Острая сатира в произведениях А. П. Платонова

Любые явления действительности неизменно находят свое отражение в произведениях литературы и искусства. Комические явления действительности отражаются в сатирических или юмористических произведениях. Возникнув в глубокой древности в устном народном поэтическом творчестве, сатира получила свое название и достигла высокого развития в древнеримской литературе (сатиры Горация и Ювенала, комедии Плавта и Теренция, романы «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея).

С тех самых пор сатире принадлежит важное место в литературе, потому что сатирическое изображение содержит резкое, решительное, безоговорочное осуждение и уничтожающее осмеяние каких-либо отрицательных явлений, приносящих большой вред, и притом не одному человеку, а целому обществу. Сатира помогает в борьбе нового с отживающим, косным, сметает с пути истории все, что мешает движению общества вперед. В эпоху Возрождения прогрессивную историческую роль сыграла сатира Эразма Роттердамского «Похвала Глупости», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», М. Сервантеса «Дон Кихот», в эпоху Просвещения эту роль выполняла сатира Вольтера, Д. Дидро, Дж. Свифта. В России XIX века сатира Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина способствовала разоблачению крепостного права, самодержавия. В XX веке сатирические произведения также призваны высказать решительный протест против того, что отжило, что наносит вред или мешает развитию общества.

В каждом сатирическом произведении есть положительный, противостоящий отрицательным явлениям, идеал и есть «честное, благородное лицо» — так называл Н. В. Гоголь смех, который борется за торжество этого идеала. Цель сатиры — вскрыть сущность явления, противоречащую его внешнему облику, подчеркнуть внутреннюю слабость, несостоятельность, вредность и другие замаскированные специально или обычно не замечаемые недостатки. Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взглядов писателя, многие ее произведения публицистичны, отражают конкретные общественно-политические события современности. Такой публицистичностью обладает и проза А. П. Платонова.

Одним из первых сатирических произведений писателя стала повесть «Город Градов». Повесть начинается описанием города: «Героев город не имел, безропотно и единогласно принимая резолюции по мировым вопросам», «…сколько ни давали денег ветхой, растрепанной бандитами и заросшей лопухами губернии, ничего замечательного не выходило». В этот город приезжает Иван Шмаков, чтобы «врасти в губернские дела и освежить их здравым смыслом». Он начинает писать труд «Записки государственного человека», который затем хочет переименовать — «Советизация как начало гармонизации вселенной». А умирает Иван «от истощения сил на большом социально-философском труде: «Принципы обезличения человека, с целью перерождения в абсолютного гражданина с законно упорядоченными поступками на каждый миг бытия».

12 стр., 5856 слов

Особенности, своеобразие сатиры салтыкова-щедрина

... определенных групп людей. http://schoolessay.ru/satira-v-proizvedeniyax-saltykova-shhedrina/ Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Для второй половины XIX века ... по. адресу помещиков. В сказках писатель продолжает развивать те проблемы, которые его интересовали и в ранних произведениях; столкновение правителей-крепостников, Жалких либералов, ...

Своеобразие платоновской сатиры заключается в том, что Шмаков, главный философ, создающий концепцию бюрократизма, выполняет двойную функцию: с одной стороны, он — воинствующий бюрократ, с другой — именно он является главным разоблачителем существующего порядка. Шмакова одолевают сомнения, и в его голове рождается «преступная мысль»: «Не есть ли сам закон или другое установление — нарушение живого тела вселенной, трепещущей в своих противоречиях и так достигающей всецелой гармонии?» Ему же Платонов доверяет произнести разоблачающую речь обюрократах: «Кто мы такие? Мы за-ме-сти-те-ли пролетариев! Стало быть, к примеру, я есть заместитель революционера и хозяина! Чувствуете мудрость? Все замещено! Все стало подложным! Все не настоящее, а суррогат!» В этих словах — вся сила платоновской сатиры: с одной стороны, как бы апология бюрократизма, а с другой — простая мысль о том, что власти у пролетариев нет, а есть только у его «заместителей». Бормотов, практик-бюрократ с большим стажем, убежденно заявляет: «Уничтожьте бюрократизм — станет беззаконие», потому что прекрасно понимает, что бюрократизм в принципе неуничтожим, поскольку бюрократы — надежная опора власти. И вот эта мысль особенно дорога Шмакову: «Канцелярия является главной силой, преобразующей мир прочных стихий в мир закона и благородства».

В повести «Город Градов» Платонов открывает, по словам исследователя Л. Шубина, специфичную «градовскую школу философии», которая раскрывается особым языком, на котором только и возможно писать о том, о чем он пишет. Это язык всепроникающей иронии, перефразировка шаблонов, которые отражают всю узость и тупость мышления градовских философов и практиков бюрократизма. Причем речь персонажей невозможно передать на нормированном языке, потому что при этом неизбежно потеряется весь смысл «выражения».

Платонов предстает как мастер языковой характеристики персонажей, как главных, так и второстепенных. Ему достаточно двух-трех реплик, чтобы перед нами возник яркий образ. Примером может служить выразительная речь счетовода Смачнева. «Ничто меня не берет, — с гордостью заявляет Смачнев, — ни музыка, ни пение, ни вера — а водка меня берет! Значит, душа у меня такая твердая, только ядовитое вещество она одобряет… Ничего духовного я не признаю, то — буржуазный обман». Город Градов населяют сплошь «твердые души». Они создают и отстаивают свою философию жизни, выражая представление о ее ценностях. И снова речь отражает низкий, примитивный уровень развития: «любимые братья в революции», » противоречивые утомленные глаза», «сиречь для всякого героя есть своя стерва», «в сердце моем дышит орел, а в голове сияет звезда гармонии». Показательным является и тот факт, что в городе Градове практически отсутствуют пейзажи. Иначе и быть не может, ведь природа, по мысли «главного идеолога» Шмакова, — «самый худший враг порядка и гармонии… Всегда в ней что-то случается…»

6 стр., 2949 слов

Русский язык и культура речи» «Язык и стиль публичного выступления

... очень важны для любых жанров делового общения. ЛОГИКА РЕЧИ Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на ... гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать: наиболее существенные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры; ...

Оригинальный, меткий язык становится основным средством сатиры и в повести «Котлован», где вниманию читателей Платонов представляет страшную картину мира. Закладывается основание огромного Дома для трудящихся, спроектированного инженером Прушевским. Идут изнурительные работы, которые Платонов описывает с устрашающим реализмом. Но когда эти работы закончены, у руководства стройки появляется «гениальная» идея: вырыть котлован «в четыре — в шесть раз» больше. И, несмотря на абсурдность такой затеи, работы продолжаются. Бессмысленный гигантский труд превращается в страшное наказание.

Действие повести перемещается в близлежащую деревню, где организуется колхоз имени Генеральной линии. Там есть Оргдвор и Оргдом. Все, что происходит в деревушке, настолько жестоко и абсурдно, что о напечатании повести (авторская датировка «Котлована» — декабрь 1929 — апрель 1930) не могло быть и речи, Платонов это понимал, тем не менее, говорил и писал все, что хотел донести до читателя. Поступки героев и события, описываемые в повести, приобретают апокалипсический смысл. Например, идея ликвидировать кулачество как класс, посадив кулаков на плот и отправив их, словно по Лете, в море, — и «вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник «. Этот «плот» как символ не менее страшен, чем » котлован «,

В повести Платонова остро поставлены многие злободневные вопросы, связанные с эпохой индустриализации и коллективизации в Стране Советов. Гигантомания и темпы роста действительно захватили тогда весь государственный организм. Строить новое, стирая с лица земли старое наследие, в начале 30-х годов было самой актуальной задачей. Но символ Котлована приобретает в повести Платонова еще и универсальный смысл: если «общепролетарский дом», который должен быть построен ценой неимоверных человеческих усилий, просто утопия, то Котлован — реальность. Котлован — это бездна, пропасть, бездонная яма, в которую падают и падают люди; он бесконечен, он — непрекращающийся процесс поглощения. Символически звучит фраза о мужиках: «бедные и средние мужики», которые пришли из деревни «зачисляться в пролетариат», «работали с таким усердием, будто хотели спастись навеки в пропасти котлована».

Язык повести разоблачает действительность не в меньшей мере, чем происходящие в ней события. Это язык жестокой, мрачной сатиры. В повести нет ни одной темы, о которой не было бы сказано на этом особом, пронзительном языке. Так, например, счастливое будущее воплощается в образе «прочного общепролетарского дома», «из высоких окон» которого «будущий человек будет спокойно глядеть в простертый, ждущий его мир» и «бросать крошки из окон живущим снаружи птицам». Платонов намеренно деформирует устойчивые стереотипы революционной эпохи и того времени, которое описано в повести, когда обессмысливается любая попытка выразить себя или развернуть идеи и принципы: «Вощев лежал в сухом напряжении сознательности», «стоял и думал среди производства», «уроду империализма никогда не достанутся социалистические дети», «каждый существовал без всякого излишка жизни», «ты не переживешь вещества существования», «мешок, куда собирали Для памяти и отмщения всякую безвестность», и т. д.

3 стр., 1287 слов

Краткая история создания повести «Котлован» А.П. Платонова

... Повесть «Котлован» является путеводителем, показывающим русский быт и уклад жизни простого народа во времена внедрения коллективизации. Переломный момент в обществе сыграл ключевую роль при написании произведения. Повесть «Котлован» — это антиутопия. А.П. Платонов ...

Писатель деформирует и искажает не только официальную, но и бытовую речь персонажей. Наиболее показательным в этом смысле можно считать образ «активного» строителя «общепролетарского дома» Сафронова, имеющего «вежливо-сознательное лицо» и улыбку «загадочного разума».

Сафронов редко задумывается о смысле жизни. Он всецело доверяет партийным лозунгам и призывам, летящим из репродуктора, даже самым абсурдным («Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства», «Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей»), и сожалеет лишь о том, «что он не может говорить обратно в трубу, дабы там слышно было об его чувстве активности, готовности на стрижку лошадей и о счастье». «Единогласная душа» — называет его Жачев. Речь Сафронова сплошь состоит из неумело состыкованных штампов: «Ты, товарищ Чиклин, пока воздержись от своей декларации. Вопрос встал принципиально: и его надо класть обратно по всей теории чувств и массового психоза…» Он произносит развернутые поучительные монологи, где просторечие удивительным образом уживается с политической, деловой и научной лексикой: «У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтобы в тебе был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощев, соревноваться на высшее счастье настроенья». Постепенно Сафронов присваивает себе право высказываться от лица всей артели, пытается формулировать общие мысли.

Например, с появлением на котловане девочки Насти, которую все, и сам Сафронов, воспринимают как «элемент будущего», как грядущее счастливое поколение, он так определяет всеобще чувство: «Товарищи!.. Перед нами лежит без сознанья фактически житель социализма. Из радио и прочего культурного материала мы слышим лишь линию, а щупать нечего. А тут покоится вещество сознания и целевая установка партии — маленький человек, предназначенный стоять всемирным элементом! Ради того нам необходимо как можно внезапней закончить котлован, чтобы скорей произошел дом, и детский персонал огражден был от ветра и простуды каменной стеной».

Иосиф Бродский под впечатлением от прочитанного написал в предисловии к повести, что «первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время». Самого же Платонова, по его мнению, «следовало бы признать первым сюрреалистом «. Особенно поразил Бродского язык «Котлована»: Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности». Язык Платонова воссоздать нельзя, потому что этот язык, «компрометирующий время, пространство, самую жизнь и смерть…», «непереводим».

2 стр., 721 слов

По повести Платонова «Город Градов»

Но, как мне кажется, в повести «Город Градов» раскрылись большие возможности писателя в жанре сатиры. Эта повесть — глубокие размышления о жизни нашего общества во времена революционных ... бы не внимание Горького. Великий пролетарский писатель состоял даже в переписке с Платоновым. Например, по поводу романа «Чевенгур» он писал Платонову: «.при неоспоримых достоинствах работы Вашей, я ...

Исследователями творчества Платонова «Котлован» (как и другие произведения, в которых он прибегает к беспощадной сатире) прочитывается в разных контекстах. Но все они сходятся на том, что писатель всегда точно знал, кого он защищает и чью сторону принимает, и всегда виртуозно подбирал для утверждения своей точки зрения выразительные средства. Об этом свидетельствуют слова самого Платонова, сказанные им о сатире: «И сатира должна обладать зубами и когтями, ее плуг должен глубоко пахать почву, чтобы на ней вырос впоследствии хлеб нашей жизни, а не гладить бурьян по поверхности. Сатира должна остаться великим искусством ума и гневного сердца, любовью к истинному человеку и его защитой».