Организационная культура в образовательном учреждении

1.3.Типы и составляющие организационной культуры образовательного учреждения и их функции

Прогрессивные руководители, в том числе и образовательных учреждений, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

Иными словами, корпоративная культура образовательного учреждения, в том числе и детского сада и ее педагогического коллектива, – это инструмент, который дает возможность руководителю понять особенности своей организации, успешно развивать образовательное учреждение [30; С. 46 – 56].

Между тем организационная культура как сложное явление разбивается на четыре типа [11; 30; 43; 44]:

  • ролевая культура;
  • культура власти и силы;
  • командная культура (культура деятельности);
  • культура индивидуальности (культура личности).

Согласно Жуковской, каждый тип культуры описывает организацию с позиций [11; C. 45 – 52]:

  • ее структуры;
  • преобладающих способов деятельности;
  • нахождения центра власти;
  • размера властной дистанции;
  • характера формальных и неформальных отношений;
  • ценностей;
  • норм, моделей поведения сотрудников;
  • скорости реакции на внешние изменения.

Первый тип – ролевая культура – характеризуется наличием позиции для каждого, превалированием значения должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка, подчеркиванием статуса (например, форменные халаты для младших воспитателей).

Второй тип – культура, ориентированная на власть, имеет схожие черты с ролевой культурой, однако в отличие от последней центральной фигурой является руководитель. При этом наиболее характерными признаками такой корпоративной культуры образовательного учреждения являются [30; 43]:

1) профессионал – человек, разделяющий идеи руководителя;

2) несоответствие должности выполняемым задачам;

3) постоянное нарушение руководителем должностных инструкций;

4) согласование любого решения с первым лицом организации;

5) действует принцип «инициатива наказуема»;

6) активно используется личностный ресурс руководителя в решении проблем в управлении.

5 стр., 2161 слов

Корпоративная культура в дошкольном образовательном учреждении

... между научными требованиями к организации системы управленческой деятельности и реальным состоянием системы управления в практике функционирования дошкольного учреждения; между требованием времени к развитию корпоративной культуры педагогов образовательного учреждения и реальной системой ...

Третий тип – культура задачи ориентирует на командный метод работы. Причем носителем власти является, как правило, человек, взявший на себя ответственность за решение поставленной задачи [43; С. 20 – 26].

Наконец, наиболее характерные признаки культуры личности [30; С. 46 – 56]:

1) профессионал – специалист высокой квалификации;

2) профессиональная автономия педагога;

3) большая значимость личностного пространства;

4) разрозненность и разнообразие взглядов на воспитание и обучение;

5) индивидуальный учебный план – основа организации учебного процесса;

6) индивидуальность, личность, личная траектория развития, относительный успех, достижения, портфолио, «звезда» – ключевые слова в лексиконе детского сада;

7) качественная оценка работы воспитанника, нетрадиционные способы оценивания –портфолио.

Однако, по мнению Ушакова, в образовательных учреждениях всегда присутствует все типы организационных культур, но при этом один из типов обязательно доминирует [43;С. 20 – 26].

Более того, согласно Ясницкой, по причине консервативности организационной культуры более правильно будет не разрушать доминирование определенного типа культуры, а по возможности повышать ее позитивный потенциал, использовать ее положительные стороны [47; С. 46 – 51].

Организационная (корпоративная) культура образовательного учреждения, как и культура организаций других сфер и областей, исследователями признана многогранным социальным феноменом и рассматривается как система формальных и неформальных элементов (уровней, частей) [6; 22; 31; 44; 47].

По мнению Ушакова, организационная культура образовательного учреждения, как и культура организации других сфер и областей, также многослойна [44; С. 2 – 4].

Считается, что организационная культура образовательного учреждения складывается из следующих составляющих [10; 16; 25; 29; 31; 36; 44]:

1) символы («настенная живопись», вид досок объявлений, награды);

2) герои организации («Доска почета»);

3) ритуалы: Как люди здороваются? Как одеваются?;

4) язык организации (фразы, словесные штампы наиболее употребляемые);

5) разделяемые убеждения и взаимные ожидания (отношение к воспитанникам: в основном способные либо в целом не очень способные, но есть все же и одаренные и т.п.);

6) философия (миссия), задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам (педагогам);

7) профессиональные ценности: Какого своего воспитанника я (мы) считаю хорошим? Кого из коллег я считаю настоящим педагогом?;

8) общечеловеческие ценности, мировоззрение (здоровье, семейная жизнь);

9) нормы поведения (стандарты и подходы, по которым педагог определяет, что и как ему нужно делать);

10) правила поведения, по которым ведется деятельность в организации (они могут быть формальными и не формальными);

11) психологический климат педагогического коллектива.

В своей совокупности вышеперечисленные элементы (уровни, части) в виде организационной (корпоративной) культуры выполняет ряд важных функций. Во-первых, организационная культура выполняет функцию внутренней интеграции. Она порождает согласованность в действиях педагогов, усиливает их взаимопонимание, чувство общности. При этом корпоративная культура выступает эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать педагогический коллектив на достижение поставленных целей [6; 10; 37; 43].

13 стр., 6235 слов

Экспериментальное изучение организации уголка изобразительной ...

... к организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. Рассмотреть специфику организации уголка изобразительной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. Экспериментально изучить организацию уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада и разработать модель уголка изобразительной деятельности с ...

