделам учебной программы.
Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике.
На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника.
Работа над проектом является чрезвычайно эффективной, т.к. способствует формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно, готовит к обучению в профессиональных образовательных организациях хореографической направленности (23).
Формирование фонетических навыков в процессе обучения русскому ...
... уроках русского языка. 5. Обозначить последовательность введения звуков русского языка при формировании фонетических навыков у англоязычных учащихся. 6. Разработать систему упражнений, направленных на отработку произносительных навыков при обучении русскому языку англоязычных учащихся. Тема дипломной работы определила ...
Технология взаимообучения в разновозрастном коллективе .
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников.
Успешная реализация программы хореографического коллектива возможна только при наличии крепкого коллектива единомышленников, при наличии четкого позитивного взаимодействия между всеми его участниками, что предполагает осознание каждым воспитанником своей связи с коллективом. Особенно важен в решении задачи воспитания и обучения пример старших воспитанников. Они демонстрируют уровень мастерства, который вполне по силам достигнуть впоследствии новичкам, демонстрируют единство, сплоченность в достижении целей, сочетание интересов личности и коллектива. В коллективе могут практиковаться совместные постановки старшей, средней и младшей групп обучающихся.
В процессе реализации общественн означимой цели необходимость совместного решения определенной задачи укрепляет взаимодействие внутри коллектива. Также многими хореографами практикуется наставничество. В течение учебного года или нескольких лет обучения за группой старшего возраста закрепляется группа младших. Старшие товарищи помогают в изучении танцевального материала и отвечают за младших на концертах и конкурсах, передают свои танцевальные композиции, традиции и ритуалы коллектива.
В рамках группы одного возраста используется парная работа, которая объединяет по желанию двух обучающихся, меняющихся ролями «учитель» — «ученик»;так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; или же две пары обучающихся на таких же условиях. При изучении теоретического материала обучающиеся работают в динамических парах (выбираются четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части) и вариационных парах (в которой каждый член группы получает свое задание) (4).
Личностно-ориентированный подход в обучении ставит в центр процесса обучения личность обучающегося. Это является залогом успешного развития личности учащегося, реализации ее возможностей, заложенных природой. В данной ситуации личность учащегося является приоритетным субъектом. Таким образом, личностно-ориентированный подход в обучении ставит перед собой цель творческого и разностороннего развития учащегося, носит гуманистический характер. Это служит основой для использования современных педагогических технологий в преподавании классического танца. С годами программа классического танца все более усложняется, поэтому преподаватель должен придерживаться определенной технологии преподавания, которая помогала бы учащимся сохранять физические силы, но в то же время точно выполнять заданную программу дисциплины. Желательно во время исполнения упражнений экзерсиса не делать остановку, даже если учащиеся совершают ошибки в исполнении. Лучше по завершении движения озвучить эти ошибки и заставить учеников повторить упражнение с учетом указаний педагога. Это объясняется тем, что при непрерывном выполнении движений нарабатывается правильное кровообращение в мышцах, что ведет к меньшей утомляемости организма. Кроме того, развитие музыкальности исполнения движений классического танца начинается с первых лет обучения. Поэтому важно добиваться от учащихся, чтобы исполнение движений экзерсиса было четко подчинено музыкальному ритму. Любое упражнение следует усложнять и комбинировать с другими только после того, как оно будет доведено до автоматизма. Такой принцип является, на самом деле, модификацией методики французского исследователя Э. Жак-Далькроза, который проводил занятия, основанные на ритмике. На этих занятиях он добивался от своих учеников умения выражать себя путем точного усвоения материала через ритм музыки, поскольку ученики должны были не просто знать, как делать движение, но именно ощущать его. Умение того, чтобы ощущать движение, но не механически его исполнять на уроках классического танца, является залогом успешного освоения более сложных движений программы (11,111).
Обучение сочинению учащихся 5-6 классов: риторический подход
... обучении написанию сочинений в 5-6 классах умение грамотно использовать тропы и фигуры позволит учащемуся создавать текст оригинальный, позволит мыслить нешаблонно. На уроках обучения сочинению в 5-6 классах ... учащимся продумывать композицию сочинения и подбирать наиболее уместные в конкретной речевой ситуации языковые средства. Для того, чтобы обучить школьников 5-6 классов написанию сочинений, ... По- ...
