Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей в силу того, что предстаёт перед нами в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами. Искусство расширяет наш социальный опыт, наше взаимодействие с природой и обществом, с людьми (собственно, в этом проявляется его коммуникативная функция).
К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство. Называют эти виды изобразительными потому, что художник выражает в них свои мысли, чувства через изображение человека, природы, предметов, через изображение видимого мира, и воспринимаются они зрителем при помощи зрения. В отличие от литературы, театра, кино, музыки, способных передавать движение и развитие в виде действия во времени, изобразительное искусство воплощает действительность в единственный момент. И только через этот единственный момент художник должен дать почувствовать зрителю, что предшествовало изображённому мгновению и что, возможно, предшествует за ним. Художественный образ в изобразительном искусстве — это отражение действительности и вместе с тем это не буквальная копия. Явление действительности, перенесённое в искусство, выражает отношение художника к изображаемому и, таким образом, утверждает его эстетические идеалы.
Изобразительное искусство обладает своим языком. Именно это помогает художнику выразить свои мысли, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен, каждый его вид имеет свои особенности, свои законы. Знать эти законы необходимо не только художникам, но и всем нам. Зная язык, мы будем воспринимать образы искусства ярко, живо, у нас будет формироваться эмоциональное отношение к описываемым событиям, явлениям, что, в свою очередь, поможет глубже воспринимать окружающую действительность.
Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит, как считали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец [14], в своем развитии определенный путь развития. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка. И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качество достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появился некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства; увидеть разницу между реальностью и ее изображением.
Воспитание художественного вкуса и эстетической оценки окружающей ...
... образом, на уроках изобразительного искусства осуществляется первичное знакомство с произведениями художников, использованных на эти цели характерного воспитания, развития художественного вкуса ребенка и его ... Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание ...
Воспитание творческих способностей — одна из главных задач дошкольной педагогики. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников. В данной работе мы рассмотрим, как старшие дошкольники воспринимают произведения изобразительного искусства и как искусство влияет на их художественно — эстетическое развитие.
Объектом данного исследования является процесс художественно — эстетического развития старших дошкольников.
Предмет исследования
Цель данной работы: изучить методику ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством и ее влияние на художественно — эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
На основе изученной литературы рассмотреть особенности художественного восприятия старших дошкольников.
Исследовать принципы ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Изучить требования к отбору произведений для старших дошкольников.
Рассмотреть жанры изобразительной деятельности (портрет, натюрморт, пейзаж).
Смоделировать систему совместной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством (портрет, пейзаж, натюрморт).
Реализовать данную систему совместной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с изобразительным искусством (портрет, пейзаж, натюрморт).
1. Произведения искусства в разностороннем развитии ребенка дошкольного возраста
живопись произведение дошкольник образовательный
Детская душа — тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Ребенок воспринимает не только слова и действия окружающих его людей, но и звуки, запахи, цвета и осязаемые предметы. Таким образом, вся обстановка, окружающая ребенка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты, и происходит воспитание детей искусством. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается.
Формирование личности в целом происходит благодаря влиянию и взаимодействию многих составляющих факторов.
Одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие ребенка со всеми видами искусства, такими как музыка, живопись, прикладные виды творчества, танцы и многое другое [6].
1.1 Значение живописи в развитии дошкольника
В данной работе более подробно остановимся на живописных жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете. Но сначала несколько слов о том, что такое живопись.
Жанр изобразительного искусства «портрет» как средства форирования ...
... жанров живописи, скульптуры, графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Уроки изобразительного искусства, затрагивающие тему создания и изучения портрета, несут в себе определённую значимость для учащихся начальных ...
Живопись — это один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены предметов и явлений реальной действительности [17]
По назначению живопись делится на:
Монументальную — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.) [5]
Станковую — род живописи. Произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная нам станке (мольберте) [5]
Декоративную — это род живописи, которая служит для украшения различных предметов [9].
Декорационную или театральную — живопись, имеющая свои особенные правила, при соблюдении которых картины издали, кажутся как бы самими предметами, которые на них нарисованы. Если посмотреть на декорации вблизи, то они представляют собой грубую «мазню».
Миниатюру — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания [5].
По содержанию — на жанры. Важнейшие из них, как уже было сказано вышек, — бытовой, исторический, портрет, пейзаж.
Бытовой жанр — это жанр изобразительного искусства, фиксирующий сцены из повседневной бытовой и общественной жизни людей. Из-за очень тесного сплетения этого жанра с другими — бытовой жанр в чистом виде встречается крайне редко. Чаще всего в картинах он соединяется с историческим, портретным или пейзажным видом живописи. Как отдельный вид, бытовой жанр зародился и сформировался довольно давно — это произошло на Востоке в X веке. В Европе свое распространение и развитие бытовой жанр в живописи получил в XVII веке, а в России в XVIII. История и представители бытового жанра. Проходя постепенное развитие, бытовые сцены, изображающиеся на полотнах художников, менялись одновременно со сменой исторических эпох. Эпоха Возрождения. В основном эти сцены изображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен [5].
Исторический жанр — один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами — бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), батальным жанром. Эволюция исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18-19 веках) [5].
Портрет — изображение человека в живописи или скульптуре, воспроизводящее оригинал в точности, со всеми чертами внешности и индивидуального характера[5].
Рисуя портрет, художник передает индивидуальное сходство, раскрывает внутренний мир и характер изображаемого человека, выявляет в облике модели типические черты эпохи и социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры. Наряду с этим сформировался тип портрета, когда изображают какого-либо деятеля прошлого (исторический портрет) по воспоминаниям или представлению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального.) материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете, объективному изображению действительности сопутствует определенное отношение мастера к модели, отражающее его собственное мировоззрение. Всё это,…
Реферат основные жанры китайской живописи
... основной фундамент последующей культуры китайской нации. Развиваются и утверждаются в своих основных ранее существовавшие принципы архитектуры и градостроительства, складывается определённый стиль живописи ... дало богатейший материал для изучения мифов, исторических легенд, обычаев и религиозных представлений Китая ... китайской истории, зарождались новые и по содержанию и по форме виды и жанры ...