Во-вторых, корпоративная культура педагогического коллектива обеспечивает внешнюю адаптацию, формирует определенный имидж образовательного учреждения, определяет лицо школы. По организационной культуре можно понять, что принято и что не одобряется в школе, как поступать человеку в той или иной ситуации [6; 28].

В-третьих, она способствует формированию и закреплению корпоративных ценностей (отношение к воспитанникам, детскому саду и т.д.), детерминирует взгляды и убеждения педагогов, обеспечивает целостность и единство «образа мира» коллективного субъекта (педагогического коллектива) [6; 9].

В-четвертых, организационная культура выполняет стимулирующую функцию. Она усиливает процесс вовлеченности в дела детского сада, чувство преданности и принадлежности коллективу, формирует корпоративный патриотизм, желание поступаться личными интересами в интересах организации, эмоциональное сопережевание корпоративных проблем, отвержение на подсознательном уровне предательства коллективных интересов [4; 6].

В-пятых, организационная культура педагогического коллектива создает единое нормативное поле, которое служит средством поддержания определенных образцов поведения, моделей поведения, целесообразных с точки зрения традиций образовательного учреждения [6; 25].

Таким образом, организационная культура образовательного учреждения представляет собой инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом, использование которого позволяет руководителю детского сада формировать определенную модель поведения педагогов, поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышать и использовать его позитивный потенциал. Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Развитие организационной культуры образовательного учреждения с использованием методов и принципов инновационного обучения персонала

Современные условия в России, переход к новым экономическим отношениям требуют создания образовательных учреждений, использующих новые современные технологии организации труда. Эффективность обновления образовательного процесса во многом зависит от уровня организационной культуры системы образования, характера взаимодействия между ее составляющими, направления и содержания информационных потоков, полноты реализации управленческих функций.

Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.

Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Если, например, организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив, то для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость, между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения. Организационная культура стала способом управления людьми в организации. Сильная организационная культура формирует нормы поведения, способствующие достижению целей организации.

12 стр., 5891 слов

Роль спонсорства в организациях культуры

... крупнейших европейских турниров. Спонсорство в области культуры и искусства На втором месте - спонсорство в сфере культуры и искусства. Здесь наиболее перспективным является спонсорство конкретных телевизионных программ ... т. п.). Спонсироваться могут конкретные лица, группы лиц, организации или мероприятия, различные кампании в разнообразных областях человеческой деятельности. С другой стороны, ...

Таким образом, при формировании и развитии организационной культуры образовательного учреждения с использованием методов и принципов инновационного обучения персонала, мы должны учитывать, что они должны обеспечить:

  •  овладение персоналом умениями и навыками определять, понимать и решать проблемы, в том числе проблемы управления образовательным учреждением и проблемы адаптации к новым социально-экономическим условиям;
  •  внедрение нововведений и новых форм взаимодействия субъектов образовательного пространства;
  •  приобретение новых психологических установок и представлений, формирование новых ценностных ориентаций;
  •  приобретение знаний по маркетинговой политике и стратегическому управлению, знаний ситуации на рынке образовательных услуг, знаний о взаимодействиях с другими организациями, влияющими на работу образовательного учреждения;
  •  развитие способностей в области планирования и организации учебной деятельности, поддержания имиджа учреждения в соответствии с его миссией и стратегией развития.

Решение поставленных задач будет реализовываться при помощи создания системы обучения персонала включающая весь педагогический коллектив. Необходимо использовать различные способы обучения: курсы повышения квалификации, семинары, методические советы, фокус-группы, тренинги, организация курсов повышения квалификации по управленческой тематике. Обучения должно проводится с привлечением внешних специалистов, а также с обязательным изучением менталитета каждого отдельного педагога, его мировоззрения, культурных представлений.

Развитие организационной культуры образовательного учреждения с использованием методов и принципов инновационного обучения позволит реализовать эффективное развитие и управление персоналом путем:

  •  внедрения рефлексивного управления в детском саду через участие педагогов в проектной деятельности по развитию ОУ, побуждение к целеопределению и планированию действия;
  •  участия в разработке проектов решения проблем, связанных с адаптацией к изменениям окружающей среды, и проектов интеграции управленческих функций;
  •  формирования способности ориентироваться на развитие организации и формирование установки на непрерывные изменения;
  •  согласования личных представлений, ценностей и целей педагога с коллективными представлениями, ценностями и целями функционирования образовательного учреждения;
  •  изучения представлений педагогов о социальной функции детского сада, о педагогическом сотрудничестве, о статусе педагога, имидже детского сада.

2.2.Программа управленческих действий по развитию организационной культуры в МДОУ №38 «Детский сад Будущего»

11 стр., 5284 слов

«Мой любимый детский сад» Номинация: «Мой любимый детский сад» ...

... с любовью. детский сад будущего , на мой взгляд, — это дошкольное учреждение «с человеческим лицом» ... образовательное пространство по своему усмотрению и создавать новые зоны для игр и обучения. В пятых, детский сад ... что говорит о несбыточности этой мечты в ближайшем настоящем, идея этого ... сад, а уж тем более, детский сад будущего должен быть полностью компьютеризирован. Приходя в детский сад ...

Сегодня существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в своих воспитанниках высокие духовные потребности. Общество нуждается в образовательном учреждении, которое может подготовить выпускника детского сада, отличающегося творчеством и предприимчивостью, который обладает крепкой духовной силой, ответственностью.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования существует ряд проблем, которые необходимо решить:

  •  недостаточная подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам;