Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — новаторское произведение. Она отличается оригинальностью конфликта, носящего социально-философский характер; многообразием персонажей, каждый из которых резко индивидуализирован и в то же время типичен; комизмом, основанным не на избитых водевильных ситуациях, а на характерах и поступках героев. Наконец, композиция комедии также является художественным открытием драматурга.
В композиции и выявлении идейного смысла произведения важнейшую роль выполняет заключительная немая сцена.
На ее особое значение указывал сам автор в «Замечаниях для господ актеров»: «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект».
Какую же композиционную функцию выполняет немая сцена? Она замыкает действие в кольцо: сообщение, сделанное в первой реплике городничего: «…к нам едет ревизор» — только сейчас получает истинное подтверждение: всё предыдущее действие было связано с ревизором мнимым. Тем самым не только для героев комедии, но и для зрителей произведение обретает трагический пафос: комедия превращается в трагедию. И дело не только в том, что теперь-то настоящий ревизор наведет порядок и восстановит справедливость. Об этом можно только догадываться. Не исключено, что он окажется немногим лучше Хлестакова. Именно такую трактовку дал кинорежиссер Леонид Гайдай в экранизации «Ревизора», получившей название «Инкогнито из Петербурга». Там при известии о настоящем ревизоре чиновники переглядываются между собой и роются в бумажниках в поисках новых купюр для взяток.
Истинный трагизм немой сцены, распространяемый на общую идею произведения, раскрывается в пояснениях автора, сделанных им в драматическом этюде «Развязка «Ревизора»: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, настоящего ревизора, не подложного!»
«Особенности композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Работа ...
... ревизора. Автор: Н. В. Гоголь Произведение: Ревизор Это сочинение списано 30 631 раз Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по ... комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю ... города Н. Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал с мрачной ...
Таким образом, немая сцена возводится писателем в прообраз Страшного Суда, ожидающего каждого человека в конце его жизни — суда строгого и неподкупного. Одним из любимых живописных полотен Гоголя была картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На ней изображены искаженные предсмертным страданием лица гибнущих людей. И хотя живопись искусство молчаливое — зритель как будто слышит их вопль ужаса. Таким же немым криком можно считать и финальную сцену «Ревизора».
Николай Васильевич Гоголь был не только выдающимся сатириком, но и христианским моралистом. В финальной немой сцене заключительное обобщение писатель выводит за рамки изображенных им событий и делает символом неизбежной расплаты за земные грехи перед тем, кто будет судить все наши поступки по окончании нашего земного пути. Призыв к раскаянию и улучшению нравов — вот нравственный пафос комедии, который придает гениальному произведению Гоголя вневременной и отнюдь не комедийный смысл.
На этой странице искали :
- в чем смысл немой сцены в финале комедии н в гоголя ревизор
- смысл немой сцены в комедии ревизор
- в чем ты видишь смысл последней сцены комедии ревизор
- сочинение ревизор
- смысл немой сцены в ревизоре