Конспект урока по литературе в 5 классе, В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Тип урока : урок обобщения
Цели урока:
Ι. Образовательные : формировать умение анализировать художественный текст; развивать умение выражать свои мысли, давать оценку поступкам героев, делать выводы самостоятельно; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя, умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные:
Ход урока:
-
Организационный этап
– Здравствуйте, юные читатели! Я рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу. И давайте же начнем наш урок!
-
Мотивационный этап
Ребята, когда вы приходите в школу первого сентября, о чем вы говорите между собой?
Какое первое сочинение на свободную тему просит вас написать учитель русского языка?
– Основой рассказа, о котором будет сегодня идти речь на уроке, является сочинение, которое учитель русского языка и литературы попросил написать Виктора (тогда – Витю) Астафьева. Возможно, среди вас есть будущие писатели, которые на основе своих летних впечатлений тоже напишут рассказы для детей.
Итак, тема нашего урока…
Почему рассказ так называется?
Главный герой рассказа, Васютка, нашёл в тайге озеро, богатое рыбой. Рыбаки назвали его Васюткино.
– А возможно в наше время открыть что-то новое? Что об этом говорится в рассказе? Прочитайте.
Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой Астафьева
... не пропадет – к тебе добром вернется». 6 класс Урок по рассказу «Конь с розовой гривой» Урок по рассказу «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня». Цели урока: Образовательные: Обучить аналитическому восприятию художественного произведения. ... жизненных уроков, вынесенных из детства? Нарисуйте этот символ. Аргументы для сочинения 15.3 на тему: совесть (ОГЭ по русскому языку) Совесть ...
Дети читают отрывок со слов «Много ещё… до конца первого абзаца).
– Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас на этом уроке открыл для себя что-то новое, интересное.
– А чтобы открыть что-то новое в рассказе, что вы должны будем сделать? Какова цель нашего урока?
Прочитать, запомнить, проанализировать, поразмышлять,
- В какую ситуацию попадает главный герой?
Он заблудился в тайге, где трудно выжить даже взрослому.
– Благодаря чему он выжил в тайге?
Васютка наблюдал, соображал, не унывал, общался с природой, соблюдал законы тайги…
– Представьте, вы оказывались в такой ситуации, а могли бы оказаться? Какой вопрос всегда встаёт перед человеком, попавшим в трудную ситуацию?
Как можно выжить и найти дорогу домой.
– Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно проанализировать рассказ. Мы отправимся по следам Васютки и попробуем понять, что же он чувствовал, какие эмоции испытывал во время своего «приключения».
-
Актуализация знаний
Давайте вспомним, кто такой Васютка?
– Мальчик 13 лет, коренастый, похожий на мужичка. Он с ружьём, патронташем и мешком. Любит и уважает родителей, взрослых. Знает хорошо таёжные законы, любит природу, рассуждать.
Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
– Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».
Почему Васютка спокойно шёл по тайге?
Знакома, не раз бывал, следил за затесями.
-
Усвоение новых знаний
Скажите, какому жанру относится «Васюткино озеро»?
– Рассказ.
Что такое рассказ?
Небольшое прозаическое произведение о случае из жизни одного героя.
– Любое произведение имеет свою композицию. Перед вами план рассказа. Надо соотнести информацию из рассказа к каждому пункту плана.
Экспозиция (вступительная часть):
Рассуждение об озерах и их названиях, неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
Завязка (начало событий):
Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
Характер васютки из рассказа васюткино озеро (5 класс)
... история о Васюткином озере. Смотрите:, Все материалы по «Васюткиному озеру», Все материалы по творчеству В. Аставьева «Васюткино озеро» характер Васютки «Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева. Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро» Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался ...
Развитие действия:
Страх и отчаяние Васютки, решительные действия по своему спасению, просвет в пути.
Кульминация (наивысшее напряжение):
Появление бота и возвращение героя.
Развязка (завершение событий):
Васютка дома, путь к озеру и его освоение.
Эпилог (заключительная часть):
Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
-
Творческое применение и добывание знаний
На ваших рабочих листах есть начало высказываний о тайге по тексту, вам надо дописать.
– Идёшь в лес – бери еду, бери спички.
не отходи – сгинешь.
хлипких не любит.
- Молодцы. А теперь проверим, насколько внимательно вы читали. (Фронтальный опрос) Итак, что делал Васютка в тайге до того, как потерялся?
Собирал шишки.
На какой реке происходили события?
– Енисее.
Чем снабжал Васютка рыбаков?
Кедровыми орехами.
Что называли сибирские охотники драгоценным «припасом»?
Порох и дробь (патроны).
Что такое затеси?
Зарубки, отметки на дереве.
О чём мальчик пожалел после того, как зажарил глухаря?
Не взял соли.
Сколько ночей провёл Васютка в тайге?
– 4.
Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?
Хлеб и вяленую рыбу.
Итак, по какой же причине Васютка потерялся? Какой герой аоявляется в рассказе?
– Глухарь.
Расскажите коротко о глухаре как биолог, писатель, художник, охотник.
Биолог. Глухарь – это большая птица, весом до 5-6 килограммов, обитает в тайге.
Писатель. Перед Васюткой пролетела большая, чёрная птица – глухарь. Он подстрелил её, погнался за ней и заблудился.
Художник. Это большая птица с чёрными с голубоватым отливом перьями.
Охотник. Глухаря надо брать с собакой.
- А вот и паутина, в которой запуталась муха. По принципу игры «Телефон» ответьте на вопрос, что понял Васютка при виде мухи?
Дети передают на ухо соседу слово «Заблудился».
А потом Васютка готовил глухаря.
Васютка из рассказа васюткино озеро (образ и характеристика 5 класс)
... по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел. Сочинение на тему Васюткино Озеро 5 класс Васютка ... кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…» Васютка умеет различать диких птиц в лесу: «…увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце ...
По цепочке восстановите алгоритм приготовления охотничьего блюда из глухаря.
1.Приготовить дрова.
2. Развести костёр.
3. Ощипать и распотрошить глухаря.
4. Отодвинуть костёр.
5. На горячем месте выкопать ямку.
6. Положить туда птицу.
7. Плотно закрыть мхом.
8. Присыпать горячей землёй, золой, углями.
9. Сверху положить пылающие головни и подбросить дрова.
10.Через час раскопать – готово охотничье блюдо.
А что еще ел Васютка в тайге?
Хлеб, орехи, глухарь , утки, гуси, красная смородина.
-
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
«Рыба в озере» – «Рыба в Енисее»
Рыба: пелядь, чир, сиг – в озере; осётр, стерлядь, омуль – в реке.
– А вот оно, то озеро, которое открыл Васютка. Таким вы себе его представляли? О чём догадался мальчик?
Если в озере белая рыба, которая водится в Енисее, значит, озеро проточное и выведет к реке.
Давайте вспомним приметы, которые помогли Васютке выжить. Продолжите примету:
-
Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
-
Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
-
Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
-
Ветвей у дерева больше на южной стороне.
А вот и долгожданное спасение – бот. Действия Васютки.
Развёл большой костёр, чтобы заметили с бота; стрелял из ружья.
-
Рефлексия
- Чему можно научиться у Васютки? Как можно выжить в тайге?
– Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.
Какой таежный закон нарушил васютка. законы тайги в рассказе ...
... Васюткино озеро» тоже отражает жизненный опыт писателя. Что мы можем вспомнить об истории создания рассказа? (сначала пятиклассник Виктор Астафьев написал сочинение на тему ... найти в тексте правила, законы, мудрости, помогающие выжить в тайге; понаблюдать над языком ... озере белая рыба быть не может. 13.Белая рыба обычно водится в реках. 14.Если в озере белая рыба – оно проточное. 15.Кровянистое небо на ...
– Что бы ты рассказал о тайге своему другу?
-
Информация о домашнем задании
-
Самооценка
«Ладошки».