Модные женские образы на день святого Валентина 2020: 60 шикарных фото идей

Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) — спор о Человеке и его воз-можностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых — месте, находящемся вне мира людей.

Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи — социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные.

Ничто не связывает и самих ночлежников — они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Совет

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания — женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда — равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди — «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним.

Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова — это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все — в человеке, все — для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука — самый сложный образ в пьесе.

Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета.

Женские образы в пьесе «на дне

Молодым свойственно строить «воздушные замки», мечтать о чем-либо. Мало кому в юности приходят в голову мысли о том, что он так ничего и не добьется в жизни, будет влачить жалкое существование или вовсе — опустится на самое «дно» жизни. Чаще всего люди мечтают о вечной любви, славе, безбедной жизни, служении народу и о простом человеческом счастье. Пьеса М. Горького «На дне» как раз таки о таких людях, людях, которые оказались «на дне».

2 стр., 837 слов

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)

... «Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. К ... службой в полку, близостью веселых товарищей и другими радостями жизни богатого наследника. Николай не интересовался, откуда берутся деньги, не ... и экономным. Темная полоса в судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой выгодно женился, он смог преумножить богатство жены и ...

Изначально пьеса имела другое не менее говорящее название «Без солнца». Затем это название трансформировалось в «Ночлежку». Но и этот вариант был отброшен автором. После долгих раздумий утверждается новый вариант — «На дне жизни». Перед самым выходом пьесы в свет — в 1902 году — название сократилось на одно слово. В окончательном варианте название оказалось наиболее подходящим из всех ранее озвученных. В пьесе нашли свое отражение многие противоречия начала ХХ века. Здесь отражен и социальный, и философский конфликт. Есть место и любовной драме. Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых, где «все некрашеное и грязное», «каменные своды…с отвалившейся штукатуркой». Обитатели «дна» — жители костылевской ночлежки — оказались выброшены обществом из своих рядов. «Дно» грозит споткнувшимся, слабым, выбившимся из колеи людям нравственной или физической гибелью. Здесь оказались люди с различными характерами, судьбами и различным социальным происхождением: рабочий и вор, разорившийся барон и спившийся актер, женщина легкого поведения и праведница. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами предстают страдающие и очень одинокие люди. Горький намеренно не дает полной биографии героев. Ее мы можем выстроить лишь по отдельным репликам. Итак, что мы можем сказать о каждом герое?

В целом, всех обитателей ночлежки можно разделить на три группы. Первые — это те, кто примирился с существующим положением вещей. Найдя спасительную мечту, лживую и неосуществимую по своей сути, они нашли себе оправдание в отказе от активной жизненной позиции. Вторые — это те люди, которые хотели бы начать новую жизнь, выбраться со «дна». И третьим, последним образом является Сатин, взятый отдельно от других. Рассмотрим теперь каждую группу по-отдельности.

Представителями первой группы являются Бубнов, Настя, Барон, Актер и Анна. О Бубнове мы узнаем по его рассказам: некогда он был владельцем красильной мастерской. Его жена скоро сошлась с мастером, и Бубнов, опасаясь за свою жизнь, предпочел просто уйти. По его теории сама среда, в которую помещен человек, формирует последнего, ставит его в полную зависимость перед собой. Правда Бубнова — правда внешних обстоятельств, в которой человеку отказано в личной инициативе. Здесь мы наблюдаем истинного приверженца фатализма. Среда, которая его окружает — подлая и грязная. Здесь нет добрых людей, а следовательно и самому нечего себя «раскрашивать».

Настя — девушка легкого поведения. Несмотря на всю жестокость, унижения и оскорбления, она не отчаялась, не стала жестокой и бездушной. Напротив, она искренне мечтает о большой и светлой любви. Но в реальной, окружающей ее действительности нет места чистой любви, кроме ее номинальной стоимости на бумажках. Не желая трезво смотреть на действительность, она сотворила себе прошлое, в котором якобы «жила» большая и чистая любовь. Свой сотворенный мир она выдает за реальный.

Барон — также как и Настя живет прошлым, но в отличие от нее действительно имевшем место. Время от времени, вспоминая свое былое состояние, свой знаменитый род, Барон не в силах бороться с тяжелой действительностью. Спасение от воспоминаний и горечи потерь он находит на дне стакана. Авторское отношение к такому герою выражено следующей фразой: «В карете прошлого далеко не уедешь». Так оно и есть: стоит на месте «карета» Барона, да и он сам не предпринимает никаких шагов по изменению своей жизни.

3 стр., 1329 слов

Объяснить смысл названия собачье сердце. : В чём смысл финала ...

... Можно ли переделать натуру Шарикова? Отвечая на вопрос о том, в чем смысл названия повести «Собачье сердце» Булгакова, следует рассмотреть несколько подробнее образ Шарикова. Натуру этого героя ... живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения. «Новые» люди Продолжая разговор о метафоричности повести, можно еще глубже раскрыть смысл названия произведения «Собачье сердце». « ...

Актер — еще один обитатель ночлежки. Настоящее имя героя не известно. В прошлом он — представитель творческой интеллигенции, а сейчас это просто человек «без имени». Вспоминая былую славу, он с каждым разом расцвечивает ее в более яркие цвета, нежели она была на самом деле. Спасается от горькой «правды жизни» также как и предыдущий герой — пьянством.

Самым жалким и трагичным персонажем, на мой взгляд, является Анна. Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем. Горьковская Анна — это собирательный образ обычной женщины начала ХХ века. Свою жизнь она описывает следующим образом: «Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь». Скорее всего она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, скорее не столько по любви, сколько по необходимости. Образ Анны является скорее нейтральным, характеризующим общую массу серых людей: не творящих в жизни зла, но и не являющими собой светлый образ. Она полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.

Все эти люди, опустившись на самое «дно» после многих лишений, стали безжалостны и к себе, и к другим. В ответ на свои жалобы они получают только смех и издевательства со стороны окружающих. Барона, живущего за счет Насти, забавляют ее фантазии и слезы. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая тех, кому может быть тоже нужна помощь.

Единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со «дна» — это Клещ — представитель второй группы. Да, он озлоблен на людей, порой жесток с Анной — своей женой. Но единственный кто видит спасение в изнурительном, тяжелом, но честном труде: «Я — рабочий человек…мне глядеть на них стыдно… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу».

И, наконец, третья, последняя группа. Ее единственным представителем является Константин Сатин. Почему он особняком выделяется среди прочих? Он является носителем философии правды жизни в споре с Лукой. По его мнению не стоит опускать руки, необходимо открыто смотреть на неприятности и пытаться их решать. О нем мы знаем лишь то, что в настоящем он карточный шулер. Ранее он работал телеграфистом, но после преступления, совершенного им, оказался на «дне». Во многом он выделяется на фоне общей массы «серых» ночлежников: своими репликами, образованностью и интеллигентностью. В споре с Лукой их объединяет то, что оба стоят на позициях уважения человека. Но только каждый по-своему видит это. Сатин в своем пламенном монологе утверждает, что «ложь — религия рабов и хозяев. Правда — Бог свободного человека». Он также против любого сострадания к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью». А потому, видимо, он и раскрывает всем глаза на обман Луки: Актера уверяет в том, что нет бесплатных лечебниц для алкоголиков, Ваську Пепла шуткой подталкивает к преступлению. И к чему в итоге привела такая правда? К смерти Актера и ссылке Пепла в Сибирь. Вот и вся правда Константина Сатина. Убогими и жалкими предстают перед нами ночлежники. Ни один из них так и не смог вылезти со «дна», не смог ничего в себе изменить. Так и остались все они доживать свой короткий век «на дне».

10 стр., 4976 слов

Сатин или лука герои пьесы на дне. Кто прав в споре о правде ...

... древности. Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне» — презентация предметные – понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание ... спор о правде жизни звучит в пьесе «На дне». Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду ...

июня 12 2011

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) — спор о Человеке и его воз-можностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых — месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи — социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников — они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания — женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда — равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди — «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова — это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все — в человеке, все — для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука — самый сложный в . Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета. Лука всколыхнул застоявшееся болото «дна», заставил людей мыслить и рассуждать.

И женские образы в пьесе Горького также принимают участие в этом споре. И они тоже должны найти ответ на вопрос «Что важнее — горькая правда или дающая надежду ложь?»