В большинстве детских хореографических коллективов применяется поэтапная модульно-блочная система обучения. Модульно-блочная система обучения танцевальной лексике предлагает поэтапную выработку навыков танцевального мастерства учащихся с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные модули и их дальнейшие сборки в блоки. Применение модульно-блочной системы в обучении танцу дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им быстро овладевать навыками танца, изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством.
Поэтапная модульно-блочная система развития и закрепления навыков танцевального мастерства ребенка — это обучение лексике танца от ее простых форм к более сложным. Данная система предполагает изучать самые сложные части лексики танца с помощью расчленения танцевальных комбинаций на отдельные относительно самостоятельные модули.Цель данной системы — выработка двигательного навыка исполнения отдельных модулей и их дальнейшая сборка в блоки. Система представляет собой отдельно взятую большую и сложную лексическую комбинация в виде блока, а составляющие ее элементы (относительно самостоятельно исполняемые части) — в виде модулей.Изучение лексики танца необходимо начать с модульного уровня. Полная лексическая фраза делится на несколько относительно самостоятельных частей, точно совпадающих с любой из частей музыкального сопровождения. Модули собираются в блоки, а блоки, подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, — в систему (танец).
Блок с течением времени учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется в памяти надолго. Наряду с поэтапной модульно-блочной системой могут применяться групповые технологии.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- группа на данном уроке делится на подгруппы для решения конкретных учебных задач;
- каждая подгруппа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера подгруппы или преподавателя;
- задания в подгруппе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена подгруппы;
- состав подгруппы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена подгруппы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Однородная мелкогрупповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, например отработку отдельного танцевального элемента, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами исходя из физических данных учащихся. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При мелкогрупповой форме работы учащихся на уроках в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны педагога, так и своих товарищей, что немаловажно в работе с танцевальным коллективом. Помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик отстающий, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокурснику(45).
«Рисунок танца, как составляющая часть композиции»
... рисунок танца как составная часть композиции. Задачи: рассмотреть историю зарождения танцевальной культуры; проследить взаимосвязь: рисунка танца и танцевальной лексики; рисунка танца с драматургией; рисунка танца и музыкального материала; выявить взаимосвязь рисунка танца ... – полевых работ. Большое значение в развитии рисунка танца древних народов имела импровизация. Танцы шаманов, дошедшие ...
Хореографическое искусство очень популярно среди детей и юношества, широко и глубоко захватывает различные сферы личности молодого человека, эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое его развитие. Поэтому на уроках хореографии огромное значение придается применению здоровьесберегающих технологий.
Потенциал искусства хореографии в формировании у детей и юношества соматического и физического здоровья очень высок.Это не только развитие физических данных учащегося (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок), но и развитие координации движений, ловкости и выносливости, устранение недостатков телесного развития, патологических проявлений, умение правильно распоряжаться своим телом при тяжелых физических нагрузках. Огромное значение имеет развитие чувства ритма, музыкальности, выразительности, артистизма, исполнительского мастерства.
На уроках гимнастики, классического танца, ритмики и т.д. предусматривается мониторинг развития физических данных, результаты которого показывают улучшение растяжки, гибкости, выворотности, высоты прыжка и т.д.
На первых годах обучения в детском возрасте нередко проявляются неразвитая самоорганизация, моральная неудовлетворенность, низкий творческий потенциал, отсутствие чувства ответственности и самоопределения в рамках ведущей деятельности. С помощью участия в концертной деятельности создается ситуация переживания успеха, которая у всех детей протекает абсолютно по-разному, но в результате прослеживается положительная динамика. Дети становятся более собранными (организованными), ответственными, повышается творческий потенциал (30).
Поскольку речь идет о здоровьесберегающих технологиях, то надо сказать и о психоэмоциональном состоянии обучающихся. Чрезмерная «придирчивость» педагога ведет к снижению самооценки. Отсутствие внимания к одним и постоянное внимание к другим может привести к снижению самооценки у одних, вплоть до отказа от занятий и нервного срыва, и завышенную самооценку у других, что тоже может сказаться на качестве работы.
