Эпос как род литературы. Жанры эпоса

Новеллу нередко считают одной из разновидностей рассказа. В соответствии с устоявшимся определением, восходящим к Гете, новелла — это рассказ об одном необычайном событии. В эпоху романтизма термин «новелла» закрепился за фантастической сказкой, чему способствовало творчество Гофмана, Новалиса и такого мастера малой прозы, как Эдгар По. Однако впоследствии понятие новеллы было вновь расширено за счет включения в нее эпических произведений малой формы, лишенных сверхъестественного, волшебного или загадочного начала.

Новелла возникла в Италии, прославилась в творчестве Д. Бокаччо («Декамерон»).

Любили новеллу писатели-романтики. Многое сделали для развития новеллы французские писатели П.Мериме («Кармен»), Г.Мопассан («Пышка»).

Новеллой является «Пиковая дама» А.Пушкина, многие произведения А.Чехова, И.Бунина.

Художественный очерк возник в литературе в XIX веке, особенно в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского. Автор очерка должен быть участником или свидетелем событий, описанных в очерке. В этом главное отличие его от рассказа и близость к документальной публицистике. Очерк имеет большое воспитательное значение, так как события, легшие в его основу, должны быть важными, общеинтересными, типичными для данного времени, злободневными. Обычно много очерков появляется во время войн, революций, больших строек, в напряженные периоды сельскохозяйственных работ или крупных политических событий. Обязательны обобщения в очерке, что, в основном, и определяет его художественную структуру, так как предполагает некоторый вымысел, творческую фантазию. Мастерами очерка являются А.Толстой, В.Овечкин, К.Симонов, Г.Николаева, В.Песков, С.Айни, М.Горький, Д.Гранин, М.Алданов, В.Аграновский, В.Овечкин, Дж. Икроми, М.Кольцов и др.

Сатирические очерки — фельетоны.

Рождение фельетона относится к началу XIX в., когда в одной из французских газет появился листок-вкладыш развлекательного содержания. В России фельетон получил распространение в 30-х годах XIX в. Как художественно-публицистический жанр соединяет в себе

злободневность и насыщенную образность, документальную точность и высокий эмоциональный накал.

К этому жанру обращались Э.Роттердамский, И.Эренбург, В.Катаев и др.

Эссе может быть и публицистическим, и историко-биографическим, научно-популярным, и художественным. Возникло эссе в творчестве французского философа Монтеня. Так называлась его книга: «Esseys». Особенно популярно эссе в ХХ веке, его мастерами стали австрийский писатель Ст.Цвейг, французы Р.Роллан, А.Моруа, Ж.-П.Сартр, немцы братья Манны. В России к жанру эссе обращались А.Герцен, Ф.Достоевский, А.Белый, И.Эренбург, В.Ерофеев, С.Айни, Ф.Мухаммадиев, Н.Табаров, К.Насрулло, М.Кольцов, С.Третьяков, Д.Заславский.

9 стр., 4025 слов

Художественная публицистика: очерк и

... публицистического (опора на факт) и художественного (образность) начал. Очерк – это аналитически обоснованная образная картина действительности. Тертычный: сущность очерка –сочет. репортажного и исследовательского начал: преоблад.худ. метода + анализа иссл.предмета. Стиль: ... Классификация эссе. Эссе – жанр очень ... творчества; может использоваться в наукообразных очерках. «Мы» Композиция очерка. ...

Для большой формы характерна экстенсивность построения, которая заключается в том, что в них фиксируется большое количество событий, деталей, персонажей, причем делается это с высокой подробностью. В этом отношении жанры большой формы отличаются от рассказа и его разновидностей, построение которых интенсивно, то есть предполагает выделение самого существенного.

Основным эпическим жанром является роман; в обычном употреблении при помощи этого термина обозначают любое эпическое произведение большого объема. Однако такой подход не совсем верен, потому что можно выделить такой большой эпический жанр, как эпопея. Тем не менее, роман в силу его более широкой распространенности следует считать основной большой эпической жанровой формой.

Роман появился еще в эпоху поздней античности («Золотой осел» Апулея) из новых форм объяснения жизни. Это чисто литературный жанр. В.Кожинов считает, что роман возник в эпоху Возрождения.

