Житие — один из древнейших литературных памятников Древней Руси и самый распространенный. Произведения этого жанра являлись занимательным и поучительным чтением. Их популярность обусловлена использованием в богослужениях.
Интерес к житийной литературе широко представлен в работах таких исследователей, как: В. О. Ключевский, Г. П. Федотов, В. П. Адрианова- Перетц, Г. К. Вагнер, Н. В. Водовозов, Л. А. Дмитриев, И. П. Еремин, Д. С. Лихачев, В. Й. Мансикка, Ю. Б. Селиванов и многих других.
Жития изучались и изучаются в различных аспектах: историческом, социально-культурном, литературоведческом, богословском. Предметами анализа являются: вопросы жанра («Литературные судьбы жанра древнерусских житий» — Л. А. Дмитриев [18]), история создания и редакции произведений («Житие Александра Невского. Разбор редакций и текста» — В. Й. Мансикка [36]), образ героя древнерусской литературы («Святые древней Руси» Г. П. Федотов [50]), поэтика и стилистика («Поэтика древнерусской литературы» — Д. С. Лихачев [33]).
Жития являются ценным объектом для исследований историков: в большинстве текстов присутствует описание быта, семейных устоев, общественной жизни и развлечений той или иной эпохи, а жития благоверных правителей ценятся еще и описанием битв, воинского быта, снаряжений.
Княжеские жития изучались такими учеными-литературоведами, как: Н. И. Серебрянский, изучивший редакции литературных памятников в своей работе «Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты)» [44], Д. С. Лихачев, который исследовал историю и редакции конкретного произведения в статье «Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского» [30], М. Ф. Антонова, рассмотревшая тексты княжеского жития в статье «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго» (Вопросы атрибуции и жанра)» [6] и многими другими.
Образу героя литературы Древней Руси посвящены такие работы, как: «К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI-XIV веков» В. П. Адриановой-Перетц [4], «Человек в литературе древней Руси» [34], «Изображение людей в житийной литературе конца XIV-XV века» Д. С. Лихачева [32], «Образ смиренного человека в древнерусской агиографии XI-XVII в.» Л. Г. Дорофеевой [20].
Культура Древней Руси IX-XI веков
... жизни народов Древней Руси, фольклор, литература и письменность, зодчество, искусство и живопись (иконопись) и также одежда народа Руси. Глава 1. Духовная культура Древней Руси IX -XI веков 1.1 Постороннее влияние на культуру Руси В ...
Эти работы говорят о разностороннем изучении личности героя литературы Древней Руси Д.С. Лихачев в книге «Человек в литературе Древней Руси», проанализировал «художественное видение человека в древнерусской литературе и художественные методы его изображения» [34, с. 4].
К уникальности личности героя древнерусской литературы обращались такие ученые, как Г.П. Федотов («Святые древней Руси» [50]) и В. Н. Топоров («Святость и святые в русской духовной культуре» [47]), которые посвятили работы выявлению содержания, смысла в образе святого, «уникальности его духовного опыта и религиозного подвига» [20].
Импульс данному исследованию дала диссертация Л. Г. Дорофеевой «Образ смиренного человека в древнерусской агиографии XI-XVII в.» [20].
Автор, использовав герменевтический анализ, рассмотрела разные типы поведения святого в переводных и отечественных житиях. Целью исследования было «показать способы изображения смиренного человека, описать его типологические черты и наметить типологию образа смиренного героя древнерусской литературы» [19, с. 9]. Л. Г. Дорофеева выделила два типа смиренного человека: кроткий смиренный и дерзновенный смиренный (пассивный и активный тип поведения) и показала, что поведение «определяется личностными особенностями святого» [19, с. 16].
В житийной литературе преобладает кроткий смиренный образ человека. Это связано с типом подвига святого. Большинство произведений агиографии написаны о мучениках, которые совершают мученический подвиг самопожертвования. Активный тип поведения проявляется в воинских повестях и житиях князей-воинов, монашеских житиях. Святые в таких произведениях совершают воинские подвиги, дерзновенные поступки.
Но все же поведение героя древнерусской литературы изучено недостаточно. Обусловлено это тем, что ученые наиболее часто выбирают внешне пассивный тип поведения объектом исследования, как наиболее распространенный. Кроткий смиренный человек — идеальное воплощение святости.
В современной литературе назрела потребность в обращении к истории, поскольку она является фундаментом всей культуры страны. Произведения древней Руси несут в себе огромную воспитательную ценность, пробуждают чувства любви к родине, прославляют идеалы духовной красоты. Герои также выполняют дидактическую функцию — своим примером они показывают идеал поведения, которому нужно следовать. Героями житийных текстов были мученики, святители, исповедники, монахи, пустынники и благоверные правители. Этим обусловлена актуальность настоящей работы.
Объектом исследования в работе являются жития благоверных князей- воинов. Для анализа использован текст Первоначальной редакции («Повесть о житии и о храбрости Александра Невского» [1]) в переложении на современный русский язык с примечаниями Н. Охотниковой и текст из Новгородской Карамзинской летописи XVI в. («Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» [2]) в переводе М. А. Салминой.
Оба произведения представляют собой один тип — княжеское житие- биос. Они объединены типом подвига, но различаются стилем написания, а значит, поведение святого в них выражено по-разному.
Предмет исследования — активно-деятельностный тип поведения князя- воина в соотнесенности с житийным каноном.
Жанр жития в русской духовной литературе XIX-XX вв
... 1. Житийный жанр в древнерусской литературе 1.1 Особенности формирования древнерусской литературы Возникновение древнерусской письменности Житийный жанр возник в Древней Руси вместе с письменностью. Возникновение древнерусской письменной ... в дипломной работе литература учтена в библиографии. Материалом первой части дипломной работы явились некоторые древнерусские жития святых, особенно «Сказания ...