Автор исследования, работая преподавателем хореографических дисциплин в Филиале государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске- Колледже педагогики и искусства, в процессе педагогической деятельности отметил, что на I курсе значительно возрастает как физическая, так и психологическая нагрузка студентов. С целью предотвращения ухудшения здоровья и формирования благоприятной психологической атмосферы в группе, адаптации к новому процессу обучения было осуществлено внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс освоения дисциплины «Основы классического танца».
Сложные технические элементы в народных танцах (в исполнении ...
... готовит их к исполнению характерных народных танцев, развивает нужную для этих танцев технику. Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народно- сценическому экзерсису на фундаменте профессионального обучения основам классического танца. Эта особенность методики ...
Таким образом, мы пришли к выводу, что образовательные технологии в работе педагога-хореографа играют большую роль, т.к. позволяют усовершенствовать процесс обучения в соответствии с требованиями современного образования, выявить творческий потенциал участников хореографических коллективов, развить эстетический вкус, культуру поведения и общения.
В результате, применения инновационных методов в хореографических коллективах обучение становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов, а также помогает гармоничному развитию личности обучающихся, их самоопределению и самореализации
2.2. Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроке классического танца
Хореография, наравне со спортом,- это один из травмоопасных видов деятельности. На занятиях по хореографии легко получить ушиб, вывих, растяжение, перелом и даже разрыв связок. Следовательно,здоровьесберегающие технологии в данном виде деятельности наиболее актуальны.
В процессе подготовки педагога-хореографа одной из основных дисциплин является классический танец. Дисциплина очень сложная и требующая колоссальных затрат сил, энергии и эмоций. Обращать внимание на состояние здоровья студентов — личная обязанность каждого преподавателя, особенно преподавателей специальных дисциплин, т.к. не вовремя замеченная травма или недомогание может стоить студенту здоровья в будущем и может привести к тому, что придется распрощаться с профессией. Несмотря на это, классический танец, при правильно организованных занятиях, дает возможность для формирования физического и психического здоровья.
«Каждое из упражнений служит развитию конкретных психофизических качеств исполнителя. Экзерсис тренирует как суставно- мышечный аппарат, так и психофизические качества: волю, чувство ритма, двигательную память, музыкальность» (32,5).
К составлению занятий по классическому танцу преподаватель обязан подходить грамотно и со всей ответственностью. Он обязан в совершенстве владеть методикой классического танца, методикой составления комбинаций и упражнений, распределять нагрузку так, чтобы работали разные группы мышц, не перетруждать, не «перегревать», а значит, знать основы анатомии и физиологии.
Для каждого раздела урока должно отводиться определенное количество минут. Урок строится по принципу «от простого к сложному».
Вот что пишет по этому поводу Н.И. Тарасов в своей книге «Классический танец. Школа мужского исполнительства». Методика, которую описывает автор, применима и к женскому классу.
Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре
... отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса ... исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений маленького слушателя. Поэтому важно развить у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой — народной, классической, ...
«Любой урок классического танца состоит из четырех частей.Первая — экзерсис, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца. Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта несколько изменяется и так удерживается в дальнейшем.У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой:
- Grand plie.
- Различные виды battement tendu.
- Rond de jambe рагтегге.
- Battement fonduet battements soutenus.
- Различные виды battements frappes.
- Battement re1eve 1ent et battements developpes.
- Rond de jambeеn l`air.
- Grand battement jete.
- Реtit battement sur 1еcou-de-pied.
Сюда же входят различные позы, portdebras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постепенно усложняющие последовательность исполнения экзерсиса, который, конечно, может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя.
Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращатъ количество отдельных упражнений. Но как бы ни был построен экзерсис на середине зала, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, но не подменивать ее.
Вторая часть ypoкa — adagio — это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.
В третьей части урока — allegro — оcваиваются различные прыжки классического танца.
Четвертая, завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм portdebras.
Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением, без резких подъемов и спадов. При этом каждая часть урока также должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Подобное построение урока обусловливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставно-связочного аппарата, расстройства сердечной деятельности и т.д.
Одновременно следует учитывать, что структура различных движений и правила их выполнения также вызывают у учащихся различную степень психофизического напряжения. Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения несложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к сложным движениям, которые вызывают более высокую степень напряженности внимания и затрату физических сил. Наконец, следует приступать к движениям, выполнение которых требует максимального напряжения внимания, но позволяет уменьшить физическую нагрузку в каждой части урока, кроме последней. Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.