Для романа характерны:

  • большой охват жизненных явлений,
  • многоплановость и многосюжетность повествования,
  • многочисленность персонажей;
  • глубокое и всестороннее раскрытие событий и характеров,
  • многообразие средств и способов изображения действительности и человека в их различных взаимоотношениях.

рыцарские

В России роман получил широкое развитие в XIX веке, особенно в творчестве И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Развитие романа связано с взаимодействием его жанров, поэтому в XX веке роман синкретический, т.е. соединяющий в себе особенности и психологического, и философского, и исторического, и детективного романа. Получили развитие такие жанры, как политический роман, интеллектуальный, публицистический .

Теория романа создавалась М.Бахтиным в 1920-1930-х гг., но публиковалась в середине 1960-х гг.

Крупнейшие теоретики романа

  • В.Кожинов («Происхождение романа», 1963),
  • Д.Лукач «Теория романа»(1920-е гг.),
  • Б.Грифцов «Теория романа»(1920-е гг.).

М.Бахтин связывает роман с переустройством «литературного мышления Европы», так как в нём представлена новая модель мира и человека, происходит пространственно-временных координат, в том числе изменение литературного образа. Роман раскрыл «многообразие языков, культур, времён». Типология романа, по М.Бахтину, основывается на фундаментальной идее хронотопа: хронотопичен сюжет; пространство, время, язык; социальные и философские идеи и обобщения. Бахтин выделяет романы барокко, просветительские, роман воспитания и испытания. В.Кожинов, Б.Грифцов и многие писатели (Г.Флобер, Г.Мопассан) считают развитой формой романа роман аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»(XVIII в.)

2 стр., 891 слов

Развитие жанра исторического романа в итальянской литературе XIX века

... развлекательная литература, противопоставленная литературе духовного содержания. Весьма разнообразны романы по тематике – от семейно-бытовых до философских, от социальных до приключенческих. Исторический роман – это прозаический жанр, в котором вымышленные персонажи действуют на фоне исторических ...

роман-эпопея

циклы, серии

Цикл из двух романов называется дилогия («12 стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова); цикл из трех романов – трилогия («Хождение по мукам» А.Толстого, «Живые и мертвые» К.Симонова, трилогия Дж.Икроми и др.); цикл из четырех романов – тетралогия (Д.Апдайк «Кролик, беги», «Исцелившийся кролик», «Кролик разбогател», «Кролик успокоился»).

Эпопея в качестве предмета имеет национальное эпическое прошлое, которое отделено от автора и читателя «эпической дистанцией». Эта дистанция предполагает, во-первых, то, что описываемые события напрямую не связаны с современностью, а во-вторых, оцениваются положительно, в силу чего для эпопеи характерно героическое начало. Прошлое в эпопее всегда осмысляется как источник всего лучшего для последующих времен.

Мемуары не чужды субъективности и по фактической точности уступают документу. Типы мемуаров необычайно многообразны: «записки о Галльской войне» Юлия Цезаря – историческая проза; воспоминания Э.Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» близки к роману. Одна из распространённых разновидностей мемуаров – литературный портрет (мемуарные очерки М.Горького, «силуэты» А.В.Луначарского, мемуары В.Катаева, «Воспоминания» С.Айни).

Повесть более документальна и конкретна, чем роман, в ней больше достоверности. Неслучайно автобиографические произведения чаще всего бывают повестями (автобиографические трилогии Л.Толстого, А.Горького и др.).

Популярны повести «Дни и ночи» К.Симонова, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Ятим» С.Айни, повести Ю.Трифонова, В.Быкова, Б.Васильева, Ч.Айтматова, В.Распутина, Э.Радзинского и др.

Повестями в древнерусской литературе называли описания исторического события: «Повесть о разорении Рязани Батыем». Позднее так стали называть литературные формы, не такие большие, как роман, и не такие маленькие, как рассказ. Английское tail передается по-русски то словом «повесть», то словом «рассказ», то словом «история». Иногда употребляется также термин «новелла», под которой понимается короткая повесть с неожиданным сюжетным поворотом («новеллистическим сюжетом»).

«Выстрел» и «Метель» Пушкина называют и повестями (сам цикл — «Повести Белкина»), и новеллами.

Дополнительные материалы по теме:, Список литературы:

  • О.И. Федотов. Основы теории литературы.
  • Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  • Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
  • Shaw Н. Dictionary of Literary Terms. New-York.