Цель дипломной работы — проанализировать идейно-художественное своеобразие образов князей-воинов (Александра Невского, Дмитрия Донского) и на примере одного типа подвига выявить особенности изображения активно-деятельностного типа поведения в житийной литературе.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить жанровые особенности жития и историю их исследования.
2. Рассмотреть классификации житий.
3. Выявить критерии активно-деятельностного поведения.
4. Проанализировать идейно-художественное своеобразие образов Александра Невского и Дмитрия Донского и проследить, как тип поведения соотносится с житийным каноном
5. Выявить возможности изучения житий в школе, предложить варианты заданий, а также разработку урока по изучению жития Александра Невского.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении древнерусской литературы в школе.
В данной работе использованы следующие методы: аналитический, сравнительного анализа, историко-литературный.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 58 наименований, и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы: жанр жития в контексте литературы Древней Руси, его специфика, история изучения агиографии и классификация житий.
Вторая глава посвящена выявлению критериев активно- деятельностного типа поведения в житиях благоверных князей-воинов.
В третьей главе особое внимание уделяется изучению житийной литературы в школе. Предложены варианты раздаточного материала (таблицы, карточки) для анализа особенностей жанра жития, житийного канона, личности героя и т. д. С помощью данной работы можно составить вопросы для опроса учащихся, теста, викторины. Также в работе предложен конспект урока по произведению «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
1. Житие как жанр древнерусской литературы
1.1 Специфика жанра
В литературе Древней Руси выделяется две жанровые системы: богослужебная (церковная) и светская (художественно-публицистическая).
Житие, агиография (греч. hagios — святой, grapho — пишу) — один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века [29, с. 267]. Также агиография — это вся церковно- биографическая литература.
Жанр появился в византийской литературе. Самые ранние источники датированы IV-V вв. К XI веку он окончательно сформировался, приобрел свою поэтику и особенности. На Руси сначала появились переводные жития («Житие Алексия, человека Божьего», «Житие святого великомученика Георгия Победоносца», «Житие Дмитрия Солунского» и др.).
Они пользовались огромной популярностью. По их образцу стали создаваться свои памятники.
Со временем отечественные жития стали приобретать индивидуальность. В них проявлялись политические, публицистические и исторические акценты, что отличало их от Византийских. Стали появляться жития, посвященные выдающимся деятелям церкви, например, «Житие Феодосия Печерского».
Главное назначение жития — дидактическое, поучительное. Вся жизнь и подвиги святого воспринимаются читателем как пример для подражания, а его страдания — как символ Божьего избранника. А. С. Гурова в книге «Древнерусская литература» считает, что «Самой главной задачей жития было доказать читателю, что заповеди исполнимы. Герой неукоснительно следовал христианским заповедям и поэтому был нравственным идеалом. В Византии первыми героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру» [15, с. 490].
Пути исканий смысла жизни главными героями романа Л.Н.Толстого ...
... и мир». Очень интересно то, что Толстой невероятно тонко и верно показал страдания, духовные метания и нравственные поиски своих любимых героев. Тем самым он подчеркнул, что мыслящий ... останавливался на достигнутом и продолжал искать истинный смысл жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Первыми житиями были жития-мартирии (о мучительной смерти святого), монашеские жития и жития о праведниках. Постепенно они изменялись, дополнялись, объединялись. Появлялись разновидности жанра, например, княжеские жития.
По замыслу и форме все жития очень похожи друг на друга, но каждое из них уникально, и в каждом есть свой герой. Святые — главные персонажи житий. Для канонизации, то есть признания святости человека, непременным условием является создание жития. Основой сюжета жития является рассказ о жизни святого. Целью жития было доказательство святости героя. Для этого описываются его духовные подвиги. Также житие служит наставлением читателю, чтобы он вдохновлялся положительным примером.
Героями житий являлись: мученики, монахи, юродивые, исповедники, просветители, князья. Объединяет все эти типы изображение героя. Святой во всех житиях — идеал, образец, пример правильной жизни, к которому все должны стремиться.
В отличие от жанра биографии, в житии нет развития характера. Святой свят с рождения, ему не нужно никем становиться. Поэтому автор рассказывает не историю его жизни, а историю его святости.
Д. С. Лихачев писал, что «абстрагирование вызывалось попытками увидеть во всем «временном» и «тленном», в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических событиях символы и знаки вечного, вневременного, «духовного», божественного. Авторы стремятся найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном, «невещественное» в вещественном, христианские истины во всех явлениях жизни» [31, с. 97]. Из текста исключается историческая конкретика, терминология (кроме церковной), названия должностей, имена собственные. Вводятся аналогии из священного писания. Такие приемы позволяют создать образ святого в общих чертах, не придавая ему индивидуальности.
В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под редакцией А. Н. Николюкина в разделе о житии говорится также, что «Объект изображения жития — подвиг веры, совершаемый историческим лицом или группой лиц (мучеников веры, церковных или государственных деятелей).
Чаще всего подвигом веры становится вся жизнь святого, иногда в житии описывается лишь та ее часть, которая и составляет подвиг веры, или объектом изображения оказывается лишь один поступок» [29, с. 268].
На этом основании автором выделяются следующие подвиды жанра жития:
- Мартирий (мученичество) — описывает мученичество и смерть святого (например, «Сказание о Борисе и Глебе»).
- Биос — рассказывает обо всем жизненном пути святого: от рождения до смерти. Одно из первых русских житий этого подвида — «Житие Феодосия Печерского».
Также выделяется патериковая новелла (патерик — описание жизни святых отцов).
Отличительной чертой этих произведений является описание не всей жизни, а только отдельных событий [29, с. 268].
Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
... вызывает только уважение в моем сочинение на тему мое отношение к героям Слово о полку ... на всё ради любимых ею людей. Главные герои повести «Капитанская дочка» – личности неординарные. Они наделены внутренней красотой и силой, которую невозможно купить. Их можно только воспитать в себе. Сочинения ... жизни, я не могу полностью поддержать князя. Хотя, кто же не делает в жизни ошибок, главное, что князь ...