«Современный танец»………………………………………………………………61 Приложение ...
... и движения. Целью обучения современным танцем служит умение передавать заданные эмоции и чувства. Современная хореография достаточно свободна и ... и в некой степени формальные ограничения классического балета. Концепция современного танца заключается в свободе и выразительности движений, ... новую фразу движений, включающую в себя много партерной работы, много прыжков и падений. Техника Хосе Лимона – ...
Следующим условием, относящимся к правильному построению урока, является длительность его частей, то количество времени, которое необходимо уделять для ежедневных занятий в каждой части урока» (37, 77).
«Урок рассчитан на два академических часа. В I семестре большая часть времени отводится упражнениям у палки, в следующих семестрах на упражнения у палки уходит не более 45 минут. С каждым годом время экзерсиса у палки укорачивается за счет ускорения темпа. Упражнения на середине строятся так, чтобы на прыжки оставалось не менее двадцати минут. Когда вводятся упражнения на пальцах, время, отведенное прыжкам, сокращается» (17, 19).
«Дальнейшим условием развития урока является правильный темп его проведения. Постепенно возрастающая нагрузка вызывает у учащихся максимальное напряжение не только мышечного аппарата, но и центральной нервной системы. Чем сильнее напряжение, тем более утомляется организм, Чтобы избежать этого, необходимо периоды напряжения чередовать с периодами отдыха, что позволит учащимсяпопутно восстанавливать свои силы и быть готовыми к выполнению еще более сложного задания. Следовательно, указанные периоды должны быть строго регламентированы, что и определит правильный темп урока.
Например, в экзерсисе перерыв между отдельными заданиями следует делать кратким, ибо нагрузка этой части урока еще не столь велика.В adagio рекомендуется делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этой части урока уже заметно увеличивается. Пока одна группа исполняет задание, другая отдыхает.В allegro первые маленькие прыжки можно исполнять всем ученикам одновременно. По мере возрастания трудности исполнения учащихся необходимо делить на две-три группы с тем, чтобы дать возможность им отдохнуть, т.к. эта часть урока требует максимального напряжения всех сил.
Помимо общего темпа проведения урока большое учебное значение имеет и темп исполнения отдельных упражнений или целых комбинаций.
Чем старше класс, тем более ускоряется темп исполнения движения, но учебный подход к нему должен оставаться всегда неизменным.
Поэтому прорабатывать каждое движение следует по возможности ‘в медленном темпе с тем, чтобы оно в любой комбинации исполнялось правильно» (37,81).
В своей работе преподаватель классического танца должен внимательно относиться к своим студентам, особенно к тем, кто пропустил много занятий по уважительной причине (по болезни), поскольку отсутствие длительной постоянной нагрузки может привести к травме. Преподаватель должен постепенно усложнять нагрузку таким студентам, чтобы не привести к переутомлению и снижению работоспособности.
Для разогрева студенты могут надевать специальную разогревающую одежду: комбинезоны, гетры, шорты и т.д. Но заниматься весь урок в них не стоит, т.к. это может привести к перегреву мышц и связок, они станут слишком «мягкими», а это чревато травмами, особенно в «прыжковой» части урока.
Не следует разбивать пару на отдельные уроки по 45 минут с перерывом на перемену. Перерыв ведет к расхолаживанию студентов, снижению концентрации внимания, охлаждению мышц. Второй урок приходится снова начинать с разогрева, настройки на работу. Снижается темп работы. Во второй части урока исполняются движения, требующие значительной координации, силы и выносливости, а перемена снижает настрой на работу.
На уроках классического танца должна быть строгая рабочая обстановка, это действительно способствует дополнительной собранности учеников, замечания в адрес учащихся нужно озвучивать четко, возможно, в каких-то случаях иногда жестко, но ни в коем случае грубо. Грубость со стороны преподавателя отбивает у учащихся желание к обучению, кроме того, преподаватели, позволяющие себе некорректность и грубость по отношению к ученикам, не пользуются авторитетом и уважением. Любой самый трудный момент в обучении следует преодолевать при позитивном отношении к учащимся. Важно, чтобы преподаватели специальных дисциплин создавали условия для раскрытия и развития индивидуальных возможностей учащихся.
