Тема. А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»

  • выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;
    • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.

    Оборудование:

    І. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    С. Пушкина «Руслан и Людмила».

    III. Изучение нового материала.

    Зимняя дорога, Л. Л.Каменев (1833-1886)

    Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П. М.Третьяковым. Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А. К. Саврасов, затем В. Д.

    А. К.Саврасов (1830-1897)

    Слово учителя. На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.

    К.Саврасова, «Вьюга» П. П. Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А. О.

    Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией. В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.

    6. Прослушивание романса А. А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.

    С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).

    7.

    Сообщение учащегося об А. А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А. С. Пушкина. Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством.

    Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта. Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции. Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса. Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.

    1 стр., 428 слов

    Объявлены направления тем итогового сочинения в 2016-2017 учебном ...

    ... которые будут опубликованы до 1 октября 2016 г. Особенности формулировок тем итогового сочинения Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, ... год подряд для выпускников написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения ...

    Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России — Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.

    В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона».

    Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву. Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар.

    Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера. Романсы «Соловей» и «Вечерний звон» и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня — лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса. Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу «Кавказский пленник».

    IV. Закрепление изученного.

    Волнистые, Пробирается луна, льёт печально свет она, Печальные, печально.

    (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).

    — Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе? — Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы? — С кем поэт сопоставляет состояние природы? — Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора? — Что изображает А.

    С.Пушкин, рисуя картины природы? — Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах?

    (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями). 3. Слово учителя.

    Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено. — Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги.

    Что противопоставлено её печальному однообразию? — Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?

    3 стр., 1290 слов

    Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма

    ... 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения — романсы, фортепианные ... задумчивым лирическим настроением, связанным с образами русской природы и дальней дороги, так широко воспетыми отечественной поэзией. Здесь ... оперному – нараспев), хор. Романсы и песни А. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, ...

    4. Просмотр клипа.

    («Зимняя дорога», музыка Г. Свиридова», исполняет И. Архипова).

    V. Подведение итогов урока.

    (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»). — В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.

    V. Домашнее задание.

    о родной природе, с.133-140, часть 1. 2. Инд.

    задание: подготовить сообщение о романсе С. Рахманинова «Весенние воды». 3. Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И. Шишкина, В. Поленова, А.

    Саврасова, К. Маковского.