В пьесе «На дне» среди героев выделяются пять женщин. Это Василиса Карпов-на, жена содержателя ночлежки Костылева, ее сестра , жена Клеща Анна, торговка пельменями Квашня и девушка Настя. Судя по строкам из «Действующих лиц» пьесы, все это молодые женщины — в возрасте от 20 (Наташа) до 30 (Анна) лет, за исключением Квашни, которой 40 лет. Что же они из себя представляют? Для чего они включены в действие пьесы?

Василиса — ее образ обычно оценивается следующими эпитетами: «безнрав-ственная», «циничная» и пр. Ее поведение и в самом деле представляется таковым. Василиса систематически избивает свою сестру , она изменяет мужу и пытается уговорить Пепла убить ее мужа, в итоге она подводит Пепла под арест, обвинив его в убийстве Костылева, и обваривает кипятком свою сестру Наташу. Но стоит перечитать страницы и задуматься: а только ли натура Василисы причиной тому? И в самом начале мы видим, что супругу Василисы — 54 года, ей же 26, то есть почти тридцать лет разницы в возрасте. Это в какой-то степени объясняет неверность Василисы.

12 стр., 5573 слов

Судьба: спор героя и автора (пьеса М. Горького «На дне»)

... пьесы «На дне» как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором. Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь ...

Со страниц пьесы становится — понятно, что собой представляет содержатель ночлежки Костылев. Он — хозяин ночлежки и считает себя хозяином жизни. Из описания обстановки ночлежки мы видим, какие условия он создает своим «посто-яльцам». В общем, как говорит Настя, с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет.

Наташа, сестра Василисы, — нежное и душевно чистое создание. Наташа добра, и это становится понятно со страниц пьесы. Наташа говорит’Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно. Когда Анна умирает, Наташа удивляется, что никто о ней не жалеет. Наташа единственная, кто сочувствует фантазиям Насти. Она и сама мечтает, что завтра придет незнакомец особенный и произойдет нечто совершенно особенное. Но в отличие от романтичной Насти понимает, что ждать нечего — чуда с ней не произойдет, как бы она этого ни хотела.

Окончательная судьба героини остается под вопросом. После того, как Василиса обварила ей ноги, Наташа попала в больницу. И в последнем действии оказывается, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Может быть, она нашла-таки свое ? Но, к сожалению, в такой исход слабо верится.

Анна — больная чахоткой и уставшая от жизни женщина — умирает. Она говорит о том, что «всю над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». Для этой героини теория Луки себя оправдала. Лука успокаивает и ободряет умирающую женщину надеждой, что за свои земные муки она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Убогое бессмысленное, безрадостное существование на земле компенсируется вечным блаженством на небесах.

Падшая женщина Настя — наивная, трогательная и беспомощная в глубине души. Она мечтает о чистой и преданной любви, и в этих иллюзиях стремится спрятаться от окружающей грязи, мрака и безысходности. Ее фантазии не вызывают понимания. Барон, существующий за ее счет, лишь смеется в ответ на ее слезы и фантазии. Настя обожает читать романы, содержание которых и составляет по большей части ее мечты.

Квашня — своеобразной оптимисткой кажется Квашня, сорокалетняя торговка пельменями. Возможно, она уже обвыклась с жизнью «дна». Но эта женщина разительно отличается от всех остальных героинь пьесы. Рефреном проходит через всю пьесу ее мысль, что она свободная женщина и никогда не согласится “в крепость себя отдать”, то есть выйти замуж. И в финале — начинает сожительствовать с Медведевым, дядей Василисы и Наташи, полицейским. Квашня — единственная из героинь, кого не затронуло «пришествие» Луки. Остальные тем или иным образом оказались под его влиянием.

Анна умирает, успокоенная ложью Луки о светлом и ласковом «том мире». Настя и без воздействия Луки создала для себя «спасительную ложь» — в своих фантазиях. И она по-прежнему остается в ночлежке, не стремясь внешне ни к каким свершениям. Василиса взята под арест вместе с Васькой Пеплом, и ночлежники ведут спор о том, кто кого усадит за решетку на более долгий срок. В сущности, все остается практически без изменений. Непонятной представляется только судьба Наташи. Выйдя из больницы, та исчезла. Только куда и зачем? Может быть, она решила искать свое счастье?