На уроках классического танца преподаватель должен не только задавать упражнения в соответствии с программой года обучения, но и наблюдать за динамикой развития личности учащегося. В дальнейшем это позволит выявить тип мышления ученика и поможет содействовать личностному развитию учащегося, что является необходимым фактором для дальнейшего формирования хореографа высокого уровня. Таким образом, большое значение имеет личность педагога, его отношение не только к самому процессу подачи изучаемого материала, но и к ученикам (37, 64).
Учащиеся часто могут испытывать сильные стрессовые ситуации. Преподавателю необходимо понимать, что «сильная эмоциональная ситуация является, в какой-то мере, агрессией против организма. Эмоциональное перевозбуждение может привести к «биологическому травматизму», характеризующемуся, в частности, нарушениями функционирования органов, иннервируемых симпатической или парасимпатической системой (39,64).
Немаловажную роль играет правильное дыхание при выполнении упражнений классического танца. Правильно поставленное дыхание способствует экономии сил и энергии, правильному укреплению мышц и связок без их перегрузки, а также способствует эмоциональному спокойствию.
В ходе проведения исследования нами осуществлялось внедрение здоровьесберегающихтехнологий в процесс обучения классическому танцу студентов отделения хореографии Филиала государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области«Государственный социально-гуманитарный университет» в городе Егорьевске- Колледже педагогики и искусства. Основной акцент был сделан на студентов I курса в связи с наличием у них большого количества психологических проблем в обучении (зажатость, закомплексованность, неумение находить общий язык с преподавателями и однокурсниками),адаптацией к новым формам обучения, увеличением физической нагрузки.
Внедрение здоровьесберегающих технологий происходило в несколько этапов:
Вводный.Подготовительный: четкое планирование занятия распределение времени на каждый раздел урока (экзерсис у станка, на середине зала, allegro, диагональ и завершающая часть урока для восстановления сил- portdebras); составление комбинаций методом «от простого к сложному»; подготовка кабинета к занятиям- влажная уборка, проветривание.
Основной этап. Практический.
Исполнение экзерсиса у станка и на середине зала, раздела allegro в оптимальном темпе; чередование нагрузки и отдыха: например, периоды интенсивной нагрузки мы чередовали с отдыхом, во время которого объясняли методику исполняемого упражнения; исполнение упражнений по группам(в период исполнения упражнения одной группой, вторая отдыхала); проведение урока в умеренном темпе.
На данном этапе можно отметить, что отработка упражнений способствовала первоначальному развитию мускулатуры, выворотности ног, танцевального шага и plie, координации движений, укреплению мышц позвоночного столба.
Например, demietgrandplie, исполняемые сначала лицом к станку, а к концу семестра боком, вырабатывают эластичность и выворотность ног, устойчивость,развивают ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки и, кроме того, позволяют укрепить мышцы в области бедер, ягодиц, поясницы и спины, голени.
Battementtenduиз I позиции способствовало «разогреву» мышц, в результате чего удавалось избежать травм,позволило студентам почувствовать свое тело, заложить стержень устойчивости и выворотности, а также образовать основу для формирования механизма, который позволит в будущем преодолевать физические препятствия при минимальной затрате энергии.
Battementtendujeteиз I позиции«развивает подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, вырабатывает силу, легкость движения ноги» (17,37).
Ronddejambparterreendehorsetendedansразвивает вращательную подвижность тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.
Battementfondu и Doublebattementfondu «вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках»(20,9), силу ног.
Battementfrappe и doubleBattementfrappe резкие и энергичные упражнения, которые приучают мышцы «сгибать и разгибать ногу при неподвижном верхе, развивает силу ноги» (17,40).
Battement retire sur le cou-de-pied ина 90˚. Это движение предшествует изучениюbattementdeveloppe. Оно вырабатывает правильный ход ноги до колена и положение у колена спереди и сзади, а также выворотность верхней части ноги, тазобедренного сустава.
Battementrelevé lent на 45˚ и на 90˚ из I позиции развивает силу и выворотность ног, танцевальный шаг.
Releve на полупальцы в I, II и III позициях с вытянутых ног «Releve на полупальцы отлично развивает опорную эластичность всей ноги, гибкость пальцев, упругость голеностопа, которому в дальнейшем придется выдерживать трудные технические темпы как при выполнении элементарных движений, так и сложного вращения.Releve на полупальцы так же, как и demi-plie, является неотъемлемым ‘элементом многих движений классического танца. Правильно выполненноеreleve на полупальцы придает всей фигуре пластическую приподнятость и легкость» (37,111).
Grandbattementjeté по I позиции «способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага» (20,9).
Перегибы корпуса назад и в сторону способствуют развитию мышц всего корпуса, в т.ч. мышц шеи, гибкости, что важно для правильного положения спины, исправления искривлений позвоночника, улучшения кровообращения.
Tempssauté. Начинают изучать стоя лицом к палке, как только вырабатывается элементарная точность исполнения, изучение переносится на середину. Вырабатывает эластичность demiplie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение. .
Portdebras «в движениях рук по позициям вырабатывается мягкость»(20,10).
Заключительный этап. Аналитический.
По результатам внедрения инновационных технологий в учебный процесс в экспериментальной группе нами был подготовлен открытый урок для преподавателей и студентов колледжа.
Ниже представлен самоанализ открытого урока по дисциплине «Основы классического танца», проведенного на I курсе (Приложение 4).
Урок по дисциплине «Основы классического танца» был проведен на I курсе отделения хореографии специальности «Педагогика дополнительного образования в области хореографии» Филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ»в г. Егорьевске- Колледже педагогики и искусства. В группе 14 человек. Все имеют хореографическую подготовку разного уровня: хореографический коллектив сельского клуба, ДШИ, хореографические студии, хореографические коллективы домов культуры. Студенты старательные, активные, внимательные, заинтересованы в освоении дисциплины.
Тема:«Использование здоровьесберегающих технологий на уроке классического танца»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
Планируя урок, мы ставили цель:
продемонстрировать использование здоровьесберегающих технологий на уроке классического танца и закрепить пройденный в I семестре материал.
В структуре урока можно выделить 6 этапов: организационный этап, постановка цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов и формулирование выводов, определение и разъяснение домашнего задания, рефлексия.
На организационном этапе мы выяснили присутствующих и отсутствующих. Вся группа присутствовала на уроке.Сделали поклон.
На этапе постановки цели урока озвучили цель: продемонстрировать использование здоровьесберегающих технологий на уроке классического танца, и закрепить пройденный в I семестре материал.
Этап оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях включал в себя непосредственно тренаж классического танца и повторение пройденного материала за I семестр.
Этап подведения итогов и формулирования выводов включал в себя обращение внимания на недочеты в исполнении.
Далее было определено домашнее задание: работать над техникой и музыкальностью исполнения, совершенствованием физических данных.
Для реализации поставленных целей были использованы словесные (объяснение, пояснения, рассказ), практические (исполнение экзерсиса, личный показ преподавателя с объяснениями) методы, а также метод контроля и самоконтроля(контроль за деятельностью студентов, внесение необходимых корректив; самостоятельное исполнение материала и устранение недочетов в музыкальном, техническом исполнении, а также манере исполнения).
Темп урока оптимальный.
На каждом этапе осуществлялся контроль за деятельностью студентов, вносились необходимые коррективы.
Все этапы работы были взаимосвязаны друг с другом.
Упражнения выполнялись в спокойном, размеренном темпе, чередовались с разных ног, делались паузы для исправления недочетов и объяснения техники исполнения. Большие движения(grandbattementjete, Adajio) и прыжки исполнялись студентами небольшими группами по очереди в целях экономии и восстановления физических сил между упражнениями.
Время урока было распределено и использовано рационально, поставленные задачи и план урока удалось реализовать.
Атмосфера на уроке была рабочей, спокойной, доброжелательной уделялось внимание каждому студенту.
В конце урока проведена рефлексия. Студенты попытались ответить на вопросы о том, что получилось и не получилось у них, что особенно запомнилось, что нового они узнали. Студенты отметили, что самым сложным было исполнение прыжков на середине зала, т.к. они требуют больших физических затрат и сложны в технике исполнения.
Обобщая результаты применения здоровьесберегающих технологий в обучении студентов I курсаФилиала ГОУ ВО МО «ГСГУ»в г. Егорьевске –Колледже педагогики и искусства нами были выявлены:
- рост психологической адаптации, сплоченности группы,
- снижение уровня конфликтности,
- рост физической выносливости студентов,
- повышение посещаемости занятий и мотивации студентов на освоение дисциплины,
- рост успеваемости.