Основным признаком житийной литературы является единство структуры произведения. Элементы этой структуры описаны в каноне.
Создание житийного канона связано с именем Кирилла Скифопольского — византийского писателя VI в. Все его работы строились по определенному плану. Позднее агиографическая традиция укрепила эту сюжетную схему жития. Ее окончательное оформление произошло во второй половине XI века.
В. Швец в своей работе «Введение в агиографию» выделил следующие особенности канона: «На структурном уровне следование художественному канону выражается в наличии строгой композиционной схемы жития; на стилистическом уровне — в использовании определенных поэтических средств, важнейшим из которых является агиографическая топика (так называемые общие места); на идейном и символико-богословском уровне ориентация на канон находит отражение в принципе уподобления (imitatio) и следования сакральным образцам (подражание Христу, ангелам, другим святым)» [12, с. 49].
Агиографический канон структуры жития состоит из следующих частей:
1. Вступление. В этой части объясняется цель жития. Обязательна уничижительная характеристика составителя, оправдание своей дерзости и обоснование необходимости написать житие («Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова» [1]).
Иногда автор обращался к читателю или сообщал о причинах создания жития.
Начинается повествование о жизни святого с его происхождения (благочестивые родители).
Рассказывается о детстве святого: он ведет уединенный образ жизни, отличается скромностью и добротой, прилежно изучает священное писание.
2. Основная часть. Здесь канон жития-биоса и жития-мартирия различается. В биосе герой отказывается от брака или, исполняя родительскую волю, вступал в брак, но соблюдал «чистоту телесную» («И после бракосочетания так же тело в чистоте соблюдал, к греху непричастным» [2]).
Повзрослев, он тайно покидает родительский дом, живет в уединении. Он много трудится, помогает людям (благодаря силе, дарованной ему Богом), говорит с ангелами, противостоит искушениям, борется с бесами, совершает подвиги, становится монахом. Трудом всей жизни часто являлось строительство монастыря. Святой обычно предсказывал день и час своей кончины.
В мартирии героя заставляют отказаться от христианской веры и принять веру языческую. Святой не соглашается, терпит мучения и со смирением принимает смерть от врага.
3. Заключение. В конце рассказывается о смерти героя. Автор описывает всеобщее горе («Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась» [1]).
После смерти с телом происходили чудеса, подтверждавшие его святость: нетление, благоухание, загорание свечей, исцеление больных и др. («Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита» [1]) Обязательной частью заключения является похвала святому.
Следуя такому канону, автор создавал в произведении обобщенный, лишенный индивидуальности образ идеального святого.
Изучив канон, можно выявить следующие признаки жития:
- В основе лежат факты реальной биографии героя.
- Из биографии берется только то, что помогает создать идеальный образ, описываются только праведные поступки.
- Обязательны рассказы о помощи людям с помощью чудесной силы (например, исцеление).
15 стр., 7061 слов
Литература Киевской Руси
... все области культуры Киевской Руси, в том числе и литературу. Д. С. Лихачев ... Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. «Второй Киево-Печерский ... автором -- духовником князя Мстислава Владимировича. Первая редакция «Повести временных лет» Нестора основное внимание в повествовании об исторических событиях конца XI -- начала XII в. уделяла великому киевскому князю ...
- Воспевание христианских добродетелей: смирение, нравственная чистота, милосердие, жертвенность, послушание, вера, и т.
д. В княжеских житиях добродетелями считались также: отвага и стойкость в бою, неукротимость, решительность.
- Похвала святому — это «Один из жанров древнерусского красноречия. Основная идея — прославление святого. » [29, с. 775].
Для житийного текста характерна неторопливость изложения.
Повествование всегда ведется от третьего лица.
Большое значение для агиографии имеет проблема достоверности. Заставить читателя поверить в правдивость изложенного — одна из основных задач автора. Поэтому в тексте обозначаются даты, называются реальные
имена, географические места и т. д. Благодаря этому жития изучаются как исторические источники.
Также обязательными признаками жития являются его стиль и язык. В тексте содержится много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой. Особенности поэтики этого жанра отмечает Д. С. Лихачев в работе «Поэтика древнерусской литературы» [33].
Он отмечает использование таких литературных средств, как: метафоры, сравнения, символы, подражания.
Отличительной особенностью стиля было описание этого значительного еще более величественным, монументальным. Д. С. Лихачев в книге «История Русской литературы XI-XVII веков» отметил, что «Монументализм был связан с быстротой передвижения на больших географических пространствах. Герои совершают переходы, перемещаются со своими дружинами из одного города.
Этот стиль развивается в основном в летописях и воинских повестях. Наиболее активно он проявляется в изображении героя. Человек рассматривается как представитель сословия и описывается соответственно. Например, князь «всегда официален, всегда как бы обращен к зрителю, всегда представлен только в своих наиболее значительных поступках. Его речи при переговорах и на съездах князей, перед дружиной или на вече всегда лаконичны, значительны и как бы геральдичны» [31, с. 31]. Он не ведает душевных мук, смел, умен и любим народом и на протяжении всей жизни он не меняется. Психология героя автору не нужна, он описывает действия, поступки, слова. В произведении в результате показан не характер князя, а его деятельность и поведение.
Экспрессивно-эмоциональный стиль стал популярен в XIV-XV вв. В это время в произведениях начинает отображаться психологическое состояние святого: переживания, чувства и побуждения. Эмоции могут быстро меняться, усиливаться до предела. Однако в изображении характера человека изменений нет. Он все равно относится к одной из двух категорий — добро или зло. Категории тоже могут резко меняться: грешник может стать праведником, при этом его душевное состояние тоже изменятся. Доведенные до крайней степени эмоции показывают отношение автора к поступку, действию, подвигу героя. Все это дает определенную характеристику человека, помогает создать его образ. Сюжеты о таких превращениях наполняли духовную литературу XIV-XV вв. Это показывало, что даже злой человек может измениться, если захочет.
Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи
... Преподобного Сергия Радонежского, отраженной в русской литературе и живописи. 2.1. «Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Разберем особенности построения такого жанра, как житие. Составление житий требовало больших знаний и соблюдения определенного стиля и композиции. «Православному житию» было ...
Невыразимость своих чувств была важной темой данного периода. Автор стремится передать свои переполняющие чувства, описать подвиг или свое отношение к нему и словно не может остановиться. Нагромождение эпитетов, синонимов, сравнений и т. д. создает впечатление бесконечности чувств. Лихачев приводит такой пример невыразимости: «Описав погребение Дмитрия Донского, составитель патетически восклицает: «О страшно чюдо, братие, и дива исполнено! О трепетное видение и ужас обдержаше! Слыши, небо, и внуши земле! Како въспишу или како възглаголю о преставлении сего великаго князя? От горести душа язык связается, уста загражаются, гортань премолкаеть, смысл изменяется, зрак опусневаеть, крепость изнемогаеть» [31, с.67].
Одно из рассматриваемых в данной работе произведений, «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», написано в стиле монументального историзма, а второе, «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» — в экспрессивно-эмоциональном.
От других типов княжеские жития отличаются своеобразием подвига — помимо духовных подвигов они совершали также и воинские. Правители вели активную политику для защиты земель и укрепления своего положения, участвовал в битвах. Деятельность князя была в основном государственной, а не духовной.
Еще одним отличием является тип героя. В княжеских житиях это князь, идеальный правитель и воин. Внешне он обязательно красив и полон сил, душевно — благочестив, милостив и заботлив. Его главный подвиг — жертвенное служение народу, стране, вере. Проявляется он в деятельности князя (военной, политической или духовной) и главенствует в житиях князей-воителей за русскую землю.
В житиях подобного типа всегда присутствуют описания сражений. Это нарушение канона привело к созданию смешанного жанра — житие- воинская повесть.
Повесть — это «общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный общий для всех повестей признак — сюжетность, связное описание неких событий. «Повестями» именовались произведения религиозно- назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные исторические биографии прославленных царей и полководцев» [29, с. 754].
Воинская повесть изображает воинские подвиги, сражения, быт, снаряжение. С. Н. Лютов выделяет также следующие черты этого жанра: «воинские призывы, упование на божью помощь, описание оружия, образные сравнения сражения с грозой, а воинов с птицами и т. п.» [35, с. 36]. О «структуре церемониала подготовки к битве», которая включает «молитвы, благословения, прощания и наказы» [11, с. 7] пишет В. К. Васильев. Главный герой военной повести — реальная историческая личность, представленная в виде идеального воина-христианина. Он обязательно произносит молитвы, видит знамения, а в битвах ему помогают высшие силы.
Широко бытовала как оригинальная воинская повесть, так и переводная («История Иудейской войны», «Александрия», «Девгениево деяние»).
Жанр житие-воинская повесть сформировался в XI-XII вв. в Киевской Руси. Это оригинальный русский жанр. Отличает его не только военный сюжет, но и патриотический пафос. Основой сюжета является изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. К этому жанру принадлежит «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра».
Житие Александра Невского
... Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся. Житие Александра Невского, вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. ... Жития: «Не в силе Бог, но в правде». Цель настоящей работы - рассмотреть житие Александра Невского как разновидность княжеских житий. «Житие» - жанр церковной литературы, в ...
«Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» относится к жанру житие, но имеет признаки похвального слова.
Слово — «название произведения, относящегося к эпидиктическому (торжественному) красноречию» [29, с. 1002]. В «Слове» поднимались религиозные, общественные и политические вопросы. Имеет поучительный характер, содержит элементы фольклора.
Также «Словом» называется ряд произведений древней Руси, которые конкретно этим жанром не являются («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли…»).
В житиях князей-воинов Александра Невского и Дмитрия Донского описание битв занимает центральное место в повествовании. Оба они прославились как доблестные полководцы, защитники русской земли и народа. В то же время в тексте соблюдается житийный канон: повествуется об их благородном происхождении, присутствует самоуничижение автора, в битвах и в мире им помогает Господь, описаны посмертные чудеса.
1.2 История изучения агиографии
Зарождение научной критики житий связано с именем И. Болланда, начавшего создавать в 1643 году сборник «Acta sanctorum, quotquot toto in orbe coluntur» («Деяния всех святых, каких только ни почитают во всей вселенной»).
В этом труде сравнивались несколько редакций и добавлялся критический комментарий.
Но все же подлинная критическая агиография рождается в трудах филологов и историков в XIX веке.
Вначале ученые больше внимания уделяли непосредственно святым, нежели житиям, поэтому первые труды в этой области посвящены именно им. Одними из первых отечественных работ являются справочные издания церковных писателей, в частности А. Н. Муравьева «Жития святых Российской Церкви» (1855-1858) и Филарета Черниговского (Гумилевского) «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1861- 1865).
В 1870 г. И. С. Некрасов написал диссертацию «Зарождение национальной литературы в северной Руси». В ней автор проводит литературоведческую реконструкцию элементов «народного языка» в житиях. Для этого он провел исследования первичных записей, провел анализ языка, стиля, и т. д.
В. О. Ключевский в 1871 г. написал диссертацию на тему «Жития святых как исторический источник» [24].
В ней, проведя исследование житий XII-XVII вв., автор описал приемы критики житийных текстов и развитие русской агиографии, используя текстологический метод, который применяется и сейчас. Также В. О. Ключевский описал способы работы с источниками, а именно: как их грамотно анализировать и применять. Ученый сделал источниковедение самостоятельной дисциплиной. Основным методом его работы являлось установление точности фактов, которые указаны в историческом источнике.
В 1888 г. Н. П. Барсуков, основываясь на работе Ключевского издал справочник «Источники русской агиографии» [7], в котором описываются все известные жития русских святых. Он состоит примерно из 700 имен и этот труд актуален до сих пор.
В 1915 г. появилась работа Н. И. Серебрянского «Древнерусские княжеские жития. Обзор редакций и тексты» [44].