11 стр., 5100 слов

Анна в произведении На дне (Образ и характеристика)

... обществе за счёт тайных отношений с замужней Василисой, о которых все знают. В начале пьесы герои расстаются, и Пепел пытается ухаживать за Наташей, чтобы увезти её из ночлежки, ... тюрьму, оставшись нищим. Имеет любовные отношения с Настей, но относится к ним, как к должному, переваливает все свои обязанности на девушку, постоянно берет деньги на пьянки. Анна – жена Клеща, 30 лет, ...

На мой взгляд, женскими образами в пьесе «На дне» Горький стремился показать одновременно и глубину нравственного падения, и душевную чистоту «нежных прелестных созданий». Здесь, как и во всей пьесе, звучит полифония. У Горького нет единого ответа на вопрос, как жить, возможно ли выйти из сложной ситуации? Но даже в тяжелых, мрачных условиях жизни не каждая из героинь Горького окончательно опускается на ее дно. Кто-то пытается приспособиться, кто-то не теряет веры в будущее, стремясь сохранить в себе хотя бы крохотные частички добра и света и любви.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов . Литературные сочинения!

В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя и Василиса – Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями. Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», – признается она Луке. Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как – тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене – ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти. «Надо вон тащить! – Вытащим…» Она ушла из жизни – словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, – один Бог знает. Она пожила замужем, и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала – на всю жизнь памятно…» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки. Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно – слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя – не защищена и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она – «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня. Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и – плачет», – удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью. Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет – она не просыпается. Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него громадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль…» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз – Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок. Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться – значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает. Лучи реальности только бликуют на поверхности ее сознания, не проникая вовнутрь. Однажды Настя приоткрывается, и становится ясно, что жизнь ее питается энергией ненависти. Убегая, она кричит всем: «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Эту реплику она произносит в конце четвертого акта, и, следовательно, появляется надежда проснуться. Василиса представляет собой властное начало пьесы. Она – Афина Паллада ночлежки, ее злой гений. Она одна действует – все остальные существуют. С ее образом связаны криминальная и мелодраматическая интриги сюжета. Для Василисы нет внутренних запретов. Она, как и все в ночлежке, – «голый человек», ей «все позволено». И Василиса этим пользуется, пока остальные только разговаривают. Ей подарил автор жестокий и беспощадный характер. Понятие «нельзя» лежит за пределами ее нравственного сознания. И мыслит она непротиворечиво: «Наслаждаться – убивать, чтобы наслаждаться». Ее антипод Наташа – самый чистый и светлый образ пьесы. Наташу из ревности к Ваське Пеплу Василиса непрестанно бьет и мучит, ей помогает муж, старый Костылев. Срабатывает инстинкт своры. Наташа одна из всех верит и еще надеется, ждет не галантерейной, а настоящей любви, ищет ее. Но, к сожалению, география ее поиска происходит на том участке дна, на котором не покоятся груженные золотом испанские галеоны. Тусклый свет, доходящий «сверху, от зрителя», позволяет рассмотреть только рожи постоянных обитателей. Наташа никому не верит. Ни Луке, ни Пеплу. Просто ей, как Мармеладову, «идти некуда». Когда убивают Костылева, она кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня!» Наташе ясно – убил не Пепел. На всех вина. Все убили. Это ее правда. Ее, а не Сатина. Не правда гордого, сильного человека, а правда униженных и оскорбленных.

3 стр., 1303 слов

В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)

... на подобные размышления. Возможно, главный трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи заключается в Василисе. Это очень сильная и страшная женщина. Может быть, Ваське удалось бы уговорить Наташу изменить свою жизнь и уехать с ним. Не исключено, ... Но не думаю, что это должна была быть Наташа. Она не любила Пепла, в чем сама ему и призналась: «И что же я с тобой пойду? Ведь… любить тебя… не ...

Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Они как бы гаранты его достоверности. Именно их голосами автор открыто говорит о сострадании, о нестерпимой скуке жизни. У них есть свои книжные предтечи, на них сошлось множество литературных проекций из предшествующей художественной традиции. Автор и не скрывает этого. Важнее другое: именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы.