В результате использования описанной технологии у студентов повысилась физическая выносливость, они не стали уставать до конца занятия, вырос интерес к занятиям, снизилось количество пропусков. Также следует отметить рост сплоченности группы, снижение числа конфликтных ситуаций. Если ранее студенты занимались группами по 2-3 чел, то в процессе занятий они с удовольствием стали выполнять задания, ориентированные на работу в большой группе.
В целом, по результатам исследования возможностей применения здоровьесберегающих технологий в обучении студентов-хореографов на уроке классического танца, можно сделать вывод о наличии у данных технологий большого потенциала повышения эффективности обучения вследствие улучшения физических возможностей студентов, повышения уровня самодисциплины, уменьшения пропусков из-за соматических заболеваний, а также психологической адаптации к занятиям и обучению по выбранной специальности, установления особого микроклимата на занятиях.
Заключение
Итак, понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Существует множество точек зрения на возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «образовательная технология», «технология обучения».
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами литературы, а также в результате исследования мы пришли к выводу, что применение образовательных технологий в работе педагога-хореографа имеет большое значение, т.к. они позволяют усовершенствовать процесс обучения в соответствии с требованиями современного образования, выявить творческий потенциал участников хореографических коллективов, развить эстетический вкус, культуру поведения и общения.
В результате проведенного исследования мы выделили ряд образовательных технологий, которые применяются педагогами-хореографами чаще всего. Особую роль играют здоровьесберегающие технологии. Мы выяснили, что их применение вхореографической педагогической практике носит односторонний характер, т.е. большинство педагогов уделяют большое внимание физическому развитию обучающихся, забывая о психическом здоровье детей и юношества. Позитивный настрой на уроке, доброжелательное отношение к обучающимся дает очень высокие результаты. От отношения педагога зависит уверенность в себе, эмоциональное состояние обучающихся, их желание заниматься и достигать результатов — следовательно, и соматическое здоровье, а значит, возможность посещать занятия без пропусков и, в целом, заниматься таким видом деятельности, как хореография.
Как известно, система хореографического образования весьма традиционна. Иногда это приводит к определенным сложностям при внедрении новых методов в технологию преподавания. Кроме того, психологической стороне преподавания по-прежнему уделяется очень мало внимания. Однако педагог классического танца должен помнить о главных ценностях, которые действительно необходимо внедрять — это личностное и культурное развитие учащегося.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/klassicheskiy-tanets-2/
- Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств / В.Т. Агаев. — М. : МИЭП, 1996. – 8 с.
- Алексеева И.А., Лиходей М.В. Взаимосвязь инновационных и традиционных методов и приемов при преподавании хореографии // «Инновации и традиции в современном образовании»: материалы международной научно-практической конференции / под ред. Н.В. Юриной, А.И. Гончарова, Ю.В. Чеканцевой — Старый Оскол : ООО «Оскольская типография», 2014. — 381 с.
- Андреев А.А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в Интернете / А.А. Андреев // Информатика и образование. — М., 2006.- № 4.
- Аникина Н.В. Технология взаимообучения в разновозрастном коллективе [Электронный ресурс] // Дистанционный образовательный портал «Prodlenka.Org». — 2015. — Режим доступа:http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe obrazovanie/horeografija-tanec/154839-tehnologija-vzaimoobuchenija-v-raznovozrastno.html
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебник для студентов педагогических вузов / В.П. Беспалько. — М. : Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. — 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989.- 192 с.
- Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбако; под ред. Борытко Н.М. — Волгоград : ВГИПК РО, 2006.- 59 с.
- Бузина Г.В. Применение инновационных технологий в образовательной деятельности хороеграфического коллектива [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. — Режим доступа: obrazovanie/library/2013/02/04
- Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М.В.Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под общей ред. В.С. Кукушина. — Москва : ИКЦ «МарТ»; Ростов- на/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.
- .Волков И.П. Цель одна- дорог много: Проектирование процессов обучения / И.П. Волков. — М. : Просвещение, 1990. -160 с.
- Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) / С.М. Волконский. — СПб : «Либроком», 2012.- 250 с.