Автор назвал ее «опытом историко-литературного исследования» [44, с. 5]. В работе он изучил рукописный материал, редакции памятников и выделил варианты прочтения текста.
Святой князь Александр Невский
... пустить «деньги на ветер» (подробности ). Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского. Князь Александр Невский принадлежит к числу ... письменных работ перед дипломной работой. тему ВКР и заказывайте заранее, ... Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием “княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей”, павших “на Неве от немец при великом князе Александре ...
На западе появляются работы ученого Г. П. Федотова «Святой Филипп Митрополит Московский» (1928), «Святые Древней Руси» (1931) [50], «Трагедия древнерусской святости» (1931), в которых автор пытается выявить культурные и социальные идеалы, что утверждаются в житиях.
Н. К. Гудзий — автор первого учебника по истории древнерусской литературы (1938) и составитель хрестоматии по литературе XI-XVII вв. (1935).
Эти работы актуальны и сейчас. Например, его «История древней русской литературы» [14] переиздавалась 8 раз.
Вывели исследования на новый уровень такие ученые, как: Л. А. Дмитриев, М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, Н. Н. Башатова, Е. В. Крушельницкая и др.
Труды Л. А. Дмитриева в 1973 г. — «Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв.» [18], «Литературные судьбы жанра древнерусских житий. (Церковно-служебный канон в сюжетном повествовании)», «Жанр севернорусских житий» посвящены изучению стилистических особенностей житий.
Д. С. Лихачев является одним из самых крупных исследователей древнерусской литературы, автором более 500 научных трудов. Объекты его исследований разнообразны: от иконописи до анализа тюремного быта, такие работы, как: «Человек в литературе Древней Руси» (1970) [34], «Изображение людей в житийной литературе конца XIV-XV века» (1956) [33].
Н. Н. Башатова в работе «Житие Феодосия Печерского как литературный памятник Киевской Руси» (1988) [8] изучила проблематику, принципы изображения исторических лиц, структуру и стилевое своеобразие житий.
Е. В. Крушельницкая провела исследование по изучению топосов на основе автобиографических записок, благодаря чему описала агиографический канон в своей монографии «Автобиография и житие в древнерусской литературе» (1996) [27].
На основе типологического сопоставления текстов автор определила литературные и жанровые особенности автобиографических произведений, выявила способы выражения личности автора в тексте и пути развития автобиографизма в древнерусской литературе.
В XX веке также были критические труды антирелигиозного характера. Жития рассматривались как нечто среднее между историей и фантазией. Темами таких исследований были, например: «Разоблачение культа святых, их мощей, реликвий, чудес» (М. А. Рожнова и В. Е. Рожнов 1987).
Специальное исследование княжеских житий было осуществлено в 1915 году в докторской диссертации Н. И. Серебрянского «Древнерусские княжеские жития. Обзор редакций и текста» [44].
В этой работе автор разделил жития князей на три группы:
- Киевские княжеские жития (княгини Ольги и Владимира, Мстислава, Бориса и Глеба).
- Северно-русская церковная письменность о св. князьях южно-русских (князь Михаил Черниговский).
- Жития св.
князей северно-русских (Андрей Боголюбский, Александр Невский, Ярослав Всеволодович и др.).
[43, с. 3-6].
Литературными образцами жанра княжеского жития такие исследователи, как В. О. Ключевский и В. Й. Мансикка считают «Особую редакцию» «Жития Александра Невского», «Житие Михаила Черниговского», созданное Пахомием Сербом и «Житие Федора Смоленского и Ярославского».
Необходимо также отметить такие исследования княжеских житий, как:
- «Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского» (1947) Д. С. Лихачева [30], в которой автор изучает историю текста жития, исследует редакции жития, сопоставляет Первоначальную редакцию с Галицкой летописью.
- «Житие Александра Невского.
Разбор редакций и текста» (1913) В. Й. Мансикки [36], где ученый изучает летописные редакции жития
- «Человек в литературе древней Руси» (1987) [34] Д. С. Лихачева. Автор исследует методы изображения и художественное видение человека в древнерусской литературе.
- «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго» (1910) В.
П. Адриановой-Перетц [3], в которой рассматриваются редакции жития, история текста, содержание.
- «Образ смиренного человека в древнерусской агиографии XI-XVII» (2013) Л. Г. Дорофеевой [20], в ней исследуется образ и поведенческие формы героев житий.
Жития изучались с самых разных сторон — исторической, историко- богословской, социально-культурной и литературно-филологической. С исторической точки зрения они являются источником сведений по истории — как церкви, так и государства. В историко-богословском аспекте они помогают понять богословские принципы эпохи, позиции автора и т. д. Социально-культурный аспект позволяет изучить религиозно-культурные представления общества в определенный период. Литературно-филологические исследования рассматривают литературную историю житий, закономерности развития жанра, каноны, мотивы, язык, стиль и пр.
1.3 Классификации житий
Агиография подразделяется по самым разным критериям: по времени составления (древние, средневековые, составленные в новое и новейшее время — «неоагиография»); по исторической достоверности (достоверные и легендарные), географическому признаку (греческие, русские, латинские и др.), по автору и т. д. [13, с. 7]. Все эти классификации говорят о разнообразии текстов и всестороннем изучении житий.
По назначению жития подразделяются на:
1) Патериковые (отечники) — сборники житий или изречений святых отцов, подвижников.
2) Проложные — жития в краткой форме, которые помещались в сборники — «Прологи» и читались во время богослужения на 6-й песне канона.
3) Пространные (минейные) — подробные жития. Они предназначались для чтения дома.
Одна из самых распространенных классификаций житий — в зависимости от типа героя. Основанием для разделения на группы здесь является образ святого, который всегда изображался идеалом личности. С этой позиции жития делятся на:
1) Жития подвижников во славу церкви и создателей монастырей.
Особенностью этого типа является строгое следование канону. Герой служит образцом для всех, идеалом. Он ведет ангелоподобную жизнь — отвергает все плотское и сосредотачивается только на духовном («Житие Феодосия Печерского»).
2) Жития иерархов русской церкви — митрополитов.
Житие носит публицистический характер. В центре — борьба героя с нечестным претендентом на митрополичью кафедру. Святой одерживает верх над противниками. Обязательно описание прижизненных чудес героя — исцеления, пророчества и т. п. («Житие митрополита Петра»).
3) Жития юродивых.
Юродивый — странствующий. Герой жил среди людей, ночевал с нищими, носил вериги, сносил побои и насмешки, обличал власть имеющих, совершал святотатства. Но все это несло глубокий смысл, и в словах юродивого всегда была истина («Житие Андрея Юродивого»).
4) Жития княжеские.
Жития благородных правителей. В центре сюжета — деятельность князя, направленная на защиту Родины и народа, на покровительство неимущих («Житие Михаила Муромского»).
5) Жития женские.
Жития о представительницах различных типов святости — княгинях, праведницах, преподобных и т. д. Такие жития имеют определенный сюжет, мотив. Например, ориентация на житие Богородицы. («Житие Иулиании Осорьиной») [50].
Тип героя указывает на тип его подвижничества:
1) Жития мученические (мартирии).
Представляют собой описание деталей мучительной смерти святого: герой стойко переносит все истязания, проявляя силу воли и терпение. («Сказание об убиенном в одре Михаила Черниговского»).
2) Святительские жития.
Дают полную биографию героя — представителя высшей церковной иерархии (митрополит, епископ).
Он учит, наставляет свою паству, оберегает от ересей, козней дьявола. Герой борется за чистоту веры, обличение неправедных властей и защиту угнетенных. Основные мотивы святительских житий — создание храмов и щедрые милостыни. («Житие Феодосия Печорского»).
3) Исповеднические жития.
Рассказывают о деятельности проповедников христианства в языческой стране. Миссионер-проповедник борется с язычниками, претерпевает гонения, но все равно добивается поставленной цели. («Житие Стефания Пермского»).
4) Жития преподобных, основавших монашеские обители.
Это жизнеописание монаха или его игумена. Строится строго по житийному канону — благородное происхождение, уединение, основание обители, наставление братии, преодоление искушений, благочестивая кончина и посмертные чудеса. («Житие Сергия Радонежского»).
5) Жития пустынников, столпников, юродивых.
В основе таких житий лежит борьба героя с бесовскими наваждениями. Герой разрывал все земные связи и посвящал себя всецело молитве. («Житие Василия Блаженного») [43, с. 22-27].
В своей работе «Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII-XVII в.» Дмитриев Л. А. выделяет также типы житий в зависимости от того, с каким литературным жанром они соотносятся:
1) Житие-роман.
Этот тип жития восходит к греческому роману. Обилие приключений, борьба с препятствиями, любовь до самой смерти — вот основа этого типа. Примером жития-романа является переводное «Сказание об Евстафии Плакиде».
2) Житие-легенда.
В таких житиях ярко проявляется легендарная основа. «Житие Иоанна Новгородского» — яркий пример этого типа.
3) Житие-сказка.
В данном типе житий присутствует связь с волшебной сказкой. Она проявляется в фантастике чудес, появление помощников («дивные звери»).
Пример такого жития — переводное «Мучение семи отроков ефесских».
4) Житие-воинская повесть.
Является соединением элементов жития и воинской повести. Основу сюжета составляют рассказы о духовных и воинских подвигах правителей: защита православной веры, борьба с захватчиками, княжеские междоусобицы. Основной мотив этого типа жития — любовь к родине, народу, Богу. Самый яркий пример этого жанра — «Житие Александра Невского» [18, с. 46-61].
«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сочетает в себе черты жития и военной повести. С жанром жития его сближает опора на факты биографии, самоуничижение автора («Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом» [1]), описание чудес (духовная грамота).
С жанром воинской повести произведение сближает описание реальных исторических событий, сражений, помощь высших сил.
«Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского» с жанром жития роднит структура. В тексте присутствует самоуничижение автора («Я же, недостойный, не смог твоему правоверному господству по достоинствам сложить похвалу из-за скудости моего разума») [2], много подробностей о личной жизни князя и его детстве, а также повествуется о большой святости Дмитрия, его искренней вере и благочестии.
Остановимся на особенностях княжеского жития.
Самыми ранними агиографическими произведениями о князьях являются: «Сказание о Борисе и Глебе» (1089 г.), «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» (1175 г.), «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» (1260 г.), «Повесть о Довмонте» (1266 г.), «Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» (1270 г.).
Герой-князь подразумевает изображение идеального правителя, который должен служить народу и религии. Именно с этим связано частичное нарушение канона — князь должен совершать не только духовные подвиги, но и воинские.
Подвиг имел огромное значение в жизни князя. Федотов в своей книге пишет, что «подвиг святых князей становится главным, исторически очередным не только национальным делом, но и церковным служением» [50, с. 51].
Федотов разделяет князей на несколько групп «в зависимости от жизненного подвига:
а) Равно апостольные князья, суть подвига которых состоит в распространении христианства (князь Владимир, княгиня Ольга).
б) Князья-иноки, принявшие в конце жизни монашескую схиму (Михаил Клопский).
в) Князья-страстотерпцы, жертвы политических убийств, погибшие на поле брани, принявшие мученическую смерть (Борис и Глеб).
г) Князья, прославленные своим общественным служением, или воители за русскую землю (Александр Невский)» [50, с. 44-49].
В данной работе объектом исследования являются жития последней группы — князей-воинов.
2. Особенности подвига в житиях князей-воинов
В данной работе анализируются жития благоверных князей-воинов. Слово «благоверный» в словаре-справочнике «Литература и культура
Древней Руси» О. М. Анисимовой имеет следующее значение: «Царь или князь, много способствовавший укреплению православия и причисленный церковью к лику святых» [5].
Благоверный правитель исповедует истинную веру и славится благочестием, милостью и заботой об укреплении веры.
Святость — основное понятие христианства, которое обозначает причастность к Богу. Святые — «Угодившие Богу подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни, живя в миру, в монастырях, в пустынях — все праведные, преподобные, святители, мученики, пророки и апостолы, благоверные, блаженные и исповедники» [39, с. 578]
В энциклопедии Брокгауза святость значится как «Определенная связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью — в противоположность греховности» [40].
О. В. Гжибовская в работе «Жития святых в российской историографии XIX-начала ХХ вв.» указала, что «понятие «святости» характеризуется следующими чертами:
1) лишенные первоначальной праведности после грехопадения, люди обретают возможность приблизиться к нравственным идеалам после искупительной жертвы Христа;
2) человек достигает «святости» только через божественное откровение, «освящение»;
3) святость понимается в смысле безграничного нравственного совершенства и абсолютной непричастности ко греху;
4) важным является также личная активность человека, подвиг и жертвенность, направленная на достижение нравственного идеала через служение Богу и людям» [13, с. 11].
Одними из первых правителей на Руси были канонизированы князья Борис и Глеб и княгиня Ольга, немногим позднее — князь Владимир. Александр Невский и Михаил Черниговский были причислены к лику святых в XVI веке, а Дмитрий Донской — только в XX в.
Г. П. Федотов дает такую характеристику святому князю: «Предан Церкви, много молится и относится с уважением к духовенству. В житие подчеркивается его нищелюбие, заботы о слабых, сирых и вдовицах. Его военные подвиги и мирные труды, а нередко и мученическая смерть представляются выражением одного и того же подвига жертвенного служения любви: за свой град, за землю Русскую, за православных христиан. В этой жертвенной любви, конечно, и заключается христианская идея княжеского подвига» [50].
2.1 Критерии активно-деятельностного типа поведения
Основным источником для определения критериев активно- деятельностного типа поведения в данной работе является диссертация Л. Г. Дорофеевой «Образ смиренного человека в древнерусской агиографии XI- первой трети XVII века» [20].
Автор провела герменевтический анализ различных типов житий, выявила принцип организации образа смиренного человека и описала его типологические черты.
Смиренный человек — идеальный герой древнерусской литературы, поскольку смирение является главной добродетелью и основным условием для борьбы с бесами. Это самый распространенный образ.
Смирение — одна из основных христианских добродетелей. В Библейской Энциклопедии Брокгауза этот термин трактуется как «отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми» [40].
Также добавляется, что смирение — «не пассивная покорность, но активные, смелые действия» [40].
Смиренный человек обладает любовью к Богу и людям, жертвенностью, послушностью, покорностью, кротостью, принятием жизненных невзгод, прощением, благодарностью и т. д.
Л. Г. Дорофеева пишет, что «основной путь к приобретению смирения подражание Иисусу Христу» [20, с. 18]. Смирение свойственно всем святым, поскольку уподобление Христу является общим принципом изображения человека в литературе Древней Руси.
Наиболее отчетливо смирение проявляется в поведении героев мученических и монашеских житий. В житиях благородных правителей эта черта присуща таким князьям, как Александр Невский, Михаил Черниговский, Дмитрий Донской, Борис и Глеб. Например, жертвенность Бориса во имя веры проявлена в словах: «он затрепетал, и потекли слезы из глаз его, и промолвил: «Слава тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим» [45].
Л. Г. Дорофеева приводит классификацию поведенческих типов святых, основываясь на которой, можно типологизировать и образ смиренного человека: «в житиях представлены два основных типа смиренного человека, полноценным воплощением которого является святой: кроткий смиренный и дерзновенный смиренный» [19, с. 23]. И далее: «выделяются эти типы по поведенческой доминанте. А тип поведения определяется все же в значительной мере личностными особенностями святого, что, в конечном итоге, и сказывается в типе образа смиренного человека — святого» [19, с. 23].
Рассмотрим подробнее понятия кротость и дерзновение.
«Кротость — синоним таких понятий, как «смирение», «покорность», «незлобивость». Кроткому человеку чужды высокомерие и гнев» [40].
Образцы кроткого смиренного поведения — князья-мученики Борис и Глеб. Л. Г Дорофеева поясняет: «на внешнем, физическом плане — пассивность, отсутствие деятельности, видимой отказ от проявления силы: слезы, молитва, роспуск дружины и т. д. Вся активность, все основные события разворачиваются на внутреннем, духовном уровне и проявляются в движении мысли и чувства святого, в разрешении внутреннего конфликта — конфликта духа и плоти» [19, с. 28].
Кроткий тип поведения присущ всем святым, но более свойственен он преподобным, основавшим монастыри, подвижникам во славу церкви.
Дерзновение в Библейской Энциклопедии Брокгауза значит: «прямота, открытость, смелость» [40].
Черты дерзновения, такие как решительность, смелость, бесстрашие, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев и т. д. часто проявляются в житиях-мартириях и княжеских житиях. Например, в «Повести о житии и о храбрости Александра Невского» сказано:
«После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего» [1].
Такие действия говорят явно не о кротости героя.
Тип поведения выделяют, основываясь на личностных особенностях, «характере» типа личности, типе подвига, исторической и биографической составляющих жизни святого. Учитывая это, Л. Г. Дорофеева выделяет следующие типы поведения князей:
1. Внешне пассивное, созерцательно-молитвенное (внутренне активное).
Когда внешнее зло, казалось бы, торжествует, но в результате проигрывает, побежденное кроткой любовью (Борис и Глеб, Михаил Черниговский и др.).
2. Внешне активное, деятельное поведение (также не исключающего, а предполагающего внутреннюю активность человека), часто с проявлением внешней силы, но при этом всегда — смиренного (Владимир Креститель, Александр Невский, Владимир Мономах) [20, с. 306].
В княжеских житиях большое значение имеет тип подвига, который может быть:
1) Страстотерпческим, который подразумевает кроткий тип поведения (Борис и Глеб, Михаил Тверской).
2) Мученическим, отличающимся дерзновением (Михаил Черниговский).
3) Воинским, что говорит о деятельной активности (Александр Невский).
4) Монашеским, предполагающим смиренную кротость (Сергий Радонежский, Феодосий Печерский).
В житиях, связанных не только со строительством обители проявляется также и внешне активно-деятельный тип поведения (преп. Дионисий Глушицкий).
Каким бы ни был тип подвига, он имеет христианское значение. Вся земная деятельность князя — воинская и государственная изображается как следствие веры и участия Бога: правитель искренне молится, получает благословление и помощь в бою. В «Повести о житии и о храбрости Александра Невского» автор пишет: «Когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним» [1].
Л. Г. Дорофеева в своей работе так определяет тип поведения Александра Невского: «смирение св. князя Александра в рассматриваемой «Повести о житии Александра Невского» носит активно-деятельный характер и проявлено в поступках, которые по внешнему их выражению нельзя назвать смиренными, но, с другой стороны, их невозможно назвать и дерзкими, основанными на гордыне. В образе св. Александра явлено дерзновение веры, основанное на любви — к Богу и Русской земле» [20,с. 304].
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Активно-деятельностный тип поведения — преобладание дерзновенного смирения в подвигах героя жития и выражение его во внешне активных действиях.
Князь-воин служит Богу и народу, что означает защиту веры и защиту своей земли. Подвиг — основа всей деятельности князя. Он может быть:
1. Воинский, проявляющийся в защите народа и земли от нападений, дипломатические отношения с союзниками и врагами, героической смерти во имя Христа.
2. Духовный, подразумевающий защиту веры, преобладание кротости над гордыней, сострадание, любовь к Богу и ближнему, принятие мучительной смерти за веру.
Рассмотрим черты этого типа поведения в подвигах двух князей- воинов — Александра Невского и Дмитрия Донского, проведя анализ текстов их житий. Для этого необходимо:
1) Рассмотреть историко-культурную ситуацию эпохи создания жития.
2) Изучить историю создания произведения, редакции.
3) Определить особенности поэтики, стиля.
4) Выявить в тексте черты характера и определить доминанту образа.
2.2 «Житие Александра Невского»
Александр Невский (1220-1263) с 1252 по 1263 был великим князем владимирским. Он противостоял немецко-шведским захватчикам, способствовал объединению Северо-Восточных и Северо-Западных земель, вел тонкую политику с Золотой Ордой и рьяно защищал христианскую веру. [31, с. 152].
В период его правления происходит обеднение Руси, вызванное нападениями врагов, княжескими междоусобицами и усилением феодальной раздробленности. Татаро-монгольское иго разорило страну, приведя ее к экономическому упадку и обнищанию народа, вынужденного платить дань.
Рассматривая особенности письменных памятников данного времени, Д. С. Лихачев писал: «в период нашествия Батыя основной отличительной чертой русской литературы был ее высокий патриотизм» [31, с. 157]. Автор указал две основные темы XIII в: героизм (желание дать отпор врагу) и «идея сильной княжеской власти» [31, с.157] (тот, кто возглавит борьбу с врагом).
Идея единства Руси выражена в таких произведениях, как «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» и ряде других летописных повестей. Создаются литературные памятники, связанные с монголо-татарским нашествием, например, «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань» (написаны примерно в середине XIV в.).
Агиография этого периода активно развивается. Вследствие нарушения канона появляются разновидности жанра, в текстах наблюдается сюжетная увлекательность и публицистичность.
Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м годам XIII века. Написано оно было в монастыре Рождества Богородицы во Владимире.
На сегодняшний день существует несколько различных версий авторства, но ни одна из них основательно не доказана. По предположению Д. С. Лихачева, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл: «Вне всякого сомнения, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников» [31, с. 152]. Н. К. Гудзий считает, что «автором жития был выходец из Галицко-волынского княжества, переселившийся вместе с митрополитом Кириллом III ко двору Александра Невского» [14, с. 202].
Несмотря на полемику, все исследователи отмечают образованность и литературный талант автора, поскольку он обращался к таким источникам, как «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Девгениево деяние», «Хронографическая Александрия».
Житие Александра Невского стало образцом воинских повестей и княжеских житий, его воздействие проявляется в таких произведениях, как «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского» и др.
«Повесть о житии…» написана в стиле монументального историзма, который проявляется в способе изображения героя и в описании сражений. Александр наделен лучшими чертами воина и правителя, что соответствует идеалу князя. В битвах подчеркивается их значительность: указание на масштаб («собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими…») [1], и ожесточенность («и была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью») [1].
«Повесть о житии…» в рукописях не имеет устойчивого названия и именуется «житием», «словом» или «повестью о житии». Это произведение представляет собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести [1].
На сегодняшний день существует 13 редакций «Повести…». В «Словаре книжников и книжности Древней Руси» [46] под редакцией Д. С. Лихачева описаны следующие:
1. Первоначальная редакция.
Появилась примерно в 1260-х гг. Заглавие этой редакции варьируется: «Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра», «Житие блаженнаго великаго князя Александра Ярославичя всеа Русии Невскаго», «Слово о велицем князе Александре Ярославиче».
Является сборником нескольких кратких рассказов о самых важных событиях из жизни Александра, таких, как битва на Неве, на Чудском озере, отношения с Ордой. Эти эпизоды создают образ князя — воина, неустрашимого бойца и грамотного политика.
2. Особая редакция.
Ее название — «Успение великого князя новгородского Александра Ярославича». Существуют разные версии датировки этой редакции: Ю.К. Бегунов и В. Мансикка относят ее ко второй половине XV в., а Н. И. Серебрянский к XVI в.
Отличается от Первоначальной редакции отсутствием некоторых исторических событий, молитв князя, описанием чудес, практически отсутствуют цитаты из библии. Все это придает ей светский характер.