/ / / Роль женских образов в пьесе Горького «На дне»

Сколько знаменитых и великих произведений в творчестве Максима Горького. Он посвятил свою жизнь написанию реалистичных работ, которые показывают нам сущность того общества, той жизнь. Одной из самых известных его пьес я считаю « ». Автор пьесы, одним из первых смог высказать в своем творении ту реальность, которая поглотила мир, он смог показать истинную жизнь и существование людей, которые скатились в самый низ жизни. И что самое интересное, Горький не открывает читателям причины, он показывает последствия, которые привели к плачевным результатам.

2 стр., 779 слов

Каренин и Вронский в романе Л. Толстого «Анна Каренина»

... минусах он все-таки муж и отец, а Вронский нет. С Карениным семья возможна, а с Вронским нет. Вся беда в том, что Анна не любила мужа, потому и не могла быть ... любили, женщины тоже. Ни о какой женитьбе он не помышлял. В нем много блеска, который обманул вначале Кити, потом и Анну. Встреча с Анной многое изменила в жизни Вронского. Ради ...

Вчитываясь в сюжет пьесы, мы открываем перед собой страшную и жестокую картину. Мы наблюдаем за жизнями главных персонажей, которые совершенно потеряли всякий смысл. Они ничтожны. Актер видит спасение в бутылке и алкоголе, Анна умирает от болезни, Настя пытается заработать на жизнь проституцией. И все это – результат жизни на дне – страшный и жестокий. У людей с такой судьбой нет будущего. Они потеряли веру в счастье и в нормальное существование.

Если обратить внимание на женские образы, которых достаточно много в пьесе, мы видим, что эти женщины абсолютно беспомощны. А ведь женщина ассоциируется у нас с образом матери. А какие дети могут родиться у таких женщин. Что они увидят в такой грязи, как они смогут выкарабкаться из бедности. Какое будущее их ждет? Серое и страшное!

Какие же женские персонажи представлены нам – читателям. Вначале мы знакомимся с Квашней. Она торгует пельменями, она абсолютно безразлична к семейной жизни, она не терпит мужчин, и мысль о замужестве прогоняет прочь. Ее смысл – денежные отношения. Будущее ее мало интересует, оно в ней умерло. Поэтому, продолжения ее рода не может быть.

Другой персонаж – Анна. Она спокойная, добрая женщина. Вот ей бы стать матерью и вырастить хороших детишек. Но, судьба распоряжается по-другому. Анна сильно больна. Эта болезнь не поддается лечению и вскоре женщина умрет. Она всем надоедает своим постоянным кашлем, она раздражает своего собственного мужа, который поскорее мечтает о ее смерти. Какой может быть ее жизнь? Несчастной или даже ужасной. Она умирает в муках, зная, что никому не нужна.

Образ Насти – наивной девицы, которая занимается любовными похождениями, дабы заработать на жизнь, низкий и беспомощный. Она сочиняет небылицы о своем неправдивом романе, живет рассказами из книжек. Что может быть с ней в дальнейшем? Как отмыться от такой грязи и стать настоящей женщиной. Наверное, это уже невозможно.

Есть другой персонаж – Наталья. Наравне с остальными она тянется и стремится к хорошему, она отзывчивая и добрая. Но, окружающая обстановка, угнетающие люди вокруг также волокут ее на дно. В конечном итоге, она понимает, что вера в хорошее – это большая глупость. Она ожесточается и закрывается ото всех.

Василиса – сестра Наташи – властная и самолюбивая. Возможно, судьба уже сломала ее, немного раньше. Поэтому, перед читателями она предстает черствой и жестокой.

Вот и скажите, какое будущее может быть в таком обществе. Женщины – продолжательницы рода – совершенно не верят в хорошее, их совершенно не интересует семейная жизнь и дети. Основная часть такого общества – это бедные люди, которые не верят в будущее и не хотят ради него жить.

Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня… Все героини знаменитой пьесы М. Горького «На дне» — интереснейшие персонажи. Эти женщины поставлены автором в экстремальные условия, в которых они пытаются выжить, не потеряв свою душу. Удается ли им это?

Торговка пельменями Квашня называет себе «свободной женщиной». Она говорит, что «сама себе хозяйка». Мне кажется, Квашня еще не до конца очерствела, она способна на сочувствие. В самом начале пьесы эта героиня пытается накормить умирающую Анну пельменями: «А ты – поешь. Горячее – мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… Захочешь когда, и покушай!»