- Галанова Е.В. Инновационные технологии в хореографии [Электронный ресурс] // Дистанционный образовательный портал «Prodlenka.Org». — 2015.- Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/horeografija-tanec/118534-innovacionnye-tehnologii-v-horeografii.html
- Голованова Н.Ф. Общая педагогика: курс лекций / Н.Ф. Голованова. — СПб : Речь, 2005.- 317с.
- Гребенюк О.С. Общая педагогика: курс лекций / О.С. Гребенюк. — Калининград : Калинингр. ун-т, 1996. — 107 с.
- Еркина С.Л. Современные образовательные технлогии [Электронный ресурс] // Файловый архив для студентов «Studfiles». — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1858319/
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. — М : Просвещение, 1968. — 176 с.
- Звездочкин В.А. Классический танец: учебное пособие / В.А. Звездочкин. — СПб : «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. — 400с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. — Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1 / Я.А. Коменский. — М : Педагогика, 1982. — 656 с.
- Костровицкая В.С. Школа классического танца / В.С. Костровицкая, А.А. Писарев; науч.ред. И.А. Трофимова. — Л. : Искусство, 1986. — 261 с.
- Крившенко Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П.Крившенко — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 432 с.
- Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 474с.
- Лимаренко Н.А. Использование проектных педагогических технологий как формирующих условий процесса обучения в старших группах школьной хореографической студии [Электронный ресурс] // Дистанционный образовательный портал «Prodlenka.Org». — 2015. — Режим доступа: obrazovanie/horeografija-tanec/108405-ispolzovanie-proektnyh-pedagogicheskih-tehnol.html
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М : Юрайт, 2001. — 607 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. — Москва : Педагогика, 1981. — 624 с.
- Монахов В.М. Руденко Т.Б. Как осваивать педагогическую технологию В.М. Монахова. — Ульяновск, 1999. — 97 с.
- Никитченко И.П. Использование интернет технологий на уроках хореографии [Электронный ресурс] // Инфоурок. — Режим доступа: http://infourok.ru/itogovaya_rabota_po_teme_horeografiya-172834.htm
- Овчинникова Е.В. Теоретические основания обучения классическому танцу учащихся младших классов хореографических училищ: личностно-ориентированный подход : дис. канд. пед. наук / МГАХ, — М., 2014. — 184 с.
- Панфилова А.П. Инновационные технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ. вузов / А.П. Панфилова. — М : Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
- Рогова Н.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хореографии [Электронный ресурс] // Дистанционный образовательный портал «Prodlenka.Org». — 2015.- Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/horeografija-tanec/150984-zdorovesberegajuschie-tehnologii-na-urokah-ho.html
- Самоволикова Т.Л. Инновационные технологии обучения детей в хореографическом коллективе. Методическая копилка педагогов МБУ «Школа № 93» [Электронный ресурс] // МБУ «Школа № 93». — Режим доступа: http://school93.tgl.ru/content/rc/1032
- Сапогов А.А. Школа музыкально-хореографического искусства: учебное пособие / А.А. Сапогов. — СПб : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. — 264 c.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. — М : Народное образование, 2008. — 256 c.
- Сергеева Н.В. Инновационные технологии обучения детей основам современного танца [Электронный ресурс] // Издание «Педагогический мир». — 2012. — Режим доступа: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=43894
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М : Издательская корпорация «Логос», 1999.- 272с.
- Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; под ред. Смирнова С.А. — 5-е изд., стер. — М : Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.
- Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства: учебник для вузов / Н. Тарасов. — СПб : Лань, 2005. — 496 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т.2 / К.Д. Ушинский. — Москва-Ленинград : Издательство Академии педагогических наук, 1948. — 656 с.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.2 / Л. Фейербах. — М : Государственное издание политической литературы, 1955. — 942 с.
- Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса / В.Т. Фоменко. — Ростов н/Д : Феникс, 1994. — 234 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно модульного обучения: метод. пособие / М.А. Чошанов. — М : Народное образование, 1996. — 158 с.
- Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко — М : Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. (Из опыта работы школ Донецка) / В.Ф. Шаталов. — М : Педагогика, 1980. — 134 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М : Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Современные педагогические технологии в формировании технических навыков на занятиях хореографии, как система качественного и быстрого обучения // доклад [Электронный ресурс] // Интернет- издание «Pandia.ru» — Петропавловск , 2010. — Режим доступа: