Урок литературы 5 класс В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Конспект урока по литературе в 5 классе, В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Тип урока : урок обобщения

Цели урока:

Ι. Образовательные : формировать умение анализировать художественный текст; развивать умение выражать свои мысли, давать оценку поступкам героев, делать выводы самостоятельно; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя, умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные:

Ход урока:

  1. Организационный этап

Здравствуйте, юные читатели! Я рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу. И давайте же начнем наш урок!

  1. Мотивационный этап

Ребята, когда вы приходите в школу первого сентября, о чем вы говорите между собой?

Какое первое сочинение на свободную тему просит вас написать учитель русского языка?

Основой рассказа, о котором будет сегодня идти речь на уроке, является сочинение, которое учитель русского языка и литературы попросил написать Виктора (тогда – Витю) Астафьева. Возможно, среди вас есть будущие писатели, которые на основе своих летних впечатлений тоже напишут рассказы для детей.

Итак, тема нашего урока…

Почему рассказ так называется?

Главный герой рассказа, Васютка, нашёл в тайге озеро, богатое рыбой. Рыбаки назвали его Васюткино.

А возможно в наше время открыть что-то новое? Что об этом говорится в рассказе? Прочитайте.

11 стр., 5341 слов

Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева

... не пропадет – к тебе добром вернется». 6 класс Урок по рассказу «Конь с розовой гривой» Урок по рассказу «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня». Цели урока: Образовательные: Обучить аналитическому восприятию художественного произведения. ... жизненных уроков, вынесенных из детства? Нарисуйте этот символ. Аргументы для сочинения 15.3 на тему: совесть (ОГЭ по русскому языку) Совесть ...

Дети читают отрывок со слов «Много ещё… до конца первого абзаца).

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас на этом уроке открыл для себя что-то новое, интересное.

А чтобы открыть что-то новое в рассказе, что вы должны будем сделать? Какова цель нашего урока?

Прочитать, запомнить, проанализировать, поразмышлять,

  • В какую ситуацию попадает главный герой?

Он заблудился в тайге, где трудно выжить даже взрослому.

Благодаря чему он выжил в тайге?

Васютка наблюдал, соображал, не унывал, общался с природой, соблюдал законы тайги…

Представьте, вы оказывались в такой ситуации, а могли бы оказаться? Какой вопрос всегда встаёт перед человеком, попавшим в трудную ситуацию?

Как можно выжить и найти дорогу домой.

Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно проанализировать рассказ. Мы отправимся по следам Васютки и попробуем понять, что же он чувствовал, какие эмоции испытывал во время своего «приключения».

  1. Актуализация знаний

Давайте вспомним, кто такой Васютка?

Мальчик 13 лет, коренастый, похожий на мужичка. Он с ружьём, патронташем и мешком. Любит и уважает родителей, взрослых. Знает хорошо таёжные законы, любит природу, рассуждать.

Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?

Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

Знакома, не раз бывал, следил за затесями.

  1. Усвоение новых знаний

Скажите, какому жанру относится «Васюткино озеро»?

Рассказ.

Что такое рассказ?

Небольшое прозаическое произведение о случае из жизни одного героя.

Любое произведение имеет свою композицию. Перед вами план рассказа. Надо соотнести информацию из рассказа к каждому пункту плана.

Экспозиция (вступительная часть):

Рассуждение об озерах и их названиях, неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

Завязка (начало событий):

Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.

14 стр., 6910 слов

Характер васютки из рассказа васюткино озеро (5 класс)

... история о Васюткином озере. Смотрите:, Все материалы по «Васюткиному озеру», Все материалы по творчеству В. Аставьева «Васюткино озеро» характер Васютки «Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева. Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро» Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался ...

Развитие действия:

Страх и отчаяние Васютки, решительные действия по своему спасению, просвет в пути.

Кульминация (наивысшее напряжение):

Появление бота и возвращение героя.

Развязка (завершение событий):

Васютка дома, путь к озеру и его освоение.

Эпилог (заключительная часть):

Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

  1. Творческое применение и добывание знаний

На ваших рабочих листах есть начало высказываний о тайге по тексту, вам надо дописать.

Идёшь в лес бери еду, бери спички.

не отходи – сгинешь.

хлипких не любит.

  • Молодцы. А теперь проверим, насколько внимательно вы читали. (Фронтальный опрос) Итак, что делал Васютка в тайге до того, как потерялся?

Собирал шишки.

На какой реке происходили события?

Енисее.

Чем снабжал Васютка рыбаков?

Кедровыми орехами.

Что называли сибирские охотники драгоценным «припасом»?

Порох и дробь (патроны).

Что такое затеси?

Зарубки, отметки на дереве.

О чём мальчик пожалел после того, как зажарил глухаря?

Не взял соли.

Сколько ночей провёл Васютка в тайге?

4.

Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?

Хлеб и вяленую рыбу.

Итак, по какой же причине Васютка потерялся? Какой герой аоявляется в рассказе?

Глухарь.

Расскажите коротко о глухаре как биолог, писатель, художник, охотник.

Биолог. Глухарь – это большая птица, весом до 5-6 килограммов, обитает в тайге.

Писатель. Перед Васюткой пролетела большая, чёрная птица – глухарь. Он подстрелил её, погнался за ней и заблудился.

Художник. Это большая птица с чёрными с голубоватым отливом перьями.

Охотник. Глухаря надо брать с собакой.

  • А вот и паутина, в которой запуталась муха. По принципу игры «Телефон» ответьте на вопрос, что понял Васютка при виде мухи?

Дети передают на ухо соседу слово «Заблудился».

А потом Васютка готовил глухаря.

5 стр., 2107 слов

Васютка из рассказа васюткино озеро (образ и характеристика 5 класс)

... по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел. Сочинение на тему Васюткино Озеро 5 класс Васютка ... кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…» Васютка умеет различать диких птиц в лесу: «…увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце ...

По цепочке восстановите алгоритм приготовления охотничьего блюда из глухаря.

1.Приготовить дрова.

2. Развести костёр.

3. Ощипать и распотрошить глухаря.

4. Отодвинуть костёр.

5. На горячем месте выкопать ямку.

6. Положить туда птицу.

7. Плотно закрыть мхом.

8. Присыпать горячей землёй, золой, углями.

9. Сверху положить пылающие головни и подбросить дрова.

10.Через час раскопать – готово охотничье блюдо.

А что еще ел Васютка в тайге?

Хлеб, орехи, глухарь , утки, гуси, красная смородина.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

«Рыба в озере» – «Рыба в Енисее»

Рыба: пелядь, чир, сиг – в озере; осётр, стерлядь, омуль – в реке.

А вот оно, то озеро, которое открыл Васютка. Таким вы себе его представляли? О чём догадался мальчик?

Если в озере белая рыба, которая водится в Енисее, значит, озеро проточное и выведет к реке.

Давайте вспомним приметы, которые помогли Васютке выжить. Продолжите примету:

  • Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

  • Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

  • Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

  • Ветвей у дерева больше на южной стороне.

А вот и долгожданное спасение – бот. Действия Васютки.

Развёл большой костёр, чтобы заметили с бота; стрелял из ружья.

  1. Рефлексия

  • Чему можно научиться у Васютки? Как можно выжить в тайге?

Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

6 стр., 2942 слов

Какой таежный закон нарушил васютка. законы тайги в рассказе ...

... Васюткино озеро» тоже отражает жизненный опыт писателя. Что мы можем вспомнить об истории создания рассказа? (сначала пятиклассник Виктор Астафьев написал сочинение на тему ... найти в тексте правила, законы, мудрости, помогающие выжить в тайге; понаблюдать над языком ... озере белая рыба быть не может. 13.Белая рыба обычно водится в реках. 14.Если в озере белая рыба – оно проточное. 15.Кровянистое небо на ...

Что бы ты рассказал о тайге своему другу?

  1. Информация о домашнем задании

  2. Самооценка

«Ладошки».