3 стр., 1367 слов

Образ женщины в русской литературе 19-20 веков

... мир» и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и в повести А.И. Куприна «Олеся»; сопоставить женские образы в произведениях классиков русской литературы ХIX и ХХ веков. В процессе проведения ... что нет), но она, нося, рожая, кормя детей и принимая участие в каждой минуте жизни мужа, не могла удовлетворить этим потребностям иначе, как отказавшись от света». Однако ...

Это сильная женщина, которая не позволяет мужчинам вольно с собой обращаться. Квашня, пережив горький опыт замужества, теперь боится его, как она огня: «Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно… Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…» В этих словах Квашни «режет ухо» глагол «издох». О чем он говорит? О бесчеловечности Квашни или ее мужа? Мне кажется, что в тех страшных социальных условиях жестокость мужа была далеко не редкостью. И сразу же мы можем себе представить, как жила бедная женщина, если способна была так радоваться смерти своего мужа.

Поэтому Квашня ни под каким предлогом не хочет соглашаться на предложение Медведева: «Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти».

Анна, жена работяги Клеща, находится при смерти. Но к ней проявляет сочувствие кто угодно, только не ее муж. На просьбу жены не шуметь, он отвечает: «Заныла». Анна – женщина терпеливо сносящая все. Она давно уже привыкла к побоям мужа, его грубости и жестокости. На мой взгляд, эта героиня символизирует всех несчастных терпеливых женщин, которые считают грубое отношение к себе нормой семейной жизни. И становится страшно от такого спокойного отношения к вечному унижению! Ведь, несмотря ни на что, Анна продолжает заботиться о своем жестоком и равнодушном муже: «Андрей Митрич… Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь». Неудивительно, что от такой жизни есть только одно спасение – смерть. А ведь Анне лишь только тридцать лет…

Девица Настя все время читает бульварные романы о любви и страсти. Жажда настоящих чувств сталкивается в ее жизни с грязью и низостью окружающей атмосферы. Поэтому Насте остается только одно — мечтать. Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном: «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…» На насмешки и откровенную издевку сожителей Настя отвечает: «Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»

К сожалению, все это — лишь фантазии, а в жизни героиню окружает грязь и пошлость. Ведь Настя – проститутка. И единственная возможность забыть все это – напиться.

Василиса, жена хозяина ночлежки, символизирует собой «хозяев жизни». Но отличаются ли владельцы «дна» от обитателей этого «дна»? На мой взгляд, нет. Ведь человеку практически невозможно сохранить человеческий облик, находясь в зверинце.

Василиса — женщина властная, жестокая, бесчувственная. В этой жизни она любит только деньги. Эта героиня – любовница вора Васьки Пепла. Но у вора, человека опустившегося, больше человеческих чувств, чем у «хозяйки жизни». Он говорит о своей любовнице: «… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…» И правда, создается впечатление, что в Василисе нет души.

Внешняя красота этой героини противопоставлена ее внутреннему уродству. Уверяя Пепла в своей любви, она натолкнула его на воровство. А после, узнав, что он любит ее младшую сестру Наташу, обещает ему отдать ее, если он убьет Костылева, мужа Василисы. Хозяйка ночлежки начинает забивать свою сестру, как бы мстя ей за то, что ее бросил любовник. Она жестоко издевается над Наташей, зная, что та ничем не может ей ответить.

Наташа, по своей природе, очень добрый и мягкий человек. Она еще способна искренне сочувствовать людям. Именно это-то и привлекло в ней Ваську Пепла. Но Наташа не любит его настолько, чтобы пойти за ним в Сибирь. Может, она просто не решается порвать со своей прошлой страшной жизнью? Увидев вместе Наташу и Пепла, Василиса закрывает сестру дома и начинает жестоко избивать и издеваться над ней. Но Наташу вовремя спасают, не позволяя Василисе дойти до убийства сестры. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..» Позже мы узнаем, что Наташа попала в клинику. Потом эта героиня ушла в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в тот страшный дом.

Безусловно, все герои пьесы Горького «На дне» по-своему интересны. Каждый из них выражает авторскую позицию. Но именно благодаря женским образам произведения мы можем во всей полноте увидеть бесчеловечные условия жизни людей «дна», понять весь трагизм их существования.